Взаимосвязь психологической границы и самосознания личности (на примере подросткового возраста)
Т. С. Леви, О. В. Краснова (Московский гуманитарный университет)
Статья освещает результаты эмпирического исследования психологической границы личности в подростковом возрасте, а также взаимосвязи психологической границыI и самосознания в зависимости от пола, особенностей самооценки и уровня притязаний.
Ключевые слова: психологическая граница, самооценка, уровень притязаний, подростки.
Проблема формирования границ личности, собственного «Я» актуальна для человека в течение всей его жизни. Однако есть критические, переломные периоды, в течение которых актуальность ее значительно повышается. Один из них — подростковый возраст, когда происходит активное формирование самосознания человека, становление «Я-концепции» и развитие психологических границ. Поэтому представляется важной и интересной проблема взаимосвязи особенностей психологической границы подростка с формированием его самосознания.
Активную разработку проблема психологической границы личности получила в психологии телесности. Т. С. Леви под психологической границей понимает виртуально-энергий-ное образование, функциональный орган,
который возникает в активности индивида, взаимодействующего со средой (Леви, 2011: 190). В структуре психологической границы Т. С. Леви выделяет ряд функций.
1. Невпускающая функция — граница непроницаема для внешних воздействий, если они оцениваются как вредные. В этом случае человек может сказать «нет», оттолкнуть, сдержать напор. Такое преобразование границы возможно, если индивидуум ощущает собственное внутреннее право на независимость, на свое психологическое пространство.
2. Проницаемая функция — граница пропускает внешние воздействия. Такое «растворение» границы возможно, если человек уверен в себе и испытывает доверие к другому. Способность к растворению границы, разотожде-ствлению является необходимым условием ре-
зонансного взаимодействия, когда человек отождествляется, идентифицируется с другим. При этом растворение границы не означает растворения «Я».
3. Вбирающая функция — граница «втягивает» желательное из окружающего мира. Данная функция предполагает внутреннее право человека на удовлетворение своих потребностей, позволяющее попросить о помощи, открыто заявить о своей потребности, активно стремиться к ее удовлетворению.
4. Отдающая функция — граница пропускает внутренние импульсы. Отдающая функция предполагает внутреннее право выражать себя при наличии адекватных условий.
5. Сдерживающая функция дает возможность сдерживать, «контейнировать» внутреннюю энергию, если это необходимо, адекватно состоянию мира.
6. Спокойно-нейтральная функция выражает спокойное состояние человека, не мотивированного к активному взаимодействию с миром «здесь и теперь» в случае аналогичного состояния мира.
В данной работе нами изучаются такие составляющие самосознания, как самооценка и уровень притязаний личности. Самооценка рассматривается в соответствии с исследованиями А. В. Захаровой (Захарова, 1989), Е. А. Залученовой (Залученова, 1995), В. В. Сто-лина (Столин, 1983) как аффективная составляющая, которая отражает степень развития у индивидуума чувства общего самоуважения и модальность эмоционального отношения к себе. С этой точки зрения высокая самооценка соотносится с общим позитивным отношением субъекта к своему «Я» и ощущением им собственной ценности, пониженная — с неприятием себя, самоотрицанием, негативным отношением к своей личности. Уровень притязаний характеризуется как желаемый уровень самооценки личности и определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит, а также уверенностью в способности с ними справиться. В изучении уровня притязаний мы опирались на исследования Л. В. Бороздиной (Бороздина, 2011), А. Н. Капитонова (Капитонов, 2000), Н. В. Резановой (Резанова, 2007).
Задачи исследования состояли в следующем:
— выявить особенности сформированно-сти функций психологической границы в подростковом возрасте;
— сравнить особенности психологических границ мальчиков и девочек;
— исследовать взаимосвязь выраженности функций психологических границ с самооценкой и уровнем притязаний;
— выявить особенности взаимосвязи выраженности функций психологических границ с самооценкой и уровнем притязаний у мальчиков и девочек.
Выборка состояла из 85 подростков (48 мальчиков и 37 девочек) в возрасте 14-15 лет, учащихся гимназии №1512 г. Москвы.
Для решения поставленных задач применялись методика диагностики психологической границы личности Т. С. Леви и методика исследования самооценки и уровня притязаний Дем-бо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
В результате проведенной работы получены интересные результаты.
В группе подростков в наибольшей степени выражена невпускающая функция границы, в наименьшей — проницаемая. То есть подростки в большинстве своем предпочитают ограничивать проникновение во внутренний мир воздействия извне. Возможно, это связано с тем, что они чувствуют еще хрупкость собственного «Я», своих принципов и убеждений и стремятся свести к минимуму возможные угрозы для них. В этой связи логичным следствием представляется и низкая выраженность у подростков стремления открыться переживаниям других людей.
Результаты дифференцированного анализа показали, что у мальчиков достоверно чаще более развиты спокойно-нейтральная и вбирающая функции границ. Им проще взаимодействовать с окружающими спокойно и нейтрально, чем более эмоциональным девочкам. Выраженная вбирающая функция у мальчиков говорит об их способности быть более активными в удовлетворении своих потребностей. Таким образом, уже в подростковом возрасте начинает формироваться маскулинный симп-томокомплекс, характерный для взрослой
мужской выборки и проявляющийся в выраженности невпускающей, вбирающей и спокойно-нейтральной функций границ (Леви, 2011).
Исследование взаимосвязи развитости функций психологических границ с самооценкой и уровнем притязаний показало, что подростков с адекватной самооценкой и высоким уровнем притязаний отличает от их сверстников с завышенными самооценкой и притязаниями выраженность спокойного взаимодействия с миром при соответствующем его состоянии и меньшая закрытость от внешних воздействий. Завышенные самооценка и уровень притязаний сопровождаются большей закрытостью и напряженностью на границе взаимодействия с другими людьми.
В результате исследования выявлены особенности взаимосвязи выраженности функций психологических границ с самооценкой и уровнем притязаний у мальчиков и девочек.
Показатели по проницаемой функции границ мальчиков положительно коррелируют с показателями самооценки в отношении характера. Показатели по спокойно-нейтральной и сдерживающей функциям границ мальчиков положительно коррелируют с показателями уровня притязаний, касающегося умственных способностей. Можно предположить, что интеллектуально развитый человек, обладающий логическим мышлением, в большей степени способен сдерживать свои негативные и позитивные эмоции, если они неуместны в контексте складывающейся ситуации.
Показатели по проницаемой функции границ девочек положительно коррелируют с такими параметрами самооценки, как счастье, популярность, уверенность в себе, общительность и активность. Вместе с тем они отрицательно коррелируют со стремлением повысить свой интеллектуальный уровень, стать умнее. Более эмпатичные, открытые к взаимодействию с другими людьми, понимающие и принимающие девочки не ставят на первое место интеллектуальный рост, не придают ему существенного значения. Видимо, они более ориентированы на интуитивное мировосприятие, чем на логическое. Показатели по проницаемой функции также отрицательно коррелиру-
ют с притязаниями на изменение характера. Таким образом, высокие показатели по проницаемой функции границы выявлены у девочек, имеющих позитивный образ себя и удовлетворенных своим общением со сверстниками.
Показатели по вбирающей функции границ девочек также отрицательно коррелируют с оценкой своих интеллектуальных способностей. По-видимому, девочки, оценивающие свой интеллектуальный уровень как высокий, склонны в большей степени сомневаться по поводу возможностей и уместности проявления своих потребностей.
Показатели по сдерживающей функции границ девочек отрицательно коррелируют с самооценкой общительности. Данная функция границ проявляется в умении сдерживать свои эмоции, когда их выражение неуместно. Такая взаимосвязь представляется закономерной, так как при наличии высокого уровня общительности, в ситуациях, эмоционально насыщенных, ребенку может быть сложно сдерживать свои чувства. Сдерживание чувств, в свою очередь, часто приводит к дистанцированию в общении с другими людьми.
Показатели по спокойно-нейтральной функции границ девочек коррелируют с их оценкой собственной популярности, уверенности в себе, счастья. В подростковом возрасте непросто спокойно взаимодействовать с миром, и нейтральность этого контакта зависит от того, как воспринимают подростка в референтной группе, насколько он уверен в себе и чувствует себя счастливым.
Таким образом, корреляции между показателями функций психологической границы и параметрами самооценки у девочек группируются вокруг субъективного переживания счастья и эмоциональной удовлетворенности во взаимоотношениях с другими людьми, а у мальчиков вокруг самооценки своего интеллекта и характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бороздина, Л. В. (2011) Уровень притязаний: классические и современные исследования. М. : Акрополь.
Залученова, Е. А. (1995) Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на
личностные особенности : дис. ... канд. психол. наук. М.
Захарова, А. В. (1989) Генезис самооценки : дис. ... д-ра психол. наук. М.
Капитонов, А. Н. (2000) Влияние организационно-деятельностной игры на уровень притязаний личности : дис. . канд. психол. наук. М.
Леви, Т. С. (2011) Телесная парадигма развития личностной аутентичности. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.
Резанова, Н. В. (2007) Уровень притязаний в системе личных стремлений (в контексте интегративно-целевого подхода к личности) : дис. . канд. психол. наук. Хабаровск.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М. : Изд-во Московского университета.
Дата поступления: 1.04.2013 г.
THE INTERRELATION BETWEEN PERSON’S PSYCHOLOGICAL BOUNDARY AND SELF-CONSCIOUSNESS (A CASE STUDY OF ADOLESCENCE)
T. S. Levi, O. V. Krasnova (Moscow University for the Humanities)
The article describes the results of an empirical study on the psychological boundary of the person
in prepubescent years. The author also clarifies the interrelation between the psychological boundary and self-consciousness depending on gender, features of self-esteem and level of aspiration.
Keywords: psychological boundary, self-esteem, level of aspiration, teenagers.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Borozdina, L. V. (2011) Uroven’ pritiazanii: klas-sicheskie i sovremennye issledovaniia. M. : Akropol’.
Zaluchenova, E. A. (1995) Sootnoshenie samoot-senki i urovnia pritiazanii i ego vliianie na lichnost-nye osobennosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. M.
Zakharova, A. V. (1989) Genezis samootsenki : dis. . d-ra psikhol. nauk. M.
Kapitonov, A. N. (2000) Vliianie organizatsion-no-deiatel’nostnoi igry na uroven’ pritiazanii lich-nosti : dis. . kand. psikhol. nauk. M.
Levi, T. S. (2011) Telesnaia paradigma razvitiia lichnostnoi autentichnosti. M. : Izd-vo Mosk. gu-manit. un-ta.
Rezanova, N. V. (2007) Uroven’ pritiazanii v sis-teme lichnykh stremlenii (v kontekste integrativno-tselevogo podkhoda k lichnosti) : dis. . kand. psikhol. nauk. Khabarovsk.
Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti. M. : Izd-vo Moskovskogo universiteta.