Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Н. С.

В статье рассматриваются психологические компоненты профессионального самоопределения, влияние психологических особенностей на личность, а также основные подходы отечественных и зарубежных психологов относительно роли темперамента, характера в выборе профессии, подходящей определенному типу темперамента, и пути приспособления темперамента к требованиям деятельности, экстраверсии и интроверсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF HIGH SCHOOLS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article considers the psychological components of professional self-determination, the approaches of scientists to the influence of psychological characteristics on the personality. The main approaches of Russian and foreign psychologists regarding the role of temperament, character in choosing a profession suitable for a certain type of temperament and ways of adapting the temperament to the requirements of activity, extraversion and introversion are observed.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

УДК 316.4, 316.6

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

© 2021 Н. С. Тимофеев

аспирант кафедры психологии e-mail: timofeew-kursk@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются психологические компоненты профессионального самоопределения, влияние психологических особенностей на личность, а также основные подходы отечественных и зарубежных психологов относительно роли темперамента, характера в выборе профессии, подходящей определенному типу темперамента, и пути приспособления темперамента к требованиям деятельности, экстраверсии и интроверсии.

Ключевые слова: старшеклассники, самоопределение, обучающиеся, личность, профессиональное самоопределение.

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF HIGH SCHOOLS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

© 2021 N. S. Timofeev

Applicant for the Department of Psychology e-mail: timofeew-kursk@yandex.ru

Kursk State University

The article considers the psychological components of professional self-determination, the approaches of scientists to the influence of psychological characteristics on the personality. The main approaches of Russian and foreign psychologists regarding the role of temperament, character in choosing a profession suitable for a certain type of temperament and ways of adapting the temperament to the requirements of activity, extraversion and introversion are observed.

Keywords: high school students, self-determination, students, personality, professional self-determination.

На сегодняшний день существует множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между профессиональным выбором старшеклассников и индивидуально-психологическими особенностями (темперамент, характер), результаты которых не всегда совпадают между собой.

Склонность к профессиям определенного типа и направленность на получение их можно рассматривать как показатели профессионального самоопределения в этом возрасте. Любая трудовая деятельность начинается с готовности человека к профессиональной деятельности, которая включает в себя интерес к определенной области деятельности и желание выполнять конкретные действия, связанные с профессиональной направленностью. Сформированная система ценностных ориентаций создает такую готовность.

Исследованию роли темперамента, характера в выборе профессии посвящены работы отечественных и зарубежных психологов.

Выделяют следующие типы темперамента: неопределенный, низкоэмоциональный, высокоэмоциональный, низкоактивный, высокоактивный, меланхолический, холерический, флегматический, сангвинистический. Можно говорить о преобладании черт того или иного типа темперамента, так как в чистом виде темперамент встречается редко. Характер - соединение индивидуальных и постоянных психических особенностей личности, которые отражаются в его действиях, поведении. Поскольку характер в большей мере является результатом воспитания, человек способен изменять свой характер благодаря самовоспитанию [Дубровина 2006: 116]. Характер - совокупность устойчивых черт личности человека, которые являются основой его индивидуальности и определяют его убеждения, ценности, отношения, поведение, деятельность и реакции на различные жизненные ситуации. Черты характера по большей части формируются в детском возрасте. Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте - со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений. Выбор профессии важно делать с учётом особенностей темперамента и характера.

Рассматриваются различия в процессах профессионального самоопределения у девушек и юношей, влияние гендерных стереотипов. Отмечается, что на процесс профессионального самоопределения и профессиональный выбор оказывает влияние общество, точнее, ожидания и представления о том, какая работа соответствует женщинам и мужчинам. Можно предположить, что и гендерные стереотипы оказывают негативное влияние на самореализацию и самоопределение личности, в том числе профессиональное.

Для выявления взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и профессионального самоопределения использовались методы психодиагностического исследования:

1) тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности в модификации Г.В. Резапкиной;

2) опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.

Эмпирическая часть нашего исследования о влиянии индивидуально-психологических особенностей на процесс профессионального самоопределения осуществлялась в общеобразовательных организациях: МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 50», МБОУ «СОШ № 51» и МБОУ «СОШ № 54». Выборка исследования составила 320 человек, из них девушки - 141, юноши - 179.

По данным применения дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, большинство лиц юношеского возраста имеют склонность к профессиям типа «человек-человек» (36%), следующим по популярности является тип профессии «человек-художественный образ» (32%), менее популярен у старшеклассников тип профессии «человек-природа» (14%) и «человек-техника» (10%), а наименее популярны профессии типа «человек-знаковая система» (8%).

Рис. 1. Склонность испытуемых юношеского возраста к профессиям (согласно типологии Е.А. Климова)

По результатам проведения методики ОФДСИ были выявлены процентные соотношения представителей различных типов темперамента. Полученные данные сведены в гистограмму и представлены на рисунке 2.

0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18% 20% Рис. 2. Процентное соотношение типов темперамента у испытуемых юношеского возраста

Для выявления взаимосвязи индивидуальных особенностей и особенностей выбора профессии был проведен корреляционный анализ данных по выбранным методикам. Статистическая обработка полученных данных производилась при помощи

корреляционного анализа с использованием непараметрического критерия ранговой корреляции г Спирмена.

Обобщение полученных результатов эмпирического исследования позволило сделать следующие выводы.

Выявлены предпочтения у юношей в отношении их склонности к различного рода профессиям. Наиболее предпочитаемыми являются профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ», а также направленность на профессии артистического и офисного типов.

По методике ОФДСИ В.М. Русалова в нашей работе наиболее выраженными являются такие формально-динамические свойства, как психомоторная эргичность, коммуникативная пластичность, коммуникативная эргичность, психомоторная скорость и интеллектуальная эмоциональность (табл. 1).

Таблица 1

Человек- Человек- Человек- Человек- Человек-худ.

природа техника человек знак образ

Эргичность 0,180** 0,092 -0,255** 0,309** 0,039

психомоторная

Эргичность 0,149** 0,074 -0,034 0,162** -0,169**

интеллектуальная

Эргичность 0,110 0,040 -0,085 0,282** -0,005

коммуникативная

Пластичность 0,040 0,134 0,034 0,499** -0,201**

психомоторная

Пластичность 0,111 0,140 0,054 0,269** -0,164**

интеллектуальная

Пластичность 0,268** 0,020 -0,168** 0,007 0,106

коммуникативная

Скорость психомоторная 0,262** -0,084 -0,200** -0,155** 0,199**

Скорость 0,224** -0,072 -0,177** 0,027 0,178**

интеллектуальная

Скорость 0,165** -0,021 -0,160** 0,084 0,149**

коммуникативная

Эмоциональность 0,123 0,053 -0,095 0,276** -0,005

психомоторная

Эмоциональность 0,004 -0,007 -0,034 -0,103 -0,022

интеллектуальная

Эмоциональность 0,167** 0,042 -0,125 0,007 -0,031

коммуникативная

Застревающий 0,069 -0,016 -0,021 0,007 -0,086

Демонстр ативный 0,171** 0,148 -0,037 0,234** -0,140

Педантичный 0,104 0,087 -0,097 0,100 -0,008

Возбудимый 0,151** -0,090 -0,156** -0,237** 0,149**

Гипертимный 0,232** -0,015 -0,196** 0,085 0,153**

Дистимный -0,008 0,026 -0,002 0,004 -0,062

Циклотимный 0,124 -0,028 -0,116 -0,167** 0,081

Экзальтированный 0,032 0,034 0,020 -0,051 -0,026

Эмотивный 0,186** 0,042 -0,144 0,188** 0,085

Тревожный 0,016 0,023 0,037 -0,112 -0,130

Примечание: звездочкой (*) обозначены взаимосвязи на 5%-м уровне значимости (р<0,05); двумя звездочками (**) обозначены взаимосвязи на 1%-м уровне значимости (р<0,01).

В результате корреляционного анализа были обнаружены прямые взаимосвязи между параметрами: психомоторной эргичности и типом профессий «человек-природа»; между интеллектуальной эргичностью и типом профессий «человек-

природа»; между параметром «коммуникативной пластичности» и типом профессий «человек-природа»; между параметром «психомоторная скорость» и типом профессий «человек-природа»; интеллектуальной скоростью и типом профессий «человек-природа»; коммуникативной скоростью и типом профессий «человек-природа»; коммуникативной эмоциональностью и типом профессий «человек-природа»; демонстративным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; возбудимым типом акцентуации и типом профессий «человек-природа», гипертимным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; эмотивным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; демонстративным типом акцентуации и типом профессий «человек-техника»; интеллектуальной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система»; психомоторной эмоциональностью и типом профессий «человек-знаковая система»; психомоторной эмоциональностью и типом профессий «человек-знаковая система».

Таблица 2

Реалистичный тип Исследовательский тип Социальный тип Артистический тип Предприимчивый тип Офисный тип

Эргичность психомоторная -0,059 0,058 0,061 0,077 -0,061 -0,081

Эргичность интеллектуальная 0,029 0,024 -0,020 0,049 -0,015 -0,028

Эргичность коммуникативная -0,038 0,028 0,033 0,038 -0,028 -0,055

Пластичность психомоторная -0,013 0,036 0,017 -0,014 -0,048 0,014

Пластичность интеллектуальная -0,024 0,005 0,027 -0,045 -0,013 0,062

Пластичность коммуникативная 0,056 0,017 -0,046 -0,058 -0,002 0,070

Скорость психомоторная 0,005 0,002 -0,014 -0,046 0,016 0,023

Скорость интеллектуальная -0,010 0,021 -0,003 -0,025 0,002 0,004

Скорость коммуникативная -0,007 -0,012 0,011 -0,046 0,028 0,037

Эмоциональность психомоторная 0,035 0,078 -0,027 -0,016 -0,071 0,014

Эмоциональность интеллектуальная -0,060 -0,003 0,050 -0,014 0,004 -0,026

Эмоциональность коммуникативная 0,042 0,079 -0,054 0,000 -0,115 -0,014

Застревающий 0,023 0,157 ** -0,038 0,070 -0,137 -0,112

Демонстр ативный -0,061 -0,086 0,047 0,008 0,063 -0,001

Педантичный -0,049 -0,071 0,040 0,072 0,061 -0,091

Возбудимый -0,053 0,028 0,010 0,046 -0,031 -0,105

Гипертимный -0,030 -0,091 0,006 -0,014 0,073 -0,007

Дистимный -0,008 0,053 0,014 0,048 -0,041 -0,052

Циклотимный -0,065 -0,001 0,052 0,008 -0,018 -0,036

Экзальтированный 0,016 0,000 -0,031 0,110 -0,005 0,46**

Эмотивный -0,021 -0,069 0,023 -0,001 0,067 0,001

Тревожный -0,067 -0,040 0,078 -0,016 0,020 0,034

Примечание: звездочкой (*) обозначены взаимосвязи на 5% -м уровне значимости (р<0,05); двумя звездочками (**) обозначены взаимосвязи на 1%-м уровне значимости (р<0,01).

В результате корреляционного анализа были найдены отрицательные взаимосвязи между психомоторной эргичностью и типом профессий «человек-человек», коммуникативной пластичностью и типом профессий «человек-человек», психомоторной скоростью и типом профессий «человек-человек», интеллектуальной скоростью и типом профессий «человек-человек», коммуникативной скоростью и типом профессий «человек-человек», возбудимым типом акцентуации и типом профессий «человек-человек», гипертимным типом акцентуации и типом профессий «человек-человек», психомоторной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система», коммуникативной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система», психомоторной пластичностью и типом профессий «человек-знаковая система», интеллектуальной пластичностью и типом профессий «человек-знаковая система», психомоторной скоростью и типом профессий «человек-знаковая система».

Таблица 3

Здоровье Мат. обеспечение Творчество Семья Карьера Общение Слава Отдых

Эргичность -0,089 -0,023 -0,057 -0,486 -0,498 -0,067 -0,212 -0,098

психомоторная

Эргичность -0,185 -0,023 -0,155 -0,125 -0,135 0,075 -0,222 -0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интеллектуальная

Эргичность -0,097 -0,030 -0,086 0,371 0,335 0,017 0,195 0,045

коммуникативная

Пластичность 0,088 0,071 0,119 0,379 0,331 0,046 0,081 0,138

психомоторная

Пластичность 0,154 0,056 0,186 0,477 0,446 0,034 0,185 0,120

интеллектуальная

Пластичность 0,121 0,057 0,134 0,480 0,441 0,069 0,213 0,088

коммуникативная

Скорость 0,151 0,155 0,214 0,345 0,389 0,173 0,225 0,189

психомоторная

Скорость -0,178 -0,111 -0,235 -0,493 -0,529 -0,072 -0,275 -0,190

интеллектуальная

Скорость -0,187 -0,135 -0,256 -0,521 -0,568 -0,069 -0,249 -0,207

коммуникативная

Эмоциональность -0,049 0,053 -0,025 -0,454 -0,403 -0,040 -0,166 0,024

психомоторная

Эмоциональность -0,150 -0,025 -0,168 0,069 0,037 0,033 0,237 0,078

интеллектуальная

Эмоциональность -0,062 -0,022 -0,115 -0,071 -0,094 -0,039 -0,166 -0,046

коммуникативная

Застревающий -0,141 0,018 -0,074 0,075 0,023 -0,048 -0,275 -0,013

Демонстр ативный -0,149 -0,114 -0,156 -0,472 -0,456 -0,040 -0,204 -0,118

Педантичный -0,109 -0,148 -0,145 -0,330 -0,339 -0,085 -0,212 -0,108

Возбудимый 0,069 0,114 0,131 0,036 -0,092 -0,092 -0,139 -0,110

Гипертимный 0,179 0,127 0,269 0,575 -0,500 -0,002 -0,265 -0,159

Дистимный 0,153 0,007 0,125 0,047 0,041 0,010 -0,259 -0,051

Циклотимный -0,056 -0,064 -0,114 -0,063 -0,089 -0,049 -0,163 -0,063

Экзальтированный -0,096 -0,010 -0,082 -0,006 -0,046 0,003 -0,254 -0,023

Эмотивный -0,157 -0,090 -0,150 -0,484 -0,450 -0,032 -0,239 -0,115

Тревожный -0,046 -0,108 -0,037 0,268 0,237 -0,073 0,040 -0,024

В результате корреляционного анализа показателей по методикам диагностики профессиональных склонностей, темперамента и акцентуаций характера прямая взаимосвязь обнаружена между застревающей акцентуацией и исследовательским

профессиональным типом. Между экзальтированной акцентуацией и офисным профессиональным типом была обнаружена обратная взаимосвязь.

Таблица 4

Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля «Я» Локус контроля «жизнь» Общий показатель ОЖ

Эргичность психомоторная -0,457 -0,379 0,365 -0,084 -0,056 0,074

Эргичность интеллектуальная -0,188 -0,195 0,234 0,125 0,150 0,064

Эргичность коммуникативная -0,426 -0,338 0,325 -0,083 -0,043 0,028

Пластичность психомоторная -0,543 -0,312 0,063 -0,306 -0,317 -0,078

Пластичность интеллектуальная -0,312 -0,050 -0,154 -0,322 -0,308 -0,187

Пластичность коммуникативная -0,145 0,034 -0,098 -0,366 -0,332 -0,276

Скорость психомоторная 0,028 0,089 -0,045 -0,338 -0,283 -0,387

Скорость интеллектуальная -0,156 -0,088 -0,002 -0,390 -0,370 -0,321

Скорость коммуникативная -0,240 -0,118 0,016 -0,405 -0,371 -0,295

Эмоциональность психомоторная -0,307 -0,218 0,043 -0,342 -0,332 -0,167

Эмоциональность интеллектуальная 0,136 0,073 -0,011 0,017 0,015 -0,053

Эмоциональность коммуникативная -0,059 -0,016 -0,005 -0,122 -0,090 -0,090

Застревающий 0,027 0,005 0,014 -0,009 -0,006 -0,015

Демонстр ативный -0,302 -0,056 -0,133 -0,320 -0,309 -0,175

Педантичный -0,200 -0,088 0,002 -0,243 -0,243 -0,188

Возбудимый 0,200 0,189 -0,067 -0,097 -0,064 -0,229

Гипертимный -0,227 -0,140 0,012 -0,397 -0,368 -0,260

Дистимный 0,008 -0,001 0,000 -0,003 -0,011 -0,025

Циклотимный 0,101 0,056 -0,026 -0,086 -0,068 -0,150

Экзальтированный -0,024 -0,006 -0,032 -0,029 -0,021 -0,053

Эмотивный -0,317 -0,177 0,028 -0,407 -0,386 -0,221

Тревожный 0,164 0,100 -0,003 0,207 0,191 0,142

Достоверность научных результатов и выводов обеспечены посредством соблюдения правил и норм проведения психодиагностического исследования, репрезентативностью выборочной совокупности, соответствием методов целям и задачам исследования, использованием процедур математической статистики, дополнительной проверкой данных.

Таким образом, взаимосвязи профессиональных предпочтений старшеклассников с индивидуально-психологическими особенностями (свойствами темперамента и акцентуациями характера, ценностными ориентациями и побуждающими мотивами) психологически обоснованы, так как юноши и девушки выбирают профессии, которые соответствуют особенностям их индивидуальности. Данные осуществленного нами наблюдения показывают, что предпочтения в выборе профессии в этом возрасте у многих испытуемых были недостаточно осознанными и мотивы выбора не всегда являются объективными, поскольку в ранней юности, с одной стороны, недостаточно хорошо присутствует осознание себя, понимание своих особенностей, а с другой стороны - недостаточное знание специфики профессий и требований, которые они предъявляют человеку. Многие обучающиеся выбрали обучение в старших классах, не ориентируясь на свои индивидуально-психологические особенности, а руководствуясь внешними мотивами.

Очевидно, что профессиональное самоопределение пока что не является развитым и зрелым, что востребует организации профориентационной работы.

Актуальные проблемы профессионального самоопределения обусловливают необходимость в разработке и апробации комплексной программы развития профессионального самоопределения юношей и девушек в современной социально-культурной ситуации «Твоя карьера - твой выбор», которая реализуется в двух направлениях: реализация в средних общеобразовательных организациях и реализация в средних специальных учебных заведениях (колледжах) в виде тренинговых занятий и классных часов.

Основной целью данной программы является содействие эффективному профессиональному самоопределению обучающихся через личностное самоопределение с учётом потребностей регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Продолжительность: долгосрочный период (2 года) и краткосрочный (циклы классных часов и тренинговых занятий, круглые столы, брейн-ринги).

При реализации программы, чтобы отследить её результативность нами была проведена контрольная диагностика. Для этого мы использовали три методики: 1) методику изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А.Г. Грецов); 2) опросник выявления мотивов профессионального выбора (учебно-методическое пособие «Диагностика профессионального самоопределения»; 3) анкету «Выбор» (А.А. Пинкова).

Констатирующий этап проводился на базе МБОУ «СОШ №40» г. Курска. Выборку составили обучающиеся 9 классов - 27 человек из них 9 девушек и 18 юношей. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого мы выявили предварительные параметры исследуемых по данным методикам.

По результатам исследования превалирует показатели по таким мотивам выбора профессии: родительский сценарий (12%), стадный выбор (23%), социально-инфраструктурный выбор (19%), ситуационно-прагматический выбор (11 %), инфантильный выбор (13 %), что может свидетельствовать о личностной незрелости и неготовности принимать ответственные и серьезные решения; ключевым фактором для определения профессии, являются факторы извне, родители, сверстники. Быть заодно со всеми - характерная черта возраста: важно быть в коллективе, прислушиваться к авторитетному сверстнику и, следовательно, делать вместе со всеми профессиональный выбор. Высокие показатели по социально-инфраструктурном мотивам могут свидетельствовать о том, что именно современные социокультурные условия нашей страны диктуют, кем важно быть, чтобы быть успешным

Опросник «Выбор» А.А. Пинковой показал следующие результаты. Знают свои индивидуально-психологические особенности 12 человек; задумываются о своём будущем 13 человек, краткосрочные жизненные планы имеются у 18 человек, долгосрочные всего у двух человек, определились с приоритетными предметами и с местом обучения и профессией 18, 9, 6 человек соответственно. Переживают за своё будущее 20 человек. Многие (22 человека) считают, что личностные особенности должны соотноситься с профессией. Наличие компетенций выбранной профессии и соответствие своих особенностей для этой профессии вызвало затруднение у школьников: только 4 человека смогли утвердительно ответить на данный пункт. В выборе профессии большую помощь могут оказать сверстники (10 человек), родители (12 человек), самостоятельный выбор готовы сделать 5 человек. Основные мотивы выбора профессии - «много зарабатывать», «родители хотят», «не знаю, кем быть», «нравится эта профессия». У многих наблюдался скептицизм по отношению к курсу - 21 человек, но при этом в классе был явный интерес узнать о профессиях подробнее - 22 человека.

После реализации программы была проведена повторная диагностика. Для нас были особенно важны показатели по критериям «Сформированная профессиональная идентичность» и «Неопределенная профессиональная идентичность». Сравнение показателей до и после реализации программы свидетельствует о положительной динамике в сторону повышения уровня профессиональной идентичности, а также о понижении показателей по критерию неопределенной профессиональной идентичности.

Повысился показатель по критерию «Мораторий», что можно объяснить тем, что для старшеклассников проблема личностного и профессионального самоопределения очень актуальна: молодые люди начинают задумываться о своём будущем, принимать важные решения в своей жизни, должны сделать правильный профессиональный выбор, что вызывает у них переживания и состояние кризиса.

Библиографический список

Голубева, Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры / Е. А. Голубева. - Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - С. 150-152.

Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека /

A. А. Деркач. - Москва : РАГС, 2000. - 536 с. - Текст : непосредственный.

Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов-психологов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М. В. Донцова. - Москва, 2009. - 25 с. -Текст : непосредственный.

Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 635 с. - Текст : непосредственный.

Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. -Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 592 с. - Текст : непосредственный.

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2012. - 301 с. - Текст : непосредственный.

Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования /

B. М. Русалов. - Москва : ИП РАН, 2012. - 528 с. - Текст : непосредственный.

Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 159 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.