Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.htmI URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/01PSMN217.pdf Статья опубликована 17.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Аппаев М.Б., Койчуева Ф.Х., Джанкёзова Т.С. Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/01PSMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.95
Аппаев Магомет Билялович
ООО «Центр независимой экспертизы», Россия, Черкесск
Директор
Кандидат психологических наук E-mail: Appaev_m@mail.ru
Койчуева Фатима Хусеевна
НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет» Карачаево-Черкесский филиал, Россия, Черкесск
Профессор
Кандидат психологических наук E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Джанкёзова Тамара Сагитовна
ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная гуманитарно-технологическая академия», Россия, Черкесск
Аспирант
E-mail: dzhankezova777@mail.ru
Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы
Аннотация. Статья является продолжением исследования вопроса влияния вне интеллектуальных компонентов на развитие эмоционально-волевой сферы на уровень развития общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте. В частности, обоснована актуальность исследований влияния особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы. Рассматривая в основе развития общих интеллектуальных способностей тесную связь с компонентами эмоционально-волевой сферы, показывается взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений и этих самых компонентов. Для получения диагностических данных и определение зависимости особенностей детско-родительских отношений и компонентов эмоционально-волевой сферы были использованы результаты исследования полученные при использовании методики диагностики особенностей психического состояния психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин), методики «Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК). Для определения особенностей детско-родительских взаимоотношений был использован опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). В статье приведены показатели тесноты взаимосвязи особенностей детско-родительских отношений с компонентами эмоционально-волевой сферы.
Ключевые слова: особенности психического состояния; психическая активация; интерес; эмоциональный тонус; психическое напряжение; комфортность; воля; волевой
самоконтроль; особенности детско-родительских взаимоотношений; стили детско-родительских отношений
Мир Науки
Современные темпы развития в различных сферах общественной жизни диктуют более высокие требования членам данного общества, чем пару десятков лет назад. На первое место выходит целенаправленное обучение и воспитание высоко эрудированной, духовной личности с высоким потенциалом развития и высокого уровня интеллектуальных способностей.
Существенной и ярко выраженной тенденцией в различных направлениях психологической науки, является изучение участия различных социально-психологических факторов в развитии памяти, мышления, внимания как составных частей интеллектуальных способностей. Составляя в общей совокупности психическую деятельность человека, познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются взаимосвязанными компонентами данной деятельности. Однако при этом, работ, посвящённых именно данному вопросу в психологической науке не так много. Такая же ситуация сложилась в изучении интеллектуальных способностей и влиянии на неё вне интеллектуальных компонентов.
Бесспорно, что исследования направленные на изучение влияния вне интеллектуальных (социально-психологических) факторов на развитие общих способностей на сегодняшний день являются одним из перспективнейших направлений современной психологической теории и практики.
Особый интерес психологической науки на протяжении всего периода её развития вызывал вопрос влияния социальной среды на развитие личности. Современное состояние исследований влияния социальной среды на развитие способностей можно охарактеризовать, с одной стороны, как многогранное, с другой - разрозненное, в плане наличия концептуального фундамента между различными направлениями исследования самой проблематики развития способностей. Отсутствие четкой, общей линии исследования мешает объективности исследований.
С точки зрения личностного подхода, анализ интеллектуальной деятельности предполагает исследование ее в системе жизнедеятельности личности, в которую входит и система социальных отношений.
Так Эльконин Д.Б. отмечает: «Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов». [8; 76] О влиянии общения пишет и Л.Ф. Алексеева: «Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от общения с другими людьми, т.е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека». [1; 5]
На наш взгляд, интерес представляет проблема влияния отношения к ребёнку в семье, как фактора развития базовой основы человеческой психики. В частности эмоционально-волевой сферы и влияния данного компонента на интеллектуальные способности.
Человек является субъектом социальных взаимоотношений, в связи с чем, его общее психическое развитие зависит от того, как будут складываться его отношения с другими людьми. Особое влияние при этом большинством учёных отводится семье. Фундамент человеческих взаимоотношений закладывается именно в ней. В дальнейшем, они влияют на развитие личности и его способностей. Первый опыт общения ребёнок получает сразу после рождения. Эмоциональная связь с матерью играет огромною роль для построения особых отношений с социумом. Правильно выстроенные взаимоотношения родителей с ребёнком является гарантией нормального психического и нравственного его развития, что в дальнейшем
позволяет ему использовать в полной мере свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Результаты многочисленных исследований влияния семейной микросреды на развитие способностей детей указывают на то, что развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы зависит от отношений и способов взаимодействия членов семьи друг с другом.
Практически все ученые педагоги и психологи сходятся во мнении, что главным институтом развития личности является семья. В основу данного убеждения ложится идея того, что приобретаемые ребёнком в семье знания, умения и навыки сохраняются им в течение всей последующей жизни. Большую часть своей жизни человек проводит в лоне семьи, что должно позволить использовать родителями в полной мере воспитательный потенциал. Однако, так уж складывается, что зачастую семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Являясь особенным социальным институтом, семья играет основную, долговременную и важнейшую роль в воспитании, в связи с чем, на протяжении десятилетий, учёные стараются решить вопрос: «Как сделать так, чтобы повысить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное влияние на детей?».
В последнее время одним из важнейших аспектов государственной политики является психическое и физическое благополучия детей в семье. Однако, бурные перемены в современной России, связанные с преобразованиями в экономике, политике социальных отношений, привели также к кризису семьи и семейных отношений. Это выразилось в изменениях функций семьи, сокращение её размеров.
В связи с этим, возникает ряд проблем, которые требуют более глубокого изучения. Среди них, особое значение приобретает проблема: какова роль особенностей детско-родительских отношений в развитии компонентов эмоционально- волевой сферы?
Таким образом, целью нашего исследования: эмпирически установить взаимозависимость особенностей детско-родительских отношений и компонентов эмоционально-волевой сферы подростка.
Объект исследования: психологические особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста.
Предмет исследования: влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы подростка.
Задачи исследования
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Провести диагностическое исследование особенностей детско-родительских отношений и эмоционально-волевой сферы подростков;
2. Определить влияние особенностей детско-родительских отношений на диагностированные компоненты эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования
В процессе проведения исследования предполагалось, что особенности детско-родительских отношений являются детерминирующим фактором в формировании компонентов эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
Мир Науки
Выборка и методы исследования
В исследовании приняли участие 124 учащихся (в 9 классах - 42 учащихся, в 10 классах - 44 учащихся, в 11 классах - 38 учащихся) и 212 родителей исследуемых подростков. Для определения особенностей эмоционально-волевой сферы, нами были использованы: методика диагностики особенностей психического состояния психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин), методика «Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК)». Для определения особенностей детско-родительских взаимоотношений был использован опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Являясь первым сообществом, с которым сталкивается ребёнок, семья закладывает фундамент нормального физического, психического и социального развития. Являясь на начальном этапе жизни критерием физического и эмоционального комфорта, родительская любовь по мере взросления начинает всё больше выполнять развивающую функцию. Кошелева А.Д. отмечает: «Главное требование к семейному воспитанию - требование любви, понимания, принятия ребенка. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека». [9; 88]
Большинство учёных сходятся во мнении, что общение со взрослыми важно для психического развития и психического здоровья ребенка. Именно через взаимоотношения с близкими ребенок познаёт окружающий мир, овладевает предметами и орудиями деятельности и постигать достаточно сложную систему межличностных взаимоотношений. Об этом говорит и то, что в психологии, на основе длительных наблюдений различных учёных, появилось такое понятие как «госпитализм», которое было введено австро-американским психоаналитиком Рене Арпад Шпицем, в 1945 году «для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки». [11]
Применяясь первоначально к детям- сиротам, воспитывающимся в доме малютки или интернатах. Р. Шпиц указывал на то, что обстановка в данных заведениях оказывает неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. [6] Последующие исследования учёного показали, что синдром «госпитализма» возникает и при очень высоком уровне организации детского учреждения.
Исходя из этого, Шпиц пришёл к выводу, что данный синдром связан с результатом психоэмоционального одиночества. То есть «синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой». [7]
Таким образом, эмоциональное взаимодействие со взрослыми, которого лишены дети в условиях детских заведений для оставленных родителями, ложится в основу процесса развития.
Исследования, проведённые психологами, в дальнейшем показали, прямую зависимость между любовью родителей и полноценным развитием ребёнка.
В семье складывается эмоционально-нравственный опыт детей. Именно от взаимоотношений членов семьи в значительной мере зависит уровень и содержание эмоционально-волевого и социально-нравственного развития ребенка. Многие учёные говорят о том, что в жизни ребёнка выступает как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного фактора развития эмоционально - волевой сферы. Кошелева А.Д. отмечает, что «... в семье ребенок приобретает первый эмоциональный опыт, и он может быть очень разным». [9; 9]
Исходя из этого следует, что развитие эмоционально - волевой сферы ребенка зависит от того стиля общения, который выбирает родитель для воспитательного процесса.
Это представляется немаловажным, так как в процессе развития, как мы писали ранее, эмоциональные и волевые процессы включаются вместе с познавательными в познавательную деятельность. В данном аспекте, эмоционально-волевой сфере отводится роль регулирующего компонента.
Бесспорным остаётся тот факт, что эмоции играют достаточно важную роль в жизнедеятельности человека. Познание окружающей действительности сопровождается тем или иным эмоциональным состоянием. Это же относится и к любому виду деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми и к другим процессам. Помимо этого, сами эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются.
Безусловно, тип родительского отношения, будет влиять на интеллектуальное, личностное и социальное развития ребенка, в части создания положительной или отрицательной эмоциональной направленности. Для нас наиболее интересным в рамках нашего исследования будет определения влияния тех или иных типов родительского отношения на эмоционально-волевую сферу ребёнка, как фактора развития интеллектуальных способностей.
В основу потенциала семьи, который влияет на развитие ребёнка ложится образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность и другие критерии.
Совокупность данных критериев выстраивает определенные типы отношения к ребёнку. «Родительское отношение» - это те отношения, которые характеризуют взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость родителей и детей. Процесс реализация данных отношений, это не одностороннее воздействие родителя на ребёнка, а поддержание контакта с ребенком, формы контроля, воспитание своим примебром и поддержкой. Овчарова Р.В. отмечает: «Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы». [3; 78]
Успешное взаимодействие, забота и реальные ожидания, возлагаемые на детей, дают хорошие возможности для более высокого уровня развития эмоционально-волевой сферы. Положительная эмоциональная атмосфера в семье создают условия для более высокого уровня развития интеллектуальных способностей.
Для нормального воспитания детей и формирования его личности, родители должны понимать внутренний мир своего ребенка, видеть происходящие в его душевном мире изменения. Для нормального развития личности ребёнка, родительский стиль общения должен строится на почве любви и уважения. Немаловажное значение имеет и учёт индивидуального пространства, которое должно рассматриваться как рациональное вмешательство в него. Учёт данного пространства позволяет установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции при общении с детьми способствует более эффективно использовать воспитательные воздействия. В этом плане, конечно же имеет значение педагогическая компетентность родителей, включающая знания, умения и навыки, которые позволяют выбрать оптимальную стратегию воспитания ребёнка.
Так как родители в течение всего периода детства являются основными источниками восприятия нравственных ценностей, то личный пример для воспитания детей имеет важное значение. «Основной ошибкой, - писал Л.Н. Толстой - является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием». [5; 113]
С целью определения особенностей детско-родительских отношений, в процессе исследования нами была проведена диагностика родительского отношения с помощью
опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Это требовалось для дальнейшего изучения и выявления влияния «... преобладающего типа системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков на развития эмоционально-волевой сферы». [4]
В результате диагностики выявлялось проявление того или иного родительского отношения, которое выражалось в пять шкалах:
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает принятие или отвержение родителем ребёнка. На одном полюсе стоит эмоциональное состояние родителя выражающиеся в уважении индивидуальности ребенка, симпатии к нему, что приводит к большей поддержке ребёнка, его планов и интересов. На другом восприятие ребенка неприспособленным, что в большинстве случаев вызывает у родителей досаду. «Отвержение» приводит к разрушению эмоциональной связи с ребёнком.
2. «Кооперация» - это наиболее эффективные и социально желательные взаимоотношения родителей и детей, характеризующее родителей как субъектов, заинтересованных в достижениях ребенка и старающихся помочь ему. Данный тип родительского отношения способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
3. «Симбиоз» - шкала отражает тесноту связи родителя и ребёнка («... родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни» [4]).
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - характеризуется формой контроля. Может принимать болезненные формы, когда родители требуют от ребенка подчинения, послушания и дисциплины. Ребёнок ставится в жёсткие дисциплинарные рамки, нарушение которых сурово наказываются.
5. «Маленький неудачник» - показывает уровень восприятия и понимания ребенка. Родители с высоким показателем данной шкалы стремятся инфантилизировать ребенка. В их представлении ребенок не приспособлен к социальной действительности и подвержен влиянию. Это приводит тому, что родитель стремится всеми силами оградить ребенка от трудностей жизни.
Результаты которой приведены в таблице 1. В исследовании принимали участие 212 родителей детей, принимавших участие в исследовании.
Таблица 1
Процентное распределение типов родительского отношения (составлена авторами)
№ Стиль отношения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Принятие - Отвержение 6,25 84,37 9,38
2 Кооперация 93,75 6,25 -
3 Симбиоз 9,38 65,63 24,99
4 Авторитарная гиперсоциализация 12,5 31,25 56,25
5 «Маленький неудачник» 50 50 -
По таблице можно увидеть, что преобладающим типом детско-родительского отношения среди родителей, в результате диагностики оказалась кооперация. Данный тип был выявлен у 93,75% родителей. На наш взгляд, эти показатели несколько на фоне высоких показателей кооперации, у 50% родителей был выявлен высокий уровень типа «маленький неудачник», который характеризуется отношением родителей к своим детям, стремлением инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. В сознании родителей, такой ребёнок предстаёт неуспешным, несостоятельным и подверженным
Мир Науки
дурному влиянию. Это приводи к тому, что родители стремятся взять под контроль его действия и деятельность. У 84,37% родителей детей данной группы был диагностирован средний уровень принятия ребёнка, у 6,25% - высокий уровень и 9,38% - низкий. У 65,63% родителей выявлен средний уровень по типу «Симбиоз».
Высокие баллы по шкале «Кооперация» являются признаком искреннего интереса взрослого к тому, что делает ребёнок. Для таких родителей характерно высоко оценивать способности и умения своего ребенка, поощрение самостоятельности и инициативности, при этом оказывая помощь ребёнку в процессе его развития.
Высокие показатели, которые были нами, получены по шкале «Принятие - отвержение» говорят о том, что у родителей, участвовавших в исследовании, ярко выраженно положительное отношение к ребенку. Они стараются принимать ребенка таким, какой он есть, проявляя уважение к его индивидуальности, оказывая поддержку в его начинаниях и одобряя его интересы. Данные родители уделяют достаточно времени ребёнку.
Низкие показатели свидетельствуют о том, что взрослый нее испытывает положительных чувств к ребёнку. У него преобладают нейтральные или отрицательные чувства. Общение с ребёнком вызывает досаду и злость. В процессе общения, считая ребенка неудачником, взрослый закладывает данное представление в сознание ребёнка, что приводит в дальнейшем к возникновению проблем у детей при достижении целей или решении определённых задач.
В противоположность этому, низкие баллы по данной шкале свидетельствуют об отсутствии у родителя веры в компетентность ребёнка.
Шкала «Симбиоз» показывает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Пари высоких балах полученных родителями в ходе диагностики, можно говорить о том, что он не устанавливает достаточно большую дистанцию между собой и ребёнком в процессе взаимоотношений и стремится удовлетворять его основные (разумные) потребности. В противоположность этому, низкие баллы - это признак установления взрослым значительной психологической дистанции между собой и ребенком.
Шкала «Авторитарная гиперсоциализация», при высоких показателях характеризует родителя как слишком авторитарного по отношению к ребенку. Данные родители требуют безоговорочного подчинения детей и исполнения всех предъявляемых им к ребёнку требований. Данный тип взаимоотношений приводит к подавлению воли. В свою очередь низкие баллы показывают безответственное и бесконтрольное отношение к ребёнку, что так же может привести к негативным последствиям.
Высокие баллы по шкале «Маленький неудачник» характеризуют отношение родителя к ребёнку как к маленькому неудачнику, несмышленому существу. Родитель оценивает интересы и мысли ребёнка как несерьёзные и не требующие особого внимания, что приводит к игнорированию чувств ребёнка. При получении низких баллов по данной шкале, родитель характеризуется как человек воспринимающий неудачи ребенка как случайные и временные.
Для диагностики эмоционально-волевой сферы нами была использована методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин), где степень выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высокая», «средняя» и «низкая». В таблице 2 показаны итоговые результаты по данной методике.
Таблица 2
Итоговые показатели по методике диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганский-Немчин)
(составлено автором)
Степень выраженности Высокая Средняя Низкая
Психическая активация - 80,8 19,2
Интерес - 91,13 8,87
Эмоциональный тонус 50 50 -
Напряжение - 61,5 38,5
Комфортность 50 50 -
Как мы отмечали в предыдущей статье, «... индивидуальная характеристика психической активации личности, реализуется в его деятельности». [2] Она влияет на уровень напряжения. Высокий показатель психической активации проявляются активностью в деятельности. Интерес, являясь основой потребности в познании, т.е. познавательной потребности формирует общий вектор направленности субъекта на сознательное восприятие целей и задач деятельности, позволяя личности более объективно и полно отражать действительность. Особо следует отметить, что интерес имеет достаточно сильную связь с эмоциональной сферой и оказывает существенное влияние на мотивационные процессы, на длительность и интенсивность процессов преодоления проблем и трудностей, возникающих при осуществлении деятельности. Эмоциональный тонус является фактором, позволяющим мобилизовать энергетические ресурсы организма. Это является необходимым при осуществлении эмоциональных функций, и обуславливают внутреннюю регуляцию поведения. Так как в основе любого вида деятельности лежит достижение определённых, значимых для личности целей, то закономерным является то, что эмоциональный тонус обеспечивает усиление побудительных сил. Для напряжения, как психического состояния, характерно ощущение общего дискомфорта, тревоги, страха. Все эти сопутствующие состояния отходят на второй план, при правильном использовании человеком своих внутренних ресурсов, что существенно изменяет отношение к ситуации и позволяет правильно выстраивать деятельность. Однако, это всё возможно при наличии достаточно высокого уровня мотивации, значимости цели и т.д. К сожалению, при отсутствии данных факторов, происходит не только ломка мотивационных конструкций структуры деятельности, но и дезорганизация деятельности. И наконец, говоря о комфортность, которое следует рассматривать как особое психическое состояние, характеризуемое состоянием благополучия, покоя, гармонии, следует указать, что оно достаточно тесно связано с получением удовлетворения потребностей в процессе деятельности. Здесь особо следует отметить, что уровень комфортности связан с положительным соотнесением результата деятельности с ожидаемым идеальным образом. [2]
С целью определения уровня волевого самоконтроля, нами был использован опросник ВСК. В таблице 3 приведены результаты диагностики по данному опроснику.
Таблица 3
Итоговые показатели по опроснику волевого самоконтроля (составлено автором)
Субшкалы Высокий Низкий
Воля 59,68% (74 чел.) 40,32% (50 чел.)
Настойчивость 63,71% (79 чел.) 36,29% (45 чел.)
Самообладание 61,29 (76 чел.) 38,71% (48 чел.)
Определяясь как сознательная саморегуляция поведения, воля является преднамеренной мобилизацией поведенческой активности для достижения целей.
Результатом любого волевого действия является или достижение определённой цели, или оценка человеком своих действий и формирование навыков и умений.
Из таблицы видно, что у большинства респондентов диагностировано преобладание высокого уровня волевого самоконтроля.
С целью определение зависимости компонентов эмоционально-волевой сферы детей от особенностей детско-родительских отношений нами была проведена математическая обработка полученных в ходе диагностики данных при помощи расчёта множественного коэффициента корреляции (R), который характеризует «... тесноту линейной связи между одной переменной и совокупностью других рассматриваемых переменных». [10]
Нами было определено, как влияют факторы «Принятие - отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гаперсоциализация», «Маленький неудачник» выявленные у родителей, на «Психическую активацию», «Интерес», «Эмоциональный тонус», «Напряжение», «Комфортность», «Волю», «Настойчивость» и «Самообладание».
Множественный коэффициент корреляции может принимать отрицательные значения.
R не может быть использован для интерпретации направления связи. При значении R близком к 1, уравнение регрессии лучше описывает фактические данные, и факторы сильнее влияют на результат. При значении R близком к 0 уравнение регрессии плохо описывает фактические данные, и факторы оказывают слабое воздействие на результат.
Однако, нами так же был проведен анализ при помощи метода корреляционного анализа Пирсона, с целью выявить, на сколько каждый тип родительских взаимоотношений по отдельности влияет на компоненты эмоционально- волевой сферы. В таблице 4 приведены полученные результаты.
Таблица 4
Показатели тесноты связи и их значимости эмоционально-солевой сферы и типов родительских взаимоотношений (составлена авторами)
Частные коэффициенты корреляции
Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Ма не ленький удачник коэффициент корреляции
rxy значимость rxy значимость rxy значимость rxy значимость rxy значимость
Психическая активация 0,247 0,95 -0,345 1,31 0,076 0,29 -0,031 1,24 -0,032 0,12 0,713
Интерес 0,596 2,77 0,231 0,89 0,36 1,44 -0,55 2,47 -0,585 2,7 0,971
Эмоциональный тонус 0,576 2,64 0,182 0,69 0,45 1,88 -0,449 1,88 -0,579 2,66 0,986
Напряжение 0,217 0,83 0,053 0,2 0,25 0,97 -0,095 0,36 0,012 0,04 0,988
Комфортность 0,518 2,27 -0,1 0,37 0,321 1,27 -0,494 2,13 -0,497 2,14 0,97
Воля 0,909 8,16 0,401 1,64 0,748 4,22 -0,714 3,84 -0,811 5,19 0,995
Настойчивость 0,869 6,57 0,402 1,64 0,755 4,31 -0,733 4,04 -0,795 4,91 0,924
Самообладание 0,773 4,56 0,28 1,09 0,625 2,99 -0,898 7,63 -0,664 3,33 0,94
По таблице можно сказать, что при критическом значения коэффициента Стьюдента (^ критерия) доверительной вероятностир=0.05, которое равно 1.9759, по отдельности показатели форм родительского отношения к детям не значимо влияют на эмоционально-волевую сферу детей. Однако, множественный коэффициент корреляции R близок к 1, что говорит о влиянии совокупности данных факторов на неё.
Таким образом проведённые статистические процедуры позволяют говорить о том, что совокупность проявляемых особенностей родительского отношения к детям оказывает достаточно значимое влияние на эмоционально-волевую сферу детей, что говорит о влиянии данных факторов на неё.
Выводы
Исходя из эмпирического исследования, можно сделать вывод, что семья является ведущим институтом развития и формирования личности. Внутри данного института, закладываются и развиваются многие компоненты человеческой натуры. Большую часть своей сознательной жизни человек находится под влиянием семьи.
Мир Науки
Разнообразие детско-родительских взаимоотношений, их особенности приводят к неоднозначности развития детей. В особенности это касается эмоционально-волевой сферы. Преобладание того или иного типа взаимоотношений по-разному могут влиять на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Несмотря на незначимость влияния диагностируемых типов отношений по отдельности на данную сферу ребёнка, при математической обработке, следует отметить, что совокупность используемых родителями типов оказывает достаточно значимое влияние на развитие таких компонентов эмоционально-волевой сферы как: психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение, комфортность, воля, настойчивость, самообладание.
На наш взгляд, родителям следует при любом типе организации семенных отношений, учитывать, прежде всего, основные потребности своих детей, что позволит в различных ситуациях, возникающих при воспитании, правильно подбирать тот или иной тип взаимоотношений.
Эмпирическое исследование позволяет говорить нам о том, что особенности детско-родительских отношений являются детерминирующим фактором в формировании компонентов эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
Полученные в ходе исследования результаты, позволит в дальнейшем подобрать правильную направленность коррекции детско-родительских отношений при разработке программы социально-психологического сопровождения детей направленной на развитие эмоционально - волевой сферы, а в частности, на формирование навыков эмоционально -волевого регулирования для повышения через них интеллектуальных способностей.
Дальнейшие исследования, в частности разработка экспериментальной программы и её внедрение, позволят определить, насколько социально-психологические детерминанты в которые будут включены компоненты эмоционально - волевой сферы, могут влиять на развитие общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.Ф. Коммуникация - форма активности человека. - Томск: ЦНТИ, 2003. - 184 с.
2. Аппаев М.Б., Джанкёзова Т.С. Влияние эмоционально-волевой сферы на уровень общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте // Интернет-журнал «Мир науки» Том 4, номер 4 (июль - август) 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/11PSMN416.pdf.
3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 319 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
6. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста / Пер. с англ. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2015. 159 с.
7. Шпиц Р.А. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. - М.: Академический проект, 2006. - 352 с.
8. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. 168 с.
9. Эмоциональное развитие дошкольника // Под ред. Кошелевой А.Д. - М: Просвещение 1985. - 176 с.
10. http://math.semestr.ru/regress/multiple-correlation.php.
11. http://prosindrom.com/psychopathological/gospitalizm.html.
Мир Науки
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Appaev Magomet Bilyalovich
Center for independent examination, Russia, Cherkessk E-mail: Appaev_m@mail.ru
Koichueva Fatima Khuseevna
Moscow financial and industrial university Karachay-Cherkess branch, Russia, Cherkessk E-mail: tadzhubaeva.fari2014@yandex.ru
Dzhankezova Tamara Sagitovna
Karachay-Cherkess state humanitarian and technological academy, Russia, Cherkessk
E-mail: dzhankezova777@mail.ru
The influence of parent-child relationship to the components of emotional and volitional
Abstract. Article is continuation of a research of a question of influence of extra intellectual components on development of the emotional and strong-willed sphere on the level of development of the general mental abilities at teenage age. In particular, relevance of researches of influence of features of the child parental relations on components of the emotional and strong-willed sphere is proved. Considering close connection with components of the emotional and strong-willed sphere at the heart of development of the general mental abilities, the interrelation of features of the child parental relations and these components is shown. For obtaining diagnostic data and definition of dependence of features of the child parental relations and components of the emotional and strong-willed sphere the results of a research received when using a technique of diagnostics of features of a mental condition of mental activation, interest, an emotional tone, tension and comforts (Kurgansky-Nemchin) of a technique "Diagnostics of strong-willed self-checking (VSK questionnaire) have been used. For definition of features of child parental relationship the questionnaire of the parental relation (A.Ya. Varga, V.V. Stolin) has been used. Indicators of narrowness of interrelation of features of the child parental relations with components of the emotional and strong-willed sphere are given in article.
Keywords: peculiarities of mental state; mental activation; interest; emotional tone; mental tension; comfort; will; strong-willed self-control; features of child-parent relationships; styles of child-parent relations
REFERENCES
1. Alekseeva L.F. Communication - a form of activity of the person. - Tomsk: TsNTI, 2003. - 184 pages.
2. Appayev M.B., Dzhankyozova T.S. Influence of the emotional and strong-willed sphere on the level of general mental abilities at teenage age // the Online magazine "Mir Nauki" Volume 4, number 4 (July - August) 2016 [An electronic resource] the access Mode: http://mir-nauki.com/PDF/11PSMN416.pdf.
3. Ovcharova R.V. Psychological maintenance of a roditelstvo. - M.: Institute of Psychotherapy, 2003. - 319 pages.
4. E. I's horns. The reference book of the practical psychologist in education: Education guidance. - M.: Владос, 1996. - 529 pages.
5. Tolstoy L.N. Pedagogical compositions. - M.: Pedagogics, 1989. - 544 pages.
6. R. A spitz-dog. Psychoanalysis of early children's age / Lane with English - M.: Canon + ROOI "Rehabilitation", 2015. 159 pages.
7. R.A spitz-dog. First year of life. A psychoanalytic research of the normal and deviating development of the object relations. - M.: Academic project, 2006. - 352 pages.
8. Elkonin B.D. Introduction in development psychology. - M.: Trivola, 1994. 168 pages.
9. Emotional development дошкольника // Under the editorship of Kosheleva A.D. - М: Education of 1985. - 176 pages. http://math.semestr.ru/regress/multiple-correlation.php.
10. http://prosindrom.com/psychopathological/gospitalizm.html.