Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 13PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Акбаева А.М.-А., Койчуева Ф.Х. Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Akbayeva A.M.-A., Koichueva F.Kh. (2020). The role of parent-child relationships on the level of independence in adolescence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN220.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Акбаева Асият Магомет-Аминовна
НОЧУ ВО «Московский финансово -промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Заведующий кафедрой «Педагогики и психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Койчуева Фатима Хусеевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Карачаево-Черкесский филиал, Черкесск, Россия Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]; [email protected]
Роль детско-родительских отношений на уровень сформированности самостоятельности в подростковом возрасте
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния детско-родительских отношений на формирование самостоятельности в подростковом возрасте, как наиболее благоприятном, для развития личностных качеств. Рассматривается значение семьи в формировании личности подростка. Анализируется понятие «самостоятельность». Самостоятельность рассматривается как качество позволяющие личности ответственно относиться к своим поступкам и решениям. Статья является результатом эмпирического исследования таких качеств респондентов-подростков, как воля, настойчивость, самообладание, степень уверенности в себе, направленности личности на достижение успеха/избегание неудачи, которые рассматриваются как детерминанты формирования самостоятельности подростков. Показано неоднозначное, но существенное влияние типов детско-родительского отношения на данные детерминанты. Авторами, на основе статистической обработки полученных в ходе диагностики данных, делается вывод, что преобладание в отношении с детьми эмоционального принятия подростка оказывает положительный эффект на формирование самостоятельности, в то время, как, высокие показатели по типам детско-родительских отношений «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» оказывают отрицательное действие на формировании самостоятельности.
Ключевые слова: детско-родительские отношения; личностное развитие; подростковый возраст; самостоятельность; семья; возрастное развитие; типы детско-родительских отношений; формирование самостоятельности
https:// mir-nauki. com
Не вызывает сомнения, что одним из основных факторов влияния на развитие человека остаётся семья. Первый свой опыт социального взаимодействия человек получает в семье. Семья является базовой структурой, где ребёнок не только получает социальные знания, умения и навыки, но и пробует их на практике [1]. Процесс развития человека в семье идёт путём целенаправленного воздействия через механизм социального научения. Как отмечают А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум: «Процесс социального научения идет в двух направлениях: приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами; социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой» [2, с. 432].
Всё то, что ребёнок впитывает как «губка» в семье, он сохраняет в течение всей жизни. А.Н. Бардиан отмечает: «.. .семья - тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья» [3, с. 202]. Это подтверждается многочисленными исследованиями.
Т.М. Афанасьева пишет: «Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность» [4, с. 224].
Среди особенностей данного возраста отмечается выход на более новую социальную позицию, которая требует переосмысления отношения к себе как члену общества. Мухина В.С. отмечает «Научно обосновано и доказано на практике, что многое зависит от того, как живут наши дети, какое получают воспитание, с кого берут пример» [5, c. 56].
Семья является специфическим узлом, который переплетает в себе интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности, о чем говорят исследователи различных научных направлений. Несмотря на это, остаются ещё ряд проблем, которые требуют более тщательного исследования. Среди такого рода проблем, в свете современных требований общества к субъектам взаимодействия в различных сферах деятельности, стоит проблема формирования самостоятельности. Это представляется важным, так как современные темпы развития науки и технологий не дают возможности затрачивать дополнительное время на обучение, с целью улучшения навыков и умений будущих специалистов. Наблюдается повышение требований к проявлению самостоятельности и инициативы не только в обучении новым технологиям, но и принятии неординарных решений в сложных ситуациях. Кроме того, и в обычной жизни, на первое место выходит самостоятельность при решении житейских проблем.
Самостоятельность не является врожденной чертой. Её формирование происходит в течение длительного и сложного процесса взросления личности и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И опять же, особое место в формировании самостоятельности следует отводить семье.
Следует учитывать, что самостоятельность не подразумевает полную свободу личности, свободу в деятельности, в выборе поведения или путей решения проблем. В большей степени речь идёт о формировании ответственности за свои поступки, за те решения, которые личностью принимаются. Как отмечают Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко: «Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность
https:// mir-nauki. com
действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [6, c. 97-110].
Несмотря на многочисленные исследования проблемы формирования личности в семье, недостаточно изучена зависимость формирования самостоятельности в подростковом возрасте, как наиболее благоприятном для развития личностных качеств, от типов детско-родительских отношений.
Цель настоящего исследования состояла в выявлении влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование самостоятельности в подростковом возрасте.
Гипотеза состояла в предположении о том, что различные типы детско-родительских отношений являются одним из основных факторов формирования самостоятельности в подростковом возрасте.
Выборку исследования составили подростки из полных семей (60 человек) и их родители (120 человек).
В процессе исследования нами использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование. Конкретные методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина, метод диагностики волевого самоконтроля (опросник ВСК), методика диагностики степени уверенности в себе Райдаса, методика определения направленности личности на достижение успеха / избегание неудачи А.А. Реана. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью он-лайн сервиса статистической обработки.
Активность является предпосылкой самостоятельности личности, которая обуславливается социальной природой человека и проявляется в деятельности.
По мнению А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, самостоятельность - это волевое качество, которое проявляется в действиях человека и выражается в том, что он не боится сам принимать решения, не поддается чужому влиянию и обладает самокритичностью. Оно выражается в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения [7]. А.И. Высоцкий отмечает, что «...волевой компонент самостоятельности содержит некоторое число этапов волевого акта, осуществляемых человеком по собственному побуждению» [8, c. 23].
Использованная нами на первоначальном этапе исследования методика опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [9] с целью выявления влияния детско-родительских отношений на самостоятельность подростков показала, что у большинства родителей преобладающим является тип отношений «Кооперация» (65 %). Это наиболее эффективный стиль родительского воспитания, который позволяет учитывать потребности ребёнка, его интересы. Т. е. это социально желательный образ родительского отношения.
Однако, беседа, проведённая с подростками, показала, что они не считают, что их родители относятся к ним как партнёры. Так, фиксация ответов подростков указывает на то, что 60 % респондентов утверждают, что, по крайней мере, один из родителей оказывает серьёзное давление на них, стараясь заставить выполнить свою волю.
Косвенное подтверждение этому мы получили тем, что у 50 % исследуемых родителей, в ходе диагностики был выявлен и высокий показатель по типу детско-родительских отношений «маленький неудачник». Данный тип детско-родительских отношений указывает на необъективное оценивание своих детей, как неумелых и неуспешных. Такое поведение
родителей формирует у детей низкую самооценку, боязнь проявлять самостоятельность в решении жизненно важных вопросов.
У 20 % родителей диагностика выявила высокий уровень по типу отношений «Авторитарная гиперсоциализация», у 32,5 % - средний и 47,5 % - низкий. Это указывает на то, что у 20 % исследуемых нами родителей, на фоне полученных в ходе диагностики, достаточно высокий уровень авторитаризма, не всегда обоснованная требовательность к своим детям. Подчинение ребёнка созданным ими требованиям, нормам и правилам стоит у них на первом месте. Данный тип отношений оказывает негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы подростка, что сказывается на снижении волевых качеств и их эмоциональном состоянии. Преобладание низкого уровня данного типа отношений может указывать на полярный показатель, характеризующийся безответственным и бесконтрольным отношением к своему ребёнку. Такого рода отношение не может не сказаться негативно на развитии личности.
У 52,5 % родителей в результате диагностики был выявлен средний уровень по типу родительского отношения «Принятие - отвержение». Высокие показатели по шкале, которые были выявлены у 27,7 % родителей, указывают на ярко выраженное положительное отношение к ребенку. Данные родители стараются принять своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми плюсами и минусами его характера. Беседы с ними показывает, что они поддерживают его начинания, признают его индивидуальность и т. д.
Низкий уровень шкале «Принятие - отвержение» был выявлен у 20 %. родителей. Для них характерно отсутствие положительных чувств к своему ребёнку. У них отсутствует вера в его успешность. Во взаимоотношениях с детьми, у родителей, как они сами отмечали, проявляются нотки нетерпимости, если у детей что-то не получалось.
У 62,5 % родителей нами был выявлен средний уровень по типу «Симбиоз». Данная шкала указывает на меру дистанцирования родителей с ребёнком. При высоком показателе по данной шкале, данный тип детско-родительских отношений может сопровождаться гиперопекой.
Самостоятельность рассматривается как волевое качество, проявляющееся в действиях человека и выражающееся в принятии решения, устойчивости к чужому влиянию, самокритичности. Так как она выражается в умении самостоятельно ставить личностью цели и практически выполнять задачи, то волевая регуляция является ключевым аспектом для её развития. Для определения волевого самоконтроля, нами был выбран метод диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК).
Цель опросника состоит в определении особенностей саморегуляции личности, которые являются одним из главных определяющих факторов индивидуального стиля и конкретных проявлений активности человека [10].
Результаты диагностики волевого самоконтроля (опросник ВСК) позволили нам определить, что для большинства наших респондентов характерно преобладание высокого уровня всех признаков волевого самоконтроля (табл. 1).
Таблица 1
Показатели уровня волевого самоконтроля
Субшкалы Высокий Низкий
Воля 55 % 45 %
Настойчивость 60 % 40 %
Самообладание 55 % 45 %
Для детей с высоким показателем волевого самоконтроля характерна уверенность в себе и своих действиях, ответственность за принятие решения, устойчивость намерений и т. д. Данные признаки являются важными при развитии их самостоятельности, так как, формируют у них положительную направленность на достижение цели.
Для детей с низким уровнем характерна эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе. Для них характерна невысокая рефлексивность, низкий уровень активности, импульсивность. Все эти признаки не способствуют развитию самостоятельности.
Уверенность в большей степени выступает как высокая стабильная самооценка, которая относится и к операционально-технической и к ценностной стороне «Я» личности. Характеристики самооценки определяют уровень притязаний личности, оказывая внимание на формирование прогноза и установки на достижение цели.
Уверенность в себе у наших респондентов диагностировалась при помощи методики диагностики степени уверенности в себе Райдаса [11].
По результатам теста «Уверенности в себе», нами было определено, что 15 % из исследуемых не уверенны в себе, 15 % - скорее не уверенны, чем уверенны, 40 % получили баллы среднего значения. Наблюдения за первыми двумя группами показали, что они беспокойны в ситуациях, связанных с нервным напряжением, что не позволяет им адекватно реагировать на возникающие сложности. У подростков со средним показателем наблюдались определённая уверенность не только в тех аспектах, которые касаются учёбы, но и тех, которые касаются жизненных ситуаций.
Достаточно малочисленные группы составили подростки, которые попали в категорию уверенных в себе и слишком уверенных в себе (20 и 10 % соответственно). Наблюдения за ними показали, что у первых в случаях принятия решений не возникает практически ни каких проблем, вторые же имея завышенные представления о своих возможностях, психологически или интеллектуально не подкреплённых, не рассчитывали своих сил, что приводило к проблемам.
% респондентов
50 40 30 20 10 0
очень неуверен в скорее не уверен, среднее значение уверен в себе слишком
себе чем уверен уверенности самоуверен
Рисунок 1. Показатель уровня уверенности в себе
Возникновение проблем и трудностей в процессе достижения цели, приводит к тому, что у человека актуализируется целый ряд потребностей. Данные потребности, в зависимости от своей иерархии оказывают влияние на внутренние побудительные силы и являются источником формирования самостоятельности. Для определения направленности на достижение успеха или избегания неудачи нами была использована Методика определения направленности личности - на достижение успеха / избегание неудачи (А.А. Реан) [12].
Диагностика направленности личности на достижение успеха / избегание неудачи позволила нам определить, что у 40 % наших исследуемых преобладающей направленностью
является мотивация к избеганию неудачи. Данная направленность снижает проявление самостоятельности. Это связано с тем, что личность не стремится реализовать в полной мере свой внутренний потенциал, так как изначально не мотивирована на достижение успеха.
У 30 % наших респондентов превалирует мотивация к достижению успеха (надежда на успех). Нами было отмечено, что данные дети более активны. Для них характерна большая самостоятельность в принятии решений и достижении поставленной цели. Нами было отмечено, что у них в большей степени проявляется собственная представления по разнообразным темам в процессе взаимоотношения со сверстниками, им трудней навязать чужую точку зрения. В ситуациях критических, они реже, впадают в уныние. 30 % респондентов имеют показатель - мотивационный полюс ярко не выражен (есть тенденция к избеганию неудачи). У данных респондентов, нами наблюдалась тенденция к проявлению самостоятельности в ситуациях, когда вероятность достижения цели была большой. В случае, если могли возникнуть трудности, они чаще отказывались от действий. Беседа с ними показала, что они предпочтут отказаться от достижения цели, если нет гарантии или если требуется приложить максимум усилий. Так, в большинстве своём они говорили: «Зачем «рвать жилы», если не факт, что получится?», «Лучше переключиться на что-то более спокойное и менее энергозатратное?» и т. д.
Для достижения цели нашего исследования, выявления влияния разных типов детско-родительских отношений на формирование самостоятельности в подростковом возрасте, была проведена статистическая обработка данных, направленная на определение зависимости выделенных нами детерминант оказывающих влияние на формирование самостоятельности, от преобладающего типа детско-родительских отношений.
Тесноту связи признаков мы определяли с помощью уравнения линейного коэффициента корреляции, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2
Коэффициенты тесноты связи детско-родительских отношений и признаков влияющих на развитие самостоятельности детей
Принятие -Отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация «Маленький неудачник»
Воля 0,597 0,774 -0,61 -0,174 -0,605
Настойчивость 0,801 0,791 -0,807 -0,455 -0,651
Самообладание 0,625 0,742 -0,575 -0,228 -0,48
Уверенность в себе 0,862 0,838 -0,855 -0,45 -0,691
Направленность на достижение успеха / избегание неудачи 0,887 0,747 -0,81 -0,81 -0,735
Оценка тесноты связи между признаками определялась при помощи шкалы Чеддока:
0.1 < Гху < 0.3: слабая;
0.3 < Гху < 0.5: умеренная;
0.5 < Гху < 0.7: заметная;
0.7 < Гху < 0.9: высокая;
0.9 < Гху < 1: весьма высокая.
Положительность коэффициента показывает прямую связь между признаками (повышения значения одного признака вызывает повышение значения другого), отрицательный - на обратную (повышение значения одного признака вызывает понижение значения другого).
https:// mir-nauki. com
В результате расчётов, нами было определено, что не все типы детско-родительского отношения оказывают однозначное влияние на показатели, которые влияют на развитие самостоятельности детей.
По таблице можно увидеть, что в большинстве своём, для типов детско-родительского отношения «Принятие - Отвержение», «Кооперация», связь с «Волей», «Настойчивостью», «Самообладанием», «Уверенностью в себе» и «Направленностью на достижение успеха/избегание неудачи», высокая, заметная и прямая. Данный факт говорит о том, что преобладание данных типов детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на развитие «Воли», «Настойчивости», «Самообладанья», «Уверенности в себе» и «Направленности на достижение успеха / избегание неудачи». Как мы указывали выше, прямая связь указывает на то, что чем выше уровень значения одного признака, тем выше становится значение другого.
Исходя из результатов статистической обработки, можно сделать вывод, что высокий уровень принятия родителями детей, выражающееся положительным эмоциональным отношением к ребенку, повышает уровень проявления самостоятельности подростка. Отношение к своему ребёнку, как к индивидуальности со стороны родителей, когда они не стараются навязать ему свои интересы и предпочтения, а поддерживают его начинания, помогая ему в достижении его целей, оказывает положительный эффект на формирование личностных качеств, которые в дальнейшем позволяют ребёнку более продуктивно строить свою деятельность, и больше проявлять самостоятельность. У ребёнка формируется положительное представление о результатах его деятельности. Это очень необходимо. Особенно это необходимо в такой трудный период развития ребёнка, как подростковый возраст, когда у него возникают новые интересы и потребности, и ему нужна поддержка и совет взрослых. Однако, по факту, чаще всего у подростка обостряются отношения с родителями.
Проблемы, возникающие в этот период развития между детьми и родителями, приводят к неправильному построению взаимоотношений между ними. Не зная (не понимая) того, как вести себя с подростком, родители стараются воздействовать на него через свой «авторитет». Чаще всего - это принуждение, наказание и другие авторитарные формы воздействия. Всё это усугубляет и без того, достаточно сложную ситуацию, выражаясь в резком негативизме подростка ко всему, что связано со взрослыми. При этом, по ошибочному мнению подростков, их «бунтарство» и есть проявление самостоятельности. Однако, в большинстве своём - это всего лишь одна из форм протеста против «тирании» родителей, их эмоциональной холодности и т. д., что никак не связано с самостоятельностью.
Другой вид отвержения - это абсолютное игнорирование ребёнка, когда его жизнь родителям не интересна и пущена на самотёк. Ребёнок предоставлен сам себе. В подростковом возрасте бесконтрольность жизни ребёнка со стороны родителей может привести к асоциальной направленности развития его личности. Самостоятельные действия подростка в этом случае ни в коей мере нельзя рассматривать как самостоятельность в том понимании, в котором мы её рассматриваем. Кооперация является наиболее желательным стилем детско-родительских отношений. Проявления данного типа детско-родительских отношений, приводит к тому, что родители становятся старшими, более опытными партнёрами ребёнка, которые могут оказать ему помощь и поддержку, при этом учитывая его интересы. Связано это с тем, что, высоко оценивая интеллектуальные и творческие способности ребенка, родитель не стремиться сделать или решить что-то за ребёнка, а позволяет ему это сделать самому. Отношения строятся по типу «попробуй сделай», «постарайся сделать». Самое важное, что в случае, если у ребёнка не получается, родитель поддерживает его словами «в следующий раз получится», «Подумай, что ты сделал не так» и т. д. Родитель поощряет самостоятельность ребенка.
https:// mir-nauki. com
Таким образом, на наш взгляд представляется справедливым, что данные типы детско-родительских отношений оказывают прямое влияние на развитие самостоятельности.
Статистическая обработка полученных в ходе исследования данных, направленная на определение влияния типа детско-родительского отношения «Симбиоз» на развитие «Воли», «Настойчивости», «Самообладания», «Уверенности в себе» и «Направленности на достижение успеха / избегание неудачи» показала обратную связь и заметную связь между данным типом и показателями «Воли», «Самообладания», и высокую, с показателями «Настойчивости», «Уверенности в себе» и «Направленности на достижение успеха / избегание неудачи». Таким образом, можно говорить о том, что чем ниже симбиотические отношения с ребенком у родителей, тем выше уровень формирования его самостоятельности. Это связано с тем, что при низком уровне симбиотических отношений, родители не стремятся удовлетворить все желания и потребности ребенка, что создаёт условие для проявления у него инициативы. Родитель не досаждает ему своей постоянной опекой, тревогой за успехи его деятельности, не вырабатывая у ребёнка негативных эмоциональных переживаний, связанных с деятельностью.
Обратная связь в результате статистической обработки выявлена в отношении влияния на самостоятельность, таких типов детско-родительских отношений как «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник».
«Авторитарная гиперсоциализация» оказывает слабое влияние на формирование «Воли» и «Самообладания»; умеренное на «Настойчивости» и «Уверенности в себе» и высокое на «Направленности личности на достижение успеха / избегание неудачи». На наш взгляд требование родителей от ребенка неукоснительно подчиняться их требованиям не способствует формированию самостоятельности в подростковом возрасте, так как он решается права слова и действия. Не способствует развитию самостоятельности и суровое наказание проявления своеволия ребенком. Соответственно повышение уровня авторитарности родительского отношения снижает уровень развития самостоятельности в подростковом возрасте.
Отношение по типу «Маленький неудачник» оказывает заметное влияние на формирование «Воли», «Самообладания»; «Уверенности в себе», «Направленности личности на достижение успеха / избегание неудачи» и умеренное на формирование «Настойчивости». Стремление родителей приписать несостоятельность ребёнку приводит к формированию у детей представлений о себе как о неудачниках. Все действия таких детей будут направлены на избегание неудачи. Проявление самостоятельности такими детьми будет невозможным, так как родители уже заложили в своём ребёнке представление о не успешности. Возникающие трудности приводят детей в состояние ступора, так как родители постоянно стремились оградить ребёнка от них.
Таким образом, можно говорить о том, что особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на формирование самостоятельности детей.
В результате психодиагностического исследования, проведённого нами, и статистической обработки полученных данных, было выявлено, что преобладание в отношении с детьми эмоционального принятия ребенка таким какой он есть, с его индивидуальностью, желаниями, интересами и т. д., а так же построение отношений по типу «Кооперация», когда родитель проявляет заинтересованность ребёнком, его планами и делами, оказывает положительный эффект на формирование самостоятельности в подростковом возрасте. Высокий показатель по типам детско-родительских отношений «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» - наоборот, отрицательно влияют на формирование самостоятельности в подростковом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская - СПб.: Речь 2003.
2. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум -СПб.: Питер, 2002.
3. Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье: Психолого-педагогические очерки / А.Н. Бардиан - М.: Педагогика, 1972.
4. Афанасьева, Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева - М.: Просвещение, 1995.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина - М.: «Академия», 1999.
6. Леонтьев, Д.А., Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 97-110.
7. Ковалев, А.Г. Темперамент и характер / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Издание 2-е. - М.: ЧеРо, 2002.
8. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий - Челябинск, 1979.
9. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие / Е.И. Рогов - М.: Владос, 1998.
10. Зверков, А.Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) / А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.
11. Меланьин, Д.В. Самоучитель практического гипноза / Д.В. Меланьин - М.: Дельта-Пресс, 2008.
12. Общий психологический практикум: учебное пособие / В.А. Сонин. - М.: Форум, 2015.
Akbayeva Asiyat Magomet-Aminovna
Moscow university for industry and finance «Sinergy» Karachay-Cherkess branch, Cherkessk, Russia E-mail: [email protected]
Koichueva Fatima Khuseevna
Moscow university for industry and finance «Sinergy» Karachay-Cherkess branch, Cherkessk, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
The role of parent-child relationships on the level of independence in adolescence
Abstract. The article is devoted to the problem of the influence of parent-child relations on the formation of independence in adolescence, as the most favorable for the development of personal qualities. The importance of the family in the formation of the personality of a teenager is considered. The concept of "independence" is analyzed. Independence is seen as a quality that allows individuals to take responsibility for their actions and decisions. The article is the result of an empirical study of such qualities of adolescent respondents as will, perseverance, self-control, the degree of self-confidence, the personality's focus on achieving success / avoiding failure, which are considered as determinants of the formation of independence of adolescents. An ambiguous but significant effect of the types of parent-child relationship on these determinants is shown. The authors, on the basis of statistical processing of the data obtained during the diagnostic process, conclude that the predominance of emotional acceptance of a teenager in relation to children has a positive effect on the formation of independence, while high rates on the types of parent-child relationships "Symbiosis", "Authoritarian hyper-socialization" and "Little Loser" have a negative effect on the formation of independence.
Keywords: parent-child relationships; personal development; adolescence; independence; family; age development; types of parent-child relationships; the formation of independence