Научная статья на тему 'ТРЕХМЕРНОЕ БАЗИСНОЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ'

ТРЕХМЕРНОЕ БАЗИСНОЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / СИСТЕМНОСТЬ / БАЗИСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ / АКЦЕНТУАЦИИ / ПСИХОГЕОМЕТРИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

В статье построена трехмерная базисная типологическая модель акцентуаций личности, предложен соответствующий авторский базисный тест, измеряющий акцентуации, и проведена последующая его валидизация. Базис - это множество элементов , которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и измеримостью. В «базисе» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее - внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное - индивидуальное». В «измеримости» имеются следующие базисные характеристики: 1) мера представления информации (образ, слово, число); 2) проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число - будет использовано у нас); 3) оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий, очень высокий) будет также использована у нас. « Измеримость» дает возможность создания базисных многомерных методик (в нашем случае создание базисного трехмерного теста). В статье приводится соответствие типов акцентуаций личности по MMPI с профессиональной типологией личности по д. Голланду и новой авторской трехмерной типологией темперамента личности. Соответствие характеристик из трех типологий проводилось на основе использования принципа семантической близости. Был установлен «типологический изоморфизм» трех типологий личности. Эталонный семантический типологический профессиональный базис личности по д. Голланду, состоящий из шести типов («артистический», «конвенциальный», «социальный», «реалистический», «предприимчивый», «интеллектуальный») был поставлен на основе использования принципа семантической близости шести базисным типам акцентуаций личности по MMPI («истерический», «психопатический», «гипоманический», «депрессивный», «паранойяльный», «шизоидный»). Были обнаружены корреляционные связи соответствующих типов из этих типологий. В дальнейшем был разработан новый авторский базисный тест на измерение типов акцентуаций личности по MMPI, содержащий 24 диагностических суждения. Была установлена конструктивная и критериальная валидность нового теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Константин Борисович, Малышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-DIMENSIONAL BASIC TYPOLOGICAL MODELING AND MEASUREMENT OF PERSONALITY ACCENTUATIONS

In the article, a three-dimensional basic typological model of personality accentuations is constructed, an appropriate author's basic test measuring accentuations is proposed, and its subsequent optimization is carried out. A basis is a set of elements that is characterized by completeness, orderliness and measurability. In the «basis» there is a single generalized dichotomy «external - internal», which in our article is projected on a separate personal dichotomy «social - individual». In «measurability» there are the following three basic characteristics: 1) a measure of information representation (image, word, number); 2) projection of information transformation (image into word, image into number, word into number). The last conversion (words to numbers) will be used here. 3) the assessment of the level of information measurement (low, medium, high, very high) will also be used by us. «Measurability» makes it possible to create basic multidimensional techniques (in our case, the creation of a basic three-dimensional test). The article shows the correspondence of the types of personality accentuations according to MMPI, with the professional typology of personality according to D. Holland and the new author's three-dimensional typology of personality temperament. The correspondence of the characteristics of the three typologies was carried out on the basis of the use of the principle of semantic proximity. A «typological isomorph» of three personality typologies was established. The reference semantic typological professional basis of personality according to D. Holland, consisting of six types («artistic», «conventional», «social», «realistic», «enterprising», «intellectual») was put on the basis of using the principle of semantic proximity to the six basic types of personality accentuations according to MMPI («hysterical», «psychopathic», «hypomanic», «depressive», «paranoid», «schizoid»). Correlations of the corresponding types from these typologies were found. In the future, a new author's basic test for measuring the types of personality accentuations by MMPI was developed, containing 24 diagnostic judgments. The constructive and criteria validity of the new test was established.

Текст научной работы на тему «ТРЕХМЕРНОЕ БАЗИСНОЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»

Научная статья УДК 159

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-142-149

Константин Борисович Малышев10, Ольга Александровна Малышева2

1 Доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2

2Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний». 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2 1konbormal@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-2985-3341 2olga_vologdachi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0160-0759

Трехмерное базисное типологическое моделирование и измерение акцентуаций личности

Аннотация. В статье построена трехмерная базисная типологическая модель акцентуаций личности, предложен соответствующий авторский базисный тест, измеряющий акцентуации, и проведена последующая его валидизация.

Базис — это множество элементов, которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и измеримостью. В «базисе» существует единая обобщенная дихотомия «внешнее — внутреннее», которая в нашей статье проектируется на обособленную личностную дихотомию «социальное — индивидуальное». В «измеримости» имеются следующие базисные характеристики: 1) мера представления информации (образ, слово, число); 2) проекция преобразования информации (образа в слово, образа в число, слова в число — будет использовано у нас); 3) оценка уровня измерения информации (низкий, средний, высокий, очень высокий) будет также использована у нас. «Измеримость» дает возможность создания базисных многомерных методик (в нашем случае создание базисного трехмерного теста).

В статье приводится соответствие типов акцентуаций личности по MMPI с профессиональной типологией личности по д. Голланду и новой авторской трехмерной типологией темперамента личности. Соответствие характеристик из трех типологий проводилось на основе использования принципа семантической близости. Был установлен «типологический изоморфизм» трех типологий личности.

Эталонный семантический типологический профессиональный базис личности по д. Голланду, состоящий из шести типов («артистический», «конвенциальный», «социальный», «реалистический», «предприимчивый», «интеллектуальный») был поставлен на основе использования принципа семантической близости шести базисным типам акцентуаций личности по MMPI («истерический», «психопатический», «гипоманический», «депрессивный», «паранойяльный», «шизоидный»). Были обнаружены корреляционные связи соответствующих типов из этих типологий. В дальнейшем был разработан новый авторский базисный тест на измерение типов акцентуаций личности по MMPI, содержащий 24 диагностических суждения. Была установлена конструктивная и критериальная валидность нового теста.

Ключевые слова: типологизация, системность, базисность, профессиональные типы, акцентуации, психогеометрия, семантическая близость

Для цитирования: Малышев К. Б., Малышева О. А. Трехмерное базисное типологическое моделирование и измерение акцентуаций личности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 142-149. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-142-149.

Original article

Konstantin B. Malyshev10, Olga A. Malysheva2

1Doctor of psychological sciences, professor of the department of legal psychology and pedagogy, FSKEI HE «Vologda

institute of law and economics of the Federal penitentiary service». 160002, Vologda, Shchetinin st., 2

2Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general psychology, FSKEI HE «Vologda

institute of law and economics of the Federal penitentiary service». 160002, Vologda, Shchetinin st., 2

1konbormal@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-2985-3341

2olga_vologdachi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0160-0759

© Малышев К. Б., Малышева О. А., 2022

Three-dimensional basic typological modeling and measurement of personality accentuations

Abstract. In the article, a three-dimensional basic typological model of personality accentuations is constructed, an appropriate author's basic test measuring accentuations is proposed, and its subsequent optimization is carried out.

A basis is a set of elements that is characterized by completeness, orderliness and measurability. In the «basis» there is a single generalized dichotomy «external — internal», which in our article is projected on a separate personal dichotomy «social — individual». In «measurability» there are the following three basic characteristics: 1) a measure of information representation (image, word, number); 2) projection of information transformation (image into word, image into number, word into number). The last conversion (words to numbers) will be used here. 3) the assessment of the level of information measurement (low, medium, high, very high) will also be used by us. «Measurability» makes it possible to create basic multidimensional techniques (in our case, the creation of a basic three-dimensional test).

The article shows the correspondence of the types of personality accentuations according to MMPI, with the professional typology of personality according to D. Holland and the new author's three-dimensional typology of personality temperament. The correspondence of the characteristics of the three typologies was carried out on the basis of the use of the principle of semantic proximity. A «typological isomorph» of three personality typologies was established.

The reference semantic typological professional basis of personality according to D. Holland, consisting of six types («artistic», «conventional», «social», «realistic», «enterprising», «intellectual») was put on the basis of using the principle of semantic proximity to the six basic types of personality accentuations according to MMPI («hysterical», «psychopathic», «hypomanic», «depressive», «paranoid», «schizoid»). Correlations of the corresponding types from these typologies were found. In the future, a new author's basic test for measuring the types of personality accentuations by MMPI was developed, containing 24 diagnostic judgments. The constructive and criteria validity of the new test was established.

Keywords: typologization, consistency, basicity, professional types, accentuations, psychogeometry, semantic proximity

For citation: Malyshev K. B., Malysheva O. A. Three-dimensional basic typological modeling and measurement of personality accentuations. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):142-149. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-142-149.

Актуальность исследования

Большой проблемой для практических психологов является разработка собственных методик, необходимых для частных и особенных случаев изучения личности. Для этого требуются технологии создания психологического диагностического инструментария, который позволил бы расширить, упорядочить и показать целостную картину личности. Изучением личностных характеристик и последующей их типологизацией занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Анцыферова, Г. Айзенк, Р. Брэмсон, Э. Берн, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Р. Кеттелл, К. Леонгард, А. Харрисон, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, К. Г. Юнг и другие) [Мазилов, 2017].

Многие отечественные, а также заимствованные из зарубежного опыта диагностические методики применяются без предварительного теоретического анализа полноты и упорядоченности психологических характеристик, входящих в типологическую структуру исследуемого понятия [Петровский, 2016; Малышев, 2019]. Одна из

причин этого — несовершенство самих психологических типологий, их рассогласованность с конкретными методиками. Потребности практической психологии определяют социальный заказ на разработку технологии типологизации психологических характеристик личности [Балин, 2017; Малышев, 2019]. На основании теоретического анализа проблемы исследования и ее актуальности было выявлено противоречие между существующими методиками получения информации об акцентуациях личности, дающими неполную, неупорядоченную картину в этом направлении, и необходимостью разработки технологии для создания методики измерения акцентуаций личности, обеспечивающей представление о полной и упорядоченной типологической модели акцентуаций личности. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему нашего исследования.

Объект исследования — информация о типологических психологических характеристиках личности. Предмет исследования — трехмерное базисное типологическое моделирование и измерение акцентуаций личности. Цель исследова-

ния — создание новой базисной методики для получения и измерения информации об акцентуациях личности на основе применения трехмерного базисного типологического подхода. Гипотеза исследования состоит в том, что определение и измерение акцентуаций личности связано с едино-дихотомическим трехмерным типологическим базисом профессиональной направленности личности. Исходя из цели и сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи: 1) определить теоретические основания разработки едино-дихотомического трехмерного (трехфакторного) типологического базисного подхода к получению информации об акцентуациях личности; 2) создать алгоритм построения базисного едино-дихотомического трехмерного (трехфакторного) типологического конструкта для получения соответствующей новой базисной методики; 3) валидизировать новую методику.

В Таблице 1 приводится соответствие акцентуаций личности по ММР1 и темпераментных свойств личности на основе вновь введенной трехмерной (трехфакторной) едино-

дихотомической типологии темперамента. Нами был выбран эталонный семантический типологический базис — это профессиональная типология личности по д. Голланду [Вейль, 2016; Малышев, 2020].

Известно шесть базисных типов акцентуаций личности по ММР1:

— «истерический»;

— «психопатический»;

— «гипоманический»; «депрессивный»;

«паранойяльный»;

— «шизоидный»).

Эти типы коррелирует с шестью типами профессиональной направленности личности по д. Голланду. Это будут типы: «артистический»; «конвенциальный»; «социальный»; «реалистический»; «предприимчивый»;

— «интеллектуальный») [Малышев, 2020].

В дальнейшем был разработан тест на измерение типов акцентуаций личности по ММР1, состоящий из 24 диагностических суждений, из которых 6 диагностических суждений (с 1 по 6) соответствуют и измеряют («психастенический» и «ипохондрический») «субстратные» типы акцентуаций по ММР1, а 18 диагностических суждений (с 7 по 24) соответствуют и измеряют

— «истерический»;

— «психопатический»;

— «гипоманический»; «депрессивный»; «паранойяльный»;

— «шизоидный»)

— базисные типы акцентуаций личности по ММР1 (Таблица 1) [Солонкина, 2017].

Взаимно-однозначное соответствие характеристик из двух типологий (профессиональная типология личности по д. Голланду и типы акцентуаций по ММР1) было установлено на основе использования принципа семантической (смысловой) близости.

Таблица 1

Соответствие акцентуаций личности по ММР1 и темпераментных типов

Базисные типы в трехмерной едино-дихотомической модели темперамента Базисные типы акцентуаций личности по ММР1 Диагностические суждения для измерения акцентуаций (по ММР1)

Меланхолик (перцептивный) (индивидуальный) Перцептивно-индивидуальный (этот «субстратный» тип личности отсутствует в базисной типологии д. Голланда) Психастения (Р). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. «Психастения» буквально означает «психическую слабость», но в то же время это «утонченный» перцептивно-сензитивный тип акцентуации. «Слабый» тип ВНД 1. В разных обстоятельствах жизни я часто проявляю мнительность. 2. Я почти всегда о чем-нибудь тревожусь. 3. Я человек сомневающийся и часто проявляю нерешительность и боязливость

Меланхолик (перцептивный) (социальный) Перцептивно-социальный (этот «субстратный» тип личности отсутствует в базисной типологии д. Голланда) Ипохондрия (№). Близость испытуемого к астеноневротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах. 4. У меня часто бывают сомнения и чувство, что я сделал что-то нехорошее. 5. Большую часть времени я чувствую общую слабость и склонен к неврозу 6. Я не переношу смену обстановки и легко теряю равновесие в социальных конфликтах

Базисные типы в трехмерной едино-дихотомической модели темперамента Базисные типы акцентуаций личности по MMPI Диагностические суждения для измерения акцентуаций (по MMPI)

«Слабый» тип ВНД

Холерик (аффективный) (социальный) Артистический. Социален, независим, креативен, импульсивен, энергичен, динамичен, импровизатор, юмористичен, эстетичен, оригинален. Художник, музыкант, поэт. Агрессивен, конфликтен, пренебрегает социальными нормами и ценностями, эмоционально неустойчив, обидчив, возбудим, чувствителен. Желание привлечь внимание к своей персоне и вызвать восхищение у окружающих Истерия (Ну). Эмоционально неустойчивые. Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Такие люди стремятся казаться значительнее, чем есть на самом деле, стараются обратить на себя внимание, жаждут восхищения. Чувства не глубоки 7. Я стремлюсь к тому, чтобы люди обращали на меня внимание. 8. В поведении я эмоционально-неустойчив и у меня бывают периоды такого беспокойства, что мне трудно усидеть на месте. 9. Для меня важно, чтобы окружающие люди восхищались мной

Холерик (аффективный) (индивидуальный) Конвенциальный Индивидуален, эмоционально устойчив, предпочитает структурированную деятельность, социально нормативен, технологичен, дисциплинирован, любит планирование и программирование. Стремится выглядеть лучше и значительнымо, чем есть на самом деле. Чувства таких людей поверхностны, интересы неглубоки Психопатия (Рd). Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной адаптации. Такие люди не пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них эмоционально устойчивое, они не обидчивы, но чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-либо причиной 10.У вас создается такое впечатление, что вас никто не понимает. 11 У меня подолгу не меняется настроение, и я эмоционально устойчив 12. Я стараюсь не конфликтовать с людьми и стремлюсь к социальным нормам и ценностям

Флегматик (волевой) (социальный) Социальный Социален, коммуникабелен, коллегиален в принятии решений, любит советоваться с другими, охотно контактирует с людьми, рефлексивен, всегда в приподнятом настроении. Активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят разнообразие в работе Гипомания (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости 13. Для меня характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств, и я работаю с большим напряжением. 14. Вам нетрудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились. 15. Я человек активный, деятельный, энергичный и жизнерадостный

Флегматик (волевой) (индивидуальный) Реалистический Индивидуален, любит конкретно-предметный труд, Точность, контроль, нормативность действий, часто недружелюбен, чувствителен, тревожен, робок, застенчив, старателен, добросовестен, высокоморален, обязателен, не всегда сам принимает решения, отчаивается при неудачах Депрессия (О). Высокие оценки имеют чувствительные, сензитивные люди, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но неспособны принять решение самостоятельно, лишены уверенности в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние 16. Я человек чувствительный, тревожный и часто проявляю робость и застенчивость. 17. Я человек старательный, добросовестный, обязательный, но не всегда принимаю решение самостоятельно. 18. Мне бывает трудно заставить себя включиться в работу, и я проявляю неуверенность, от неудач впадаю в отчаяние

Сангвиник (мыслительный) (социальный) Предприимчивый Социален, стремится к руководству и организации, активен, эмоционален, доминантен, важны статус и власть. Хорошо воздействует на людей. Стремится к формированию «сверхценных» идей, агрессивный, злопамятный, склонен к конфликтам с людьми. Любит хвалить и переоценивать себя Паранойяльность (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале — склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Того, кто не согласен с ними или думает иначе, считают глупым человеком или врагом. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому часто конфликтуют с окружающими. Свои малейшие удачи всегда переоценивают 19. Для меня характерна склонность к формированию сверхценных идей. 20. Я человек подозрительный, и мне кажется, что против меня что-то замышляют, в мышлении я склонен к «синтезу» и могу «связать несвязуе-мое». 21. Я часто бываю агрессивным, злопамятным и конфликтным с окружающими людьми

Сангвиник (мыслительный) (индивидуальный) Интеллектуальный Шизоидность ^е). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они спо- 22. Я способен к «анализу», тонко чувствую и воспринимаю абстрактные образы.

Базисные типы в трехмерной едино-дихотомической модели темперамента Базисные типы акцентуаций личности по ММР1 Диагностические суждения для измерения акцентуаций (по ММР1)

Индивидуален, с аналитическим складом ума, рационален, креативен, стремится к интеллектуальному труду, к исследованиям. Занимается своим профессиональным развитием. Тонко чувствует и воспринимает абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у него эмоционального отклика. В межличностных отношениях отчужден собны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Этот тип сочетает повышенную чувствительность с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях 23. Повседневные радости и горести не вызывают у меня эмоционального отклика. 24. В межличностных отношениях и находясь в обществе, я обычно чувствую себя одиноко

Ключ находится в Таблице 1 и определяет следующие акцентуации личности:

— «психастенический» (1, 2, 3);

— «ипохондрический» (4, 5, 6);

— «истерический» (7, 8, 9);

— «психопатический» (10, 11, 12);

— «гипоманический» (13, 14, 15);

— «депрессивный» (16, 17, 18);

— «паранойяльный» (19, 20, 21);

— «шизоидный» (22, 23, 24).

Оценка каждого суждения проводится с использованием симметрической шестибалльной шкалы от (-3) до (+3):

— (-3) (абсолютно не согласен);

— (-2) (не согласен);

— (-1) (скорее не согласен, чем согласен);

— (+1) (скорее согласен, чем не согласен);

— (+2) (согласен);

— (+3) (абсолютно согласен), соответствующие оценкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6 [Кулагин, 2017].

Уровни выраженности типов акцентуаций личности следующие:

— (3-5) — низкий;

— (6-10) — средний;

— (11-15) — высокий;

— (16-18) — очень высокий.

В итоге получается типологический базисный конструкт акцентуаций личности. Валидизация новой методики на измерение акцентуаций личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве психологического конструкта выступают типы акцентуаций личности [Барабанщиков, 2016].

Результаты тестирования студентов Вологодского госуниверситета (187 человек), полученные с помощью новой методики определения типов акцентуаций личности, коррелируют с диагно-

стическими результатами, полученными по методике д. Голланда, на определение профессиональной направленности личности, следующим образом [Шафрановский, 2018]:

— «истерический (1)» — «артистический (7)»;

— «психопатический (2)» — «конвенциаль-ный(8)»;

— «гипоманический (3)» — «социальный(9)»;

— «депрессивный (4)» — «реалистиче-ский(10)»;

— «паранойяльный (5)» — «предприимчивый (11)»;

— «шизоидный (6)» — «интеллектуальный (12)».

Диапазон коэффициентов корреляции от 0,49 до 0,73 между типами теста на определение типов акцентуаций личности и аналогичным по типологическому конструкту валидным тестом, измеряющим профессиональные типы личности, подтверждает то, что разработанный новый тест «измеряет» те же характеристики личности, что и трехфакторный базисный профессиональный тест-эталон (Таблица 2). Эталонный валидный базисный тест является независимым критерием и позволяет проверить критериальную валид-ность вновь созданного теста. В Таблице 3 представлена трехмерная базисная модель психологической информации, связанная с эго-состояниями, с типами личности, со стратегиями в конфликте, с соматотипами, с психогеометрией, с темпераментом, с выбором цвета, с акцентуациями личности (Таблица 4).

Субстраты:

— Эго-состояния) (внешние (+) (социальные) — внутренние (-) (индивидуальные).

— Стратегии поведения в конфликте (соци-альный(+) компромисс — индивидуальный (-) компромисс).

— Типы личности (внешние (+) (социальные) — внутренние (-) (индивидуальные).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Цвета (внешний (+) (фиолетовый) — внутренний (-) (фиолетовый).

— Фигуры (психогеометрические) (внешние (+) (параболы) — внутренние (-) (гиперболы).

— Соматотипы (внешний (+) (звуковой) — внутренний (-) (обонятельный).

— Астрологические стихии (взята «условно» за субстрат стихия «воды») (внешняя (+) («вода») — внутренняя (-) («вода»).

Таблица 2

Корреляции между типами акцентуаций личности и профтипами личности_

Типы акцентуаций личности Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы акцентуаций личности 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,61 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,58 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,49 0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,53 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 0,11 0,51 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,73

Профессиональные типы личности 7 1,00 -0,23 0,15 0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,27

12 1,00

— Функции перцептивной психики (внешняя (+) (перцепция) — внутренняя (-) (перцепция).

— Акцентуации (внеш-няя(+)(ипохондрическая) — внутренняя (-) (психастеническая).

— Темперамент (внешний (+) (меланхолик) — внутренний (-) (меланхолик).

На Рисунке 1 и в Таблице 4 представлена трехфакторно-трехмерная психогеометрическая базисная модель эго-состояний.

Таблица 3

Психогеометрия эго-состояний (ЭС)

Внешние(+) социальные ЭС Внутренние (-) индивидуальные ЭС

Парабола (субстрат+) Г(0)+ Гипербола (субстрат-) Г(0)-

Зигзаг (дитя свободное ДС) Р(1)+ Прямоугольник (дитя адаптивное ДА Е(1)-

Эллипс (родитель воспитывающий РВ) Е(2)+ Квадрат (родитель контролирующий РК) Е(2)-

Треугольник (взрослый организующий ВО) Е(3)+ Круг (взрослый познающий ВО) Е(3)-

Рис. 1. Трехфакторно-трехмерная психогеометрическая базисная модель эго-состояний (ЭС)

Трехмерная базисная модель психологической информации

Таблица 4

Информация (субстрат)

Эго-состояния Стратегии по- Основные функ- Темперамент Акцентуации Соматотипы Темперамент-

по Э. Берну и ведения в кон- ции психики/по (меланхолик (+, - (Ипохондрия (+) (звуковой, обо- ные свойства

К. Б. Малышеву фликте по В. А. Ганзену и ) /Астрол. сти- Психастения (- нятельный) по личности по Г. и

(+,-) и типы К. Томасу и К. Б. Малышеву хии (условно ) / Функции З. Фрейду и С. Айзенку (+, -)

личности по К. Б. Малышеву (+,-) субстрат нахо- «перцептивной» В. К. Толкачеву /

д. Голланду (+, -) (компромисс) (+, дится в стихии психики (+, -) фигуры психо-

-) «Вода») (+, -) гео-метрии

(парабола (+),

гипербола (-) /

Цвета (фиолет.

(+,-)

Энергия(+)

Информация (субстрат)

Эго-состояния по Э. Берну и К. Б. Малышеву (+,-) и типы личности по д. Голланду (+, -) Стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и К. Б. Малышеву (компромисс) (+, -) Основные функции психики/по В. А. Ганзену и К. Б. Малышеву (+,-) Темперамент (меланхолик (+, -) /Астрол. стихии (условно субстрат находится в стихии «Вода») (+, -) Акцентуации (Ипохондрия (+) Психастения (-) / Функции «перцептивной» психики (+, -) Соматотипы (звуковой, обонятельный) по З. Фрейду и В. К. Толкачеву / фигуры психо-гео-метрии (парабола (+), гипербола (-) / Цвета (фиолет. (+,-) Темпераментные свойства личности по Г. и С. Айзенку (+, -)

Дитя свободное / Артистический Уход Отражение(+)/ (отношение) (+) Холерик(+)/ Огонь (+) Истероидный (+) / Аффект (+) Кожный / Зигзаг / Красный Нейротизм (+) (Эмоц. неустойчивость)

Энергия (-)

Дитя адаптивное / Конвенци-альный Приспособление Отражение (-) / (отношение) (-) Холерик (-) / Огонь (-) Психопатийный/ (-) / Аффект (-) Мышечный / Прямоугольник / Синий Нейротизм (-) (Эмоц. устойчивость)

Пространство (+)

Родитель воспитывающий / Социальный Сотрудничество Регуляция (+) / (отображение) (+) Флегматик (+) / Земля(+) Гипоманийный (+) / Воля (+) Оральный / Эллипс / Оранжевый Экстраверсия (+) (внешнее)

Пространство (-)

Родитель контролирующий / Реалистический Соперничество Регуляция (-) / (отображение)(-) Флегматик / (-) Земля (-) Депрессивный (-) / Воля (-) Анальный / Квадрат / Голубой Интроверсия (-) (внутреннее)

Время(+)

Взрослый организующий / Предприимчивый Подавление Реализация (+) / (преобразование) (+) Сангвиник (+) / Воздух (+) Паранояльный (+) / Мышление (+) Уретральный / Треугольник / Желтый Психотизм (+) (Конфликтность)

Время (-)

Взрослый познающий / Интеллектуальный Переговоры Реализация (-) / (преобразование) (-) Сангвиник (-) / Воздух (-) Шизоидный (-) / Мышление (-) Зрительный / Круг /Зеленый Психотизм (-) / (Бесконфликтность)

Выводы

В статье был использован базисный единоди-хотомический факторный анализ. Применен дедуктивный путь исследования (от общего к частному), то есть путь от обобщенной к частной базисной типологической структуре личности. В статье построена трехмерная базисная типологическая модель акцентуаций личности, предложен соответствующий авторский базисный тест, измеряющий акцентуации личности, и проведена последующая его валидизация. В частности, построена трехмерная едино-дихотомическая базисная типологическая модель темперамента, которая была поставлена во взаимнооднозначное соответствие с базисной типологией акцентуаций личности, применяемой в ММР1, и типологией личности по д. Голланду, состоящей в классическом варианте из шести базисных типов («типологический изоморфизм»).

К типологии д. Голланда были добавлены еще два новых «субстратно-базисных» профессиональных типа личности («перцептивно-социальный» и «перцептивно-

индивидуальный»). Построена также трехмерная едино-дихотомическая («внешняя — внутрен-

няя») базисная типологическая модель психологической информации, связанная с эго-состояниями, темпераментами, конфликтами, и психогеометрией. Цель исследования была достигнута задачи решены, и гипотеза подтвердилась.

Библиографический список

Балин В. Д. Актуальные проблемы теоретической психологии. Санкт-Петербург : СПбГУ 2017. 72 с.

Вейль Г. Симметрия. Москва : Наука, 2016. 132 с.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Санкт-Петербург : Медицина, 2017. 149 с.

Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль : ЯГПУ, 2017. 419 с.

Малышев К. Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. Вологда ; Курск, 2020. 215 с.

Малышев К. Б. Системно-факторный анализ в психологии / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. Вологда ; Курск, 2019. 180 с.

Малышев К. Б. Системные описания типологий / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. Вологда ; Курск, 2019. 226 с.

Петровский А. В. Теоретическая психология /

A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва : ACADEMA, 2016. 496 с.

Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. д. Н. Завалишиной,

B. А. Барабанщикова. Москва : Наука, 2016. 178 с. Солонкина О. В. Психодиагностика в социально-

культурном сервисе и туризме / О. В. Солонкина, д. М. Рамендик. Москва : ACADEMA, 2017. 224 c.

Шафрановский И. И. Симметрия в природе. Санкт-Петербург : Недра, 2018. 154 с.

Ryff C. D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 2018. Vol. 2. P. 365-369.

«European Portfolio for Student Teachers of Languages» / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2017. 89 p.

Carroll В. J. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford : Oxford University Press, 2018. 149 p.

Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. 260 p.

Maley A. (series editor). Resource Books for Teachers. London : Oxford University Press, 2018.

Miller G. A., McNeill D. Psycholinguistics // The Handbook of SociPsychology. Vol. 3. N. Y., 2017.

Nuttel C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2018. 282 p.

Wallace M. J. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. 180 p.

Allport G. W. Trait-Names: a psyho-lexsikal study G. W. Allport, H. S. Odbert // Psychological Monographs. 2016. V. 47. P. 1-171, 211.

Reference list

Balin V D. Aktual'nye problemy teoreticheskoj psi-hologii = Topical problems of theoretical psychology. Sankt-Peterburg : SPbGU, 2017. 72 s.

Vejl' G. Simmetrija = Symmetry. Moskva : Nauka, 2016. 132 s.

Kulagin B. V Osnovy professional'noj psihodiagnos-tiki = Basics of professional psychodiagnostics. Sankt-Peterburg : Medicina, 2017. 149 s.

Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: istorija i sovremennost' = Methodology of psychological science: history and modernity. Jaroslavl' : JaGPU, 2017. 419 s.

Malyshev K. B. Metodologija bazisnogo podhoda v sovremennyh psihologicheskih issledovanijah = Baseline approach methodology in contemporary psychological research / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. Vologda ; Kursk, 2020. 215 s.

Malyshev K. B. Sistemno-faktornyj analiz v psi-hologii = System-factor analysis in psychology / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. Vologda ; Kursk, 2019. 180 s.

Malyshev K. B. Sistemnye opisanija tipologij = System descriptions of typologies / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva. Vologda ; Kursk, 2019. 226 s.

Petrovskij A. V Teoreticheskaja psihologija = Theoretical psychology / A. V Petrovskij, M. G. Jaroshevskij. Moskva : ACADEMA, 2016. 496 s.

Princip sistemnosti v psihologicheskih issledovani-jah = The principle of systemic in psychological research / pod redakciej D. N. Zavalishinoj, V A. Bara-banshhikova. Moskva : Nauka, 2016. 178 s.

Solonkina O. V Psihodiagnostika v social'no-kul'turnom servise i turizme = Psychodiagnostics in social and cultural services and tourism / O. V. Solonkina, D. M. Ramendik. Moskva : ACADEMA, 2017. 224 c.

Shafranovskij I. I. Simmetrija v prirode = Symmetry in nature. Sankt-Peterburg : Nedra, 2018. 154 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ryff C. D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 2018. Vol. 2. P. 365-369.

«European Portfolio for Student Teachers of Languages» / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2017. 89 p.

Carroll V J. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford : Oxford University Press, 2018. 149 p.

Common European Framework for Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. 260 p.

Maley A. (series editor). Resource Books for Teachers. London : Oxford University Press, 2018.

Miller G. A., McNeill D. Psycholinguistics // The Handbook of SociPsychology. Vol. 3. N. Y., 2017.

Nuttel C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford : Macmillan Books for Teachers, 2018. 282 p.

Wallace M. J. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. 180 p.

Allport G. W. Trait-Names: a psyho-lexsikal study G. W. Allport, H. S. Odbert // Psychological Monographs. 2016. V. 47. P. 1-171, 211.

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 17.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 18.11.2021; approved after reviewing 17.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.