Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2380
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ / ПОДРОСТКИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ANXIETY / THE RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синкевич Ирина Алексеевна, Тучкова Тамара Васильевна

В статье раскрывается специфика проявлений эмоционального интеллекта и тревожности в подростковом возрасте, анализируется характер их взаимосвязи. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, диагностический инструментарий и результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синкевич Ирина Алексеевна, Тучкова Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY LEVEL IN TEENAGERS

The present article reveals the features of emotional intelligence and anxiety demonstration in adolescence, analyzes the nature of their correlation. Opinions of scientists on the presented problem, methods and results of empirical research are given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 159.92

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Синкевич Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск);

кандидат философских наук, доцент кафедры психологии Тучкова Тамара Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье раскрывается специфика проявлений эмоционального интеллекта и тревожности в подростковом возрасте, анализируется характер их взаимосвязи. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, диагностический инструментарий и результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тревожность, взаимосвязь эмоционально интеллекта и уровня тревожности, подростки.

Annоtation. The present article reveals the features of emotional intelligence and anxiety demonstration in adolescence, analyzes the nature of their correlation. Opinions of scientists on the presented problem, methods and results of empirical research are given.

Keywords: emotional intelligence, anxiety, the relationship of emotional intelligence and anxiety, teenagers.

Введение. Понятие «эмоциональный интеллект» относительно новое, является предметом активного изучения в зарубежной и отечественной психологии. Эмоциональный интеллект относится к интеллектуальной и личностной сферам субъекта, позволяя ему распознавать эмоции свои и других людей, понимать причины их возникновения, следствия, к которым они приведут, осуществлять контроль над ними (П. Сэловей, Дж. Майер, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Г.Г. Гарсковая, Д.В. Люсин).

Выделяют следующие функции эмоционального интеллекта:

• оценочно-прогностическая: связана с оценкой своих эмоциональных переживаний и переживаний других людей через звуки, речь, поведение и внешний вид, направлена на развитие мотивации к успеху и различным социально-приемлемым формам поведения;

• коммуникативная: связана с потребностью понимать эмоции, выступающие в качестве коммуникативных операций, расшифровка вербальных и невербальных средств коммуникации;

• регулятивно-контролирующая: управление эмоциями; ее обоснованием можно считать возможности личности обходить эмоциональные переживания, вызывать и контролировать какую-либо эмоцию;

• мотивирующая: формирование связи эмоционального интеллекта с внутренней мотивацией успеха;

• рефлексивно-коррекционная: изучение собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей [1].

В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. Изучением феномена тревожности занимались З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, С. Салливен, А. Прихожан и другие.

Дж. Мэйер и П. Сэловей (4) выделили ветви модели эмоционального интеллекта, каждая из них описывает следующие способности:

• безошибочно воспринимать эмоции, отображаемые в мимике или в голосе другого человека и идентифицировать эмоциональное содержание;

• применять эмоции в деятельности для стимуляции мышления;

• определять источник эмоций, понимать амбивалентные чувства, распознавать резкую смену настроения и определять её причину;

• сознательное регулирование в пределах эмоциональной зоны комфорта (например, сознательно отвлекаться от нежелательных эмоций или регулировать чужие эмоции для более продуктивной работы).

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня тревожности у подростков. Тревожность может привести к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к искажению восприятия мира и взаимоотношений с окружающими у подростков. Развитый эмоциональный интеллект помогает подросткам самостоятельно справляться с тревожностью без вмешательства со стороны, контролировать ее.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска. В исследовании приняли участие 50 человек 9-х классов в возрасте 15 лет.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и уровнем тревожности: высокий уровень эмоционального интеллекта характерен для подростков с низким уровнем тревожности; низкий уровень эмоционального интеллекта свойственен подросткам с высоким уровнем тревожности. Диагностический инструментарий исследования представлен следующими методиками: «Шкала тревожности» Спилберга-Ханина для измерения уровня личностной и реактивной тревожности; «Опросник EQ» М. Холла для измерения уровня развития эмоционального интеллекта. Результаты исследования по методике на определение уровня эмоционального интеллекта «Опросник EQ» Н. Холла показали, что у 7 подростков (14%) - высокий уровень эмоционального интеллекта, у 19 подростков (38%) -средний уровень, у 24 подростков (48%) - низкий (таблица 1).

Таблица 1

Уровни развития эмоционального интеллекта (по методике «Опросник EQ» Н. Холла)

Уровень EQ «А» класс «В» класс Итог

Высокий 4 3 7

Средний 11 8 19

Низкий 12 12 24

Высокий уровень эмоционального интеллекта у подростков характеризуется умениями распознавать собственные чувства и чувства других людей, понимать причину возникновения эмоций, контролировать и регулировать их. Подростки с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, имеют адекватную самооценку.

Средний уровень эмоционального интеллекта проявляется в умении подростков понимать свои эмоции, контролировать их, адекватно оценивать себя и легко входить в контакт с окружающими людьми.

Низкий уровень эмоционального интеллекта означает неспособность человека осознавать свои эмоции, контролировать их, понимать эмоции других людей. Подростки с низким уровнем эмоционального интеллекта склонны к сильным эмоциональным реакциям, что часто приводит к конфликтным ситуациям. Отсутствует способность адекватно оценивать себя, свое поведение. Зачастую имеют заниженную или завышенную самооценку.

С помощью методики определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина по шкале «личностная тревожность» было выявлено, что у 25 подростков (50%) - средний уровень реактивной тревожности, у 18 человек (36%) - высокий уровень и у 7 человек (14%)- низкий (таблица 2).

Таблица 2

Уровни личностной тревожности подростков (по методике Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина)

Уровень ЛТ «А» класс «В» класс Итог

Высокий 9 9 18

Средний 13 12 25

Низкий 5 2 7

Высокий уровень личностной тревожности у подростков говорит об их склонности остро воспринимать любую опасность и реагировать на неё повышенной напряженностью, необоснованным беспокойством. У подростков со средним уровнем личностная тревожность является оптимальной, стимулирующей их повседневную и учебную деятельность. Подростки с низким уровнем личностной тревожности не склонны воспринимать любую ситуацию как потенциальную опасность, но и в стимуляции деятельности посредством «полезной тревожности» не нуждаются.

Результаты исследования по шкале реактивной тревожности выявили, что средний уровень реактивной тревожности свойственен 22 подросткам (44%), высокий уровень реактивной тревожности - 15 подросткам (30%) и низкий уровень - 13 подросткам (26%) (таблица 3).

Таблица 3

Уровни реактивной тревожности подростков (по методике Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина)

Уровень РТ «А» класс «В» класс Итог

Высокий 8 7 15

Средний 11 11 22

Низкий 8 5 13

Подростки с высоким уровнем реактивной тревожности склонны реагировать на стрессовую ситуацию повышенной озабоченностью, беспокойством, раздражительностью. У подростков со средним и низким уровнями реактивной тревожности подобные проявления выражены слабее.

По результатам исследования с помощью методики на определение уровня эмоционального интеллекта Н. Холла и личностной тревожности по методике Спилберга-Ханина можно увидеть следующую взаимосвязь между ними (таблица 4).

Таблица 4

Показатели развития эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности подростков

Уровень EQ Уровни личностной тревожности

Высокий Средний Низкий

Высокий 0 4 3

Средний 3 13 3

Низкий 15 8 1

Подросткам с высоким уровнем эмоционального интеллекта присущи средний уровень (8%) и низкий

уровень (6%) личностной тревожности. При среднем уровне эмоционального интеллекта преобладает средний уровень (26%) личностной тревожности. Низкий и высокий уровни личностной тревожности находятся в равном соотношении (6%). Низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют высокий уровень (30%) и средний уровень (16%) личностной тревожности. Низкий уровень личностной тревожности при этом уровне эмоционального интеллекта незначителен (2%).

По результатам исследования на определение уровней развития эмоционального интеллекта Н. Холла и реактивной тревожности по «Шкале тревожности» Спилберга-Ханина можно увидеть следующую взаимосвязь (таблица 5).

Таблица 5

Показатели развития эмоционального интеллекта и уровня реактивной тревожности у подростков

Уровень EQ Уровни реактивной тревожности

Высокий Средний Низкий

Высокий 1 1 5

Средний 2 11 7

Низкий 12 10 1

Для подростков с высоким уровнем эмоционального интеллекта характерен низкий уровень реактивной тревожности (10%); средний и высокий уровни реактивной тревожности при высоком уровне эмоционального интеллекта находятся в равном соотношении (2%); у подростков со средним уровнем эмоционального интеллекта преобладает средний (22%) и низкий уровни реактивной тревожности (14%). У подростков с низким уровнем эмоционального интеллекта преобладает высокий (24%) и средний (20%) уровни реактивной тревожности. При низком уровне эмоционального интеллекта может быть и низкий уровень реактивной тревожности (в нашем случае всего лишь 2%).

Для выявления статистически значимой взаимосвязи между результатами исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При проведении анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровнями тревожности была выявлена значимая отрицательная корреляция, что указывает на то, что есть обратно пропорциональная зависимость: увеличение одной переменной ведет уменьшение другой и наоборот.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1. Связь результатов исследования по показателям развития эмоционального интеллекта и уровня личностной тревожности у подростков сильная отрицательная (обратная).

2. Связь результатов исследования по показателям развития эмоционального интеллекта и уровня реактивной тревожности у подростков сильная отрицательная (обратная).

Таким образом, гипотеза исследования о существовании взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и уровнем тревожности подтвердилась. Высокий уровень эмоционального интеллекта характерен для подростков с низким уровнем реактивной и личностной тревожности; низкий уровень эмоционального интеллекта свойственен подросткам с высоким уровнем реактивной и личностной тревожности.

Выводы. Эмоциональный интеллект - это совокупность эмоциональных и когнитивных способностей, которые дают возможность человеку понимать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, определять причины их возникновения, назначение и прогноз развития, а также способность контролировать эмоциональную сферу.

Проблема тревожности в подростковом возрасте является одной из актуальных тем в психологии. Подростки с повышенным уровнем тревожности отличаются напряженностью, излишним беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, наличием разных страхов. Развитость эмоционального интеллекта способствует тому, что подросток может разобраться в причине своих негативных эмоций, адекватно оценить ситуацию и взять её под контроль.

Результаты эмпирического исследования показали: каждому уровню эмоционального интеллекта по методике «Опросник EQ» Н. Холла свойственен свой уровень тревожности по методике «Шкала тревожности» Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина. Соотношение данных, полученных в ходе исследования, свидетельствовало о том, что для высокого уровня эмоционального интеллекта характерен низкий уровень реактивной и личностной тревожности; среднему уровню эмоционального интеллекта присущ низкий и средний уровни тревожности. С низким уровнем интеллекта соотносится высокий уровень тревожности.

Литература:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86. - Режим доступа: https://andreeva.by/emocionalnyj-intellekt-issledovaniya-fenomena.html, свободный. Дата обращения: 08.12.2019.

2. Методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холл (опросник EQ). Режим доступа: https://yandex.rn/dck/jsredir?bu=5h6h40&from, свободный. Дата обращения: 01.12.2019.

3. Методика «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)». Режим доступа: http://psy-clinic.info/index.php/testy/103, свободный. Дата обращения: 01.12.2019.

4. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели теста Мэйера-Сэловея-Карузо // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 3. - С. 52-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.