Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект как источник развития в подростковом возрасте'

Эмоциональный интеллект как источник развития в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1567
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИИ / ПОНИМАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ADOLESCENCE / EMOTIONS / UNDERSTANDING AND MANAGING EMOTIONS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / TYPES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзева Ольга Владимировна

В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению эмоционального интеллекта в психологии. Обозначены факторы влияющие на его формирование и развитие. Определены доминирующие компоненты эмоционального интеллекта у подростков. Полученные результаты позволяют проанализировать специфику эмоционального развития в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

The article presents theoretical and methodological approaches to the definition of emotional intelligence in psychology. The factors influencing its formation and development are designated. The dominating components of emotional intelligence in adolescents are determined. The results allow us to analyze the specifics of emotional development in adolescence.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект как источник развития в подростковом возрасте»

Психология

УДК: 159.922.

кандидат психологических наук,доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Кобзева Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению эмоционального интеллекта в психологии. Обозначены факторы влияющие на его формирование и развитие. Определены доминирующие компоненты эмоционального интеллекта у подростков. Полученные результаты позволяют проанализировать специфику эмоционального развития в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, понимание и управление эмоциями, эмоциональный интеллект, виды эмоционального интеллекта.

An^tatton. The article presents theoretical and methodological approaches to the definition of emotional intelligence in psychology. The factors influencing its formation and development are designated. The dominating components of emotional intelligence in adolescents are determined. The results allow us to analyze the specifics of emotional development in adolescence.

Keywords: adolescence, emotions, understanding and managing emotions, emotional intelligence, types of emotional intelligence.

Введение. Эмоциональный интеллект — один из источников психического развития, способствующих успешному формированию личности и обеспечивающий её гармоничное интеллектуальное и социальное развитие. Он позволяет человеку ориентироваться на партнера по общению и учитывать его эмоциональные состояния при взаимодействии, регулирует социальную дистанцию, потребности, деятельность, конфликты и выступает самым ранним средством адаптации человека в социуме.

Подростковый возраст — наиболее трудный период эмоционального развития, вершина эмоциональной напряженности и тревожности (П.М. Якобсон, Ш. Бюлер). Качественные преобразования, происходящие в это время заставляют подростков искать не только исчерпывающие ответы на уже поставленные предшественниками вопросы, но и формулировать новые исследовательские цели [51.

Поэтому знание специфики эмоционального интеллекта в подростковом возрасте будет способствовать формированию адекватной системы отношений субъекта в социальной действительности, а также его оптимальной социальной адаптации.

Изложение основного материала статьи. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в раннем и дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. К младшему школьному возрасту дети способны распознавать и отличать такие характеристики эмоциональных состояний, как силу и интенсивность, что позволяет им расширить диапазон эмоционального опыта и предвосхищать события, связанные с более сильными эмоциями. В подростковом возрасте происходить формирование способности регулирования собственных эмоций, выстраивания своего поведения и взаимодействия с социумом на основе «чтения» психических состояний окружающих.

Термин эмоциональный интеллект в психологию ввели Дж. Мейер и П. Сэловей в 1990 году, определив его как компонент социального интеллекта, включающий способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [1]. Однако в научную терминологию этот феном ввел Д. Гоулман, который считает, что эмоциональный интеллект — это совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживать от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни [21.

На современном этапе развития психологии эмоциональный интеллект, с одной стороны, является компонентом социального интеллекта и включает в себя способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей, использовать полученную информацию для управления определённой деятельностью, с другой стороны, своеобразный тип обработки эмоциональной информации, включающий точное распознание собственных эмоций, эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, а также регуляцию своих эмоций для того, чтобы вести более эффективный образ жизни. Кроме этого эмоциональный интеллект способствует успеху человека в жизни, так как способствует самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умению выражать свои чувства и принимать их у других [31.

Необходимо отметить, что эмоциональный интеллект формируются в течение всей жизни под влияем эмоциональности человека, представлений об эмоциях и когнитивных способностей (Д.В. Люсин) [61. В его структуре можно выделить два аспекта: внутриличностный (активность, гибкость, заинтересованность, мотивация достижения, оптимизм, осознание своих чувств, ответственность, открытость новому опыту, самоконтроль, самооценка, терпимость, уверенность в себе) и межличностный (коммуникабельность, открытость, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, умение работать в команде, эмпатия) [91.

Необходимый баланс эмоций необходим для психического здоровья человека, поэтому важно, чтобы не только уметь проявлять эмоции в процессе определенного действия , но и не бояться появления отрицательных эмоций [41.

Исследование эмоционального интеллекта проводилось в 2017/2018 учебном году на базе образовательных организаций г. Мурманска. В нём приняли участие 76 респондентов в возрасте 13-14 лет, обучающихся по программе «Школа России».

Психологическая диагностика эмоционального интеллекта проводилась с помощью методика «ЭмИн» (Люсина Д.В.) [71 и методики «Эмоциональный интеллект» (Холл Н.) [81. Выбранные методики позволяют рассмотреть специфику эмоционального интеллекта с позиций деятельностного подхода, так как рассматривают индивида и условия его существования через призму познания.

В таблице 1 представлена специфика понимания и управления эмоциями в подростковом возрасте.

Таблица 1

Проявление способностей понимать и управлять эмоциями в подростковом возрасте (средние

значения в стенайнах)

понимание эмоций управление эмоциями

X о XX о

4,8 1,9 4,0 2,5

Результаты исследования показывает, что в подростковом возрасте понимание как своих, так и чужих эмоций доминирует над их управлением. У подростков возрастает способность не только осознавать свои эмоции, но и идентифицировать их, понимать почему именно эти эмоции они испытывают в данный момент. Кроме этого, подростки могут вербально описать то состояние, в котором они находятся в момент ощущения эмоций. Они достаточно хорошо понимают эмоциональные состояния собеседника и могут оценить его на основе внешних проявлений (мимика, жестикуляция, тембр и темп голоса).

В меньшей степени в этот возрастной период развито умение управлять как своими, так и чужими эмоциями. Подростки не всегда могут вызывать у себя эмоции релевантные ситуации и деятельности, демонстрировать социально одобряемые эмоции и скрывать нежелательные эмоции. Не во всех ситуациях они понимают почему у них возникли именно эти эмоции, поэтому в этом случае у них затруднен контроль собственного эмоционального состояния. Им еще достаточно сложно вызвать у окружающих определенные эмоции.

Далее проанализируем проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (см. таблицу 2).

Таблица 2

Типы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (средние значения в стенайнах)

межличностный эмоциональный интеллект внутриличностный эмоциональный интеллект

XX о XX о

5,1 1,7 3,3 1,6

Как показывают результаты исследования в подростком возрасте большей степени развит межличностный эмоциональный интеллект. Поэтому в своем поведении подростки демонстрируют коммуникабельность, открытость, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения. Они могут работать в команде, уважать мнение членов группы, а также учитывать их интересны.

Отличительной особенностью этого возрастного периода выступает умение снижать интенсивность нежелательных эмоций, возможно это обусловлено желанием признания их социумом.

В меньше степени в подростковом возрасте характерны гибкость в коммуникации, осознание своих чувств и ответственность, открытость новому опыту и самоконтроль, терпимость, а также уверенность в себе.

Следующий этап анализа определение структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (см. таблицу 3).

Таблица 3

Особенности структуры эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (средние значения)

эмоциональная осведомлённость управление своими эмоциями самомотивация эмпатия распознание эмоций других людей

XX о XX о XX о XX о XX о

11 3,6 4,7 3,4 9,8 4,9 12,8 4 10,9 6

Данные представленные в таблице позволяют утверждать, что доминирующим компонентом в структуре эмоционального интеллекта у подростков является эмпатия. Поэтому они способны выслушивать проблемы других людей, сопереживать им, настраиваться на их эмоциональное состояние, но плохо распознают знаки в общении, которые указывают на то, в чём нуждаются окружающие.

Проявление эмоциональной осведомленности в подростковом возрасте показывает, что как положительные, так и отрицательные эмоции служат для них источником знания о том, как поступать в жизни. Подростки способны наблюдать изменения своих чувств, в свободное время возвращаются к своим негативным переживаниям и разбираются в причинах их возникновения.

В зависимости от ситуации они могут воздействовать на эмоциональное состояние окружающих, адекватно реагируют на их настроение. При необходимости могут вызвать у себя положительные эмоции, но находиться постоянно в состоянии спокойствия, готовности и сосредоточенности им сложно. Они достаточно долго переживают стрессовые и фрустрирующие ситуации.

В меньшей степени подросткам свойственно произвольное управление своими эмоциями. Они не могут сосредоточиться на благоприятных обстоятельствах, а также не обращать внимания на негативные эмоции в ситуациях действования.

Теперь рассмотрим интегративный уровень эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (см. таблицу 4).

Таблица 4

Проявление интегративного уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (%)

низкий средний высокий

30 40 30

Результаты исследования позволяют утверждать, что средний уровень проявления интегративного эмоционального интеллекта выступает основным в подростковом возрасте. Для этих подростков характерно умение управлять своими эмоциями, становиться спокойным и сосредоточенным, понимать мимику и жесты при взаимодействии, но упокоить собеседника в стрессовой, конфликтной или фрустрирующей ситуации они не могут. В равной степени подросткам могут замечать перемены своего настроения, дифференцировать свои переживания, контролировать свои эмоции даже при неблагоприятных обстоятельствах, распознавать эмоции других людей с помощью их мимики, а могут не воспринимать к эмоциональные состояния партнеров по общению, не быть способными к управлению своими отрицательными эмоциями.

Выводы. Эмоциональный интеллект позволяет человеку адекватно выражать свои эмоции и чувства, управлять и контролировать их, а также понимать и управлять эмоциями других людей. Он выступает важным фактором успешности коммуникативной деятельности. В подростков возрасте эмоциональный интеллект в большей степени проявляется как способность понимать и управлять эмоциями других людей, манипулировать ими. Характерной особенностью этого возрастного периода выступает осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого состояния.

Литература:

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 535 с.

3. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2014.— 204 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 752 с.

5. Кобзева О.В. Специфика образа мира в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч. 7. - С. 236 - 242.

6. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29 - 36.

7. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. — 2006. — № 4. — С. 3 — 22.

8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп./ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 488 с.

9. Шабанов С. Эмоциональный интеллект: российская практика. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 426 с.

Психология

УДК: 316.62

кандидат психологических наук, доцент Король Ольга Феликсовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТИПЕ СОБСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Аннотация. В данной статье основное внимание уделяется изучению представлений сотрудников организаций о типе собственной культры в контексте межкультурного взаимодействия. Показано, что в межкультурном взаимействтии как универсальном типе связи между субъектами, принадлежащими к разным культурам, существует совокупность разноообразных форм отношений и общения, которые вступая в новые социальные комбинации, приобретают новые смыслы и «задают расположение человека в фундаментальных координатах бытия»[1]. Предложенный анализ может служить для обоснования основных структурных, содержательных и функциональных характеристик межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, социальная среда, социальное поведение, регуляция межкультурного вхаимодействия.

Annotation. This article focuses on studying the perceptions of corporate employees about the type of their own culture in the context of intercultural interaction. It is shown that in the intercultural interaction, as a universal type of communication between subjects belonging to different cultures, there is a set of diverse forms of relations and communication that, when entering into new social combinations, acquire new meanings and "set the person's location in the fundamental coordinates of being" [1]. The prsented analysis can serve as substantiation of the basic structural, content and functional characteristics of intercultural interaction.

Keywords: intercultural communication, social environment, social behavior, regulation intercultural shimodate.

Введение. Разнобразие связей, контактов, взаимообмена между людьми, сообществами и культурами в социальном пространстве порождают интерес к процессу межкультурного взаимодействия. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный прикладной потенциал, область его применения безгранична и многообразна, будучи актуальным практически для всех сфер жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.