Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / акцентуации характера / профессиональное самоопределение / диагностика / профессиональный тип / teenager / character accentuations / professional self-determination / diagnostics / professional type

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ю.А. Наумова

В статье представлены результаты комплексного исследования взаимосвязи акцентуаций характера и профессионального самоопределения подростка, респондентами которого были школьники с пятого по одиннадцатый класс общеобразовательных школ. Было выдвинуто предположение, что существует связь между акцентуированными чертами характера и профессиональным самоопределением детей подросткового возраста. Результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что у исследуемых преобладают гипертимная и эмотивная акцентуации характера, а доминирующими профессиональными типами оказались артистический тип личности и профессии человек – художественный образ. Результаты корреляционного анализа показали, что между акцентуациями и профессиональными типами выявились значимые корреляционные связи, как положительные, так и отрицательные. В заключение обосновывается мысль о том, что обнаруженные связи демонстрируют то, что у подростков, обладающих акцентуациями с ярко выраженной эмоциональностью и потребностью в оценке других, проявляется тенденция к выбору профессионального становления в сферах искусства и творчества. Знание своего профессионального предпочтения позволит активизировать ориентацию на саморазвитие и активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ю.А. Наумова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF ACCENTUATIONS OF CHARACTER AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGER

The article presents results of a comprehensive study of the relationship between character accentuations and professional self-determination of a teenager. The author considers answers of respondents of who are schoolchildren from the fifth to the eleventh grade of general education schools. It is suggested that there is a connection between accentuated character traits and professional self-determination of adolescent children. The results of the empirical study led to the conclusion that hyperthymic and emotive accentuations of character prevail among the subjects, and the dominant professional types are the artistic type of personality and the profession of a person-artistic image. The results of the correlation analysis show that significant correlations, both positive and negative, are revealed between accentuations and professional types. In conclusion, the author substantiates the idea that the discovered connections demonstrate that adolescents with accentuations with pronounced emotionality and the need to evaluate others has a tendency to choose professional development in the fields of art and creativity. Knowing your professional preferences will allow activating your orientation towards self-development and activity.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА»

УДК 373

Naumova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),

E-mail: yk-mail@mail.ru

RELATIONSHIP OF ACCENTUATIONS OF CHARACTER AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGER. The article presents results of a comprehensive study of the relationship between character accentuations and professional self-determination of a teenager. The author considers answers of respondents of who are schoolchildren from the fifth to the eleventh grade of general education schools. It is suggested that there is a connection between accentuated character traits and professional self-determination of adolescent children. The results of the empirical study led to the conclusion that hyperthymic and emotive accentuations of character prevail among the subjects, and the dominant professional types are the artistic type of personality and the profession of a person-artistic image. The results of the correlation analysis show that significant correlations, both positive and negative, are revealed between accentuations and professional types. In conclusion, the author substantiates the idea that the discovered connections demonstrate that adolescents with accentuations with pronounced emotionality and the need to evaluate others has a tendency to choose professional development in the fields of art and creativity. Knowing your professional preferences will allow activating your orientation towards self-development and activity.

Key words: teenager, character accentuations, professional self-determination, diagnostics, professional type.

Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: yk-mail@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА

В статье представлены результаты комплексного исследования взаимосвязи акцентуаций характера и профессионального самоопределения подростка, респондентами которого были школьники с пятого по одиннадцатый класс общеобразовательных школ. Было выдвинуто предположение, что существует связь между акцентуированными чертами характера и профессиональным самоопределением детей подросткового возраста. Результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что у исследуемых преобладают гипертимная и эмотивная акцентуации характера, а доминирующими профессиональными типами оказались артистический тип личности и профессии человек - художественный образ. Результаты корреляционного анализа показали, что между акцентуациями и профессиональными типами выявились значимые корреляционные связи, как положительные, так и отрицательные. В заключение обосновывается мысль о том, что обнаруженные связи демонстрируют то, что у подростков, обладающих акцентуациями с ярко выраженной эмоциональностью и потребностью в оценке других, проявляется тенденция к выбору профессионального становления в сферах искусства и творчества. Знание своего профессионального предпочтения позволит активизировать ориентацию на саморазвитие и активность.

Ключевые слова: подросток, акцентуации характера, профессиональное самоопределение, диагностика, профессиональный тип.

Современность продуцирует новые подходы к профессиональному самоопределению. Актуальность исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, не должна вызывать сомнений в силу того, что подростковый возраст является одним из самых значимых и сложных периодов в жизни каждого человека. В процессе его течения происходит уход от детской модели поведения к вынужденному состоянию осознания своей роли и значимости в этом мире, а также к приобретению новой ответственности за себя и свой выбор, кем же он хочет стать в будущем, какую профессию он хочет освоить. От подростка уже требуется понимание собственных возможностей и соответствию профессии, в которой он бы хотел себя реализовать. Но большинство забывают о том, что он проходит пубертатный период, вследствие которого происходит всплеск гормонов, вызывающих не только физические изменения, но и психические перегрузки, перестройку характера, сильное обострение черт подростка и изменения в предпочтениях интересующей его деятельности [1]. Каждый подросток индивидуален и имеет свой особенный набор данных черт характера, способностей и талантов, благодаря которым он может понять, в какой области сможет добиться успеха, а в какой нет Главное - учесть их при выборе и реализации себя в профессиональном становлении. Выбор профессии, осуществляемый подростком в процессе школьного обучения, не всегда достаточно обоснован и может быть основан под влиянием случайного интереса, его окружения или же под давлением родителей [2]. И всё же профессиональное самоопределение не оканчивается выбором профессии и уверенностью в правильности этого выбора. Оно может длиться в течение всей дальнейшей жизни человека в процессе карьерного развития [3].

Цель исследования - анализ взаимосвязи акцентуаций характера подростка и его профессионального самоопределения. В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что акцентуации характера подростка влияют на его профессиональное самоопределение. Задачи исследования ставились следующие: изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе; сопоставить результаты исследования, выявить зависимость между акцентуациями характера у подростков и их предпочтениями в профессиональной сфере.

Исследование проводилось в несколько этапов, на первом - подбор методик с последующим процессом психодиагностики. Для исследования акцентуаций характера [4] использовалась методика, представляющая собой тест-опросник «Акцентуации характера и темперамента», разработанный Г. Шмишеком (модификация К. Леонгарда). Для исследования профессионального самоопределения была использована методика, представляющая собой «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)», разработанная Е.А. Климовым [5], и методика, представляющая собой «Опросник профессиональных предпочтений», разработанная Дж. Голландом [6], для исследования профессионального самоопределения с учётом личностных особенностей.

На втором этапе полученные данные были обработаны с использованием программы Statistic 7.0, третий этап предполагал интерпретацию полученных данных с последующими выводами.

В исследовании приняли участие 50 испытуемых - обучающиеся средних общеобразовательных школ города Новосибирска, с 5 по 9 класс, из которых 25 юноши и 25 девушек в возрасте от 11 до 15 лет. Средний возраст юношей составил 13,7 лет, девушек - 14 лет Средний возраст группы составил 13,8 лет

По результатам описательной статистики по методике акцентуаций характера и темперамента можно сделать следующие выводы: из 50 испытуемых у 25 человек выявился гипертимный тип акцентуации, что составляет 21% от общего числа опрошенных. Также у многих наблюдается экзальтированный тип, обнаруженный у 22 испытуемых, что составляет в процентном соотношении 19% от выборки. Дистимичным типом наделены всего лишь пять человек - это 4% от всей выборки исследования. Немного большее количество людей обладает такими видами акцентуаций, как застревание - 6 подростков (5% от выборки) и педантичность - выявлена у 7 испытуемых, что составило 6% от их общего числа. В равной степени обнаружились такие типы акцентуаций, как тревожность и эмотивность - по 10 человек в каждом типе (8% и 8% от общего количества респондентов). Четырнадцать исследуемых обладают циклотимитическим типом акцентуаций, что составило 12%. Возбудимый тип обнаружен у одиннадцати человек, что составляет от общего числа испытуемых всего 9%. Демонстративностью наделено всего лишь 9 исследуемых - это составляет 8% от итогового числа выбора.

Доминирующей в данной группе исследуемых является гипертимная акцентуация (прослеживается у большинства респондентов). Такие подростки активны, подвижны и своенравны, стремятся к лидерству среди своих сверстников и предприимчивы, но склонны к агрессивным проявлениям и нетерпению. Спокойствие, однообразность и дисциплина не для них. Они - яркие экстраверты, любящие веселье, имеют авантюрные порывы и очень шумные, неусидчивые.

Результаты диагностики по методике «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) показали, что профессиональным типом «человек - художественный образ» обладает наибольшее число респондентов, от общего числа испытуемых -24 респондента (в процентном соотношении это составляет 33%). Примерно в равном количестве выявлены у испытуемых такие типы профессиональной реализации, как «человек - человек» (21%) и «человек - техника» (19% от общего количества людей). У одиннадцати человек определён тип профессии «человек - природа». Это составляет 15 процентов. Профессии типа «человек - знаковая система» выявлен у наименьшего числа исследуемых - лишь у 9 человек был зарегистрирован (12% от общего числа тестируемых). Результаты представлены в табл. 1.

По результатам проведения методики видно, что у данной группы испытуемых доминирующей направленностью профессионального выбора выступают профессии типа «человек - художественный образ» - профессии творческого

Таблица 1

Сводная таблица данных по методике профессиональных предпочтений и типов профессий (Климов)

Тип профессии Количество человек

человек — человек (Ч - Ч) 15

человек — техника (Ч - Т) 14

человек — природа (Ч - П) 11

человек — знаковая система (Ч - 3) 9

человек — художественный образ (Ч - X) 24

направления, использующие преимущественно образное мышление, благодаря которым можно в полной мере раскрыть имеющиеся задатки и таланты (например, художник, актёр, певец, дизайнер, литератор и пр.).

Результаты исследования по методике «Опросник профессиональных предпочтений» показали, что из общего числа испытуемых артистическим типом наделено наибольшее число испытуемых - 16 человек (в процентном соотношении это 32% от общего количества респондентов). В равной степени выявлены типы реалистический и конвенционный - по 9 человек в каждом, что составляет 18% (общий - 36%). Социальный тип зарегистрирован у 10 испытуемых - это 20% от общего количества тестируемых. В наименьшей степени среди исследуемой группы выражены интеллектуальный и предприимчивый типы профессий, по 3 исследуемых на каждый из них. Это составляет 6% (общий - 12%) от итогового числа обследуемых подростков.

В данной обследуемой группе у большего количества испытуемых наблюдается артистический тип профессиональной деятельности. Такие люди индивидуальны и независимы от мнения общества, мыслят нестандартным образом и отличаются глубокой чувственностью и повышенным эмоциональным фоном. Для таких подростков подходят профессии творческого направления, связанные с искусством (писательство, творческие профессии, кинематография, актёрство и т. д.).

Для доказательства поставленной нами гипотезы о взаимосвязи акцентуаций характера подростков и их профессионального самоопределения было проведено корреляционное исследование с помощью г-критерия ранговой корреляции Спирмена.

Опираясь на полученные данные в ходе корреляционного анализа, можно говорить о следующем:

1. Профессиональный тип «человек - человек»: выявилась средняя положительная связь с социальным и предпринимательским типами (г = 0,731 и г = 0,428, при р < 0,05), что говорит о том, что статистически значимая достоверная взаимосвязь между данными типами профессий выявлена. Взаимосвязь с артистическим типом слабая положительная (г = 0,202, при р < 0,05), что не является достоверной статистически значимой взаимосвязью. Также была выявлена отрицательная умеренная взаимосвязь с типами реалистический и интеллектуальный ( г= -0,447 и г = -0,417 соответственно, при р < 0,05). С конвенциональным типом профессий связь отрицательная слабая (г = -0,195, при р < 0,05), что говорит о недостоверной статистически значимой связи (не выявлена).

2. Профессии типа «человек - техника» имеют положительную среднюю взаимосвязь с реалистическим типом профессий (г = 0,552, при р < 0,05), что является статистически значимой достоверной связью между ними. Связь умеренная отрицательная была выявлена с такими типами профессий, как социальный (г = -0,307, при р < 0,05) и артистический (г = -0,453, при р < 0,05). Данные взаимосвязи выявлены и являются статистически значимыми и достоверными - связь выявлена. С типами интеллектуальный (г = -0,004, при р < 0,05) и конвенциональный (г = 0,057, при р < 0,05) взаимосвязи не выявлены. Связь с предприимчивым типом слабая отрицательная (г = -0,27, при р < 0,05), что говорит о наличии статистически достоверной взаимосвязи.

3. С профессиональным типом «человек - природа» было выявлено следующее: слабая прямая связь обнаружена с типами реалистический (г = 0,23, при р < 0,05), интеллектуальный (г = 0,034, при р < 0,05) и с конвенциональным типом (г = 0,033, при р < 0,05). Отрицательная слабая взаимосвязь выявлена с социальным (г = -0,161, при р < 0,05), с артистическим (г = -0,158, при р < 0,05) и с предприимчивым типами (г = -0,144, при р < 0,05). Всё это говорит о том, что статистически достоверных взаимосвязей с данным профессиональным типом не выявлено.

4. Профессиональный тип «человек - знаковая система»: статистически значимых сильных и умеренных взаимосвязей не выявлено. Обнаружены положительные слабые связи с интеллектуальным (г = 0,324, при р < 0,05), конвенциональным (г = 0,333, при р < 0,05) и реалистическим (г = 0,136, при р < 0,05) типами профессий, следовательно, это говорит о том, что статистически значимых достоверных взаимосвязей с этими типами не выявлено. Отрицательные слабые связи выявлены с типами социальный (г = -0,275, при р < 0,05), артистический (г = -0,25, при р < 0,05) и предприимчивый (г = -0,219, при р < 0,05), что говорит о том, что статистически значимых достоверных взаимосвязей не выявлено.

5. С профессиями «человек - художественный образ» было выявлено следующее: статистически значимыми достоверными связями являются положительная средняя взаимосвязь с артистическим (г = 0,691, при р < 0,05) и отрицательная умеренная взаимосвязь с реалистическим (г = -0,578, при р < 0,05) типами профессий, что говорит о наличии выявленных связей. С социальным и интеллектуальным типами выявлена слабая положительная взаимосвязь (г = 0,168 и г = 0,019 соответственно, при р < 0,05), а также с предприимчивым (г = 0,254, при р < 0,05), что говорит об отсутствии статистически значимых достоверных связях с данными типами. Отрицательная слабая взаимосвязь обнаружена с типом конвенциональным (г = -0,224, при р < 0,05) - статистически значимая достоверная взаимосвязь не выявлена. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о том, что подростки, имеющие гипертимный тип акцентуации, могут заниматься любой деятельностью, которая их заинтересует. При этом основными интересующими их видами деятельности являются профессии, которые предполагают взаимодействие с другими людьми (например, консультирование, социальные работы), и творческая деятельность, раскрывающая их потенциал и собственное видение мира (кинематограф, художник, писатель, танцор).

Склонности, к описанным выше видам деятельности, наблюдаются также у лиц, наделённых тревожным типом акцентуации. Но они, в отличие от гипер-тимных подростков, заниматься всеми видами деятельности не склонны - им не свойственны профессии со знаковыми системами и с основанием собственного предприятия. Подростки, обладающие застревающим типом, имеют склонности к тем же видам деятельности, однако деятельность, связанная с людьми и научной работой, им не подходит.

Экзальтированный и эмотивный типы подростков отдали преобладающее предпочтение творческой работе, в которой они могут полностью раскрыть свои качества и черты характера - актёрство, искусство, литераторство. Им важно внимание окружающих и внешнее выражение своих переживаний и эмоций.

Исследуемые с демонстративной акцентуацией также имеют склонность к художественному труду, но при этом им совершенно не свойственно заниматься ручным трудом, им важно показать себя.

Подросткам с циклоидным типом свойственно выбирать профессию, связанную либо с самовыражением себя через творчество, либо же занимать исполнительскую роль в традиционных профессиях, связанных с анализом, систематизацией и практикой (бухгалтерия, 1Т, секретарь, представитель компании и пр.).

Исследуемые с дистимичной акцентуацией, по итогам исследования, склоны к работе, не связанной с людьми (или хотя бы не предполагающей прямого общения) - для них такая работа доставляет дискомфорт. Выявилось ещё то, что им не подходит работа в сферах, основанных на труде со знаковыми системами

Таблица 2

Результат корреляционного анализа методик профессиональных предпочтений и типов личности с помощью г-критерия Спирмена

и ск 1 С и т л 1 > S .O zn л

е ZT и сти и л ГО [= <D s CL ^ 1 1 > S .О zn л TO и о О 1 Ii zn О и zn е в 5 i

Профессии типа «человек - человек» -0,447 -0,417 0,731 0,202 0,428 -0,195

Профессии типа «человек - техника» 0,552 -0,004 -0,307 -0,453 -0,27 0,057

Профессии типа «человек - природа» 0,23 0,034 -0,161 -0,158 -0,144 0,033

Профессии типа «человек - знаковая система» 0,136 0,324 -0,275 -0,25 -0,219 0,333

Профессии типа «человек - художественный образ» -0,578 0,019 0,168 0,691 0,254 -0,224

и интеллектуальными типами деятельности. Их привлекают виды деятельности с конкретно поставленной и чётко обоснованной задачей, таким людям подходят профессии технического направления (инженер, техник, механик). Также они имеют такие качества, как терпение и выдержка, но отсутствует склонность к предпринимательству, так как им привычнее и удобнее быть в роли исполнителей. Лица педантичного типа акцентуаций выбрали практическую работу, для которой необходимо самим производить структурированные и продуманные действия для достижения результата.

Практическая значимость полученных результатов обусловлена изучением взаимосвязи акцентуаций и профессиональных предпочтений подростка, позволяющей расширить знания о влиянии акцентуаций характера как на профессиональное самоопределение, так и в дальнейшем на особенности ценностных ориентаций по отношению к карьере.

Библиографический список

Таким образом, по итогам корреляционного анализа и описательной статистики мы можем сказать о том, что гипотеза о существовании взаимосвязи между акцентуациями характера и выбором профессионального становления детей подросткового возраста частично подтвердилась. У подростков, обладающих акцентуациями с ярко выраженной эмоциональностью и потребностью в оценке других, выражена тенденция к выбору профессионального становления в сферах искусства и творчества. В данной исследовательской группе их подавляющее большинство. Скорее всего, это связано с тем, что важная составляющая задача в таком возрастном периоде - показать свою индивидуальность и значимость в окружении сверстников, и ещё немаловажной задачей творчества выступает психологическая разгрузка в виду того, что люди взрослого поколения не хотят понять и принимать подростков, и им приходиться находить отдушину в виде творчества.

1. Бобровская К.В. Теоретические подходы к исследованию образа мира в подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013; № 10.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия, 2008.

3. Бурмак А.Г. Связь акцентуации характера с профессиональным выбором старших школьников. Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2018; № 3.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: Медицина: Ленинградское отделение, 1983.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Москва: Академия, 2012.

6. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Голланда «Самонаправленный поиск»: руководство. Москва: Когито-Центр, 2001.

References

1. Bobrovskaya K.V. Teoreticheskie podhody k issledovaniyu obraza mira v podrostkovom vozraste. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2013; № 10.

2. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Burmak A.G. Svyaz' akcentuacii haraktera s professionalem vyborom starshih shkol'nikov. Vestnik Moskovskogo informacionno-tehnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arhitekturno-stroitel'nogo instituta. 2018; № 3.

4. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. Leningrad: Medicina: Leningradskoe otdelenie, 1983.

5. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya Moskva: Akademiya, 2012.

6. Vorob'ev A.N., Senin I.G., Chirkov V.I. Oprosnikprofessional'nyh predpochtenij: Adaptaciya testa Dzh. Gollanda «Samonapravlennyjpoisk»: rukovodstvo. Moskva: Kogito-Centr, 2001.

Статья поступила в редакцию 18.01.23

УДК 378

Tsvetkova A.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

MUTUAL ATTENDANCE OF TRAINING SESSIONS IN ENHANCING THE QUALITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING PROFESSIONAL REFLECTION OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES. The article deals with enhancing the quality of teaching a foreign language in higher educational establishments. The article provides an insight into the professional reflection of university teachers, which is considered to be one of the most effective technologies for improving the competence of the teacher and the quality of education. The concept and functions of professional reflection are revealed, the analysis of foreign and Russian literature on this topic is carried out. The practical value of professional reflection in the field of teaching and learning a foreign language is substantiated. Much attention is paid to the role of mutual attendance in professional reflection. The article discusses the organization of mutual attendance and highlights typical problems for universities in conducting and analyzing mutual attendance. The main idea of this work is that the teaching staff of a university can acquire an active research position of their pedagogical activity through mutual attendance, using it as a method of professional reflection. To prove that, the author summarizes the experience of mutual visits of training sessions, analyzes the relationship between the proposed approach to mutual visits and the degree and quality of professional reflection of the teaching staff of a university. The results of the study show that the proposed approach to mutual visits, where emphasis is placed on subsequent detailed feedback, increases the level of professional reflection of teaching staff, allows them to comprehend and evaluate the effectiveness of professional reflection for self-development, which results in the enhanced quality of teaching a foreign language and, consequently, in better academic performance of students. In conclusion, the prospects of mutual attendance for further improvement of education quality are revealed.

Key words: professional reflection, effective training sessions, mutual attendance, mutual visits, peer observation, competence of university teaching staff, quality of education.

А.В. Цееткоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Статья посвящена вопросам повышения качества преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях. В статье основное внимание акцентируется на профессиональной рефлексии преподавателя, которая считается одной из наиболее эффективных технологий повышения компетентности преподавателя и качества образования. Раскрываются понятие и функции профессиональной рефлексии, проведен анализ зарубежной и российской литературы по данной теме. Обоснована практическая ценность профессиональной рефлексии в области преподавания и изучения иностранного языка. Большое внимание уделяется роли взаимопосещений в профессиональной рефлексии. В статье рассматривается организация взаимопосещений, выделены типичные для университетов проблемы в проведении и анализе взаимопосещений. Основная идея данной работы заключается в том, что преподавательский состав университета может приобрести активную исследовательскую позицию своей педагогической деятельности посредством взаимопосещений, используя их как метод профессиональной рефлексии. В качестве доказательства автор обобщает опыт взаимопосещений учебных занятий, анализирует взаимосвязь между предлагаемым подходом к взаимопосещениям и степенью и качеством профессиональной рефлексии преподавательского состава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.