Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ОБЛАДАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ОБЛАДАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрынникова Нина Валерьевна

В статье дано понятие и характеристика младшего подросткового возраста, его психологических характеристик. Рассмотрены психологические особенности личности и поведения подростков, охарактеризована ведущая деятельность в данном возрасте. Также уделено внимание способам взаимодействия родителей с подростками и улучшению качества детско-родительских отношений. Объектом данного исследования выступал младший подростковый возраст. Предметом - процесс оптимизации детско-родительских отношений с ребенком-подростком. Целью исследования стало выявление особенностей процесса оптимизации детско-родительских отношений с ребенком-подростком. Задачей исследования стало проведение анализа источников в области психологических особенностей подросткового возраста и детско-родительских отношений. Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, гипотетико-дедуктивный метод, метод наблюдения и метод моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скрынникова Нина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PARENTS WITHOUT PROFESSIONAL KNOWLEDGE IN THE SPHERE OF UPBRINGING CHILDREN

The article presents the concept and features of younger adolescence, its psychological features. The psychological features of a personality and behavior of adolescents are considered, the main activity at this age is characterized. Attention is also paid to ways of interacting with adolescents and improving the quality of parent-child relationships. The object of this study is the younger adolescence. The subject is the process of optimizing parent-child relationships with a teenage child. The aim of the study was to identify the features of the process of optimizing parent-child relationships with a teenage child. The objective of the study was to analyze the sources in the field of psychological characteristics of adolescence and parent-child relationships. The following research methods were used: theoretical analysis of literature, hypothetical-deductive method, observation method and modeling method.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ОБЛАДАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-115-121 УДК

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ОБЛАДАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Нина Валерьевна Скрынникова

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дано понятие и характеристика младшего подросткового возраста, его психологических характеристик. Рассмотрены психологические особенности личности и поведения подростков, охарактеризована ведущая деятельность в данном возрасте. Также уделено внимание способам взаимодействия родителей с подростками и улучшению качества детско-родительских отношений. Объектом данного исследования выступал младший подростковый возраст. Предметом - процесс оптимизации детско-родительских отношений с ребенком-подростком. Целью исследования стало выявление особенностей процесса оптимизации детско-родительских отношений с ребенком-подростком. Задачей исследования стало проведение анализа источников в области психологических особенностей подросткового возраста и детско-родительских отношений. Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, гипотетико-дедуктивный метод, метод наблюдения и метод моделирования.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, детско-родительские отношения

Для цитирования: Скрынникова Н.В. Особенности становления психолого-педагогической компетентности родителей, не обладающих профессиональными знаниями в сфере воспитания детей//Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 115-121.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-115-121

Originalarticle

FEATURES OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PARENTS WITHOUT PROFESSIONAL KNOWLEDGE IN THE

SPHERE OF UPBRINGING CHILDREN

Nina V. Skrynnikova

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD:https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 e-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the concept and features of younger adolescence, its psychological features. The psychological features of a personality and behavior of adolescents are considered, the main activity at this age is characterized. Attention is also paid to ways of interacting with adolescents and improving the quality of parent-child relationships. The object of this study is the younger adolescence. The subject is the process of optimizing parent-child relationships with a teenage child. The aim of the study was to identify the features of the process of optimizing parent-child relationships with a teenage child. The objective of the study was to analyze the sources in the field of psychological characteristics of adolescence and parent-child relationships. The following research methods were used: theoretical analysis of literature, hypothetical-deductive method, observation method and modeling method.

Keywords: early adolescence, child-parental relations

For citation: SkrynnikovaN.V. Features of the formation of psychological and pedagogical competencies of parents without professional knowledge in the sphere of upbringing children. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. P. 115-121. (InRuss.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-115-121

Благодарность: Хочу выразить искреннюю благодарность Игнатович Светлане Сергеевне за мягкое направление и побуждение меня к написанию данной статьи, отражающей мой личный опыт, а также Вавилкиной Наталье Викторовне за помощь в публикации и внимательное отношение ко мне как автору.

Acknowledgments: I would like to express my sincere gratitude to Ignatovich Svetlana Sergeevna for the gentle direction and encouragement of me to write this article, reflecting my personal experience, and also to Vavilkina Natalia Viktorovna for her help in publishing and her attentive attitude towards me as an author.

Бухгалтерский учет, как можно прочитать в словарях, наука сухая и строгая -упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации. Собирай данные, регистрируй и обобщай, терпение и усидчивость очень важны для такого специалиста, также как и логический склад ума, желание во всем разобраться и

упорядочить. Именно это желание разобраться в тонкостях взаимодействия со своим ребенком, понять психологические особенности человека, в том числе и растущего, привело нас в психологию и педагогику.

Психология, как наука о душе, и педагогика, как искусство воспитания, на наш взгляд, тесно связаны. Знание и понимание процессов, происходящих в психике ребенка, а также закономерностей его психологического развития, особенностей прохождения возрастных кризисов дает родителям информацию о внутреннем мире своего ребенкаи оказывает неоспоримую помощь в его воспитании. Так сложилось, что все мы, проживая определенные периоды своей жизни, проходим череду типовых проблем, которые, в свою очередь, изучает психологическая наука. Использование этих знаний может оказать неоценимую помощь в воспитании ребенка и налаживании с ним теплых, доверительных отношений, способствующих развитию гармоничной личности.

В данный момент нас интересуют психологические и личностные особенности младшего подросткового возраста, тем самым мы причисляем себя к исследователям, которые работали и работают над этими вопросами. Согласно Л.С. Выготскому [1], подростковый возраст это - переходный период развития между детством и взрослостью от 11-12 до 16-17 лет, который характеризуется множеством изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Происходит интенсивный рост, увеличивается масса тела, интенсивно (быстрее, чем мышцы) растет скелет, развивается сердечнососудистая система, происходит половое созревание. Последнее у подростков характеризуется такими проявлениями, как чрезмерная обидчивость, резкость, раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость.

Происходит созревание всех структур мозга и следом за ним по цепочке претерпевает изменения психологическое развитие и формирование личности. Таким образом, физиологические изменения растущего организма, влияют на психическое развитие подростка скорее опосредованно, в процессе социальной и культурной жизни. Именно в этот непростой период, ранее послушный ребенок, пытается выйти из родительского контроля, высказывая свое мнение о политике, организации учебной деятельности в школе, моде и межличностных отношениях. Родителям очень важно находить компромиссы, выражать внимание к мнению подростка, поскольку иногда выносимые взрослыми выводы и суждения, кажутся им нешаблонными и выходящими за рамки обывательского мнения.

Связано это во многом с тем, что подросток в этот период ищет себя, да и картина социальной действительности общества постоянно меняется.

В этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, уточнение границ и сфер интересов и увлечений. При этом расширяется спектр познавательной деятельности, становится интересным многое, выходящее за рамки повседневной жизни. Подростков в этот период начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, жизни и смерти, политические и социальные темы, возможности познания мира. Также появляется способность мыслить логически, оперировать абстрактными категориями, фантазировать. Общение со сверстниками становится очень важным, т.к. именно через интимно-личностное общение подросток имеет возможность проявить себя и сформировать нормы поведения в обществе. Происходит также формирование подростковых групп, удовлетворяющих потребность в принадлежности. Формируется самооценка и возникает желание принять на себя права и обязанности взрослых.

Многие родители, полагаем, замечали в этот период у своих детей снижение интереса к учебной деятельности и направление вектора внимания в сторону активного межличностного общения. Иногда это может настораживать и приводить к конфликтам между родителями и детьми. В моменты подобных конфликтов родителю желательно сохранять эмоциональную устойчивость, помня кто в этом диалоге взрослый, а кто ребенок, учитывая, что порой физиологически взрослеют наши подростки очень быстро. Одна мама, глядя на двенадцатилетних дочерей, назвала их «тетки». Внешне это может выглядеть именно так. А фактически - это наши дети: растущие, ищущие себя и идущие порой очень решительными шагами в направлении своих взрослых прав, минуя взрослые обязанности. В общении с ребенком и подростком может хорошо помочь навык активного слушания, описанный Ю.Б. Гиппенрейтер [2]. Состоит он в том, что в беседе необходимо «возвращать» ребенку то, о чем он вам поведал, проговаривая его слова и обозначая чувства. При всей своей простоте, этот метод не оставит ребенка наедине со своими переживаниями и покажет ему, что родитель понимает ситуацию ребенка.

Говоря об утрате интереса к учебной деятельности, надо отметить, что выдающийся отечественный педагог и психолог Д.Б. Эльконин [3] считал ведущей деятельностью подростка интимно-личностное общение, направленное на познание себя, человека и межличностных отношений, а также на усвоение норм социального поведения. Таким образом, такое поведение является в определенной степени нормативным в развитии подростка, так как не всегда учеба становится для школьников деятельностью, в процессе которой формируется личность. Это происходит потому, что школьная учеба в основе построена на долженствовании, таким образом, при котором занятия по большей части являются принудительными в отсутствии смысла для многих ребят.

Процесс воспитания в деятельности при этом имеет свои особенности. Действие, если оно инициировано директивной командой старшего, давлением педагога или родителя без участия ребенка, не имеет никакого отношения к воспитанию. Оно воспринимается подростком как временная необходимость без всякого смысла. Подросток чувствует себя исполнителем, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не нужно, так происходит снижение интереса и мотивации. В этом случае у подростка нет осмысления действия и психологически это понятно, поскольку речь идет о смысле деятельности, а представление о ее цели отсутствует.

В результате поведение подростка оказывается реактивным и ситуативным, зависящим от сиюминутных мотивов и побуждений, соответствующих выполнению указанных операций, действий и задач, при отсутствии общей цели. Лишь участвуя в развернутой, в том числе и семейной деятельности, включающей все этапы: планирование действий, их организацию, выполнение задач, обсуждение результатов, а также разнообразное общение в референтной группе, подросток получает возможность осознания смысла данной деятельности. Говоря о семейном воспитании в этот период важно присутствие добровольности, то есть привлечение подростков к обсуждению совершения домашних дел и совместного отдыха, участие в их планировании. Именно на этой основе будут формироваться смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и, в итоге, направленность личности [4].

В воспитании подростка важно придерживаться чувства меры: с одной стороны любовь, участие и понимание необходимы для физического и психического развития подростка, а с другой - гиперопекающее отношение расслабляет ребенка, мешает процессам здоровой сепарации и взросления.

Е. Капцова выделяет ряд особенностей воспитания подростка в семье:

1) эмоциональное принятие ребенка. Под этим понимается, безусловно, положительное отношение к подростку вне зависимости от собственных ожиданий родителей и успехов подростка. Таким образом, принимающие родители эмоционально понимают подростка и своевременно реагируют на его потребности, тем самым они создают у него внутреннюю уверенность в том, что он нужен, важен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными качествами для достижения своих целей;

2) заинтересованность родителей в жизни подростка. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, по тому насколько родители проявляют интерес к его жизни, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать необходимую помощь. Родителям нужно стараться больше разговаривать с подростком, рассказывать о своей работе, обсуждать с ними его дела, знать его интересы и заботы. Рассказывая подростку о своей жизни, родители не только обогащают его жизненный опыт, но и дают подростку почувствовать себя взрослым;

3) эмпатичное отношение как способ родителей слушать, понимать и сопереживать. Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без нотаций и сарказма. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье;

4) соблюдение доверительных и открытых отношений с подростком. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и, в свою очередь, влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию;

5) эмоциональная устойчивость и умение управлять гневом. Родителям не стоит раздражаться и проявлять агрессивность в разговоре с подростком, нужно сохранять спокойствие и сдержанность. Грубость, злость и несдержанность родителей может вызывать ответную реакцию. Нужно постараться отнестись к подростку с уважением и помнить о его ранимости и уязвимости;

6) понимание истинных мотивов поведения подростка. Родители смогут помочь подростку только тогда, когда он осознает, что он понят и не безразличен родителям. Родители должны чувствовать ребенка и принимать его и его проблемы такими, какие они есть. Только тогда ребенок откроется и решит изменить свое поведение в лучшую сторону;

7) организация совместной деятельности. Это могут быть совместные дела, путешествия, поездки за город. Такой способ помогает семье сблизиться, поднимает самооценку подростка, когда он осознает, что с родителями можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности подростка, будет способствовать ее гармоничному развитию [5, с.72].

Таким образом, становление психолого-педагогической компетентности родителей при рассмотрении особенностей подросткового возраста позволяет нам более эффективно налаживать коммуникацию с подростками, строить дове-

рительные и открытые отношения, а также понимать истинные мотивы подросткового поведения. Все вышеуказанные факторы способствуют развитию личности подростков, а также формированию гармоничных детско-родительских отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? - М.:АСТ: Астрель, 2010. -238с.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред., сост. Б.Д. Эльконин., М.: Издательский центр «Академия», 2004., 384 с.

4. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Институт практической психологии, 1997., 256 с.

5. Капцова Е. В. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации / Е. В. Капцова. - М. : Генезис, 2002. - 169 с.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Pedology of a teenager. Collected works: In 6 volumes, Moscow, 1984.

2. Yu. B. Gippenreiter. Communicate with the child. How? M.: AST: Astrel, 2010. 238s.

3. Elkonin D. B. Child psychology: Textbook. Manual for students. higher. studies. ed., comp. B. D. Elkonin., Moscow: Publishing Center "Academy", 2004., 384 p.

4. Lishin O. V. Pedagogical psychology of education. Textbook for school psychologists and teachers. Ed. by D. I. Feldshtein, M.: Institute of Practical Psychology, 1997., 256 p .

5. Kaptsova E.V. Features of self-consciousness of adolescents with different perceptions of the family situation. E.V. Kaptsova. M.: Genesis, 2002. 169p.

Информация об авторе: Скрынникова Нина Валерьевна, магистрант кафедры педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия

ORCID iD:https://orcid.org/0000-0002-1501-0805 e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Игнатович Владлен Константинович - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Skrynnikova Nina Valerievna, Department of Pedagogy

and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies,Kuban

State University, Krasnodar, Russia

ORCID iD:https://orcid.org/0000-0002-1501-0805

e-mail: [email protected]

Scientific adviser: V.K. Ignatovich - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила вредакцию / The article was submitted: 17.02.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

©Скрынникова Н.В.2021 ©«Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.