Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
УДК 159.99
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-98-103
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Полина Игоревна Якимова
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-4200-0231 [email protected]
Юлия Ивановна Попова
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3570-9194 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений и развития мотивации в подростковом возрасте. В качестве объекта исследования рассматриваются детско-родительские отношения. Предметом выступила взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивационных характеристик в подростковом возрасте. Основная задача исследования - провести теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и мотивационных характеристик в подростковом возрасте. В статье охарактеризованы ключевые понятия, связанные с мотивацией ребенка в подростковом возрасте. Сделан вывод о том, что мотивация и самооценка ребенка зависит от того, как строятся детско-родительские отношения и насколько семья принимает и поддерживает подростка. Если семья поддерживает интересы подростка, дает необходимые инструменты для освоения значимой деятельности, мотивационная сфера развивается благополучно.
Ключевые слова: мотивация, детско-родительские отношения, семейное воспитание, личность, подросток, интерес, самооценка
Для цитирования: Якимова П.И., Попова Ю.И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и развития мотивации в подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 4. с. 98-103. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-98-103
Благодарность: авторы выражают благодарность и глубокую признательность Гребенниковой Веронике Михайловне, профессору, доктору педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и психологии, за советы и ценные замечания при работе над статьей.
Original article
THE RELATIONSHIP BETWEEN CHILD-PARENT RELATIONS AND THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION IN ADOLESCENCE
Polina I. Yakimova
Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-4200-0231 [email protected]
Yulia I. Popova
Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003 -3570-9194 [email protected]
Abstract: The article is devoted to the theoretical substantiation of the problem of correla-tionbetween child-parent relations and the development of motivation in adolescence. The child-parent relations are reflected as the object of the study. The subject was the correlationof child-parent relations and motivational characteristics in adolescence. The main objective of the study is to conduct a theoretical analysis of the correlationbetween child-parent relations and motivational characteristics in adolescence. The article describes the key concepts related to the motivation of a child in adolescence. It is concluded that the motivation and self-esteem of a child directly depends on how child-parent relations are built and how much the family accepts and supports the adolescent.
Keywords: motivation, child-parent relations, family education, personality, teenager, interest, self-esteem
For citation: YakimovaP.I., Popova Yu.I. The Relationship Between Child-Parent Relations and the Development of Motivation in Adolescence. Pedagogy: History, Prospects. 2021. Vol. 4. no. 4. PP. 98-103. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-98-103
Acknowledgement: The authors express their gratitude and deep gratitude to Veronika Mi-khailovna Grebennikova, professor, doctor of pedagogical sciences, head of the Department of Pedagogy and Psychology, for advice and valuable comments while working on the article
По мнению А.Н. Леонтьева, мотивация является совокупностью движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность [1]. Для анализа формирования и развития мотивационной сферы подростков, для учета факторов мотивационной динамики, необходимо учитывать как биологические параметры, так и социально-психологическую ситуацию развития. Без сомнений можно сказать, что семья - это та среда, которая обеспечивает полноценное развитие и успешное становление личности. Пространство взаимоотношений в семье и его восприятие подростками, качество общения с взрослыми влияют на их волевое и умственное развитие. Из-за отсутствия желания или умения некоторых родителей управлять пространством взаимоотношений, семейное воспитание оказывается некаче-
ственным, что сказывается на развитии мотивации подростков, способствуя формированию инертной роли в общении, или даже оппозиционной.
Типы семейных отношений непосредственно оказывают влияние на мотивацию подростка. Мотивация снижается по причине напряженной ситуации в семье, признаком чего становится конфликтное поведение подростков. Нужно отметить, что во многих семьях родители переносят свои несбывшиеся мечты и недостигнутые цели на детей, что приводит к игнорированию внутреннего содержания и интересов детей. А это, в свою очередь, обуславливает нежелание подростков включаться в какие-либо взаимоотношения или совместную со взрослыми деятельность. Следовательно, задача семьи заключается в поддержании интересов подростков, создании условий, которые будут способствовать самопониманию и самореализации, развивающихся в ходе семейных взаимоотношений и совместной деятельности [2].
Проблема факторов и детерминант развития мотивационной сферы личностив подростковом возрасте в зависимости от особенностей семейного общения рассматривали в своих работах многие психологи и педагоги: Л.И. Божович, С.С. Занюк, Н.В. Афанасьев, М.В. Кондратьев, И.А.Васильев, Т.О. Гордеева, Х. Хекхаузен, М.А. Юферова, и др.
Так, Д.Н. Исаев выделил три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный и либерально-попустительский. Данные стили напрямую связаны с взаимоотношениями родителей и ребенка в подростковом возрасте. Для демократичных родителей важно развивать в подростке самостоятельность, дисциплинированность. Они учитывают его мнение, при этом у подростка есть определенные обязанности. Такой контроль обычно не раздражает ребенка, ведь он основан на теплых чувствах. В семье с таким стилем воспитания развитие личности подростка, мотивации и формирование взрослости проходит без существенных конфликтов и стрессов.
Авторитарные родители очень требовательны. Им необходимо, чтобы ребенок беспрекословно подчинялся, они не поясняют причины своих запретов и указаний. В такой семье жизнь подростка жестко контролируется, поэтому он замыкается и чувствует себя неуверенно. Особенно сильно подрывает развитие мотивационной сферы родительское равнодушие, поскольку тем самым взрослые не уделяют внимание включению ребенка в деятельность. Из-за этого у подростка возникают трудности в общении, в целеполагании и оценивании собственных возможностей, формируется недоверие к другим людям. Помимо контроля, подросткам нужна забота, принятие и поддержка, обеспечивающие благополучное развитие. Родители должны быть опорой, теми взрослыми, на которых можно равняться и попросить помощи в нужный момент.
Либерально-попустительский стиль воспитания тоже неблагоприятен для формирования устойчивой мотивации. Это сочетание безразличия родителей с отсутствием какого-либо контроля. Подросткам дозволено делать все, их жизнь и достижения не представляют интереса. Во взрослой жизни такой стиль воспитания приведет к трудностям в общении, в самопонимании, самоидентификации и принятии важных решений. Дисциплина и психологические границы личности будут не сформированы [3].
Неоспоримым является факт, что стремление человека получить внимание и признание - одна из базовых потребностей любого человеческого существа. Следовательно, каждый человек, в данном случае - подросток, хочет, осуществляя сначала совместную, а затем самостоятельную деятельность, чувствовать себя любимым и способным, получать поддержку близких людей. По тем же принципам формируется ответственное отношение подростков к трудовой деятельности и жизни. Не получая признания и удовлетворения от значимых взрослых, подростки не будут способны сформировать устойчивое мировоззрение, систему значимых целей и жизненных смыслов, а значит не будут созданы условия для развития их мотивационной сферы [4].
Следовательно, демократический стиль семейных взаимоотношений является наиболее способствующим развитию мотивационной сферы в подростковом возрасте, поскольку основным аспектом демократических отношений является признание интересов, мыслей подростков и их важности. Сила интереса и его влияние на мотивацию оправдывается тем, что интересы подростков основаны на их личном опыте, понимании мира, а не на личном опыте родителей [5].
Как отмечаю С.С. Занюк, Н.В. Афанасьев, М.В. Кондратьев, мотивация подростков имеет возрастные особенности. Мотивация, которая была заложена еще в дошкольном возрасте семьей и окружением ребенка, продолжает формироваться в подростковом возрасте под влиянием нового социального окружения, новых видов деятельности и сферы общения, которые интересны подросткам. В возрасте 11 - 12 лет подростки учатся объяснять свои достижения уровнем своих способностей или количеством усилий; в 12 - 14 лет овладевают способностью измерять внешние и внутренние обстоятельства, осознанно принимать решения; и у старших подростков (15 - 16 лет) появляется понимание собственных способностей и дальнейшей жизни. Без поддержки родителей мотивационная сфера подростков развивается недостаточно [6]. Мотивацию можно формировать, если оказывать влияние на самооценку подростками собственных способностей, мотивы достижения, развивать понимание успеха благодаря затраченным усилиям, увеличивая ценность успеха [7].
Подростковый возраст сенситивный для формирования ценностей, нравственности, отношения и восприятия окружающего мира [8].
Высокая мотивация подростков зависит не только от воспитательных усилий взрослых. Еще одним важным фактором является наличие моделей для подражания в близком окружении - людей, которые всегда доводят дело до конца, ответственны, довольны качеством проделанной работы и своей компетентностью [9].
Если значимых для подростков взрослых удовлетворяет роль неудачников, и они пытаются замаскировать свою жизненную некомпетентность, возможны, как минимум, два варианта развития мотивации подростков [10].
Первый - подростки усвоят в качестве нормы позицию некомпетентности, и не будут стараться прилагать усилия даже в тех вопросах и задачах, которые находятся в пределах их возможностей.
Второй - подростки причислят своих близких к неудачникам, а в качестве моделей поведения выберут другие образцы. Так формируется компенсаторный путь достижения успеха, уровень мотивации растет.
Таким образом, можно сделать вывод, что родители имеют очень большое значение в развитии мотивации подростков. Они создают эмоциональную и психологическую атмосферу ситуации развития. Если семья поддерживает подростков, направляет его интересы в нужное русло, дает необходимые примеры и инструменты освоения значимой деятельности, мотивационная сфера развивается благополучно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Знание, 1971.
2. Юферова, М.А. Влияние стиля семейного воспитания на мотивацию достижения школьников / М. А. Юферова // Социальная психология XX столетия. - Ярославль: Изд-во МАПН, 2004. С. 424 - 427.
3. Николаева Э.Ф., Акопов Г.В., Абушик А.С. Психологические аспекты развития инновационно-доминантной социальной активности подростков // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34). иКЬ:кйр8://суЬег1еп1пка.гц/аг11с1е/п/р81ко1о§1ске8к1е-а8рек1у-га2у111уа-1ппоуа181оппо-ёоштап1;поу-8о181а1поу-ак1;1упо81;1-роёго81коу (дата обращения: 22.07.2021).
4. Слотина Т.В., Карагачева М.В., Комарова А.В. Психолого-педагогический аспект заботы как атрибута зрелости субъектов взаимоотношений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. №1. URL: https:^yberleninka.m/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-zaboty-kak-atributa-zrelosti-subektov-vzaimootnosheniy (дата обращения: 22.07.2021).
5. Кудинова Е. В.Особенности семейного воспитания и девиантное поведение сверстников как факторы, влияющие на формирование асоциальных характеристик современных подростков // StudNet. 2021. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-i-deviantnoe-povedenie-sverstnikov-kak-faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-asotsialnyh (дата обращения: 22.07.2021).
6. Занюк, С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования. Мотиваци-онный тренинг / С. Занюк. - Киев :Эльга-Н : Ника-Центр, 2001. - 352 с.
7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божо-вич, Л.В. Благонадежина. - М.: Просвещение, 1972. - 367с.
8. Семенова А.В. Личностныехарактеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы.2020. Том. 3. № 3. с. 74 -83
9. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
10. Капитанец Е.Г., Андреева Е.А. Формирование позитивного самоотношения подростков // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-pozitivnogo-samootnosheniya-podrostkov (дата обращения: 22.07.2021).
REFERENCES
1. Leontiev, A. N. Needs, motives, emotions. A. N. Leontiev. M.: Znanie, 1971. (In Russ.)
2. Yuferova, M. A. The influence of the style of family education on the motivation of schoolchildren's achievements. M. A. Yuferova. Social psychology of the XX century. -Yaroslavl: Publishing house of MAPN, 2004. pp. 424-427. (In Russ.)
3. Nikolaeva E. F., Akopov G. V., Abushik A. S. Psychological aspects of the development of innovative and dominant social activity of adolescents. ANI: pedagogy and psychology. 2021. No. 1 (34). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-razvitiya-innovatsionno-dominantnoy-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov (accessed: 22.07.2021). (In Russ.)
4. Slotina T. V., Karagacheva M. V., Komarova A.V. Psychological and pedagogical aspect of care as an attribute of maturity of subjects of relationships. Bulletin of the Udmurt University. The series " Philosophy. Psychology. Pedagogy". 2021. No. 1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-zaboty-kak-atributa-zrelosti-subektov-vzaimootnosheniy (accessed: 22.07.2021). (In Russ.)
5. Kudinova E. V. Features of family education and deviant behavior of peers as factors influencing the formation of asocial characteristics of modern adolescents. StudNet. 2021. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-semeynogo-vospitaniya-i-deviantnoe-povedenie-sverstnikov-kak-faktory-vliyayuschie-na-formirovanie-asotsialnyh (accessed: 22.07.2021). (In Russ.)
6. Zanyuk, S. Psychology of motivation: theory and practice of motivation. Motivational training. S. Zanyuk. Kiev :Elga-N: Nika-Center, 2001. 352 p. (In Russ.)
7. Bozhovich, L. I. The study of motivation of behavior of children and adolescents. L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhina. M.: Prosveshchenie, 1972. 367 p . (In Russ.)
8. Semenova A.V. Personal characteristics in adolescence and adolescence. Pedagogy: history, prospects. 2020. Tom. 3. No. 3. pp. 74 - 83. (In Russ.)
9. Heckhausen, H. Motivation and activity. H. Heckhausen. St. Petersburg: Peter; Moscow: Smysl, 2003. (In Russ.)
10. Kapitanets E.G., Andreeva E.A. Formation of a positive self-attitude of adolescents. New impulses of development: questions of scientific research. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-pozitivnogo-samootnosheniya-podrostkov (accessed: 22.07.2021). (In Russ.)
Информация об авторах: Якимова Полина Игоревна, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологи и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-4200-0231 [email protected]
Попова Юлия Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики
и психологииКубанский государственный университет
г. Краснодар, Россия
https://orcid.org/0000-0003 -3570-9194
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors: Polina I. Yakimova, student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia
Yulia I. Popova, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Kuban State University Krasnodar, Russia
https://orcid.org/0000-0003 -3570-9194 [email protected]
The authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / Received: 23.07.2021.
Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.08.2021.
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08 2021.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests
© Якимова П. И. 2021 © Попова Ю.И. 2021
© «Педагогика: история, перспективы». 2021 - 103 -