П.И. Ковган
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА: СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Ключевые слова: двигательная установка, биомеханические параметры, прыжок в длину, отталкивание, амортизация.
Аннотация: В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. Цель исследования - на основе взаимосвязи двигательных установок, биомеханических параметров техники отталкивания и способов отталкивания в прыжках в длину с разбега обосновать направленность тренировочных воздействий в процессе технической подготовки прыгунов 15-17-ти лет в длину.
Совершенствование техники отталкивания прыгунов 15-17-ти лет в длину осуществляется в рамках многолетней профессиональной подготовки спортивного резерва на этапе углубленной специализации (табл. 1). В период углубленной специализации необходимо повысить уровень общей физической подготовленности прыгунов в длину с разбега и на этой основе, в свою очередь, повысить двигательный потенциал, необходимый для эффективной реализации системы движений спортсменов при выполнении основного соревновательного упражнения (прыжка в длину с разбега) [7]. В процессе технической подготовки совершенствуется техника прыжка в длину и, в частности, техника отталкивания в прыжках в длину с разбега. Повышение двигательного потенциала, исходя из программных требований, позволит увеличить скорость разбега прыгуна в длину перед отталкиванием, а также научит спортсмена эффективно использовать его (возросший двигательный потенциал) во время отталкивания.
Таблица 1
Возрастные границы этапов подготовки в легкой атлетике (прыжки) (по [7])_
Этапы и периоды подготовки в легкой атлетике (прыжки) Этап отбора и начальной подготовки Этап специализированной подготовки Этап достижений высшего спортивного мастерства
период начальной специализации период углубленной специализации
Возраст 9-11 12-14 15-17 18-19
Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега представляет собой систему движений, отличающуюся повышенной координационной сложностью и приложением больших усилий в короткий промежуток времени. Исследования в области техники легкоатлетических прыжков показали, что при выполнении отталкивания в прыжках в длину с разбега решаются задачи максимального сохранения скорости поступательного движения, полученного в разбеге, и придания общему центру массы тела (ОЦМТ) оптимального угла вылета. Основные потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ происходят при амортизационных движениях, здесь же создаются и предпосылки для повышения скорости разгибания опорной ноги и создания большего угла вылета тела. Эффективные маховые движения способствуют решению задач отталкивания [1-6].
Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают педагогические установки спортсменам перед выполнением прыжка в длину с разбега и в его процессе. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений. Согласно исследованиям [5; 10], сформированный в сознании спортсмена образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения им двигательной задачи.
Принято различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега с разными направлениями оптимизации систем движений, два из которых -это теоретически обоснованные системы движений, позволяющие при их реализации и при современном уровне развития двигательного потенциала ведущих спортсменов значитель-
прпнтиип обрпзоппнип
но повышать достижения в этом виде спорта [9]. Однако в научной литературе не обнаружено исследований, связанных с выявлением связей между определенными способами отталкивания и различными двигательными установками, обладающими направленным регулирующим воздействием на систему движений прыгуна в длину при выполнении отталкивания. Известные исследования в этой области [5; 10] априорно основывались на положении, что спортсмены используют один и тот же способ отталкивания, при этом выявлялись двигательные установки, позволяющие повысить эффективность техники отталкивания и, как следствие, результат в прыжках в длину с разбега. Очевидно, что если спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют различные способы отталкивания), то и двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с оптимизацией соответствующих способов отталкивания. Подход, при котором спортсмен в процессе подготовки учится выполнять одну систему движений, а в ходе решения двигательной задачи, используя двигательную установку, выполняет другую систему движений, на наш взгляд, менее продуктивен по сравнению с подходом, когда и в процессе подготовки, и при использовании двигательных установок во время соревнований спортсмен стремится изменить систему движений в одном направлении и приблизить ее к оптимальным параметрам. Эта задача представляют большой научный и практический интерес, так как ее решение позволит повысить эффективность процесса технической подготовки прыгунов в длину с разбега.
В 2010-2011 годах был проведен опрос спортсменов (прыгунов в длину с разбега) и тренеров по разработанной нами анкете. Цель исследования - выяснить, какие педагогические установки используют спортсмены перед выполнением прыжков в длину с разбега и в процессе его выполнения; всего было опрошено 89 человек; также исследовалась научно-методическая литература по вопросу использования педагогических установок в процессе соревновательной деятельности прыгунов в длину с разбега.
В 2011 году было проведено исследование для определения особенностей взаимодействия прыгунов в длину с опорой во время отталкивания при использовании различных педагогических установок; в исследовании приняли участие 16 человек.
Участники исследования после проведения подготовительной части (разминки) выполнили по шесть зачетных прыжков с полного разбега. Перед выполнением и в процессе выполнения первого и четвертого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; перед выполнением и в процессе выполнения второго и пятого зачетных прыжков - педагогическую установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; перед выполнением и в процессе выполнения третьего и шестого зачетных прыжков - педагогическую установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание. При видеосъемке в кадр видеоизображения попадали последние три шага разбега, отталкивание и начальная часть фазы полета прыгуна в длину. Зачетная дальность прыжка определялась от места отталкивания (точнее, от линии, параллельной планке для отталкивания и проведенной через носок шиповки опорной ноги) до места приземления. В процессе проведения биомеханического анализа техники отталкивания прыгунов в длину на основе компьютерной обработки материалов видеосъемки определялись показатели, подобранные на основании имеющихся в литературе [1-6] сведений, касающихся их непосредственного влияния на результат в прыжках в длину с разбега (табл. 2).
Анализировались биомеханические параметры техники отталкивания одного более дальнего прыжка в длину при использовании каждой из названных педагогических установок; были также использованы результаты прыжков в длину с разбега. Результаты исследований обработаны с использованием методов математико-статистического анализа. На основании результатов исследований обоснована направленность тренировочных воздействий в процессе совершенствования техники отталкивания прыгунов в длину.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай
Анализ результатов анкетирования показал (табл. 1), что все спортсмены из числа опрошенных используют в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) те или иные двигательные установки, а все тренеры рекомендуют использовать в процессе соревновательной деятельности определенные двигательные установки.
Таблица 2
Педагогические установки, используемые спортсменами в процессе соревновательной деятельности
(перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков; п=89)
Педагогические установки Количество от общего числа анкетируемых (%)
Глобальная установка на далекое приземление 8,9 %
Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание 16,02 %
Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом 21,36 %
Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание 31,15 %
Иные установки 1,78 %
Отметим, что в большинстве случаев - 35 анкетируемых, или 31,15 % от числа опрошенных, предпочтение было отдано установке на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание (табл. 1). Установке на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом отдали предпочтение 24 анкетируемых, или 21,36 %; установке на сильное (акцентируемое) отталкивание - 18 анкетируемых, или 16,02 %; глобальной установке на далекое приземление - 10 анкетируемых, или 8,9 %; иным установкам - 2 анкетируемых, или 1,78 % (табл. 1). Оказалось также, что глобальную установку на далекое приземление используют только высококвалифицированные прыгуны в длину. Спортсмены 15-17-ти лет используют в процессе соревновательной деятельности три основные педагогические установки: на сильное (акцентируемое) отталкивание; на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание.
Биомеханические параметры техники отталкивания прыгунов в длину, использующих те или иные двигательные установки, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Параметры техники отталкивания прыгунов в длину при использовании разных педагогических установок
Показатели техники отталкивания в прыжках в длину с разбега Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом О + 5 Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание О + 5 Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание О + 5
Время выполнения фазы амортизации, с 0,05+0,002 0,05 0,002 0,06 0,002
Время выполнения первой половины фазы амортизации, с 0,03+0,002 0,03 +0,002 0,04 +0,002
Время выполнения второй половины фазы амортизации, с 0,02 +0,001 0,02 +0,001 0,02 +0,001
Время выполнения фазы отталкивания, с 0,08+0,003 0,08+0,003 0,08+0,003
прпнтиип обрпзоппнип
Продолжение таблицы 3
Скорость ОЦМТ прыгуна в момент постановки ноги на опору, м/с 8,61 +0,01 8,66 +0,03 8.58+0,02
Потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации, м/с 1,69 +0,02 1,74+0,02 1,76+0,03
Скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры, м/с 6,54+0,02 6,55 +0,02 6,46+0,02
Угол вылета ОЦМТ, градусы (о) 21+0,3 21+0,3 21,8+0,3
Максимальная величина сгибания опорной ноги, градусы (о) 51+0,04 52+0,04 49,5+0,04
Угол постановки нога на опору, градусы 68+0,4 69+0,4 67,4+0,5
Результат прыжков в длину с разбега (м) 6,62+0,01 6,65+0,01 6,60+0,01
При сравнении влияния двигательных установок на биомеханические параметры техники прыжков в длину с разбега, которые характеризуют эффективность выполнения отталкивания (потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации; время выполнения первой половины фазы амортизации; время выполнения второй половины фазы амортизации; скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры; угол вылета ОЦМТ) установлено, что разные педагогические установки оказывают на указанные биомеханические параметры различное по величине и направленности влияние.
Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание однонаправлено влияют на названные биомеханические параметры техники отталкивания по сравнению с влиянием других педагогических установок. Отличия в биомеханических параметрах техники отталкивания при использовании исследуемых педагогических установок не являются достоверными, то есть по своей эффективности влияния на системы движений прыгунов в длину во время отталкивания они сравнительно равны.
При сравнении влияния педагогических установок на параметры техники прыжка в длину с разбега нами установлено:
а) время выполнения фазы амортизации при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;
б) сокращение времени выполнения фазы амортизации произошло главным образом за счет сокращения времени выполнения первой половины фазы амортизации;
в) потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;
г) скорость вылета ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно выше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;
д) максимальная величина сгибания опорной ноги во время отталкивания меньше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;
е) угол вылета ОЦМТ прыгунов больше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;
ж) при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание скорость ОЦМТ прыгунов в момент постановки ноги на опору относительно меньше по сравнению с другими установками.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай
Использование установок на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом, а также на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения первой половины фазы амортизации при увеличении амплитуды сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги). Таким образом, использование установки на сильное (акцентируемое) отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения угла сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги) и создания большего угла вылета ОЦМТ прыгуна.
Влияние педагогических установок, используемых прыгунами в длину в процессе соревнований, на биомеханические параметры систем движений должно носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям: В случае, когда спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.
Выполненное исследование позволило получить пакет выводов прикладного характера.
1. Влияние используемых прыгунами в длину педагогических установок на биомеханические параметры систем движений должны носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям; в случае, когда спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.
2. Прыгунам в длину, использующим установку на сильное (акцентируемое) отталкивание, необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этой педагогической установки.
При совершенствовании системы движений фазы амортизации во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги, в локтевых суставах, а также ограничение изгибов позвоночного столба; б) на увеличение скорости выполнения действий в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевых суставах.
При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге; б) на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги; в сочленениях позвоночного столба; в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.
При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки; опорной ноги) к моменту начала разгибания опорной ноги.
3. Прыгунам в длину, использующим установки на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и на «выполнение разбега "бежать за планку не снижая скорости" и на быстрое отталкивание» необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этих педагогических установок.
При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений
прпнтиип обрпзоппнип
в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге; б) на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги; в сочленениях позвоночного столба; в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.
При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега (совершенствовании взаимосвязи между фазой амортизации и фазой отталкивания) необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки, одноименной опорной ноге) к моменту начала разгибания опорной ноги.
Процесс совершенствования системы движений фазы амортизации у прыгунов в длину, использующих установку на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и установку на «выполнение разбега "бежать за планку не снижая скорости" и на быстрое отталкивание» имеет свои методические особенности, обусловленные направленностью регулирующего воздействия этих педагогических установок на систему движений спортсменов. Установлено, что использование названных установок приводит к увеличению угла сгибания опорной ноги в фазе амортизации. Первую часть фазы амортизации прыгун выполняет несколько быстрее за счет действий, при реализации которых в момент постановки ноги на опору для отталкивания спортсмен активно не противодействует сгибанию опорной ноги. Процесс активного сопротивления сгибанию опорной ноги за счет действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах этой ноги начинается немного позже. При равной амплитуде движений в коленном суставе опорной ноги в фазе амортизации соотношение амплитуды движения, когда спортсмен не оказывает активного сопротивления сгибанию, и амплитуды, когда прыгун в длину активно сопротивляется сгибанию опорной ноги, определяет эффективность выполнения фазы амортизации и техники отталкивания в целом: чем больше первая часть амплитуды сгибания опорной ноги в фазе амортизации, тем выше эффективность техники отталкивания. Такое заключение обосновывается двумя факторами: а) чем меньше сопротивление сгибанию в начале выполнения фазы амортизации, тем меньшие потери поступательного движения скорости ОЦМТ, полученной во время разбега; б) чем меньше времени спортсмен затрачивает на растягивание мышц во время активного сопротивления сгибанию, тем большую силу и мощность мышцы проявят при разгибании опорной ноги во время выполнения фазы отталкивания, увеличивая тем самым угол вылета и скорость вылета ОЦМТ.
1. Александрова, О. Разбег и скорость / О. Александрова, С. Сидоренко, И. Тер-Ованесян // Легкая атлетика. -1978. - №6. - С. 6-7.
2. Верхошанский, Ю.В. Каким должен быть разбег // Легкая атлетика. - 1966. - №5. - С. 3-4.
3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
4. Донской, Д.Д. Биомеханика: учебник для институтов физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1979. -264 с. ; ил.
5. Еремин, Ю.С. Исследование влияния различных двигательных установок спортсмена на структуру движений в спортивных упражнениях : автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 1967. - 19 с.
6. Иориш, Ю. 8.90. Феноменальный прыжок? // Легкая атлетика. - 1981. - №6. - С. 24-27.
7. Легкая атлетика (прыжки) : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - Минск, 2005. - 169 с.
8. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры / Н.Г. Озолин [и др.] ; под общ. ред. Н.Г. Озо-лина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
9. Руденик, В.В. Совершенствование двигательной структуры отталкивания у прыгунов в длину высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук АФВиС РБ. - Минск, 1998. - 20 с.
10.Скобликов, В.И. Исследование влияния педагогических установок на спортивно-технический результат : автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1973. -17 с.