29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
31. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1(15). -С. 76-80.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Мозговая Наталья Николаевна
Академия психологии и педагогики Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону); психолог Манвелян Нвард Галустовна
Психологическая служба Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону) магистрант Костенко Светлана Александровна
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
ФУНКЦИЯ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
ЛОКУСОМ-КОНТРОЛЯ
Аннотация. В статье представлено исследование особенности взаимосвязи функции границы личностного пространства и жизнестойкости в юношеском возрасте с разным локусом-контроля. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в разработке психологических мероприятий от тренинга до бесед, направленных на поддержание жизнестойкости личности студента, защиту границы личностного пространства, активизации разных сфер деятельности студентов в образовательном пространстве.
Ключевые слова: психологическая граница личности, жизнестойкость, личность студента, локус-контроля.
Annotation. Research of the feature of the interrelation between personal boundary function and resiliency in adolescence with different types of locus of control is presented in the paper. The results of the empirical research can serve as a basis for the development of training programs aimed at the formation of resiliency, individual's activity in building and protecting psychological boundaries, activation of various fields of students' activity in the educational space.
Keyword: psychological border of personality, vitality, student's personality, locus of control.
Введение. Изучение жизнестойкости, функции психологической границы личности и локуса-контроля в юношеском возрасте достаточно актуальная тема, так как в современном мире человек все чаще совершает выбор в условиях регулярно меняющихся требований в различных сферах жизнедеятельности. «На фоне изменчивой общественной картины, переориентации жизненных взглядов, ценностей, трансформация границ личности и норм поведения, ставит человека в условие постоянного поиска опоры в прохождении собственного жизненного пути, совладания с трудностями в период кризисных ситуаций» [10]. В юношеском возрасте эти показатели мы рассматриваем через такую устойчивую личностную характеристику, как локус-контроля, являющейся важной составляющей мотивационных процессов и характеристик личности. Также и психологическая граница, с «одной стороны она, защищает психику от разрушительных внешних воздействий, а с другой - пропускает необходимые человеку энергии» [10; 9].
В процессе развития личности формируется два вида мотивационных установок (интернальный и экстернальный локус-контроль), с которыми люди объясняют свои действия, поступки. Мы, в своем исследовании опираясь на разделение студентов по локусу-контроля изучаем особенности «жизнестойкости и границы личности» [8], которые становится наиболее актуальными в период обучения в вузе при получении профессии, становлении смысложизненных ориентаций, личных и профессиональных планов.
В статье мы рассматриваем три феномена: жизнестойкость, границы личностного пространства и локус-контроля. Жизнестойкость определяется как «качество личности, отвечающая за стойкость, уравновешенность, сопротивляемость» [2]. «Высокая жизнестойкость личности позволяет ей противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» [5]. С. Мадди, а вместе с ним и Д.А. Леонтьев, подчеркивают, что «жизнестойкость, как свойство личности, включающее в себя три сравнительно автономных компонента - вовлеченность, контроль, принятие риск. Проявление личностью жизнестойкости является психологическим процессом, направленным на противостояние стрессу, способом преодоления экстремальных ситуаций, способностью к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах» [5].
Также проводя исследование личностного пространства на протяжении нескольких лет, мы выяснили, что: 1. «существуют значимые различия в представлениях о своем личностном пространстве в разных возрастах в категориях: внутренний мир, предметный мир, социальный мир» [7]; 2. «особенности сохранности личностного пространства у юношей и девушек обусловлено выраженностью различных функций психологических границ» [8]; 3. «выявлены взаимосвязь, между суверенностью психологического пространства и границами личности» [8].
Граница личности, как отмечает Т.С. Леви, является «виртуально-энергийным образованием, функциональным органом, формирующимся в процессе жизненного пути человека. Психологическая граница, с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой -пропускает необходимые для нас энергии. Феномен психологических границ на сегодняшний день остаётся
одним из самых мало исследованных» [4]. «В случае оптимально сформированной психологической границы личность способна изменять ее характеристики в соответствии своим потребностям и в зависимости от состояния окружающего мира, что обеспечивает взаимодействие, соответствующее возможностям, мотивам и ценностям личности», отмечает Т.С. Леви [4].
Локус контроля - «одна из важнейших психологических характеристик личности, проявляющихся в регуляции влияния на различные стороны человеческого поведения» [1].
В ходе анализа психологических исследований мы увидели, что данный вопрос взаимосвязи жизнестойкости, границ личности и локуса-контроля является недостаточно изученным, так как ранее вместе эти три понятия не рассматривались. Соответственно, цель нашего исследования изучить особенности взаимосвязи функции границы личности и жизнестойкости в юношеском возрасте с разным локусом-контроля. Выборку составили студенты Ростовских вузов обоего пола в количестве 84 человек, в возрасте от 18 до 25 лет.
Методики исследования: 1. «Тест - опросник субъективной локализации контроля модификация шкалы I - Е.Дж. Роттера (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин)» [1; 11]; 2. «Тест жизнестойкости (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов)» [5; 6]; 3. Методика «Психологическая граница личности», Т.С. Леви [3]. Полученные результаты прошли статистическую обработку с помощью критерия и- Мана-Уитни и корреляционного анализа г - Спирмена.
Изложение основного материала статьи. Итак, в ходе исследования локуса-контроля у студентов, нами было выявлено неравномерное распределение результатов, так у большинства респондентов (64%) наблюдается интернальный локус-контроля, экстернальный локус-контроль выявлен у 36%.
Исследования жизнестойкости и психологической границы личности у студентов с интернальным и экстернальным локусом-контроля позволяют увидеть особенности проявления данных феноменов в юношеском возрасте.
Для студентов, и с экстернальным, и с интернальным локусом контроля характерна средняя выраженность жизнестойкости и ее компонентов. Однако, существуют различия в числовых показателях - у студентов с интернальным локусом контроля жизнестойкость и ее компоненты более выражены (жизнестойкость - 74,2; «вовлеченность» - 31,33; «контроль» - 26,76; «принятие риска» - 16,1) чем у студентов с экстернальным локусом контроля (жизнестойкость» - 88,65; «вовлеченность» - 37,31; «контроль» - 33,12; «принятие риска» - 18,24).
Таблица 1
Значимые различия степени выраженности жизнестойкости у студентов с экстернальным и
интернальным локусом-контроля
Компоненты жизнестойкости U P
Жизнестойкость 499,000 0,004
Вовлеченность 501,000 0,004
Контроль 479,500 0,002
Данные, представленные в таблице, подтверждают статистически значимые различия выраженности жизнестойкости и ее компонентов: «жизнестойкость» (и=499,000, р=0,004), «вовлеченность» (и=501,000, р= 0,004), «контроль» (и=479,000, р= 0,002). Это подтверждает, что студенты с интернальным локусом контроля более вовлечены в происходящие вокруг них события, получают удовольствие от собственной деятельности; стремятся контролировать ситуацию и влиять на их последствия, проявлять инициативу в действиях. Такая активность повышает их стрессоустойчивость, а, следовательно, и саму жизнестойкость. Результаты исследования психологической границы личности студентов интерналов/экстерналов показали следующее.
Итак, для студентов и экстерналов, и интерналов характерны относительно сбалансированные показатели по всем функциям границы личности. Однако, существуют различия в числовых показателях: так у студентов с интернальным локусом контроля показатель по сдерживающей функции психологической границы (17,66) более выражены, чем у студентов с экстернальным локусом контроля (13,6). Для подтверждения предположений был проведен статистический анализ различий с помощью и-критерия Манна-Уитни.
Таблица 2
Значимые различия степени выраженности функции границы у студентов с экстернальналов и
интерналов
Функция психологической границы и Р
Сдерживающая 433,500 0,000
Данные подтверждают статистически значимое различие выраженности функции психологической границы «сдерживающая функция» (0=433,500, р=0,000). Соответственно, мы можем утверждать, что студенты с интерналы в большей степени сдерживают, умеют «контейнировать» внутреннюю энергию, если это необходимо. Это может быть связанно с тем, что студенты с интерналы более спокойны, терпимы и уверены в себе, чем экстерналы, растрачивающие свою энергию на тревогу и агрессию.
Далее, для выявления особенности взаимосвязи жизнестойкости, ее компонентов и психологической границей личности студентов с интернальным и экстернальным локусом-контроля был проведен корреляционный анализ.
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа студентов экстерналов
Шкалы Принятие риска Вовлеченность Жизнестойкость
Проницаемая функция 0,510**
Не впускающая граница 0,368*
Спокойно-нейтральная функция 0,369* 0,362*
Итак, в группе студентов с экстернальным локусом-контроля значимая положительная взаимосвязь (р<0,01) существует между компонентом жизнестойкости «принятие риска» и проницаемой функцией границы (г=0,510, р<0,004). Такой результат позволяет нам утверждать, что при выраженности компонента жизнестойкости «принятие риска», более выраженно проявляется проницаемая функция границы, и наоборот, выраженность проницаемой функции психологической границы является катализатором для студентов с внешним локусом-контроля. К проявлению активности для приобретения опыта, неважно будет ли он положительным или отрицательным, стремление к действию на свой страх и риск. В основе такой позиции (экстернальная) лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Также, в данной группе студентов были выявлены положительные взаимосвязи на уровне 95% значимости между следующими компонентами жизнестойкости и функциями границы: «жизнестойкость» и «спокойно-нейтральная функция» (г=0,362, р<0,050); «вовлеченность» и «невпускающая функция» (г=0,368, р<0,046); «вовлеченность» и «спокойно-нейтральная функция» (г=0,396, р< 0,030). Такой результат позволяет нам говорить о тенденции выявленных связей между представленными компонентами, то есть, чем выше у студентов уровень жизнестойкости, тем более спокойно они воспринимают происходящие вокруг события; чем больше студенты ориентированы на вовлеченность в процесс, тем больше они подвержены влиянию внешних факторов.
Теперь рассмотрим результаты корреляционного анализа жизнестойкости и ее компонентов и психологической границы у студентов с внутренним локусом-контроля (таблица 4).
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа жизнестойкости и функции границы личности у сутеднтов
интерналов
Шкалы Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость
Не впускающая граница 0,458** 0,336* 0,283* 0,409**
Проницаемая функция 0,324* 0,369** 0,328* 0,376**
Вбирающая функция 0,540** 0,431** 0,358** 0,502**
Отдающая функция 0,452** 0,468** 0,320* 0,493**
Сдерживающая функция 0,340** 0,366** 0,380**
Спокойно-нейтральная функция 0,520** 0,564** 0,452** 0,583**
Данные, представленные в таблице показывают наличие значимых положительных взаимосвязей (р<0,01) между жизнестойкостью, ее компонентами и следующими функциями границы: «вовлеченность» и «невпускающая функция» (г=0,458, р<0,000); «вовлеченность» и «вбирающая функция» (г=0,541, р<0,000); «вовлеченность» и «отдающая функция» (г=0,452, р<0,001); «вовлеченность» и «сдерживающая функция» (г=0,349, р<0,010); «вовлеченность» и «спокойно-нейтральная функция» (г=0,520, р<0,000). Такой результат говорит о наличии представленных взаимосвязей, и о том, что при высокой выраженности компонента жизнестойкости «вовлеченность», активно проявляются такие функции границы личности, как «невпускающая, вбирающая, отдающая, сдерживающая, спокойно-нейтральная» [4].
И наоборот, активное проявление представленных функций способствуют высокой ориентации личности на вовлеченность. То есть, студенты интерналы, активно ориентируясь на вовлеченность в происходящие события, стремятся ограничивать проницаемость своего внутреннего мира, психологической границы. Они избирательны и стремятся в первую очередь удовлетворить собственные потребности, инициативны, способны сдерживать себя и свои эмоции, что позволят им находиться в нейтральном отношении с окружающим миром.
Также была выявлена положительная корреляционная взаимосвязь на уровне 95% значимости (р<0,05) между компонентом жизнестойкости «вовлеченность» и проницаемой функцией психологической границы (г=0,324, р< 0,017). Соответственно, у студентов с внутренним локусом-контроля, при высокой ориентации на вовлеченность в процесс событий, психологическая граница «растворяется» и становится проницаемой к внешним воздействиям. То есть, не только студенты влияют на окружение, на процесс и события, отождествляя себя со всем происходящим, но и окружающая среда, люди оказывают на них активное влияние.
Далее были выявлены значимые корреляции взаимосвязи (р<0,01) между компонентом жизнестойкости «контроль» и следующими функциями психологической границы: «контроль» и «проницаемая функция» (г=0,369, р<0,006); «контроль» и «вбирающая функция» (г=0,431, р< 0,001); «контроль» и «отдающая функция» (г=0,468, р< 0,000); «контроль» и «сдерживающая функция» (г=0,366, р< 0,006); «контроль» и «спокойно-нейтральная функция» (г=0,564, р< 0,000). Получается, что при высокой выраженности компонента жизнестойкости «контроль» у студентов с интернальным локусом-контроля, проявлены «проницаемая, вбирающая, отдающая, сдерживающая и спокойно-нейтральная функции психологической границы» [4].
Соответственно, стремление контролировать процесс происходящих событий, «воинственная» и конкурентоспособная позиция студентов интерналов способствует «растворению» собственных границ,
отождествляя и идентифицируя себя с другими, стремление получать желаемое из окружающего мира. Все это проявляется в открытом заявлении о собственных потребностях, смелом обращении за помощью, во внутренней свободе и смелости выражения себя при удобных случаях. Так же высокая ориентация на контроль активизирует способность сдерживать свои эмоции при необходимости, сохраняя спокойное взаимоотношение с окружающими.
Кроме этого, была выявлена положительная корреляционная взаимосвязь на уровне 95% значимости (p<0,05) между компонентом жизнестойкости «контроль» и «невпускающей функцией» границы личностного пространства (r=0,336, p< 0,013). Ориентация на контроль событий и борьбу способствует проявлению у студентов с интернальным локусом-контроля стремления ограничивать проникновение внешних воздействий на границу и во внутренний мир.
Далее, значимые корреляции взаимосвязи (p<0,01) были выявлены между компонентом жизнестойкости «принятие риска» и следующими функциями психологической границы: «принятие риска» и «вбирающая функция» (r=0,358, p< 0,008); «принятие риска» и «спокойно-нейтральная функция» (r=0,452, p< 0,001). Такой результат показывает, что высокая ориентация на принятие риска способствует активному проявлению «вбирающей и спокойно-нейтральной функции границы» [4]. Это проявляется в стремлении получать желаемое из окружающего мира, в разрешении на удовлетворение своих потребностей, смелом обращении с просьбой о помощи, в открытом заявлении о своих потребностях и активном стремлении их удовлетворять. В то же время, стремление к принятию риска, у студентов интерналов, способствует спокойному и нейтральному отношению к происходящим событиям. Они мирно принимают любую ситуацию рассматривая ее как источник развития, извлекая опыт, не зависимо отрицательный он или положительный.
Далее выявлены положительные взаимосвязи на уровне 95% значимости (p<0,05) между компонентом жизнестойкости «принятие риска» и следующими функциями психологической границы» [4]: «принятие риска» и «невпускающая функция» (r=0,283, p<0,038); «принятие риска» и «проницаемая функция» (r=0,328, p< 0,016); «принятие риска» и «отдающая функция» (r=0,320, p< 0,018). Следовательно, чем больше у студентов выражена ориентация на принятие риска, тем больше они готовы проявлять себя, взаимодействовать с внешним миром, сохранять независимость своего личностного пространства.
Анализ результатов корреляционного анализа также показал значимые положительные взаимосвязи (p<0,01) между общим показателем жизнестойкости и всеми функциями психологической границы личности: «невпускающая функция» (r=0,409, p< 0,002), ), «проницаемая функция» (r=0,376, p< 0,005), «вбирающая функция» (r=0,502, p< 0,000), ), «отдающая функция» (r=0,493, p< 0,000), «сдерживающая функция» (r=0,380, p< 0,005). «спокойно-нейтральная функция» (r=0,583, p< 0,000). То есть, чем выше уровень жизнестойкости у студентов интерналов (стойкое совладение со стрессовыми событиями), тем устойчивее их психологические границ. Они непроницаемы для внешних вредных воздействий, и проницаемы для благоприятных, при необходимости, сохраняющие внутреннюю энергию или пропускающие внутренние импульсы во вне, сохраняя спокойное и нейтральное взаимодействие с окружающей средой.
Выводы. Таким образом, мы считаем, что изучение жизнестойкости, функции психологической границы личности, локуса-контроля в юношеском возрасте, на примере студенческого периода, особенно важно сейчас, когда вокруг молодежи столько разных возможностей, многие из которых явно имеют негативную, а порой и неадекватную психологическую окраску. В процессе изучения, мы увидели, что студенты с интернальным локусом-контроля более стрессоустойчивы и жизнестойки, чем студенты экстерналы, за счет своей активной вовлеченности в происходящие события, стремлением контролировать ситуацию и влиять на последствия, получая, при этом, удовольствие от собственных действий.
Выявление таких связей между жизнестойкостью и другими личностными особенностями человека дают возможность продуктивному преодолению стресса, актуализации разных стратегий поведения студента. Это дополнительный научный материал по изучению возможности функционирования границы личности в юношеском возрасте, а также эффективных форм работы с ней. В юношеском возрасте мы отчётливо начинаем чувствовать свои и границы чужих, тем более, если они здоровые, не размытые, что способствует активному общению с окружающими, вступлению в отношения, поддерживание и разрывание их без негативных последствий. Здоровые границы личностного пространства достаточно гибкие.
Также данная тематика является еще и практикоориентированной и поможет студентам преодолеть ситуации неопределённости, повысить возможности социальной адаптации через работу в групповых психологических мероприятиях или индивидуальных консультациях по вопросам проявления жизнестойкости, защиты личных границ в кризисных ситуациях.
Литература:
1. Быков С.В. Диагностика локуса-контроля личности в асоциальных подростковых группах / С.В. Быков, С.Ю. Алашеев // Социологический журнал. 2003. - № 1. - С. 121-135.
2. Ванакова Г.В. Осмысление студентами понятия «жизнестойкость» // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2009. - № 1. - С. 45.
3. Леви Т.С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. 2013. - № 1. - С. 131-146.
4. Леви Т.С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии / Ред. Е.В. Щедрина. - 2013. - №5 сентябрь-октябрь 2013. - С. 93-101
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е. изд., испр. - М.: Смысл, 2003.
6. Леонтьев Д.А., Рассказов Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
7. Мозговая Н.Н. Исследование личностного пространства школьников проективными методами диагностики // Проблемы современного педагогического образования. 2019. - № 65-4. - С. 322-326.
8. Мозговая Н.Н., Манвелян Н.Г. Особенности суверенности психологического пространства личности юношей и девушек студентов вузов // Психология обучения. 2015. № 1. С. 44-56
9. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. - Москва: Прометей, 2005
10. Рассказова Е.И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья // Вестник Московского университета. Серия № 14: Психология. 2006. - № 1. - С. 104.
11. Сокольская Н.В. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией: на примере изучения иностранного языка. Автореф. дисс. канд.психол.наук. Белгород, 2006
Психология
УДК 159.923
кандидат психологических наук, доцент Петраш Марина Дмитриевна
Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук Туренко Елена Анатольевна заместитель директора по психолого-педагогическому сопровождению ГАПОУ ЛО «ВПК «Александровский» (г. Выборг); психолог Гармонова Александра Евгеньевна Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр «Адмиралтейский» (г. Санкт-Петербург)
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается вклад семейных и несемейных межпоколенных отношений в преодоление трудностей образовательного процесса студентов вузов и колледжей. Выявлены конструктивные и деструктивные влияния семейных межпоколенных отношений, показана значимая роль преподавателей в преодолении трудностей молодых людей на начальном этапе профессионального обучения.
Ключевые слова: семейные межпоколенные отношения, несемейные межпоколенные отношения, студенты колледжа, студенты вуза, семейные дисфункции, трудности обучения
Annotation. The article discusses the contribution of family and non-family intergenerational relationships to overcoming the difficulties of the educational process of university and college students. The constructive and destructive influences of family intergenerational relations are revealed. The significant role of teachers in overcoming the difficulties of young people at the initial stage of occupational learning is shown.
Keywords: family intergenerational relationships, non-family intergenerational relationships, college students, university students, the family system dysfunctions, learning difficulties.
Исследование выполнено на базе Санкт-Петербургского государственного университета и при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00861
Введение. Период юности и начала ранней взрослости связан с подготовкой к освоению будущей профессии, молодые люди погружаются в учебно-профессиональную деятельность, которая становится ведущей. Осваивая новую социальную роль, студент получает «свободу» после «школьных ограничений», что требует от молодых людей высокой самоорганизации. В условиях новой ситуации социального развития, молодым людям приходится преодолевать ряд трудностей, связанных с изменениями социально-экономических условий жизни, выстраиванием взаимоотношений с представителями разных поколений, адаптацией к образовательной среде, освоением навыков учебной деятельности. Также следует отметить, что начало периода может сопровождаться кризисными переживаниями в плане ревизии и коррекции профессионального выбора.
Обращаясь к особенностям исследуемого поколения студентов (17-20 лет), современные исследователи отмечают их как ориентированных на успех, они сосредоточены на карьере, их отличает практичность, но к самому процессу профессионального обучения зачастую подходят поверхностно [3]. В этой связи возникает вопрос о том, как находить общий язык с молодежью, как мотивировать их к получению знаний, стимулировать к учебной деятельности и оказывать поддержку в преодолении кризисных переживаний. Обозначенные вопросы позволили нам определить цель исследования, которая заключалась в изучении роли семейных и несемейных межпоколенных отношений в преодолении трудностей на этапе начала учебно-образовательного процесса у студентов вузов и колледжей. Мы считаем, что интенсивность переживаемых трудностей будет отличаться в зависимости от типа учебного заведения. Также мы предположили, что семейные МПО вносят, как положительную, так негативную составляющую в преодоление трудностей, а несемейные межпоколенные отношения играют важную роль в формировании интереса к профессиональному обучению независимо от типа учебного заведения.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 342 студента из Санкт-Петербурга, в том числе: вузов (N=228) и колледжей (N=114) в возрасте от 17 до 20 лет (Мвозр=18,24 года). Соотношение по полу представлено следующим образом: в подвыборке студентов вузов 39% девушек и 61% юношей; в колледже - 69% / 31%, соответственно. Сбор данных проходил до пандемического периода.
Для исследования межпоколенных отношений мы использовали семантический дифференциал межпоколенных отношений М. Монтеро-Лопес, О.Ю. Стрижицкая применительно к представителям двух семейных и одного несемейного поколения: родителей, прародителей и преподавателей. Данные демографической анкеты, в которую включен блок «трудности в обучении». Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК) [4].
Для определения трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на начальном этапе обучения, студентов просили указать области, в которых они испытывают наибольшие переживания, а также оценить степень их сложностей по пятибалльной шкале: значение (5 баллов) соответствовало максимальной их выраженности. Условно было выделено 4 группы: коммуникативный блок, в который вошли трудности взаимодействия с сокурсниками и преподавателями; когнитивный - понимание учебного материала и приспособление к стилю преподавателя; эмоциональный, который объединил проблемы, связанные с эмоциональным здоровьем, отсутствием интереса и уверенностью в своих силах; отдельные трудности, связанные с физическим здоровьем.
Сравнительный анализ выявил различия в выраженности трудностей у студентов вузов и колледжей (табл. 1). На фоне их большей выраженности у студентов колледжей, выявлены значимые различия в части