УДК: 159.9.072.422
Е. В. Дворцова, Е. А. Каримова
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и трудовой мотивации с эмоциональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения. Представлены данные психологической диагностики трудовой мотивации, ценностных ориентаций и эмоционального выгорания. Отражены результаты выявленной взаимосвязи трудовой мотивации, ценностных ориентаций и эмоционального выгорания у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.
Ключевые слова: ценностные ориентации; трудовая мотивация; эмоциональное выгорание; сотрудники лечебного исправительного учреждения.
Для цитирования: Дворцова Е. В., Каримова Е. А. Анализ взаимосвязи трудовой мотивации и ценностных ориентаций с эмоциональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения // Теория и практика социогу-манитарных наук. 2022. № 4 (20). С. 58-63.
E. V. Dvortsova, E. A. Karimova
ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP OF WORK MOTIVATION AND VALUE ORIENTATIONS WITH EMOTIONAL BURNOUT IN STAFF OF THE MEDICAL INSTITUTION
This article is devoted to the problem of the relationship of value orientations and work motivation with emotional burnout among employees of a medical correctional institution. The data of psychological diagnostics of work motivation, value orientations and emotional burnout are presented. The results of the identified relationship between work motivation, value orientations and emotional burnout among employees of a medical correctional institution are reflected.
© Дворцова Е. В., Каримова Е. А., 2022 © Dvortsova E. V., Karimova E. A., 2022
Keywords: value orientations; work motivation; emotional burnout; employees of a medical correctional institution.
For citation: Dvortsova E. V., Karimova E. A. Analysis of the relationship of work motivation and value orientations with emotional burnout in staff of the medical institution. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 58-63.
Актуальность данного исследования определяется тем, что эмоциональное выгорание тесно связано с профессиональной и личностной деформацией, приводящей к негативным изменениям в психологических, психофизиологических и поведенческих компонентах личности: истощение моральных и физических сил человека, ухудшение здоровья, снижение трудовой мотивации, ухудшение работоспособности. Профессиональная деятельность больше не приносит удовлетворение человеку, у него появляется постоянная озабоченность работой, чувство усталости, раздражение от общения с коллегами или с другими людьми, имеющими отношение к его работе. Самым опасным проявлением симптома эмоционального выгорания человека становится потеря его ценностных ориентаций, на смену приходит безразличное состояние ко всему, что окружает человека и чем он занимается.
Особый интерес к проблеме синдрома эмоционального выгорания также уделяют психологи пенитенциарной системы. Решение профессиональных задач требует от сотрудников
лечебно-исправительных учреждений эффективного взаимодействия с осужденными и коллегами, что способно повысить риск появления данного синдрома. Постоянный контакт с осужденными, чья личность уже деформирована, оказывает негативное воздействие на личность сотрудника. Изменению также поддаются ценностные ориентации сотрудника и его трудовая мотивация, что проявляется в равнодушии, холодности, нетерпимости и раздражительности по отношению к окружающим и собственной профессиональной деятельности. Все это делает проблему взаимосвязи эмоционального выгорания с ценностными ориентациями и трудовой мотивацией у сотрудников лечебно-исправительного учреждения (далее также — ЛИУ) актуальной.
Гипотезой данного исследования выступило предположение о том, что существует значимая взаимосвязь между трудовой мотивацией и ценностными ориентациями с эмоциональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения, а именно: чем выше трудовая мотивация патриотического типа и цен-
ности «исполнительность», «самоконтроль», «счастье других», тем ниже эмоциональное выгорание.
Цель работы: исследование взаимосвязи трудовой мотивации и ценностных ориентаций с эмоциональным выгоранием у сотрудников лечебно-исправительного учреждения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были отобраны следующие психодиагностические методики:
1. «Ценностные ориентации» М. Рокича;
2. «Тест трудовой мотивации» В. И. Герчикова;
3. «Синдром эмоционального выгорания» В. В. Бойко;
4. «Измерение профессионального (эмоционального) выгорания» К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старчен-ковой).
Выборку составили 63 сотрудника федерального казенного учреждения «Лечебно-исправительное учреждение № 16» (ФКУ ЛИУ-16) ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу.
В нашем исследовании мы основываемся на определении эмоционального выгорания, рассмотренном в работе К. Маслач и С. Джексон. Авторы описывают данное понятие как три группы переживаний, состоящих из:
- эмоционального истощения, которое характеризуется переживанием опустошенности и бессилия;
- деперсонализации, которая характеризуется дегуманизацией отношений с другими людьми, например, проявление цинизма, бессердечности;
- редукции личностных достижений, которая характеризуется как занижение собственных достижений, потеря желания и смысла вкладывать личные усилия на рабочем месте. Данные переживания возникают вследствие длительных профессиональных стрессов межличностных коммуникаций [1; 2].
Ценностные ориентации мы понимаем согласно подходу М. Рокича, который рассматривает данное явление как устойчивые убеждения о том, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной [3;
4].
Для определения понятия «трудовая мотивация» мы опираемся на концепцию В. И. Герчикова, согласно которой трудовая мотивация строится на пересечении осей мотивации (достижения и избегания) и трудового поведения (активного и пассивного) [5].
Говоря о профессиональной деятельности сотрудников лечебно-исправительного учреждения, стоит подчеркнуть, что характер ответственности для сотрудников правоохранительной системы повышенный, что обуславливается обеспечением
здоровья и жизни осужденных, должностных лиц и иных людей, находящихся на территории учреждения и сохранности государственного законодательства. Среди факторов, определяющих психическую напряженность, выделяются риск для жизни и здоровья сотрудника (риск заражения заболеваниями в силу специфики контингента лечебного учреждения), взаимодействие с осужденными (конфликты, неповиновения, мероприятия по обыску и пр.). К факторам физической напряженности относятся физические нагрузки, специальная подготовка к работе с оружием, неопределенность и внезапность экстремальных условий деятельности [6]. Вышеуказанные факторы профессиональной деятельности позволяют сделать вывод о том, что профессия сотрудников лечебно-исправительного учреждения является стрессогенной.
Психодиагностика ценностных ориентаций сотрудников ЛИУ проводилась по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. У сотрудников ЛИУ наиболее значимыми ценностями среди терминальных являются жизненная мудрость (8,10 ± 5,31), интересная работа (8,59 ± 4,90), свобода (8,68 ± 4,81), познание (8,78 ± 5,37), здоровье (8,79 ± 5,08), любовь (8,86 ± 4,76), наличие хороших и верных друзей (8,87 ± 5,45), а среди инструментальных — воспитанность (8,67 ± 5,76), терпимость (8,68 ± 4,85),
высокие запросы (8,68 ± 5,16), аккуратность (8,83 ± 4,95), рационализм (8,87 ± 5,34).
Согласно результатам психологической диагностики трудовой мотивации сотрудников ЛИУ по методике «Тест трудовой мотивации» В. И. Герчикова у сотрудников ЛИУ преобладает профессиональный тип трудовой мотивации (5,86 ± 2,53).
Диагностика эмоционального выгорания осуществлялась по опроснику «Измерение профессионального (эмоционального) выгорания» Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой. Согласно результатам, по шкале «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» сотрудники ЛИУ имеют средний уровень (42 % и 57 % респондентов соответственно), а по шкале «редукция личностных достижений» большинство исследуемых сотрудников ЛИУ обладают высоким уровнем (74 %). По интегральному показателю эмоционального выгорания для сотрудников ЛИУ характерен низкий уровень (0,16).
Согласно результатам диагностики эмоционального выгорания по методике «Синдром эмоционального выгорания» В. В. Бойко, по общему показателю эмоционального выгорания сотрудники ЛИУ имеют низкий уровень (62,21 ± 56,07).
Для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и трудовой мотивации с эмоциональным выгора-
нием у сотрудников ЛИУ мы использовали коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в виде корреляционной плеяды на рис. 1.
Таким образом, между ценностными ориентациями, трудовой мотивацией и эмоциональным выгоранием у сотрудников ЛИУ имеется взаимосвязь: чем выше ценности «исполнительность», «самоконтроль», «счастье других» и трудовая мотивация патриотического типа, тем ниже эмоциональное выгорание сотрудников ЛИУ, соответственно, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании его результатов в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников лечебно-исправительных учреждений с целью профилактики эмоционального выгорания и сохранения профессионального здоровья субъектов труда. Построение программ психопрофилактики и психокоррекции, а также развивающих мероприятий для сотрудников лечебно-исправительных учреждений рекомендуется осуществлять с учетом ценностных ориентаций сотрудников, а также особенности их трудовой мотивации.
Рис. 1. Корреляционная плеяда связи ценностных ориентаций и трудовой мотивации с эмоциональным выгоранием
Литература
1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — Санкт-Петербург: Сударыня, 1999. — 28 с.
2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 343 с.
3. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 13-25.
4. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — Москва, 1979.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 508 с.
6. Зарипова, Г. А. Психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.03. — Казань: Казанский гос. технич. ун-т, 1998. — 21 с.
Сведения об авторах
Елена Валерьевна Дворцова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Елена Андреевна Каримова: отдел полиции «Заводской» Управления МВД России по г Новокузнецку (г. Новокузнецк, Российская Федерация), стажер на должности инспектора (по делам несовершеннолетних) отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Elena V. Dvortsova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
Elena A. Karimova: the Zavodskoy Police Department of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Novokuznetsk (Novokuznetsk, Russia), intern as an inspector (for minors) of the Juvenile Department of the Department of District Police Officers and Juvenile Affairs. E-mail: [email protected]