руководство / М.В. Соколова. - 2-е изд. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 42 с.
REFERENCES
1. Kohrt, Brandon A (2021), "COVID-19 and global mental health", The Lancet Psychiatry, Volume 8, Issue 6, pp. 456. DOI: 10.1016/S2215-0366(21)00073-0.
2. Xiang, Y-T. (2020), "Timely mental health care for the 2019 novel coronavirus outbreak is urgently needed". Lancet Psychiatry, No. 7, pp. 228-229, DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30046-8.
3. Ministry of Health of the Russian Federation (2021), Temporary guidelines. Prevention, diagnosis and treatment of new coronavirus infection (COVID-19). Version 11 (05/07/2021), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347896/ (data accessed 01.06.2021).
4. Gerasimova, A.A. and Kholmogorova, A.B. (2018), "General scale of problematic Internet use: testing and validation in the Russian sample of the third version of the questionnaire", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 26, No. 3, pp. 56-79.
5. Merdenova, L.A., Takoeva, E.A., Tagaeva, I.R. and Nartikoeva, M.I. (2018), "Characteristics of the general state of the body in terms of individual perception of time", Journal of new medical technologies, No. 4, pp. 96-100, DOI: 10.24411 / 1609-2163-2018-16196.
6. Sokolova M.V. (1996). The subjective wellbeing scale: a guide. Second ed., NPC "Psychodiagnostics", Yaroslavl.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2021
УДК 159.923.5:796.814
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЮНЫХ САМБИСТОВ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Юлия Александровна Иоакимиди, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Владимировна Карягина, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп
Аннотация
В настоящее время актуальными остаются проблемы, связанные с повышением психологической готовности спортсменов, так как гораздо легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, соревнованию, чем готовности психической. Психическое состояние спортсмена является определяющим фактором успешного выступления до и во время выступления на соревнованиях. Нередко причиной неудачного выступления на соревнованиях является наличие у спортсменов психологических барьеров, препятствующих созданию боевой готовности к состязанию. Целью исследования явилось выявление психологических барьеров самбистов. В исследовании приняли участие 75 самбистов, занимающихся в спортивной секции не более 2-х лет и имеющие спортивную квалификацию не выше второго юношеского разряда. Нами были выявлены доминирующие психологические барьеры для данной категории спортсменов, такие как страх перед противником, страх перед проигрышем, страх не выдержать высокий темп схватки. Анализ полученных данных позволил сформулировать рекомендации для тренеров по организации психологической подготовки самбистов к соревнованиям, учитывающие типичные для данной группы факторы преодоления психологических барьеров.
Ключевые слова: психологическая подготовка самбистов, психологические барьеры, учитывающие типичные для данной группы факторы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p417-423
PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF YOUNG SAMBO ATHLETES AND THEIR
OVERCOMING
Aidamir Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yulia Ale-ksandrovna Yoakimidi, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Vladimi-
rovna Karyagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adyghe State University, Maykop
Abstract
Currently, the problems associated with increasing the psychological readiness of athletes remain relevant, since it is much easier to achieve a certain level of physical and technical-tactical readiness for a tournament, competition, than mental readiness. The mental state of the athlete is the determining factor of successful performance before and during the performance at the competition. Often, the reason for an unsuccessful performance at competitions is the presence of psychological barriers in athletes that prevent the creation of combat readiness for the competition. The aim of the study was to identify the psychological barriers of SAMBO athletes. The study involved 75 SAMBO athletes who are engaged in the sports section for no more than 2 years and have a sports qualification of no higher than the second youth category. We have identified the dominant psychological barriers for this category of subjects, such as fear of the enemy, fear of losing, fear of not being able to withstand the high pace of the fight. The analysis of the obtained data allowed us to formulate recommendations for coaches on the organization of psychological training of SAMBO athletes for competitions, taking into account the factors typical for this group of overcoming psychological barriers.
Keywords: psychological training of sambo wrestlers, psychological barriers that take into account the factors typical for this group.
ВВЕДЕНИЕ
Самбо - один из самых распространенных видов спортивного единоборства [3]. Конкурентность борьбы самбо имеет прогрессирующую тенденцию. Уровень квалификации спортсменов на крупнейших турнирах вызывает необходимость совершенствования применяемых методик не столько разносторонней общей и специальной физической подготовленности, сколько психологической подготовки самбистов. Борцы выступают на соревнованиях, испытывая сильное психическое напряжение, что является спецификой для любого единоборства. Применение разрешенных болевых приемов делает самбо особенно зрелищным, но и тоже время предъявляет особенные требования к ряду психических качеств и состояний борца.
Системное описание психики человека позволяет наполнить содержанием понятие: психологическая подготовка самбистов. Обычно, в единоборствах, «двигательных» видах спорта, цель психологической подготовки сводится к достижению необходимого уровня психического возбуждения (боевой формы) к моменту соревнований. В видах спорта со сложной координацией движений в процессе психологической подготовки осуществляется идеомоторное «проигрывание» программы движений. У многих тренеров психологическая подготовка часто сводится к «давлению» (должен, обязан, не подведи). Психологическая подготовка в самбо - это системный процесс, в котором все развиваемые психологические качества связаны между собой .
Психологическая подготовленность самбиста зависит от степени развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени броска, ориентировки на татами, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания, что зачастую определяется его психическим состоянием.
Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Оно формируется и закрепляется в процессе воспитания и обучения спортсменов, при наличии целенаправленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию [1,2].
Цель исследования - выявление психологических барьеров самбистов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический анализ научной литературы позволил следующим образом сгруппировать психологические барьеры, причины их возникновения и факторы преодоления барьеров (таблица 1). Содержание нижеприведенной таблицы использовалось для анкетирования. Первый и второй столбцы в виде отдельной таблицы респондентам предлага-
лись для непосредственной работы, третий столбец - в качестве стимульного материала. Таблица 1 - Психологические барьеры, причины их возникновения и факторы преодоления
Психологические барьеры Причины возникновения психологических барьеров Факторы преодоления психологических барьеров
1 2 3
1. Страх перед проигрышем. а) обостренное самолюбие, тщеславие, б) страх подвести команду, тренера, в) страх осуждения команды, тренера, близких. 1. Осознание сущности и особенностей задач предстоящих соревнований. 2. Осознание сильных и слабых сторон соперников и соответствующая технико-тактическая подготовка. 3. Осознание собственных сильных сторон и возможностей. 4. Уверенность в своих силах. 5. Преодоление отрицательных эмоций перед боем. 6. Готовность к максимальным волевым и физическим усилиям, способность их проявить во время поединка. 7. Умение максимально расслабиться после одной схватки для мобилизации, подготовки к другой. 8. Умение отвлечься, отбросить посторонние мысли, сосредоточиться исключительно на соревновании.
2. Страх перед противником. а) знакомство с противником, знание его сильных сторон, б) отсутствие информации о противнике, в) преувеличенная информация о достоинствах противника, г) недооценка собственных возможностей,
3. Страх проиграть схватку а) явное преимущество противника, б) наличие такого проигрыша в соревновательном опыте.
4. Страх не выдержать высокий темп схватки. а) неуверенность в своих силах б) недостаточная физическая подготовленность в) плохое самочувствие
5. Страх травмы а) наличие травм б) страх перед физической болью в) боязнь надолго выбыть из соревнований
6.Страх несправедливого судейства. а) наличие опыта участия в соревнованиях с несправедливым судейством, б) слухи.
Анкета была разработана таким образом, чтобы из ответов на вопросы можно было получить информацию о возрасте, спортивной квалификации, соревновательном опыте респондентов (демографическая часть анкеты), а также о том, какие страхи свойственны самбистам, каковы их причины и как, по мнению спортсменов, эти страхи можно преодолеть (основная часть анкеты). В анкетировании приняли участие 75 самбистов, занимающихся в спортивной секции не более 2-х лет и имеющих спортивную квалификацию не выше второго юношеского разряда.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обобщенные результаты анализа заполненных анкет представлены в таблице 2. Таблица 2 - Дифференцированные психологические барьеры, причины их возникновения
Психологические барьеры Причины возникновения психологических барьеров (% от количества респондентов данной подгруппы) Факторы преодоления психологических барьеров
1.Страх перед противником а) отсутствие информации о противнике (38,6%), б) преувеличенная информация о достоинствах противника (70,6%), в) недооценка собственных возможностей (48%) а) - получение информации, - осознание сильных и слабых сторон соперников, б) - критический анализ информации о противнике, - осознание его сильных и слабых сторон, в) - осознание собственных сильных сторон и возможностей, - повышение уверенности в себе.
2.Страх перед проигрышем а) страх осуждения команды, тренера (61,3%) б) страх оказаться хуже других спортсменов команды (80%) в) страх разочароваться в себе (22,6%) а) - дружеские отношения в команде, - моральная поддержка тренера, - умение отбросить посторонние мысли, сосредоточиться на соревнованиях, б), в) - осознание собственных сильных сторон и возможностей, - повышение уверенности в себе, - преодоление отрицательных эмоций перед боем
Психологические барьеры Причины возникновения психологических барьеров (% от количества респондентов данной подгруппы) Факторы преодоления психологических барьеров
3. Страх не выдержать высокий темп схватки а) неуверенность в своих силах (80%) б) недостаточная физическая подготовленность (93,3%) а) - осознание собственных сильных сторон и возможностей, - серьезная физическая подготовка к соревнованиям, б) - серьезная физическая подготовка к соревнованиям
В таблице 2 отражены только три психологических барьера, занимающие первые три места. В таблицу 2 не вошли сведения о страхе травмы и страхе несправедливого судейства, так как данные барьеры практически не были отмечены респондентами.
Однако среди респондентов оказались спортсмены, для которых данный страх имеет место, хотя и не занимает ведущие позиции ни у кого (максимальный ранг, присвоенный страху травмы - 3 (6 человек), страху несправедливого судейства - 4 (8 человек)).
Обработка результатов анкетирования, представленных в таблице 2, позволила нам сформулировать рекомендации для тренеров по организации психологической подготовки самбистов к соревнованиям, учитывающие типичные для данной группы факторы преодоления психологических барьеров.
1. Преодоление страха перед противником, вызванного:
а) отсутствием информации о противнике: предоставление спортсменам информации о соперниках: совместный просмотр видеозаписей боев с участием соперников; рассказы о поединках тех спортсменов, которые встречались с данными соперниками на соревнованиях;
б) преувеличением достоинств соперника: организация критического осмысления спортсменами полученной информации: анализ технических и тактических приемов соперников, выделение его сильных и слабых сторон, стратегическое планирование ответных действий;
в) недооценкой собственных возможностей: организация рефлексивной деятельности спортсменов: просмотр видеозаписей боев с собственным участием, анализ собственных технико-тактических действий; выявление собственных сильных сторон, которые могут стать «противовесом» сильным сторонам соперника либо позволят воспользоваться его слабыми сторонами; определение ошибок и удачных приемов, планирование «работы над ошибками»;
г) знакомством с соперником, знанием его сильных сторон: организация осмысления спортсменами стоящих перед ними соревновательных задач, связанных с противодействием сильным сторонам, технико-тактическим приемам соперников.
Общий для четырех факторов способ: организация учебных боев, в которых один из участников выступает в роли потенциального соперника, ведя бой в соответствии с выявленными особенностями данного спортсмена, а второй - строит поединок с учетом сильных и слабых сторон соперника.
2. Преодоление страха перед проигрышем, вызванного:
а) страхом осуждения команды, тренера:
- создание дружного спортивного коллектива: организация совместного отдыха, проведение бесед о дружбе и взаимопомощи, поддержки в коллективе, применение методов поощрения не только за индивидуальные, но и за командные успехи;
- моральная поддержка тренера спортсменов: подбадривание, успокаивание, установка на постепенное повышение спортивного мастерства, активное участие в планирование тактики боя;
б) страхом оказаться хуже других спортсменов, разочароваться в себе:
- организация рефлексивных тренингов для спортсменов, предусматривающих анализ собственной соревновательной деятельности, технико-тактических приемов, сильных и слабых сторон, а также планирование способов преодоления недостатков в
уровне подготовленности;
- организация тренингов уверенности в себе, предполагающих отработку мимики, жестов, слов, поведения и действий, характерных для уверенных в себе людей (спортсменов);
в) страхом подвести команду и тренера, не участвовать в важных соревнованиях: организация осознания спортсменами сущности и особенностей задач предстоящих соревнований, связанных исключительно с технико-тактическими действиями, стратегией поединка при сознательном отвлечении спортсменов от «самокопания»; проведение тренингов мотивации успеха с нивелированием проявлений мотивации избегания неудач;
г) обостренным самолюбием, страхом показать результаты ниже, чем раньше:
- проведение бесед о том, что в спорте, стремясь к победе, следует осознавать и возможность проигрыша, приглашение на эти беседы знаменитых высококвалифицированных спортсменов;
- разыгрывание имитационных ситуаций проигрыша в схватке с анализом возможных причин и последствий, с «проигрыванием» слов, жестов, мимики проигравшего, команды и тренеров, с планированием способов психологической поддержки спортсмена.
Общие для всех факторов способы психологической подготовки к соревнованиям:
- обучение спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения, работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата: оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения, на основании правильной самооценки готовиться к подготовке и выступлению на соревнованиях;
- обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации: теоретические занятия, разбор ошибок и поиск способов их устранения или коррекции на основе саморегуляции.
3. Преодоление страха не выдержать высокий темп боя, вызванного:
а) неуверенностью в своих силах:
- организация рефлексивной деятельности спортсменов: просмотр видеозаписей боев с собственным участием, анализ собственных технико-тактических действий;- организация рефлексивных тренингов для спортсменов, предусматривающих анализ собственной соревновательной деятельности, технико-тактических приемов, сильных и слабых сторон, а также планирование способов преодоления недостатков в уровне подготовленности;
- организация тренингов уверенности в себе, предполагающих отработку мимики, жестов, слов, поведения и действий, характерных для уверенных в себе людей (спортсменов);
б) недостаточной физической подготовленностью:
- организация тестирования общей физической подготовленности спортсменов, совместный анализ результатов тестирования;
- организация рефлексивной деятельности спортсменов, направленной на анализ собственных недостатков физической подготовленности и планирование способов их преодоления;
в) плохим психологическим самочувствием, в том числе, вызванным недавними травмами и страхом их повторения:
- обучение спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального напряжения, работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата: оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения, на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям;
- обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации: теоретические занятия (информация о психофизиологическом смысле формируемых состояний, механизмах возникновения тех или иных ощущений), анализ ошибок и изучение/разработка вариантов их устранения с помощью средств саморегуляции.
Общий для трех факторов способ преодоления данного психологического барьера - особое внимание физической подготовке самбистов, направленной на повышение общей и специальной выносливости, работоспособности с разъяснением смысла данной подготовки, ее значения для успеха в соревнованиях.
На наш взгляд, использование тренерами предложенных способов выявления и преодоления психологических барьеров может стать важной частью психологической подготовки юных самбистов к соревнованиям и существенно повысить эффективность соревновательной деятельности.
ВЫВОДЫ
Анализ результатов проведённого исследования позволяет заключить:
1. Важным компонентом спортивной подготовки самбистов является психологическая подготовка, значение которой особенно высоко при подготовке к соревнованиям. На успешность соревновательной борьбы влияют множество факторов, к числу которых относятся так называемые психологические барьеры: страх перед противником, страх перед проигрышем, страх не выдержать высокий темп схватки, страх проиграть схватку, страх травмы и страх перед несправедливым судейством. Психологические барьеры могут возникать по различным причинам, характер которых обусловливает факторы преодоления барьеров и способы психологической подготовки борцов к соревнованиям.
2. Типичными причинами возникновения психологических барьеров, характерных для юных самбистов независимо спортивной квалификации и соревновательного опыта, являются следующие:
- страх перед противником: недостаточная или неадекватная информация о противнике;
- страх перед проигрышем: боязнь показать худшие, чем раньше результаты и разочароваться в себе;
- страх не выдержать высокий темп схватки: недостаточная уверенность в себе и недостаточная физическая подготовленность.
3. Авторские рекомендации по преодолению психологических барьеров у юных самбистов позволяют снизить тревожность и повысить психоэмоциональную готовность спортсмена к соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кусова Д.О. Исследование состояния психической готовности к соревнованиям у квалифицированных борцов / Д.О. Кусова, А.А. Гагулаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (218). - С. 135-140.
2. Психологическая подготовка самбиста // Сайт о самбо, техника борьбы самбо, уроки самбо, биография знаменитых самбистов и другое. — URL: http://www.allaboutsambo.ru/psixologicheskaya-podgotovka-sambista/ (дата обращения: 12.01.2021).
3. Самойленко И.И. Психологическая характеристика самбо / И.И. Самойленко, 2012. -URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/09/15/psihologicheskaya-harakteristika-sambo/(дата обращения: 12.01.2021).
4. Семенцова Я.С. Психологическая подготовка самбистов / Я.С. Семенцова // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 174-176. - URL: https://moluch.ru/archive/247/56977/ (дата обращения: 22.01.2021).
REFERENCES
1. Kusova, D.O., Gagulaeva A. A. (2018), "Research of the state of mental readiness for competitions in qualified wrestlers ", Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, No. 2 (218), pp. 135-140.
2. Psychological training of a sambo wrestler, Website about sambo, sambo wrestling techniques, sambo lessons, biography of famous sambo wrestlers and more (2012), available at: http://www.allaboutsambo.ru/psixologicheskaya-podgotovka-sambista (accessed 12 January 2021).
3. Samoylenko, I.I. (2012), "Psychological characteristics of sambo", available at: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/09/15/psihologicheskaya-harakteristika-sambo/ (accessed 12 January 2021).
4. Sementsova, Ya.S. (2019), "Psychological training of sambists", Young scientist, No. 9 (247), pp. 174-176, available at: https://moluch.ru/archive/247/56977/ (accessed 22 January 2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2021
УДК 159.99
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кристина Михайловна Бурмистрова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань
Аннотация
В статье рассматривается программа психологического сопровождения развития патриотизма курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Программа разработана по компонентам сфер развития личности: когнитивный компонент, мотивационно-потребностный, операционно-деятельностный, рефлексивный и мировоззренческо-ценностный. Категория предполагаемых участников программа - курсанты вузов ФСИН России. Специфика программы заключается в ее опоре на эстетико-семиотический подход в психологическом знании. Предполагаемые результаты по окончанию программы это изменения в мотивацион-но-потребностной и мировоззренческо-ценностной сферах.
Ключевые слова: компоненты программы, психологическая программа, курсанты ФСИН, патриотизм, образовательный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p423-426
DESCRIPTION OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF CADETS OF THE FEDERAL
PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Kristina Mikhailovna Burmistrova, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Abstract
The article discusses the program of psychological support for the development of patriotism among cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The program is developed according to the components of the spheres of personality development: cognitive, motivational-need, operational-activity, reflective and worldview-value. The category of prospective participants in the program is cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The specificity of the program lies in its reliance on the aesthetic-semiotic approach in psychological knowledge. The expected results of the program are changes in the motivational-need-based and worldview-value spheres.
Keywords: components of the program, psychological program, cadets of the Federal Penitentiary Service, patriotism, educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Подъем национального самосознания в последние годы обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение в рамках реализации