УДК 796
Бадмацыренов Г.Х.
тренер-преподаватель по самбо, Спортивная школа № 17 (г. Улан-Удэ, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-САМБИСТОВ
Аннотация: в статье рассматриваются многогранные аспекты психологической готовности спортсменов-самбистов, подчеркивается значительная роль культурных факторов и факторов окружающей среды. Она начинается с определения важности психологической готовности в спорте, подчеркивая ее равное значение наряду с физической и технической подготовкой. Основное внимание уделяется тому, как культурное наследие спортсмена и тренировочная среда формируют его психологическое развитие, образ мышления и подход к соревнованиям. Обсуждаются нюансы различных культурных ценностей и норм. Также учитывается влияние ролевых моделей и поддержка тренировочного сообщества, признавая проблемы, с которыми сталкиваются спортсмены в менее благоприятных условиях. В исследовании приведены результаты теоретического исследования проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов. Рассмотрены основные подходы к пониманию психологической готовности к деятельности, приведены описания основных теоретических моделей психологической готовности. Произведено сопоставление модели психологической готовности к деятельности с личностными характеристиками успешных спортсменов-самбистов.
Ключевые слова: самбо, профессиональный спорт, психологическая готовность.
Введение.
Высокие спортивные результаты профессиональных спортсменов зависят не только от уровня физической и технической подготовки. Важнейшим фактором, непосредственно влияющим на высокую результативность, является высокий уровень психологической готовности к деятельности.
На данный момент в литературе накоплено большое количество материала, отражающего исследования профессиональной готовности к деятельности, однако, мало существует теоретических исследований, отражающих знания о психологической готовности к профессиональной деятельности у спортсменов, особенно у спортсменов-самбистов.
Рассмотрим несколько основных подходов, отражающих знание о психологической готовности к профессиональной деятельности: функциональный подход, личностный подход и личностно-деятельностный подход.
С точки зрения авторов, рассматривающих психологическую готовность к деятельности в рамках функционального подхода, психологическая готовность представляет из себя определенное состояние психики человека, которое при успешном формировании обеспечивает человеку высокий уровень профессиональных достижений. При этом, психологическая готовность здесь рассматривается обязательно с точки зрения длительности ее протекания: кратковременная, в момент перед началом непосредственной деятельности и долговременная - как совокупность личностных черт, постоянно присутствующих у субъекта готовности.
С точки зрения функционального подхода, психологическая готовность к деятельности рассматривается как состояние, предшествующее деятельности, определяющееся уровнем оперативной настройки. Исследователи готовности, как функционального подхода, создают модели психологической готовности к деятельности, которые можно применить к конкретному профессиональному труду.
Так, например, В.Н. Пушкин и Л.С. Нерсисян выделяют модель психологической готовности к деятельности машиниста в экстренной ситуации. Модель психологической готовности, согласно авторам исследования, состоит из трех компонентов, взаимосвязанных между собой:
1. Образ структуры деятельности, осуществляемой в ответ на сигнал об экстренной ситуации.
2. Общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее быстроту реакции на предъявляемый раздражитель - экстренный сигнал.
3. Психологическая направленность личности на выполнение действия по урегулированию экстренной ситуации в случае их возникновения [1].
Далее рассматривается то, как понимают психологическую готовность к профессиональной деятельности авторы с позиции личностного подхода [2]. Здесь психологическая готовность к профессиональной деятельности рассматривается в виде целостного образования личности, разные стороны которого проявляются в совершенно разных профессиональных ситуациях, формирующихся на основе индивидуального жизненного опыта, наработки определенных навыков. Под сторонами личностного образования авторы понимают:
1. Направленность личности,
2. Уровень настройки на деятельность,
3. Умение мобилизовать личные ресурсы к выполнению деятельности. Следующим подходом, с точки зрения которого психологическая готовность к деятельности рассматривает значительно чаще является личностнодеятельностный подход.
С точки зрения авторов данного подхода психологическая готовность к деятельности понимается как совокупность проявлений индивидных, личностных и субъективных особенностей, свойств и качеств человека в их целостности, направленная на обеспечение эффективной реализации деятельности [2].
Исследователи, занимающиеся разработкой проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в рамках личностно деятельностного подхода, рассматривают готовность как целостное образование, основанное на проявлениях индивидуально-психологических характеристик личности в конкретной профессиональной деятельности [2, 3]. Большинство авторов в своих трудах описывают готовность как устойчивое образование, формирующиеся у личности годами, принимающее с течением
времени формы устойчивой характеристики и точно соответствующую конкретному виду деятельности человека.
Л.М. Попов и И.М. Пучкова, в своем исследовании на основе теоретического анализа феномена психологической готовности к деятельности представили собственную теоретическую модель психологической готовности с последующим экспериментальным обоснованием всех выделенных компонентов. Авторы представили общее понимание термина психологическая готовность с позиции личностнодеятельностного подхода. Под психологической готовностью к профессиональной деятельности, как важнейшей составляющей общей готовности к деятельности, автору модели понимают и мотивационную направленность, и состояние, и профессиональный опыт, и совокупность психологических характеристик [2, 3].
Психологическая готовность к профессиональной деятельности, в понимании в авторов, является многокомпонентным образованием, состоящим из трех групп характеристик личности:
1. Поведенческие характеристики (интерес к профессии, потребность в достижении успеха).
2. Познавательные характеристики личности (определенный уровень знаний, умений и навыков, относящихся к профессии, а также способность к оценке значимости профессиональных задач).
3. Эмоционально-оценочные характеристики (чувство профессиональной ответственности, самоконтроль, уверенность в достижении успеха в профессиональной деятельности).
Все модели, описанные выше, имеют под собой основание быть учтенными в составлении модели психологической готовности к профессиональной деятельности спортсмена-самбиста. Для ее составления необходимо учитывать характер данной профессиональной деятельности.
Роль культурных и средовых факторов в психологической готовности.
В сфере соревновательных видов спорта, таких как самбо, психологическая готовность является важнейшим компонентом общей результативности (рис. 1). Однако эта готовность является результатом не только индивидуальных усилий и психологической подготовки, но также находится под глубоким влиянием целого ряда культурных факторов и факторов окружающей среды. Роль, которую эти элементы играют в формировании умственной и эмоциональной готовности спортсмена к соревнованиям, значительна и многогранна.
Рисунок 1. Роль культурных и средовых факторов в психологической готовности.
Культурное происхождение занимает важное место в психологическом развитии. Важно понимать, что подход спортсмена к соревнованиям, его образ мышления и внутренняя мотивация глубоко укоренены в культурных ценностях и нормах, которым он подвергался с раннего возраста. Например, спортсмены из коллективистских культур могут придавать более высокое значение командному
успеху и стратегиям сотрудничества, в то время как представители индивидуалистических культур могут больше внимания уделять личным достижениям и конкурентоспособности. Данные рамки могут существенно повлиять на динамику команды и роль, которую человек играет в команде. Понимание этих культурных влияний имеет важное значение для тренеров, поскольку они разрабатывают стратегии повышения психологической готовности спортсмена.
Помимо культуры, качество тренировочных помещений, доступность ресурсов и общая социальная атмосфера в тренировочном сообществе - все это способствует формированию психологической готовности. Высококачественное оборудование и достаточные ресурсы могут способствовать улучшению условий тренировок, тем самым повышая уверенность и концентрацию. И наоборот, неадекватные условия для тренировок могут создавать серьезные психологические проблемы.
Поддержка тренировочного сообщества, включая тренеров, коллег-спортсменов и другой вспомогательный персонал может помочь спортсменам развить жизнестойкость и сильный психологический настрой, необходимые для соревнований. Наличие образцов для подражания в тренировочном сообществе может вдохновлять и мотивировать.
Однако не все спортсмены имеют привилегию пользоваться благоприятными условиями для тренировок. Многие сталкиваются с трудностями из-за ограниченных ресурсов, отсутствия поддержки или некачественного оборудования. Важно признавать эти проблемы и решать их, поскольку они могут значительно снизить психологическую готовность. Стратегии преодоления таких препятствий включают сосредоточение внимания на психической силе, развитие адаптивных механизмов совладания и поиск мотивации, несмотря на ограничения окружающей среды [4].
Подводя итог, можно сказать, что психологическая готовность спортсменов-самбистов - это сложный результат, на который влияет множество культурных факторов и факторов окружающей среды. Целостный подход,
учитывающий эти многочисленные аспекты, необходим для эффективной подготовки спортсменов к высоким требованиям соревновательного самбо. Признавая и устраняя эти более широкие факторы, тренеры могут помочь самбистам достичь состояния психологической готовности, которое дополняет их физические навыки, что приводит к более всесторонней и эффективной подготовке к соревнованиям.
Значение тренерской практики для повышения психологической готовности спортсменов-самбистов.
Сфера самбо, боевого вида спорта, требующего как физического мастерства, так и остроты ума, ставит уникальные задачи и возможности перед тренерами, стремящимися воспитать спортсменов высшего уровня. Понимание и интеграция психологической готовности в тренерские методики имеет решающее значение для воспитания спортсменов, которые не только физически, но и морально подготовлены к суровым соревнованиям. В этом разделе рассматривается многогранный подход, необходимый в тренерской практике для повышения психологической готовности спортсменов-самбистов.
Традиционно тренерская работа в самбо, как и во многих других видах спорта, в основном сосредоточена на физической и технической подготовке. Однако современная сфера соревновательных видов спорта подчеркивает необходимость включения психологической подготовки в расписание регулярных тренировок спортсменов. Она занимает ключевое место в способности спортсмена выступать под давлением, адаптироваться к различным соревновательным условиям (рис. 2) и восстанавливаться после неудач.
Признание уникальности каждого спортсмена
• Подход к каждому спортсмену как к уникальной личности.
• Учет индивидуальных эмоциональных и психологических
Проведение оценки психологических характеристик
• Использование психологических тестов и интервью для оценки.
• Анализ психологических качеств и потребностей спортсменов. _
Разработка индивидуальных стратегий
• Создание планов тренировок и подготовки, соответствующих
• Фокус на сильных и слабых сторонах, а также на прошлом опыте
Создание поддерживающей среды
• Обеспечение комфортной атмосферы для открытого общения,
• Поддержка при обсуждении ментальных и эмоциональных
Рисунок 2. Адаптация психологической подготовки к индивидуальным спортсменам.
Методы повышения психологической готовности.
Тренеры могут использовать несколько техник для повышения психологической готовности своих спортсменов:
Мысленная репетиция и визуализация: предполагает, что спортсмены мысленно практикуются в своем виде спорта, визуализируют успех и отрабатывают стратегии преодоления потенциальных проблем. Мысленная репетиция помогает составить план того, что необходимо выполнить во время реального выступления, тем самым повышая уверенность и снижая беспокойство по поводу выступления.
Методы управления стрессом: спортсмены должны быть обучены таким техникам, как упражнения на глубокое дыхание, осознанность и стратегии релаксации. Они помогают справиться с нервами перед соревнованиями и сохранить концентрацию в ситуациях высокого давления.
Развитие установки на рост: тренеры должны поощрять установку на рост, при которой спортсмены рассматривают трудности как возможности для роста, а не угрозы своим способностям. Такая перспектива способствует жизнестойкости, ключевому компоненту психологической готовности.
Роль тренера выходит за рамки инструктажа по физическим маневрам и тактике и включает в себя выявление и развитие ключевых психологических черт, которые способствуют готовности спортсмена:
Устойчивость: разработка сценариев тренировок, которые бросают вызов психологической стойкости спортсменов и их способности оправляться от неудач.
Сосредоточенность: включение в тренировку упражнений, повышающих концентрацию и способность сохранять сосредоточенность среди отвлекающих факторов.
Уверенность: положительное подкрепление, конструктивная обратная связь и празднование небольших побед необходимы для укрепления уверенности спортсмена [5].
Сосредоточившись на мысленных репетициях, управлении стрессом и развитии установки на рост, тренеры могут значительно повысить общую работоспособность и жизнестойкость спортсменов. Адаптация психологической подготовки к индивидуальным потребностям и поддержание целостного подхода к развитию не только приведут к улучшению результатов на ринге, но и будут способствовать долгосрочному благополучию и успеху.
Исследование основных психологических особенностей спортсменов-самбистов.
Д.С. Щедрин в своем исследовании [6] выделил основные психологические особенности спортсменов-самбистов, непосредственно влияющих на их результативность. Автор относит к ним:
1. Оптимальный уровень общительности.
2. Равное сочетание доверчивости и подозрительности.
3. Нормальный уровень агрессивности
4. Адекватная оценка личного спортивного потенциала.
5. Открытость новому опыту.
6. Направленность на будущее
7. Развитая способность к тактическому планированию.
8. Высокий уровень самоконтроля.
9. Настойчивость в достижении цели.
Соотнеся результаты исследования Д.С. Щедрина [6] с описанными моделями (во введении статьи) психологической готовности к профессиональной деятельности, выделены основные ее необходимые компоненты. Результаты представлены на рисунке 3.
Согласно полученной модели, большинство характеристик, непосредственно относящихся к успешности профессиональной деятельности спортсменов-самбистов, относится к эмоционально-оценочному блоку. Возрастает необходимость проведения эмпирического исследования, показывающего взаимосвязь профессиональной успешности спортсменов-самбистов с развитыми эмоционально-оценочными качествами, такими как: «Равное сочетание доверчивости и подозрительности», «Нормальный уровень агрессивности», «Высокий уровень самоконтроля», «Адекватная оценка личного спортивного потенциала».
Поведенческие
* Оптимальный уровень общительности
* Направленность на будущее
* Настойчивость в достижении цели
Познавательные
• Открытость новому опыту
• Развитая способность к тактическому планированию
Эмоционально-оценочные
• Равное сочетание доверчивости п подозрительности
• Нормальный уровень агрессивности
• Высокий уровень самоконтроля
• Адекватная оценка личного спортивного потенциала
Рисунок 3. Модель психологической готовности к профессиональной деятельности спортсменов-самбистов.
Полученные в ходе настоящего теоретического исследования данные дают основания предположить, что непосредственный учет описанных психологических характеристик в тренировочном процессе, упор на равномерное их развитие в структуре личности спортсмена поможет улучшить спортивные результаты.
Заключение.
В заключение, в этой статье представлено всестороннее исследование многогранных аспектов психологической готовности спортсменов-самбистов, подчеркивающее решающее взаимодействие культурных, экологических и индивидуальных факторов. Была рассмотрена важность психологической подготовки в спорте, особенно в такой сложной дисциплине, как самбо, иллюстрируя, что успех спортсмена зависит не только от физического и технического мастерства, но и в значительной степени зависит от умственной и эмоциональной силы.
Кроме того, было доказано, что роль тренировочной среды, включающей качество оборудования, ресурсов и социальной атмосферы, является важным
фактором в формировании психологического состояния спортсмена. Наличие образцов для подражания и поддерживающего сообщества имеет решающее значение, особенно в сложных условиях с ограниченными ресурсами.
В статье также подчеркивается необходимость включения психологической подготовки в обычный режим, адаптированный к уникальной личности и опыту каждого спортсмена. Такой подход не только повышает психологическую подготовленность спортсмена, но и обеспечивает всестороннее развитие.
Наконец, в последнем пункте статьи подтверждены теоретические результаты на практике, способом проведения эмпирического исследования выявления достоверных взаимосвязей успешности профессиональной деятельности спортсменов-самбистов с полученными характеристиками, входящими в модель психологической готовности к профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Санжаева, Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы / Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 3-12;
2. Попов, Л.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Попов Л.М., Пучкова И.М. // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). -С. 53-58;
3. Пучкова, И.М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования / Пучкова И. М., Устин П.Н. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015;
4. Атакаева, А. Т. Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям / А. Т. Атакаева, А. А. Беков, С. К. Тулеев // Современные
исследования — 2017: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. — Нефтекамск, 2017. — С. 864-870;
5. Семенцова, Я. С. Психологическая подготовка самбистов / Я. С. Семенцова. // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 174-176;
6. Щедрин Д.С. Личностные особенности спортсмена и результативностьспортивной деятельности: линейные и нелинейные связи (на примере борьбы самбо) / А.Н. Саухин, Д.С. Щедрин // Официальный сайт ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.saratovuor.m/mdex.php?blog=strcat&category=14
Badmatsyrenov G.Kh.
Sports School No. 17 (Ulan-Ude, Russia)
PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF SAMBO ATHLETES
Abstract: the article examines the multifaceted aspects of the psychological readiness of SAMBO athletes, emphasizes the significant role of cultural and environmental factors. It begins by defining the importance of psychological readiness in sports, emphasizing its equal importance along with physical and technical training. The main focus is on how an athlete's cultural heritage and training environment shape their psychological development, way of thinking and approach to competition. The nuances of various cultural values and norms are discussed. The influence of role models and the support of the training community are also taken into account, recognizing the problems faced by athletes in less favorable conditions. The study presents the results of a theoretical study of the problem of psychological readiness for professional activity of SAMBO athletes. The main approaches to understanding psychological readiness for activity are considered, descriptions of the main theoretical models of psychological readiness are given. The model of psychological readiness for activity is compared with the personal characteristics of successful SAMBO athletes.
Keywords: sambo, professional sports, psychological readiness.