Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения'

Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1743
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ 9 И 11 КЛАССОВ / ПОДГОТОВКА / АГРЕССИЯ / КОНТРОЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ANXIETY / STRESS RESISTANCE / STUDENTS IN 9 AND 11 GRADES / PREPARATION / AGGRESSION / CONTROLLING EMOTIONS / STAGES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носенко Надежда Петровна, Матвеева Инга Сергеевна

В данной статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у обучающихся 9 и 11 классов общеобразовательной школы на разных этапах обучения. Результаты корреляционного анализа в группе учеников 9 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что низкий уровень стрессоустойчивости отражается на способности выражать и контролировать свое эмоциональное состояние. Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся 11 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости, тревожности и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что при низкой стрессоустойчивости представители 11 класса более склонны к проявлению личностной тревожности, а также повышение тревожности в ситуации отрицательно отражается на способности одиннадцатиклассников управлять своими эмоциями. Проведенное исследование вносит определенный вклад в осознание необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Носенко Надежда Петровна, Матвеева Инга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of relationship of emotional intelligence, anxiety and stress resistance among the senior students at different stages of learning

This article presents the results of the study of the characteristics of the relationship of emotional intelligence, anxiety and stress resistance among the students of grades 9 and 11 of the comprehensive school at different stages of training. The results of the correlation analysis in the group of students of grade 9 indicate that there is a relationship between stress tolerance indicators and scales of emotional intelligence, which is expressed in the fact that a low level of stress tolerance affects the ability to express and control one’s emotional state. Results of the correlation analysis in the group of students of grade 11 indicate that there is a relationship between stress tolerance, anxiety and emotional intelligence scales, which is expressed in the fact that at low stress representatives of 11 classes are more likely to manifest personal anxiety, and increased anxiety in a situation adversely affects the ability of the eleventh grade students to manage their emotions. The study makes the certain contribution to the awareness of the need for development of the emotional intelligence at senior school students at different stages of education.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения»

обучения в вузе. Студенты-гуманитарии показывают более высокие и значимые различия по шкалам гибкости поведения, ценностных ориентаций, сензитивности к себе, синергии и познавательных потребностей. В структуре самоактуализации студентов-гуманитариев обнаруживается большая взаимосвязь с интернальностью, ценностными и смысложизнен-ными ориентациями. Полнота жизни в настоящем определяется общими показателями ин-тернальности и осмысленности жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кусраева, И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования // И.М. Кусраева / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54).

- С. 72-75.

2. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 432с.

3. Мережников, А.П. Особенности самоактуализации студентов технического направления подготовки в вузе / А.П. Мережников, О.П. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). С. 399-403.

4. Орехова, Т.Ф. О некоторых проблемах современного образования и возможностях их разрешения // Т.Ф. Орехова, Т.В. Кружилина / Гуманитарно-педагогические исследования. - 2017. - Т. 1

- № 1. - С. 37-45.

5. Ященко, Е.Ф. Исследование уровня сформированности и качественного своеобразия самоактуализации студентов технических и экономических направлений подготовки классического университета // Е.Ф. Ященко, В.В. Козлов / Здравоохранение, образование и безопасность. - 2017. -№ 1 (9). - С. 55-69.

REFERENCES

1. Kusraeva, I.M. (2009), "Self-actualization of students in conditions of higher professional education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No 8, pp. 72-75.

2. Maslow, A.G. (1999), The farther reaches of human nature, Eurasia, St. Petersburg.

3. Merezhnikov, A.P. and Stepanova, O.P. (2018), "Features of self-actualization of students of technical directions of preparation in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No 4, pp. 399-402.

4. Orekhova, T.F. and Kruzhilina, T. V. (2017), "Some problems of modern education and the possibility of their solution", Humanitarian and pedagogical research, Vol. 1, No 1, pp. 37-44.

5. Yashchenko, E.F. and Kozlov, V.V. (2017), "Study of the level of formation and qualitative singularity of self-actualization of students of technical and economic directions of preparation of a classical university", Healthcare, education and security, Vol. 9, No 1, pp. 55-69.

Контактная информация: mapmasu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2019

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА

РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Надежда Петровна Носенко, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар;

Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский

государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у обучающихся 9 и 11 классов общеобразовательной школы на разных этапах обучения. Результаты корреляционного анализа в группе учеников 9 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями

стрессоустойчивости и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что низкий уровень стрессоустойчивости отражается на способности выражать и контролировать свое эмоциональное состояние. Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся 11 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости, тревожности и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что при низкой стрессоустойчи-вости представители 11 класса более склонны к проявлению личностной тревожности, а также повышение тревожности в ситуации отрицательно отражается на способности одиннадцатиклассников управлять своими эмоциями. Проведенное исследование вносит определенный вклад в осознание необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников на разных этапах обучения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, тревожность. стрессоустойчивость, обучающиеся 9 и 11 классов, подготовка, агрессия, контролирование эмоций, этапы обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.407-414

FEATURES OF RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE, ANXIETY AND STRESS RESISTANCE AMONG THE SENIOR STUDENTS AT DIFFERENT

STAGES OF LEARNING

Nadezhda Petrovna Nosenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Krasnodar; Inga Sergeevna Mat-veeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban state agrarian university

named by I.T. Trubilin, Krasnodar

Abstract

This article presents the results of the study of the characteristics of the relationship of emotional intelligence, anxiety and stress resistance among the students of grades 9 and 11 of the comprehensive school at different stages of training. The results of the correlation analysis in the group of students of grade 9 indicate that there is a relationship between stress tolerance indicators and scales of emotional intelligence, which is expressed in the fact that a low level of stress tolerance affects the ability to express and control one's emotional state. Results of the correlation analysis in the group of students of grade 11 indicate that there is a relationship between stress tolerance, anxiety and emotional intelligence scales, which is expressed in the fact that at low stress representatives of 11 classes are more likely to manifest personal anxiety, and increased anxiety in a situation adversely affects the ability of the eleventh grade students to manage their emotions. The study makes the certain contribution to the awareness of the need for development of the emotional intelligence at senior school students at different stages of education.

Keywords: emotional intelligence, anxiety, stress resistance, students in 9 and 11 grades, preparation, aggression, controlling emotions, stages of education.

В настоящее время в контексте политических, экономических, социокультурных перемен в обществе все больше увеличивается значение психологических знаний, определяющих для людей возможность эффективного управления своим поведением и состоянием. Вместе с тем в социуме наблюдаются разнонаправленные влияния, многие из которых оказывают стрессогенное воздействие на человека.

Причинами стресса у обучающихся старших классов могут быть собственное высокое достижение, давление родителей или педагогов. Близкие окружающие постоянно требуют от подростка высоких оценок, конкретного поведения, участия в общественной, научной жизни, лидерства среди ровесников, что может создавать чрезмерную нагрузку. Реакция на стресс различна у каждого подростка. У некоторых проявляется депрессия, они становятся замкнутыми, остерегаются ровесников, не общаются с учащимися, неразговорчивы, пугливы. Некоторые проявляют стресс в форме агрессивных вспышек, раздражительности, неспособности контролировать свое поведение [5].

Многие исследования посвящены изучению экзаменационного стресса - частной формы психического стресса, представляющей несомненный психотравмирующий фактор и нередко обуславливающей экзаменационные неврозы [4].

Российские ученые установили, что в период экзаменов обучающиеся могут страдать выраженными нарушениями вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, проявляющими в повышении пульса, повышении артериального давления, возрастании уровня психоэмоциональных и мышечных напряжений. Такие серьезные нарушения в деятельности организма в период экзаменационного стресса связаны не только с особенностями подростковой психики, но и ужесточенной процедурой современных экзаменов [7].

В научной теории есть попытки описать влияние эмоционального интеллекта на повышение стрессоустойчивости и снижение уровня тревожности старших школьников. Так, согласно теории Е.П. Ильина, дети старшего школьного возраста с адекватным уровнем эмоциональной устойчивости, уверены в себе, в своих силах, способны к контролю за своими поведением и эмоциями, спокойно воспринимают реальность, стрессоустойчивы, легко решают сложные жизненные проблемы, не конфликтны [4].

Старшеклассники, которые не способны контролировать импульсные влечения и эмоции, подвержены влиянию чувств, обстоятельств и случая, зависимы от настроения. У них наблюдается низкая дисциплинированность, высокий уровень тревожности, низкий уровень стрессоустойчивости [1].

Между неустойчивыми и стрессоустойчивыми старшеклассниками существуют различия в степени выраженности ряда личностных свойств. Так, эмоционально устойчивые старшеклассники в большей мере отличаются ориентацией на контакты с людьми, на внешний мир. Они также более решительны, активны и реалистичны. Их эмоционально неустойчивые одноклассники склонны к беспокойству в большей степени, более замкнуты, раздражительны, тревожны, подвержены сомнениям, ориентированы чаще на подвержены сомнения, неуравновешенны, возбудимы, пассивны [2].

В процессе обучения старшеклассники постоянно сталкиваются с различными трудностями и испытывают эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Высокотревожные обучающиеся способны отказаться от реализации своего потенциала, что снижает уровень беспокойства, делает жизнь менее тревожной, более предсказуемой. Они идут скорее не по пути конформного приспособления к окружающим, а по пути ухода в свой внутренний мир, самоизоляции, что выражается в обостренном чувстве одиночества [4]. Поэтому все более актуальным становится психологически грамотное противостояние многочисленным стрессорам.

Над изучением теоретических и методических основ тревожности, стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта работали многие ученые (Р.С. Немов (2016), А.М. Прихожан (2008), Л. Хьел, Б.Х. Варданян, П.Б. Зильберман, С.В. Субботин и др., И.Н. Андреева (2012), Д. Гоулман (2009) и др.).

Стрессоустойчивость представляется интегративным свойством личности, характеризуемым взаимодействием волевого, эмоционального, мотивационного и интеллектуального компонента психической деятельности человека, которое обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми в сложных стрессовых ситуациях [7].

Цель. Выявить особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы психодиагностики (опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, методика Ч.Д. Спил-бергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина), методы математической статистики. Исследование проходило на базе МОАУ гимназия №2 25 г. Краснодара. В исследовании приняли участие 105 обучающихся. Возраст испытуемых от 15 до 18 лет. Выборка испытуемых была разделена на две группы: группа старшеклассников 9 класса - испытуемые в возрасте 15-16 лет (51 человек, из них 28 девочек и 23 мальчика); старшеклассников 11 класса -

испытуемые в возрасте 17-18 лет (54 человека, из них 30 девочек и 24 мальчика).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные, представленные в таблице, показывают, что по всем шкалам эмоционального интеллекта у старшеклассников в 9 и 11 классе наблюдаются средние значения. То есть обследуемые старшеклассники в большинстве своем способны к пониманию собственных эмоций и управлению ими и имеют среднюю способность к управлению своими и чужими эмоциями. У них развита способность к осознанию своих эмоций: их распознаванию и идентификации, понимание причин, способности к вербальному описанию. Обучающиеся 9 и 11 классов способны управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, а также большинство из них способно контролировать внешние проявления своих эмоций.

Сравнительный анализ средних значений показателей эмоционального интеллекта в группе старшеклассников 9 и 11 класса свидетельствует о том, что статистически значимых различий между учениками 9 и 11 класса по шкалам эмоционального интеллекта не выявлено.

Таблица 1 - Средние значения показателей эмоционального интеллекта у старшеклассников 9 и 11 класса (в баллах)_

Шкалы Старшеклассники 9 класса (п = 51) Старшеклассники 11 класса (п = 54) Достоверность различий

Межличностный эмоциональный интеллект 44,3+8,4 43,8+7,5 -

Внутриличностный эмоциональный интеллект 45,8+9,2 45,7+10,5 -

Понимание эмоций 42,8+7,7 42,9+7,2 -

Управление эмоциями 47,5+8,7 46,5+8,6 -

Общий уровень эмоционального интеллекта 90,2+15,2 89,4+14,5 -

Результаты статистически значимых различий между старшеклассниками в 9 и 11 классе по уровню тревожности отдельных факторов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние значения показателей тревожности у обучающихся 9 и 11 классов (в баллах)_

Шкалы Старшеклассники 9 класса (n = 51) Старшеклассники 11 класса (n = 54) Достоверность различий

Ситуативная тревожность 46,2± 11,3 45,8±14,7 -

Личностная тревожность 40,2±9,1 41,8±11,6 -

Данные, полученные по результатам исследования ситуативной и личностной тревожности у обучающихся 9 класса свидетельствуют о том, что старшеклассникам в данной группе свойственен высокий уровень выраженности ситуативной тревожности (46,2 балла) и умеренный уровень личностной тревожности (40,2 балла).

У обучающихся 11 класса наблюдается также высокий уровень выраженности ситуативной тревожности (45,8 балла) и умеренный уровень личностной тревожности (41,8 балла).

Достоверных различий в уровне выраженности ситуативной и личностной тревожности между обучающимися 9 и 11 классов не выявлено.

На рисунке 1 представлено распределение девятиклассников по группам с разным перцептивным типом стрессоустойчивости. Для 64,7% девятиклассников характерна склонность к перцептивному типу А. У этих обучающихся можно встретить проявление неустойчивости в стрессе достаточно часто. 1,9% представителей 9 класса имеют перцептивный тип Б, они четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения, стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи.

64,7

1,9 1 1

% 100 80 60 40 20 0

тип Б склонность к типу Б склонность к типу А тип А

тип стрессоустойчивости

Рисунок 1 - Распределение старшеклассников 9 класса по перцептивным типам стрессоустойчивости

То есть 1,9% обучающихся исследуемой группы являются стрессоустойчивыми. 25,5% обучающихся 9 класса склонны к типу Б, они чаще всего проявляют стрессоустой-чивость, но не всегда. И 7,9% девятиклассников исследуемой группы имеют низкую стрес-соустойчивость, они характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели, часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность.

Таким образом, результаты исследования перцептивного типа стрессоустойчивости свидетельствуют о наличии в группе девятиклассников лиц, склонных к типу А и к типу Б. 1,9% девятиклассников имеют высокий уровень стрессоустойчивости и 7,9% имеют низкий уровень стрессоустойчивости, остальные исследуемые склонны к типу А или типу Б.

Данные, полученные в группе одиннадцатиклассников, свидетельствуют о том, что 81,5% обучающихся склонны или принадлежат к типу А и 18,5% представителей исследуемой группы склонны к типу Б.

Распределение обучающихся 11 класса по группам с разным перцептивным типом стрессоустойчивости представлены на рисунке 2.

%

100 80 60 40 20 0

57,4

18,5

0

24,1

тип Б склонность к типу Б склонность к типу А тип А

тип стрессоустойчивости

Рисунок 2 - Распределение старшеклассников 11 класса по перцептивным типам стрессоустойчивости

Для 57,4% учеников характерна склонность к перцептивному типу А. У этих учеников можно встретить проявление неустойчивости в стрессе достаточно часто.

18,5% учеников склонны к типу Б, они чаще всего проявляют стрессоустойчивость, но не всегда. И 24,1% учеников исследуемой группы имеют низкую стрессоустойчивость, они характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели, часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность.

Среди обучающихся 11 класса не выявлено учеников с перцептивным типом Б, то есть с высоким уровнем стрессоустойчивости.

Таким образом, результаты исследования перцептивного типа стрессоустойчивости свидетельствуют о наличии в группе обучающихся 11 класса лиц, склонных к типу А и к типу Б. 24,1% учеников имеют низкий уровень стрессоустойчивости, остальные исследуемые склонны к типу А или типу Б. Результаты статистически значимых различий в группе учеников 9 и 11 класса по уровню стрессоустойчивости представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Средние значения показателей стрессоустойчивости у обучающихся 9 и 11

Шкалы Старшеклассники 9 класса (п = 51) Старшеклассники 11 класса (п = 54) Достоверность различий

Стрессоустойчивость 23,7±4,8 26,1±5,6 р<0,05

Выявлены достоверные различия по уровню стрессоустойчивости между представителями 9 и 11 класса с уровнем значимости р<0,05. Средние значения свидетельствуют о том, что в группе обучающихся 11 класса ученики обладают меньшей стрессоустойчиво-стью и большинство из них склонны или имеют тип А. 81,5% учеников в 11 классе склонны или имеют низкую стрессоустойчивость. В то время как среди девятиклассников таких учеников 72,6%, а остальные 27,4% - имеют высокую стрессоустойчивость или склонны к перцептивному типу Б.

В целях выявления взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения, полученные эмпирические данные были подвергнуты корреляционному анализу.

Корреляционные взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в группе обучающихся 9 класса представлены на рисунке 3.

Примечание:-----------отрицательная взаимосвязь

Рисунок 3 - Корреляционные взаимосвязи между показателями стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в группе обучающихся 9 класса

Показатель уровня стрессоустойчивости отрицательно взаимосвязан со шкалами эмоционального интеллекта: шкалой межличностного (г= -0,41 р<0,01) и внутриличност-ного эмоционального интеллекта (г= -0,37 р<0,01), шкалой понимания эмоций (г= -0,30 р<0,05), управления эмоциями (г= -0,39 р<0,01) и общим уровнем эмоционального интеллекта (г= -0,38 р<0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше балл по уровню стрессоустойчивости и соответственно ниже стрессоустойчивость, тем представители 9 класса менее склонны к выражению и управлению собственными эмоциями и тем ниже уровень их эмоционального интеллекта. При высокой стрессоустойчивости у обучающихся 9 класса можно наблюдать высокие показатели по шкалам эмоционального интеллекта - понимания эмоций и управления ими.

Показатель уровня стрессоустойчивости отрицательно взаимосвязан со шкалами эмоционального интеллекта: шкалой межличностного (г= -0,41 р<0,01) и внутриличност-ного эмоционального интеллекта (г= -0,37 р<0,01), шкалой понимания эмоций (г= -0,30 р<0,05), управления эмоциями (г= -0,39 р<0,01) и общим уровнем эмоционального интеллекта (г= -0,38 р<0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше балл по уровню стрессоустойчивости и соответственно ниже стрессоустойчивость, тем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучающиеся 9 класса менее склонны к выражению и управлению собственными эмоциями и тем ниже уровень их эмоционального интеллекта. При высокой стрессоустойчиво-сти у представителей 9 класса можно наблюдать высокие показатели по шкалам эмоционального интеллекта - понимания эмоций и управления ими.

Результаты корреляционного анализа в группе учеников 9 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что низкий уровень стрессоустой-чивости отражается на способности выражать и контролировать свое эмоциональное состояние. Корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости в группе обучающихся 11 класса представлены на рисунке 4.

Ситуативная ( Управление своими

тревожность ^ эмоциями

Стрессоустойчивость __ичностная тревожность

Примечание:-----------отрицательная взаимосвязь;-положительная взаимосвязь

Рисунок 4 - Корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости в группе обучающихся 11 класса

Показатель уровня ситуативной тревожности отрицательно взаимосвязан с показателем шкалы эмоционального интеллекта «Управление своими эмоциями» (г= -0,42 р<0,05). Что свидетельствует о том, что высокий уровень тревожности в различных ситуациях снижает эмоциональный интеллект обучающихся 11 класса. В ситуации тревоги одиннадцатиклассники менее чувствительны к адекватному управлению своими эмоциями. Показатель уровня стрессоустойчивости положительно взаимосвязан с личностной тревожностью (г= 0,34 р<0,05), то есть чем выше показатель уровня стрессоустойчивости и соответственно ниже стрессоустойчивость у учеников 11 класса, тем выше личностная тревожность.

Результаты корреляционного анализа в группе обучающихся 11 класса свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости, тревожности и шкалами эмоционального интеллекта, которая выражается в том, что при низкой стрессоустойчивости представители 11 класса более склонны к проявлению личностной тревожности, а также повышение тревожности в ситуации отрицательно отражается на способности одиннадцатиклассников управлять своими эмоциями.

Исходя из результатов корреляционного анализа в группе обучающихся 9 и 11 классов, мы делаем вывод о том, что если в группе девятиклассников наблюдается взаимосвязь показателей стрессоустойчивости и шкал эмоционального интеллекта, то в группе обучающихся 11 класса мы видим наличие взаимосвязей между показателями ситуативной тревожности и шкалой эмоционального интеллекта - управления своими эмоциями, а также между показателями стрессоустойчивости и личностной тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование вносит определенный вклад в осознание необходимости развития эмоционального интеллекта у старшеклассников на разных этапах обучения. Эмоциональный интеллект можно считать одним из факторов, который способствует развитию стрессоустойчивости старшеклассников и в дальнейшем снижению уровня их экзаменационной тревожности. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы школьного психолога для разработки мероприятий по психологическому просвещению старшеклассников и их родителей, а также для проведения коррекционно-

развивающей работы с целью повышения стрессоустойчивости у старшеклассников и снижения уровня их экзаменационной тревожности посредством развития эмоционального интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С. 57-65.

2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению» / И.Н. Андреева // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 18-22.

3. Базанова, Д. А. Стрессоустойчивость школьников в экзаменационный период / Д. А. База-нова, Е.Н. Корнеева // Научные дискуссии. - 2015. - № 3. С. 13-17.

4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 783 с.

5. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 243-246.

6. Матвеева, И.С. Федеральный государственный образовательный стандарт - требования к уроку физической культуры / И.С. Матвеева, А.С. Клименко, В.С. Матвеев // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 281-282.

7. Современные методы диагностики межпредметных связей / О.М. Матвеева И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 203-207.

REFERENSES

1. Andreeva, I. (2012) "Prerequisites for the development of emotional intelligence", Psychology Questions, No. 5. pp. 57-65.

2. Andreeva, I. (2006) "Emotional intelligence: misunderstanding leading to "disappearance"", Psychological journal, No. 1. pp. 18-22.

3. Bazanova, D. and Korneeva, E. (2015), "Stress resistance of schoolchildren during the examination period", Scientific discussions, No. 3. pp. 13-17.

4. Ilyin E. (2011), Emotions and feelings, Peter, St. Petersburg.

5. Katunin, A. (2012), "Stress tolerance as a psychological phenomenon", Young scientist, No. 9, pp. 243-246.

6. Matveeva, I., Klimenko, A., Matveev, V. (2018), "Federal state educational standard - requirements for a lesson in physical education", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban state university ofphysical culture, sports and tourism, Krasnodar, No. 1. pp. 281-282.

7. Matveeva, O., Matveeva, I., Matveeva, L. and Romanov, D. (2018), "Modern assessment methods for inter-subject communications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 203-207.

Контактная информация: n-nosenko@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2019

УДК 159.9.072.5

ПИЛОТНОЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИЦИПАЦИИ В ДВУХ ГРУППАХ - СКРАММЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ ЕДИНОБОРЦЕВ

Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Ирина Леонидовна Карпова, магистр, Юлия Григорьевна Мумджиан, магистр, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Пилотное эмпирическое исследование двух групп испытуемых - скраммеров (n = 30) и единоборцев (n = 28), проживающих в Санкт-Петербурге - двумя психодиагностическими методиками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.