Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / чувства / эмоциональный интеллект / тревога / тревожность / старшеклассники / emotions / feelings / emotional intelligence / anxiety / uneasiness / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшкова Аксана Николаевна, Кошелева Анастасия Сергеевна

Тенденции современного образования направляют возможности школы на взращивание устойчивой и целенаправленной личности. В статье раскрывается актуальность наличия эмоционального интеллекта для развития старшеклассников, его функции и связь с личностной тревожностью. В старшей школе важно обучающимся внутриличностно и межличностно быть эмоционально адекватными для продуктивности учебной деятельности, общения с педагогами и сверстниками, а также для процесса личностного и профессионального самоопределения. Тревожных ситуаций на выпускном этапе отмечается большое количество, с которыми позволяет справиться эмоциональный интеллект. Он помогает адекватно оценивать обстановку, управлять эмоциями в ответственных ситуациях, распознавать отношение к себе со стороны других людей, быть гибким в поведении при напряжении и др. С целью изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности личности был организован констатирующий эксперимент. Пилотное исследование старшеклассников проводилось с помощью диагностических методик тест эмоционального интеллекта Н. Холла, шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, а также применения коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Опрос респондентов (97 человек) осуществлялся в классе психолого-педагогической направленности, где многие обучающиеся уже определи свой профессиональный путь и у них предполагается развитый эмоциональный интеллект, осуществляющий контроль над тревожностью личности. Итоги констатирующего эксперимента показали значимую взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности, где обнаружилась следующая тенденция: чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже тревожность личности. Данные пилотного исследования могут быть полезны специалистам психологической службы и педагогам системы общего образования для предметной подготовки и организацию пропедевтической работы с обучающимися к выпускным экзаменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яшкова Аксана Николаевна, Кошелева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of modern education direct the possibilities of the school to cultivate a stable and purposeful personality. The article reveals the relevance of the presence of emotional intelligence for the development of high school students, its functions and connection with personal anxiety. In high school, it is important for students to be emotionally adequate intrapersonally and interpersonally for the productivity of educational activities, communication with teachers and peers, in the process of personal and professional self-determination. There are a large number of anxiety situations at the graduation stage, which emotional intelligence allows you to cope with. In order to study its relationship with personal anxiety, a stating experiment was organized. A pilot study of high school students was carried out using diagnostic methods N. Hall's emotional intelligence test, the Ch. D. Spielberger Yu.L. Khanin scale of reactive and personal anxiety, as well as the use of the Spearman r-rank correlation coefficient. The survey of respondents (97 people) was carried out in a class of psychological and pedagogical orientation, where many students have already determined their professional path and they are expected to have a developed emotional intelligence that controls personal anxiety. The results of the ascertaining experiment showed a significant relationship between emotional intelligence and personal anxiety, where the following trend was revealed: the higher the emotional intelligence, the lower the anxiety of the individual. The data of the pilot study can be useful for specialists in the psychological service and teachers of the general education system for subject preparation and the organization of propaedeutic work with students for final exams.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Перспективы исследования заключаются в практической реализации разработанной модели в образовательном процессе вуза, определении ее эффективности для становления ценностей самообразования студентов-психологов как необходимого условия их прогрессивного профессионально-личностного развития и социокультурной независимости.

Литература:

1. Абдалина, Л.В. Ценности самообразования студента-психолога: актуальные вопросы исследования / Л.В. Абдалина, М.С. Якимова // Обзор педагогических исследований. - 2023. - Т. 5,№ 1. - С. 14-19

2. Баньковская, Н.И. Представления о мотивации к самообразованию учащихся в современной психологии / Н.И. Баньковская // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 342-352

3. Бессонов, К.А. К проблеме изучения феномена самообразования студентов / К.А. Бессонов // Высшее образование сегодня. - 2016. - №4. - С. 15-18

4. Горбунова, Н.В. Моделирование как метод психолого-педагогических исследований / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№64-2. - С. 66-68

5. Иванищева, H.A. Самообразование как тренд парадигмы культуры знаний студента педагогического университета / H.A. Иванищева, Л.А. Кочемасова // Вестник ОГУ. -2021. - №1 (229). - С. 22-29

6. Полякова, О.Б. Саморазвитие как фактор адаптации студентов к онлайн-обучению / О.Б. Полякова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2021. - Т. 20, № 3(160). - С. 50-58

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Яшкова Аксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск); обучающийся Кошелева Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Тенденции современного образования направляют возможности школы на взращивание устойчивой и целенаправленной личности. В статье раскрывается актуальность наличия эмоционального интеллекта для развития старшеклассников, его функции и связь с личностной тревожностью. В старшей школе важно обучающимся внутриличностно и межличностно быть эмоционально адекватными для продуктивности учебной деятельности, общения с педагогами и сверстниками, а также для процесса личностного и профессионального самоопределения. Тревожных ситуаций на выпускном этапе отмечается большое количество, с которыми позволяет справиться эмоциональный интеллект. Он помогает адекватно оценивать обстановку, управлять эмоциями в ответственных ситуациях, распознавать отношение к себе со стороны других людей, быть гибким в поведении при напряжении и др. С целью изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности личности был организован констатирующий эксперимент. Пилотное исследование старшеклассников проводилось с помощью диагностических методик - тест эмоционального интеллекта Н. Холла, шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, а также применения коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Опрос респондентов (97 человек) осуществлялся в классе психолого-педагогической направленности, где многие обучающиеся уже определи свой профессиональный путь и у них предполагается развитый эмоциональный интеллект, осуществляющий контроль над тревожностью личности. Итоги констатирующего эксперимента показали значимую взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности, где обнаружилась следующая тенденция: чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже тревожность личности. Данные пилотного исследования могут быть полезны специалистам психологической службы и педагогам системы общего образования для предметной подготовки и организацию пропедевтической работы с обучающимися к выпускным экзаменам.

Ключевые слова: эмоции, чувства, эмоциональный интеллект, тревога, тревожность, старшеклассники.

Annotation. The trends of modern education direct the possibilities of the school to cultivate a stable and purposeful personality. The article reveals the relevance of the presence of emotional intelligence for the development of high school students, its functions and connection with personal anxiety. In high school, it is important for students to be emotionally adequate intrapersonally and interpersonally for the productivity of educational activities, communication with teachers and peers, in the process of personal and professional self-determination. There are a large number of anxiety situations at the graduation stage, which emotional intelligence allows you to cope with. In order to study its relationship with personal anxiety, a stating experiment was organized. A pilot study of high school students was carried out using diagnostic methods - N. Hall's emotional intelligence test, the Ch. D. Spielberger -Yu.r. Khanin scale of reactive and personal anxiety, as well as the use of the Spearman r-rank correlation coefficient. The survey of respondents (97 people) was carried out in a class of psychological and pedagogical orientation, where many students have already determined their professional path and they are expected to have a developed emotional intelligence that controls personal anxiety. The results of the ascertaining experiment showed a significant relationship between emotional intelligence and personal anxiety, where the following trend was revealed: the higher the emotional intelligence, the lower the anxiety of the individual. The data of the pilot study can be useful for specialists in the psychological service and teachers of the general education system for subject preparation and the organization of propaedeutic work with students for final exams.

Key words: emotions, feelings, emotional intelligence, anxiety, uneasiness, high school students.

Статья подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени

И.Я. Яковлева» на тему «Личностный потенциал обучающихся классов психолого-педагогической направленности»

Введение. Эмоциональный мир старшеклассников богат на переживания и различные беспокойства. С одной стороны это связано с их возрастом - ранним юношеским периодом. В это время психика перестраивается на личностное и профессиональное самоопределение, требует постоянного анализа, сопоставления, рефлексии своих индивидуальных особенностей и достижений с требованиями общества, предстоящего профессионального выбора. С другой стороны, переживания и тревоги старшеклассников связаны с их актуальной деятельностью, особенно, с процессом и результатом

учебной деятельности, ожиданиями получения общего среднего образования и баллов за единый государственный экзамен. Все это, вызывает внутреннее напряжение выпускников, внутри их семьи и желание от него освободится.

Тенденции современного образования направляют возможности школы на формирование устойчивой и целенаправленной личности, особенно при профильном обучении, где важно следовать замыслу подготовки по вектору выбранной профессиональной области, хотя она находится у обучающихся пока ещё на стадии осознания и принятия.

В старшей школе важно обучающимся внутриличностно и межличностно быть эмоционально адекватными для продуктивности учебной деятельности, общения с педагогами и сверстниками, а также для процесса личностного и профессионального самоопределения. Множество запросов, к примеру, от педагогов, родителей, сверстников, а также социально-значимых и личностно-важных, вводит эмоциональную сферу старшеклассников в неустойчивое состояние, которое отражается не только на уровне переживаний, но и ценностей, установок, умозаключений.

Для внутренней психологической стабильности нужен развитый эмоциональный интеллект, чтобы школьник самостоятельно смог справиться в тревожных ситуациях без психотравмирующих последствий, а на выпускном этапе их отмечается большое количество. Именно эмоциональный интеллект помогает адекватно оценивать обстановку, управлять эмоциями в ответственных ситуациях, распознавать отношение к себе со стороны других людей, быть гибким в поведении при внутреннем напряжении и др.

В этом сложном эмоциональном мире хотелось бы подробнее остановиться на рассмотрении эмоционального интеллекта и тревожности старшеклассников, которые начинают влиять на продуктивность самореализации личности ранней юности.

Теоретический анализ (В.В. Балашова [2], Р.Т. Дьянов [4], М.С. Лебеденко [8], Н. Холл [13] и др.) дает возможность определить эмоциональный интеллект через способность человека осознавать, распознавать, управлять своими и другого человека эмоциональными состояниями и реакциями. Также выделяют внутриличностный и межличностный (социальный) компоненты эмоционального интеллекта. Первый компонент позволяет интеллектуальный потенциал использовать для внутриличностной проработки эмоционально-чувственной сферы, а второй - в процессе различных социальных контактов с людьми, а также эмоций межличностной ситуации. Таким образом, опыт рационального переживания и рефлексии эмоций накапливается в течение всего детства и при созревании регулирующей функции психических процессов соединяется с интеллектом, что позволяет человеку управлять в нужной ситуации своими и чужими чувства и эмоциями.

Не смотря на богатый эмоциональный мир в ранней юности, не всегда старшеклассник умеет правильно анализировать, сопоставлять, обобщать, называть чувства и эмоции. Это может быть по разным причинам, к примеру, из-за неадекватной самооценки, низкого критического мышления, скудности эмпатийных способностей, а также повышенной тревожности. Кроме этого, отмечается важность наличия эмоционального интеллекта, который позволяет человеку не только правильно понимать переживания свои и других людей, но и адекватно оценивать, корректировать, управлять ими с учетом реальной ситуации. И чем лучше человек умеет считывать эмоции, чувства и состояния, тем легче ему справляться с тревогой, предугадать непредвиденные реакции и другими переживаниями. Школьникам это необходимо для уверенного поведения и рационального диалога с педагогами в ходе предметной подготовки, продуктивной учебной деятельности и интеллектуального труда на различных испытаниях (олимпиадах, конкурсах, экзаменах и др.) [1], [3], [11], [14].

При недостаточной развитости эмоционального интеллекта наблюдаются трудности в межличностном и деловом общении, волнение и беспокойство в социальных контактах. Заложенная реакция психики на образовательные ситуации в школьные годы может проявляться первой на последующих аналогичных обстоятельствах жизни [6], [7]. Кроме этого, тревога будет выступать индикатором эмоционального состояния человека, особенно если реальная ситуация не имеет характер неизвестности или опасности, так как является природным защитным механизмом со стороны психики [1], [12], [15].

Тревожность как проявление чувственной сферы личности имеет положительные и отрицательные стороны понимания. С одной стороны, тревожность является устойчивой характеристикой человека, который часто испытывает тревогу по существенным и не существенным причинам, а с другой стороны, тревожность - этот состояние беспокойства в конкретной значимой ситуации, проявляющийся постоянно в аналогичных таких ситуациях. И первый, и второй случай говорят о том, что наличие тревожности личности не позволяют ей быть в данном состоянии продуктивным и уверенным в своих силах, а также показывают нам, что человек в этом состоянии максимально осторожен и желает испытать чувство безопасности. Наличие эмоционального интеллекта позволяет снижать состоянием тревоги и не формировать личностную или ситуативную тревожность.

Ученые (Т.Н. Александрова [1], К.Э. Изард [5], Е.П. Ильин [6], Ч.Д. Спилбергер [12] др.) говорят о том, что важно различать тревогу как кратковременную реакцию и тревожность как черту личности. Тревога является временным дискомфортом на угрожающую ситуацию, а тревожность - индивидуальное свойство человека, заключающееся в повышенном постоянном беспокойстве о чем-либо. Это было положено в диагностику тревожности личности и учитывалось при индивидуальном анализе психического развития человека. Тревога как врожденная эмоциональная реакция позволяет защититься, а тревожность уже может мешать процессу самореализации и саморазвития, тормозить проявление активности личности к достижению цели.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня тревожности - тема, которая имеет актуальность в психологической науке. На наш взгляд, эмоциональный интеллект как новый феномен мало изучен в вопросе своего места в структуре личности, своей связи с другими психическими элементами, а также в динамике развития [2], [4], [13].

Изложение основного материала статьи. В пилотном эмпирическом исследовании сделана попытка изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности школьников старших классов на базе одной из общеобразовательной школы г.о. Саранск. Поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить уровень эмоционального интеллекта старшеклассников.

2. Выявить уровень личностной тревожности старшеклассников.

3. Установить наличие взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности школьников старших классов.

Респондентами выступили обучающиеся 10-11-ых классов в возрасте 15-17 лет. Анализ эмпирических методов психологического исследования позволил подобрать инструменты констатирующего эксперимента [9], [12], [13].

Проведен констатирующий эксперимент с помощью диагностических методик: теста эмоционального интеллекта Н. Холла и шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Оба диагностических инструмента считаются валидными для темы исследования и надежными, благодаря активному их употреблению в практике психологов.

Для оценки наличия взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности старшеклассников использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данный статистический критерий предназначен для обработки вторичных

математических данных и позволяет увидеть тесноту связей между двумя показателями и их направленность, что актуально в данном пилотном исследовании.

Рассмотрим полученные эмпирические данные. По тесту эмоционального интеллекта Н. Холла получили интегральный показатель (общий уровень) эмоционального интеллекта старшеклассников на разных уровнях (рисунок 1).

По рисунку 1 видно, что эмоциональный интеллект представлен у большинства на среднем (21%) и высоком (42%) уровнях развития. Можно говорить о том, что старшеклассники могут распознавать состояния собеседника и чувствовать окружающий мир с точки зрения другого человека. Кроме этого, данные сигнализируют о наличии сформированного механизма идентификации (уподобления), для которого важна эмоциональная связь с интеллектом и направленность на другую личность. Способность понимать чувства других людей позволяет им удерживать атмосферу взаимопонимания в рамках межличностных отношений с одноклассниками, учителями, членами семьи и т.д.

Низкий Г Высокий

Средний уровень; 21%

Рисунок 1. Уровень эмоционального интеллекта старшеклассников по тесту эмоционального интеллекта Н. Холла

В то же время видим (рисунок 1), что у 36 % школьников выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта, что говорит о трудностях понимания роли собственных чувств в какой-либо деятельности и в общении, распознавания и оценки их у другого человека, хотя собственный эмоциональный опыт у них имеет место быть.

При использовании шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина сделан акцент на данные по личностной тревожности старшеклассников. Они представлены на рисунке 2.

Средний уровень; 43%

Рисунок 2. Уровень личностной тревожности старшеклассников по методике Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина

На рисунке 2 указано, что треть респондентов показали наличие высокого (26%) уровня личностной тревожности, что говорит о тенденции к наличию беспокойства и дискомфорта старшеклассников, которые они испытывают часто. У большинства испытуемых выявлен средний (43%) и низкий (31%) уровни личностной тревожности, что свидетельствует об её отсутствии и редком проявлении в поведении личности респондентов.

Полученные диагностические данные были обработаны методом математической статистики для установления наличия взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности старшеклассников (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности старшеклассников

Уровни эмоционального интеллекта Уровни личностной тревожности гэмп

Высокий Средний Низкий -0,33**

Высокий 5,2% 11,3% 25,7%

Средний 5,2% 10,5% 5,2%

Низкий 15,5% 20,6% 0

Примечание: гкр=0,21 (0,05)*; гкр=0,27 (0,01)**

По таблице 1 наблюдается разброс уровней личностной тревожности по уровням эмоционального интеллекта, но тенденция к взаимосвязи обнаружена с помощью коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Он позволяет оценить направление взаимосвязи между показателями двух признаков. С его помощью выяснили, что высокий эмоциональный интеллект наблюдается в большей степени при низкой личностной тревожности, хотя при высокой тревожности личности наблюдаются разные уровни общего эмоционального интеллекта.

Выводы. Отметим, что эмоциональный интеллект как способность осознавать, оценивать и управлять своими и чужими эмоциями, чувствами уже свойственна старшеклассникам. Это обусловлено тем, что к ранней юности личность находится на завершающем этапе детства и имеет богатый эмоциональный опыт, а также наличие развитых интеллектуальных функций. Интеллектуальная зрелость и эмоциональная уравновешенность являются показателями нормального развития психики старшеклассников, что большая половина выборки исследования и продемонстрировала.

Уровень личностной тревожности сигнализирует с одной стороны, негативный опыт переживаний человека, вызвавший чрезмерную тревогу в неоправданных обстоятельствах, а с другой стороны - богатый эмоциональный опыт встречи с неожиданными и опасными для личности ситуациями, где приобрел и отработал, наверняка, спектр приемов, способов борьбы с неприятным беспокойством. Все это отмечается у третий части старшеклассников, которым свойственна разная связь с эмоциональным интеллектом, позволяющий им рационально анализировать ситуацию, находит выход из нее без глубоких переживаний, сохранять сознательные действия.

Проведенное исследование позволяет говорить о наличии нормального и высокого уровней эмоционального интеллекта в старшем школьном возрасте, которые имеют взаимосвязь с тревожностью личности. По статистическим данным наблюдается следующая тенденция, чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже личностная тревожность. Человек, владеющий эмоциональным интеллектом при тревожной ситуации включает рациональные действия для ориентации и оценки ситуации, поэтому в меньшей степени позволяет закрепляться и проявляться личностной тревожности и наоборот, при сформированной личностной тревожности, человек по привычке сначала на неожиданную или опасную ситуацию реагирует на уровне эмоций, что может блокировать включение интеллектуальных действий и запаздыванию их участия в целенаправленности и самоконтроле.

Еще раз отметим, что именно эмоциональный интеллект помогает своевременно понять эмоциональную окраску общения, ситуации, конкретного человека и рационально принять решение, проконтролировать свои переживания и эмоциональные реакции, а также снизить личностные тревоги. С появившейся личностной тревожностью старшеклассников важно работать - снижать ее влияние при принятие решений в жизненно-важных ситуациях.

Считаем, что результаты пилотного эмпирического исследования могут быть полезны специалистам психологической службы и педагогам системы общего образования для предметной подготовки и организации пропедевтической работы с обучающимися к выпускным экзаменам как важным этапам их жизни.

Литература:

1. Александрова, Т.И. Тревожность как индикатор эмоционального благополучия личности ученика / Т.И. Александрова // Заметки ученого. - 2021. - № 8. - С. 258-261

2. Балашова, В.В. Эмоциональный интеллект как составляющая часть интеллекта личности / В.В. Балашов // Социально-гуманитарный вестник Юга России. -2011. - № 9 (17). - С. 28-38

3. Барсукова, Е.В. Влияние тревожности на формирование личности в современном мире / Е.В. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 11-3. - С. 17-22

4. Диянов, Р.Т. Эмоциональный интеллект - феномен / Р.Т. Диянов, Д.М. Искакова, С.С. Шутенова // Актуальные проблемы современности. - 2020. - № 4 (30). - С. 127-130

5. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Москва, 2006. - 460 с.

6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Б.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 752 с.

7. Косачева, Е.В. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / Е.В. Косачева // Научный потенциал. -

2021.-№3(34).-С. 13-16

8. Лебеденко, М.С. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта / М.С. Лебеденко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2020. - №4. - С. 129-135

9. Леонова, Е.В. Эмпирические методы психологического исследования / Е.В. Леонова. - Москва: Юрайт,

2022. - 323 с.

10. Поповичева, Е.С. Связь субъективного благополучия школьников с их социально-эмоциональным развитием / Е.С. Поповичева//Педагогика и психология образования. -2023. -№ 1. -С. 236-251

11. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. - Москва: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

12. Спилбергер, Ч.Д. Методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер. - Москва: Альфа-книга, 2011.-285 с.

13. Холл, Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» / Н. Холл // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. - С. 109-111

14. Яшкова, А.Н. Диагностика взаимосвязи эмоциональных состояний и саморегуляции в юношеском возрасте / А.Н. Яшкова, A.A. Тумайкина // Учебный эксперимент в образовании. - 2021. - № 1 (97). - С. 29-35

15. Fritz, Ja. Fitting anxiety and prudent anxiety / Ja. Fritz // Synthese. - 2021. - Т. 199. - № 3. - Pp. 8555-8578

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.