► ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА
УДК 159.92 ББК 88.8
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
APPROACHES TO RESEARCHING PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE HEAD OF A MEDICAL INSTITUTION
Катахова Светлана Сергеевна
Аспирант кафедры гуманитарных и общественных наук Московского технологического университета E-mail: [email protected]
Katahova Svetlana S.
Post-graduate student at the Department of Humanities and Social Sciences of Institute of Cybernetics, Moscow Technological University E-mail: [email protected]
Семчук Ирина Витальевна
Заместитель начальника управления координации научных исследований Российской академии образования, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к исследованию психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как интегрального системного личностного образования, включающего в себя психологические знания, умения и навыки, индивидуально-личностные качества, позволяющие не только эффективно управлять своим внутренним состоянием, поведением и деятельностью, но и осуществлять планирование и управление, а также психологическое
Semchuk Irina V.
Deputy Head of the Department of coordination of scientific research of the Russian Academy of Education, PhD in Psychology E-mail: [email protected]
Abstract. This article discusses the idea of studying the psychological competence of the head of a medical institution as an integral system of personal education which includes psychological expertise, knowledge and skills, as well as individual and personal qualities that allow one not only to effectively manage their internal state, behavior and activities, but also to carry out planning and management, psychological impact on the behavior and activities of other people, constructively solve
воздействие на поведение и деятельность других людей, конструктивно решать задачи личного, профессионального и социального характера на качественно высоком уровне.
Ключевые слова: исследование, психологическая компетентность, руководитель медицинского учреждения, индивидуально-личностные качества, целеустремленность, оперативность, ответственность.
На современном этапе развития российского здравоохранения реформирование общественно-политического строя и экономики России в целом ведет к выраженной тенденции централизации управления, где значительная доля полномочий, ресурсов и ответственности делегирована вышестоящим органам управления медицинскими учреждениями. Увеличение значимости государственной доли здравоохранения, приобретение медицинскими учреждениями статуса самостоятельного юридического лица, формирование негосударственного сектора ведет к существенному усложнению процесса управления данной отраслью.
Успешной реализации реформ в здравоохранении может содействовать включение «принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения» [1]. Значительным также является смена роли организатора, которая была характерной в обстоятельствах «централизованного управления, на роль менеджера» [1], управленца, хотя данный вопрос для сферы здравоохранения является риторическим.
Существует различные взгляды на данную проблему, где некоторые специалисты считают, что профессиональный управляющий (менеджер) может достаточно продуктивно реализовывать обязанности как руководителя в любом учреждении, организации, так же и в медицинской. Другие полагают, что деятельность руководителя, который не обладает достаточными знаниями в медицинской области, не принесет должного результата и будет сопровождаться осложнениями, которые могут в последствии сказаться как на организационных вопросах, вопросах взаимодействия с персоналом медицинских учреждений, так и на самом лечебном процессе, а руководителем медицинского учреждения должен быть профессионалом, который получил именно медицинское образование, что и происходило до недавнего времени [2]. Однако ведь руководитель сферы здравоохранения - это особое направление деятельности, обусловленное спецификой данной области, и прежде всего характером и содержанием труда. Необходимо отметить, что при любой модели управления руководителю медицинского учреждения необходимо развитие личностных качеств, психологической компетентности как фактора эффективного управления в современных условиях.
problems of the personal, professional and social character at a qualitatively high level.
Keywords: research, psychological competence, head of a medical institution, individual and personal qualities, purposefulness, efficiency, responsibility.
Предметом медицинского труда является прежде всего человек, и это определяет особенность деятельности руководителя медицинского учреждения, его высокую ответственность, интеллектуальную и эмоциональную интенсивность, сложность и содержательность, коммуникативную направленность, постоянное самосовершенствование.
Отметим, что руководитель, согласно психологическому словарю, - это «лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность» [3].
Как утверждает И. Адизес, «для обеспечения результативности и эффективности организации в ближайшей и долгосрочной перспективе ее менеджменту необходимо успешно выполнять четыре основные управленческие функции: исполнение, администрирование, предпринимательство и интегрирование» [4].
Так, основными требованиями к личности руководителя, по мнению А. В. Сороки, является: «компетентность как интегрированная характеристика качеств личности, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения» [5].
Такие авторы, как Ю. В. Михайлова, Т. А. Сибурина, Ю. В. Мирошникова (2016), утверждают, что управление медицинским учреждением является достаточно сложным процессом, который объединяет комплекс подходов и видов управленческой деятельности, а также включает в себя определенные виды деятельности, такие как: регулирование, контроль и координация работы подразделений медицинского учреждения; управление персоналом учреждения; планирование деятельности отделений и учреждения в целом; финансово-экономическая деятельность; деятельность, связанная с закупками, хозяйственными работами по ремонту, строительству; взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, а также с отраслевыми органами управления; деятельность по обеспечению развития медицинского учреждения; сама клиническая работа и многое другое [6].
Такие ученые, как И. М. Сон, И. А. Купеева, А. В. Гажаева, З. Н. Ижаева, в своих исследованиях указывают, что наиболее важно в формировании эффективного руководителя медицинского учреждения (по мнению руководителей): команда специалистов (профессионалов); личные качества руководителя, такие как: целеустремленность, оперативность, умение мотивировать сотрудников, ответственность; высшее медицинское образование; опыт и навыки управления; талант управления; клиническая практика; дополнительное образование [7]. В рамках дополнительного образования руководителю медицинского учреждения необходимо иметь: юридическое, экономическое, психологическое образование, менеджмент в здравоохранении, зарубежный опыт, государственно-муниципальное управление и др.
Так, психологический анализ врачебной деятельности, проведенный В. П. Андроновым, А. С. Поповым, А. А. Чазовой, Б. А. Ясько, Б. Д. Карвасарским и др. позволяют раскрыть
некоторые данные об особенностях профессиональной подготовки врачей всевозможных направлений, об основных видах врачебной деятельности, о значимости в структуре психологических факторов: когнитивных, мотивационных, характерологических, темпера-ментальных составляющих.
Другие ученые, Г. Н. Гончарова, Н. А. Горбач и В. В. Упатов, рассматривая психологический портрет руководителя медицинского учреждения, выявили, что большинство исследованных руководителей стремятся соответствовать общепринятым нормам и подчеркивание своих проблем им не свойственно.
Как правило, итогом исследования профессионально важных качеств личности профессионала в различных сферах деятельности является описание теоретической модели применительно к той или иной специфике деятельности, или представление значительных психологических компетенций, которыми должен обладать профессионал, а также допустимых возможностей их формирования в процессе практической деятельности.
Опираясь на вышеизложенное, мы считаем, что модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения мы будем рассматривать как некоторый образец, воспроизводящий структуру, функции системы «человек - профессия».
В большом психологическом словаре «модель (англ. model) - упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их "заместителя" и средство оперирования. В естественных науках моделью называют описание объекта средствами некоторой научной теории. Модель в фундаментальных и в прикладных науках обычно связываются с применением моделирования, т. е. с выяснением (или воспроизведением) свойств какого-либо объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления - его модели» [8]. Тогда как «организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием» [8].
В рамках нашего исследования психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как фактора эффективного управления в современных условиях невозможно сузить психологическую компетентность руководителя медицинского учреждения только сферой управленческой деятельности, мы фиксируем внимание на психологических особенностях личности руководителя, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность в системе здравоохранения.
В результате анализа литературных источников и обобщения материала мы разработали теоретическую модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения, которая включила в себя такие компоненты, как когнитивный, моти-вационно-ценностный; операционально-деятельностный, эмоционально-волевой (табл. 1).
По нашему мнению, теоретическая модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения выступает в роли сложно организованной совокупности качеств, которые имеют обусловленный характер развития и находятся в определенной связи с другими.
Таким образом, с точки зрения представленной выше теоретической модели, психологическая компетентность руководителя медицинского учреждения - это интегральное
Таблица 1
Теоретическая модель психологической компетентности руководителя
медицинского учреждения
Структура компонентов Психологическое содержание структурных составляющих психологической компетентности
Когнитивный компонент
Совокупность управленческих знаний и познавательных интересов личности руководителя, общий и профессиональный кругозор, интеллектуальные способности, применяемые в профессиональной деятельности - стойкий познавательный интерес к решению профессиональных задач; - объективность и самокритичность; - профессиональная, общая, управленческая и социально-психологическая эрудиция; - наблюдательность и проницательность; - способность выдвинуть новую идею, найти новый путь решения задач в различных ситуациях; - способность к обобщению и анализу материала, гибкость мышления, распределение и концентрация внимания; - эффективное применение интеллектуальных действий и мыслительных операций; - умение перестраивать мыслительную деятельность в соответствии с требованиями ситуации; - умение устанавливать контакт, вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми: - грамотное использование вербальных и невербальных средств общения; - умение убеждать, аргументировать свою позицию
Мотивационно-ценностный компонент
Совокупность взглядов, нравственных качеств личности, убеждений, ценностных ориентаций, социально управленческих потребностей и установок - врачебная этика; - врачебный долг; - врачебная совесть; - гуманистическая направленность личности; - ответственность за успехи и неудачи в профессиональной деятельности и поддержание межличностных отношений; - настойчивость в достижении цели; совокупность психологических ценностей, потребность в постоянном самосовершенствовании; - стремление к профессиональному и личностному росту; - «настрой» на определенное поведение в условиях решения профессиональных задач; - целеустремленность, выдержка, тактичность, чувство ответственности за результаты деятельности
Операционально-деятельностный компонент
Совокупность знаний, умений, навыков и ценностей в управленческой профессиональной деятельности - способность принимать взвешенные решения в различных ситуациях управленческой деятельности; - планирование работы учреждения (подразделения) и достижение результатов от работы сотрудников; - умение организовать работу коллектива, создавать творческую обстановку; - умение распределять обязанности в трудовом коллективе; - умение постоять за коллектив, отстаивать интересы коллектива; - оказание помощи и поддержки коллегам в достижении наилучших результатов труда и развития потенциальных возможностей; - создавать благоприятные отношения в коллективе (умение создавать взаимоотношения, положительно влияющие на успех профессиональной деятельности)
Окончание таблицы 1
Эмоционально-волевой компонент
Совокупность психологической стабильности в различных условиях профессиональной деятельности, настойчивости в достижении цели и независимой линии поведения - самостоятельность как способность к самоконтролю и самоуправлению; - целеустремленность, выдержка, тактичность, чувство ответственности за результаты профессиональной деятельности; - наличие умений и навыков эффективного самоуправления и саморегуляции; - наличие знаний, умений и навыков эффективного управления собственной психикой и психикой пациента
системное личностное образование, включающее в себя психологические знания, умения и навыки, индивидуально-личностные качества, позволяющие не только эффективно управлять своим внутренним состоянием, поведением и деятельностью, но и осуществлять планирование и управление, психологическое воздействие на поведение и деятельность других людей, конструктивно решать задачи личного, профессионального и социального характера на качественно высоком уровне.
В рамках нашей работы теоретический анализ исследований показал отсутствие единого подхода к оценке психологической компетентности руководителя медицинского учреждения, который бы регламентировался определенными нормативными актами, что позволило нам разработать методологический замысел и определить порядок проведения исследования и методический инструментарий, обеспечивающий выявление и оценку необходимых показателей.
Проблема поиска универсального комплекса профессионально важных личностных качеств, которыми должен обладать руководитель медицинского учреждения, является достаточно значимой, так как исследование даст возможность существенно усовершенствовать эффективность диагностики и прогнозирования психологической компетентности руководителя системы здравоохранения.
В процессе организации и формирования базы методик для исследования психологической компетентности руководителя медицинского учреждения был учтен фактор целостности компонентов, где каждая методика позволила бы оценить каждый компонент психологической компетентности или содержала бы в себе несколько таких компонентов.
В качестве конкретных психодиагностических методик мы использовали те, которые, на наш взгляд, отражают особенности компонентов психологической компетентности руководителя медицинского учреждения в представленной выше модели. Такими методиками явились:
• «Индивидуально-типологический опросник» ИТО+ Л. Н. Собчик - данная методика довольно популярна при изучении профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу у респондентов, профессиональная деятельность которых связана со сложными условиями деятельности, а также при постоянном межличностном взаимодействии в рамках управленческих структур всевозможных профессиональных групп;
• Калифорнийский психологический опросник (СР1) (модификация ЛОР - Личностный опросник руководителя), который довольно часто используется в работе
с персоналом, так как по его показателям возможно прогнозировать эффективность усвоения сотрудниками различных профессиональных навыкав, что достаточно полно отражает необходимые указанные характеристики;
• «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина позволяет выявить потребности и стремления респондента и тем самым получить представление о его мотивацион-ных факторах, необходимых в профессиональной деятельности руководителя медицинского учреждения;
• методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова), которая позволяет рассмотреть карьерную ориентацию руководителя и найти персональную модель мотивации;
• методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта направлена на определение уровня эмоционального интеллекта по нескольким аспектам и показывает дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик;
• многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, который направлен на исследование адаптационных потенциалов личности, отображающих интегральные особенности психического и социального развития, и применяется для решения различных задач, направленных на профессионально-психологический отбор и психологическое сопровождение профессиональной деятельности;
Таблица 2
Использование диагностического инструментария
Компоненты психологической компетентности руководителя медицинского учреждения Название методик
«Индивидуально-типологический опросник» ИТО+ Л.Н. Собчик Калифорнийский психологический опросник (СР1) (модификация ЛОР -Личностный опросник руководителя) «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В. Э. Винокурова) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина «Самооценка стиля руководства» А. В. Аграшенкова
Когнитивный + + - - + - -
Мотивационно-ценностный + + + + - + +
Операционально-деятельностный + + + + + + +
Эмоционально-волевой + + + - + + +
• методика «Самооценка стиля руководства» А. В. Аграшенкова позволяет определить ведущий стиль руководства, а также степень эксплицированности каждого из трех классических стилей руководства (табл. 2). В качестве механизма обратной связи и получения исходных данных о психологической компетентности руководителя медицинского учреждения мы использовали метод экспертной оценки, который дает возможность изучать суждения сотрудников о существовании тех или иных психологических характеристик, необходимых для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности.
Метод экспертных оценок имеет достаточно общих черт с методом оценки сотрудников «360 градусов», который рассматривает оценку конкретных качеств (компетенций) сотрудника по установленным шкалам со всевозможных взглядов оценивающих. Данная оценка происходит непосредственным руководителем, подчиненными, коллегами смежных структурных подразделений, равными по должности, отзывы о работе исследуемого со стороны пациентов (если они есть) и самооценка оцениваемого респондента (рис.)
Оценка непосредственного Оценка коллег,
руководителя равных по должности
Самооценка
Оценка пациентов, отзывы о работе со стороны
Оценка непосредственных подчиненных
Рис. Метод оценки сотрудников «360 градусов»
В своей работе Т. А. Терехова и Л. Л. Михайлова [9] пишут о том, что во множественности и разносторонности оценок осуществится один из основных принципов ассес-мента - принцип множественности измерений и наблюдений. Как отмечают авторы, «для нивелирования недостатков субъективного метода (предвзятость, эмоциональное отношение, социальная желательность, взаимная договоренность, страх последствий оценки и т. д.)» непосредственно перед анкетированием проводится инструктаж в виде беседы с экспертами.
Необходимо отметить, что данный метод хорош тем, что он способен раскрыть и отдельные проблемные вопросы во взаимоотношениях между сотрудниками, и организационные особенности коммуникаций в коллективе.
Нами также была разработана «Анкета экспертной оценки психологической компетентности руководителя», согласно результатам которой оценивался исходный уровень психологической компетентности руководителя медицинского учреждения. В анкету были включены три основных блока:
• качества руководителя как специалиста;
• качества руководителя как организатора коллектива;
• личные качества руководителя.
Каждый из блоков анкеты содержал ряд вопросов, оценивающих различные особенности той категории респондентов, на которую был направлен данный опрос и оценивался по 5-балльной шкале, где значение 5 соответствовало оптимальному уровню, а значение 1 - их полному отсутствию.
Таким образом, проведенный анализ подходов к исследованию психологической компетентности показал, что руководителю медицинского учреждения для эффективного руководства необходимо иметь высокую степень ответственности, требовательности -прежде всего к самому себе, владеть знаниями стратегического планирования развития медицинским учреждением, отделением, обладать высокой коммуникативной компетентностью, устанавливая отношения с людьми, формировать и мотивировать своих подчиненных, вести переговоры, умело сочетать в себе качества лидера, организатора, психолога, достойно выходить из критических ситуаций и прежде всего быть компетентным специалистом в той области медицины, где проходит его основная деятельность. Вместе с тем необходимо отметить и саму специфику медицинской деятельности, которая значительно влияет на методы управления руководителя, который в свою очередь при руководстве медицинским учреждением должен объединять в единое целое такие принципы, как психологические, этические, принципы менеджмента и медицинского труда, ведь от такой деятельности зависит не только здоровье, но и жизнь пациентов.
Список литературы
1. Управление персоналом в сфере здравоохранения. URL: http://seminarprof.ru/ osobyennosti-upravlyeniya-pyersonalom-v-sfyerye-zdravoohranyeniya (дата обращения: 02.02.2016).
2. Щепин О. П. О развитии здравоохранения Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 5. С. 3-7.
3. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
4. Адизес И. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Паблишер, 2014. 259 с.
5. Сорока А. В. Модели профессиональной компетентности современных руководителей // Экономика Крыма. 2006. № 16. С. 16-19.
6. Михайлова Ю. В., Сибурина Т. А., Мирошникова Ю. В. Теоретические и прикладные аспекты формирования должностной модели руководителя медицинской организации // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. № 2 (48). DOI: 10.21045/2071-5021-2016-48-2-1.
7. К созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь: характеристика врачебных кадров участкового звена / А. Ш. Сененко [и др.] // Менеджер здравоохранения: науч.-практ. журн. 2018. № 3. С. 32-42.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
9. Терехова Т. А., Михайлова Л. Л. Ассесмент-центр как метод оценки компетентности руководителя. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. 206 с.
10. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004. 85 с.
11. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
12. Гайдамашко И. В., Сысоев В. В., Конюхов Н. И. Психологические детерминанты процесса принятия управленческого решения руководителем // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2012. № 2. С. 108-112.
13. Гайдамашко И. В., Зазыкин В. Г., Пугачева Е. В. Психологические инварианты профессионализма руководителей: моногр. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2018. 259 с.
14. Селезнев В. Н., Сысоев В. В., Гайдамашко И. В. Подготовка антикризисных менеджеров методами психологического анализа профессиональной деятельности // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2012. № 2. С. 155-163.
15. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002.
References
1. Upravlenie personalom v sfere zdravookhraneniya. Available at: http://seminarprof. ru/osobyennosti-upravlyeniya-pyersonalom-v-sfyerye-zdravoohranyeniya (accessed: 02.02.2016).
2. Shchepin O. P. O razvitii zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii. Problemy sotsial-noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013, No. 5, pp. 3-7.
3. Karpenko L. A. (ed., comp.) Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar in 6 vol. Moscow: PER SE, 2006. 176 p.
4. Adizes I. Razvitie liderov. Kak ponyat svoy stil upravleniya i effektivno obshchatsya s nosite-lyami inykh stiley. Moscow: Alpina Pablisher, 2014. 259 p.
5. Soroka A. V. Modeli professionalnoy kompetentnosti sovremennykh rukovoditeley. Ekonomika Kryma. 2006, No. 16, pp. 16-19.
6. Mikhaylova Yu. V., Siburina T. A., Miroshnikova Yu. V. Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovaniya dolzhnostnoy modeli rukovoditelya meditsinskoy organi-zatsii. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya. 2016, No. 2 (48). DOI: 10.21045/2071-50212016-48-2-1.
7. Senenko A. Sh. (et al.) K sozdaniyu novoy modeli meditsinskoy organizatsii, okazy-vayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch: kharakteristika vracheb-nykh kadrov uchastkovogo zvena. Menedzher zdravookhraneniya: nauch.-prakt. zhurn. 2018, No. 3, pp. 32-42.
8. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (eds.) Bolshoy psikhologicheskiy slovar. St. Petersburg: Praym-EVROZNAK, 2009. 811 p.
9. Terekhova T. A., Mikhaylova L. L. Assesment-tsentr kak metod otsenki kompetentnosti rukovoditelya. Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2011. 206 p.
10. Verbitskiy A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moscow, 2004. 85 p.
11. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetent-nostnogo podkhoda v obrazovanii. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.
12. Gaydamashko I. V., Sysoev V. V., Konyukhov N. I. Psikhologicheskie determinanty protsessa prinyatiya upravlencheskogo resheniya rukovoditelem. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. 2012, No. 2, pp. 108-112.
13. Gaydamashko I. V., Zazykin V. G., Pugacheva E. V. Psikhologicheskie invarianty profes-sionalizma rukovoditeley: monogr. Moscow: Izd. tsentr RGU nefti i gaza (NIU) im. I. M. Gubkina, 2018. 259 p.
14. Seleznev V. N., Sysoev V. V., Gaydamashko I. V. Podgotovka antikrizisnykh menedz-herov metodami psikhologicheskogo analiza professionalnoy deyatelnosti. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. 2012, No. 2, pp. 155-163.
15. Kuzmina N. V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2002.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 4
Статья поступила в редакцию 19.07.2019 The article was received on 19.07.2019