Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ'

ОСОБЕННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ-ПЕДИАТРЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / СТАДИИ / КОМПОНЕНТЫ / ЗАТРУДНЕНИЯ / КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутфуллаева Х.А.

В статье на основе анализа структуры, содержания и особенностей познавательной активности студентов-педиатров обосновываются формы, методы и педагогические условия развития навыков самостоятельной работы и самообразования студентов. Особое значение имеет самообразование как обязательное условие самореализации такой категории медицинских работников, как врачи-педиатры. Некомпетентность врача-педиатра в области общей и детской психологии, недостаточность даже хорошо поставленной лечебной практики в период вузовского обучения для приобретения профессионального опыта и адаптации во врачебной среде диктуют необходимость самообразования, саморазвития и наиболее полной самореализации педиатра как личности и профессионала. В качестве эффективного средства стимуляции самообразовательной деятельности студентов медицинского вуза и выведения ее на результативный уровень нами были применены направления креативной педагогики, соответствующие творческому характеру высшего медицинского образования: усиление творческого компонента подготовки студентов на основе выбранной специализации; применение методов формирования и дальнейшего развития мотивационного фактора в направлении учебной и научно-исследовательской деятельности студентов; формирование комплекса индивидуально-личностных представлений, навыков, творческого мышления, творческих способностей студентов как фундамента самообразовательной, самосозидательной деятельности всесторонне развитой личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES OFPEDIATRICIANS

Based on the analysis of the structure, content and characteristics of the cognitive activity of pediatric students, the article substantiates the forms, methods and pedagogical conditions for the development of students' independent work and self-education skills. Self-education is of particular importance as a prerequisite for the self-realization of such category of medical workers as pediatricians. The incompetence of the pediatrician in the field of general and child psychology, the inadequacy of even well-established medical practice during the period of university studies to acquire professional experience and adaptation in the medical environment dictate the need for self-education, self-development and the most complete selfrealization of a pediatrician as a person and a professional. As an effective means of stimulating the selfeducational activity of students of a medical university and bringing it to an effective level, we used the directions of creative pedagogy that correspond to the creative nature of higher medical education: strengthening the creative component of training students based on the chosen specialization; the application of methods for the formation and further development of the motivational factor in the direction of educational and research activities of students; the formation of a complex of individual and personal ideas, skills, creative thinking, creative abilities of students as the foundation of self-educational, self-creative activity of a comprehensively developed personality of a future specialist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ»

участников игры контролировать коммуникацию. Функциональный этап реализует учебные и игровые возможности всех структурных компонентов игры.

Известно, что движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - один из важнейших компонентов деятельности преподавателя при организации игр. Игра наиболее точно воссоздает атмосферу общения, обладает большими коммуникативными и, следовательно, обучающими возможностями для развития устной речи.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2021

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-

ПЕДИАТРОВ

Хулкар Асатуллаевна Лутфуллаева, преподаватель, Ташкентский педиатрический медицинский институт, Республика Узбекистан

Аннотация

В статье на основе анализа структуры, содержания и особенностей познавательной активности студентов-педиатров обосновываются формы, методы и педагогические условия развития навыков самостоятельной работы и самообразования студентов. Особое значение имеет самообразование как обязательное условие самореализации такой категории медицинских работников, как врачи-педиатры. Некомпетентность врача-педиатра в области общей и детской психологии, недостаточность даже хорошо поставленной лечебной практики в период вузовского обучения для приобретения профессионального опыта и адаптации во врачебной среде диктуют необходимость самообразования, саморазвития и наиболее полной самореализации педиатра как личности и профессионала. В качестве эффективного средства стимуляции самообразовательной деятельности студентов медицинского вуза и выведения ее на результативный уровень нами были применены направления креативной педагогики, соответствующие творческому характеру высшего медицинского образования: усиление творческого компонента подготовки студентов на основе выбранной специализации; применение методов формирования и дальнейшего развития мотивационного фактора в направлении учебной и научно-исследовательской деятельности студентов; формирование комплекса индивидуально-личностных представлений, навыков, творческого мышления, творческих способностей студентов как фундамента самообразовательной, самосозидательной деятельности всесторонне развитой личности будущего специалиста.

Ключевые слова: врачи-педиатры, самообразование, самореализация особенности структуры и содержания познавательной активности и самостоятельности студентов, стадии, компоненты, затруднения, креативная педагогика, педагогические требования и условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p210-215

FEATURES OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PEDIATRICIANS Khulkar Asatullayevna Lutfullayeva, the teacher, Tashkent Pediatric Medical Institute, The

Republic of Uzbekistan

Abstract

Based on the analysis of the structure, content and characteristics of the cognitive activity of pediatric students, the article substantiates the forms, methods and pedagogical conditions for the development of students' independent work and self-education skills. Self-education is of particular importance as a prerequisite for the self-realization of such category of medical workers as pediatricians. The incompetence of the pediatrician in the field of general and child psychology, the inadequacy of even well-established medical practice during the period of university studies to acquire professional experience and adaptation in the medical environment dictate the need for self-education, self-development and the most complete self-

realization of a pediatrician as a person and a professional. As an effective means of stimulating the self-educational activity of students of a medical university and bringing it to an effective level, we used the directions of creative pedagogy that correspond to the creative nature of higher medical education: strengthening the creative component of training students based on the chosen specialization; the application of methods for the formation and further development of the motivational factor in the direction of educational and research activities of students; the formation of a complex of individual and personal ideas, skills, creative thinking, creative abilities of students as the foundation of self-educational, self-creative activity of a comprehensively developed personality of a future specialist.

Keywords: pediatricians, self-education, self-realization of the structure and content of students' cognitive activity and independence, stages, components, difficulties, creative pedagogy, pedagogical requirements and conditions.

В современных условиях профессиональная подготовка будущего специалиста в системе высшего медицинского образования рассматривается в педагогической науке в соответствии с компетентностным подходом, который включает сочетание общетеоретической базы с целенаправленной практической и научной подготовкой студентов. Специфика профессии врача заключается в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения с пациентом, готовности при реализации профессиональных функций решать задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, от которых часто зависит жизнь больного. Для решения проблемы повышения качества подготовки будущих врачей необходимо полнее использовать достижения теории и практики профессиональной педагогики - особенно в области самообразования и самореализации как важнейших факторов профессионального и личностного развития студентов высших медицинских учебных заведений. [3]

Комплексность данной задачи требует от выпускника постоянных интеллектуальных и творческих усилий, которые не могут быть реализованы в полной мере без самообразования студента, его дальнейшего послевузовского профессионального самосовершенствования [1].

Проблема самообразования и самореализации студентов обусловлена вызовами времени - процессами реформирования образования в ряде стран, неудовлетворительным состоянием высшего образования в Узбекистане, установленным вследствие анализа уровня подготовки выпускников и качества преподавательской и научной деятельности в вузах страны, отставание от ведущей тенденции Болонского процесса - определяющей роли самообразования в процессе формирования квалифицированных специалистов, потребности в формировании личности, способной к самостоятельному развитию и наиболее полному личностному и профессиональному раскрытию [4].

На современном этапе растет потребность во всесторонне развитых, компетентных специалистах, способных строить гуманистические взаимоотношения с окружающими, наставниками, коллегами, что требует от них уверенности в себе как в личности и профессионале, увлеченности своим делом, способности и постоянного стремления к саморазвитию, самообразованию и самореализации [2].

Поэтому осознание необходимости и готовности совершенствования своих знаний на протяжении всего периода учебной и профессиональной деятельности должно формироваться с первых лет обучения в медицинском вузе.

Особое значение имеет самообразование как обязательное условие самореализации такой категории медицинских работников, как врачи-педиатры. Некомпетентность врача-педиатра в области общей и детской психологии, недостаточность даже хорошо поставленной лечебной практики в период вузовского обучения для приобретения профессионального опыта и адаптации во врачебной среде диктуют необходимость самообразования, саморазвития и наиболее полной самореализации педиатра как личности и профессионала.

По мнению Т.В. Сорокман "самодвижение" личности будущего специалиста к "вершинам профессионализма" начинается с профессиональной подготовки, предусмат-

ривает формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков [6].

Приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач состоит из пяти основных стадий, а именно:

1) оптация - наличие профессиональных и личностных намерений, мотивов, целей на основе осознанного выбора профессии;

2) определение индивидуально-психологических особенностей и способностей;

3) интериоризация ценностей профессии (раскрытие рефлексивного содержания профессиональной деятельности как желания заниматься именно данной профессией, сформированными настоящими и будущими профессиональными целями, и потребностями)

4) профессиональная адаптация - социально-профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, совершенствование коммуникативных и эмпатийных способностей, накопление опыта самостоятельного выполнения функций врача-педиатра;

5) собственно, профессионализация - формирование личной профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивую систему, успешное выполнение профессиональных обязанностей;

6) овладение профессиональным мастерством, берущим начало на стадии обучения и непрерывно развивающимся в ходе профессиональной самореализации личности.

Вышеназванные стадии дополняются содержательно-практическими компонентами:

- когнитивный (представления о своих профессиональных способностях и возможностях, самоидентификация с представителями профессиональной группы и профессиональной деятельностью);

- эмоционально-оценочный (самоотношения к себе как к профессионалу, эмоциональная идентификация с профессиональной средой);

- поведенческий (стремление быть понятным, определения стиля деятельности и общения, повышение своего профессионального статуса, установление профессионального контакта с различными партнерами по профессиональному общению).

На начальном (констатирующем) этапе эксперимента решались задачи вызова заинтересованного отношения к самообразованию и выявления мнений студентов о самообразовании и качествах, необходимых для его осуществления. В этих целях по согласованию с администрацией в рамках расписания нами были проведены занятия в базовых вузах. Перед началом занятий студенты были поставлены в известность о том, что они участвуют в педагогическом эксперименте и что приобретенные умения могут способствовать совершенствованию их профессиональной подготовки как специалистов.

Основой служил опыт предыдущего (довузовского) обучения в школе (лицее, колледже), исходя из которого студенты ответили письменно о качествах, необходимых, по их мнению, для самообразования в индивидуальном плане и в процессе командной работе, группового взаимодействия. К таким качествам они отнесли «стремление к глубоким знаниям по профессии», «желание быть разносторонне образованным», «организованность», «трудолюбие», «желание успевать выполнять все задания на высоком уровне», «желание выйти за рамки программы».

Опрос также помог выявить затруднения в самостоятельной работе студентов младших курсов:

- трудность восприятия и осмысления абстрактной информации;

- приверженность конкретике - фактам, примерам и в дальнейшем понимание через них абстрактных построений;

- потребность в самостоятельных практических действиях;

- неумение осмысления информации, получаемой от преподавателя, из учебника,

Интернета;

- недостаточные навыки конспектирования лекций;

- отсутствие умений систематизации материала, выделения главного и второстепенного.

Проведенный анализ структуры и содержания познавательной активности и самостоятельности студентов позволил установить ряд ее особенностей:

- цели обучения в процессе социального и профессионального становления связываются с практическими потребностями, жизненными планами и перспективами студентов-медиков;

- преобладающими мотивами учебно-познавательной деятельности студентов-медиков являются интерес к приобретению знаний и стимулы успеха и новизны содержания;

- в учебной деятельности студентов-медиков особую важность приобретают практические умения и навыки, способы самостоятельной работы, культура умственного труда;

- неуверенность и недостаточность умений самостоятельной работы студентов вызывают у них негативные эмоциональные переживания, что в значительной степени подавляет их познавательную активность и самостоятельность, что требует особого внимания со стороны педагога, создания благоприятных условий, вызывающих положительные эмоции радости познания, успеха, удовлетворения своей деятельностью;

- студенты младших курсов не владеют механизмом рефлексивного самоанализа, самоанализа и самоуправления.

Поэтому мы сочли целесообразным провести в процессе экспериментальной работы учебно-психологическую ориентацию студентов на групповое взаимодействие в учебной деятельности. Она осуществлялась через:

- повышение мотивации к самообразовательной деятельности;

- ориентацию студентов на правильную этику, тактику и стратегию групповой работы;

- учет студентами личностных особенностей каждого участника;

- формирование коммуникативных навыков социального взаимодействия, своими эмоциональными и поведенческими реакциями.

Также в качестве эффективного средства стимуляции самообразовательной деятельности студентов медицинского вуза и выведения ее на результативный уровень нами были применены направления креативной педагогики, соответствующие творческому характеру высшего медицинского образования:

- усиление творческого компонента подготовки студентов на основе выбранной специализации;

- применение методов формирования и дальнейшего развития мотивационного фактора в направлении учебной и научно-исследовательской деятельности студентов;

- формирование комплекса индивидуально-личностных представлений, навыков, творческого мышления, творческих способностей студентов как фундамента самообразовательной, самосозидательной деятельности всесторонне развитой личности будущего специалиста.

Существуют различные формы внеаудиторной работы, располагающие наибольшими возможностями в развитии самообразовательных навыков студентов - кружки, предметные олимпиады, научные конференции.

На младших курсах целесообразно привлекать студентов к участию в Проблемных кружках. Само название говорит о том, что в нем происходит коллективное, совместное изучение и решение какой-либо проблемы.

Возможны разные варианты - проблема решается целиком каждым студентом; проблема разбивается на отдельные вопросы и распределяется между членами кружка. Благодаря таким подходам и усилиям всех участников поставленная задача решается всесторонне, глубоко и с разных точек зрения. Спектр деятельности кружка может быть расширен путем создания проблемной лаборатории кружка, в котором проводится изучение, анализ и систематизация различных документов, программ, учебных имитационных и деловых игр; организуются встречи со специалистами, компетентными в решении проблем, выбранных кружком и т.д.

К участию в научных и научно-практических конференциях могут привлекаться студенты всех курсов в соответствии с уровнем их подготовленности, но предпочтительно проводить их на старших курсах, так как у студентов в этот период уже накоплен определенный опыт учебно- и научно-исследовательской деятельности, на более высоком уровне находится культура полемики и аргументации своих взглядов. Научные и научно-практические конференции рекомендуется проводить не только в стенах вуза, но и на отраслевых предприятиях, и в учреждениях. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между вузом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Участие в конференциях значительно развивает и обогащает студентов - они расширяют опыт публичного выступления, обретают новые контакты, знакомятся с новыми идеями, входят в круг последних достижений науки и современных направлений развития своей профессии, соотносят свои взгляды и уровень своих докладов с выступлениями других участников, что очень стимулирует дальнейшую работу над собой.

В процессе применения вышеуказанных методов нами были выделены педагогические условия, способствующих успешной реализации модели организации самостоятельной работы как средства профессионально-творческого саморазвития, нами выделяются:

1) целенаправленное формирование у студентов умений самостоятельной работы с учебным материалом, реализуемое в четыре этапа: формирование умений работать с источниками информации, воспринимать материал, осмысливать его и осуществлять синтез полученной информации;

2) оптимальное взаимодействие системы управления и системы самоуправления процессом организации и контроля самостоятельной работы студентов включает совместную работу преподавателя и студента по реализации функций нормирования, планирования и прогнозирования, организационно-методического обеспечения, контроля и коррекции самостоятельной работы;

3) педагогическая координация преподавателем прогресса индивидуализации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов обеспечивает общность целей, содержания, а также логику построения самостоятельной работы в учебной аудитории и вне ее для каждого студента;

4) активное использование в практике самостоятельной работы информационно-коммуникационных средств (электронных учебников, учебных фильмов, компьютерных программ, возможности сети Интернет и т.п.), предоставляющих студентам возможность поиска необходимой информации, коммуникации с преподавателями, самовыражения и самореализации в процессе осуществления самостоятельной работы.

Обеспечение перечисленных условий будет способствовать развитию навыков самостоятельности и самообразования студентов и, в конечном счете, их успешной профессиональной и общей самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Е.С. Творческо-педагогический аспект в профессиональной подготовке студентов-медиков : дис. ... канд. пед. наук / Беляева, Екатерина Сергеевна. - Москва, 2006. - 204 с.

2. Васильева Л.А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена / Л.А Васильева. / Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011-№ 5. - С. 19-21.

3. Лутфуллаева Х.А. Самообразование как важный компонент в профессиональном изучении английского языка в медицинском вузе / Х.А. Лутфуллаева. - DOI: 10.36078/1589972563 // Уз-бекистонда хорижий тиллар.- 2020. - № 2 (31). - С. 205-215.

4. О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского и фармацевтического образования : постановление Президента Республики Узбекистан, от 6 мая 2017 № ПП 4310 // LexUZ : [нац. база данных законодательства Респ. Узбекистан]. - URL: https://lex.uz/ru/docs/4323167 (дата обращения: 01.01.2021).

5. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Ситникова Мария Ивановна. - Белгород, 2008. - 47 с.

6. Сорокман Т.В. Профессиональная самоидентификация студентов-медиков по специальности «Педиатрия» / Т.В. Сорокман // Современная педагогика. -2016. - № 3. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5245 (дата обращения: 01.01.2021).

7. Сохранов В.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов к саморазвитию профессионально значимых свойств личности в процессе самообразования / С.А. Румянцев, Н.А Некрасова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. -№ 4. - С. 353- 356.

8. Шишкова О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников: на примере изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук: / Шишкова Ольга Геннадьевна. - Рязань, 2006. - 230 с.

REFERENCES

1. Belyaeva, E.S. (2006), Creative and pedagogical aspect in the professional training of medical students, dissertation, Moscow.

2. Vasilyeva, L.A. (2011), "Features of the formation of professional competence of future healthcare professionals middle management", Bulletin of the Orenburg State University, No. 5 (124), pp. 19-21.

3. Lutfullaeva, Kh.A. (2020), "Self-education as an important component in the professional study of the English language at a medical university", Foreign languages in Uzbekistan, No. 2 (31), pp. 205-215.

4. Resolution of the President (2017), "On measures to further reform the medical education system in the Republic of Uzbekistan" dated May 6. available at: https://lex.uz/ru/docs/4323167

5. Sitnikova, M.I. (2008), Formation of a culture ofprofessional-pedagogical self-realization of a teacher of higher education, dissertation, Belgorod.

6. Sorokman, T.V. (2016), "Professional self-identification of medical students in the specialty "Pediatrics"", Modern Pedagogy, No. 3, available at: http://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5245.

7. Sokhranov, V. V and Rumyantsev, S.A. (2008), "Psychological and pedagogical preparation of students for the self-development of professionally significant personality traits in the process of self-education", Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, No. 4, pp. 353-356.

8. Shishkova, O.G. (2006), Formation of cognitive activity and independence of part-time students: On the example of studying a foreign language, dissertation, Ryazan.

Контактная информация: jeyn84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2021

УДК 796.077.5

ВЛИЯНИЕ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Андрей Алексеевич Левченко, старший преподаватель, Вера Николаевна Еременко, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.