Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карякина С.Н., Бубнова С.Ю.

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности и результаты эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников. Показано, что профессиональное самоопределение старшеклассников имеет специфические особенности в сравнении с таковым у старших подростков. Их учет является основанием для оказания индивидуально-ориентированной помощи подростку и юноше в их профессиональной ориентации с целью осуществления адекватного своим склонностям, возможностям и способностям выбора профессии, и, как следствие, профиля обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF OLDER ADOLESCENCE AND EARLY ADOLESCENCE

The article presents a theoretical analysis of the problem of professional self-determination of the individual and the results of an empirical study of the features of professional self-determination of older adolescents and high school students. It is shown that the professional self-determination of high school students has specific features in comparison with that of older adolescents. Their consideration is the basis for providing individual-oriented assistance to a teenager and a young man in their professional orientation in order to make an adequate choice of profession, and, as a result, a training profile.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

УДК 378 КАРЯКИНА С.Н.

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: svetlana.kariakina@yandex.ru БУБНОВА С.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: bubnows@yandex.ru

UDC378 KARYAKINA S.N.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head. Department of Social Psychology and Acmeology of

Orel State University E-mail: svetlana.kariakina@yandex.ru BUBNOVA S.YU.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department «Theory and Technology of Pre-School Education» of Orel State University E-mail: bubnows@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО

И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF OLDER ADOLESCENCE

AND EARLY ADOLESCENCE

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения личности и результаты эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников. Показано, что профессиональное самоопределение старшеклассников имеет специфические особенности в сравнении с таковым у старших подростков. Их учет является основанием для оказания индивидуально-ориентированной помощи подростку и юноше в их профессиональной ориентации с целью осуществления адекватного своим склонностям, возможностям и способностям выбора профессии, и, как следствие, профиля обучения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

The article presents a theoretical analysis of the problem of professional self-determination of the individual and the results of an empirical study of the features of professional self-determination of older adolescents and high school students. It is shown that the professional self-determination of high school students has specific features in comparison with that of older adolescents. Their consideration is the basis for providing individual-oriented assistance to a teenager and a young man in their professional orientation in order to make an adequate choice of profession, and, as a result, a training profile.

Keywords: professional self-determination, professional orientation.

Поиск подходов к решению проблемы научно обоснованной профессиональной ориентации подростков и старшеклассников приобретает особую актуальность в настоящий момент развития нашего общества, характеризующийся высокими требованиями как к личности специалиста, так и качеству его профессиональной подготовки. В условиях информационно-технологических и социально-экономических трансформаций одной из важных способностей личности выступает способность к самостоятельному и свободному самоопределению себя в обществе, культуре, профессии. Сегодня востребован такой специалист, который способен самостоятельно и ответственно принимать решения в сфере своей профессиональной деятельности, опираясь на сформированные общекультурные и профессиональные компетенции. В этой связи актуализируется проблема профессиональной ориентации подростков и старшеклассников. Представляется важным, чтобы еще в школе учащиеся осуществили адекватный своим склонностям,

возможностям и способностям выбор профессии, и, как следствие, профиля обучения. Опыт организации и результаты реализации профориентационной работы в государственных образовательных организациях позволяют утверждать, что наиболее эффективной формой помощи подростку и юноше в профессиональной ориентации выступает индивидуально-ориентированная, обеспечивающая оптимальное использование их интеллектуального, личностного и творческого потенциала как в их собственных интересах, так и в интересах общества. В силу сказанного, проблема профессиональной ориентации подростков и старшеклассников и, как следствие, проблема выявления содержания, детерминант, механизмов и функций профессионального самоопределения, в том числе, в подростковом и юношеском возрасте, приобретает новые ракурсы рассмотрения и особый социальный смысл.

Пристальный интерес исследователей к данной проблеме объясняется тем, что «...профессиональное

© Карякина С.Н., Бубнова С.Ю. © Karyakina S.N., Bubnova S.Yu.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

самоопределение - «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, и критерий одного из этапов процесса профессионального становления личности» [3, с.116].

Проблема профессионального самоопределения личности находится в центре внимания целого ряда зарубежных исследователей (Э. Гинзберг, Х. Дибберн,

A. Лоуренс, А Маслоу, Ф. Парсон, Д. Сьюпер, М.И. Томас, С. Фукуяма, Х. Хекгаузен, Дж. Холланд, и др.). «В зарубежной науке профессиональное самоопределение понимается как процесс раскрытия резервов личности, ее творческого начала, уникальности, неповторимости, и тесно связывается с самореализацией, самоактуализацией, самотрансценденцией, самопознанием» [1].

В современной отечественной педагогике и психологии научный интерес исследователей сфокусирован на различных аспектах профессионального самоопределения личности; подчеркивается необходимость интегрального подхода к изучению ее профессиональной предрасположенности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, Ф.М. Зеер, А.В. Мудрик, А.К. Маркова и др.). В ряде исследований профессиональное самоопределение изучается в соотношении с мотивацией, потребностями (В.Г. Асеев, С.Б. Каверин, В.В. Комлева и др.); профессиональными ценностями (Н.А. Коваль,

B.Д. Щадриков и др.); с личными и профессиональными установками (Н.В. Антонов, И.Ю. Кузнецов и др.).

В настоящее время среди научно обоснованных подходов к проблеме профессионального самоопределения личности можно указать следующие основные [3]. Первый возник и реализуется в контексте поисков подходов к решению проблем профессиональной ориентации школьников. Одним из основных аспектов изучения здесь выступает специфика их возрастного развития (А.Е. Голомшток, Н.Н. Захаров, А.Д. Сазонов и др.).

Существенной характеристикой второго подхода является то, что профессиональное самоопределение понимается в нем как обязательный и существенный компонент профессионального становления личности. (мальц).

Исследователи, реализующие третий подход, концентрируют внимание на проблеме профессионального отбора, изучении условий и факторов формирования профессиональной пригодности, профессиональных способностей (К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).

Подход, связанный с изучением аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального ее становления (ценностные ориентации, мотивация, интересы и т.д.), с разведением формирования личности и профессиональной пригодности, связан, прежде всего, с именами Э.Ф. Зеера, В.Я. Ядова и др.

Н.С. Пряжников полагает, что «главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование внутренней готовности само-

стоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного), постепенно формируя готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать» [4].

Особенностью старшего подросткового и раннего юношеского возрастов является стремление к оценке возможностей и способностей своей личности, к самопознанию, психологическая готовность к профессиональному самоопределению.

Тем не менее, результаты эмпирических исследований и опыт практических работников указывают, что на сегодняшний день действенная система воздействий на процесс и результат профессионального самоопределения несовершеннолетних практически отсутствует. Практическими работниками психологической службы образовательных организаций в нужной мере не осуществляется оптимальное по форме и содержанию психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения подростков и старшеклассников. Как следствие- последние оказываются под влиянием стихийных воздействий, зачастую определяющих случайный выбор профиля подготовки и будущей профессии; свое место в мире профессий они оказываются вынужденными определять путем проб и ошибок.

Результаты исследований позволяют утверждать, что «представления подростков и старшеклассников о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей» [2]. Большинство старших подростков и старшеклассников не способны самостоятельно определить перспективы своего профессионального развития, планировать этапы своей деятельности по выбору и освоению профессии. В результате актуализируется противоречие между объективной необходимостью принятия решения о выборе профессии в связи с окончанием школы и реальными социально-психологическими характеристиками старших подростков и старшеклассников.

Нами было реализовано эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников.

В качестве испытуемых выступали старшие подростки - учащиеся 8-9-х классов (35 человек в возрасте 14-15 лет) и старшеклассники - учащиеся 11-х классов (45 человек в возрасте 16-17лет).

Изучение «ступенек», на которых испытуемые находятся в процессе профессионального самоопределения, производилось с помощью Методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова (таблица 1).

Таблица 1.

Выраженность статусов профессиональной идентичности испытуемых (ср.зн.)

^^^^^^^ Статус профессиональной ^^^^^^^ идентичности Подвыборка ^^^^^^^ испытуемых ^^^^^^^ Неопределенная идентичность Сформированная идентичность Мораторий, кризис выбора Навязанная идентичность

Старшие подростки 3,6* 7,3* 12,5 1,6

Старшеклассники 2,2* 9,4* 12,1 1,1

Где:

* p<0.05, U-критерий Манна-Уитни

Было выявлено, что испытуемые обеих подвыборок отличаются низким уровнем представленности статусов навязанной и неопределенной профессиональной идентичности, т.е., как подросткам, так и старшеклассникам не свойственно выбирать свою будущую профессию под влиянием других людей; для них характерно наличие достаточно ясных профессиональных целей, они прилагают усилия для их формирования, осознают важность выбора будущей профессии. В то же время, значительно выраженным оказался статус «мораторий, кризис выбора», что свидетельствует об актуализирующихся трудностях выбора будущей профессии, связанных с ориентацией в мире профессий и в вариантах собственного профессионального развития, определением своих

профессиональных способностей и склонностей.

Старшеклассники обнаружили меньшую степень выраженности, чем старшие подростки, статусов «неопределенная профессиональная идентичность» (р<0,05) и «навязанная идентичность», и большую - «сформированная идентичность» (р<0,05).

Наличие и возможное сочетание интересов и профессионально-ориентированных умений и навыков в определенной профессиональной сфере (знак, техника, природа, образ, человек, бизнес) были изучены нами с помощью Опросника профессиональной готовности Л.Н. Кабардова. Согласно автору, полученные результаты позволяют судить о готовности оптанта к определенной профессиональной сфере деятельности (таблица 2).

Таблица 2.

Выраженность умений, отношений, желаний испытуемых в различных профессиональных сферах (ср.зн.)

си с е ф о про Знак Техника Природа Образ Человек Бизнес

Подвыборка а р е ф С Отношения е Отношения е Отношения е Отношения е Отношения е Отношения е

Умения ан ела * Умения ан ела * Умения ан ела * Умения ан ела * Умения ан ела * Умения ан ела *

е ки

арш т С ст о р д о п ,3 * * ,3 * ,5 ,7 * ,2 ,3 ,6 ,6 ,9 * ,6 ,2 ,6 ,0 00 ,2 ,2

ОО 7, 5, 7, 7, 5, 4, 4, 2, 6, 6, 3, 9, 00 7, 00 00 7,

ки

Старше сн с а л к *

,2 * * ,6 ,3 * ,7 1 00 ,5 ,5 ,0 * 00 ,6 ,9 ,0 ,2 ,2 00 мэ

00 7, 5, 7, 6, 5, 4, 4, 2, 7, 7, 2, 9, 9, 7, 00 мэ

Где: **p<0.01,

* p<0.05, U-критерий Манна-Уитни

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Наименьшая степень готовности и старшеклассников, и старших подростков обнаружена к профессиональной сфере деятельности «человек-природа»; выше среднего - уровень готовности испытуемых обеих под-выборок выявлен в отношении профессиональных сфер «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-знак», «человек-бизнес». Высокая степень готовности испытуемых двух подвыборок обнаружена к выбору и реализации профессий, относящихся к сфере «человек- человек».

Среди структурных показателей готовности к реализации всех профессиональных сфер деятельности у старшеклассников и у старших подростков наименьшую степень выраженности имеет параметр «желание». Это выступает свидетельством того, что, согласно представлениям испытуемых, они отличаются сформированными необходимыми в определенной профессиональной сфере умениями и навыками, достаточно выраженным отношением к профессиям, относящимся к данной сфере, при слабой выраженности желания и, соответственно, намерений, выбирать профессии данного типа. Именно такое сочетание интересов и профессионально-ориентированных умений и навыков выступает свидетельством несформированности профессиональной готовности к той или иной профессиональной сфере деятельности.

Старшие подростки оказались в большем мере, чем старшеклассники готовыми к выбору и реализации профессий сфер «человек-техника» и «человек- бизнес» (полученные показатели готовности испытуемых обеих подвыборок - в диапазоне «средних» и «выше среднего» значений). В то же время, старшеклассники оказались в большей степени готовыми к реализации профессий типа «человек-человек» (полученные показатели общей

готовности испытуемых обеих подвыборок - в диапазоне «выше среднего» и «высоких» значений).

Изучение склонностей испытуемых к работе с людьми; к умственным видам работ; к работе на производстве; к эстетике и искусству; к подвижным видам деятельности; к планово-экономическим видам работ, было произведено с помощью Методики оценки склонностей к различным сферам профессиональной деятельности Л.А. Йовайши (таблица 3).

Обнаружено, что у испытуемых обеих подвыборок слабо выражена склонность выбору профессий, связанных с эстетикой, искусством, подвижными видами деятельности. В средней степени они оказались склонными к планово-экономическим и умственным видам профессиональной деятельности. В то же время, у испытуемых выражена склонность к работе с людьми.

Старшие подростки оказались в большей мере, чем старшеклассники, склонными к работе с людьми, на производстве, к планово-экономическим видам работ. В то же время, старшеклассники обнаружили большую склонность к умственному труду (p<0.05) и подвижным видам деятельности.

Изучение профессиональной направленности осуществлялось посредством определения типов личности (реалистического/практического, интеллектуального, социального, конвенционального/стандартного, предприимчивого, артистического) при помощи Методики профессиональной направленности Дж Холланда в модификации А.А. Азбеля (таблица 4).

У испытуемых обеих подвыборок выявлен недостаточный уровень сформированности профессиональной направленности. Тем не менее, у старшеклассников практически по всем шкалам (интеллектуальный, социальный (p<0.01), предприимчивый, артистический)

Таблица 3.

Выраженность склонностей испытуемых к различным сферам профессиональной деятельности (ср.зн.)

Тип склонности Подвыборка испытуемых К работе с людьми К умственным видам работ К работе на производстве К эстетике и искусству К подвижным видам деятельности К планово-экономическим видам работ

Старшие подростки 17,3 14,0* 16,0 13,3 13,6 15,3

Старшеклассники 16,5 15,8* 14,6 13,3 14,1 15,0

Где:

* p<0.05, U-критерий Манна-Уитни.

Выраженность профессиональной направленности испытуемых (ср.зн.)

Таблица 4.

Тип личности Под-выборка\^ Реалистический /практический Интеллектуальный Социальный Конвенциональный / стандартный Предприимчивый Артистический

испытуемых

Старшие подростки 6,3 5,9 5 7** 7,2 7,7 5,4

Старшеклассники 6,3 6,3 7 4** 7,1 8,6 6,9

Где:

**p<0.01, U-критерий Манна-Уитни

полученные показатели выше, чем у старших подростков, что свидетельствует о большей степени сфор-мированности у них того или иного профессионально ориентированного типа личности, и, соответственной профессиональной направленности.

В обеих подвыборках наиболее представленным оказался предприимчивый, наименее представленным - артистический профессионально ориентированный тип личности, т.е., как старшие подростки, так и старшеклассники в невысокой степени ориентированы на профессии, которые требуют от профессионала оригинальности, интуиции, воображения; в большей мере -на те руководящие роли, в которых могут удовлетворять свои потребности в доминантности и признании.

Изучение типов мышления (предметного, символического, знакового, образного) и уровня креативности осуществлялось нами с помощью Методики определения типа мышления и уровня креативности («Профиль мышления», В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец) (таблица 5).

У старшеклассников в большей степени, чем у старших подростков, сформированы типы мышления, актуализирующиеся в тех или иных сферах профессиональной деятельности, диагностируемые с помощью данной методики. Наименьшие показатели испытуемых двух групп получены по шкале «предметное мышление».

У старших подростков в большей мере сформировано образное и символическое мышление, в несколько меньшей степени- знаковое и предметное мышление. У старшеклассников получены показатели, свидетельствующие о высоком уровне сформированности знакового и символического мышления, в меньшей мере- предметного и символического мышления. Полученные результаты позволяет прогнозировать степень успешности этих испытуемых в профессиях, требующих того или иного типа мышления.

Уровень креативности испытуемых двух подвыбо-рок достаточно высок. И старшие подростки, и старшеклассники обладают выраженными творческими

способностями, и, следовательно, могут быть успешными в тех видах профессиональной деятельности, в которых востребованы способности такого рода.

В целом, профессиональное самоопределение старшеклассников имеет специфические особенности в сравнении с таковым старших подростков. Старшеклассникам в большей степени свойственна сформированная профессиональная идентичность и в меньшей- неопределенная и навязанная профессиональная идентичность; у них в большей степени сформированы профессионально ориентированные типы личности и типы мышления, актуализирующиеся в различных сферах профессиональной деятельности, чем у старших подростков. Старшеклассники отличаются высоким уровнем сформированности знакового и образного мышления, склонностью к умственному труду и практическим видам деятельности.

Выявленные особенности и противоречия профессионального самоопределения свидетельствуют об актуализирующихся трудностях выбора будущей профессии, связанных с формированием профессиональной готовности, направленности и ориентации в мире профессий, определением своих профессиональных способностей и склонностей. В этой связи актуализируется потребность организации адресного психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения подростков и старшеклассников, основной задачей которого выступает формирование готовности учащихся к выбору будущей профессии в соответствии со своими склонностями и способностями, адекватной оценкой своих возможностей и потребностей.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших подростков и старшеклассников должно быть ориентировано на решение следующих задач: оказание помощи в познании учащимися своих личностных особенностей, склонностей и способностей, становлении субъектности; формирование профессиональной компетентности на основе информированности о мире профессий и т.д.

Таблица 5.

Выраженность типов мышления и уровня креативности испытуемых (ср.зн.)

Тип мышления Подвыборка^^^^^ испытуемых ^^^^^^ Предметное Символическое Знаковое Образное Креативность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старшие подростки 7,2 8,1 7 2** 8,2* 8,1

Старшеклассники 7,6 8,3 9 3** 9,3* 8,8

Где: **p<0.01,

* p<0.05, U-критерий Манна-Уитни.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Долгушина Т.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности/ Т.Н. Долгушина, С.Н. Юревич// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №3-4 (16). С.101-107.

2. КазаковА.Ф. Формирование профессиональной ориентации школьников в условиях свободного времени /А.Ф. Казаков // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки.- 2010.-№8(88).-С. 108-111.

3. Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии/ Л.В. Мальцева //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2008. №12. С.115—119.

4. ПряжниковН.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 117 с.

References

1. Dolgushina T.N. Professional self-determination as a component of professional formation of personality / T.N. Dolgushina, S.N. Yurevich/ / Scientific support of the system of professional development of personnel. 2013. №3-4 (16). Pp. 101-107.

2. KazakovA.F. Formation of professional orientation of schoolchildren in the conditions of free time /A. F. Kazakov //Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2010. №8(88). Pp. 108-111.

3. Maltseva L.V. Theoretical approaches to the study of the essence of professional self-determination in domestic and foreign psychology/ L. V. Maltseva //Bulletin of the Kurgan State University. Series: Physiology, Psychology and Medicine. 2008. No. 12. Pp. 115-119.

4. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice: textbook. manual. M.: Akademiya, 2008. 117 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.