Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОРАМИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОРАМИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повседневный стресс / восприятие стрессоров / свойства личности / субъективный локус контроля / интернальность / экстернальность / стресс у студентов / еveryday stress / perception of stressors / personality traits / subjective locus of control / internality / externality / stress in students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Татьяна Ананьевна, Гарифуллин Роман Альбертович

В статье представлены результаты исследований взаимосвязи личностных свойств и субъективного локуса контроля студентов с показателями повседневного стресса. Результаты исследования выявили корреляции личностных черт и повседневных стрессоров. Наиболее выражены взаимосвязи нейротизма, сотрудничества, добросовестности с повседневными стрессами во взаимоотношениях студентов с окружающими людьми, нарушением планов, учебой, конкуренцией, переживанием одиночества. Также были обнаружены взаимосвязи субъективного локуса контроля и показателей стресса. Выявлены положительные и отрицательные корреляции интернального локуса контроля с показателями повседневного стресса – «взаимоотношения с окружающими», «нарушение планов», «конкуренция», «работа – дела». При усилении стресса может происходить смещение локуса контроля в сторону экстернальности и проявляться в виде психологических защит, что может объяснять различный характер корреляций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Татьяна Ананьевна, Гарифуллин Роман Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE LOCUS OF CONTROL AND PERSONALITY TRAITS OF STUDENTS WITH THE STRESSORS OF EVERYDAY LIFE

The article presents the results of research on the relationship of personal properties and subjective locus of control of students with indicators of everyday stress. The results of the study revealed correlations of personality traits and everyday stressors. The most pronounced correlations of neuroticism, cooperation, conscientiousness with everyday stresses in students' relationships with other people, violation of plans, study, competition, loneliness experience. Correlations of the subjective locus of control and stress indicators were also found. Positive and negative correlations of the internal locus of control with indicators of everyday stress were revealed – "relationships with others", "violation of plans", "competition", "work-affairs". With increased stress, the locus of control may shift towards externality and manifest itself in the form of psychological defenses, which may explain the different nature of correlations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОРАМИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-40-53

Попова Татьяна Ананьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития

e-mail: permtan@yandex.ru

Гарифуллин Роман Альбертович

студент V курса философско-социологического факультета

e-mail: ralo18@mail.ru

ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, (342) 239-65-75

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СО СТРЕССОРАМИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Tatyаna A. Popova

Ph.D., Associate Professor at Department of Developmental Psychology

e-mail: permtan@yandex.ru

Roman A. Garifullin

5th year Student in Psychology, Philosophy and Sociology Faculty

e-mail: ralo18@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia

THE RELATIONSHIP OF THE LOCUS OF CONTROL AND PERSONALITY TRAITS OF STUDENTS WITH THE STRESSORS

OF EVERYDAY LIFE

Аннотация. В статье представлены результаты исследований взаимосвязи личностных свойств и субъективного локуса контроля студентов с показателями повседневного стресса. Результаты исследования выявили корреляции личностных черт и повседневных стрессоров. Наиболее выражены взаимосвязи нейротизма, сотрудничества, добросовестности с повседневными стрессами во взаимоотношениях студентов с окружающими людьми, нарушением планов, учебой, конкуренцией, переживанием одиночества. Также были обнаружены взаимосвязи субъективного локуса контроля и показателей стресса. Выявлены положительные и отрицательные корреляции интернального локуса контроля с показателями повседневного стресса - «взаимоотношения

© Попова Т.А., Гарифуллин Р.А., 2022

с окружающими», «нарушение планов», «конкуренция», «работа - дела». При усилении стресса может происходить смещение локуса контроля в сторону экстернальности и проявляться в виде психологических защит, что может объяснять различный характер корреляций.

Ключевые слова: повседневный стресс, восприятие стрессоров, свойства личности, субъективный локус контроля, интернальность, экстернальность, стресс у студентов.

Abstract. The article presents the results of research on the relationship of personal properties and subjective locus of control of students with indicators of everyday stress. The results of the study revealed correlations of personality traits and everyday stressors. The most pronounced correlations of neuroticism, cooperation, conscientiousness with everyday stresses in students' relationships with other people, violation of plans, study, competition, loneliness experience. Correlations of the subjective locus of control and stress indicators were also found. Positive and negative correlations of the internal locus of control with indicators of everyday stress were revealed - "relationships with others", "violation of plans", "competition", "work-affairs". With increased stress, the locus of control may shift towards externality and manifest itself in the form of psychological defenses, which may explain the different nature of correlations.

Key words: еveryday stress, perception of stressors, personality traits, subjective locus of control, internality, externality, stress in students.

Общеизвестно, что стресс - неотъемлемая часть жизни человека и является нормальной реакцией организма, связанной с повседневной жизнью. Продолжительность, частота и характер проявлений стресса зависят от самого человека и его навыков совладания со стрессом [6]. Стресс может быть обусловлен различного рода факторами, в том числе кризисами возрастного развития. Стресс рассматривается в качестве генерализованной реакции напряжения, возникающей в ответ на действие факторов, угрожающих благополучию организма и требующей мобилизации механизмов адаптации. Состояние повседневного стресса представляет собой особый вид функциональных состояний центральной нервной системы, которое определяется уровнем активации коры и глубоких структур мозга. Уровень функциональной напряженности определяется факторами интенсивности нагрузки. Чрезмерная напряженность может привести к вегетативным сдвигам, развитию невротических состояний и нарушениям адаптации. Существуют различные теоретические модели психологического стресса, включающие в себя регуляцию состояния стресса и прогноз деятельности, которые отражают особенности восприятия человеком факторов окружения и его реакций, а также последствия влияния стрессового состояния на его здоровье и благополучие [6].

Понятие «повседневные неприятности» ввел Р. Лазарус, обозначая стрессовые ситуаций в трудовой, семейной, учебной жизни, каждодневном

социальном взаимодействии, обращая внимание на то, что стрессоры небольшой интенсивности, но повторяющиеся и длительные по времени воздействия на человека могут превышать возможности к адаптации человека. В то же время Р. Лазарус отмечал, что субъективные когнитивные оценки угрозы и возможностей совладания определяются индивидуально-личностным своеобразием субъекта. Отечественные психологи подчеркивают необходимость комплексного подхода к изучению повседневных внешних факторов стресса и восприятия стрессоров и внутренних состояний человека, переживающего стресс [7].

Анализируя зарубежные исследования, посвященные определению повседневных стрессоров, С.С. Савенышева приводит определения А. Каннера и коллег, которые определили стрессоры повседневной жизни как «раздражающие, фрустрирующие, стрессирующие небольшие события, до некоторой степени характеризующие взаимодействие со средой»: беспокойство о весе, здоровье членов семьи, повышение цен на повседневные товары, поддержание порядка в доме, слишком много дел, которые необходимо сделать, потеря вещей, собственность, вложения, налоги, преступления, внешний вид [9].

Д. Мэйбери и Д. Грэхем определяют стрессоры как частые и обычные, небольшие разрушающие или фрустрирующие события, которые происходят в повседневной жизни: потеря вещей, застревание в автомобильной пробке, ненастная погода, финансовые и семейные проблемы. Наиболее распространенными повседневными стрессами, по данным Д. Мэйбери и Д. Грэхем, у взрослых являются стрессоры, относящиеся к нехватке времени, проблемам собственного здоровья или здоровья членов семьи, проблемам с детьми и с пожилыми родителями [9].

С.С. Савенышева приводит результаты исследования повседневных стрессоров А. Каннера, Дж. Койна, К. Шеффер, Р. Лазаруса, которые были посвящены изучению кризисных событий, повседневных стрессоров и позитивных событий, их влиянию на психическое здоровье и психологическое благополучие взрослого человека. Выяснилось, что частота повседневных стрессоров более тесно связана с психическим и соматическим здоровьем, чем кризисные события. Вклад повседневных стрессоров оказался даже больше, чем вклад позитивных событий [9].

Исследования А.Л. Журавлева, А.И. Колчева, Б.В. Овчинникова, Е.А. Сергиенко также подтверждают, что повседневные стрессы, накапливаясь, могут оказывать более негативное влияние на физическое и психологическое здоровье человека, нежели эффекты от кризисных событий жизни [10].

Существует достаточно много исследований, посвященных изучению внутриличностных ресурсов стрессоустойчивости личности. Л.А. Головей и И.Р. Муртазина отмечают, что для совладающего со стрессом поведения большое значение имеют индивидуально-личностные ресурсы, в частности, нейродинамические и личностные. Среди значимых личностных детерминант совладания авторы выделяют выносливость, самоэффективность, самооценку,

чувство связи, когерентность, оптимизм, самопринятие, локус контроля и др., подчеркивая при этом, что свойства личности могут выступать как в качестве предикторов, так и в качестве модераторов стресса, изменяя его характер, ослабляя или усиливая воздействие стрессовых факторов [3, 8].

И.С. Бусыгина и Е.В. Распопин обнаружили, что лицам с высоким уровнем стрессоустойчивости свойственен интернальный локус контроля и преобладание активных копинг-стратегий в стрессе: стратегии самоконтроля, принятия ответственности, планирование решения проблемы. Напротив, лица, обладающие низкой стрессоустойчивостью, отличаются экстернальностью локуса контроля и преобладанием эмоциональных копинг-стратегий в стрессе [1].

По данным исследований О.Ю. Стрижицкой, воспринимаемый стресс является фактором, воздействующим на локус контроля, и может сместить локус контроля от интернального и экстернальному. Она выяснила, что локус контроля не является «защитным» фактором, позволяющим человеку эффективнее противостоять стрессу. Кроме того, локус контроля при поддержке самопринятия адаптируется, позволяя сместить локус ответственности за происходящее и создавая тем самым определенного рода защиту [4, 11].

О.Ю. Стрижицкая, изучая повседневные стрессоры и локус контроля в период поздней взрослости, обнаружила, что локус контроля играет определенную роль в переживании повседневного стресса и может выступать предиктором интенсивности переживания повседневных стрессоров. В то же время полученные результаты не дают возможности составить исчерпывающее описание характера взаимосвязи между локусом контроля и повседневными стрессорами [11].

По данным С.А. Яковлевой, существуют различия в стратегиях совладания у старшеклассников в зависимости от преобладания того или иного локуса контроля. Автор предполагает, что локус контроля является одним из факторов детерминации совладающего поведения старшеклассников. Экстернальный локус контроля, сопровождающийся восприятием большинства событий как результата случайностей, ориентирует старшеклассников на выбор непродуктивных копинг-ресурсов и является фактором риска совладающего поведения. Интернальный локус способствует выбору копинг-стиля (стиля совладания) с преобладанием продуктивных копинг-стратегий разрешения проблем, способствующих успешной социализации и адаптации молодых людей, и является фактором эффективности совладания в стрессовых обстоятельствах [13].

Таким образом, обобщая данные исследований, можно заключить, что локус контроля и переживание стресса взаимосвязаны, интернальный локус контроля способствует выбору более эффективных стратегий совладания со стрессом, нежели экстернальный. Однако существуют и противоречивые данные, свидетельствующие о том, что стресс может влиять и смещать локализацию контроля [11]. Тем не менее исследования, направленные на

изучение факторов повседневного стресса и его взаимосвязь с локусом контроля личности на студенческой выборке, практически отсутствуют.

Для большинства студентов обучение в высшем учебном заведении является стрессом. Стресс сопровождает студента на продолжении всего периода обучения и носит хронический характер и, как следствие, становится причиной нарушений эмоциональной, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер деятельности. Стресс в период сессии, которому способствуют отсутствие уверенности в своих знаниях, сверхценность экзаменов, занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся [5, 6].

В.Е. Выходцева характеризует учебную деятельность в высшем учебном заведении как один из напряженных видов деятельности, который несет интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Высокая значимость учебы является главной предпосылкой возникновения стресса у студентов, наряду с поступлением. Особенно это касается первокурсников, именно на первом курсе студент приобретает новый статус, происходит адаптация к новым жизненным условиям и взаимоотношениям с окружающими [2].

По исследованиям Е.Р. Киселевой [6], С.В. Чербиевой и С.Н. Бостановой [12], основными причинами возникновения стресса у студентов являются высокая учебная нагрузка, нерациональное распределение времени, невыполненные или не сданные в срок учебные задания, курсовые работы и проекты, конфликты с сокурсниками или преподавателями, страх перед будущим, нежелание учиться или разочарование в профессии, неуверенность в собственных силах.

Значимым фактором развития учебного стресса стал период пандемии COVID-19, во время которого учебный процесс осуществлялся в дистанционном формате и, несомненно, влиял на психическое и субъективное благополучие студентов.

Исходя из теоретического анализа литературы и обозначенной актуальности проблемы и взяв за основу термин «стрессоры повседневной жизни» (Л.А. Головей, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, С.С. Савенышева, И.Р. Муртазина), мы сформулировали цель, задачи и гипотезу исследования.

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи личностных свойств и локуса контроля студентов со стрессорами повседневной жизни.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить наличие или отсутствие интеркорреляций между показателями личностных свойств и восприятия повседневных стрессоров.

2. Выявить наличие или отсутствие интеркорреляций между показателями локуса контроля и восприятия повседневных стрессоров.

3. Выявить наличие или отсутствие интеркорреляций между показателями личностных качеств и локусом контроля.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личностными свойствами, локусом контроля студентов и показателями повседневных стрессоров.

Для проверки гипотезы был применен следующий психологический инструментарий: адаптированный опросник повседневных стрессоров Л.А. Головей, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкой, С.С. Савенышевой, И.Р. Муртазиной, разработанный авторами на основе шкалы ежедневных трудностей Лазаруса (The Daily Hassles Scale (DHS)), пятифакторный личностный опросник П. Коста и Р. МакКрая, опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.

В исследовании приняли участие 100 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (1-4-х курсов, обучающихся по направлению «Психология», в возрасте 18-21 года (50 девушек, 50 юношей). Исследование проводилось в период с декабря 2021 по февраль 2022 г.

Качественный анализ средних показателей по выборке показал, что в наибольшей степени у студентов выражено такое личностное качество, как открытость опыту, в наименьшей степени - согласие. В наибольшей степени уровень субъективного контроля у студентов отмечается по шкале общей интернальности. В наименьшей степени - по шкале интернальности в области производственных отношений.

Анализ результатов исследования также показал, что у 36 % опрошенных студентов отмечается высокая степень восприятия повседневных стрессоров по всем исследуемым шкалам, у 36 % - средний, для 28 % студентов характерна низкая степень восприятия повседневных стрессоров.

У 36 % опрошенных студентов отмечается высокий уровень выраженности личностных качеств по всем исследуемым шкалам, у 26 % -средний. Для 38 % студентов характерен низкий уровень выраженности личностных качеств.

У 32 % опрошенных студентов отмечается высокий уровень субъективного контроля по всем исследуемым шкалам, у 48 % - средний. Для 20 % студентов характерен низкий уровень субъективного контроля.

При нормальном распределении значения медианы и моды должны совпадать, а значения асимметрии и эксцесса не должны по модулю превышать соответствующие значения стандартной ошибки измерения. Для проверки предположений относительно нормальности распределения мы применили математико-статистический критерий Колмогорова - Смирнова (табл. 1).

Таблица 1

Проверка нормальности распределения (по критерию Колмогорова -

Смирнова)

Показатели p

Взаимоотношения с окружающими 0,00

Нарушение планов 0,01

Работа - дела 0,00

Самочувствие - одиночество 0,02

Конкуренция 0,01

Экстраверсия 0,00

Нейротизм 0,00

Показатели P

Открытость опыту 0,00

Согласие 0,00

Сознательность 0,00

Шкала общей интернальности (Ио) 0,00

Шкала интернальности в области достижений (Ид) 0,01

Шкала интернальности в области неудач (Ин) 0,00

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис) 0,00

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) 0,00

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) 0,00

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) 0,00

По результатам анализа данных с применением критерия Колмогорова -Смирнова мы видим, что распределение значений по всем шкалам является нормальным. Проведенные статистические процедуры позволили сделать вывод о необходимости применения при проведении математической обработки данных параметрических критериев, которые основаны на использовании в их формулах показателей среднего.

Следующим этапом эмпирической проверки гипотезы был корреляционный анализ Пирсона, на основании которого мы получили значимые корреляции между показателями личностных качеств, локуса контроля студентов и восприятия повседневных стрессоров. Рассмотрим их более подробно. Результаты значимых коррелятов между показателями личностных качеств и восприятия повседневных стрессоров представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значимые корреляты между показателями личностных качеств студентов

и повседневных стрессоров

Показатели свойств личности и повседневных стрессоров Экстраверсия Нейротизм Открытость опыту Согласие Сознательность

Взаимоотношения с окружающими Г 0,000 0,287** 0,111 0,349** 0,287**

P 1,000 0,004 0,271 0,000 0,004

Нарушение планов Г -0,173 -0,074 0,243* 0,319** -0,074

p 0,085 0,466 0,015 0,001 0,466

Работа - дела Г -0,095 -0,250* 0,148 -0,064 -0,250*

p 0,348 0,012 0,141 0,530 0,012

Самочувствие -одиночество Г 0,067 -0,091 0,188 -0,303** -0,091

p 0,506 0,367 0,061 0,002 0,367

Конкуренция г -0,498** 0,076 0.517** -0,326** 0,076

Р 0,000 0,451 0,000 0,001 0,451

Как видно из табл. 2, существуют статистически значимые интеркорреляты между показателями личностных черт и восприятия повседневных стрессоров.

Были выявлены положительные взаимосвязи высокой степени значимости между показателем восприятия повседневных стрессоров «взаимодействие с окружающими» и показателями черт личности: нейротизм (г = 0,298, р < 0,05), согласие (г = 0,349, р < 0,05), сознательность (г = 0,298, р < 0,05). Чем больше выражены нейротизм, согласие (сотрудничество) и сознательность (добросовестность), тем более эмоционально студенты переживают стресс во взаимоотношениях с окружающими. Показатель «нарушение планов» статистически значимо связан с показателями личности «открытость опыту» (г = 0,243, р < 0,05) и «согласие» (г = 0,319, р < 0,05) положительной связью. Можно сказать, что чем больше выражены личностные качества студентов, такие как «открытость новому опыту» и «согласие» (сотрудничество), тем более стрессогенным для них является нарушение планов.

Показатель повседневного стресса «работа - дела» отрицательно взаимосвязан с показателями «нейротизм» (г = -0,250, р < 0,05) и «сознательность» (г = -0,250, р < 0,05). Это можно интерпретировать следующим образом: чем большее влияние в жизни студентов оказывает стресс в вопросах учебы или повседневных делах, тем меньше у этих студентов представлены нейротизм и сознательность.

Показатель повседневного стресса «самочувствие - одиночество» отрицательно коррелирует со свойством личности «согласие» (г = -0,303, р < 0,05), что говорит о том, что чем менее выражена у студентов личностная черта «согласие», тем большее влияние на них оказывают повседневные стрессоры «самочувствие и одиночество». Также были получены данные о наличии статистически значимых взаимосвязей между показателем повседневного стресса «конкуренция» и показателями Большой пятерки «экстраверсия», «открытость опыту» и «согласие». Так, показатель «конкуренция» отрицательно коррелирует с показателями «экстраверсия» (г = -0,498, р < 0,05) и «согласие» (г = -0,326, р < 0,05) и положительно с показателем «открытость опыту» (г = 0,517, р < 0,05). Это значит, что чем менее экстравертированы испытуемые, чем меньше у них выражено согласие, но чем выше открытость новому опыту, тем большее влияние на них оказывает повседневный стрессор «конкуренция».

Далее мы исследовали взаимосвязи между показателями локуса контроля и восприятия повседневных стрессоров. Результаты интеркорреляций представлены в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Значимые корреляты между показателями локуса контроля студентов _и восприятием повседневных стрессоров__

Показатели локуса контроля и повседневных стрессоров Взаимоотношения с окружающими Нарушение планов Работа -дела Самочувствие одиночество Конкуренция

Шкала общей г 0,500** -0,246* -0,245* -0,190 -0,287**

интернальности (Ио) р 0,000 0,014 0,014 0,058 0,004

Шкала интернальности г -0,043 0,058 0,233* 0,301** 0,335**

в области достижений (Ид) р 0,674 0,564 0,020 0,002 0,001

Шкала интернальности г 0,101 -0,053 0,117 0,163 -0,24

в области неудач (Ин) р 0,317 0,603 0,247 0,105 0,812

Шкала интернальности г 0,025 0,068 0,364** 0,320** -0,138

в области семейных отношений (Ис) р 0,805 0,499 0,000 0,001 0,173

Шкала интернальности в области г 0,065 0,161 0,164 0,146 0,029

производственных отношений (Ип) р 0,522 0,109 0,102 0,146 0,771

Шкала интернальности в области г 0,025 0,068 0,364** 0,320** -0,138

межличностных отношений (Им) р 0,805 0,499 0,000 0,001 0,173

Шкала интернальности г -0,043 0,058 0,233* 0,301** 0,335**

в отношении

здоровья и болезни (Из) р 0,674 0,564 0,020 0,002 0,001

Как видно из табл. 3, показатель общей интернальности локуса контроля коррелирует практически со всеми показателями восприятия повседневных стрессоров, кроме показателя «самочувствие - одиночество». Была выявлена положительная взаимосвязь высокой степени значимости между показателем общей интернальности локуса контроля и показателем повседневного стресса «взаимоотношения с окружающими» (г = 0,5; р < 0,001). Это можно интерпретировать следующим образом: чем больше выражена общая интернальность у студентов, тем больше в восприятии стресса для них значимы взаимоотношения с окружающими.

Также были выявлены отрицательные взаимосвязи показателя общей интернальности локуса контроля с показателями повседневного стресса «нарушение планов» (г = -0,246, р < 0,05), «работа - дела» (г = -0,245, р < 0,05), «конкуренция» (г = -0,287, р < 0,05). То есть чем выше показатели общей интернальности, тем ниже значения по показателям восприятия стрессов «нарушение планов», «работа - дела», «конкуренция».

Показатель интернальности локуса контроля в области достижений положительно связан с показателями «работа - дела» (г = 0,233, р < 0,05), «самочувствие - одиночество» (г = 0,301, р < 0,05) и «конкуренция» (г = 0,335, р < 0,05). Можно утверждать, что чем больше интернальны респонденты в области достижений, тем более выражены для них повседневные стрессоры работы, самочувствия и одиночества, конкуренции.

Были выявлены положительные взаимосвязи между показателем интернальности в области семейных отношений и показателями «работа -дела» (г = 0,364; р < 0,001) и «самочувствие - одиночество» (г = 0,320; р < 0,001). Чем выше показатели интернальности в области семейных отношений студентов, тем более стрессогенными для них являются «работа - дела» и «самочувствие - одиночество». Аналогичные связи были выявлены по шкале интернальности в области межличностных отношений. Они также положительно связаны с показателями «работа - дела» (г = 0,364; р < 0,001) и «самочувствие - одиночество» (г = 0,320;р < 0,001).

Также обнаружены положительные взаимосвязи между показателем интернальности в отношении здоровья и показателями восприятия стрессов «работа - дела» (г = 0,233, р < 0,05), «самочувствие - одиночество» (г = 0,301, р < 0,05) и «конкуренция» (г = 0,335, р < 0,05). Далее исследовались взаимосвязи между показателями личностных качеств и локуса контроля студентов. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Значимые корреляты между показателями личностных качеств и локуса

контроля студентов

Показатели локуса контроля и свойств личности Экстраверсия Нейротизм Открытость опыту Согласие Сознательность

Шкала общей интернальности (Ио) г 0,279** 0,327** -0,180 0,259** 0,327**

р 0,005 0,001 0,073 0,009 0,001

Шкала интернальности в области достижений (Ид) г -0,139 -0,241* 0,298** 0,045 -0,241*

р 0,167 0,016 0,003 0,659 0,016

Шкала интернальности в области неудач (Ин) г 0,032 0,435** -0,212* 0,040 0,435**

р 0,750 0,000 0,034 0,690 0,000

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис) г -0,056 0,040 -0,183 0,279** 0,040

р 0,581 0,690 0,068 0,005 0,690

Показатели локуса контроля и свойств личности Экстраверсия Нейротизм Открытость опыту Согласие Сознательность

Шкала интернальности в области г -0,355** -0,038 0,354** 0,123 -0,038

производственных отношений (Ип) р 0,000 0,707 0,000 0,221 0,707

Шкала интернальности в области г -0,056 0,040 -0,183 0,279** 0,040

межличностных отношений (Им) р 0,581 0,690 0,068 0,005 0,690

Шкала интернальности г -0,139 -0,241* 0,298** 0,045 -0,241*

в отношении

здоровья и болезни (Из) р 0,167 0,016 0,003 0,659 0,016

В результате анализа данных с помощью статистического критерия Пирсона (табл. 4) были получены данные о наличии статистически значимых взаимосвязей между показателями личностных качеств и локуса контроля испытуемых.

Как видно из табл. 4, показатель общей интернальности локуса контроля коррелирует практически со всеми личностными чертами, кроме показателя «открытость опыту». Были также выявлены положительные взаимосвязи между общей интернальностью и показателями «экстраверсия» (г = 0,279, р < 0,05), «нейротизм» (г = 0,327, р < 0,05), «согласие» (г = 0,259, р < 0,05), «сознательность» (г = 0,327, р < 0,05). Можно сказать, что чем больше респондентам свойственны такие личностные качества, как экстраверсия, нейротизм, согласие и сознательность, тем выше у них интернальный локус контроля.

Было обнаружено, что личностные показатели нейротизма и сознательности отрицательно коррелируют с показателем интернальности достижений локуса контроля (г = -0,241, р < 0,05) и (г = -0,241, р < 0,05), а также личностное качество «открытость опыту» отрицательно взаимосвязано с интернальностью достижений (г = 0,298, р < 0,05). Чем менее у респондентов выражены черты нейротизма и осознанности и чем выше открытость опыту, тем выше интернальность в области достижений.

Были выявлены положительные взаимосвязи высокой степени значимости между показателем интернальности в области неудач и показателями нейротизма (г = 0,435, р < 0,05) и сознательности (г = 0,435, р < 0,05), также была выявлена слабая отрицательная взаимосвязь с показателем открытость опыту (г = -0,212, р < 0,05). Это означает, что чем более интернальны испытуемые в области неудач, чем больше они считают, что их неудачи и поражения зависят от них самих, тем сильнее у них выражены черты

нейротизма и сознательности, тем ниже открытость опыту. Интернальность в области семейных отношений и межличностных отношений положительно коррелирует со свойством личности «согласие» (г = 0,279, р < 0,05), (г = 0,279, р < 0,05). Чем более выражена у респондентов личностная черта «согласие», тем более интернальны они в области семейных и межличностных отношений.

Показатель экстраверсии отрицательно коррелирует с интернальностью в области производственных отношений (г = -0,355,р < 0,05). То есть чем более экстравертированы испытуемые, тем менее они интернальны в области производственных отношений. Также была выявлена положительная связь между чертой личности «открытость опыту» и показателем интернальности в области производственных отношений (г = 0,354, р < 0,05). Чем более открыты испытуемые новому опыту, тем более они интернальны в области производственных отношений (освоении профессиональной деятельности).

Также были получены данные о наличии отрицательных взаимосвязей между показателем интернальности здоровья и нейротизмом (г = -0,241, р < 0,05), а также чертой личности «сознательность» (г = -0,241, р < 0,05), но положительная связь между интернальностью здоровья и открытости опыту (г = 0,298, р < 0,05). Чем больше для респондентов характерна интернальная локализация контроля по отношению к здоровью, тем менее у них представлены качества нейротизма и осознанности и сильнее выражена открытость новому опыту.

1. Данные результаты по своей смысловой составляющей совпадают с результатами исследований О.Ю. Стрижицкой, которая отмечает связь между локусом контроля и восприятием повседневных стрессоров, в то же время, подчеркивая, что при усилении стресса локус контроля может смещаться, выстраивая определенные психологические защиты. Нами также обнаружены как положительные, так и отрицательные корреляты между локусом контроля, личностными свойствами и восприятием повседневных стрессоров.

2. Были выявлены взаимосвязи между показателями локуса контроля и восприятия повседневных стрессоров. Чем более выражена интернальность (общая, интернальность достижений, межличностных и семейных отношений) локуса контроля, чем более уверены в себе студенты, тем более в восприятии стресса для них значимы критика со стороны окружающих, невнимание, ссоры и конфликты.

3. В то же время чем выше показатели интернальности, уверенности в себе, тем менее стрессовыми являются для студентов такие стрессоры, как «нарушение планов», «работа - дела», «конкуренция».

4. Чем выше интернальность межличностных отношений, тем выше показатель повседневного стресса и личных переживаний, связанных с недостатком времени, что может рассматриваться нами как проявление психологических защит или ролевого конфликта личности.

5. Были выявлены взаимосвязи между личностными чертами и восприятием повседневных стрессоров. Чем менее выражены такие личностные черты, как сдержанность, закрытость, неготовность идти на контакт, тем большее влияние оказывает стресс в ситуации конкуренции и необходимости публичных выступлений.

6. Чем более выражена любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, тем менее студенты подвержены стрессу в ситуации конкурентности.

7. Были выявлены взаимосвязи между показателями личностных качеств и локуса контроля. Чем больше у студентов выражены такие личностные качества, как общительность, тревожность, дружелюбие и пунктуальность, тем более интернальным является локус контроля.

8. Чем выше показатели любознательности, увлеченности, открытости новому опыту, тем выше показатели интернальности, уверенности в себе, ответственности за неудачи.

9. Чем выше показатели гибкости, увлеченности, открытости новому опыту, чем ниже показатели тревожности, тем выше показатели интернального локуса контроля.

Таким образом, в ходе исследования выдвинутая гипотеза получила свое эмпирическое подтверждение.

Список литературы

1. Бусыгина И.С., Распопин Е.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности // Вестник Южно -Уральского государственного университета. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 93-97.

2. Выходцева В.Е. Стресс в студенческом возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 16 (254). - С. 236-237. - URL: https://moluch.ru/archive/254/58215/

3. Головей Л.А., Муртазина И.Р. К вопросу о психофизиологических и личностных факторах восприятия повседневных стрессоров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, №. 2. - С. 136-142.

4. Головей Л.А., Стрижицкая. О.Ю. Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров // Психологический журнал. -2018. - Т. 39, № 5. - С. 15-25.

5. Горшков Д.О. Динамика повседневного стресса и его проявления у студентов на разных этапах обучения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2018. - С. 102-104.

6. Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 417-419. - URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/

7. Операционализация понятия «психологическая проблема» в отечественных и зарубежных исследованиях / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, О.Р. Веретина и др. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020. - № 197. - С. 7-17.

8. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров / Л.А. Головей, М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая и др. // Консультативная психология и психотерапия. -2018. - Т. 26, № 4. - С. 8-26.

9. Савенышева С.С. Стрессоры повседневной жизни и семейное функционирование: анализ зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - Т. 4, № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressory-povsednevnoy-zhizni-i-semeynoe-funktsionirovanie-analiz-zarubezhnyh-issledovaniy

10. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М., 2011. - 512 с.

11. Стрижицкая О.Ю. Воспринимаемый стресс, локус контроля и самопринятие: теоретические и эмпирический подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2019. - Т. 9, №. 1. - С. 21-31.

12. Чербиева С.В., Бостанова С.Н. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов // Ученые записки университета Лесгафта: науч.-теор. журн. - 2019. - № 12 (178). - С. 445-451.

13. Яковлева С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. «Педагогические науки». - 2012. - Т. 13, №. 2. - С. 259-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.