Научная статья на тему 'Психологические особенности взаимосвязи темперамента и характерологических черт личности с профессиональными предпочтениями у старшеклассников'

Психологические особенности взаимосвязи темперамента и характерологических черт личности с профессиональными предпочтениями у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1270
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / CAREER CHOICE / СТАРШЕКЛАССНИК / SENIOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PROFESSIONAL INTERESTS / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дашкина Алия Алмасовна

Статья посвящена проблеме выбора профессии, которая приобретает особую актуальность в старшем школьном возрасте. В ходе исследования определены и описаны корреляционные связи между профессиональными предпочтениями и характером, темпераментными особенностями учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности взаимосвязи темперамента и характерологических черт личности с профессиональными предпочтениями у старшеклассников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

А.А. Дашкина

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент К. Ф. Уразаев

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена проблеме выбора профессии, которая приобретает особую актуальность в старшем школьном возрасте. В ходе исследования определены и описаны корреляционные связи между профессиональными предпочтениями и характером, темпераментными особенностями учеников.

Профессиональный выбор, старшеклассник, профессиональные интересы, темперамент, акцентуация характера.

The article deals with the choice of profession that is of particular relevance in the senior school age. The study identifies and describes the correlation between professional preferences and the character, as well as temperamental characteristics of students.

Career choice, senior, professional interests, temperament, character accentuation.

В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Как не ошибиться и найти только свою дорогу в профессии? Выбор профессии представляет собой сложное действие, достаточно часто с трудом рефлексируемое самим его субъектом [1].

Профессиональный выбор имеет особое значение для старшеклассников. Во многом это связано с тем, что он является, в своем большинстве, первым в их жизни нормативным, т.е. обязательным, вынужденным выбором, от которого нельзя уйти [1].

Правильный профессиональный выбор связан со сформированностью личности учащегося, его склонностей и способностей, пониманием им своих индивидуальных особенностей. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что только 40 % подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности [6]. Можно сказать, что существуют две тенденции выбора профессии:

1. Рациональный выбор на основе индивидуальной предрасположенности к профессии и ориентация на ее востребованность в обществе.

2. «Мнимый» выбор, ориентированный только на внешние атрибуты профессии (престижность профессии, общественная значимость и т.д.).

Большинство школьников ориентируются на вторую тенденцию выбора профессии, т.е. на внешние условия, что говорит о неосознанном выборе профессии [3].

Профессиональная ориентация - это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека [5]. Значительный вклад в разработку проблем профориентации внесли работы К.М. Гуревича, Е.А. Климова, В.Н. Кудряшова, И.Н. Назимова, С.Я. Батышева, П.В. Симонова, Р.В. Овчаровой, Н.С. Пряжникова,

В.Г. Степанова, Дж. Холланда, К. Леонгарда, Р.Б. Кэттелла и др.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что для изучения личности учащегося в целях профориентации применяются либо психологические, либо психофизиологические методики. Необходимо отметить, что исследований, посвященных связи профессионального выбора старшеклассника с его характером и темпераментом еще недостаточно.

С целью реализации психологического сопровождения в процессе выбора учащимися профессии нами было организовано комплексное диагностическое исследование. В исследовании приняли участие ученики 10 - 11 классов школ г. Стерлитамака в количестве 121 чел., из них - 62 девушки и 59 юношей в возрасте 15 - 17 лет.

Исследование представляло собой изучение взаимосвязей профессиональных предпочтений старшеклассников с их темпераментными, характерологическими особенностями.

Характерологические особенности учеников изучались с помощью опросника К. Леонгарда [5]. Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. В своей книге «Акцентуированные личности» Карл Леонгард пишет: «Согласно обследованиям, проведенным в Берлинской клинике Зитте среди взрослых и Гутьяром среди детей, население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % - стандартный тип людей» [4].

Для оценки темперамента мы воспользовались методикой диагностики темперамента Ян Стреляу. «Темперамент играет важную роль в ежедневной жизни человека, особенно в области обучения и профессиональной деятельности. Взяв в качестве точки отсчета представление о темпераменте как о продук-

те биологической эволюции, а о личности - как о плоде социоисторических предпосылок, Стреляу вместе с коллегами провел ряд исследований, которые продемонстрировали взаимозависимость между этими двумя явлениями» [9].

Для выявления профессиональных предпочтений были использованы дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и тест Дж. Холланда по определению типа личности. Выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности [8].

Проведенный нами корреляционный анализ между показателями профессиональных предпочтений (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова и опросник по определению типа личности Дж. Холланда) с одной стороны и характерологическим опросником К. Леонгарда, с другой, подтверждают о необходимости проводить подбор профессии на основе учета черт личности.

В ходе исследований были выявлены существенные зависимости между профессиональными интересами по опроснику Е.А. Климова и характерологическими особенностями учеников. Так, у старшеклассников с повышенными предпочтениями профессии типа «человек - техника» наблюдается отрицательная линейная связь с эмотивным (-0,260, р < 0,01) и тревожными (-0,247, р < 0,05) типами акцентуаций, значит им свойственны такие черты характера, как: жесткость, невпечатлительность, нечувствительность, что сочетается со смелостью, с высокой самооценкой, с низким уровнем тревожности. У лиц с предпочтениями профессии «человек -знак» выявлена такая же отрицательная линейная связь с эмотивным типом акцентуации (-0,254, р < 0,05).

В выборке, направленной на профессии типа «человек - образ» обнаруживается повышение следующих характерологических особенностей старшеклассника: эмотивная направленность характера (0,316, р < 0,01), тревожная (0,229, р < 0,05), демонстративная (0,247, р < 0,05), экзальтированная (0,264, р < 0,01). Это говорит о том, что представители данного типа любое событие, свой вклад в него переживают необычайно глубоко и длительно, у них повышена склонность к страхам, самооценка занижена и, соответственно, оценка других завышена»; повышены способности к вытеснению, демонстративности поведения; им свойственно «отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей [2].

При исследовании связей между типами личности Дж. Холланда и акцентуациями характера К. Ле-онгарда были получены не менее интересные результаты. У школьников реалистического типа выявляется понижение шкал с такими типами акцентуаций характера, как застревающий (-0,227, р < 0,05), эмо-

тивный (-0,273, р < 0,01), тревожный (-0,217, р < 0,05), означающее, что они уравновешенны, неэмоциональны, решительны. Выявлена прямо пропорциональная зависимость между артистическим типом и такой направленностью характера как демонстративность (0,208, р < 0,05). Установлено, что при повышении направленности на профессии социального типа понижаются показатели тревожного типа характера (-0,209, р < 0,05), повышается шкала демонстративного (0,229, р < 0,05). Почти такая же картина наблюдается у лиц, выбравших предприимчивый тип профессий: тревожная направленность характера (-0,203, р < 0,05), демонстративная направленность (0,311, р < 0,01), а также выявлена связь с гипертимным типом (0,309, р < 0,01), что характеризует их как общительных, оптимистичных, инициативных, энергичных людей.

Рассмотрим, какая зависимость существует между профессиональными интересами (опросник Дж. Холланда) и свойствами нервной системы (методика диагностики темперамента Стреляу). У школьников реалистического типа выявляется повышение шкал процессов возбуждения (0,210, р < 0,05): им характерна быстрая включаемость в работу, низкая утомляемость, высокая работоспособность и выносливость; процессов торможения (0,213, р < 0,05) - у них хорошая реакция, высокий самоконтроль, собраны, бдительны, хладнокровны; уровня подвижности нервных процессов (0,246, р < 0,05), что характеризуется быстрым переходом от одних видов деятельности к другим, смелостью в поведенческих реакциях.

Для выборки интеллектуального профессионального типа также обнаружилась тенденция роста уровня процессов торможения (0,206, р < 0,05). Значит, им характерны сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; хорошая реакция, высокий самоконтроль.

У социального типа выявлена прямо пропорциональная связь с уровнем подвижности нервных процессов (0,247, р < 0,05), что говорит о быстрой пере-ключаемости, решительности.

Полученная положительная линейная связь предприимчивого типа и шкалами процессов возбуждения (0,263, р < 0,01), подвижности нервных процессов (0,238, р < 0,05) подтверждает, что люди этих профессий проявляют сильную ответную реакцию на возбуждение, стимул; выносливы, быстро переключаются от одних видов деятельности к другим, решительны, смелы в поведенческих реакциях.

Таким образом, старшеклассникам с повышенными предпочтениями профессии типа «человек -техника» характерна жесткость, смелость, решительность. Лица с предпочтениями профессии «человек -знак» неэмоциональны, невпечатлительны. Представители типа «человек - образ», напротив, чувствительны, демонстративны, склонны к страхам. Школьники реалистического типа уравновешенны, решительны; артистического типа демонстративны; социального типа смелые, раскованные, способные увлечь за собой, такие же качества характерны ученикам предприимчивого типа, кроме этого у них яр-

ко проявляются инициативность, оптимистичность, энергичность.

По темпераменту ученикам реалистического типа свойственна высокая работоспособность, выносливость, хорошая реакция, бдительность, быстрый переход от одних видов деятельности к другим. Лицам интеллектуального типа характерны: высокий самоконтроль, сильные нервные процессы со стороны торможения. Старшеклассники социального типа решительны, умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Люди предприимчиво -го типа выносливы, решительны, проявляется сильная ответная реакция на возбуждение.

Выявлено 17 значимых корреляционных связей между профориентационными тестами и тестом К. Леонгарда: из них 10 значимых (16,6 %) корреляционных связей с опросником Дж. Холланда (четыре эмпирических значения критерия при р<0,01, шесть эмпирических значения критерия при р<0,05), 7 значимых корреляционных связей (14 %) с дифференциально-диагностическим опросником Е.А. Климова (три эмпирических значения критерия при р < 0,01, четыре эмпирических значения критерия при р<0,05). Значимые корреляционные связи профори-ентационных тестов с методикой диагностики темперамента Стреляу выявлены только с опросником Дж. Холланда. Получены 7 статистически значимых связей (29 %) (одно эмпирическое значение критерия при р<0,01, шесть эмпирических значения критерия при р<0,05).

В итоге получилось, что профессиональные выборы определяются в большей степени свойствами нервной системы.

Данные проведенного исследования показали, что профессиональные выборы старшеклассников соответствуют их темпераменту, характерологическим особенностям. Исходя из этого, мы рекомендуем на этапе формирования профессиональных предпочтений в профориентационной работе учитывать психофизиологические и характерологические осо-

бенности индивида. Индивидуальные особенности личности человека помогают наметить то направление, которое может принять профессиональная жизнь человека [8]. Важно этот аспект психического развития иметь в виду и посредством методов проф-диагностики помочь старшеклассникам правильно выбрать профессию.

Литература

1. Волобуева, Е.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника: дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Волобуева. - Ставрополь, 2007.

2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. - СПб., 2006.

3. Корнеева, Я.А. Психологические особенности старшеклассников с разным уровнем сформированности профессионального плана / Я.А. Корнеева, Н.Н. Симонова, И.А. Порохина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - URL: http://www.teoria-practica.ru/-9-2013/psychology/korneeva-simonova-porokhina.pdf

4. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Ле-онгард. - Берлин, 1976. - URL:: http://www.koob.ru/

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. - М., 1996.

6. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - М., 2005.

7. Психологические тесты: в 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. - М., 2005. - Т. 1.

8. Степанов, В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии / В.Г. Степанов. -М., 2008.

9. Стреляу, Я. Офиц. сайт / psilist.net / Ян Стреляу. -URL: http://psylist.net/persona/strelau.htm/

10. Уразаева, Ф. Х. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентацион-ной работе со старшеклассниками / Ф.Х. Уразаева, К.Ф. Уразаев, А.А. Дашкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 3 (2). - С. 444 - 446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.