Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНЫЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ И ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ У СОТРУДНИКОВ УМВД'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНЫЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ И ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ У СОТРУДНИКОВ УМВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное состояние / жизнестойкость / локус контроля / интернальный / экстернальный локус контроля / сотрудники УМВД / emotional state / resilience / locus of control / internal / external locus of control / employees of the MIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Шахова Карина Игоревна

Статья отражает цель исследовательской работы, результаты научного изыскания взаимодействия эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД. Раскрываются определения понятий эмоциональное состояние, жизнестойкость и локус контроля. Обозначены применяемые методы, предоставлена характеристика выборки. Указаны итоги эмпирического изучения, где находится анализ взаимодействия эмоционального фона с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД на основании коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Шахова Карина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article completely reveals of the research, the facts of a scientific research of the relationship of emotional states with resilience and locus control among staff of the MIA. The definitions of the concepts of emotional state, resilience and locus of control approved. The research methods used are described and the sample is characterized. The results are presented, which reflect the analysis of the relationship of emotional states with resilience and locus control in employees of the MIA using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНЫЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ И ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ У СОТРУДНИКОВ УМВД»

4. Корзунин, A.B. Психофизиологические критерии оценки нервно-психической устойчивости в процессе военно-профессиональной адаптации военнослужащих: Дис. ... канд. мед. наук/ A.B. Корзунин. - СПб., 2015. - 155 с.

5. Маркелов, И.П. Проблема агрессивного поведения / И.П. Маркелов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-suschnosti-soderzhaniya-i-osobennostey-agressivnogo-povedeniya-lichnosti.pdf (дата обращения: 09.03.2024)

6. Сперанская, A.B. Нервно-психическая устойчивость / A.B. Сперанская // Вестник института: преступление, наказание, исправление. -2016,- №3 (35). - С. 75.

7. Стеценко, В.В. Психологические особенности профессиональной деятельности горноспасателей / В.В. Стеценко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -2016. -№ 1. - С. 104-107

8. Циркин, В.И. Нейрофизиология: основы нейрофизиологии: учебник для вузов / В.И. Циркин, С.И. Трухина, А.Н. Трухин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 504 с.

9. Човдырова, Г.С. Психология труда сотрудников органов внутренних дел / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. - Москва: Издательство «Юрайт», 2019. -215 с.

10. Isberg, L. Anger, Aggressive Behavior, and Athletic Performance / L. Isberg H Emotions in Sport. - Text: direct II Emotions in sport. -2000. -№ l.-Pp. 13-33

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Шахова Карина Игоревна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНЫЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ И ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ У

СОТРУДНИКОВ УМВД

Аннотация. Статья отражает цель исследовательской работы, результаты научного изыскания взаимодействия эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД. Раскрываются определения понятий эмоциональное состояние, жизнестойкость и локус контроля. Обозначены применяемые методы, предоставлена характеристика выборки. Указаны итоги эмпирического изучения, где находится анализ взаимодействия эмоционального фона с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД на основании коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, жизнестойкость, локус контроля, интернальный, экстернальный локус контроля, сотрудники УМВД.

Annotation: The article completely reveals of the research, the facts of a scientific research of the relationship of emotional states with resilience and locus control among staff of the MIA. The definitions of the concepts of emotional state, resilience and locus of control approved. The research methods used are described and the sample is characterized. The results are presented, which reflect the analysis of the relationship of emotional states with resilience and locus control in employees of the MIA using the Pearson correlation coefficient.

Key words: emotional state, resilience, locus of control, internal, external locus of control, employees of the MIA.

Введение. На специалистов УМВД возложены многочисленные оперативные и служебно-боевые обязанности. Сегмент реализуемых задач вариативен, поэтому зачастую сопряжен с напряженными и экстремальными условиями. Экстремальность заключается прежде всего в необходимости взаимодействия сотрудника УМВД с гражданами с противоправным поведением и их жертвами. Из сложности факторов напряженности в правоохранительных органах наиболее характерными являются, умственные и физические перегрузки, ненормированный рабочий день, сложность различных жизненных ситуаций, высокий уровень ответственности. Постоянное испытание стрессом и напряжением может привести к ощущению истощения, пессимизма и потери интереса к работе. Это сказывается на жизнестойкости сотрудников, уменьшая их способность справляться с трудностями и адаптироваться к изменениям. Сотрудники, испытывая постоянное негативное эмоциональное состояние, могут чувствовать меньше контроля над ситуацией и своими эмоциями, что приводит к усилению внешнего локуса контроля и ощущению беспомощности. Поэтому способность регуляции эмоциональных состояний, высокая жизнестойкость может помочь сотрудникам более эффективно справляться с трудностями, сохранять эмоциональную стабильность и продуктивность в работе. А склонность к внутреннему локусу контроля укрепит их уверенность в своей способности контролировать события в своей жизни.

Объект: профессиональная деятельность сотрудников УМВД.

Предмет: взаимосвязь эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД.

Гипотеза: существует значимая взаимосвязь эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД, а именно: чем выше показатели самочувствия, активности и настроения, тем выше жизнестойкость и интернальный локус контроля.

Цель работы: исследование взаимосвязи эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД.

Методы: теоретический анализ научно-методических источников, психодиагностическое тестирование, обработка сведений (коэффициент корреляции К. Пирсона).

Методики:

1. Диагностическая методика «Жизнестойкость», С. Мадди.

2. Диагностическая методика «Локус контроля», Дж. Роттер.

3. Диагностический опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), А. Доскин, Н.А. Лаврентьева.

4. Диагностическая методика «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС), А.Б. Леонова, С.Б. Величковская.

Выборка: 40 работников УМВД по г. Новокузнецку.

Практическая ценность итогов исследования состоит в применении психологической аргументации выполнения профессиональных обязанностей специалистов УМВД с целью сохранения профессионального здоровья субъектов труда. Также практическая значимость результатов заключается в изучении связей между эмоциональными состояниями с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД, разработке на этой основе практических рекомендаций и коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение жизнестойкости, развитие интернального локуса контроля и эффективной эмоциональной регуляции.

Изложение основного материала статьи. Эмоциональные состояния личности неизменно притягивали внимание экспертов в различные исторические периоды. В этой области знаний осталось множество невыясненных и интересных феноменов. В древние времена Демокрит, Платон, Сократ рассматривали в своих научных работах эмоциональный фон личности. Они обозначали его как «состояния души», которые предопределялись внутренними и внешними условиями. Специалисты в позднем Средневековье и в рамках эпохи Возрождения интерпретировали эмоциональные состояния личности в новом свете. Они выявили сопряжение психических состояний с физиологическим здоровьем, то есть с состоянием внутренних органов и внешним видом человека (поведенческие модели, жесты, позы и др.).

Под эмоциональным состоянием подразумевается временное преобразование психического состояния. Оно формируется как реакция на конкретную ситуацию или явление. Данное состояние имеет ряд особенностей. Речь идет о сильных чувствах и переживаниях, которые обладают как позитивной, так и негативной направленностью. Реализация эмоционального состояния осуществляется в форме эмоций, настроения, аффектов [6].

Тематикой эмоциональных состояний занималось огромное количество современных экспертов: Б.И. Додонов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Они классифицировали дифференцированные разновидности эмоций, которые обладают многочисленными отличиями. В первую очередь расхождения проявляются в специфике протекания и психологическом поведении личности. Востребованным считается разделение эмоций, в котором идентифицируют аффекты, непосредственно эмоции, чувственную сферу, настроение, стрессовые состояния.

Отдельное внимание в рамках исследования психики стоит уделить наработкам А.Н. Леонтьева. С точки зрения эксперта, эмоции представляют собой сегмент психических процессов, которые сопряжены с инстинктами, нуждами, мотивами личности. Для эмоций характерна опция регулирования активности личности за счет указания важности внешних и внутренних факторов в рамках жизнедеятельности [4].

С точки зрения Е.П. Ильина, эмоциональное состояние является комплексной реализацией в виде интерпретации сути влияния внутренних и внешних факторов. Важными свойствами эмоционального состояния выступают слабая интенсивность, комплексность, продолжительность в периоде, наличие оценочной специфики для объекта. В перечне характеристик стоит также выделить цикличность и стабилизацию внутренних переживаний [3]. Ряд эмоциональных состояний перерастают в категорию ведущих, превалирующих в структуре личности. Учитывая этот факт, они могут оказывать серьезное воздействие на развитие характера.

Изначально тематикой жизнестойкости занимались С. Мадди и С. Кобейс. Они внесли значительный вклад в разработку этой проблемы. В частности, они внедрили специальное научное понятие «hardiness», под которым подразумевается стойкость личности. В соответствии с дефиницией под жизнестойкостью подразумевается сегмент мнения личности о себе, окружающей среде, взаимодействиях со средой. Такое свойство личности влияет на уровень противодействия стрессу, что положительно сказывается на внутреннем балансе и успешности жизнедеятельности. Жизнестойкость определяет способность переносить неустранимую тревогу, которая воздействует на выбор будущего в рамках экзистенциальной дилеммы.

На основании изучения иностранных работ по данному вопросу установлено, что описание жизнестойкости тесно увязывают с индикатором психического здоровья личности. Изначально характеристика рассматривалась с позиции исследования вариантов преодоления проблем (Д. Вильяме, В. Флориан и др.).

По мнению Д.А. Леонтьева, данную категорию стоит обозначить, как «жизнестойкость». Она указывает на возможность личности переносить стресс, не теряя при этом внутренний баланс и не уменьшая эффективность собственной деятельности. Составными компонентами жизнестойкости эксперт считает убеждения в готовности преодолевать трудности, личностные интересы и готовность постигать новые сферы [5].

С точки зрения Л.А. Александрова, жизнестойкость представляет собой интегральную опцию личности, которая становится базовым механизмом приспособления. В структуре находятся 2 блока. Первым из них является блок общих способностей, к которому относятся основные личностные установки, ответственность, познание самого себя, умственные способности. Во второй блок входят специальные способности, то есть возможности справляться с различными сложностями, межличностное взаимодействие, механизмы саморегуляции [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

С точки зрения Ю.В. Коржовой, жизнестойкость характеризуется особой важностью для личности. Феномен предотвращает личностную деградацию и дезорганизацию. За счет стабилизирующих механизмов восполняются многочисленные психические потери, утрата ориентиров и гармонии [3].

Автором термина «локус контроль» выступил Дж. Роттер. Понятие указывает на личностную характеристику, которая позволяет сопрягать успешность или отсутствие успешности деятельности с внутренними или внешними условиями. Приверженность связывать итоги деятельности с внешними условиями ее осуществления обозначается, как «внешний локус контроль». Желание связывать итоги деятельности с внутренними условиями ее осуществления обозначается, как «внутренний локус контроль». По мнению Дж. Роттера, локус контроль выступает в качестве стабильного свойства личности, поэтому наблюдается его зависимость от различных событий и феноменов, которые переживает человек [7].

Отдельное внимание в изучении локус контроля стоит уделить научным трудам С.Ю. Головиной. Она увязывала данную категорию с нахождением фактора поведения вне себя, в рамках собственного окружения. Для интервального локус контроля присущи поиски факторов поведенческих моделей личности внутри себя [2].

На основании теории Дж. Роттера Д. Рисман разработал собственную концепцию. Она состоит в идентификации типов характера личности, которые идут изнутри. Поведенческие модели здесь регламентируются интернализованными, внутренними целями и морально-нравственными категориями.

По мнению А.А. Реан, локус контроль становится фактором, который учитывает социально зрелая личность. Эксперт идентифицирует ответственность первого и второго типа. Интернальность в данном случае является индикатором личностной ответственности, который сопряжен с поведенческими моделями и взрослением [8].

С точки зрения Е.В. Распонина, более стабильными к стрессовым влияниям оказываются работники с интеральным локусом.

Не стоит рассматривать локус контроль крайне категорично. Другими словами, личность не обладает исключительно одним локус контролем, они могут меняться от внутренних и внешних условий. Учитывая этот факт, за счет получения навыков преодоления сложностей допускается поэтапно нарастить возможности внутреннего локуса контроля.

В процессе исследования связи эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД проведено профессиографическое исследование деятельности. Предоставлена характеристика профессиональных обязанностей, исследованы требования к необходимым свойствам работника УМВД, в рамках чего мы отметили, что их деятельность характеризуется стрессогенностью, умственной и эмоциональной напряженностью, физическими нагрузками. Данная деятельность требует наличия таких профессионально-важных качеств, как эмоциональные состояния, жизнестойкостью и внутренний локус контроля, т.к. эти качества помогают сотрудникам эффективно справляться со своими эмоциями, сохранять контроль над своими действиями и результатами своей работы.

По результатам диагностики опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН), В.А. Доскина, H.A. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова, большинство обследуемых сотрудников УМВД имеют среднее самочувствие (73%). Они часто испытывают некоторое напряжение и стресс из-за высокой нагрузки работы, необходимости принимать быстрые решения и взаимодействуя с гражданами с противоправным поведением и их жертвами. Однако, благодаря многолетнему опыту и профессионализму, они способны эффективно справляться с такой нагрузкой. Средняя активность выражена у 48% испытуемых большая часть сотрудников характеризуется организованностью, ответственностью и энергичностью. Среднее настроение наблюдается у 56% обследуемых. Большая часть сотрудников УМВД могут обладать способностью эффективно выполнять свои обязанности.

Результаты использования методики ДОРС А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской, большинство обследуемых сотрудников УМВД обладают умеренным стрессом (95%). Большая часть обследуемых сотрудников УМВД характеризуются профессионализмом и ответственностью. Умеренное утомление характерно для 73% сотрудников. Большая часть сотрудников УМВД характеризуются проявлением умеренного чувства усталости, но при этом все еще способны эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Большинство испытуемых сотрудников (65%) обладают умеренной монотонней, такие сотрудники обычно проявляют стойкость и спокойствие в стрессовых ситуациях, способны выполнять рутинную работу. Умеренное пресыщение наблюдается у 68% сотрудников, большинство сотрудников довольны своей работой и могут проявлять инициативу к самосовершенствованию.

По результатам методики «Жизнестойкость», С. Мадди, повышенной жизнестойкостью обладают 55% опрошенных, большинство осознают важность своей работы и принимают решения. Сотрудники УМВД с повышенной жизнестойкостью отличаются высоким уровнем профессионализма и ответственности за свою работу.

Результаты психодиагностики сотрудников УМВД по методике «Локус контроля», Дж. Роттер. Для большинства сотрудников характерен интернальный локус контроля (73%). Большинство сотрудников считают, что они сами контролируют свою жизнь, свои поступки.

Идентифицированы статистически значимые взаимодействия между эмоциональными состояниями с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД. Выявлено тесное прямое взаимодействие между самочувствием по САН и жизнестойкостью (р < 0,01) по методике «Жизнестойкость», С. Мадди. Идентифицирована плотная прямая связь самочувствия по САН с экстернальностью и плотная обратная связь с интернальностью (р < 0,01) по диагностической методике «Локус контроля», Дж. Роттера. Обнаружилась значимая обратная связь активности по САН с экстернальностью (р < 0,05) и плотная прямая связь с интернальностью (р < 0,01) по методике «Локус контроля», Дж. Роттера. Имеется значимая прямая связь между настроением по САН и жизнестойкостью (р < 0,05) по методике «Жизнестойкость», С. Мадди. Выявлена плотная обратная связь между стрессом по методике «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС), А. Б. Леонова, С. Б. Величковской и жизнестойкостью (р < 0,01) по методике «Жизнестойкость», С. Мадди. Обнаружилась значимая прямая связь стресса по методике ДОРС с экстернальностью (р < 0,05) и плотная обратная связь с интернальностью (р < 0,01) по методике «Локус контроля», Дж. Роттера. Идентифицировано тесное обратное взаимодействие между утомлением по методике ДОРС и жизнестойкостью (р < 0,01) по методике «Жизнестойкость», С. Мадди. Обнаружилась значимая плотная прямая связь утомления по методике ДОРС с экстернальностью и плотная обратная связь с интернальностью (р < 0,01) по диагностической методике «Локус контроля», Дж. Роттера.

Сформулированное предположение, что имеется важное взаимодействие эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД, а именно: чем выше показатели самочувствия, активности и настроения, и ниже стресс и утомление, тем выше жизнестойкость и внутренний локус контроля, нашла свое подтверждение.

По результатам диагностики были прописаны рекомендации психологу и сотрудникам.

Выводы. В процессе изучения теоретико-методологических предпосылок исследования взаимосвязи эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД, мы выполнили психологическое изучение профессиональной работы специалистов полиции, в результате которого, узнали, что их деятельность характеризуется эмоциональной напряженностью и стрессовыми факторами на рабочем месте. Данная деятельность требует наличия таких профессионально-важных качеств, как эмоциональные состояния, жизнестойкостью и внутренний локус контроля, т.к. эти качества помогают сотрудникам эффективно справляться со своими эмоциями и трудностями на рабочем месте, сохранять контроль над своими действиями.

В ходе работы изучены понятия эмоциональное состояние, жизнестойкость и локус контроля. Изучив ряд зарубежных и отечественных научных источников, отмечается недостаточная эмпирическая база исследований, подтверждающих наличие взаимосвязи эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локус контролем у сотрудников УМВД.

По результатам психодиагностического тестирования эмоционального состояния определено, что многие специалисты УМВД имеют среднее самочувствие (73%), среднюю активность (48%) и среднее настроение (56%). А также обладают умеренным стрессом (95%) и умеренным утомлением (73%). У большинства сотрудников УМВД наблюдается повышенная жизнестойкость (55%). Мы выявили, что для большинства сотрудников характерен интернальный локус контроля (73%).

Составленные нами практические рекомендации способствуют коррекции эмоциональных состояний, повышения жизнестойкости и развитие интернального локус контроля.

Идентифицированы статистически значимые взаимодействия между эмоциональными состояниями с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД. Сформулированное предположение, что имеется важное взаимодействие эмоциональных состояний с жизнестойкостью и локусом контроля у сотрудников УМВД, а именно: чем выше показатели самочувствия, активности и настроения, и ниже стресс и утомление, тем выше жизнестойкость и внутренний локус контроля, нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Александрова, Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова. - Текст: электронный // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. - 2005. -Т. 51. - № 7. - С. 83-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostavlyayuschih-zhiznestoykostilichn-osti-kak-osnove-ee-psihologicheskoy-bezopasnosti-v-sovremennom-mire

2. Ганзен, В.А. Эмоциональные состояния / В.А. Ганзен. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, 2013. - 76 с. - ISBN 978-5-85981-557-9. - URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/01/12/d5478cb846571c9d8el844af240a75bb/kotova-ev-profilaktika-sindroma.pdf

3. Ильин, Е.П. Методы изучения эмоциональной сферы человека / Е.П. Ильин. - Ярославль: Ярославский Государственный Университет, 2018. - 344 с. - ISBN 978-5-8397-0638-5. - Текст: непосредственный.

4. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев - 3 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 343 с. - ISBN 978-5-534-03082-2. - Текст: непосредственный.

5. Леонтьев, А.Н. Эмоции / А.Н. Леонтьев - Текст: непосредственный // Философская энциклопедия. - 2020. - 553 с. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41832020_82270486.pdf

6. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. Текст: непосредственный. - М.: Смысл, 2006.-63 с.

7. Пономарева, Е.В. Экономические составляющие коррупции в уголовно-исполнительной системе / Е.В. Пономарева. - Текст: электронный // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 3. - С. 118-124. - URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/292243

8. Rean, А.А. Problems and prospects of development of the concept of locus of personality control / A.A. Rean. - Text: direct 11 Psychological journal. - 2019. - No. 4. - Pp. 3-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zhiznestoykosti-v-kontekste-agressiv-nosti-lichnosti

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Королев Игорь Александрович

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА САМООЦЕНКУ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования влияния психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрываются определения понятий самооценка, эмоциональный интеллект. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта с использованием оценки достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Ключевые слова: самооценка, эмоциональный интеллект, психологический тренинг, психолог, адепт, служебная деятельность.

Annotation. The article reflects the results of a scientific study of the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage. The definitions of the concepts of self-esteem and emotional intelligence are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage using an assessment of the reliability of differences (Student's t-criterion).

Key words: self-esteem, emotional intelligence, psychological training, psychologist, adept, professional activity.

Введение. Тема исследования «Влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта» является актуальной по нескольким причинам.

Тренинги по развитию самооценки и ЭИ становятся все более популярными среди психологов. Однако, вопрос о влиянии тренингов на эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности остается открытым, особенно в отношении стадии адепта.

Самооценка и эмоциональный интеллект являются важными факторами, влияющими на профессиональную эффективность психологов. Высокий уровень самооценки помогает психологам чувствовать уверенность в своих способностях и принимать решения, а высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет им эффективно общаться с клиентами и коллегами.

Изучение влияния психологических тренингов на эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности позволит определить, какие методы являются наиболее эффективными для развития эмоционального интеллекта, а также выявить возможные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники тренинга. Это, в свою очередь, поможет разработать более эффективные программы обучения и развития для психологов.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения влияния психологических тренингов на самооценку и развитие эмоционального интеллекта у психологов служебной деятельности на стадии адепта. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ обучения и тренингов для начинающих психологов, а также для улучшения профессиональной подготовки психологов в целом.

Изложение основного материала статьи. Отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн) самооценка рассматривается как сторона самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый её жизнедеятельностью. Самооценка имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями [1].

С.А. Будасси считал, что оценивание себя происходит двумя способами: сравнение своих ожиданий от работы с её реальными итогами или сопоставление себя и других людей. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень [2].

В книге «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» С.В. Ковалёв понимает самооценку как оценку самого себя, своих способностей, черт характера и положения среди окружающих можно описать как процесс, в ходе которого человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.