Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Чистоходова Л.И., Лавров Н.Н., Авдонина О.С. — Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления в Российской Федерации с их ведущими профессиональными мотивами // Психология и Психотехника. - 2021. - № 4. - С. 132 - 142. DOI: 10.7256/24540722.2021.4.37033 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=37033
Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления в Российской Федерации с их ведущими профессиональными мотивами
Чистоходова ГЬодмила 1/Ъановна
доктор педагогических наук
профессор, директор института управления, экономики и права, Московский государственный
областной университет
105005, Россия, г. Москва, уп. Радио Ул., 10А И chistohodovali@rambler.ru Лавров Николай Николаевич
доктор педагогических наук
профессор, кафедра современных промышленных технологий, робототехники и компьютерной
графики, Московский государственный областной университет
105005, Россия, Москва область, г. Москва, уп. Радио Ул., 10А
И lavrov_nn@mail.ru
Авдонина Оксана Сергеевна
ассистент, кафедра психологического консультирования, Московский государственный областной
университет
105005, Россия, Москва область, г. Москва, уп. Радио Ул., 10А
И oks5845@yandex.ru
Статья из рубрики "Профессиональная психология"
DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.37033
Дата направления статьи в редакцию:
05-12-2021
Дата публикации:
31-12-2021
Аннотация: В представленной статье представлен краткий обзор результатов
теоретического и эмпирического изучения профессиональных мотивов в деятельности руководителя в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации, с учетом влияния приоритетных профессиональных мотивов на эффективное выполнение основных должностных функций. Объектом исследования является профессиональная мотивация руководителей в сфере муниципального управления, в качестве предмета выступает взаимосвязь эффективности деятельности руководителя муниципального управления и их мотивации к осуществлению данной деятельности. Авторами подробно рассматриваются такие аспекты темы как ведущие мотивы деятельности, эффективность деятельности, муниципальное управление. Так же авторами выделен гендерный аспект мотивации к деятельности у руководителей муниципального образования. На основании теоретико-методологического анализа научных подходов к изучению профессиональной деятельности руководителя уточнена мотивационная структура обуславливающая эффективность деятельности. Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат психологии труда за счет дополнений и уточнений уже имеющихся понятий. Дополнены личностно-профессиональные особенности руководителя органа муниципального образования, определяющие эффективность его профессиональной деятельности: профессиональные умения и способности, необходимые руководителю для решения основных задач и проблем в рамках исполнения должностных полномочий; личностные качества руководителя: высокие интеллектуальные способности, мужественный стиль в поведении и консерватизм у руководителей-женщин, проявление феминности в стиле поведения у руководителей-мужчин, решительность, скрупулезность в ответственных ситуациях, потребность в признании, вознаграждении и самосовершенствовании.
Ключевые слова: компоненты личности, эффективность, профессиональная деятельность, руководитель, управление, муниципальное образование, должностные функции, профессиональные мотивы, профессиональные качества, гендер
В настоящее время изучение личностно-профессиональных особенностей руководителей является актуальным направлением в различных сферах деятельности. В век инноваций и стремительных изменений в общекультурной и экономической жизни общества меняются и профессиональные требования к специалистам руководящего звена.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, в своем обращении к участникам заседания военно-промышленной комиссии заявил о необходимости «формирования резерва управленческих кадров, готовить руководителей нового формата - президентский и федеральный резерв» (В.В.Путин, 2020).
Изучение личностно-профессиональных особенностей руководителя органа муниципального образования позволит усовершенствовать технологию подбора профессионалов в сфере управления муниципальными образованиями различных регионов Российской Федерации.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления и ведущих профессиональных мотивов, а также предложить действия по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления. Объектом исследования является профессиональная мотивация руководителей в сфере муниципального управления, в качестве предмета выступает взаимосвязь эффективности деятельности руководителя муниципального
управления и их мотивации к осуществлению данной деятельности.
Отечественные и зарубежные исследователи в области психологии все чаще изучают структурные компоненты личности руководителей различных сфер деятельности, особенности влияния этих компонентов на выполнение профессиональных задач.
В контексте данной проблемы исследователи (А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, К.К. Платонов и др.) рассматривают «профессионализм», «компетентность»,
«профессионально-важные качества», «ведущие компетенции», «мотивацию» и т.д. [3,4]
Профессионализм определяется авторами как умение специалиста продуктивно реализовать поставленные цели в конкретной профессиональной сфере, с учетом их личностно-профессиональных качеств. Изучаются такие компоненты, как:
ü профессиональные потребности
ü рабочие операции
ü рабочий инструментарий
ü умение прогнозировать
ü контрольно-регулятивные функции и тд.
На основе концепций структурного подхода, Э.Ф. Зеер предложил модель личности профессионала, которую представил в виде четырех блоков (рисунок 1):
1) профессиональная направленность
2) профессиональная компетентность
3) профессионально-важные качества
4) характерологические особенности
Рисунок 1 - модель личности профессионала по Э.Ф. Зеер
Н.И. Иоголевич, Ю.П. Поваренков и др., в рамках изучения личности руководителя и его профессиональной деятельности, отмечают индивидуально-характерологические особенности, которые подразделяются на функциональные подструктуры:
и мотивационная сфера
и профессиональная осознанность
u профессиональный опыт u талант
И.В. Гайдамашко, С.Л. Евенко, Е.М. Климова, А.Н. Кононов и др. рассматривают эффективность и успешность профессиональной деятельности специалистов, в том числе руководителей, как структурный компонент профессионализма. Исследователи изучают особенности влияния профессиональных мотивов на эффективность выполнения ведущих служебных задач [2,4,5].
Большое внимание изучению профессиональной мотивации руководителей и их степени увлечения профессиональной деятельностью уделяют зарубежные исследователи
Frederic S.Mosher, Edward S. Ш
Авторы исследуют особенности личности руководителей в области государственного и муниципального управления и отмечают, важность осознанности и смыслообразующих компонентов в работе, которые способствуют продуктивной деятельности в сфере обеспечения благоприятных и необходимых условий жизни граждан, которым они
служат. Особое внимание уделяется профессиональной миссии [7,8,9].
Э. Воутилайнен, Т. Санталайнен, П. Поренне и др. выделяют качества руководителя, которые формируются как на стадии обучения, так и в процессе практики Ш:
u стремление к результативности
u риск и ответственность
u многозадачность и динамика
u иннов а ционна я ко мпе те нтно с ть
Andie Burjek, Robert Half изучают умение стимулировать мотивацию сотрудников посредством делегирования, ориентацию на авторитет и лидерство -Ш.
На основе теоретического анализа основных отечественных и зарубежных подходов и направлений к изучению личности и профессиональной деятельности руководителей, было проведено исследование мотивационного компонента в профессиональной деятельности руководителя в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации (Авдонина О.С. Личностно-профессиональные особенности руководителя органа муниципального образования. 2021г.).
В исследовании приняли участие 545 руководителей органов муниципальных образований (Московская область, Тверская область, Краснодарский край) в возрасте от 35 до 65 лет, все имели высшего образование и опыт работы от 3-х лет.
Для проведения исследования была использована методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин (1999). Тест представлен 12 факторами, которые включают в себя основные профессиональные мотивы, являющимися ведущими у руководителей, в зависимости от их приоритетов.
По итогам применения данной методики были получены следующие результаты. У руководителей в приоритетных профессиональных мотивах преобладают:
u потребность в структуриаризации деятельности
и потребность в личностно-профессиональном росте и потребность в уважении и признании и потребность в поощрении деятельности
Для выявления взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности руководителей с их ведущими профессиональными мотивами, был применен корреляционный анализ.
В результате была выявлена взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации с приоритетными профессиональными мотивами, такими как: потребность в личностно-профессиональном росте, потребность в уважении и признании, потребность в поощрении деятельности. Однако в результате исследования, авторами отмечается гендерные особенности в полученных показателях (таблица 1).
Таблица 1 - взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей с приоритетными профессиональными мотивами
Профессиональные мотивы Мужчины Женщины
Коэффициент корреляции
Потребность в уважении и признании 0,69***
П отре б но с ть в поощре нии деятельности 0,62***
Потребность в личностно-про фе с с иона льно м рос те 0,69***
Примечание: *** р 0,001 использован коэффициент корреляции Пирсона
Полученные гендерные различия у руководителей можно объяснить, основываясь на специфических особенностях их профессиональной деятельности:
и жесткий контроль деятельности руководителей в сфере муниципального управления представительными органами местного самоуправления и федеральными органами
и решение служебных задач с учетом регламента нормативно-правовых документов
и широкоспектральный функционал деятельности
В связи с тем, что должности руководителей в сфере управления муниципальными образованиями в большей степени замещают мужчины, и лишь, недавно появилась тенденция роста руководителей-женщин, можно сделать предположение о том, что выявленные особенности в мотивационной сфере у испытуемых могут являться следствием адаптации к профессии. Однако, это требует проведения дополнительного исследования.
Выявленные профессиональные мотивы, на наш взгляд, имеют существенное значение, в рамках выполнения долга перед обществом и служения людям. Стремление к признанию и личностно-профессиональному росту может способствовать грамотной и продуктивной деятельности, как в рамках применения профессиональных компетенций, в том числе делегированных, в которых на первом месте стоит умение взаимодействовать на разных уровнях коммуникации, так и в процессе совершенствования
профессионализма в целом. Потребность в поощрении, в концепции Ш. Ричи и П. Мартина является естественным мотивом в процессе профессионального становления.
На основе полученных результатов исследования были разработаны и внедрены мероприятия по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления, целью которых было развитие и совершенствование их личностно-профессиональных качеств.
Для осуществления мероприятий была отобрана выборка руководителей в количестве 15 человек. Курс мероприятий был разделен на 2 блока: обучение и развитие. Временной интервал курса составил 72 часа (12 встреч). Занятия проходили 1 раз в неделю.
Первый блок включал в себя мероприятия просветительского и обучающего характера: лекции, семинары и консультации по вопросам применения профессиональных знаний и умений в области муниципального управления.
Второй блок состоял из мероприятий психологической направленности: индивидуальные консультации по заявленной проблематике, тренинги, деловые игры.
По итогам курса мероприятий было проведено дополнительное исследование на выявление изменений в мотивационной сфере у руководителей. В качестве методов исследования были применены «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин (1999), критерий Уилкоксона (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Профессиональные мотивы у исследуемых
В результате проведенных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование личностно-профессиональных качеств у руководителей в сфере управления муниципальными образованиями отмечены изменения в приоритетных профессиональных мотивах, таких как «Потребность в уважении и признании» и «Потребность в личностно-профессиональном росте» (таблица 2).
Таблица 2 - достоверность различий в мотивационной сфере у руководителей по итогам проведенных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование их личностно-профессиональных качеств
Профессиональные мотивы Результат по критерию Уилкоксона
Потребность в уважении и признании -3,437Ь ,001
ППА
I I U I pv-wn VV- I и
профессиональном росте
е- . / u
Примечание: выявлены различия на уровне значимости р<0,001 -Ш
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональные мотивы, необходимые для эффективного выполнения основных задач в широком спектре деятельности руководителей в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации имеют тенденцию к развитию в процессе реализации мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей.
В результате исследования была выявлена взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителя органа муниципального образования с потребностью в признании, вознаграждении и самосовершенствовании. Отмечены различия в показателях выборки женщин и мужчин. У руководителей-женщин доминирует потребность в «самосовершенствование», у руководителей-мужчин - в приоритете «вознаграждение» и «признание». Также по итогам проведенного исследования профессиональных мотивов деятельности руководителей органов муниципального образования, в целях обеспечения эффективности его профессиональной деятельности была разработана программа «психологического сопровождения руководителей в сфере муниципального управления», состоятельность который была доказана проведенным квазиэкспериментом.
Библиография
1. Авдонина, О.С. Личностно-профессиональные особенности руководителя органа муниципального образования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Авдонина Оксана Сергеевна; [Место защиты: ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет].-Мытищи, 2021.-с. : ил.
2. Гайдамашко, И.В. Психологические инварианты профессионализма руководителей [Текст]: [монография] / И.В. Гайдамашко, В.Г. Зазыкин, Е.В. Пугачева; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2018. - 259 с.
3. Дахов, И.Г. Проблемы совершенствования деятельности управленческих кадров в условиях расширения цифровизации сферы государственного и муниципального управления (на опыте деятельности государственных и муниципальных служащих Белгородской области в 2019 году) // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» - 2020. N S4 (136) - С. 32-38.
4. Климов, Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 400 с.
5. Кононов, А. Н. Профессиональная ориентация молодежи в современной Российской школе: трудности и задачи / А. Н. Кононов // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса : сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ, Москва, 20-21 апреля 2016 года. -Москва: Московский государственный областной университет, 2016. - С. 252-256.
6. Поляков, А.С., Лавров, Н.Н., Сысоев, В.В. Формирование профессиональной идентичности у субъектов труда // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т. 8. № 1. С. 42-46.
7. Alford, J. R., Funk, C. L., & Hibbing, J. R. (2005). Are political orientations genetically transmitted? American Political Science Review, 99, 153-167.
8. Robert Lavigna. Why Government Workers Are Harder to Motivate [Электронный
и
kj
ресурс]. Режим доступа: https://hbr.org/2014/11/why-government-workers-are-harder-to-motivate (Дата обращения: 01.11.2021). 9. Top 7 qualities of an effective Manager [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/post/449850/ (Дата обращения 20.11.2021).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья выполнена на тему, которая в современных условиях достаточно актуальна. Связано это с изменением условий управленческой деятельности и необходимостью наличия у современных руководителей в сфере муниципального управления совершенно новых управленческих компетенций. Актуальность этой темы настолько велика, что ее неразработанность приводит к большим проблемам в сфере управления национальной экономикой. Поэтому можно считать достоинством автора, что он обратил внимание на необходимость исследования ведущих профессиональных мотивов в деятельности руководителя в сфере муниципального управления в Российской Федерации. Однако сразу следует отметить, что в самой статье тема не раскрыта. Обращает на себя внимание старинная формулировка названия статьи: «К вопросу... и т.д.». Такие названия статьям давали в 50-х - 60-х годах прошлого века. Теперь требования к названиям совсем другие. Название должно полностью соответствовать актуальности, предмету исследования, его научной новизне и, что особенно важно, цели исследования.
В данном тексте актуальность исследования не обоснована. Автор просто пишет, что отечественные и зарубежные исследователи в области психологии все чаще изучают структурные компоненты личности руководителей различных сфер деятельности, особенности влияния этих компонентов на выполнение профессиональных задач. Но то обстоятельство, что кто - то все чаще и чаще пишет, к обоснованию актуальности такой важной темы отношения не имеет. Поэтому при доработке текста необходимо дополнительно обосновать актуальность исследования с учетом изменившихся условий управленческой деятельности.
Повествуя, автор правильно отражает общий контекст проблемы, обращая внимание на данные литературы и подчеркивая, что профессионализм определяется авторами как умение специалиста продуктивно реализовать поставленные цели в конкретной профессиональной сфере, с учетом их личностно-профессиональных качеств. Приводится модель личности профессионала, которую Э.Ф. Зеер представил в виде четырех блоков: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально-важные качества; характерологические особенности. Все это правильно и имеет определенное методологическое значение для исследования ведущих профессиональных мотивов в деятельности руководителя в сфере муниципального управления в Российской Федерации.
Но понимание текста осложняется отсутствие в нем формулировки предмета исследования и его цели. Без этого невозможно понять, для чего эта статья написана. Необходимо доработать текст и указать такие формулировки.
Кроме того, следует уделить внимание обоснованию научной новизны исследования. Об этом в тексте ничего не сказано.
Автор ссылается на работы крупных отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблематике. Поэтому отдельно показать методологию исследования (теории, концепции, принципы или др.) при доработке каких-либо затруднений вызвать
не должно.
Стиль изложения текста повествовательный. Хотя и приведены результаты собственного исследования с участием «545 руководителей, с учетом возраста, гендера, образования и опыта работы в сфере муниципального управления», но в самом тексте эти данные представлены неубедительно. О возрасте, гендерной принадлежности, образованию и опыту в тексте не сказано ничего.
Так, в иллюстративном материале показаны только значения коэффициентов корреляции. На основании чего они получены, непонятно. Непонятно потому, что не показаны исходные данные. Поэтому таблицы надо представить в читаемом виде. Так, как они представлены сейчас, позволяет вписать любую цифру, но это не корректно. К тому же, название табл. 2 следует привести в соответствие с ее будущим новым содержанием.
Структура работы не соответствует требованиям, которым должна соответствовать научная статья. Отсутствуют сведения о цели исследования, его предмете, научной новизне и методологии. Нет заключения. Выводы не сформулированы. Непонятно, на основании каких фактических данных автор пишет: «В результате проведенных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование личностно-профессиональных качеств у руководителей в сфере управления муниципальными образованиями отмечены изменения в приоритетных профессиональных мотивах, таких как «Потребность в уважении и признании» и «Потребность в личностно-профессиональном росте». Видно, что отсутствие фактических количественных показателей по обследованию 545 руководителей поставили автора в затруднительное положение при необходимости аргументации результатов выполненного исследования. Поэтому вывод о том, что «профессиональные мотивы, необходимые для эффективного выполнения основных задач в широком спектре деятельности руководителей в сфере управления муниципальными образованиями в Российской Федерации имеют тенденцию к развитию в процессе реализации мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей» является чрезвычайно общим и не требующим никаких исследований.
Библиографический список состоит из источников, которые имеют отношение к заявленной теме исследования, но они не отражают современные условия управленческой деятельности руководителя в сфере муниципального управления в Российской Федерации.
Несмотря на большое количество замечаний, данная статья имеет перспективу быть рекомендованной к опубликованию в научном журнале после доработки текста, поскольку выполнена на актуальную тему и может вызвать интерес у читающей аудитории.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. Рецензия на статью
«Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления в Российской Федерации с их ведущими профессиональными мотивами»
Предмет исследования - изучение личностно-профессиональных особенностей руководителей.
Заявленный предмет отражен и в цели, которую заявляет автор.
Методология исследования - построена на традиционном подходе и на основе аналитического подхода, характерном для исследований в теоретическом поле. Автор применяет обзор литературы, методы исследования различных источников данных, а также анализ и синтез, и интерпретацию данных.
Эмпирическое исследование проводилось по двум этапам. В исследовании в рамках первого этапа участвовали 545 руководителей органов муниципальных образований (Московская область, Тверская область, Краснодарский край). Выборка сформирована как репрезентативная в соответствии со следующими критериями отбора:
□ возраст от 35 до 65 лет,
□ высшее образование,
□ опыт работы от 3-х лет.
В качестве методов исследования использована методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин (1999).
На втором тапе был отобраны 15 руководителей, в отношении которых применена программа по развитию и совершенствованию их личностно-профессиональных качеств. В исследовании применены математические методы анализа - анализ средних значений и критерий Уилкоксона.
Таким образом, методология представленного исследования соответствует по с та в ле нным з а да ч а м.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Цель исследования связана с выявлением взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления и ведущих профессиональных мотивов. Важно, что в условиях повышенного внимания к проблемам повышения эффективности профессиональной деятельности руководителей автором предложена система мероприятий и действий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления. Научная новизна исследования обозначена автором. Это разработка и внедрение мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального управления, целью которых было развитие и совершенствование их личностно-профессиональных качеств. Стиль, структура, содержание
Работа имеет традиционную структуру - введение, основная часть с обзором литературы и представлением выводов.
Во введении автор представляет обширный обзор исследований, посвященным профессиональной деятельности руководителей.
В основной части представлены результаты эмпирического исследования. Материалы сопровождены таблицами и рисунками которые информативно раскрывают особенности профессиональных мотивов руководителей.
В результате обнаружена взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности руководителя органа муниципального образования с потребностью в признании, вознаграждении и самосовершенствовании.
Стиль работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография насчитывает 9 литературных источников, в том числе на английском языке. Это статьи в журналах по близкой и смежной тематике, материалы диссертаций и монографии. Количество источников можно расширить, учитывая достаточно широкое рассмотрение данной темы в научных и методически разработках. Но в целом они
отражают тему исследования.
Апелляция к оппонентам - статья может вызвать интерес и с прикладной, и с теоретической точки зрения. Автором применён адекватный научным требованиям дизайн исследования, а также представлена качественная разработка в области модели профессиональной деятельности руководителей.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья в данной тематике в перспективе может быть интересна для разного круга читателей - от психологов и педагогов, до преподавателей психологии, философии и социологии.