Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна

Статья посвящена проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности с профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения. В статье представлены результаты психологической диагностики эмоционального интеллекта, тревожности и профессионального выгорания сотрудников, а также результаты корреляционного анализа данных явлений по всей выборке испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY WITH PROFESSIONAL BURNOUT IN STAFF OF THE MEDICAL CORRECTIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of the relationship of emotional intelligence and anxiety with professional burnout among employees of a medical correctional institution. The article presents the results of psychological diagnostics of emotional intelligence, anxiety and professional burnout of employees, as well as the results of a correlation analysis of these phenomena for the entire sample of subjects.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 159.9.072.422

Е. В. Дворцова

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

И ТРЕВОЖНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности с профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно -исправительного учреждения. В статье представлены результаты психологической диагностики эмоционального интеллекта, тревожности и профессионального выгорания сотрудников, а также результаты корреляционного анализа данных явлений по всей выборке испытуемых.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; тревожность; профессиональное выгорание; профессиональная деятельность в лечебно-исправительном учреждении.

Для цитирования: Дворцова Е. В. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности с профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно -исправительного учреждения // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1 (21). С. 63-69.

E. V. Dvortsova

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY WITH PROFESSIONAL BURNOUT IN STAFF OF THE MEDICAL CORRECTIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of the relationship of emotional intelligence and anxiety with professional burnout among employees of a medical correctional institution. The article presents the results of psychological diagnostics of emotional intelligence, anxiety and professional burnout of employees, as well as the results of a correlation analysis of these phenomena for the entire sample of subjects.

Keywords: emotional intelligence; anxiety; professional burnout; professional activity in a medical correctional institution.

For citation: Dvortsova E. V. Analysis of the relationship of emotional intelligence and anxiety with professional burnout in staff of the medical correctional institution. Te-oriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2023, no. 1 (21), p. 63-69.

© Дворцова Е. В., 2023 © Dvortsova E. V., 2023

Актуальность данного исследования определяется тем, что эмоциональное выгорание, развивающееся в условиях профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях, в значительной мере снижает результативность профессиональной деятельности и приводит к ухудшению профессионального здоровья субъекта труда.

Риск возникновения профессионального выгорания у сотрудников лечебно-исправительных учреждений возрастает по разным причинам. Среди них можно назвать наличие угрозы жизни и здоровью сотрудников, интенсивное эмоционально-насыщенное взаимодействие со специфическим контингентом и коллегами, обязательное и строгое соблюдение установленных правил в служебной деятельности, частые проверки руководствующего состава и отсутствие адекватных способов адаптации поведения и регулирования эмоциональных состояний.

Кроме риска возникновения профессионального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения, необходимо отметить проблему повышения уровня тревожности. Постоянное пребывание в напряжении при работе с осужденными совместно с требованием обязательно соблюдать требования законов и подзаконных актов, составление отчетности и активное взаимодействие с оружием так или иначе находит свое отражение в пребывании в постоянной готовности к неизвестному.

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы реализует следующие социальные ценности: обеспечение правопорядка и защиты прав и свобод граждан, реализация процесса перевоспитания, ресоциализации осужденных и со-

блюдение условий исполнения наказаний.

Для эффективного выполнения профессиональных задач сотрудники уголовно-исполнительной системы должны иметь такие личностные ресурсы, которые предоставят им возможность регулировать уровень тревожности и будут препятствовать развитию профессионального выгорания. Одним из таких ресурсов, по-нашему мнению, выступает эмоциональный интеллект.

В настоящее время у сотрудников лечебно-исправительного учреждения отмечается дефицит необходимых личностных ресурсов по управлению эмоциональной сферой, в связи с чем исследователями отмечается повышенный уровень тревожности и наличие симптомов профессионального выгорания.

Объектом исследования является профессиональная деятельность сотрудников лечебно-исправительного учреждения, предметом — взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности с профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.

Гипотезой выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения, а именно: чем выше эмоциональный интеллект и ниже тревожность, тем ниже профессиональное выгорание.

Цель научной работы — исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности с профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы

исследования использовались такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ деятельности, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки (коэффициент корреляции Пирсона).

С целью исследования эмоционального интеллекта, тревожности и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения были подобраны следующие методики:

1. Тест-опросник выявления степени выраженности эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин);

2. Методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холл);

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина);

4. Методика измерения профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой);

5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко).

Выборку составили 63 сотрудника федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 16 ГУФСИН России по Кемеровской области».

Под профессиональным выгоранием мы будем понимать механизм защиты психики, проявляющийся в виде частичного и полного исключения эмоциональных реакций на внешние или внутренние стрессовые, психотравми-рующие и неприятные факторы профессии. Данное определение предложено В. В. Бойко [3; 4].

Наиболее подробным изучением эмоционального интеллекта занималась И. Н. Андреева. Интегрируя по-

нимание трактовок зарубежных и отечественных исследователей, она описывает эмоциональный интеллект как выраженную способность к пониманию индивидом своих собственных эмоций и эмоций окружающих людей, их выражению и управлению эмоциональной сферой. Данная способность обеспечивает высокий уровень адаптивности человека и эффективность в деятельности и взаимоотношении между людьми. Благодаря данному описанию изучаемого феномена И. Н. Андреева создает интегративную модель, согласно которой под эмоциональным интеллектом принято понимать когнитивное личностное явление, совокупность умственных способностей к интерпретации эмоций и манипуляции ими; знания, умения, навыки и операции интеллектуальной деятельности по обработке и преобразовании информации эмоционального характера [1].

Для понимания эмоционального интеллекта мы будем опираться на модель Н. Холла, согласно подходу которого, эмоциональный интеллект — это способность человека видеть эмоциональные реакции на окружающий мир других людей и управлять эмоциональной сферой, представляющая собой совокупность таких явлений, как эмоциональная осведомленность,

управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей [1].

Е. И. Стрижиус анализирует подход Р. Б. Кеттелла, который определяет тревожность как состояние и свойство личности. Согласно Р. Б. Кеттелу, тревога — эмоциональное состояние с выраженным ощущением напряжения. Тревожность стоит понимать как свойство индивида, которое описывается наличием склонности к частому необъ-

ективному чувству наличия угрозы своей личности в разнообразных ситуациях и тревожными реакциями в поведении в виде ответа на чувство угрозы [6].

Для понимания тревожности мы будем использовать подход, предложенный Ч. Д. Спилбергером: выражение эмоционального состояния или внешних реакций на возможно угрожающую своей личности ситуацию и как клинического симптома. Тревожность разделяется на ситуативную (временное эмоциональное состояние, вызванное действием внешних факторов, содержащих для индивида реальную или воображаемую опасность) и личностную (стабильное индивидуальное свойство, тенденция человека воспринимать угрозу собственной личности и реагировать на это повышением ситуативной тревожности) [2].

В ходе проведенного эмпирического исследования было выявлено, что эмоциональный интеллект большинства сотрудников лечебно-исправительного учреждения находится на среднем уровне (7,75 ± 3,98), ситуативная тревожность характеризуется высоким уровнем (47,6 ± 12,21), а личностная — средним (44,16 ± 12,43), и, по данным диагностики профессионального выгорания, большая часть исследуемых сотрудников обладает средним уровнем (3,38 ± 1,05). Результаты психологической диагностики являются благоприятными для субъектов труда в данной профессиональной деятельности.

В процессе корреляционного анализа полученных данных по всей выборке испытуемых были выявлены статистически значимые связи между эмоциональным интеллектом, тревожностью и профессиональным выгора-

нием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Полученные результаты представлены на рис. 1.

Имеется значимая обратная взаимосвязь (р < 0,01) по общим показателям эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла (г = — 0,69; г = -0,74) и Д. В. Люсина (г = - 0,61; г = - 0,33) с общими показателями ситуативной и личностной тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера.

Чем выше тревожность, тем ниже эмоциональный интеллект сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Полученный результат может быть обоснован наличием сильных негативных переживаний и ожиданий опасности при выполнении служебной деятельности, в частности, взаимодействия с осужденными. Длительное нахождение в состоянии тревоги снижает работоспособность, частоту эмоциональных реакций, ухудшается понимание собственных эмоций.

Значимые связи были обнаружены между общими показателями эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д. В. Люсина со шкалами по методике В. В. Бойко.

Так, между общим показателем эмоционального интеллекта по Н. Холлу имеется обратная связь со шкалами методики В. В. Бойко, а именно «неудовлетворенность собой» (г = - 0,38, р < 0,01), «тревога и депрессия» (г = - 0,35, р < 0,01), «редукция профессиональных достижений»

(г = - 0,36, р < 0,01), «эмоциональный дефицит» (г = - 0,41, р < 0,01), «личностная отстраненность» (г = - 0,46, р < 0,01) и «общий показатель профессионального выгорания» (г = - 0,35, р < 0,01).

Рис. 1. Корреляционная плеяда связи эмоционального интеллекта, тревожности

и профессионального выгорания

Между общим показателем эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсина имеется обратная связь со шкалами методики В. В. Бойко, а именно «переживание психотравми-рующих обстоятельств» (г = - 0,51, р < 0,01), «неудовлетворенность собой» (г = - 0,14, р < 0,01), «загнанность в клетку» (г = - 0,35, р < 0,01), «тревога и депрессия» (г = - 0,51, р < 0,01), «общий показатель профессионального выгорания» (г = - 0,46, р < 0,01) и обратная связь со шкалой «эмоционально-нравственная дезориентация» (г = - 0,26, р < 0,05). Установлено, что

чем выше показатель эмоционального интеллекта сотрудников лечебно-исправительного учреждения, тем ниже их профессиональное выгорание. При развитом умении определять эмоции окружающих людей и свои собственные, управлять ими, понимать их причины сотрудник лечебно-исправительного учреждения способен адаптировать свою эмоциональную сферу под требования профессиональной деятельности: соблюдать дисциплину на основе эмоционально-волевого контроля, эффективно взаимодействовать не только с осужден-

ными, но и с коллегами по работе. Высокий показатель эмоционального интеллекта предоставляет возможность вовремя оценить собственное дисфункциональное состояние и мобилизовать личностные ресурсы для его успешного преодоления, а также адекватно оценивать затраченные силы, полученные достижения и снижать интенсивность негативного переживания, связанного с профессией [5].

Таким образом, заявленная в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, тревожностью и профессиональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения (чем выше эмоциональный интеллект и ниже тревожность, тем ниже профессиональное выгорание) нашла свое подтверждение.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные эмпирические результаты могут быть использованы в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников лечебно-исправительного учреждения сотрудников лечебно-исправительного учреждения с целью повышения эффективности труда и сохранения профессионального здоровья сотрудников. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы психологами служебной деятельности для разработки программ профилактики профессионального выгорания сотрудников лечебно-исправительного учреждения с учетом результатов диагностики эмоционального интеллекта и тревожности субъекта труда.

Литература

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография / И. Н. Андреева. — Новополоцк : Полоцкий Государственный университет, 2020. — 356 с. — ISBN 978-985-531717-4.

2. Астапов, В. М. Тревога и тревожность : хрестоматия / В. М. Астапов. — Москва : Пер Сэ, 2017. — 240 с. — ISBN 978-5-9292-0174-5.

3. Байтимирова, А. А. Особенности эмоционального выгорания у офицеров силовых структур с различным сроком службы / А. А. Байтимирова, И. Н. Коноплева // Психология профессиональной деятельности. — 2020. — № 4. — С. 2-17. — URL: https://psyjournals.ru/files/117980/psylaw_2020_n4_Baytimirova_Konopleva.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении : учебное пособие / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.105 с.

5. Дворцова, Е. В., Коркина, Е.А. Эмоциональный интеллект и тревожность как факторы профессионального выгорания у сотрудников лечебно -исправительного учреждения / Е. В. Дворцова, Е. А. Коркина // Вопросы устойчивого развития общества. Общество. — 2022. — № 8. — URL: http://nauka20-35.ru/ (дата обращения: 17.06.2022).

6. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров. — // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2013. — № 2. — С. 42-52.

Сведения об авторе

Елена Валерьевна Дворцова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: alenadv@mail.ru

Information about the author

Elena V. Dvortsova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: alenadv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.