References
1. Mescheryakova I.N. Razvitie 'emocional'nogo intellekta studentov-psihologov vprocesse obucheniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2011.
2. Andreeva I.N. 'Emocional'nyjintellektkak fenomen sovremennojpsihologii. Novopolock: Polockij gosudarstvennyj universitet, 2011.
3. Andreeva I.N. Azbuka 'emocional'nogo intellekta. Sankt-Peterburg: BHV-Peterburg, 2012.
4. Zaporozhcevoj G.V., Sholtoyan Yu.O., Vasil'chenko A.Yu. Vzaimosvyaz' 'emocional'nogo intellekta s akademicheskoj uspevaemost'yu. Obschestvo, sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 6: 67 - 76.
5. El'kina I.Yu. 'Emocional'nyj intellekt studentov i ego vzaimosvyaz' s samoocenkoj. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2020; № 4: 49 - 52.
6. Gudkova T.V., Kondrat'ev T.N. Osobennosti 'emocional'nogo intellekta studentov, obuchayuschihsya v medicinskom i pedagogicheskom vuzah. Medicina i obrazovanie v Sibiri. 2015; № 5: 7.
7. Litvinova N.Yu. Lichnostno-regulyatornye faktory usvoeniya inostrannogo yazyka v zaochnom vuze. Kazan', 2001.
8. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.
9. Zobkov A.V., Turchin A.S. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.
Статья поступила в редакцию 05.05.22
УДК 316.47
Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),
E-mail: [email protected]
THE RELATIONSHIP OF THE EMOTIONAL, SUBJECTIVE AND PSYCHOLOGICAL IN THE STRUCTURE OF THE PHENOMENON OF PERSONAL WELL-BEING. An understanding of the psychological phenomenon of the well-being of a person in life (personal and social contexts are considered) is proposed, consisting of three levels (emotional, subjective and psychological) and including the corresponding structural personal-regulatory (emotional well-being: adequate self-esteem, collectivistic motivation; subjective and psychological well-being: positive attitude towards oneself and others; planning, modeling, programming, autonomy (independence); flexibility (plasticity), striving for personal growth; cooperation; evaluation of results). The formation of emotional well-being is the basis for its subjective and psychological well-being. The level of emotional well-being performs the function of an emotional positive dominant that disposes a person to move "in the direction of well-being." Subjective well-being performs a regulatory function through the reflection of the goals and conditions of activity (life activity) external and internal. We understand the function of the psychological level of the phenomenon of well-being as the level of formation of self-regulation of the individual in activity (life activity). The results of empirical research and psychotherapeutic practice have confirmed the idea that the psychological support of the problem of the client's well-being, it is rational to start with work on the emotional component, because physical, emotional comfort and positive thinking (as a habit) are a resource for the formation of the subjective (reflection of conditions, opportunities, abilities, choices) and psychological (realization of goals through the resource of personal properties at the activity level).
Key words: emotional well-being, subjective well-being, psychological well-being, self-esteem, collectivistic motivation, reflection, self-regulation, psychological comfort, satisfaction, positive emotions, positive thinking.
Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,
E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, СУБЪЕКТИВНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ ФЕНОМЕНА БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Предложено понимание психологического феномена благополучия личности в жизнедеятельности (рассмотрены личностный и социальный контексты), состоящего из трех уровней (эмоционального, субъективного и психологического) и включающего соответствующие структурные личностно-регуляцион-ные компоненты (эмоциональное благополучие: адекватная самооценка, коллективистическая мотивация; субъективное и психологическое благополучие: позитивное отношение к себе и другим; планирование, моделирование, программирование, автономность (самостоятельность); гибкость (пластичность), стремление к личностному росту; сотрудничество; оценка результатов). Основой для субъективного и психологического благополучия является сформи-рованность эмоционального начала. Уровень эмоционального благополучия выполняет функцию эмоциональной позитивной доминанты, располагающей личность к движению «в сторону благополучия». Субъективное благополучие выполняет регулирующую функцию через рефлексию целей и условий деятельности (жизнедеятельности) внешних и внутренних составляющих. Функцию психологического уровня феномена благополучия мы понимаем как уровень сформированности саморегуляции личности в деятельности (жизнедеятельности). Результаты эмпирического исследования и психотерапевтической практики подтвердили идею о том, что психологическое сопровождение проблемы благополучия клиента рационально начинать с работы над эмоциональной составляющей, т. к. физический, эмоциональный комфорт и позитивное мышление (как привычка) являются ресурсом для формирования субъективного (рефлексия условий, возможностей, способностей, выборов) и психологического (реализация целей через ресурс личностных свойств на деятельностном уровне).
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, субъективное благополучие, психологическое благополучие, самооценка, коллективистическая мотивация, рефлексия, саморегуляция, психологический комфорт, удовлетворенность, позитивные эмоции, позитивное мышление.
Актуальность проблемы субъективного благополучия личности значимо возрастает в настоящее время. Имеется множество научно-практических исследований, направленных на поиски психологических факторов и закономерностей субъективного благополучия.
Понятие субъективного благополучия появилось в психологии в 19601970-е гг. в связи с необходимостью эмпирических исследований проблемы счастья. Это была довольно сложная задача для научного исследования, т. к. предмет психологических измерений был очень абстрактным [1; 2; 3]. Понимание счастья отождествлялось с субъективной самооценкой человека, о том, насколько он счастлив (первая обобщающая работа относится к 1984 г, исследования в этом направлении многочисленны).
Первые научные исследования субъективного благополучия относятся к гедонистическому подходу, где предметом измерения стало «переживание счастья», или субъективного благополучия человека, отождествляемое с достижением удовольствия и избегания неудовольствия (в том числе удовольствия от достижения значимых целей [1; 2; 3]. Следует отметить, что понятие субъективного
благополучия и психологического в гедонистическом подходе рассматриваются через предлог «или».
Констатация факта существования разных картин восприятия счастья (не всякое удовольствие есть счастье) привело к разделению в исследованиях конструктов гедонистического благополучия (гедонии, связанной с пассивным состоянием удовольствия) и эвдемонического благополучия (эвдемонии, процветания, позитивного функционирования, активной и осмысленной жизни) [4].
Эвдомонистический подход связан с гуманистической психологией (А. Мас-лоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Г Олпорт, К. Рифф, Е. Деси, Р. Риан и др.) и рассматривает психологическое благополучие как «полноту самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. Особое внимание исследователи уделяют чувству ценности и смыслу деятельности. Отметим, что в эв-домонистическом подходе понятие субъективного благополучия «поглощается» понятием психологического.
В практике исследований феномена субъективного благополучия индикаторы гедонии и эвдемонии, как правило, смешаны. По этой причине традиционно
выделяют: 1) объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающих счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кей-ес), 2) субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман), 3) немногочисленные работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р. Эммонс, Л. Кинг) [5; 6].
В отечественной психологии благополучие понимается как становление личности субъектом собственной жизни. В этой связи следует отметить, что практика формирования благополучия направлена на анализ совладающего поведения (событий, не приводящих к получению удовольствия, но способствующих достижению субъективного благополучия в связи с осознанием человеком своих потребностей, смыслов, жизненных целей). Акцент делается на аспектах удовлетворенности жизнью и личностном росте [5; 7].
Для измерения субъективного благополучия в настоящее время разработаны три группы методик (шкалы - комбинации индикаторов позитивных и негативных эмоций, шкалы, направленные на симптомы благополучия и характеристики психологических процессов, шкалы качества жизни). Эти методики могут быть преимущественно полезными в прикладных исследованиях или при проверке разных видов валидности, т. к. в них смешаны характеристики качества жизни и удовлетворенности ей, а также симптомы благополучия и свойства личности, обеспечивающие его [8], все это создает проблемы с теоретической интерпретацией полученных результатов.
В русле вышеобозначенных подходов проблема субъективного благополучия активно изучалась следующими исследователями: Бахаревой Н.К., Ворониной А.В., Дубовик Ю.Б., Елисеевой О.А., Шамионовым РМ., Бочаровой Е.Е. и другими. Среди зарубежных исследователей большой вклад в изучение субъективного благополучия внесли Аргайл М., Селигман М., Динер Э. и другие ученые.
Анализируя существующие доступные исследования психологического феномена благополучия, можно сделать следующие выводы.
1. Единое общепризнанное определение понятия «психологическое благополучие» не сформировано, нет четкой позиции относительно его структурных компонентов и иерархии уровней (эмоционального, субъективного и психологического) в психологическом феномене благополучия. Не представляется возможным выделить единую структурно-уровневую модель психологического феномена благополучия. Причиной этому является разрозненность характера исследований (в соответствии с предпочтениями тех или иных направлений и подходов). Так, например, авторы выделяют социальный, личностный, индивидный уровни (Дубовик Ю.Д.); уровень психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического и психологического здоровья (Воронина А.В.). Аналогичная картина наблюдается в выделении структурных компонентов от 2 до 5: эмоциональный компонет и когнитивный (Куликов Л.В.); удовлетворенность потребностей, оценка происходящих событий, оценка собственных отношений, смысловые определения профессиональной и житейской сфер (Шамионов Р.М.). Таким образом, перечислить и привести к общему знаменателю существующие авторские точки зрения по этому вопросу достаточно проблематично.
Исследователи сходятся во мнении о том, что благополучие как психологический феномен характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности.
2. Авторы используют следующие термины и варианты их соотношения в контексте исследований: эмоциональное благополучие, субъективное и психологическое рассматривают как синонимы (Брадбурн Н., Панина Е.Н., Бочарова Е.Е.), эмоциональное благополучие как компонент субъективного, субъективное благополучие как компонент психологического, при этом отождествляют эмоциональное благополучие и субъективное (Динер Э., Рифф, К., Со-зонтов А.Е., Шамионов Р.М., Пучкова ГЛ. и др.). Психологическое благополучие рассматривается как компонент субъективного. Эти подходы объединяет общий смысл, связанный с поиском условий удовлетворенности и «пусковых психологических механизмов» самореализации личности на психофизиологическом, социальном и личностном уровнях.
3. В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя (осознанность личности) и внешняя (условия как возможность повышения уровня благополучия. Процесс достижения субъективного благополучия происходит в результате воздействия различных факторов: субъективных и объективных (Аргайл М., Динер Э., Эммонс Р, Джидарьян И.А., Куликов Л.В., Соколова М.В. и др.). Следовательно, феномен субъективного благополучия в первую очередь связан не столько с потребностями и их реализацией, а с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе [7; 8; 9]. По нашему мнению, в этом контексте очевидна регулирующая функция субъективного благополучия при движении к психологическому его уровню (регулирующую функцию субъективного благополучия признает большинство авторов). Регулирующую функцию субъективного благополучия мы понимаем через рефлексию целей и условий деятельности (жизнедеятельности) - внешних и внутренних. Функция психологического уровня феномена благополучия нами рассматривается как уровень сформированности саморегуляции личности в деятельности (жизнедеятельности).
В поиске «истины» о соотношении эмоционального, субъективного и психологического, а также памятуя о воздействии субъективных и объективных фак-
торов на этот процесс, важно помнить, что эффективность любой деятельности, в том числе и формирование субъективного и психологического благополучия личности, во многом зависима от эмоций как психологического феномена.
Большинство исследователей эмоций обращаются к проблеме эмоционального благополучия. Установлено, что эмоции принимают активное участие в деятельности субъекта и при этом не отождествляются с мотивацией, но представляют собой итоговую, результативную форму ее существования, не отражающую всех тех процессов, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений (В.К. Вилюнас). П.В. Симонов определил, что «гиппокамп моделирует активность исполнительных эмоциональных центров», но не является структурой исполнительного аппарата эмоций - это основное связующее звено между корой и нервными механизмами эмоций [10].
Роли влияния эмоций в жизнедеятельности человека, начиная с раннего возраста, уделяется большое внимание в современных научно-практических исследованиях, и это отражается в многочисленных разработанных развивающих программах личности ребенка, имеющих в качестве приоритетной цели развитие эмоционального благополучия.
В исследованиях о развивающих программах говорится о значимости психологического комфорта, позитивной эмоциональной насыщенности, удовлетворенности деятельностью, в которую ребенок включен, и жизнедеятельностью в целом (качество детско-родительских отношений). Авторы исследований подчеркивают, что вышеуказанные личностные свойства ребенка важны для гармоничного становления личности и для возможности формирования благополучия в старших (взрослых) возрастах (субъективного и психологического как удовлетворенности внутренними и внешними условиями и возможности самореализации в них).
Также в рассматриваемых исследованиях речь идет об эмоциональном благополучии ребенка (как, впрочем, и взрослого человека) как основе эмоционального интеллекта, проявляющего себя в старших (взрослых) возрастах.
Эмоциональный интеллект (проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта с широким спектром зависимых переменных изучается с 1990 г) проявляется в способности понимать и принимать содержание эмоций, как собственных, так и других людей, далее на этой основе регулировать свое поведение и направлять потенциал психических ресурсов к успешности и результативности.
Таким образом, из анализа рассматриваемых работ очевидно, что эмоциональное благополучие - это базис для развития эмоционального интеллекта, который, в свою очередь, является основой для субъективного и психологического благополучия.
Субъективное благополучие понимается нами как этап формирования удовлетворенности условиями для самореализации личности, связанный с рефлексией равновесия внутренних и внешних условий (построение психоэмоционального конструкта «равновесия» - регулирующая функция).
Психологическое благополучие понимается нами как этап реализации на поведенческом уровне конструкта «равновесие» через свойства личности: позитивное отношение к себе и другим; планирование, моделирование, программирование, автономность (самостоятельность); гибкость (пластичность), стремление к личностному росту; сотрудничество; оценка результатов с последующей коррекцией -саморегулирующая функция.
Таким образом, актуальность исследования заключается в выявлении взаимосвязи между эмоциональным, субъективным и психологическим благополучием как особой закономерной последовательности, формирующейся в жизнедеятельности человека.
Мы считаем, что основой психологического феномена благополучия жизнедеятельности взрослого человека (на психофизиологическом, личностном и социальных уровнях) является позитивная эмоциональная доминанта (эмоциональное благополучие) личности (адекватная самооценка, коллективистическая мотивация, позитивное отношение к себе, другим, жизнедеятельности в целом -своего рода корреляты психологического комфорта, позитивной эмоциональной насыщенности, удовлетворенности жизнедеятельностью в целом). Наличие позитивной эмоциональной доминанты личности активизирует регулирующую функцию субъективного (уровень рефлексии целеполагания) и саморегулирующую психологического (уровень поведенческой реализации цели через высокий и выше среднего уровни выраженности саморегуляции) уровней благополучия [11; 12; 13].
Цель исследования: выявить взаимосвязь между эмоциональным благополучием, проявляющимся через адекватную самооценку, коллективистическую мотивацию, субъективным и психологическим (высокий и выше среднего уровни саморегуляции) благополучием.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи между эмоциональным благополучием, проявляющимся через адекватную самооценку, коллективистическую мотивацию, и высоким уровнем саморегуляции как синификатора субъективного и психологического благополучия.
Методология исследования: научно-практические исследования проблемы субъективного благополучия: Бахарева Н.К., Щамионов РМ., Дубовик Ю.Б., Бочарова Е.Е., Пучкова Л.Г., Куликов Л.В, Динер Э., Аргайл М. и др. Научно-практи-
ческие исследования регуляции и саморегуляции деятельности: О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, О.В. Дашкевич, В.А. Зобков, А.В. Зобков и др.
Для исследования актуальных уровней выраженности эмоционального (адекватность самооценки, коллективистическая мотивация), субъективного и психологического (высокий и выше среднего уровни саморегуляции) благополучия были использованы: Мотивационный самооценочный опросник (МСО) Зоб-кова В.А., опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) Моросановой В.И., опросник «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) Леонтьева Д.А., 16PF, Р Кеттелла, Опросник «Шкала субъективного благополучия» Рукавишникова А.А.
Эмпирическая база исследования: студенты-психологи очно-заочной формы обучения, третьего года обучения, 12 женщин (25-48 лет).
Анализ результатов исследования доминирующей мотивации и типа самооценки испытуемых (МСО Зобкова В.А.) показал, что для них характерен чрезмерно высокий уровень коллективистской мотивации 90 ± 12 (норма 67). Этот факт указывает на такую мотивационную характеристику испытуемых, как перфекционизм (запрет на ошибки, переживания из-за сравнения собственных достижений с таковыми товарищей по группе, в том случае если последние в той или иной степени лучше). Результаты по шкалам, измеряющим тенденции выраженности самооценки, указывают на ее несформированность с тенденцией к занижению: Х2- 32 ± 17, Х3- 29 ± 16. На основании этих результатов можно предположить, что испытуемые не осведомлены о собственных ресурсах (способностях) личности и не развивают себя в этом направлении.
При исследовании индивидуального стиля саморегуляции деятельности (ССПМ Моросановой В.И.) выявлено, что детерминанты индивидуального стиля саморегуляции деятельности испытуемых по уровню выраженности располагаются в диапазоне хорошей нормы («Планирование» -5 ± 1,3; «Моделирование» -5,8 ± 1,6; «Программирование» -5,9 ± 1,6; «Оценка результатов» -6,1 ± 1,1; «Общий уровень саморегуляции» -30 ± 5). Профиль индивидуального стиля саморегуляции деятельности испытуемых указывает на первостепенное для них значение показателя «Оценка результатов», что свидетельствует об отсутствии качественной рефлексии планирования, ограничении проявления креативности и спонтанности в учебно-профессиональной деятельности, о шаблонности на уровне исполнения домашних заданий и учебных поручений преподавателя. Вместе с тем следует отметить, что личностные ресурсы «Гибкость» (5,6 ± 2,4) и «Самостоятельность» (5,5 ± 3,2) находятся по уровню выраженности в диапазоне хорошей нормы.
При исследовании смысложизненных ориентаций (СЖО, Леонтьева Д.А.) при том, что основной массив результатов располагается диапазоне нормы, установлено: доминирующей смысложизненной ориентацией (СЖО) испытуемых является «Цель жизни» (36 ± 4,6),на втором месте по значимости для испытуемых расположились СЖО «Процесс жизни» (30 ± 8,2) и «ЛК-Ж» (30 ± 12), на третье место испытуемые поставили СЖО «Результат жизни» (27 ± 6,3), на последнем месте в рангах СЖО расположилась СЖО «ЛК-Я» (22 ± 5,5).Общий уровень удовлетворенности жизнедеятельностью испытуемых находится также в диапазоне нормы.
Следует отметить, что такие ранги СЖО подтверждают результаты, полученные по МСО Зобкова В.А., ССПМ Моросановой В.И.: отсутствует качественная рефлексия цели жизни и проживаемых событий по причине отсутствия представленности в этом процессе самооценки. Соответственно, самооценка проявлена с тенденцией к занижению.
Результаты 16 PF, Р. Кеттелла указали на тенденции высоких уровней выраженности факторов «B», «C», «Q1» (7 ± 2); на тенденции низких уровней - «L», «I» (6 ± 3); «N» (4 ± 1).
На основании анализа вышеуказанных данных можно предположить, что на уровне внешнего проявления испытуемые выглядят уверенными, самодостаточными, а во внутреннем плане переживаний проявляются конфликты, основанные на ранимости, недоверия к окружающим, дефиците эмоционального интеллекта.
При исследовании субъективного благополучия испытуемых (опросник «Шкала субъективного благополучия» Рукавишникова А.А.) выявлен средний уровень выраженности (5,5 ± 2,9).
Таким образом, субъективное благополучие испытуемых можно рассмотреть через характеристики внутреннего психологического плана и внешнего. Внешний психологический план личности испытуемых представлен целеустремленностью; чрезмерной коллективистской мотивацией, являющейся источником шаблонности на уровне рефлексии (потребностей, смыслов, условий, действий и т. п.) и самореализации. Следовательно, рефлексия испытуемых лишена осознанности собственных потребностей и смыслов, самореализация вследствии этого становится ограниченной внутренним психологическим планом субъективного благополучия, а именно - тенденцией самооценки к несформированности и занижению.
Можно сказать, что испытуемые субъективно благополучны, т. к. они социально адаптивны (констатируют факты личностной, профессиональной, академической успешности), вместе с этим это тот уровень выраженности удовлетворенности жизнедеятельностью, который не всеми испытуемыми воспринимается и оценивается как переживание «состояния счастья».
Подтверждением этому являются личностные проблемы, вынесенные испытуемыми на проработку в процессе последующей психотерапевтической практики: страх зависимости от девиантного поведения; нарушение пищевого
поведения; экзистенциальные страхи; вербализация подавленных переживаний; детско-родительские отношения; понимание языка собственного тела; межличностные деловые отношения в профессиональной педагогической деятельности.
Целью психотерапевтической практики стала взаимосвязь между эмоциональным благополучием, проявляющимся через адекватную самооценку, коллективистическую мотивацию, субъективным и психологическим (высокий и выше среднего уровни саморегуляции) благополучием.
Задачи психотерапевтической практики:
1. Формирование эмоционального благополучия (маркеры: адекватность самооценки, коллективистическая мотивация) через достижение навыков и умений психоэмоциональной релаксации, насыщение позитивными эмоциями, психологический комфорт.
2. Формирование субъективного благополучия: осознание собственных потребностей, личностных смыслов, и на этой основе построение ближайших и перспективных планов самореализации.
3. Формирование психологического благополучия: внедрение ближайших планов самореализации в жизнедеятельность с предоставлением обратной связи в условиях психотерапевтической практики (с возможными внесениями корректирующих действий).
Логика психотерапевтического процесса делает возможной реализацию субъективного благополучия через рефлексию необходимого и достаточного равновесия внутренних (понимание собственной гендерной идентичности клиента, а также запроса на ее коррекцию) и внешних условий (объективно заданные социально-психологические условия). Затем «практикум» психологического благополучия в естественных условиях жизнедеятельности реализуется через апробирование ресурсных свойств личности (саморегуляция) и обеспечивает удовлетворенность и самореализацию на поведенческом (исполнительном) уровне.
Психотерапевтическая практика состояла из трех этапов: формирование эмоционального благополучия, субъективного и психологического.
Отправные теоретические допущения психотерапевтической практики.
«Камнем преткновения» в достижении субъективного и психологического благополучия во взрослых возрастах является дефицит психологического комфорта, позитивной эмоциональной насыщенности, удовлетворенности жизнедеятельностью в целом (структурные компоненты эмоционального благополучия, для формирования которых сензитивен дошкольный возраст). Примечательно, что психологическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка осуществляется через формирование важной взаимосвязи между нейтральным стимулом и значимым. Во взрослых возрастах, мы предполагаем, важно обучать снижению уровня значимости референтного стимула, т. е. воспринимать его и относиться к нему нейтрально. Для реализации этой цели необходимо достижение клиентом в процессе психологического сопровождения состояния психологического комфорта и насыщения позитивными эмоциями.
Этап формирования эмоционального благополучия
Цель этапа формирования эмоционального благополучия - научиться создавать условия психологического комфорта, насыщения позитивными эмоциями, благодарности и удовлетворенности ценностью жизнедеятельности.
Для достижения поставленнной цели проведены телесно ориентированные практики, состоявшие из комплекса контрастных упражнений, направленных на попеременное напряжение и расслабление мышц основных отделов тела (ноги, бедра, живот, грудь, шея, голова). Осуществлялась концентрация внимания на дыхании с целью активизации расслабления телесных блоков.
Были прослушаны тексты медитаций с аффермациями. Медитации-сосре-доточение (сосредоточение на одном специально выбранном объекте), медита-ции-осознание (осознание внутреннего мира, наблюдение за собой со стороны).
Тексты медитаций с аффермациями подбирались по следующим темам: ответственность за события жизнедеятельности, освобождение от обид, настрой на здоровьесбережение, ресурсные состояния для самооценки, принятие инструкций к действию в направлении личностного роста.
Ключевыми словами текстов медитаций стали следующие: ощущение, чувствование, дыхание, излучение, отождествление, освобождение, позволение себе быть успешным. От участников требовалась эмоциональная включенность, концентрация внимания на собственных ограничениях и сопротивлениях.
Также проводились практики арт-терапии (рисование мандол), сказкотера-пии (сочинение сказок и их анализ).
Этап формирования субъективного благополучия
Его целью является формирование субъективного благополучия - вербализация и проработка личностных проблем.
Цель была реализована через вербализацию личностных проблем в процессе активной групповой работы 80% участников (о них шла речь выше).
Инструментами психотерапевтической работы стали проработка ментальных ловушек, осознание приоритетов смыслов и ценностей, выборов инструмента для совладания, формирование домашнего задания от группы.
На уровне рефлексии самооценки участники психотерапевтической группы осуществляли поиски себя в жизнедеятельности (идентификация множества социальных и межличностных ролей), ресурсов самоподдержки, принятия, одобрения.
На уровне рефлексии целеполагания имели место поиски ответов на вопросы: кто я (социальные, межличностные роли, я-реальное, идеальное)?
и что хочу (коррекционные цели исходного портрета Я)? Такая работа способствовала вербализации вектора цели (инициация субъективного благополучия).
На уровне рефлексии проживания запланированных событий в условиях групповой работы (субъективное благополучие) строились планы на тему: «Какая я теперь».
Этап формирования психологического благополучия
Цель этапа формирования психологического благополучия - выполнить домашнее задание по «проживанию реального опыта за пределами терапевтической группы» и предоставить обратную связь.
На уровне рефлексии результата терапевтической работы (психологическое благополучие) заслушивались отчеты участников о приобретенных новых установках, убеждениях, алгоритмах поведения.
Результаты прохождения психотерапевтической практики.
В групповой психотерапевтической практике приняли участие 12 студентов третьего курса очно-заочной формы обучения направления бакалавриата «Психология».
80% участников групповой работы приняли все виды практик первого этапа: смогли расслабиться, визуализировать предлагаемые в текстах медитаций образы, восстановить силы и достичь наполнения позитивными эмоциями здесь и теперь. 50% из вышеуказанных 80% участников групповой работы инициировали активную работу, направленную на проработку личностных проблем (указаны выше, второй этап). 30% из вышеуказанных 80% участников групповой работы принимали активное участие в групповой работе при обсуждении проблем второго этапа. 20% участников констатировали факт проявления сопротивления релаксации и самораскрытия.
Анализ анонимных отчетов участников терапевтической группы.
100% испытуемых выразили удовлетворенность прохождением опыта психотерапевтической практики и сообщили о позитивной динамике эмоционального, субъективного благополучия в собственной жизнедеятельности.
Выводы исследования:
1. Современным исследователям предстоит систематизировать эмпирические и научные факты феномена благополучия личности: определение, уровни, структура, этапы развития, факторы.
2. Необходимы психологические и психотерапевтические практики сопровождения благополучия личности.
Библиографический список
3. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи между эмоциональным благополучием (адекватная самооценка, коллективистическая мотивация), субъективным и психологическим (высокий уровень саморегуляции): чрезмерная коллективистская мотивация социального успеха снижает потребность осознания смыслов, условий, действий и способствует шаблонным моделям саморегуляции, исключая при этом качественную рефлексию самореализации (осознанности собственных потребностей и смыслов; тенденции самооценки к несформированности и занижению).
В качестве заключения отметим следующее.
Нами проведено исследование взаимосвязи между эмоциональным благополучием, проявляющимся через адекватную самооценку, коллективистическую мотивацию, субъективным и психологическим (высокий и выше среднего уровни саморегуляции) благополучием. Предложено понимание психологического феномена благополучия личности в жизнедеятельности (рассмотрены личностный и социальный контексты), состоящего из трех уровней, которые включают соответствующие структурные личностно-регуляционные компоненты.
Была использована следующая методология исследования: научно-практические исследования субъективного благополучия (Бахарева Н.К., Бочарова Е.Е., Дубовик Ю.Б., Пучкова ГЛ., Шамионов Р.М. и др.); научно-практические исследования регуляции и саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросано-ва, О.В. Дашкевич, В.А. Зобков, А.В. Зобков и др.).
Результаты эмпирического исследования и психотерапевтической практики подтвердили идею о том, что сформированность эмоционального благополучия является основой для развития его субъективного и психологического уровней.
Подтвердилась также идея о том, что психологическое сопровождение проблемы благополучия личности рационально начинать с работы над эмоциональной составляющей, т. к. физический, эмоциональный комфорт и позитивное мышление (как привычка) являются ресурсом для формирования субъективного (рефлексия условий, возможностей, способностей, выборов) и психологического (реализация целей на деятельностном уровне).
Следует особо отметить, что проблема формирования разных уровней благополучия (эмоционального, субъективного и психологического) состыкуется с проблемой эмоционального интеллекта - способности, исходящей из психологического комфорта, позитивной эмоциональной насыщенности, удовлетворенности и проявляющейся в понимании информации, исходящей от эмоций собственных и других людей.
1. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного университета, 2003.
2. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск: Издательство Дальневосточного института психологии и психоанализа, 2004.
3. Биктагирова А.Р, Мешкова И.В. Проблема субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии. Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. Available at: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/13352/1/ konf000329.pdf
4. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Общество и политика. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2000: 476 - 510.
5. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологическом исследовании субъективного благополучия личности. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-podhody-v-metodologii-issledovaniya-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti/viewer
6. Аргайл М. Психология счастья. Перевод с английского. Санкт-Петербург: Питер, 2003. Available at: http://hghltd.yandex.net/yandbtm7fmode
7. Шамионов РМ. Самосознание и субъективное благополучие личности. Проблемы социальной психологии личности. Саратов: СГУ им. Н.Г Чернышевского, 2008: 36 - 41.
8. Бочарова Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации. Проблемы социальной психологии личности. Портал психологических изданий. Available at: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30281.shtml
9. Дубовик Ю.Б. Исследование психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011; № 1 (15). Available at: http://psystudy.ru
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Москва: Издательство МГУ, 1990.
11. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. Казань: Издательство Казанского университета, 1992.
12. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития. Вопросы психологии. 2004; № 2: 128 - 135.
13. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. Москва: Когито-Центр, 2004.
References
1. Puchkova G.L. Sub'ektivnoeblagopoluchiekakfaktorsamoaktualizaciilichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003.
2. Bahareva N.K. Sub'ektivnoe blagopoluchie kak sistemoobrazuyuschj faktor tolerantnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo instituta psihologii i psihoanaliza, 2004.
3. Biktagirova A.R., Meshkova I.V. Problema sub'ektivnogo blagopoluchiya v zarubezhnoj i otechestvennoj psihologii. Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2019. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13352/1/konf000329.pdf
4. Kulikov L.V. Determinanty udovletvorennosti zhizn'yu. Obschestvo ipolitika. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU, 2000: 476 - 510.
5. Bocharova E.E. Sovremennye podhody v metodologicheskom issledovanii sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-metodologii-issledovaniya-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti/viewer
6. Argajl M. Psihologiya schast'ya. Perevod s anglijskogo. Sankt-Peterburg: Piter, 2003. Available at: http://hghltd.yandex.net/yandbtm7fmode
7. Shamionov R.M. Samosoznanie i sub'ektivnoe blagopoluchie lichnosti. Problemy social'nojpsihologii lichnosti. Saratov: SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2008: 36 - 41.
8. Bocharova E.E. Sootnoshenie 'emocional'nyh i kognitivnyh komponentov sub'ektivnogo blagopoluchiya v raznyh usloviyah socializacii. Problemy social'noj psihologii lichnosti. Portal psihologicheskih izdanij. Available at: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30281.shtml
9. Dubovik Yu.B. Issledovanie psihologicheskogo blagopoluchiya v pozhilom i starcheskom vozraste. Psihologicheskie issledovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011; № 1 (15). Available at: http://psystudy.ru
10. Vilyunas V.K. Psihologicheskie mehanizmy motivaciicheloveka. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1990.
11. Zobkov V.A. Psihologiya otnosheniya i lichnosti uchaschegosya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1992.
12. Konopkin O.A. Obschaya sposobnost' k samoregulyacii kak faktor sub'ektivnogo razvitiya. Voprosy psihologii. 2004; № 2: 128 - 135.
13. Morosanova V.I. Oprosnik«Stil'samoregulyaciipovedeniya» (SSPM): rukovodstvo. Moskva: Kogito-Centr, 2004.
Статья поступила в редакцию 05.05.22