Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА'

РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТА / СИТУАЦИИ СТРЕССА / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Токарева Валентина Борисовна

В материале рассматривается роль принятия ответственности субъекта в трудных ситуациях. На основе теоретического и эмпирического анализа автором было изучено, что интернальный локус контроля является важной составляющей в организации своей деятельности субъекта при длительном воздействии стресс-факторов. Наличие прямой взаимосвязи между локусом контроля и системной рефлексией указывает на большое значение ответственности в анализе ситуации и принятии решений индивида. Для более полного раскрытия содержания понятия «ответственность» автор рассматривает уровни локуса контроля, приводит доводы о понимании оптимального уровня локуса контроля, при котором личность в стрессовых ситуация будет функционировать оптимизировано, проявляя непосредственную активность. Также автор раскрывает понятие «стресс», дает определение понятию «выученная беспомощность» и приводит несколько практических способов самопомощи для снятия симптомов выученной беспомощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SUBJECT RESPONSIBILITY IN A STRESS SITUATION

The material considers the role of accepting the responsibility of the subject in difficult situations. Based on theoretical and empirical analysis, the author studied that the international control locus is an important component in the organization of its activities of the subject under long-term exposure to stress factors. The presence of a direct relationship between the locus of control and systemic reflection indicates the great importance of responsibility in analyzing the situation and making decisions of the individual. To more fully disclose the content of the concept of "responsibility," the author considers the levels of the control locus, argues for an understanding of the optimal level of the control locus, at which the person in a stressful situation will function optimized, showing direct activity. The author also reveals the concept of "stress," defines the concept of "learned helplessness" and provides several practical ways of self-help to relieve the symptoms of learned helplessness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА»

10. Суворова, О.В. Информационная культура и здоровье личности студента / О.В. Суворова, А.С. Кухарев // Нижегородский психологический альманах (электронный научный журнал). - 2020. - Том 1 №1. - С. 241-250. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44598883 (дата обращения: 27.05.2021)

11. Суворова, О.В. Взаимосвязь эмоционально-личностных характеристик и особенностей информационной культуры у студентов / О.В. Суворова, А.С. Кухарев, О.А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - №1 (57). - С. 158-172. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45703720_65501229.pdf (дата обращения: 27.05.2021)

12. Суворова, О.В. Структура информационной культуры личности: анализ подходов к исследованию проблемы / О.В. Суворова, И.И. Тушева // Нижегородский психологический альманах (электронный научный журнал). - 2021. - Т.1. -№ 1. - С. 150-159. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46457288_89219338.pdf (дата обращения: 19.05.2022)

Психология

УДК 159.944.4

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Токарева Валентина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

РОЛЬ ПРИНЯТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА В СИТУАЦИЯХ СТРЕССА

Аннотация. В материале рассматривается роль принятия ответственности субъекта в трудных ситуациях. На основе теоретического и эмпирического анализа автором было изучено, что интернальный локус контроля является важной составляющей в организации своей деятельности субъекта при длительном воздействии стресс-факторов. Наличие прямой взаимосвязи между локусом контроля и системной рефлексией указывает на большое значение ответственности в анализе ситуации и принятии решений индивида. Для более полного раскрытия содержания понятия «ответственность» автор рассматривает уровни локуса контроля, приводит доводы о понимании оптимального уровня локуса контроля, при котором личность в стрессовых ситуация будет функционировать оптимизировано, проявляя непосредственную активность. Также автор раскрывает понятие «стресс», дает определение понятию «выученная беспомощность» и приводит несколько практических способов самопомощи для снятия симптомов выученной беспомощности.

Ключевые слова: ответственность, интернальный локус контроля субъекта, ситуации стресса, выученная беспомощность.

Annоtation. The material considers the role of accepting the responsibility of the subject in difficult situations. Based on theoretical and empirical analysis, the author studied that the international control locus is an important component in the organization of its activities of the subject under long-term exposure to stress factors. The presence of a direct relationship between the locus of control and systemic reflection indicates the great importance of responsibility in analyzing the situation and making decisions of the individual. To more fully disclose the content of the concept of "responsibility," the author considers the levels of the control locus, argues for an understanding of the optimal level of the control locus, at which the person in a stressful situation will function optimized, showing direct activity. The author also reveals the concept of "stress," defines the concept of "learned helplessness" and provides several practical ways of self-help to relieve the symptoms of learned helplessness.

Key words: responsibility, international locus of control of the subject, stress situations, learned helplessness.

Введение. Каждое явление обладает некоторыми характеристиками, одни из которых могут быть выражены в двух полярных признаках, а именно: открытость и замкнутость, в первом случае открытость указывает на способность субъекта взаимодействовать с окружающими явлениями и обществом, в другом случае индивид имеет свою автономность, а, следовательно, и самостоятельность. Данная самостоятельность указывает на наличие в явлении своих элементов, имеющих как свойства, так и определенной стимул к развитию субъекта в обществе.

Общество как целостная система формирует определенные качества личности человека, вместе с этим отдельный человек, обладающий уникальными личностными характеристиками, образует вокруг себя сложную систему, которая либо развивает субъекта, либо обеспечивает его личностными дисфункциями.

XXI век становится самым динамичным в человеческой истории, богатым на трансформацию современной нравственности субъекта. Насыщенный глобальными переменами в общественной жизни и связанный с расширением влияния средств массовой коммуникации современный мир запускает внутренний процесс изменения самой сущности системы, которые в свою очередь влияют на идентичность личности, ее ценности и личностные качества.

Динамика современной культурной трансформации накладывает свой отпечаток на внутриличностные процессы субъекта, среди которых важным становится формирование психологически зрелой и духовной богатой личности.

Личность как совокупность насыщена не только познавательными процессами, темпераментом и характером, но и определенными нравственными ценностями, нормами поведения, которые и транслируются, и сохраняются культурой. Источниками данной передачи информации может служить не только опыт одного индивида, но и целого поколения.

Делая свой нравственный выбор, индивид основывается на предыдущем опыте, определенной жизненной стратегии. Выбор индивида не является чем-то абстрактным, выбор дает возможность приобрести знания, способствующие выходу из трудных жизненных ситуациях.

Каждый выбор является определенным действием, основанием которого является ответственность. Такая категория морали как «ответственность» описана не только в науках философии, этики, но и в других гуманитарных науках. Данное понятие пронизывает все сферы человеческой жизни начиная с простого общения между друзьями, заканчивая профессиональными отношениями.

Психологическое содержание понятия «ответственность» понимается как выполнение человеком принятых на себя обязательств и их последствий, регламентируемых определенной системой норм и правил на основе морального выбора и саморегуляции. Введено разделение побуждения к действию и мотива как принятого морального основания для поведения. В этом ключе ответственное поведение рассматривается как волевое поведение [2].

Как мы упоминали ранее в своих работах, «ответственность перед самим собой - это сложные внутренние движения, эмоциональная самооценка, чуткость к своему поведению» [3, С. 881]. Данная чуткость является источником дисциплинированности личности, поэтому частью ответственности для осознания своей активности в деятельности выступает внутренняя ответственность, которая актуализирует принятие личностью своего участия в жизненной ситуации и своего авторства в отношении собственного поведения во всех сферах жизни.

С древних времен исследователи рассматривали ответственность как некое определяющее основание для принятия какого-либо решения, а также ученые рассматривали ответственность как некую форму проявления свободы, при которой

человек обязан отвечать за результат, позитивным он оказывается или негативным. В нашем исследовании мы связываем ответственность с понятием «локус контроля», которое отражается в свойстве личности индивида брать на себя ответственность за свои поступки.

Изложение основного материала статьи. Чтобы диагностировать локализацию контроля над происходящими событиями, Дж. Роттер разрабатывает опросник «Уровень субъективного контроля», который определяет уровень внутренней ответственности. В его основе лежит разграничение двух локусов контроля - интернального и экстернального -и, соответственно, двух типов людей - интерналов и экстерналов. Для диагностики рассмотренных типов локуса контроля в нашем исследовании мы использовали адаптационную версию данного опросника, предложенную Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом [1].

Каждый тип локуса контроля имеет свою характеристику. Люди с интернальным типом локуса контроля, с внутренней ответственностью, уверены, что источник управления находятся внутри самого человека, что он сам может осуществлять высокий уровень личного контроля. Второй случай отражает проявление экстернального локуса контроля - веры, что жизнью человека в большой степени управляют внешние силы, такие как случай, судьба или поведение других людей.

Представленные типы локуса контроля могут иметь разные уровни, где тот или иной вариант локализации источника контроля выступает доминантой. В данной работе мы выделяем уровни локуса контроля: низкий, базовый, средний (интернальный), высокий. Низкий уровень локуса контроля предполагает склонность приписывать ответственность за свои действия судьбе, случайности или другим людям. В трудной ситуации такой субъект будет ориентироваться на внешние факторы, концентрировать свое внимание во вне, из-за этого возрастет уровень тревожности, и активной по изменению ситуации снизиться. Наличие здесь интернальности сведено к минимуму, а, следовательно, внутренняя ответственность отсутствует.

Низкий уровень локуса контроля, который Дж. Роттер обозначает как экстернальный, формируется под воздействием внешних факторов, а именно под влиянием слишком беспокойных взрослых за своего ребенка. Критичность восприятия мира и других людей со всеми особенностями их поведения развивается только с возрастом. Приобретая жизненный опыт на базе готового знания, с возрастом мы более склонны анализировать чужое поведение и мысленно оценивать его. И только мнению тех, кто стабильно занимает высокие места в наших рейтингах, мы начинаем более или менее доверять.

Базовый уровень локуса контроля говорит о взвешенности всех факторов, влияющих на результат, и об адекватном оценивании ситуации. Базовый уровень локуса контроля позволяет субъекту обстоятельно взглянуть на вещи, которые требуют с его стороны какой-либо доработки. В таком случае присутствует и экстернальный, и интернальный локус контроля, внутренняя ответственность имеет место быть, но для того чтобы индивид проявил активности сверх нормы данного уровня недостаточно. Такие субъекты будут стабильно и успешно решать бытовые задачи средней сложности, не стремясь улучшить свое положение.

Высокий уровень локуса контроля проявляется в результате воспитания, нацеленного на развитие самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. На данном уровне интернальный локус контроля является полностью доминирующим над экстернальным локусом контроля. В таком случае существует опасность - субъект будет находиться в постоянном стрессе, не учитывая объективные факторы, которые реально могут повлиять на сложившиеся обстоятельства.

Позиция об опасности сверх-интернального локуса контроля нашла свое отражение во взглядах А.А. Реана, который указывает на то, что ожидания чувства ответственности не всегда являются психологически благоприятными обстоятельствами: «Субъект, который перманентно и тотально берет на себя ответственность за все неудачи, провалы, промахи в жизни, подвержен серьезному риску дезадаптации. Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезности или множественности неудач является основательной почвой для возникновения комплекса вины... является фактором риска психоэмоциональной дезадаптации, роста дискомфорта, напряжения» [6]. Об этом же пишет и Р.М. Шамионов: «.в наших исследованиях субъективного контроля было показано, что в случае его избыточности в сфере неудач, например, ярко выражена неудовлетворенность собой» [7].

Из всего сказанного следует, что наиболее эффективным для субъекта будет являться средний уровень локуса контроля, то есть не полное преобладание внутренней ответственности, где интернальность выступает частичной доминантной над экстернальностью. Данный уровень позволяет адекватно оценивать ситуацию и действовать более решительно в достижении цели, так как понимание, что всё зависит только от активной позиции самого индивида, является толчком для развития последующего действия субъекта, а также является стимулом к организации своей жизни, к самоорганизации.

Развитие внутренней ответственности у индивида рассматривается нами как многоаспектный процесс движения от простого к сложному, от более низкого уровня локуса контроля к среднему уровню локуса контроля, это движение по восходящей траектории от старого качественного состояния к новому.

Целью нашей работы было исследовать уровень локуса контроля у современной молодежи.

Диагностический аппарат исследования составили методика «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, которая позволяет диагностировать следующие показатели: общая интернальность, интернальность в области достижения успеха, избегания неудач, в области межличностных отношений, в производственной деятельности, интернальность в области семейных отношений и области здоровья, а также опросник «Дифференциальный тип рефлексии», разработанная Д.А, Леонтьевым, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осиным и А.Ж. Салиховой [1].

В исследовании приняли участие пятьдесят человек, студенты ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по специальности «Организация работы с молодежью», «Социальная работа», «Психология и социальная педагогика» в возрасте от девятнадцати до двадцати одного года.

На основании проведенного исследования была установлена прямая взаимосвязь между интернальным локусом контроля и системной рефлексией у молодых людей. Данная взаимосвязь указывает на формирования вокруг себя определенного круг общения, которое возможно с помощью способности самого субъекта вставать на сторону другого индивида. Это может объясняться тем что, делая определенный выбор во взаимодействии с окружающими, субъект проявляет эмпатию, старается контролировать ситуацию, понимая чувства партнера, эмоции будь то бытовая или трудная жизненная ситуации. В таких случаях субъект принимая ответственность на себя и начинает владеть ситуацией.

Данная взаимосвязь показывает важность интернального локуса контроля индивида при функционировании мыслительных процессов, при проявлении волевой активности, при контроле своих действий.

Ученные доказали, что у индивида, который испытывает непрерывный стресс, существует в хаосе, в котором любое его действие может привести к наказанию, исчезает воля, после которой возникает апатия, а финалом данного явления становится депрессия.

Стресс характеризуется повышенным эмоциональным возбуждением, поскольку высокое эмоциональное возбуждение и есть стресс, по крайней мере в психологическом его понимании. Ситуации эмоционального возбуждения может быть

связанна с беспокойством, тревожностью, принятием жизненно важных решений. Осознание человеком принятия ответственных решений связано не только с решительностью, смелостью, но и процессами волевой саморегуляции, мотивации, а также эмоциональным интеллектом, который помогает оценивать ситуацию взаимодействия с окружающими и определять действия субъекта относительно контекста.

Всякий стресс совсем не обязательно оказывает положительное воздействие на поведение человека, однако может быть весьма полезным для мобилизации собственных ресурсов. Вместе с этим не может быть единого для всех железного правила ответных реакций организма психики на стрессовые ситуации.

Стрессовое состояние одного индивида может оказаться совершенно не похоже на стрессовое состояние другого. Нередко субъект, наблюдающий какое-либо тяжелое событие, находится в состоянии более сильного эмоционального стресса, чем те люди, которые оказались непосредственно в самой ситуации. Однако данное состояние субъекта может легко передаваться другим людям и оказывать непосредственное влияние на эффективность выполнения определённой деятельности. Такой феномен называется понятием «эмоциональное заражение» и может иметь как положительные, так и отрицательные признаки. В первом случае - лидер может вдохновлять окружающих, мотивировать, в отрицательном значении - индивид может совершать манипуляции, чтобы добиться определенной цели.

Выводы. Таким образом, стресс-ситуации вызывают повышение нервной психических возбуждений человека, подготавливая его организм к высокой интенсивной деятельности в условиях ответственной ситуации. Данное возбуждение на фоне положительного общего эмоционального состояния субъекта, его уверенности в себе и желания показать результат является может обеспечивать оптимальную готовность к деятельности, вместе с этим, когда стресс является и воспринимается негативно и длиться продолжительное количество времени, отсутствует вера в свои силы - у субъекта изменяются механизмы саморегуляции, снижается самоконтроль, ухудшается состояние здоровья.

Повышение нервно-психического возбуждения, которое сопровождается отрицательными эмоциями, в первую очередь может характеризоваться высокой степенью тревожности, отсутствием концентрации внимания, общим апатичным состоянием - такое состояние является неблагоприятным для реализации возможностей субъекта и в большинстве случаев не позволяет индивиду даже начать действовать, погружая его в моральную усталость и безразличие к происходящему.

Данный феномен был назван понятием «выученная беспомощность», который вошел в словарный запас психологов после экспериментов над собаками в 1976 году М. Селигмана. Данный феномен означает состояние индивида, при котором субъект не принимает попыток его улучшить (хотя существует данная возможность), в связи с тем, что долгое время он находился под давлением трудной ситуации или обстоятельствах.

Теряя волю, индивид перестает совершать какие-либо действия, снимая ответственность за свои поступки перед другими субъектами, ведь главным в жизни становится - простое существование. В таком состоянии субъект перестает противостоять обстоятельствам, контроль за происходящем переходит на внешние силы.

Роль ответственности в данном случае является немаловажной, так как в ситуации хаоса индивид может переложить ответственность на судьбу, случай, другого человека, опустить руки и перестать пытаться, переключаясь с внутреннего на внешний локус контроля.

Для снятия перечисленных симптомов выученной беспомощности у индивида мы выделили несколько способов самопомощи.

Первый способ основан на положительном опыте индивиде. В связи с тем, что трудная жизненная ситуация может сформировать негативное представление о себе, мы предлагаем изменить его с помощью достижения маленьких целей - а именно вести список маленьких достижений, например, прибраться дома в шкафу, навести порядок на рабочем месте. Отрицательное мнение о себе субъект может изменить с помощью принятия своей ценности. Данный способ помогает набрать энергии для достижения более высоких целей.

Второй способ был описан психологом Бруно Беттельгейм, который выжил в концлагере. В ситуации хаоса, где любое деяние наказывалось, он предложил делать выбор между тем, что было не запрещено. Например, выбрать чем заняться в свободное время, лечь спать или поговорить с окружающими. В данном случае индивид оставляет решение за собой, принимая ответственность за свои действия и восстанавливая свою волю.

Каждый человек является ярко выраженной индивидуальностью и, как уже говорилось подвержен таким психическим состояниям, как высокое эмоциональное возбуждение и тревожность, депрессия и апатия, панически атаки, которые в большинстве случаев оказывают негативное воздействие на эффективность выполняемой работы, на общее самочувствие и мироощущение человека, а также сферы его жизнедеятельности.

Под личностью мы понимаем не просто человека, а конкретного индивида, члена общества, находящегося в сложных взаимоотношениях с другими людьми, который имеет свой уникальный жизненный опыт. На данном опыте индивид выстраивает свое поведение, делая выбор субъект оценивает себя и определяет долю своей ответственности в ситуациях будь то бытовые ситуации или ситуации, касающиеся острого стресса.

Стресс представляет из себя психическое состояние субъекта, возникающее в трудной жизненной ситуации и переживаемое с максимальной внутренней напряжённостью. С причинами, вызывающими стресс у человека, могут быть не только необычные условия деятельности субъекта, но и предельные физические, психологические и умственные нагрузки при выполнении привычных действий.

Литература:

1. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - №3. - С. 152-162.

2. Молчанов, С.В. Проблема формирования внутренней ответственности в трудах П.Я. Гальперина / С.В. Молчанов // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 3(27). - С. 136-143. - Режим доступа: http://npsyj.m/artides/detaiLphp?artide=7091 (дата обращения: 08.04.2021).

3. Токарева, В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов командного вида спорта / В.Б. Токарева // Молодежь-науке - X. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса: материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции (Сочи, 18-19 апреля 2019 года) / отв. ред. Л.Н. Приходько. - Сочи: Сочинский государственный университет, 2019. - С. 881-884.

4. Токарева, В.Б. Исследование взаимосвязи внутренней ответственности и рефлексивности у молодого поколения / В.Б. Токарева // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: Материалы научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года / Под научной редакцией И.Ю. Тархановой. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 268-272. - EDN UTUYBK.

5. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб; Издво СПб ун-та, 2001. - 224 с.

6. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. - 1997. -№ 1. - C. 46-54.

7. Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности : учебное пособие / Р.М. Шамионов. - Саратов: Наука, 2009. - 186 с.

8. Rotter, J.B. Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable / J.B. Rotter.// American Psychologist, 1990. - 604 p.

Психология

УДК 159.96

аспирант, преподаватель Тузлукова Алиса Владимировна

Южный Федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ КОНКУРЕНЦИИ И МОТИВАМИ КОНКУРЕНЦИИ И ТРУДОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена выявлению взаимосвязи между целями конкуренции и мотивами конкуренции, а также мотивами трудовой деятельности у субъектов трудовой деятельности с различной перфекционистской направленностью. Определен состав различных целей конкуренции, а также выраженность содержательно схожих целей конкуренции для субъектов трудовой деятельности в связи с видом их перфекционистской направленности. Выявлены взаимосвязи между наиболее значимыми целями конкуренции и мотивами конкуренции, а также мотивами трудовой деятельности у субъектов с различной перфекционистской направленностью.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия конкуренции, перфекционизм, перфекционистская направленность, цели конкуренции, мотивы конкуренции, мотивы трудовой деятельности.

Annotation. The article is devoted to find out the interrelation between compétition aims and compétition motives as well as motivation of labour activity of subjects of labour activity with different perfectionist orientation. The composition of different goals of competition, as well as expressiveness of meaningfully similar goals of competition for subjects of labor activity in connection with the type of their perfectionist orientation was determined. The correlations between the most significant competition objectives and competition motives as well as work motives in subjects with different perfectionistic orientation were revealed.

Keywords: competition, competition strategy, perfectionism, perfectionist orientation, competition objectives, competition motives, work motives.

Введение. Умножающаяся конкуренция в мире, более всего проявляющаяся в сфере трудовой деятельности, приводит к увеличению требований к улучшению продуктов своей деятельности, ее результативности и построению взаимоотношений между членами социально-профессионального сообщества [5]. Следствием этого выступает постоянная нацеленность субъектов на обеспечение доминирующих преимуществ в результативности трудовой деятельности при сопоставлении с иными субъектами конкуренции, воплощающаяся в выстраивании этими субъектами некой стратегии конкуренции.

Конкуренция в психологии определяется различно в соответствии со спецификой ее отрасли. Следуя выдвинутой в психологии личности трактовке конкуренции, мы рассматриваем ее как сознательную мотивационно-операциональная активность, результат и процесс которой направлен на обретение больших привилегий в сфере трудовой деятельности, относительно своих конкурентов. Стратегия конкуренции, вслед за С.Т. Джанерьян, Е.А. Паниной (цит. По A.V. Tuzlukova [13]), понимается нами как организованная целью конкуренции и устойчивыми способами ее достижения сознательная мотивированная активность субъекта, обеспечивающая ему желаемые преимущества в трудовой деятельности на базе его представлений о себе как субъекте деятельности, о её предмете и о ближайшем профессиональном окружении.

Исследования конкуренции зачастую направлены на определение обусловливающих ее личностных характеристик (A.P. Hill, 2016 и др.). Особое внимание авторы уделяют конкурентоспособности, для которой большое значение имеет направленность личности, определяемая в качестве одного из ее интегральных качеств (цит. по И.В. Клименко [2]). По мнению С.Л. Рубинштейна, она выступает как совокупность всех побудительных тенденций, идеалов и установок личности и обладает неким предметным содержанием. Направленность личности на некое предметное содержание приводит к росту её сознательной деятельности по его обретению, следствием чего становится укрепление тех или иных свойств личности. Определяя перфекционизм как постоянную личностную черту, П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флэтт описывают ее как содержательно выражающуюся в нацеленности личности на собственное совершенствование, совершенствование других, и значительное соответствие социальным требованиям. В отечественной психологии принято характеризовать личность субъекта, его социально-профессиональное окружение и деятельность как три типа предметного содержания направленности личности [4]. Каждый из этих типов направленности можно поставить в содержательное соответствие трем типам перфекционизма. Вследствие этого мы считаем целесообразным рассматривать перфекционизм как детерминирующий фактор для обретения целей конкуренции и создания нацеленной на них стратегии конкуренции.

За время исследования перфекционизма исследователям стало очевидно наличие тесных взаимосвязей между его ориентацией на себя, других или социальные предписания и мотивацией достижения успеха личности, а также ее когнитивных установок [3]. В большом ряде адресованных перфекционизму работ авторы стремятся отделить его деструктивные проявления от конструктивных, способствующих успешному выполнению деятельности [8]. В последние годы возникли работы [6], авторы которых выступают с критикой такого разделения, выдвигая следующие аргументы: нарушение соотношений исследований перфекционизма на клинических и «нормальных» выборках респондентов, континуальность перфекционизма и совокупную тенденцию в науке к определению его как целостного образования. Следуя этому подходу, мы полагаем правомерным предложить термин перфекционистской направленности личности, объединяющий обобщенный перфекционизм, входящие в него типы, когнитивные установки и мотивацию достижения успеха личности.

Перфекционистская направленность (ПН) выступает как комплекс мотивов и установок личности, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности в её осознанном стремлении к совершенству на основе высокой требовательности к другим, ожидаемой от других, а также к себе самому, что может обеспечивать преимущества в достижении целей конкуренции.

Исследователи констатируют взаимосвязанность перфекционизма и характеристик личности субъектов, которые находят выражение в ситуациях конкуренции: с ориентацией на выдающиеся успехи в деятельности, доминантностью и демонстрацией значительных результатов, превосходящих результаты соперников [11], особенностями самооценивания [1] и оцениванием других субъектов как соперников, высокой эффективности в деятельности [10]. Каждую из перечисленных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.