УДК 796
Взаимосвязь агрессии, как эмоционально-оценочной характеристики спортсменов-самбистов, с успешностью их спортивной деятельности
Бадмацыренов Г.Х.*
Спортивная школа №17 города Улан-Удэ г. Улан-Удэ, Россия dussh-17.bur.sportsng.ru *
Аннотация: В данной научной статье исследуется сложное взаимодействие между эмоциональным интеллектом (ЭИ), стратегиями преодоления стресса и агрессивным поведением в контексте спортсменов, практикующих самбо. Цель исследования: определить взаимосвязи уровня агрессии спортсменов-самбистов с успешностью их спортивной деятельности Научная новизна. Выявлено, как эмоциональный интеллект способствует модуляции агрессии, ключевому фактору успеха в этом виде спорта. Практическая значимость. Результаты исследований подчеркивают важность развития эмоционального интеллекта и эффективных стратегий преодоления стресса в спортивной тренировке, что необходимо знать каждому тренеру. подчеркивается их значение для улучшения психического здоровья спортсменов и повышения их профессионального успеха. Материалы и методы. Уровень агрессивности был исследован с помощью методики изучении агрессивности Л.Г. Почебут в адаптации методики Басса-Дарки. Результаты. Проведен сравнительный анализ результатов исследования различных видов агрессии у всех трех групп: вербальная агрессия, физическая агрессия, самоагрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия. Заключение. Приведена попытка подтверждения теоретического исследования взаимосвязи эмоционально-оценочных характеристик спортсменов-самбистов успешности их спортивной деятельности на примере одного из компонентов-агрессии. Статья может способствовать разработке более целостных подходов к тренировкам и подготовке спортсменов, учитывающих как физические, так и психологические качества.
Ключевые слова: спортсмены-самбисты, эмоциональный интеллект, профессиональная успешность, агрессивность, вербальная агрессия, физическая агрессия, самоагрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия.
Для цитирования: Бадмацыренов Г.Х.* Взаимосвязь агрессии, как эмоционально-оценочной характеристики спортсменов-самбистов, с успешностью их спортивной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .
The relationship between aggression as an emotional-evaluative characteristic of sambo- athletes and success of their sports activities
Galsan Kh. Badmatsyrenov*
Ulan-Ude Sport school #17 dussh-17.bur.sportsng.ru*
Abstract: This scientific article explores the complex interaction between emotional intelligence (EI), stress coping strategies, and aggressive behavior in the context of athletes practicing sambo. Aim of the research. To determine relationship between the sambo-athletes' level of aggression and success of their sports activities. Scientific novelty. It is revealed how emotional intelligence contributes to the modulation of aggression, a key factor in success in this sport. Practical significance. The results of research underline the importance of developing emotional intelligence and effective stress coping strategies in sports training, every coach needs to know it,
highlighting their significance for improving the mental health of athletes and enhancing their professional success. Materials and methods. The level of aggressiveness was studied using the L.G. Pochebut aggression assessment method adapted from the Bass-Darki method. Results. A comparative analysis of the research results on various types of aggression in all three groups was conducted: verbal aggression, physical aggression, self-aggression, object aggression, and emotional aggression. Conclusion. The paper attempts to confirm the theoretical research on the relationship between emotional-evaluative characteristics of sambo- athletes and the success of their sports activities, using aggression as one of the components-aggression. This article may contribute to the development of more comprehensive approaches to athlete training and preparation, taking into account both the physical and psychological aspects.
Keywords: sambo- athletes, emotional intelligence, professional success, aggressiveness, verbal aggression, physical aggression, self-aggression, object aggression, emotional aggression.
For citation: Galsan Kh. Badmatsyrenov*. The relationship between aggression as an emotional-evaluative characteristic of sambo- athletes and success of their sports activities. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .
Введение
Самбо, боевое искусство и вид единоборств, требует не только физического мастерства, но и высокой степени умственной стойкости и эмоционального контроля. Эмоциональный интеллект (ЭИ), определяемый как способность воспринимать, понимать, эффективно управлять эмоциями и использовать их, занимает важное место в этом контексте. Агрессия, хотя и является естественным аспектом спортивных соревнований, должна быть направлена соответствующим образом, чтобы гарантировать, что она положительно влияет на результаты.
Ключевые компоненты эмоционального интеллекта в самбо:
Самосознание: распознавание собственных эмоций, включая проявление агрессии, позволяет понимать триггеры агрессивных реакций и влияние этих эмоций на выступление.
Саморегуляция: включает в себя управление эмоциями таким образом, чтобы повысить спортивные результаты. В самбо это может означать контроль импульсов гнева или разочарования, предотвращая таким образом неконтролируемые вспышки агрессии, которые могут привести к наказаниям или неоптимальным стратегиям.
Мотивация: высокий эмоциональный интеллект часто коррелирует с сильной внутренней мотивацией, которая может быть особенно полезна на тренировках и соревнованиях, потому как может помочь спортсменам направить свою агрессию в целенаправленные действия.
Эмпатия: понимание эмоций других людей, включая соперников, может обеспечить стратегические преимущества. Например, ощущение разочарования или гнева в противнике может быть использовано в своих интересах в соревновательном поединке.
Социальные навыки: эффективная коммуникация и навыки межличностного общения могут способствовать улучшению динамики команды и отношений с тренером, которые необходимы в условиях обучения.
Концепция ЭИ все чаще признается в качестве важнейшего компонента умственной подготовки спортсменов, особенно в таких видах единоборств, как самбо и включает в себя способность распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также распознавать эмоции других и влиять на них.
Спортсмены с более высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быть лучше подготовлены к тому, чтобы контролировать и направлять свою агрессию во время соревнований. Эта контролируемая агрессия может быть преимуществом в условиях соревнований, где стратегическое и целенаправленное применение силы и напористости является ключевым фактором. Спортсмены, которые могут эффективно управлять своими эмоциями, скорее всего, сохранят самообладание под давлением, будут принимать лучшие решения сгоряча и избегут ловушек неконтролируемого гнева или разочарования, которые могут привести к штрафным санкциям или ошибкам в суждениях.
Кроме того, ЭИ может способствовать улучшению командной динамики и отношений между спортсменом и тренером. Спортсмены, которые могут понимать свои эмоции и управлять ими, часто являются лучшими коммуникаторами и командными игроками. Они могут более эффективно предоставлять и получать обратную связь, что является важным аспектом тренировок и соревнований.
С точки зрения развития и тренировок, включение эмоционального интеллекта потенциально может улучшить не только выступление на ринге, но и общее психическое благополучие [1].
Таким образом, роль ЭИ в управлении агрессивным поведением является важным аспектом психологического профиля спортсмена в самбо. Сосредоточение внимания на развитии эмоциональных навыков, в дополнение к физическим способностям, могло бы обеспечить более целостный подход к развитию спортсмена.
Влияние стресса и механизмов преодоления на агрессивные тенденции в самбо: Изучение влияния стресса и механизмов преодоления на агрессивные тенденции в самбо предполагает детальное понимание того, как психологические факторы переплетаются с физическими требованиями этого боевого вида спорта.
В области самбо то, как спортсмен реагирует на стресс, может существенно повлиять на уровень его агрессии. Агрессия, распространенный элемент в спортивных единоборствах, может быть, как полезной, так и вредной силой. При правильном использовании она может обеспечить психологическое преимущество, необходимое для
уверенных и решительных действий во время схватки. Однако при неумелом управлении может привести к неконтролируемому и деструктивному поведению, влияющему на производительность и потенциально приводящему к травмам или штрафным санкциям.
Стресс у спортсменов может возникать из различных источников: давление соревнований, ожидание выступления, личные цели и даже восприятие спортсменом своего соперника. Реакция каждого спортсмена на стрессоры зависит от их индивидуальных механизмов преодоления, которые можно в широком смысле разделить на адаптивные и неадаптивные стратегии (рис. 1).
Рис. 1. Стратегии преодоления стресса у спортсменов и их влияние на агрессивное
поведение
Адаптивные стратегии преодоления включают решение проблем, поиск социальной поддержки, позитивное переосмысление и принятие. Спортсмены, использующие эти стратегии, как правило, рассматривают стресс как вызов, который необходимо преодолеть, используя его как мотиватор для повышения своих результатов. Их подход к агрессии, как правило, более контролируемый и стратегический. Они, с большей вероятностью, будут использовать агрессию как инструмент в рамках правил спорта, направляя свою энергию и сосредоточенность на выполнение точных приемов и стратегий.
И наоборот, неадаптивные стратегии преодоления, такие как избегание, отрицание или злоупотребление психоактивными веществами, приводят к менее продуктивному преодолению стресса. Спортсмены, использующие их, могут обнаружить, что уровень их агрессии становится более изменчивым и менее контролируемым. Нерегулируемая агрессия связана не столько со стратегическим применением, сколько с неконтролируемым высвобождением накопившегося стресса или фрустрации. Такая агрессия может быть
Решение проблем, поиск социальной поддержки, позитивное переосмысление и принятие.
Избегание, отрицание, злоупотребление психоактивными веществами.
контрпродуктивной, приводя к потере концентрации, нарушению техники и повышенному риску вовлечения в поведение, которое наказывается в спорте [2].
Сложная взаимосвязь между стрессом, механизмами преодоления и агрессией у спортсменов-самбистов предполагает многогранный подход к тренировкам. Тренерам и психологам, работающим с ними, необходимо уделять особое внимание не только физической подготовке, но и психологической устойчивости и эмоциональному интеллекту. Разработка эффективных методов управления стрессом и продвижение адаптивных стратегий самоконтроля могут помочь спортсменам поддерживать правильный баланс агрессии, используя его для повышения, а не для снижения своих результатов.
Исследование психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов: Психологическое состояние спортсмена во многом является решающим фактором, обеспечивающим высокую профессиональную успешность. Большое количество авторов посвящали свою деятельность изучению влияния психических состояний и их роли по сравнению с влиянием других факторов по отношению к успешности спортивной деятельности.
Для того, чтобы лучше понять сущность влияния психических состояний на результативность спортсменов, необходимо определиться, что имеется в виду под этими терминами. Под критерием «успешность деятельности» предполагается субъективно оцениваемый высокий уровень реализации намеченных целей и возможностей. Оценка успешности деятельности в спорте складывается из множества факторов и зависит, в частности, от соотношения уровня ожиданий и реальных достижений [3, 4].
Психологическая готовность к спортивной деятельности, во многом, определяет уровень сформированности психологических характеристик спортсмена, т.е. она по сути является состоянием, напрямую влияющим на успешность спортивной деятельности [5].
Результаты теоретического исследования психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов привели к тому, что профессиональная успешность спортсменов-самбистов с развитыми эмоционально-оценочными качествами, такими как: «Равное сочетание доверчивости и подозрительности», «Нормальный уровень агрессивности», «Высокий уровень самоконтроля», «Адекватная оценка личного спортивного потенциала» значительно увеличивается. Эти качества, в сочетании с контролем агрессии и эффективной самооценкой, обеспечивают спортсменам лучшую адаптацию и эффективность в спорте, подчеркивая важность психологической подготовки в достижении профессионального успеха.
Одной из эмоционально-оценочных характеристик спортсменов-самбистов, влияющих на успешность их спортивной деятельности, является нормальный уровень агрессивности.
Уровень агрессивности был исследован с помощью методики изучении агрессивности Л.Г. Почебут в адаптации методики Басса-Дарки [6].
Л.Г. Почебут, автор методики, используемой в настоящей работе, связывает агрессивность личности с дезадаптацией и интолерантностью, рассматривая агрессивное поведение человека в противовес адаптивному поведению. Иными словами, автор связывает высокий уровень агрессии личности с низким уровнем адаптации и наоборот.
В данной методике определяется пять видов агрессии:
Вербальная агрессия (ВА): человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому, употребляет словесные оскорбления.
Физическая агрессия (ФА): человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому и может применить грубую физическую силу.
Предметная агрессия (ПА): человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.
Эмоциональная агрессия (ЭА): у человека при общении с другим возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательства по отношению к нему.
Самоагрессия (СА): человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.
Цель исследования: определить взаимосвязи уровня агрессии спортсменов -самбистов с успешностью их спортивной деятельности.
Гипотеза исследования: спортсмены-самбисты с высоким уровнем подготовки чаще будут иметь средний уровень агрессии.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 74 спортсмена, занимающиеся самбо в течение 34 лет в спортивной школе №17, г.Улан -Удэ, Республика Бурятия, Россия. Возраст участников исследования - 17-21 год. Пол - мужской. Весовые категории - 64 кг, 71 кг.
На первом этапе исследования были выделены экспериментальные группы, по принципу среднего результата выполнения специальных упражнений. Среди контрольных отборочных упражнений были: «Подтягивание на перекладине», «Забегания по
борцовскому мосту», «10 приседаний с партнером», «10 бросков партнера». В результате отбора, испытуемые были распределены в три группы:
1. Высокий уровень подготовки - 18 человек;
2. Средний уровень подготовки - 37 человек;
3. Низкий уровень подготовки - 19 человек.
Группы выделялись по определенному принципу: за высокие результаты прохождения одного из испытаний присуждались баллы, при наличии высоких баллов по всем трем упражнениям спортсмена определяли в категорию высокого уровня подготовки, при наличии высоких показателей только в одном упражнении - средний уровень, при отсутствии высоких показателей и наличии хоть одного низкого показателя - низкий уровень подготовки.
Результаты и обсуждение
На следующем этапе исследования было проведено тестирование испытуемых с помощью методики Л.Г. Почебут. Был произведен сравнительный анализ полученных результатов, по результатам которого были получены значимые различия в группах. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Уровни агрессии у спортсменов-самбистов по уровню подготовки
Рис. 2. Результаты исследования уровня различных видов агрессии у спортсменов-самбистов различного уровня профессиональной подготовки
Исходя из полученных результатов видно, что в группе спортсменов-самбистов высокого уровня подготовки преобладают усредненные значения уровня агрессии по каждому из исследованных компонентов. Проведя сравнительный анализ, были выделены значимые различия между группами. Так, уровень вербальной агрессии в группе «средних» значительно выше, чем в группах «высоких» и «низких», значимых различий по этому компоненту агрессии между последними группами не обнаружено. По уровню физической
агрессии значительно выделяются спортсмены с низким уровнем подготовки, она, в среднем, у них ниже, чем в двух других группах.
При этом, в группах спортсменов-самбистов высокого и среднего уровней подготовки показатели по данной шкале, в среднем, невысокие. Последнее значимое различие в уровне агрессии между группами было зафиксировано по показателю самоагрессии. Спортсмены-самбисты высокого уровня подготовки показывают, в основном, средний уровень самоагрессии, при этом он значительно ниже, чем у спортсменов-самбистов среднего и низкого уровней подготовки. Таким образом, было выявлено, что спортсмены-самбисты высокого уровня подготовки обладают, в основном, средним уровнем агрессии по большинству шкал. Больше всего они отличаются от спортсменов-самбистов с другими уровнями подготовки по шкалам: вербальная агрессия, физическая агрессия и самоагрессия.
Таким образом, исходя из анализа уровня различных видов агрессии у спортсменов-самбистов различной степени профессиональной подготовки, была подтверждена выдвинутая ранее гипотеза, а именно: спортсмены-самбисты с высоким уровнем подготовки чаще будут иметь средний уровень агрессии.
Заключение
Следует подчеркнуть важность включения тренинга эмоционального интеллекта и эффективных методов управления стрессом в общий режим тренировок спортсменов. Такой комплексный подход необходим не только для повышения спортивных результатов, но и для обеспечения психического благополучия спортсменов. Успех в таких видах спорта, как самбо, зависит не только от физического мастерства, но и, в равной степени, от умственных и эмоциональных способностей. Поэтому тренерам, наставникам и спортивным психологам следует сосредоточиться на разработке комплексных тренировочных программ, учитывающих эти важнейшие психологические аспекты, прокладывая спортсменам путь к полной реализации своего потенциала как на соревновательной арене, так и вне ее.
Список использованной литературы
1. Родригуез-Рома Габриэль, Бланко-Гарсия Цецилия, Диез-Вега Игнацио, Асебес-Санчес Йорке. Эмоциональный интеллект студентов-спортсменов: роль спортивного опыта. Frontiers in Psychology. 2021; 12. DOI=10.3389/fpsyg.2021.609154. URL=https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.609154.
2. Лаборд С., Доссевилл Ф., Аллен М. Эмоциональный интеллект в спорте и физических упражнениях: систематический обзор. Scand J Med Sci Sports. 2016 Август; 26(8): 862-74.
3. Кузнецова В.А., Слободчиков И.М. Успешность спортивной деятельности и проблемы саморегуляции психоэмоциональных состояний спортсменов. Актуальные проблемы психологического знания. 2022; 1(58): 78-84.
4. Андросов А.М., Иванов Е.И., Зозулин Е.С. Предпосылки снижения агрессивности у курсантов высших военно-учебных заведений через занятия различными видами спорта. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2022; 4: 200-205.
5. Самойлов Н.Г., Алешичева А.В. Взаимодействие качеств личности и компонентов психологического здоровья спортсменов в процессе мобилизации работоспособности. Наука и спорт: современные тенденции. 2020; 8(2): 101-110.
6. Михайлова Т.В., Леонтьева М.С. Психолого-педагогическое мастерство - залог успешности профессиональной деятельности тренера. Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 133-137. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-1-133-137.7. Дмитриева И.С. Повышение успешности и стабильности
спортсменов в спорте высших достижений. Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2017; 7: 299.
References
1. Rodriguez-Roma Gabriel, Blanco-Garcia Cecilia, Sharp-Vega Ignazio, Acebes-Sanchez York. Emotional intelligence of student-athletes: the role of sports experience. Frontiers in Psychology. 2021; 12. URL=https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.609154. D0I=10.3389/fpsyg.2021.609154
2. Laborde S., Dosseville F., Allen M. Emotional intelligence in sports and physical exercises: a systematic review. Scand J Med Sci Sports. 2016 August; 26(8): 862-74.
3. Kuznetsova V.A., Slobodchikov I.M. The success of sports activity and the problems of self-regulation of psychoemotional states of athletes. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2022; 1(58): 78-84 [In Russ.].
4. Androsov A.M., Ivanov E.A., Zozulin E.S. Prerequisites for reducing aggressiveness among cadets of higher military educational institutions through practicing various sports. Aktual'nye problemy fizicheskoj I special'noj podgotovki silovyh struktur. 2022; 4: 200-205 [In Russ.].
5. Samoilov N.G., Aleshicheva A.V. Interaction of personality qualities and components of psychological health of athletes in the process of mobilizing performance. Nauka I sport: sovremennye tendencii = Science and Sport: modern trends. 2020; 8(2): 101-110 [In Russ., In Engl.].
6. Tamara V. Mikhaylova, Mariya S. Leonteva. Psychological-pedagogical mastery is the basis of professional activity success of a coach. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 133-137. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-133-137 [In Russ., In Engl.].
7. Dmitrieva I.C. Increasing the success and stability of athletes in the sport of higher achievements. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriyaI praktika realizacii. 2017; 7: 299 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.02.2024
Бадмацыренов Галсан Хубисхалович - тренер - преподаватель, Спортивная школа № 17 города Улан-Удэ, 670031, Россия, г. Улан - Удэ, ул. Трубачеева, дом 142, e-mail: dussh-17. bur. sportsng. ru