УДК 316.4, 316.6
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
© 2021 Н. С. Тимофеев
аспирант кафедры психологии e-mail: timofeew-kursk@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматриваются психологические компоненты профессионального самоопределения, влияние психологических особенностей на личность, а также основные подходы отечественных и зарубежных психологов относительно роли темперамента, характера в выборе профессии, подходящей определенному типу темперамента, и пути приспособления темперамента к требованиям деятельности, экстраверсии и интроверсии.
Ключевые слова: старшеклассники, самоопределение, обучающиеся, личность, профессиональное самоопределение.
INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF HIGH SCHOOLS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
© 2021 N. S. Timofeev
Applicant for the Department of Psychology e-mail: timofeew-kursk@yandex.ru
Kursk State University
The article considers the psychological components of professional self-determination, the approaches of scientists to the influence of psychological characteristics on the personality. The main approaches of Russian and foreign psychologists regarding the role of temperament, character in choosing a profession suitable for a certain type of temperament and ways of adapting the temperament to the requirements of activity, extraversion and introversion are observed.
Keywords: high school students, self-determination, students, personality, professional self-determination.
На сегодняшний день существует множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между профессиональным выбором старшеклассников и индивидуально-психологическими особенностями (темперамент, характер), результаты которых не всегда совпадают между собой.
Склонность к профессиям определенного типа и направленность на получение их можно рассматривать как показатели профессионального самоопределения в этом возрасте. Любая трудовая деятельность начинается с готовности человека к профессиональной деятельности, которая включает в себя интерес к определенной области деятельности и желание выполнять конкретные действия, связанные с профессиональной направленностью. Сформированная система ценностных ориентаций создает такую готовность.
Исследованию роли темперамента, характера в выборе профессии посвящены работы отечественных и зарубежных психологов.
Выделяют следующие типы темперамента: неопределенный, низкоэмоциональный, высокоэмоциональный, низкоактивный, высокоактивный, меланхолический, холерический, флегматический, сангвинистический. Можно говорить о преобладании черт того или иного типа темперамента, так как в чистом виде темперамент встречается редко. Характер - соединение индивидуальных и постоянных психических особенностей личности, которые отражаются в его действиях, поведении. Поскольку характер в большей мере является результатом воспитания, человек способен изменять свой характер благодаря самовоспитанию [Дубровина 2006: 116]. Характер - совокупность устойчивых черт личности человека, которые являются основой его индивидуальности и определяют его убеждения, ценности, отношения, поведение, деятельность и реакции на различные жизненные ситуации. Черты характера по большей части формируются в детском возрасте. Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте - со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений. Выбор профессии важно делать с учётом особенностей темперамента и характера.
Рассматриваются различия в процессах профессионального самоопределения у девушек и юношей, влияние гендерных стереотипов. Отмечается, что на процесс профессионального самоопределения и профессиональный выбор оказывает влияние общество, точнее, ожидания и представления о том, какая работа соответствует женщинам и мужчинам. Можно предположить, что и гендерные стереотипы оказывают негативное влияние на самореализацию и самоопределение личности, в том числе профессиональное.
Для выявления взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и профессионального самоопределения использовались методы психодиагностического исследования:
1) тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности в модификации Г.В. Резапкиной;
2) опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.
Эмпирическая часть нашего исследования о влиянии индивидуально-психологических особенностей на процесс профессионального самоопределения осуществлялась в общеобразовательных организациях: МБОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 50», МБОУ «СОШ № 51» и МБОУ «СОШ № 54». Выборка исследования составила 320 человек, из них девушки - 141, юноши - 179.
По данным применения дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, большинство лиц юношеского возраста имеют склонность к профессиям типа «человек-человек» (36%), следующим по популярности является тип профессии «человек-художественный образ» (32%), менее популярен у старшеклассников тип профессии «человек-природа» (14%) и «человек-техника» (10%), а наименее популярны профессии типа «человек-знаковая система» (8%).
Рис. 1. Склонность испытуемых юношеского возраста к профессиям (согласно типологии Е.А. Климова)
По результатам проведения методики ОФДСИ были выявлены процентные соотношения представителей различных типов темперамента. Полученные данные сведены в гистограмму и представлены на рисунке 2.
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18% 20% Рис. 2. Процентное соотношение типов темперамента у испытуемых юношеского возраста
Для выявления взаимосвязи индивидуальных особенностей и особенностей выбора профессии был проведен корреляционный анализ данных по выбранным методикам. Статистическая обработка полученных данных производилась при помощи
корреляционного анализа с использованием непараметрического критерия ранговой корреляции г Спирмена.
Обобщение полученных результатов эмпирического исследования позволило сделать следующие выводы.
Выявлены предпочтения у юношей в отношении их склонности к различного рода профессиям. Наиболее предпочитаемыми являются профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ», а также направленность на профессии артистического и офисного типов.
По методике ОФДСИ В.М. Русалова в нашей работе наиболее выраженными являются такие формально-динамические свойства, как психомоторная эргичность, коммуникативная пластичность, коммуникативная эргичность, психомоторная скорость и интеллектуальная эмоциональность (табл. 1).
Таблица 1
Человек- Человек- Человек- Человек- Человек-худ.
природа техника человек знак образ
Эргичность 0,180** 0,092 -0,255** 0,309** 0,039
психомоторная
Эргичность 0,149** 0,074 -0,034 0,162** -0,169**
интеллектуальная
Эргичность 0,110 0,040 -0,085 0,282** -0,005
коммуникативная
Пластичность 0,040 0,134 0,034 0,499** -0,201**
психомоторная
Пластичность 0,111 0,140 0,054 0,269** -0,164**
интеллектуальная
Пластичность 0,268** 0,020 -0,168** 0,007 0,106
коммуникативная
Скорость психомоторная 0,262** -0,084 -0,200** -0,155** 0,199**
Скорость 0,224** -0,072 -0,177** 0,027 0,178**
интеллектуальная
Скорость 0,165** -0,021 -0,160** 0,084 0,149**
коммуникативная
Эмоциональность 0,123 0,053 -0,095 0,276** -0,005
психомоторная
Эмоциональность 0,004 -0,007 -0,034 -0,103 -0,022
интеллектуальная
Эмоциональность 0,167** 0,042 -0,125 0,007 -0,031
коммуникативная
Застревающий 0,069 -0,016 -0,021 0,007 -0,086
Демонстр ативный 0,171** 0,148 -0,037 0,234** -0,140
Педантичный 0,104 0,087 -0,097 0,100 -0,008
Возбудимый 0,151** -0,090 -0,156** -0,237** 0,149**
Гипертимный 0,232** -0,015 -0,196** 0,085 0,153**
Дистимный -0,008 0,026 -0,002 0,004 -0,062
Циклотимный 0,124 -0,028 -0,116 -0,167** 0,081
Экзальтированный 0,032 0,034 0,020 -0,051 -0,026
Эмотивный 0,186** 0,042 -0,144 0,188** 0,085
Тревожный 0,016 0,023 0,037 -0,112 -0,130
Примечание: звездочкой (*) обозначены взаимосвязи на 5%-м уровне значимости (р<0,05); двумя звездочками (**) обозначены взаимосвязи на 1%-м уровне значимости (р<0,01).
В результате корреляционного анализа были обнаружены прямые взаимосвязи между параметрами: психомоторной эргичности и типом профессий «человек-природа»; между интеллектуальной эргичностью и типом профессий «человек-
природа»; между параметром «коммуникативной пластичности» и типом профессий «человек-природа»; между параметром «психомоторная скорость» и типом профессий «человек-природа»; интеллектуальной скоростью и типом профессий «человек-природа»; коммуникативной скоростью и типом профессий «человек-природа»; коммуникативной эмоциональностью и типом профессий «человек-природа»; демонстративным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; возбудимым типом акцентуации и типом профессий «человек-природа», гипертимным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; эмотивным типом акцентуации и типом профессий «человек-природа»; демонстративным типом акцентуации и типом профессий «человек-техника»; интеллектуальной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система»; психомоторной эмоциональностью и типом профессий «человек-знаковая система»; психомоторной эмоциональностью и типом профессий «человек-знаковая система».
Таблица 2
Реалистичный тип Исследовательский тип Социальный тип Артистический тип Предприимчивый тип Офисный тип
Эргичность психомоторная -0,059 0,058 0,061 0,077 -0,061 -0,081
Эргичность интеллектуальная 0,029 0,024 -0,020 0,049 -0,015 -0,028
Эргичность коммуникативная -0,038 0,028 0,033 0,038 -0,028 -0,055
Пластичность психомоторная -0,013 0,036 0,017 -0,014 -0,048 0,014
Пластичность интеллектуальная -0,024 0,005 0,027 -0,045 -0,013 0,062
Пластичность коммуникативная 0,056 0,017 -0,046 -0,058 -0,002 0,070
Скорость психомоторная 0,005 0,002 -0,014 -0,046 0,016 0,023
Скорость интеллектуальная -0,010 0,021 -0,003 -0,025 0,002 0,004
Скорость коммуникативная -0,007 -0,012 0,011 -0,046 0,028 0,037
Эмоциональность психомоторная 0,035 0,078 -0,027 -0,016 -0,071 0,014
Эмоциональность интеллектуальная -0,060 -0,003 0,050 -0,014 0,004 -0,026
Эмоциональность коммуникативная 0,042 0,079 -0,054 0,000 -0,115 -0,014
Застревающий 0,023 0,157 ** -0,038 0,070 -0,137 -0,112
Демонстр ативный -0,061 -0,086 0,047 0,008 0,063 -0,001
Педантичный -0,049 -0,071 0,040 0,072 0,061 -0,091
Возбудимый -0,053 0,028 0,010 0,046 -0,031 -0,105
Гипертимный -0,030 -0,091 0,006 -0,014 0,073 -0,007
Дистимный -0,008 0,053 0,014 0,048 -0,041 -0,052
Циклотимный -0,065 -0,001 0,052 0,008 -0,018 -0,036
Экзальтированный 0,016 0,000 -0,031 0,110 -0,005 0,46**
Эмотивный -0,021 -0,069 0,023 -0,001 0,067 0,001
Тревожный -0,067 -0,040 0,078 -0,016 0,020 0,034
Примечание: звездочкой (*) обозначены взаимосвязи на 5% -м уровне значимости (р<0,05); двумя звездочками (**) обозначены взаимосвязи на 1%-м уровне значимости (р<0,01).
В результате корреляционного анализа были найдены отрицательные взаимосвязи между психомоторной эргичностью и типом профессий «человек-человек», коммуникативной пластичностью и типом профессий «человек-человек», психомоторной скоростью и типом профессий «человек-человек», интеллектуальной скоростью и типом профессий «человек-человек», коммуникативной скоростью и типом профессий «человек-человек», возбудимым типом акцентуации и типом профессий «человек-человек», гипертимным типом акцентуации и типом профессий «человек-человек», психомоторной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система», коммуникативной эргичностью и типом профессий «человек-знаковая система», психомоторной пластичностью и типом профессий «человек-знаковая система», интеллектуальной пластичностью и типом профессий «человек-знаковая система», психомоторной скоростью и типом профессий «человек-знаковая система».
Таблица 3
Здоровье Мат. обеспечение Творчество Семья Карьера Общение Слава Отдых
Эргичность -0,089 -0,023 -0,057 -0,486 -0,498 -0,067 -0,212 -0,098
психомоторная
Эргичность -0,185 -0,023 -0,155 -0,125 -0,135 0,075 -0,222 -0,001
интеллектуальная
Эргичность -0,097 -0,030 -0,086 0,371 0,335 0,017 0,195 0,045
коммуникативная
Пластичность 0,088 0,071 0,119 0,379 0,331 0,046 0,081 0,138
психомоторная
Пластичность 0,154 0,056 0,186 0,477 0,446 0,034 0,185 0,120
интеллектуальная
Пластичность 0,121 0,057 0,134 0,480 0,441 0,069 0,213 0,088
коммуникативная
Скорость 0,151 0,155 0,214 0,345 0,389 0,173 0,225 0,189
психомоторная
Скорость -0,178 -0,111 -0,235 -0,493 -0,529 -0,072 -0,275 -0,190
интеллектуальная
Скорость -0,187 -0,135 -0,256 -0,521 -0,568 -0,069 -0,249 -0,207
коммуникативная
Эмоциональность -0,049 0,053 -0,025 -0,454 -0,403 -0,040 -0,166 0,024
психомоторная
Эмоциональность -0,150 -0,025 -0,168 0,069 0,037 0,033 0,237 0,078
интеллектуальная
Эмоциональность -0,062 -0,022 -0,115 -0,071 -0,094 -0,039 -0,166 -0,046
коммуникативная
Застревающий -0,141 0,018 -0,074 0,075 0,023 -0,048 -0,275 -0,013
Демонстр ативный -0,149 -0,114 -0,156 -0,472 -0,456 -0,040 -0,204 -0,118
Педантичный -0,109 -0,148 -0,145 -0,330 -0,339 -0,085 -0,212 -0,108
Возбудимый 0,069 0,114 0,131 0,036 -0,092 -0,092 -0,139 -0,110
Гипертимный 0,179 0,127 0,269 0,575 -0,500 -0,002 -0,265 -0,159
Дистимный 0,153 0,007 0,125 0,047 0,041 0,010 -0,259 -0,051
Циклотимный -0,056 -0,064 -0,114 -0,063 -0,089 -0,049 -0,163 -0,063
Экзальтированный -0,096 -0,010 -0,082 -0,006 -0,046 0,003 -0,254 -0,023
Эмотивный -0,157 -0,090 -0,150 -0,484 -0,450 -0,032 -0,239 -0,115
Тревожный -0,046 -0,108 -0,037 0,268 0,237 -0,073 0,040 -0,024
В результате корреляционного анализа показателей по методикам диагностики профессиональных склонностей, темперамента и акцентуаций характера прямая взаимосвязь обнаружена между застревающей акцентуацией и исследовательским
профессиональным типом. Между экзальтированной акцентуацией и офисным профессиональным типом была обнаружена обратная взаимосвязь.
Таблица 4
Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля «Я» Локус контроля «жизнь» Общий показатель ОЖ
Эргичность психомоторная -0,457 -0,379 0,365 -0,084 -0,056 0,074
Эргичность интеллектуальная -0,188 -0,195 0,234 0,125 0,150 0,064
Эргичность коммуникативная -0,426 -0,338 0,325 -0,083 -0,043 0,028
Пластичность психомоторная -0,543 -0,312 0,063 -0,306 -0,317 -0,078
Пластичность интеллектуальная -0,312 -0,050 -0,154 -0,322 -0,308 -0,187
Пластичность коммуникативная -0,145 0,034 -0,098 -0,366 -0,332 -0,276
Скорость психомоторная 0,028 0,089 -0,045 -0,338 -0,283 -0,387
Скорость интеллектуальная -0,156 -0,088 -0,002 -0,390 -0,370 -0,321
Скорость коммуникативная -0,240 -0,118 0,016 -0,405 -0,371 -0,295
Эмоциональность психомоторная -0,307 -0,218 0,043 -0,342 -0,332 -0,167
Эмоциональность интеллектуальная 0,136 0,073 -0,011 0,017 0,015 -0,053
Эмоциональность коммуникативная -0,059 -0,016 -0,005 -0,122 -0,090 -0,090
Застревающий 0,027 0,005 0,014 -0,009 -0,006 -0,015
Демонстр ативный -0,302 -0,056 -0,133 -0,320 -0,309 -0,175
Педантичный -0,200 -0,088 0,002 -0,243 -0,243 -0,188
Возбудимый 0,200 0,189 -0,067 -0,097 -0,064 -0,229
Гипертимный -0,227 -0,140 0,012 -0,397 -0,368 -0,260
Дистимный 0,008 -0,001 0,000 -0,003 -0,011 -0,025
Циклотимный 0,101 0,056 -0,026 -0,086 -0,068 -0,150
Экзальтированный -0,024 -0,006 -0,032 -0,029 -0,021 -0,053
Эмотивный -0,317 -0,177 0,028 -0,407 -0,386 -0,221
Тревожный 0,164 0,100 -0,003 0,207 0,191 0,142
Достоверность научных результатов и выводов обеспечены посредством соблюдения правил и норм проведения психодиагностического исследования, репрезентативностью выборочной совокупности, соответствием методов целям и задачам исследования, использованием процедур математической статистики, дополнительной проверкой данных.
Таким образом, взаимосвязи профессиональных предпочтений старшеклассников с индивидуально-психологическими особенностями (свойствами темперамента и акцентуациями характера, ценностными ориентациями и побуждающими мотивами) психологически обоснованы, так как юноши и девушки выбирают профессии, которые соответствуют особенностям их индивидуальности. Данные осуществленного нами наблюдения показывают, что предпочтения в выборе профессии в этом возрасте у многих испытуемых были недостаточно осознанными и мотивы выбора не всегда являются объективными, поскольку в ранней юности, с одной стороны, недостаточно хорошо присутствует осознание себя, понимание своих особенностей, а с другой стороны - недостаточное знание специфики профессий и требований, которые они предъявляют человеку. Многие обучающиеся выбрали обучение в старших классах, не ориентируясь на свои индивидуально-психологические особенности, а руководствуясь внешними мотивами.
Очевидно, что профессиональное самоопределение пока что не является развитым и зрелым, что востребует организации профориентационной работы.
Актуальные проблемы профессионального самоопределения обусловливают необходимость в разработке и апробации комплексной программы развития профессионального самоопределения юношей и девушек в современной социально-культурной ситуации «Твоя карьера - твой выбор», которая реализуется в двух направлениях: реализация в средних общеобразовательных организациях и реализация в средних специальных учебных заведениях (колледжах) в виде тренинговых занятий и классных часов.
Основной целью данной программы является содействие эффективному профессиональному самоопределению обучающихся через личностное самоопределение с учётом потребностей регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах. Продолжительность: долгосрочный период (2 года) и краткосрочный (циклы классных часов и тренинговых занятий, круглые столы, брейн-ринги).
При реализации программы, чтобы отследить её результативность нами была проведена контрольная диагностика. Для этого мы использовали три методики: 1) методику изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А.Г. Грецов); 2) опросник выявления мотивов профессионального выбора (учебно-методическое пособие «Диагностика профессионального самоопределения»; 3) анкету «Выбор» (А.А. Пинкова).
Констатирующий этап проводился на базе МБОУ «СОШ №40» г. Курска. Выборку составили обучающиеся 9 классов - 27 человек из них 9 девушек и 18 юношей. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого мы выявили предварительные параметры исследуемых по данным методикам.
По результатам исследования превалирует показатели по таким мотивам выбора профессии: родительский сценарий (12%), стадный выбор (23%), социально-инфраструктурный выбор (19%), ситуационно-прагматический выбор (11 %), инфантильный выбор (13 %), что может свидетельствовать о личностной незрелости и неготовности принимать ответственные и серьезные решения; ключевым фактором для определения профессии, являются факторы извне, родители, сверстники. Быть заодно со всеми - характерная черта возраста: важно быть в коллективе, прислушиваться к авторитетному сверстнику и, следовательно, делать вместе со всеми профессиональный выбор. Высокие показатели по социально-инфраструктурном мотивам могут свидетельствовать о том, что именно современные социокультурные условия нашей страны диктуют, кем важно быть, чтобы быть успешным
Опросник «Выбор» А.А. Пинковой показал следующие результаты. Знают свои индивидуально-психологические особенности 12 человек; задумываются о своём будущем 13 человек, краткосрочные жизненные планы имеются у 18 человек, долгосрочные всего у двух человек, определились с приоритетными предметами и с местом обучения и профессией 18, 9, 6 человек соответственно. Переживают за своё будущее 20 человек. Многие (22 человека) считают, что личностные особенности должны соотноситься с профессией. Наличие компетенций выбранной профессии и соответствие своих особенностей для этой профессии вызвало затруднение у школьников: только 4 человека смогли утвердительно ответить на данный пункт. В выборе профессии большую помощь могут оказать сверстники (10 человек), родители (12 человек), самостоятельный выбор готовы сделать 5 человек. Основные мотивы выбора профессии - «много зарабатывать», «родители хотят», «не знаю, кем быть», «нравится эта профессия». У многих наблюдался скептицизм по отношению к курсу - 21 человек, но при этом в классе был явный интерес узнать о профессиях подробнее - 22 человека.
После реализации программы была проведена повторная диагностика. Для нас были особенно важны показатели по критериям «Сформированная профессиональная идентичность» и «Неопределенная профессиональная идентичность». Сравнение показателей до и после реализации программы свидетельствует о положительной динамике в сторону повышения уровня профессиональной идентичности, а также о понижении показателей по критерию неопределенной профессиональной идентичности.
Повысился показатель по критерию «Мораторий», что можно объяснить тем, что для старшеклассников проблема личностного и профессионального самоопределения очень актуальна: молодые люди начинают задумываться о своём будущем, принимать важные решения в своей жизни, должны сделать правильный профессиональный выбор, что вызывает у них переживания и состояние кризиса.
Библиографический список
Голубева, Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры / Е. А. Голубева. - Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - С. 150-152.
Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека /
A. А. Деркач. - Москва : РАГС, 2000. - 536 с. - Текст : непосредственный.
Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов-психологов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М. В. Донцова. - Москва, 2009. - 25 с. -Текст : непосредственный.
Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 635 с. - Текст : непосредственный.
Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. -Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 592 с. - Текст : непосредственный.
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2012. - 301 с. - Текст : непосредственный.
Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования /
B. М. Русалов. - Москва : ИП РАН, 2012. - 528 с. - Текст : непосредственный.
Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 159 с. - Текст : непосредственный.