Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ТЕХНИКА ОТТАЛКИВАНИЯ / СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЯ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ковган П.И.

Представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. На основе установленных взаимосвязей даны практические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PROPULSION SYSTEMS AND BIOMECHANICAL PARAMETERS OF SYSTEMS OF MOVEMENTS OF JUMPERS IN LENGTH FROM RUNNING START DURING PUSHING AWAY

The article includes the results of the research on interrelation between pedagogical installations and biochemical parameters of pushing-off technique in long jumps. On the basis of the established interrelations practical recommendations about improvement of educational and training process of athletes are made

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ»

УДК 37.037.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ

С РАЗБЕГА ВО ВРЕМЯ ОТТАЛКИВАНИЯ

П.И. КОВГАН

(Гродненский государственный университета им. Я. Купалы)

Представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. На основе установленных взаимосвязей даны практические рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса спортсменов.

Ключевые слова: прыжки в длину с разбега, техника отталкивания, системы движения, двигательные установки, биомеханические параметры.

Главной частью соревновательного упражнения «прыжок в длину с разбега» является отталкивание. Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега представляет собой систему движений, характеризующуюся повышенной координационной сложностью и развитием больших усилий в короткий промежуток времени. Исследования в области техники легкоатлетических прыжков показали, что при выполнении отталкивания в прыжках в длину с разбега решаются задачи максимального сохранения скорости поступательного движения, полученного в разбеге, и придания телу оптимального угла вылета. Основные потери горизонтальной составляющей скорости общего центра масс тела (ОЦМТ) происходят при амортизационных движениях, здесь же создаются и предпосылки для повышения скорости разгибания опорной ноги и создания большего угла вылета тела. Эффективные маховые движения способствуют решению задач отталкивания [1, с. 6-7; 2, с. 19].

Процесс совершенствования техники отталкивания прыгунов в длину 15-17 лет осуществляется в рамках процесса многолетней подготовки спортивного резерва на этапе специализированной подготовки (период углубленной специализации). В процессе подготовки в рамках периода углубленной специализации необходимо повысить уровень общей физической подготовленности прыгунов в длину с разбега и на этой основе повысить двигательный потенциал, необходимый для эффективной реализации системы движений спортсменов при выполнении основного соревновательного упражнения (прыжка в длину с разбега) [3, с. 24-27]. В процессе технической подготовки осуществляется процесс совершенствования техники прыжка в длину (и процесс совершенствования техники отталкивания в прыжках в длину с разбега в частности). Исходя из программных требований, необходимо, в конечном счете, повысить двигательный потенциал, который позволит увеличить скорость разбега прыгуна в длину перед отталкиванием, а также научить спортсмена эффективно использовать возросший двигательный потенциала во время отталкивания.

Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают педагогические установки, используемые спортсменами перед выполнением прыжка в длину с разбега. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений. Исследования показали, что сформированный в сознании спортсмена образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения им двигательной задачи.

В 2010-2011 годах был проведен опрос спортсменов (прыгунов в длину с разбега) и тренеров по разработанной нами анкете. Цель исследования - выяснить, какие педагогические установки используют спортсмены перед выполнением прыжков в длину с разбега и в процессе его выполнения. Всего было опрошено 89 человек. Также исследовалась научно-методическая литература по вопросу использования педагогических установок в процессе соревновательной деятельности прыгунов в длину с разбега.

В 2011 году было проведено исследование, с целью определения особенностей взаимодействия прыгунов в длину с опорой во время отталкивания при использовании различных педагогических установок. В исследовании приняли участие 16 человек.

Участники исследования после проведения подготовительной части (разминки) выполнили по 6 зачетных прыжков с полного разбега. Перед выполнением и в процессе выполнения первого и четвертого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; перед выполнением и в процессе выполнения второго и пятого зачетных прыжков -на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; перед выполнением и в процессе выполнения третьего и шестого зачетных прыжков - на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание. При видеосъемке в картинку видеоизображения

попадали последние три шага разбега, отталкивание и начальная часть фазы полета прыгуна в длину. Зачетная дальность прыжка определялась от места отталкивания (точнее, от линии, параллельной планке для отталкивания и проведенной через носок шиповки опорной ноги) до места приземления. В процессе проведения биомеханического анализа техники отталкивания прыгунов в длину на основе компьютерной обработки материалов видеосъемки определялись показатели, подобранные на основании имеющихся в литературе [4, с. 20] сведений, касающихся их непосредственного влияния на результат в прыжках в длину с разбега. Биомеханические параметры техники отталкивания прыгунов в длину, использующих те или иные двигательные установки, представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Параметры техники отталкивания прыгунов в длину при использовании разных педагогических установок

Показатели техники отталкивания в прыжках в длину с разбега Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом, Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и быстрое отталкивание, +5 Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание, +5

Время выполнения фазы амортизации, с 0,05+0,002 0,05+ 0,002 0,06+ 0,002

Время выполнения первой половины фазы амортизации, с 0,03+0,002 0,03+0,002 0,04 +0,002

Время выполнения второй половины фазы амортизации, с 0,02 +0,001 0,02 +0,001 0,02 +0,001

Время выполнения фазы отталкивания, с 0,08+0,003 0,08+0,003 0,08+0,003

Скорость ОЦМТ прыгуна в момент постановки ноги на опору, м/с 8,61 +0,01 8,66 +0,03 8.58+0,02

Потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации, м/с 1,69 +0,02 1,74+0,02 1,76+0,03

Скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры, м/с 6,54+0,02 6,55 +0,02 6,46+0,02

Угол вылета ОЦМТ, град. (о) 21+0,3 21+0,3 21,8+0,3

Максимальная величина сгибания опорной ноги, град. (о) 51+0,04 52+0,04 49,5+0,04

Угол постановки ноги на опору, град. (о) 68+0,4 69+0,4 67,4+0,5

Результат прыжков в длину с разбега, м 6,62+0,01 6,65+0,01 6,60+0,01

При сравнении влияния двигательных установок на биомеханические параметры техники прыжков в длину с разбега, которые характеризуют эффективность выполнения отталкивания (потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации; время выполнения первой половины фазы амортизации; время выполнения второй половины фазы амортизации; скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры; угол вылета ОЦМТ) установлено, что разные педагогические установки оказывают на указанные биомеханические параметры разное по величине и направленности влияние.

Анализировались биомеханические параметры техники отталкивания одного более дальнего прыжка в длину при использовании каждой из названных педагогических установок. В процессе анализа были также использованы результаты прыжков в длину с разбега. Результаты исследований обработаны с использованием методов математико-статистического анализа. На основании результатов исследований обоснована направленность тренировочных воздействий в процессе совершенствования техники отталкивания прыгунов в длину 15-17 лет.

Анализ результатов анкетирования показал (табл. 2), что все спортсмены из числа опрошенных используют в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) те или иные двигательные установки, и все тренеры рекомендуют

спортсменам использовать в процессе соревновательной деятельности определенные двигательные установки. Педагогические установки, используемые спортсменами в процессе соревновательной деятельности, приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Педагогические установки, используемые спортсменами в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) (п = 89)

Педагогические установки Количество от общего числа анкетируемых (%)

Глобальная установка на далекое приземление 8,9

Установку на сильное (акцентируемое) отталкивание 16,02

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом 21,36

Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание 31,15

Иные установки 1,78

При этом в большинстве случаев (35 анкетируемых, или 31,15% от числа опрошенных) предпочтение было отдано установке на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и быстрое отталкивание (см. таблицу 2). Установке на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом отдали предпочтение 21,36% анкетируемых (24 человека из числа опрошенных); установке на сильное (акцентируемое) отталкивание - 16,02 % анкетируемых (18 человек из числа опрошенных); глобальной установке на далекое приземление - 8,9% анкетируемых (10 человек из числа опрошенных); иным установкам - 1,78% анкетируемых (2 человека из числа опрошенных) (см. таблицу 2). Установлено также, что глобальную установку на далекое приземление используют только высококвалифицированные прыгуны в длину. Спортсмены 15-17 лет используют в процессе соревновательной деятельности три основные педагогические установки: установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание.

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание однона-правлено влияют на названные биомеханические параметры техники отталкивания по сравнению с влиянием других педагогических установок. Отличия в биомеханических параметрах техники отталкивания при использовании исследуемых педагогических установок не являются достоверными, т.е. по своей эффективности влияния на системы движений прыгунов в длину во время отталкивания они сравнительно равны.

При сравнении влияния педагогических установок на параметры техники прыжка в длину с разбега установлено:

а) время выполнения фазы амортизации при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

б) уменьшение времени выполнения фазы амортизации произошло главным образом за счет уменьшения времени выполнения первой половины фазы амортизации;

в) потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

г) скорость вылета ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно выше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

д) максимальная величина сгибания опорной ноги во время отталкивания меньше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;

е) угол вылета ОЦМТ прыгунов больше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;

ж) при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание скорость ОЦМТ прыгунов в момент постановки ноги на опору относительно меньше по сравнению с другими установками.

Использование установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения первой половины фазы амортизации при увеличении амплитуды сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги).

Использование установки на сильное (акцентируемое) отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения угла сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги) и создания большего угла вылета ОЦМТ прыгуна.

Установлено, что целесообразно различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега с разными направлениями оптимизации систем движений, два из которых -это теоретически обоснованные системы движений, позволяющие при их реализации и современном уровне развития двигательного потенциала ведущих спортсменов достичь результата в этом виде спорта порядка 10-12 м [5, с. 231]. Однако в литературных источниках не найдено исследований, связанных с выявлением связей между определенными способами отталкивания и различными двигательными установками, обладающими направленным регулирующим воздействием на систему движений прыгуна в длину при выполнении отталкивания. Известные работы в этой области [3, с. 24-27] априорно основывались на положении, что спортсмены используют один и тот же способ отталкивания, при этом выявлялись двигательные установки, позволяющие повысить эффективность техники отталкивания и, как следствие, результат в прыжках в длину с разбега. Очевидно, что если спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), то и двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания. Подход, при котором спортсмен в процессе подготовки учится реализовывать одну систему движений, а в ходе решения двигательной задачи, используя двигательную установку, реализует другую систему движений, на наш взгляд менее продуктивен по сравнению с подходом, когда и в процессе подготовки, и при использовании двигательных установок во время соревнований спортсмен стремится изменить систему движений в одном направлении и приблизить ее к оптимальным параметрам. Этот вопрос, на наш взгляд, представляют большой научный и практический интерес, так как его решение позволит повысить эффективность процесса технической подготовки прыгунов в длину с разбега.

Влияние педагогических установок, используемых прыгунами в длину в процессе соревнований, на биомеханические параметры систем движений должны носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям. Если спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.

Выводы.

1. Влияние используемых прыгунами в длину педагогических установок на биомеханические параметры систем движений должны носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям. Если спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.

2. Прыгунам в длину, использующим установку на сильное (акцентируемое) отталкивание, необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этой педагогической установки.

При совершенствовании системы движений фазы амортизации во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять:

- на уменьшение амплитуды движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, коленном суставе маховой ноги, локтевых суставах, а также ограничение изгибов позвоночного столба;

- на увеличение скорости выполнения действий в тазобедренном суставе маховой ноги, плечевых суставах.

При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять:

- на уменьшение амплитуды движений в тазобедренном суставе маховой ноги, плечевом

и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге;

- на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, коленном суставе маховой ноги; сочленениях позвоночного столба; плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.

При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки, одноименной опорной ноге) к моменту начала разгибания опорной ноги.

3. Прыгунам в длину, использующим установку на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и установку на «выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание», необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этими педагогическими установками.

При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять:

- на уменьшение амплитуды движений в тазобедренном суставе маховой ноги, плечевом и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге;

- на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, коленном суставе маховой ноги; сочленениях позвоночного столба; плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.

При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега (совершенствовании взаимосвязи между фазой амортизации и фазой отталкивания) необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки, одноименной опорной ноге) к моменту начала разгибания опорной ноги.

Процесс совершенствования системы движений фазы амортизации у прыгунов в длину, использующих установку на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и установку на «выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание» имеет свои методические особенности, обусловленные направленностью регулирующего воздействия этих педагогических установок на систему движений спортсменов. Установлено, что использование названных установок приводит к увеличению угла сгибания опорной ноги в фазе амортизации. Первую часть фазы амортизации прыгун выполняет относительно быстрее за счет действий, при реализации которых в момент постановки ноги на опору для отталкивания спортсмен активно не сопротивляется сгибанию опорной ноги. Процесс активного сопротивления сгибанию опорной ноги за счет действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах этой ноги начинается немного позже. При равной амплитуде движений в коленном суставе опорной ноги в фазе амортизации соотношение амплитуды движения, когда спортсмен не оказывает активного сопротивления сгибанию, и амплитуды, когда прыгун в длину активно сопротивляется сгибанию опорной ноги, определяет эффективность выполнения фазы амортизации и техники отталкивания в целом: чем больше первая часть амплитуды сгибания опорной ноги в фазе амортизации, тем выше эффективность техники отталкивания. Такое заключение обосновывается двумя факторами:

- чем меньше сопротивление сгибанию в начале выполнения фазы амортизации, тем меньше потери поступательного движения скорости ОЦМТ, полученной во время разбега;

- чем меньше времени спортсмен затрачивает на растягивание мышц во время активного сопротивления сгибанию, тем большую силу и мощность мышцы проявят при разгибании опорной ноги во время выполнения фазы отталкивания, увеличивая тем самым угол вылета и скорость вылета ОЦМТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, О. Разбег и скорость / О. Александрова, С. Сидоренко, И. Тер-Ованесян //Легкая атлетика. - 1978. -№ 6. - С. 6-7.

2. Иориш, Ю. 8.90. Феноменальный прыжок? / Ю. Иориш // Легкая атлетика. - 1981. - № 6. - С. 24-27.

3. Еремин, Ю.С. Исследование влияния различных двигательных установок спортсмена на структуру движений в спортивных упражнениях : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Ю.С. Еремин. - М., 1967. - 19 с.

4. Руденик, В.В. Совершенствование двигательной структуры отталкивания у прыгунов в длину высокой квалификации : автореф. ... дис. канд. пед. наук / В.В. Руденик ; АФВиС РБ. - Минск, 1998. - 20 с.

5. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков [и др.] ; под общ. ред. В.М. Дьячкова. -М. : Физкультура и спорт, 1972. - 231 с., ил.

Поступила 18.09.2017

INTERRELATION OF PROPULSION SYSTEMS AND BIOMECHANICAL PARAMETERS OF SYSTEMS OF MOVEMENTS OF JUMPERS IN LENGTH FROM RUNNING START DURING PUSHING AWAY

P. KOWGAN

The article includes the results of the research on interrelation between pedagogical installations and biochemical parameters of pushing-off technique in long jumps. On the basis of the established interrelations practical recommendations about improvement of educational and training process of athletes are made.

Keywords: long jumping with the run-up, repulsion technique, motion systems, propulsion systems, biochemical parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.