Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / ценности самообразования / модель / формирование / формирование ценностей самообразования / self-education / self-education values / model / formation / formation of self-education values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Мария Сергеевна

В статье обосновывается актуальность формирования в структуре личности студентов-психологов ценностей самообразования, как необходимой предпосылки их полноценной профессионально-личностной самореализации в соответствии с запросами современного общества. Ценности самообразования понимаются как интегративное качество, побуждающее и регулирующее самостоятельную систематическую познавательную деятельность на основе положительного отношения к ней. Приведены результаты эмпирического исследования студентов-психологов ФЕБОУ ВО «Воронежский государственный университет», указывающие на недостаточно высокий уровень развития у них данного качества и определяющие необходимость его целенаправленного формирования. Одной из возможных причин полученных результатов выступает слабая разработанность организационно-методических аспектов формирования ценностей самообразования у студентов-психологов в процессе их профессиональной подготовки. Решение данной задачи видится в определении и построении модели целенаправленного формирования ценностей самообразования студентов-психологов, системно и структурировано отражающей все необходимые для данного процесса методологические, содержательные и технологические составляющие. На основе анализа инвариативных частей, представленных в современных психолого-педагогических исследованиях моделей по формированию ценностно-смысловых образований в структуре личности студентов, разработана модель формирования ценностей самообразования студентов-психологов. Структура данной модели представлена методологическим, структурно-содержательным, процессуально-технологическим, диагностико-результативным блоками. Методологический блок отражает принципы и подходы, выступающие основой исследования изучаемого феномена. Структурно-содержательный блок раскрывает структурные компоненты ценностей самообразования четыре взаимосвязанные группы: «ценности-цели», «ценности-знания», «ценности-отношения», «ценности-качества». Процессуально-технологический блок содержит описание форм, методов и технологий, реализуемых в ходе психолого-педагогического практикума по формированию ценностей самообразования у студентов-психологов. Диагностико-результативный блок раскрывает критерии и показатели, выступающие основой определения изменений в актуальном уровне развития данного интегративно качества в структуре личности будущих психологов. В заключении статьи отмечены возможные направления дальнейшего научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the relevance of the formation of self-education values in the personality structure of psychology students as a necessary prerequisite for their full-fledged professional and personal self-realization in accordance with the demands of modern society. The values of self-education are understood as an integrative quality that encourages and regulates independent systematic cognitive activity on the basis of a positive attitude towards it. The results of an empirical study of psychology students of the Voronezh State University are presented, indicating an insufficiently high level of development of this quality in them and determining the need for its purposeful formation. One of the possible reasons for the results obtained is the weak development of organizational and methodological aspects of the formation of self-education values among psychology students in the process of their professional training. The solution to this problem is seen in the definition and construction of a model of purposeful formation of the values of self-education of psychology students, systematically and structurally reflecting all the methodological, content and technological components necessary for this process. Based on the analysis of the invariant parts presented in modern psychological and pedagogical studies of models for the formation of value-semantic formations in the structure of students' personality, a model of the formation of values of self-education of psychology students has been developed. The structure of this model is represented by methodological, structural-content, procedural-technological, diagnostic-effective blocks. The methodological block reflects the principles and approaches that serve as the basis for the study of the phenomenon under study. The structural-content block reveals the structural components of the values of self-education four interrelated groups of "valuesgoals", "values-knowledge", "values-relationships", "values-quality". The procedural-technological block contains a description of the forms, methods and technologies implemented during the psychological and pedagogical practical training on the formation of self-education values among psychology students. The diagnostic-effective block reveals the criteria and indicators that serve as the basis for determining changes in the current level of development of this integrative quality in the personality structure of future psychologists. In the conclusion of the article, possible directions for further scientific research are noted.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

мотивах личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи) отсутствуют: независимо от стажа работы у сотрудников са11-центра преобладает мотив избегания неудачи.

Выводы. Таким образом, существуют различия в выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, в уровне потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра с разным стажем работы. С увеличением стажа работы в call-центре у сотрудников формируется ориентация на альтруизм в выполняемой деятельности и снижается потребность в достижении цели. Статистически значимые различия в преобладающих обобщенных устойчивых мотивах достижения у сотрудников са11-центра как со стажем работы менее 1 года, так и со стажем работы более 3-х лет отсутствуют.

Благодаря данному исследованию, можно сделать вывод о том, что следует уделять особое внимание повышению мотивации достижения сотрудников, у которых стаж работы более 3-х лет. Проведение тренингов, неформальных мероприятий, приглашение коучей поможет повысить как качество работы специалистов с более высоким стажем, так и обеспечит высокий уровень обслуживания, сервиса и улучшит имидж компании.

Полученные нами новые данные об особенностях мотивации достижения у сотрудников call-центров с разным стажем работы легли в основу адресных психологических рекомендаций для администрации call-центров и сотрудников call-центров с разным стажем работы, направленных на формирование мотивации достижения у последних [11].

Литература:

1. Белова, Е.В. Личностные особенности специалистов Са11-центра в связи с объективными и субъективными показателями успешности их профессиональной деятельности / Е.В. Белова, Е.В. Зинченко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2016. - № 12 (68). -C.94-113

2. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 464 с.

3. Вольский, В.В. Оператор са11-центра: от найма до увольнения / В.В. Вольский, О.В. Веселова, Н.К. Золкина. - Тверь: Софитель,2018.-200 с.

4. Гордеев, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеев. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

5. Едиханова, Ю.М. Формирование мотивации достижения успеха персонала организации посредством психологического тренинга / Ю.М. Едиханова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 12 (декабрь). - С. 77-83. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202050.htm. (дата обращения: 29.08.2023)

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2006. - 512 с.

7. Леонтьев А.Н. Формирование личности / А.Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов; составитель Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178

8. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер. 2007. - 672 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 786 с.

10. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. -240 с.

11. Чернышова, А.О. Мотивация достижения у сотрудников call-центров: дипл. работа. / Анастасия Олеговна Чернышова. - Орел, 2023. - 75 с.

12. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2016. - 134 с.

13. Murray, H.A. Toward a classification of interactions / H.A. Murray. - Cambridge, Mass.: Harvard, 2018. - 324 p.

Психология

УДК 159.99

аспирант Якимова Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования в структуре личности студентов-психологов ценностей самообразования, как необходимой предпосылки их полноценной профессионально-личностной самореализации в соответствии с запросами современного общества. Ценности самообразования понимаются как интегративное качество, побуждающее и регулирующее самостоятельную систематическую познавательную деятельность на основе положительного отношения к ней. Приведены результаты эмпирического исследования студентов-психологов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», указывающие на недостаточно высокий уровень развития у них данного качества и определяющие необходимость его целенаправленного формирования. Одной из возможных причин полученных результатов выступает слабая разработанность организационно-методических аспектов формирования ценностей самообразования у студентов-психологов в процессе их профессиональной подготовки. Решение данной задачи видится в определении и построении модели целенаправленного формирования ценностей самообразования студентов-психологов, системно и структурировано отражающей все необходимые для данного процесса методологические, содержательные и технологические составляющие. На основе анализа инвариативных частей, представленных в современных психолого-педагогических исследованиях моделей по формированию ценностно-смысловых образований в структуре личности студентов, разработана модель формирования ценностей самообразования студентов-психологов. Структура данной модели представлена методологическим, структурно-содержательным, процессуально-технологическим, диагностико-результативным блоками. Методологический блок отражает принципы и подходы, выступающие основой исследования изучаемого феномена. Структурно-содержательный блок раскрывает структурные компоненты ценностей самообразования - четыре взаимосвязанные группы: «ценности-цели», «ценности-знания», «ценности-отношения», «ценности-качества». Процессуально-технологический блок содержит описание форм, методов и технологий, реализуемых в ходе психолого-педагогического практикума по формированию ценностей самообразования у студентов-психологов. Диагностико-результативный блок раскрывает критерии и показатели, выступающие основой определения изменений в актуальном уровне развития данного интегративно качества в структуре личности будущих психологов. В заключении статьи отмечены возможные направления дальнейшего научного исследования.

Ключевые слова: самообразование, ценности самообразования, модель, формирование, формирование ценностей самообразования.

Annotation. The article substantiates the relevance of the formation of self-education values in the personality structure of psychology students as a necessary prerequisite for their full-fledged professional and personal self-realization in accordance with the demands of modern society. The values of self-education are understood as an integrative quality that encourages and regulates independent systematic cognitive activity on the basis of a positive attitude towards it. The results of an empirical study of

psychology students of the Voronezh State University are presented, indicating an insufficiently high level of development of this quality in them and determining the need for its purposeful formation. One of the possible reasons for the results obtained is the weak development of organizational and methodological aspects of the formation of self-education values among psychology students in the process of their professional training. The solution to this problem is seen in the definition and construction of a model of purposeful formation of the values of self-education of psychology students, systematically and structurally reflecting all the methodological, content and technological components necessary for this process. Based on the analysis of the invariant parts presented in modern psychological and pedagogical studies of models for the formation of value-semantic formations in the structure of students' personality, a model of the formation of values of self-education of psychology students has been developed. The structure of this model is represented by methodological, structural-content, procedural-technological, diagnostic-effective blocks. The methodological block reflects the principles and approaches that serve as the basis for the study of the phenomenon under study. The structural-content block reveals the structural components of the values of self-education - four interrelated groups of "values-goals", "values-knowledge", "values-relationships", "values-quality". The procedural-technological block contains a description of the forms, methods and technologies implemented during the psychological and pedagogical practical training on the formation of self-education values among psychology students. The diagnostic-effective block reveals the criteria and indicators that serve as the basis for determining changes in the current level of development of this integrative quality in the personality structure of future psychologists. In the conclusion of the article, possible directions for further scientific research are noted.

Key words: self-education, self-education values, model, formation, formation of self-education values.

Введение. Особенности социокультурной реальности современного информационного общества, опосредуя условия невиданного ускорения и кардинальных преобразований в которых осуществляется жизнедеятельность людей, определяют необходимость формирования в структуре личности каждого человека внутренних устойчивых опор (убеждений, принципов, ценностей и смыслов), которые будут обеспечивать его стабильное и гармоничное существование при различных жизненных обстоятельствах.

К таким ведущим опорам личности бесспорно следует отнести ценности самообразования, поскольку они, выступая мотиваторами и регуляторами научного познания, творчества, отношения и саморазвития будущего специалиста, способствуют конструктивному развитию не только отдельного человека, но и всего общества в целом в соответствии с актуальными вызовами и запросами быстроменяющегося мира. Подобная зависимость социального и научного прогресса от сформированности у специалистов ценностного отношения к самообразованию показана в исследованиях Н.А. Асташовой, Н.Д. Никадрова, З.И. Равкина, В.А. Сластёнина, Г.И. Чижаковой и др., что, в свою очередь, позволяет охарактеризовать самообразование как личностную и общественную ценность и определяет потребность в ее целенаправленном развитии. Необходимость формирования данной ценности у студентов психологического направления обучения в ходе их профессиональной подготовки обусловлено не только ведущей ролью самообразования как детерминанты их профессионально-личностного становления и высокого уровня квалификации, но и определяется так же в некоторой степени тем обстоятельством, что в своей будущей профессиональной деятельности студенты-психологи будут выступать в качестве транслятора, активного «источника» ценностных ориентаций для своих клиентов.

Изложение основного материала статьи. Ценности самообразования студента-психолога можно рассматривать как интегративное качество его личности, обуславливающее положительное отношение студента к систематической самостоятельной познавательной деятельности, включающее совокупность его личностно и общественно значимых знаний и качеств, выступающих внутренними ориентирами и регуляторами процессов достижения образовательных целей и осуществления прогрессивного саморазвития [1].

Изучение уровня сформированности ценностей самообразования у 120 студентов-бакалавров 1-2 курса обучения направления «Психология» Воронежского государственного университета показало, что высокий уровень развития данного интегративного качества характерен для 32,5% (39 человек), средний - для 35,8% (43 человека), низкий - для 31,7% (38 человек) обучающихся, принимавших участие в исследовании. Полученные результаты находят свое подтверждение в работах современных авторов, указывающих на низкий уровень готовности студентов к самообразованию (К.А. Бессонов [3]), ниже средней степень способностей к самообразованию и саморазвитию (О.Б. Полякова [6]), преобладании среднего и низкого уровня самообразовательной компетенции (Н.А. Иванищева, Л.А. Кочемасова [5]).

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в учебных планах вузов на самостоятельную работу студентов выделяется не менее 50% общего объема учебных часов, анализ представленных в современной психолого-педагогической литературе сведений и данные проведенного на базе Воронежского государственного университета эмпирического исследования позволяют сделать вывод о недостаточно высоком уровне развития ценностей самообразования у студентов-психологов, выступающих детерминантом готовности и способности к целенаправленному систематическому осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, становлению самообразовательной компетенции.

Вышеизложенное обнаруживает противоречие между социальным запросом общества на специалиста, способного к осуществлению самообразования и осознающего значимость данной деятельности, следующей за этим необходимостью формирования ценностей самообразовательной деятельности у студентов-психологов и недостаточной разработанностью содержательных, методологических и технологических аспектов сопровождения данного процесса в рамках профессиональной подготовки в вузе, как одной из возможной причин низкого уровня развития ценностей самообразования у студентов психологического направления обучения. Разрешение обозначенного противоречия возможно осуществить путем определения и построения модели процесса целенаправленного формирования ценностей самообразования в структуре личностей студентов-психологов, как образца, мысленно представленной системы, воспроизводящей, имитирующей, отражающей внутренние принципы организации, все необходимые аспекты, этапы, способы его реализации [4].

Проектирование модели формирования ценностей самообразования как процесса становления данного интегративного качества у студентов-психологов в ходе организованного внешнего психолого-педагогического воздействия осуществлялось на основе анализа представленных в научных публикациях моделей: формирования ценностно-смысловых компетенций студентов бакалавриата в условиях коммуникативной образовательной среды (О.А. Волкова); формирования ценностного отношения к самообразованию у будущего учителя (А.В. Быстрова); формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (Л.Ф. Михальцова). Анализ инвариативных частей, представленных в каждой из рассмотренных моделей, позволил определить и разработать структурные блоки модели формирования ценностей самообразования студентов-психологов: методологический, структурно-содержательный, процессуально-технологический, диагностико-результативный (рис. 1).

Цель - формирование ценностей самообразования студентов-психологов

Методологический блок

Подходы

- системный

- аксиологический

- субъектно-деятельностный

- инновационный

Принципы

- системности ■ направленности на ценности саморазвития - персонализации - инновационное™

Структурно-содержательный блок

Ценности самообразования студента-психолога - это интегративное качество личности, отражающее положительное отношение студента к самостоятельной познавательной деятельности, включающее совокупность его личностно и общественно значимых профессиональных знаний и качеств, как внутренних ориентиров и регуляторов, обеспечивающих достижение образовательных целей и прогрессивное саморазвитие

Ценности-цели

Ценности-знания

Ценности-отношения

Ценности-качества

Процессуально-технологический блок

Психолого-педагогический практикум «Формирование ценностей самообразования студентов-психологов»

Этапы

Мотиватщонно-установочный - практико-формирующий - рефлексивно-оценочный

Формы

Методы

Технологии

- ЛСК1ШЯ

- семинар

- дискуссия

- деловая игра

- тренинг -рефлексивная деятельность -научная конференция

- методы формирования сознания личности (убеждение, беседа, рассказ, пример)

методы смыслоформирования (размышления, рассуждения, понимания, самонаблюдения, эссе, самоанализ)

- методы (само)оценки, (само) контроля в процессе саморазвития

- метод организации деятельности и формирования опыта созидательного поведения (иллюстрация, демонстрация, метод создания воспитывающих ситуаций и т.д.)

метод стимулирования и мотивации самообразовательной деятельности и поведения личности (познавательная игра, дискуссия, эмоционал. воздействие и т.д.)

- сотрудничества

- смыслообразования

Критерии

Диагностико-результативный блок Показатели

- потребность в познании - стремление к достижению успеха в учебно-профессиональной деятельности

Мотивационный

- представление о сущности самостоятельно образовательной деятельности - владение системой знаний и умений организации индивидуальной траектории развития

Когнитивный

Эмоционально-оценочный - приверженность ценностям самостоятельной познавательной деятельности - установка на удовлетворение познавательных интересов

Уровни

-формально-значимый

- значимый -личностно-значимый

Поведенческий

- самостоятельность

- рефлексивность

Результат: повышение уровня сформированное™ ценностей самообразования студентов-психологов

Рисунок 1. Модель формирования ценностей самообразования студентов-психологов

Концептуальной основой модели формирования ценностей самообразования студентов-психологов выступает методологический блок, объединяющий системный, аксиологический, субъектно-деятельностный и инновационный подходы, а также принципы системности, направленности на ценности саморазвития, персонализации и инновационности. Обозначенные принципы и подходы позволили установить правила познания исследуемого образования в структуре

личности студентов-психологов и выступили теоретической предпосылкой для определения содержательного наполнения всех остальных блоков рассматриваемой модели.

Структурно-содержательный блок модели отражает представление о выявленных в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы четырех взаимосвязанных группах ценностей, выступающих структурными компонентами изучаемого феномена, целенаправленное развитие которых обеспечивает процесс формирования самообразования у студентов психологического направления обучения - это ценности-цели, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества.

Определение содержательных аспектов структурных компонентов ценностей самообразования позволило осуществить выбор его организационно-методического обеспечения: содержания, форм, методов, технологий и определить этапы реализации программы практикума «Формирование ценностей самообразования студентов-психологов», составляющего основу процессуально-технологического блока модели. Процесс формирования ценностей самообразования у студентов психологического направления обучения осуществляется путем реализации мотивационно-установочного, практико-формирующего и рефлексивно-оценочного этапов разработанной программы практикума. Обозначенные этапы находят свое отражение не только при реализации всего практикума, но и при проведении каждого отдельного занятия, что придает разработанной программе целостность, определяет ее систематичность и структурную завершенность.

С опорой на подходы и принципы методологического блока модели, был осуществлен выбор форм проведения занятий практикума, способствующих развитию ценностей самообразования студентов-психологов, представленные их традиционными (лекция, семинар, дискуссия) и инновационными (деловая игра, тренинг, рефлексивная деятельность) вариантами. Каждая из обозначенных форм будет в той или иной мере содействовать развитию разных структурных компонентов рассматриваемого феномена. Лекционные и семинарские формы занятий психолого-педагогического практикума в большей степени позволят сформировать ценности-знания самообразования студентов-психологов, как совокупность имеющихся у них представлений о сущностных характеристиках и необходимых условиях эффективной организации и реализации самостоятельной систематической познавательной деятельности. Рефлексивная деятельность и дискуссии, участие студентов-психологов в научных конференциях по профилю обучения будут способствовать развитию у них ценностного отношения к самообразованию как к ключевой детерминанте их личностно-профессионального становления. Формирование у студентов-психологов ценностей-качеств, обеспечивающих успешность не только самообразовательной, но и всей учебно-профессиональной деятельности обеспечивается за счет тренинговых занятий и деловых игр. Становление ценностей-целей самообразования как ведущей мотивационной основы самостоятельной систематической познавательной деятельности студентов психологического направления обучения возможно в ходе реализации всех выше обозначенных форм занятий психолого-педагогического практикума.

К методам, способствующим формированию ценностей самообразования у студентов-психологов как ориентиров и регуляторов их учебной и будущей профессиональной деятельности, можно отнести: методы формирования сознания (убеждение, беседа, рассказ, пример); методы смыслоформирования (размышление, рассуждение, понимание, самонаблюдение, эссе, самоанализ); методы (само)оценки и (само)контроля в процессе саморазвития; методы организации деятельности и формирования опыта созидательного поведения (иллюстрация, демонстрация, метод создания воспитывающих ситуаций и т.д.); методы стимулирования и мотивации самообразовательной деятельности и поведения личности (познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие).

Перечисленные формы и методы, способствуя развитию самостоятельности и рефлексивности студента, его становлению как полноценного субъекта образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности, находят свое дополнение в основных технологиях, применяемых при реализации программы практикума - технологии сотрудничества и технологии смыслообразования. Обучение в сотрудничестве, повышая ответственность каждого студента за результативность коллективной работы, способствует его вовлечению в самостоятельную познавательную деятельность и инициирует творческое самовыражение. Технологии смыслообразования, побуждая внутреннюю активность по «воплощению смысла в форме субъективного опыта» [2, С. 348], определяет формирование мотивации к самообразованию на основе личностной ценностно-смысловой позиции студента.

Последующая оценка и анализ эффективности представленного психолого-педагогического практикума может быть осуществлены за счет выявления количественных и качественных преобразований в критериях и показателях формируемого феномена. Определение критериев и показателей сформированности ценностей самообразования студентов-психологов осуществлялось на основе их компонентов, обозначенных в структурно-содержательном блоке. Об уровне развития группы ценностей-целей можно сделать вывод на основе сформированности мотивационного критерия, показателями которого являются потребность в познании и стремление к достижению успеха в учебно-профессиональной деятельности. Показателями когнитивного критерия, соответствующего группе ценности-знания, выступают представление о сущности самостоятельной образовательной деятельности, а также владение системой знаний и умений организации индивидуальной траектории развития. Эмоционально-оценочный критерий, показателями которого являются приверженность ценностям самостоятельной познавательной деятельности и установка на удовлетворение познавательных интересов, свидетельствует об уровне сформированности ценностей-отношений. Самостоятельность и рефлексивность как показатели поведенческого критерия ценностей самообразования, определяют уровень развития группы ценностей-качеств в их структуре. Обозначенные критерии и показатели отражены в диагностико-результативном блоке модели, в рамках которого также обозначен ожидаемый результат реализации представленной модели - повышение уровня сформированности ценностей самообразования студентов-психологов в динамике от формально-значимого уровня через значимый к личностно-значимому.

Выводы. В условиях современного общества эффективность и профессиональная компетентность, социальная востребованность и личностная устойчивость будущего специалиста-психолога тесно взаимосвязана с уровнем развития в структуре его личности такого смыслоформирующего образования, как ценности самообразования, определяющего положительное отношение к самостоятельной систематической познавательной деятельности и обеспечивающего ее продуктивное осуществление. Однако, несмотря на высокую значимость данного феномена для профессионально-личностного становления психологов, некоторые содержательные, методологические и технологические аспекты сопровождения его целенаправленного формирования в процессе вузовской подготовки являются недостаточно разработанными.

Теоретическое осмысление представленных в современной психолого-педагогической литературе моделей формирования различных компонентов ценностно-смысловой сферы личности студентов, определяющих их потребности в саморазвитии и самообразовании, позволило определить и спроектировать модель формирования ценностей самообразования студентов-психологов, включающую методологический, структурно-содержательный, процессуально-технологический и диагностико-результативные блоки, обеспечивающие достижение поставленной цели.

Перспективы исследования заключаются в практической реализации разработанной модели в образовательном процессе вуза, определении ее эффективности для становления ценностей самообразования студентов-психологов как необходимого условия их прогрессивного профессионально-личностного развития и социокультурной независимости.

Литература:

1. Абдалина, Л.В. Ценности самообразования студента-психолога: актуальные вопросы исследования / Л.В. Абдалина, М.С. Якимова // Обзор педагогических исследований. - 2023. - Т. 5,№ 1. - С. 14-19

2. Баньковская, Н.И. Представления о мотивации к самообразованию учащихся в современной психологии / Н.И. Баньковская // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 342-352

3. Бессонов, К.А. К проблеме изучения феномена самообразования студентов / К.А. Бессонов // Высшее образование сегодня. - 2016. - №4. - С. 15-18

4. Горбунова, Н.В. Моделирование как метод психолого-педагогических исследований / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№64-2. - С. 66-68

5. Иванищева, H.A. Самообразование как тренд парадигмы культуры знаний студента педагогического университета / H.A. Иванищева, Л.А. Кочемасова // Вестник ОГУ. -2021. - №1 (229). - С. 22-29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Полякова, О.Б. Саморазвитие как фактор адаптации студентов к онлайн-обучению / О.Б. Полякова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2021. - Т. 20, № 3(160). - С. 50-58

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Яшкова Аксана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск); обучающийся Кошелева Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Тенденции современного образования направляют возможности школы на взращивание устойчивой и целенаправленной личности. В статье раскрывается актуальность наличия эмоционального интеллекта для развития старшеклассников, его функции и связь с личностной тревожностью. В старшей школе важно обучающимся внутриличностно и межличностно быть эмоционально адекватными для продуктивности учебной деятельности, общения с педагогами и сверстниками, а также для процесса личностного и профессионального самоопределения. Тревожных ситуаций на выпускном этапе отмечается большое количество, с которыми позволяет справиться эмоциональный интеллект. Он помогает адекватно оценивать обстановку, управлять эмоциями в ответственных ситуациях, распознавать отношение к себе со стороны других людей, быть гибким в поведении при напряжении и др. С целью изучения взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности личности был организован констатирующий эксперимент. Пилотное исследование старшеклассников проводилось с помощью диагностических методик - тест эмоционального интеллекта Н. Холла, шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, а также применения коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена. Опрос респондентов (97 человек) осуществлялся в классе психолого-педагогической направленности, где многие обучающиеся уже определи свой профессиональный путь и у них предполагается развитый эмоциональный интеллект, осуществляющий контроль над тревожностью личности. Итоги констатирующего эксперимента показали значимую взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности, где обнаружилась следующая тенденция: чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже тревожность личности. Данные пилотного исследования могут быть полезны специалистам психологической службы и педагогам системы общего образования для предметной подготовки и организацию пропедевтической работы с обучающимися к выпускным экзаменам.

Ключевые слова: эмоции, чувства, эмоциональный интеллект, тревога, тревожность, старшеклассники.

Annotation. The trends of modern education direct the possibilities of the school to cultivate a stable and purposeful personality. The article reveals the relevance of the presence of emotional intelligence for the development of high school students, its functions and connection with personal anxiety. In high school, it is important for students to be emotionally adequate intrapersonally and interpersonally for the productivity of educational activities, communication with teachers and peers, in the process of personal and professional self-determination. There are a large number of anxiety situations at the graduation stage, which emotional intelligence allows you to cope with. In order to study its relationship with personal anxiety, a stating experiment was organized. A pilot study of high school students was carried out using diagnostic methods - N. Hall's emotional intelligence test, the Ch. D. Spielberger -Yu.r. Khanin scale of reactive and personal anxiety, as well as the use of the Spearman r-rank correlation coefficient. The survey of respondents (97 people) was carried out in a class of psychological and pedagogical orientation, where many students have already determined their professional path and they are expected to have a developed emotional intelligence that controls personal anxiety. The results of the ascertaining experiment showed a significant relationship between emotional intelligence and personal anxiety, where the following trend was revealed: the higher the emotional intelligence, the lower the anxiety of the individual. The data of the pilot study can be useful for specialists in the psychological service and teachers of the general education system for subject preparation and the organization of propaedeutic work with students for final exams.

Key words: emotions, feelings, emotional intelligence, anxiety, uneasiness, high school students.

Статья подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени

И.Я. Яковлева» на тему «Личностный потенциал обучающихся классов психолого-педагогической направленности»

Введение. Эмоциональный мир старшеклассников богат на переживания и различные беспокойства. С одной стороны это связано с их возрастом - ранним юношеским периодом. В это время психика перестраивается на личностное и профессиональное самоопределение, требует постоянного анализа, сопоставления, рефлексии своих индивидуальных особенностей и достижений с требованиями общества, предстоящего профессионального выбора. С другой стороны, переживания и тревоги старшеклассников связаны с их актуальной деятельностью, особенно, с процессом и результатом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.