(интеллект), Н (смелость), N (дипломатичность), Q3 (самоконтроль) и Q4 (напряженность) играют огромную роль при определении уровня технического мастерства самбистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сергеева Ю.С., Некоторые показатели состояния организма самбистов с использованием современных технологий в учебно-тренировочном процессе / Ю.С. Сергеева, И.С. Пастухов, А.С. Валюго // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 6. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN620.pdf (дата оращения: 10.10.2021).
2. Техническая подготовка самбистов на этапе начальной спортивной специализации / О.В. Шиленко, Т.Н. Петрова, Н.Н. Пьянзина, Т.В. Пинчук // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 5. - С. 140-147.
REFERENCES
1. Sergeeva, Y.S., Pastuhov, I.S. and Valugo, A.S. (2020), "Some indicators of the state of the body of sambo wrestlers using modern technologies in the educational and training process", Mir nauki. Pedagogy and Psychology, Vol. 8 No. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN620.pdf.
2. Shilenko, O.V., Petrova, T.N., Pyanzin, N.N. and Pinchuk, T.V. (2021) "Technical training of sambo wrestlers at the stage of initial sports specialization", News of Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 5, pp. 140-147.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 796.814
ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У САМБИСТОВ 12-13 ЛЕТ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ОПОСРЕДОВАННОЙ
НАГЛЯДНОСТИ
Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Вадимович Бухарков,
аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск
Аннотация
В данной статье рассмотрена динамика изменения показателей технико-тактической подготовленности самбистов 12-13 лет в учебно-тренировочном процессе, посредством дополнения методики формирования технико-тактического мышления в период подготовки к участию к соревнованиям. Цель исследования - совершенствование тактического мышления самбистов 12-13 лет посредством внедрения в тренировочный процесс методики формирования тактического мышления. В предложенной методике основной акцент был сфокусирован на формировании у самбистов технико-тактического мышления - создании у них примерной картины построения и ведения схватки с учётом своих сильных и слабых сторон, а также потенциальных действий соперника. Для этой цели был проведён мониторинг показателей технико-тактической подготовленности по методике предложенной Е.М Чумаковым, за два месяца до проведения соревнований, непосредственно за неделю до соревнований и уже по итогам выступления самбистов на соревнованиях. Таким образом, благодаря использованию методики формирования тактического мышления в качестве дополнения к стандартной системе подготовки самбистов к соревнованиям, удалось улучшить показатели технико-тактической подготовленности самбистов, после двух месяцев занятий, включая также закрепление этих показателей по итогам участия в соревновательной деятельности. Помимо этого также были определены примерные показатели технико-тактической подготовленности самбистов первого юношеского разряда в процессе подготовки к соревнованиям, а также по итогам выступления на них, что позволяет использовать данные значения в качестве «эталонных» при оценивании их уровня технико-тактической подготовленности.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, технико-тактическая подготовка, технико-тактический план, видеофиксация, тактическое мышление.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p69-74
FORMATION OF TACTICAL THINKING AMONG SAMBO WRESTLERS AGED 1213 YEARS THROUGH THE USE OF THE METHOD OF INDIRECT VISIBILITY
Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Anatol-yevich Tkachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Vadimo-vich Bukharkov, the post-graduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Abstract
This article examines the dynamics of changes in the indicators of technical and tactical readiness of sambo wrestlers aged 12-13 years in the training process, by supplementing the methodology for the formation of technical and tactical thinking during the preparation for participation in competitions. The purpose of the study is to improve the tactical thinking of sambo wrestlers aged 12-13 by introducing the methodology of forming the tactical thinking into the training process. In the proposed methodology, the main emphasis was focused on the formation of technical and tactical thinking among sambo wrestlers -creating an approximate picture of the construction and conduct of the fight, taking into account their strengths and weaknesses, as well as potential actions of the opponent. For this purpose, the indicators of technical and tactical readiness were monitored according to the methodology proposed by E.M. Chu-makov, two months before the competition, just a week before the competition and already following the results of the performance of sambo wrestlers at the competition. Thus, thanks to the use of the methodology of formation of tactical thinking as an addition to the standard system of training sambo wrestlers for competitions, it was possible to improve the indicators of technical and tactical readiness of sambo wrestlers, after two months of classes, including also the consolidation of these indicators based on the results of participation in competitive activities. In addition, approximate indicators of technical and tactical readiness of sambo wrestlers of the first junior category were also determined in the process of preparing for competitions, as well as following the results of their performance at them, which allows using these values as "reference" when assessing their level of technical and tactical readiness.
Keywords: educational and training process, technical and tactical preparation, technical and tactical plan, video recording, tactical thinking.
ВВЕДЕНИЕ
Планирование и организация качественного учебно-тренировочного процесса, для оптимальной подготовки спортсменов к соревнованиям и достижениями ими высоких спортивных результатов - есть ключевая перспективная цель каждого тренера. Тенденция бурного развития самбо на российской и международной арене выражается увеличении конкурентной борьбы между спортсменами, что в свою очередь предъявляет высокие требования к технико-тактическому мастерству самбистов [1].
Правильно организованный учебно-тренировочный процесс у юных самбистов, направленный на усвоение фундаментальных основ техники и тактики борьбы самбо, определяет их возможность реализовать свой борцовский потенциал, а вместе с тем осуществить преемственность сформированного технико-тактического арсенала на этапах начальной подготовки, до его последующего совершенствования на этапе спортивной специализации. Для отслеживания роста показателей технико-тактической подготовленности самбистов, а также для подведения итогов эффективного либо неэффективного тренировочного процесса используются так называемые «модельные характеристики самбистов», предназначенные для сопоставления с показателями соперников и определения своих сильных и слабых сторон [2].
Рядом авторов не было уделено достаточного внимания для составления примерных модельных показателей технико-тактической подготовленности самбистов от третье-
го юношеского до первого спортивного разряда, поскольку в качестве примерных, но в тоже время «идеальных» модельных характеристик принято рассматривать показатели технико-тактической подготовленности сборной команды России по самбо на чемпионатах Европы и мира, исходя из результатов их выступления.
Объективно говоря, технико-тактическое действия, выполняемые мастерами спорта международного класса или заслуженными мастерами спорта, не идут ни в какое сравнение с действиями, осуществляемыми самбистами от третьего юношеского до первого спортивного разряда. По этой причине, крайне трудно обозначить какими, примерно, должны быть количественные показатели для начинающих самбистов первого, второго или третьего года обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно методике анализа технико-тактических действий предложенной Е.М. Чумаковым (1982) нами определялись показатели технико-тактической подготовленности самбистов группы НП-3, готовящихся к дальневосточному турниру. Особое внимание при анализе уделялось таким параметрам как эффективность нападения (Эн%) - процент успешно реализованных технико-тактических действий от общего числа атак, эффективность защиты (Эз%) - процент удачно отражённых атак оппонента от общей суммы атакующих действий, результативность нападения (Рн) - среднее число баллов добытых спортсменом во всех встречах, результативность защиты (Рз) - среднее число баллов, что самбист проиграл во всех схватках (чем это значение ниже, тем лучше защита), результативность общая (Ро) - разность параметра результативности нападения на результативность защиты.
Исходя из программы обучения в тренировочном процессе самбистов группы НП-3 предусмотрено проведение «Открытого ковра» каждую неделю, на котором спортсмены проходят по четыре круга борьбы в условиях максимально приближённых к соревнованиям (участие арбитров, подсчёт баллов, градация по весовым категориям). Таким образом, по итогам одного из таких дней (за два месяца до дальневосточного турнира) нами было протестировано 11 самбистов различных весовых категорий среди которых 6 мальчиков и 5 девочек в возрасте 12-13 лет, при наличии у всех первого юношеского разряда.
Тренерским штабом было принято решение о внесении некоторых изменений в подготовку самбистов, в частности основная проблема исходя из анализа видеозаписей по итогам выступления спортсменов на первенстве Хабаровского края (двумя неделями ранее) заключалась, по мнению старшего тренера в отсутствии самоанализа проделанной работы по итогам учебно-тренировочных занятий, учебных схваток и выступлений на соревнованиях у воспитанников, а также общая пассивность, выраженная в скованности, лишних движениях, хаотичности, импульсивности, совершении грубых тактических ошибок и непонимании того как следует вести борьбу в отдельных ситуациях, что выражалось в скоротечном потере преимущества и проигрыше невзирая на владение инициативы и счётом в начале встречи. Поэтому было принято решение сфокусировать внимание самбистов на работе над своими недочётами с совершенствованием технико-тактических действий.
В ходе учебно-тренировочного процесса применялась разработанная нами методика анализа видеозаписей учебно-тренировочного процесса, учебных встреч, а также соревновательных схваток каждого воспитанника из группы НП-3, без внесения изменений в общую структуру построения занятий, т.е. спортсмены делали то, что было предусмотрено программой, акцентируя внимание на построение занятий по принципу совершенствования своих коронных приёмах и основных технико-тактических действий, с возможностью оценить их правильность посредством просмотров видеозаписей тренировок и соревнований.
Таблица 1 - Методика формирования тактического мышления посредством использова-
ния метода опосредованной наглядности
Просмотр видео с выполнением заданий самбистами на учебно-тренировочных занятиях Просмотр видео с учебных встреч Просмотр видео с соревновательных встреч Просмотр видео с соревновательных встреч соперника с другими соперниками
1. Анализ своего технико-тактического арсенала
Оценка выполнения самбистами своих технико-тактических действий отрабатываемых на тренировке Оценка реализации самбистами своего технико-тактического плана ведения схваток Оценка эффективности используемого на соревнованиях технико-тактического плана ведения схваток Оценка технико-тактического планов соперников с вывлением преимуществ и недостатков
2. Устранение грубых технико-тактических ошибок
Корректировка имеющихся недочётов в техники выполнения основных технико-тактических действий Проработка технико-тактического плана ведения схваток на базе имеющегося и нарабатываемого арсенала действий Проработка выявленных недочётов технико-тактических действий, исходя из итогов оценки эффективности технико-тактического плана ведения схваток Подбор наиболее эффективных атакующих, защитных и контратакующих действий для противодействия технико-тактическим планам соперников
3. Формирование технико-тактического плана ведение схваток
Связка технико-тактических действий в примерный план ведения схваток Моделирование технико-тактического плана на учебные встречи Моделирование технико-тактического плана на соревновательные встречи с ранее встречавшимися соперниками Моделирование технико-тактического плана на соревновательные встречи с потенциальными соперниками
4. Апробация технико-тактического плана
Отработка своих коронных технико-тактических действий Реализация технико-тактического плана на учебные встречи Реализация технико-тактического плана на соревнованиях
5. Подведение итогов апробации технико-тактического плана
Устранение недочётов в технико-тактических действиях Корректировка или дополнение плана технико-тактических действиях (необходимости) Анализ эффективности используемого технико-тактического плана
Стоит отметить, что данная методика стала дополнением стандартной системе подготовки самбистов, в силу того, что для устранения технико-тактических недочётов и формирования эффективного плана необходимо было сформировать в мышлении самбистов примерную картину выполнения своего технико-тактического плана на учебных и соревновательных встречах.
В зале борьбы были установлены видеокамера Panasonic HC-V770, телевизор LED с ноутбуком и загруженным на него архивом с видеороликами тренировочных занятий и схваток с соревнований. Все тренировочные занятия, группы НП-3, включая день, когда проводился «Открытый ковёр» в частности их встречи фиксировались на камеру. Самбистам предоставлялась возможность в течение тренировочных занятий (на отработке в стойке и партере, и после борьбы в конце занятий) в индивидуальном порядке подойти и просмотреть насколько правильно он выполняет, то или иное технико-тактическое действие. Более того спортсмены приходили на занятия с USB-носителями, где в конце тренировочной недели им отправляли видеозаписи с тренировочных занятий и учебных встреч для последующего самоанализа проделанной работы и устранения недочётов.
Безусловно, реализация данной методики обусловлена необходимостью сбора большого объёма видеоматериала, поскольку в процессе подготовки к соревнованиям необходимо регулярно осуществлять видеофиксацию отработки спортсменов заданий, поставленных тренером на данные занятия, а также записывать на видеокамеру все схватки спортсменов, включая встречи соперников и потенциальных соперников для последующего изучения и формирования эффективного технико-тактического плана. В предложенной методике основной акцент был сфокусирован на формировании у самби-
стов технико-тактического мышления - создании у них примерной картины построения и ведения схватки с учётом своих сильных и слабых сторон, а также потенциальных действий соперника. Нами были произведены расчёты показателей технико-тактической подготовленности самбистов за два месяца до соревнования, за неделю до соревнований, а также по итогам выступлений на турнире.
Таблица 2. - Динамика изменений показателей технико-тактической подготовленности самбистов группы НП-3_
№ п/п Эн% Эз% Рн Рз Ро
о после соревнования о после соревнования о после соревнования о после соревнования о после соревнования
31 кг (м) 38 52 55 47 65 61 4 6,25 5,25 2,5 1,75 1 1,5 4,5 4,25
31 кг (м) 34 49 46 44 61 65 3,5 5,25 4 2,25 1,5 1,75 1,25 3,75 2,25
38 кг (м) 47 61 64 63 75 73 3,5 7 7,5 1,75 1,75 1,3 1,25 5,25 6,2
38 кг (м) 43 57 59 51 66 69 3,25 6,5 4,6 2,25 2,75 0,8 1 3,75 3,8
37 кг (д) 52 63 70 49 65 70 3,5 5,25 6,5 1,75 2,25 2,5 1,75 3 4
37 кг (д) 41 70 66 45 60 63 2,5 4,5 7 1,5 1 2,75 1 3,5 5,25
40 кг (д) 48 63 62 53 75 70 4 6,25 6,3 2,25 1,5 0,5 1,75 4,75 5,8
40 кг (д) 41 62 69 40 58 66 2,5 4,5 4,5 2 2,25 2,6 0,5 2,25 1,9
43 кг (д) 32 55 61 45 70 67 2,75 5 3,3 1,75 1,75 2,6 1 3,25 0,7
55 кг (м) 46 69 67 54 69 65 3 5,75 4,8 2,25 1,75 2 0,75 4 2,8
±65 кг (м) 43 62 65 49 67 72 1,75 3,25 5 3,25 1 2,5 -1,5 2,25 2,5
Таблица 3 - Сравнение показателей технико-тактической подготовленности у группы НП-3 посредством применения метода математического анализа_
Эн
До использования М1±т После использования М2±т На соревнованиях М3±т Разница
М1-М2 М1-М3 М2-М3
ед. % ед. % ед. %
42,3±1,7 60,3±1,9 62,8±2 18 42,5 20,5 48,4 2,5 4,15
>0,05 >0,05 >0,05
Эз
До использования М1±т После использования М2±т На соревнованиях М3±т Разница
М1-М2 М1-М3 М2-М3
ед. 1 % ед. % ед. %
49,1±1,8 66,5±1,6 67,9±1,1 17,4 | 35,4 18,8 38,3 1,4 2,11
>0,05 >0,05 <0,05
Рн
До использования М1±т После использования М2±т На соревнованиях М3±т Разница
М1-М2 М1-М3 М2-М3
ед. % ед. % ед. %
3,1±0,2 5,4±0,3 5,3±0,4 2,3 74,2 2,2 71 0,1 1,8
>0,05 >0,05 <0,05
Рз
До использования М1±т После использования М2±т На соревнованиях М3±т Разница
М1-М2 М1-М3 М2-М3
ед. % ед. % ед. %
2,1±0,12 1,75±0,15 1,8±0,2 0,35 16,7 0,3 14,3 0,05 6,7
<0,05 <0,05 <0,05
Ро
До использования М1±т После использования М2±т На соревнованиях М3±т Разница
М1-М2 М1-М3 М2-М3
ед. % ед. % ед. %
0,9±0,12 3,7±0,2 3,6±0,5 2,8 311 2,7 300 0,1 2,7
>0,05 >0,05 <0,05
Как мы видим в зависимости от весовой категории, пола, и особенно от количества проведённых встреч и уровня оппозиции будут те или иные значения показателей технико-тактической подготовленности. Далее нами определялась достоверность различий показателей технико-тактической подготовленности до использования предложенной методики, и после её применения.По итогам использования в тренировочном процессе методики формирования технико-тактического мышления посредством использования метода опосредованной наглядности удалось улучшить показатели технико-тактической подготовленности самбистов группы НП-3 перед соревнованиям: эффективность нападения (Эн%) на 42,5% и 48,4% (до 42,3±1,7, после 60,3±1,9, на соревнованиях 62,8±2), эффективность защиты (Эз%) на 35,4% и на 38,3% (до 49,1±1,8, после 66,5±1,6, на соревнованиях 67,9±1,1), результативность нападения (Рн) на 74,2% и 71% (до 3,1±0,2, после 5,4±0,3, на соревнованиях 5,3±0,4 ), результативность защиты (Рз) улучшилась на 16,7% и 14,3% (до 2,1±0,12, после 1,75±0,15, на соревнованиях 1,8±0,2), общую результативность (Ро) на 311% и 300% (до 0,9±0,12, после 3,7±0,2, на соревнованиях 3,6±0,5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования была доказана эффективность разработанной методики, поскольку её использование в качестве дополнения к стандартной системе подготовки самбистов к соревнованиям положительно сказалось на росте показателей технико-тактической подготовленности, как в процессе подготовки, так и по ходу выступлений на соревнованиях, что свидетельствует о формировании тактического мышления у самбистов, также были определены примерные показатели технико-тактической подготовленности самбистов первого юношеского разряда в процессе подготовки к соревнованиям, а также по итогам выступления на них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конаков А.В. Показатели технико-тактической подготовленности чемпионов мира 2011 года по боевому самбо / А.В. Конаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта - 2012. - № 2 (24). - C. 64-68.
2. Ткачук М.Г. Спортивный отбор в самбо с учетом морфофункциональных показателей и индивидуальной тренируемости / М.Г. Ткачук, А.Г Левицкий, А.А. Соболев // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 3 (133). - C. 236-239.
3. Чумаков Е.М. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности / Е.М. Чумаков, В.Г. Еганов // Спортивная борьба: Ежегодник. - Москва, 1982. - С. 23-27.
REFERENCES
1. Konakov A. (2012), "Indicators of technical and tactical training of Champions 2011 world combat Sambo", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 24, No. 2, pp. 64-68.
2. Tkachuk M.G. (2016), "Sports selection in sambo taking into account morphofunctional indicators and individual trainability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 236-239.
3. Chumakov, E.M. and Yeganov V.G. (1982), "Technical and tactical indicators of sambo wrestlers of various preparedness", Wrestling: Yearbook, Moscow, pp. 23-27.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 796.07
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ
Дмитрий Геннадьевич Ганин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет технологий