Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА: СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА: СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
225
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА / PROPULSION SYSTEM / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / BIOMECHANICAL PARAMETERS / ПРЫЖОК В ДЛИНУ / LONG JUMP / REPULSION AMORTIZATION / ОТТАЛКИВАНИЕ / АМОРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ковган Павел Иосифович

В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. Цель исследования - на основе взаимосвязи двигательных установок, биомеханических параметров техники отталкивания и способов отталкивания в прыжках в длину с разбега обосновать направленность тренировочных воздействий в процессе технической подготовки прыгунов 15-17-ти лет в длину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE TECHNOLOGY REPULSIVE LONG JUMPER WITH A RUNNING START: SPECIFIC TRAINING EFFECTS

The article presents the results of studies of the relationship of pedagogical systems and biomechanical parameters of repulsion technique in the long jump. The purpose of the study - based on the relationship propulsion machinery biomechanical parameters and methods repulsion repulsion in the long jump with a takeoff Directions of training influences in the process of technical training jumpers 15-17 years in length.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА: СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ»

П.И. Ковган

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА: СПЕЦИФИКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Ключевые слова: двигательная установка, биомеханические параметры, прыжок в длину, отталкивание, амортизация.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований взаимосвязи педагогических установок и биомеханических параметров техники отталкивания в прыжках в длину. Цель исследования - на основе взаимосвязи двигательных установок, биомеханических параметров техники отталкивания и способов отталкивания в прыжках в длину с разбега обосновать направленность тренировочных воздействий в процессе технической подготовки прыгунов 15-17-ти лет в длину.

Совершенствование техники отталкивания прыгунов 15-17-ти лет в длину осуществляется в рамках многолетней профессиональной подготовки спортивного резерва на этапе углубленной специализации (табл. 1). В период углубленной специализации необходимо повысить уровень общей физической подготовленности прыгунов в длину с разбега и на этой основе, в свою очередь, повысить двигательный потенциал, необходимый для эффективной реализации системы движений спортсменов при выполнении основного соревновательного упражнения (прыжка в длину с разбега) [7]. В процессе технической подготовки совершенствуется техника прыжка в длину и, в частности, техника отталкивания в прыжках в длину с разбега. Повышение двигательного потенциала, исходя из программных требований, позволит увеличить скорость разбега прыгуна в длину перед отталкиванием, а также научит спортсмена эффективно использовать его (возросший двигательный потенциал) во время отталкивания.

Таблица 1

Возрастные границы этапов подготовки в легкой атлетике (прыжки) (по [7])_

Этапы и периоды подготовки в легкой атлетике (прыжки) Этап отбора и начальной подготовки Этап специализированной подготовки Этап достижений высшего спортивного мастерства

период начальной специализации период углубленной специализации

Возраст 9-11 12-14 15-17 18-19

Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега представляет собой систему движений, отличающуюся повышенной координационной сложностью и приложением больших усилий в короткий промежуток времени. Исследования в области техники легкоатлетических прыжков показали, что при выполнении отталкивания в прыжках в длину с разбега решаются задачи максимального сохранения скорости поступательного движения, полученного в разбеге, и придания общему центру массы тела (ОЦМТ) оптимального угла вылета. Основные потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ происходят при амортизационных движениях, здесь же создаются и предпосылки для повышения скорости разгибания опорной ноги и создания большего угла вылета тела. Эффективные маховые движения способствуют решению задач отталкивания [1-6].

Большое влияние на эффективность техники отталкивания оказывают педагогические установки спортсменам перед выполнением прыжка в длину с разбега и в его процессе. Установлено, что в сознании спортсмена формируется двигательная установка, обладающая функцией регулирования движений. Согласно исследованиям [5; 10], сформированный в сознании спортсмена образ предстоящего двигательного действия способен заметно повлиять на эффективность решения им двигательной задачи.

Принято различать не менее четырех способов выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега с разными направлениями оптимизации систем движений, два из которых -это теоретически обоснованные системы движений, позволяющие при их реализации и при современном уровне развития двигательного потенциала ведущих спортсменов значитель-

прпнтиип обрпзоппнип

но повышать достижения в этом виде спорта [9]. Однако в научной литературе не обнаружено исследований, связанных с выявлением связей между определенными способами отталкивания и различными двигательными установками, обладающими направленным регулирующим воздействием на систему движений прыгуна в длину при выполнении отталкивания. Известные исследования в этой области [5; 10] априорно основывались на положении, что спортсмены используют один и тот же способ отталкивания, при этом выявлялись двигательные установки, позволяющие повысить эффективность техники отталкивания и, как следствие, результат в прыжках в длину с разбега. Очевидно, что если спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют различные способы отталкивания), то и двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с оптимизацией соответствующих способов отталкивания. Подход, при котором спортсмен в процессе подготовки учится выполнять одну систему движений, а в ходе решения двигательной задачи, используя двигательную установку, выполняет другую систему движений, на наш взгляд, менее продуктивен по сравнению с подходом, когда и в процессе подготовки, и при использовании двигательных установок во время соревнований спортсмен стремится изменить систему движений в одном направлении и приблизить ее к оптимальным параметрам. Эта задача представляют большой научный и практический интерес, так как ее решение позволит повысить эффективность процесса технической подготовки прыгунов в длину с разбега.

В 2010-2011 годах был проведен опрос спортсменов (прыгунов в длину с разбега) и тренеров по разработанной нами анкете. Цель исследования - выяснить, какие педагогические установки используют спортсмены перед выполнением прыжков в длину с разбега и в процессе его выполнения; всего было опрошено 89 человек; также исследовалась научно-методическая литература по вопросу использования педагогических установок в процессе соревновательной деятельности прыгунов в длину с разбега.

В 2011 году было проведено исследование для определения особенностей взаимодействия прыгунов в длину с опорой во время отталкивания при использовании различных педагогических установок; в исследовании приняли участие 16 человек.

Участники исследования после проведения подготовительной части (разминки) выполнили по шесть зачетных прыжков с полного разбега. Перед выполнением и в процессе выполнения первого и четвертого зачетных прыжков спортсмены использовали педагогическую установку на сильное (акцентируемое) отталкивание; перед выполнением и в процессе выполнения второго и пятого зачетных прыжков - педагогическую установку на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; перед выполнением и в процессе выполнения третьего и шестого зачетных прыжков - педагогическую установку на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости » и на быстрое отталкивание. При видеосъемке в кадр видеоизображения попадали последние три шага разбега, отталкивание и начальная часть фазы полета прыгуна в длину. Зачетная дальность прыжка определялась от места отталкивания (точнее, от линии, параллельной планке для отталкивания и проведенной через носок шиповки опорной ноги) до места приземления. В процессе проведения биомеханического анализа техники отталкивания прыгунов в длину на основе компьютерной обработки материалов видеосъемки определялись показатели, подобранные на основании имеющихся в литературе [1-6] сведений, касающихся их непосредственного влияния на результат в прыжках в длину с разбега (табл. 2).

Анализировались биомеханические параметры техники отталкивания одного более дальнего прыжка в длину при использовании каждой из названных педагогических установок; были также использованы результаты прыжков в длину с разбега. Результаты исследований обработаны с использованием методов математико-статистического анализа. На основании результатов исследований обоснована направленность тренировочных воздействий в процессе совершенствования техники отталкивания прыгунов в длину.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай

Анализ результатов анкетирования показал (табл. 1), что все спортсмены из числа опрошенных используют в процессе соревновательной деятельности (перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков) те или иные двигательные установки, а все тренеры рекомендуют использовать в процессе соревновательной деятельности определенные двигательные установки.

Таблица 2

Педагогические установки, используемые спортсменами в процессе соревновательной деятельности

(перед выполнением прыжков в длину с разбега и процессе выполнения прыжков; п=89)

Педагогические установки Количество от общего числа анкетируемых (%)

Глобальная установка на далекое приземление 8,9 %

Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание 16,02 %

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом 21,36 %

Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание 31,15 %

Иные установки 1,78 %

Отметим, что в большинстве случаев - 35 анкетируемых, или 31,15 % от числа опрошенных, предпочтение было отдано установке на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание (табл. 1). Установке на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом отдали предпочтение 24 анкетируемых, или 21,36 %; установке на сильное (акцентируемое) отталкивание - 18 анкетируемых, или 16,02 %; глобальной установке на далекое приземление - 10 анкетируемых, или 8,9 %; иным установкам - 2 анкетируемых, или 1,78 % (табл. 1). Оказалось также, что глобальную установку на далекое приземление используют только высококвалифицированные прыгуны в длину. Спортсмены 15-17-ти лет используют в процессе соревновательной деятельности три основные педагогические установки: на сильное (акцентируемое) отталкивание; на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом; на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание.

Биомеханические параметры техники отталкивания прыгунов в длину, использующих те или иные двигательные установки, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Параметры техники отталкивания прыгунов в длину при использовании разных педагогических установок

Показатели техники отталкивания в прыжках в длину с разбега Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом О + 5 Установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание О + 5 Установка на сильное (акцентируемое) отталкивание О + 5

Время выполнения фазы амортизации, с 0,05+0,002 0,05 0,002 0,06 0,002

Время выполнения первой половины фазы амортизации, с 0,03+0,002 0,03 +0,002 0,04 +0,002

Время выполнения второй половины фазы амортизации, с 0,02 +0,001 0,02 +0,001 0,02 +0,001

Время выполнения фазы отталкивания, с 0,08+0,003 0,08+0,003 0,08+0,003

прпнтиип обрпзоппнип

Продолжение таблицы 3

Скорость ОЦМТ прыгуна в момент постановки ноги на опору, м/с 8,61 +0,01 8,66 +0,03 8.58+0,02

Потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации, м/с 1,69 +0,02 1,74+0,02 1,76+0,03

Скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры, м/с 6,54+0,02 6,55 +0,02 6,46+0,02

Угол вылета ОЦМТ, градусы (о) 21+0,3 21+0,3 21,8+0,3

Максимальная величина сгибания опорной ноги, градусы (о) 51+0,04 52+0,04 49,5+0,04

Угол постановки нога на опору, градусы 68+0,4 69+0,4 67,4+0,5

Результат прыжков в длину с разбега (м) 6,62+0,01 6,65+0,01 6,60+0,01

При сравнении влияния двигательных установок на биомеханические параметры техники прыжков в длину с разбега, которые характеризуют эффективность выполнения отталкивания (потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ в фазе амортизации; время выполнения первой половины фазы амортизации; время выполнения второй половины фазы амортизации; скорость вылета ОЦМТ в момент отрыва от опоры; угол вылета ОЦМТ) установлено, что разные педагогические установки оказывают на указанные биомеханические параметры различное по величине и направленности влияние.

Установка на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установка на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание однонаправлено влияют на названные биомеханические параметры техники отталкивания по сравнению с влиянием других педагогических установок. Отличия в биомеханических параметрах техники отталкивания при использовании исследуемых педагогических установок не являются достоверными, то есть по своей эффективности влияния на системы движений прыгунов в длину во время отталкивания они сравнительно равны.

При сравнении влияния педагогических установок на параметры техники прыжка в длину с разбега нами установлено:

а) время выполнения фазы амортизации при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

б) сокращение времени выполнения фазы амортизации произошло главным образом за счет сокращения времени выполнения первой половины фазы амортизации;

в) потери горизонтальной составляющей скорости ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно меньше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

г) скорость вылета ОЦМТ прыгунов в длину при использовании установки на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом и установки на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание сравнительно выше, чем при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание;

д) максимальная величина сгибания опорной ноги во время отталкивания меньше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;

е) угол вылета ОЦМТ прыгунов больше при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание по сравнению с другими установками;

ж) при использовании установки на сильное (акцентируемое) отталкивание скорость ОЦМТ прыгунов в момент постановки ноги на опору относительно меньше по сравнению с другими установками.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай

Использование установок на быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом, а также на выполнение разбега «бежать за планку не снижая скорости» и на быстрое отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения первой половины фазы амортизации при увеличении амплитуды сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги). Таким образом, использование установки на сильное (акцентируемое) отталкивание позволяет оптимизировать параметры системы движений в направлении снижения потерь поступательной скорости движения ОЦМТ (за счет уменьшения угла сгибания опорной ноги), а также создания предпосылок для эффективного выполнения фазы отталкивания (за счет уменьшения времени растягивания мышц, участвующих в последующем разгибании опорной ноги) и создания большего угла вылета ОЦМТ прыгуна.

Влияние педагогических установок, используемых прыгунами в длину в процессе соревнований, на биомеханические параметры систем движений должно носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям: В случае, когда спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.

Выполненное исследование позволило получить пакет выводов прикладного характера.

1. Влияние используемых прыгунами в длину педагогических установок на биомеханические параметры систем движений должны носить однонаправленный характер с процессом оптимизации систем движений, осуществляемым во время подготовки к соревнованиям; в случае, когда спортсмены оптимизируют системы движений в разных направлениях (совершенствуют разные способы отталкивания), двигательные установки должны иметь однонаправленное регулирующее воздействие с направлением оптимизации соответствующих способов отталкивания.

2. Прыгунам в длину, использующим установку на сильное (акцентируемое) отталкивание, необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этой педагогической установки.

При совершенствовании системы движений фазы амортизации во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги, в локтевых суставах, а также ограничение изгибов позвоночного столба; б) на увеличение скорости выполнения действий в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевых суставах.

При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге; б) на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги; в сочленениях позвоночного столба; в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.

При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки; опорной ноги) к моменту начала разгибания опорной ноги.

3. Прыгунам в длину, использующим установки на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и на «выполнение разбега "бежать за планку не снижая скорости" и на быстрое отталкивание» необходимо использовать тренировочные и соревновательные нагрузки, влияние которых будет однонаправленным с влиянием этих педагогических установок.

При совершенствовании системы движений фазы отталкивания во время отталкивания воздействие нагрузок необходимо направлять на: а) уменьшение амплитуды движений

прпнтиип обрпзоппнип

в тазобедренном суставе маховой ноги, в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной опорной ноге; б) на увеличение скорости выполнения действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах опорной ноги, в коленном суставе маховой ноги; в сочленениях позвоночного столба; в плечевом и локтевом суставах руки, одноименной маховой ноге.

При совершенствовании ритма отталкивания в прыжках в длину с разбега (совершенствовании взаимосвязи между фазой амортизации и фазой отталкивания) необходимо достичь максимальной скорости движения маховых звеньев (ноги и руки, одноименной опорной ноге) к моменту начала разгибания опорной ноги.

Процесс совершенствования системы движений фазы амортизации у прыгунов в длину, использующих установку на «быстроту разбега и максимальную скорость выполнения прыжка в целом» и установку на «выполнение разбега "бежать за планку не снижая скорости" и на быстрое отталкивание» имеет свои методические особенности, обусловленные направленностью регулирующего воздействия этих педагогических установок на систему движений спортсменов. Установлено, что использование названных установок приводит к увеличению угла сгибания опорной ноги в фазе амортизации. Первую часть фазы амортизации прыгун выполняет несколько быстрее за счет действий, при реализации которых в момент постановки ноги на опору для отталкивания спортсмен активно не противодействует сгибанию опорной ноги. Процесс активного сопротивления сгибанию опорной ноги за счет действий в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах этой ноги начинается немного позже. При равной амплитуде движений в коленном суставе опорной ноги в фазе амортизации соотношение амплитуды движения, когда спортсмен не оказывает активного сопротивления сгибанию, и амплитуды, когда прыгун в длину активно сопротивляется сгибанию опорной ноги, определяет эффективность выполнения фазы амортизации и техники отталкивания в целом: чем больше первая часть амплитуды сгибания опорной ноги в фазе амортизации, тем выше эффективность техники отталкивания. Такое заключение обосновывается двумя факторами: а) чем меньше сопротивление сгибанию в начале выполнения фазы амортизации, тем меньшие потери поступательного движения скорости ОЦМТ, полученной во время разбега; б) чем меньше времени спортсмен затрачивает на растягивание мышц во время активного сопротивления сгибанию, тем большую силу и мощность мышцы проявят при разгибании опорной ноги во время выполнения фазы отталкивания, увеличивая тем самым угол вылета и скорость вылета ОЦМТ.

1. Александрова, О. Разбег и скорость / О. Александрова, С. Сидоренко, И. Тер-Ованесян // Легкая атлетика. -1978. - №6. - С. 6-7.

2. Верхошанский, Ю.В. Каким должен быть разбег // Легкая атлетика. - 1966. - №5. - С. 3-4.

3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

4. Донской, Д.Д. Биомеханика: учебник для институтов физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1979. -264 с. ; ил.

5. Еремин, Ю.С. Исследование влияния различных двигательных установок спортсмена на структуру движений в спортивных упражнениях : автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 1967. - 19 с.

6. Иориш, Ю. 8.90. Феноменальный прыжок? // Легкая атлетика. - 1981. - №6. - С. 24-27.

7. Легкая атлетика (прыжки) : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - Минск, 2005. - 169 с.

8. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры / Н.Г. Озолин [и др.] ; под общ. ред. Н.Г. Озо-лина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

9. Руденик, В.В. Совершенствование двигательной структуры отталкивания у прыгунов в длину высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук АФВиС РБ. - Минск, 1998. - 20 с.

10.Скобликов, В.И. Исследование влияния педагогических установок на спортивно-технический результат : автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1973. -17 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.