ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ
Буяндэлгэр Одгэрэл
94
Аннотация. Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме взаимосвязи характерологических особенностей и эффективности учебной деятельности студентов. На основе анализа национального характера монгольских студентов, эмпирического исследования, количественной обработки и качественного анализа данных автор делает вывод о своеобразии влиянии отдельных акцентуаций характера на эффективность их учебной деятельности.
Ключевые слова: характер, акцентуация характера, черта характера, черта личности, эффективность учебной деятельности.
Summary. Article is devoted an important psychological and pedagogical problem of interrelation ofstudents' characteristic features and their learning efficiency. Based on the analysis of Mongolian students' national character, empirical research, quantitative and qualitative analysis of the results the author makes conclusion about the specific influence of certain character accentuations on the efficiency of their learning.
Keywords: character, character accentuation, character trait, personal trait, learning efficiency.
Учебная деятельность занимает ловеком новых, более эффективных большое место в жизни совре- форм и способов поведения. При менных студентов как в России, так этом характер рассматривается как и в Монголии. Сам процесс проте- «система типизированных форм по-кания учебной деятельности, его ведения, черт, сформировавшихся успешность, а как следствие и успе- в онтогенезе под влиянием ближай-ваемость студента, во многом явля- шего социального окружения, в ко-ются зависимыми от его личност- торой проявляет себя тенденция ных свойств, в том числе и от харак- к сохранению индивидуальности, ее терологических черт. устойчивости, стабильности психи-С. Н. Морозюк в своем исследо- ческих и психофизиологических совании доказывает, что именно недо- стояний, толерантности к возмуще-статки характера в силу своей устой- ниям внешних и внутренних условий чивости и неосознанности могут деятельности» [1]. В качестве устой-стать препятствием в освоении че- чивых черт характера, вслед за К. Ле-
онгардом, рассматриваются акцентуированные черты, которые представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации [2].
В исследовании С. Н. Морозюк доказана неоднозначность влияния акцентуированных черт характера на эффективность их учебной деятельности [1]. К примеру, обнаружена положительная статистически значимая связь академической успешности студентов от выраженности у них гипертимической черты характера, независимо от пола. Чем более представлена гипертимность, тем выше академическая успешность. Обратная зависимость обнаружена в проявлении циклотимической черты характера, паранойяльной, эмо-тивной, ригидной, вытеснения и академической успешности: чем более выражены данные черты, тем ниже уровень академической успешности.
Эти данные подтверждают сущность акцентуированных характеров как чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемые в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, делающих личность уязвимой по отношению к некоторым психо-травмирующим воздействиям среды при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим сторонам действительности.
Таким психотравмирующим воздействием на человека, на личность
можно рассматривать не привычный для монгольского этноса образ жизни и условия обучения. Не стоит отрицать то, что у любого народа формируются и традиционно развиваются особое мышление и характер, соответствующие их культурной традиции, обычаям, бытовым особенностям. Начиная со времен своего образования, монгольская нация сумела сохранить отличительные черты в рамках биологического тела, характера, мышления. Сохранились также национальное своеобразие ведения хозяйства, природно-экологические, имущественные и духовно-культурные особенности.
Нам представляется справедливым утверждение Э. Фромма о том, что в процессе психологической адаптации проявляются индивидуальные качества личности, но при взаимодействии однотипных условий среды возникает совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы, которая возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. В течение многих веков кочевники (монголы) обычно ориентировались во времени по солнцу, в степи все делается не спеша. По утверждению Ц. Балхаажава: «Просторная обширная территория дает возможность мыслить дальнозорко, спокойно, не спеша, многократно обдумывая» [3]. Поэтому некоторые современные монголы не выдерживают темпа современной жизни. Психофизиологическое напряжение, вызываемое современным образом жизни с высочайшим темпом, может, на наш взгляд, способствовать формированию черт характера, не свойственных данному этносу.
95
96
Мы определили своей целью изучить взаимосвязь характера монгольских студентов с эффективностью учебной деятельности, полагая, что эта взаимосвязь имеет своеобразие, определяемое как национальным характером, так и современным образом жизни.
Акцентуации характера личности как жесткие поведенческие программы имеют непосредственную связь с успеваемостью. Одни акцентуации характера могут способствовать учению, получению знаний, и педагог может опереться на них в своей практической работе. Иные акцентуации характера, несмотря на знания учащегося, могут занижать его успеваемость, являясь, по сути, определенным препятствием в учебной работе. Все это говорит об актуальности проблемы взаимосвязи акцентуаций характера с успеваемостью.
В исследовании С. Н. Морозюк доказана неоднозначность влияния черт характера на эффективность учебной деятельности российских студентов. К примеру, выявлено, что а) одна и та же черта характера может повышать один показатель эффективности и понижать другой или не оказывать на него существенного влияния; б) чем более акцентуированы черты характера, тем интенсивнее их влияние на конкретные показатели эффективности учебной деятельности. Нам хотелось узнать, каково влияние конкретной черты характера на уровень академических успехов, на трудность / легкость учения, удовлетворенность учением, отношение к учению у монгольских студентов.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты Монгольского государственного педагогиче-
ского университета в количестве 500 человек.
Наиболее соответствующей контексту и цели нашего исследования является предложенная К. Леонгар-дом классификация личностных акцентуаций, в основе которой лежит представление о существовании личностных типов, отклоняющихся от средних значений по выраженности ряда основных свойств, но при этом лежащих в пределах нормы, то есть не являющихся патологическими [2]. Тест содержит 10 шкал (10 типов характера по К. Леонгарду: гипертимный, возбудимый, эмотив-ный, дистимический, тревожный, экзальтированный, циклотимический, застревающий, педантичный, демонстративный), которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов. Поэтому для изучения характеров студентов и их акцентуаций применялся опросник Леонгарда - Шмишека.
Для определения эффективности учебной деятельности использовалась анкета Ю. М. Орлова [4], который системно охарактеризовал эффективность учебной деятельности на основе принципа единства психики и деятельности, обучения и воспитания. По Ю. М. Орлову, основные показатели этой деятельности - академическая успешность, степень трудности в учебе, отношение к содержанию и методам обучения, эмоциональное отношение к учебе [там же]. Эти показатели и показатели акцентуаций характера мы и определили в качестве переменных для нашего эмпирического исследования.
Данные опроса после соответствующей математической обработки (корреляционный анализ), представленные в таблице, позволили
Таблица
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и эффективности
учебной деятельности
Ф
^^Эффективность учебной Отношение Академи- Эмоциональное Степень
деятельности к содержанию ческая отношение трудности
и методам успешность к учебе в учебе
Акцентуация характера^^ обучения
Гипертимическая -0,008 0,125** 0,025 0,137**
0,862 0,005 0,572 0,002
Проективная (возбудимая) 0,048 0,049 0,045 0,138**
0,287 0,287 0,311 0,002
Эмотивная 0,074 0,058 0,097* 0,111*
0,097 0,199 0,031 0,013
Дистимическая 0,008 0,009 -0,025 -0,093*
0,867 0,846 0,574 0,037
Невротическая (тревожная) 0,002 0,025 0,047 -0,108*
0,962 0,578 0,293 0,015
Интроективная 0,016 0,064 0,057 0,083
(экзальтированная) 0,716 0,155 0,207 0,063
Циклотимная 0,020 -0,017 -0,056 -0,067
0,656 0,709 0,214 0,133
Паранойяльная -0,053 0,009 -0,028 -0,103*
(застревающая) 0,236 0,842 0,539 0,021
Ригидная (педантичная) 0,138** 0,100* 0,052 0,052
0,002 0,026 0,249 0,246
Вытеснения 0,071 0,046 0,022 0,075
(демонстративная) 0,113 0,301 0,626 0,092
#
нам увидеть следующее: у студентов обнаружена положительная корреляционная связь между гипертими-ческой акцентуацией и академической успешностью, то есть чем более выражена гипертимность характера, тем выше академическая успешность. Это подтверждает описание данного типа К. Леонгардом. Гипер-тимные люди - оптимисты и, благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Их характер отличается почти всегда хорошим, приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Гипертимики постоянно стремятся к лидерству, общительны, легко осваиваются в незнакомой об-
становке. Предприимчивость, инициатива, оптимизм - характерные черты этого типа.
Однако данные в таблице показывают и то, что чем выше показатели гипертимической акцентуации, тем труднее, как считают сами студенты, им учиться (при р < 0,01). Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство. Это оптимисты, которые строят планы на будущее, значительно переоценивая свои возможности. Именно несоответствие уровня притязаний реальным результатам, может вызывать психо-
37
98
логическое, эмоциональное напряжение, определяемое субъектом учебной деятельности как трудность.
Связи гипертимической акцентуации с другими факторами эффективности в учебной деятельности мы не обнаружили.
Из таблицы видно, что существует статистически значимая положительная связь степени трудности в учебе с проективной акцентуацией характера, то есть чем выше проективность (возбудимость) характера, тем труднее студентам учиться (при р < 0,01).
Поведение лиц с возбудимым типом характера, на взгляд К. Леонгар-да, непредсказуемо. Для них характерен сознательный или бессознательный перенос собственного состояния вовне. Так как контроль за своим поведением ослаблен, в гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление. Наряду с положительными проявлениями данного типа характера (энергичностью, деловитостью, инициативностью) им свойственны раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, склонность к насилию, безудержность в увлечениях. В крайних своих проявлениях, приобретая характеристики проективной акцентуации, положительные моменты возбудимого типа характера сглаживаются. Нарушается нормальное функционирование личности в мире [2, с. 89, 90]. Так как люди с таким характером, как правило, нетерпеливы и импульсивны, то это не вызывает вопроса, почему им трудно учиться.
Наше исследование показало, что другие параметры эффективности
учебной деятельности студентов (отношение к содержанию и процессу обучения, академическая успешность, эмоциональное отношение в учебе) не зависят от степени выраженности проективной акцентуации.
Обнаруженная нами статистически значимая взаимосвязь эмотивной акцентуации характера с эмоционально положительным отношением к учебе (при р < 0,05), говорит о том, что студентам с эмотивной акцентуацией характера нравится учиться. По К. Леонгарду, эмотивные люди очень чувствительны. В содержании их деятельности и поведении доминируют эмоции. Высокая эмоциональная лабильность эмотивных натур проявляется как способность к быстрой смене настроения.
Несмотря на то, что студентам с эмотивным характером нравится учиться, мы обнаружили, что чем выше эмотивность, тем труднее им учиться. Статистически значимой связи эмотивной акцентуации характера с другими параметрами эффективности учебной деятельности не обнаружено.
В нашем исследовании обнаружена статистически значимая отрицательная связь дистимической акцентуации характера со степенью трудности в учебной деятельности. По Ле-онгарду, дистимическая личность представляет собой полную противоположность гипертимической. У нее замедленное мышление. Положительные стороны этого характера: ответственность, серьезность, пунктуальность и чувство справедливости. Наше исследование показывает, что чем больше выражена дистими-ческая черта характера, тем легче студенту учиться, благодаря ответ-
ственности, серьезности, добросовестности. Это подтверждает описание монгольского характера И. Майским и Ц. Балхаажава: «...монголы всегда дальновидны, никуда не спешат, располагают временем для размышлений. Поэтому они могут перепроверять все досконально» [3, с. 3].
У монгольских студентов с выраженной невротической акцентуацией характера степень трудности в учебе низкая, то есть им легко учиться.
К. Леонгард определяет лица с невротической акцентуацией как впечатлительные, дружелюбные, обязательные, надежные с постоянством привязанностей. У монгольского этноса это связано с образом жизни и народным воспитанием. Например, И. Майский пишет: «У монгола какие-то особенные глаза и какая-то особая впечатлительность. Найти свою овцу среди нескольких сотен овец чужого стада, находить по каким-то неуловимым признакам дорогу среди безграничных степей или однообразных увалов песчаной Гоби - для монгола столь же обычная вещь, как для европейца ходить по улицам города» [5].
Лицам с паранойяльной акцентуацией характера (застревающий, неустойчивый тип) легко учиться. В таблице представлена статистически значимая связь. Сущность такого характера состоит в стойкости аффектов и в то же самое время -в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». Положительными чертами данного типа характера являются: принци-
пиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование, спонтанность привязанностей [2]. Это совпадает с описанием монгольского характера известным монголоведом Н. Л. Жуковской. По складу национального характера монголы сдержанны, терпеливы и немногословны. Манеры взрослых монголов отличаются сдержанностью и достоинством. Молодежь, напротив, любопытна и ведет себя несдержанно. И если для юноши такое поведение считается показателем невоспитанности, то для женщин и девушек оно просто недопустимо. Многие авторы показали, что буддийским культурам свойственна внешне пассивная созерцательность, которая внутренне выражена в способности вторичного контроля, то есть преобладанию самоконтроля, направленного на самоизменение и адаптацию к требованиям среды. Нам представляется, что эти особенности характера монголов обусловлены принятым в обществе правилом «жить, следуя природе».
Особенностью педантичного типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Педантичные личности чрезвычайно постоянны.
Монгольские студенты с этой акцентуацией характера успешны
33
100
в учебной деятельности, эмоционально положительно относятся к содержанию и методам обучения. Можно сказать, чем выше педантичная акцентуация характера, тем выше эффективность учебной деятельности. Эта успешность обусловлена аккуратностью, ответственным отношением к делу.
Суровые условия жизни в Монголии не терпели поспешных решений, туманных размышлений и многосло-вья. Монголы очень редко руководствуются абстрактными принципами, их логика отличается высокой предметностью, показателем чего являются, например, пословицы и поговорки: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего», «Поспешность приносит много раскаяний» и т. д. Склонность к образному мышлению у монголов проявляется в неспешности принятия решений, во всестороннем обдумывании последнего.
Мы не обнаружили статистически значимых связей эффективности учебной деятельности с интроектив-ной, циклотимной, демонстративной акцентуациями характера.
Таким образом, наше исследование доказало правомерность выдви-
нутой нами гипотезы о том, что акцентуации характера, являясь жесткими поведенческими программами, оказывают влияние на эффективность учебной деятельности. Взаимосвязь отдельных акцентуаций характера с показателями эффективности учебной деятельности имеет своеобразие, определяемое как национальным характером, так и современным образом жизни монгольских студентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. - М., 2000.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Изд. 2-е. -Киев: Выща школа, 1989.
3. Балхаажав Ц. Монгол хуний сэтгэлзуйн зарим онцлог (Некоторые психологические особенности монгола) // Мо^оНса. -1998. - № 1. -УБ.
4. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивацион-ные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дисс. ... д-ра психол. наук. -М., 1984.
5. Майский И. Современная Монголия. -Иркутск, 1921. ■