Научная статья УДК 159.9:796.814
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-154-158 EDN: https://elibrary.ru/SXXFGV NIION: 2018-0077-3/23-368 MOSURED: 77/27-024-2023-03-567
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Роль психологической саморегуляции в спортивной деятельности
молодых спортсменов-самбистов
Денис Николаевич Рыбин1, Василий Георгиевич Тюкин2, Владимир Николаевич Косякин3
1 2 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия
3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматривается значимость повышения качества спортивной деятельности борьбы самбо посредством использования психорегулирующих методик в основные периоды подготовки молодых спортсменов-самбистов. Приводятся данные анкетирования, отражающие необходимость их обучения применению соответствующих текущему психофизическому состоянию методов психологической саморегуляции. В зависимости от тренировочных циклов (тренировочного, соревновательного и восстановительно-оздоровительного) обосновывается использование различных методов саморегуляции, улучшающих психофизическое состояние молодых спортсменов-самбистов.
Ключевые слова: психологическая саморегуляция, методы саморегуляции, этапы спортивной деятельности, самбо, оптимальное боевое состояние (ОБС), идеомоторная тренировка, самовнушение, релаксация
Для цитирования: Рыбин Д. Н., Тюкин В. Г., Косякин В. Н. Роль психологической саморегуляции в спортивной деятельности молодых спортсменов-самбистов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 154-158. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-154-158. EDN: SXXFGV.
Original article
The role of psychological self-regulation in the sports activities
of young sambo athletes
Denis N. Rybin1, Vasilii G. Tyukin2, Vladimir N. Kosyakin3
1 2 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia
3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article emphasizes the importance of improving the quality of sports activities of sambo wrestling through the use of psychoregulatory techniques in the main periods of training of young sambo wrestlers. Questioning data are given, reflecting the need for their training in the use of methods of psychological self-regulation appropriate to the current psychophysical state. Depending on the training cycles (training, competitive and recreational), the use of various self-regulation methods that improve the psychophysical state of young sambo athletes is substantiated.
Keywords: psychological self-regulation, methods of self-regulation, stages of sports activity, sambo, optimal combat state (OBS), ideomotor training, self-hypnosis, relaxation
For citation: Rybin D. N., Tyukin V. G., Kosyakin V. N. The role of psychological self-regulation in the sports activities of young sambo athletes // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):154-158. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-3-154-158. EDN: SXXFGV
© Рыбин Д. Н., Тюкин В. Г., Косякин В. Н., 2023
154 PEDAGOGICAL SCIENCES
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...
Вадим Шефнер «Слова»
Постоянное динамичное развитие физической культуры в реалиях современного мира требует от представителей спорта (тренеров, спортсменов, научных деятелей) активного поиска и реализации новых эффективных методов совершенствования различных аспектов тренировочной и соревновательной деятельности [10].
Перспективность повышения качества спортивной деятельности в борьбе самбо зависит от многих направлений научных исследований, где актуальным является использование психорегулирующих методик в разные периоды цикла подготовки молодых спортсменов-самбистов: тренировочный, соревновательный и восстановительно-оздоровительный.
Существует большое разнообразие методов психологической саморегуляции: идеомоторная тренировка, методы визуализации, аутотренинг, усиление мобилизации, различные дыхательные техники и т. д. [2, с. 37; 7, с. 147]. В спорте методы саморегуляции используются для повышения оптимального психофизического состояния спортсмена в конкретный период или временной промежуток спортивной деятельности. Регулировать свое психофизическое состояние любому спортсмену можно посредством физического, эмоционального и мыслительного компонентов.
С целью исследования того, знают ли молодые спортсмены-самбисты о существовании методов психологической саморегуляции, и насколько часто прибегают в процессе тренировок к ним, нами было проведено анкетирование. Также в анкетировании мы затронули вопросы мотивации и затруднений, возникающих в процессе тренировок.
В исследовании принимали участие молодые спортсмены-самбисты «Алтайского центра самбо» в количестве 25 человек. В результате выяснилось, что 75 % спортсменов знакомы с методами психологической саморегуляции и используют различные приемы и методики саморегуляции в процессе тренировок. Большинство анкетируемых отметило, что они не знают правильного названия методов и применяют во время спортивной деятельности «бытовые» приемы саморегуляции: прослушивание музыки, молитва, просмотр видеороликов (видео мотивация), сон, беседа с самим собой, настраивание себя, чтение цитат спортсменов и т. п. При этом двое анкетируемых точно указали название методов саморегуляции: самоубеждение и самовнушение. 45 % анкетируемых отметили, что так или иначе используют доступные им способы саморегуляции непосредственно в период соревнований. На вопрос анкеты работают ли с вами тренеры по методам психологической саморегуляции, только 20 % опрошенных ответили утвердительно. Показательно, что 76 % анкетируемых отметили, что они желают более серьезно начать заниматься психологической саморегуляцией для улучшения своих спортивных результатов, и готовы потратить на совер-
шенствование психофизических способностей от 20 до 40 минут ежедневно.
Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы, что в целом молодые спортсмены-самбисты знакомы с методами психологической саморегуляции поверхностно, при этом используют их «кустарные» (то есть самостоятельно найденные способы регуляции) варианты. В применении этих доморощенных способов отсутствует систематичность и научный подход, в большинстве случаев (80 % респондентов) помощь со стороны тренера в овладении методами саморегуляции не оказывается.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев в процессе подготовки молодых спортсменов-самбистов тренерами делается упор на четкое выполнение технических действий, при этом практически не обращается внимание на психологическую составляющую спортивной деятельности [6, 1], что и показало наше анкетирование: только пятая часть опрошенных нами спортсменов отметили этот факт (результаты выше).
Первоначально необходимо, чтобы спортсмены осознали, как происходит сам процесс взаимодействия между психикой и их организмом, и как именно можно влиять на психофизические состояния с помощью слов и регуляции эмоций для улучшения функциональных способностей и повышения спортивного результата. Так, например, известно, что в спокойном состоянии человек более сконцентрирован на задаче, усваивает любую информацию намного лучше, чем в состоянии эмоционального перевозбуждения, и соответственно, процесс обучения у него происходит эффективнее.
Опираясь на собственный опыт использования различных психорегулирующих методик, приведем одну из успокаивающих методик, используемую нами на занятиях с молодыми спортсменами и дающую хороший результат. Методика направлена на достижение состояния спокойствия посредством проработки всех участков тела, мышц и суставов. Суть упражнения состоит в том, чтобы прочувствовать все участки тела в определенной последовательности, представляя себе при этом как мышцы и суставы теплеют, расслабляются и успокаиваются. Методика имеет сходство с другими расслабляющими техниками (Э. Джекобсон, И. Шульц, А. В. Алексеев и др.). Реализация данной методики начинается с ощущения тепла и расслабления в мышцах лица и головы (используются следующие словесные формулы: «мои мышцы и кожа лба теплеют, расслабляются и успокаиваются, мои мышцы и кожа вокруг глаз теплеют, расслабляются и успокаиваются, мои мышцы щек теплеют, расслабляются и успокаиваются, мои мышцы и кожа лица теплые, расслабленные и спокойные, мои мышцы и кожа головы теплые, расслабленные и спокойные»), затем теплеют и расслабляются мышцы и суставы рук, прорабатываются каждые участки рук от пальцев до плеч: пальцы, кисти, лучезапястные суставы, мышцы предплечий, локтевые суставы, мышцы плеч, плечевые суставы. Далее тоже самое осуществляется с мышцами и суставами ног; мышцами и позвоночником корпуса. Завершается упражнение проработкой
СКИЕ НАУКИ 155
мышц шеи. В заключительной части мысленно следует проговорить: «мое тело единое целое: лицо, голова, левая рука, правая рука, левая нога, правая нога, корпус и шея, теплые, расслабленные и спокойные, я расслабленный и спокойный, я спокоен». Посредством использования данной методики спортсмены научаются лучше контролировать свое тело и понимать специфику его взаимосвязи с психикой. Отметим, что данную методику можно использовать на всех этапах подготовки спортсмена: тренировочном, соревновательном и восстановительно-оздоровительном.
Огромное значение в тренировочном процессе имеет связь движения и мысли. Например, если обратиться к восточным единоборствам, мы обнаружим, что любая их техника представляет собою сплав механического движения и мышления спортсмена. У-шу неотделимо от развития тела и медитации, т.е. необходимо не только уметь владеть техникой, но и принимать удары и уметь владеть сознанием во время боя или спарринга. Поэтому у-шу является путем достижения мастерства через развитие тела, сознания, техник [4].
В рамках тренировочного периода, исходя из его специфики, целесообразно применять такие методы саморегуляции как визуализация и идеомоторная тренировка, сопровождающимися словесными формулами, направленными на точность и правильность выполнения технических действий, тактическую целесообразность их применения, способствующими повысить скорость и силу выполнения уже изученных технико-тактических действий и комбинаций.
Визуализацию используют во многих видах спорта, в том числе и в борьбе самбо. Она состоит в представлении предстоящей тренировки, а именно в мысленном выполнении технико-тактических действий в тренировочном процессе в определенном состоянии психологического подъема. Молодой самбист закрывает глаза, становится в стойку, делает почти незаметные движения, представляя, например, предстоящую тренировку.
Как вариант визуализации можно использовать технику так называемой «внутренней камеры», то есть попытаться взглянуть на себя со стороны и увидеть свое выступление глазами других.
Идеомоторная тренировка, в основе которой лежит процесс мысленного «представления» предстоящего физического акта, позволяет улучшить точность движений, ускорить процесс научения и автоматизации технико-тактических действий, а при правильном выполнении овладеть незнакомым действием без предварительного практического его выполнения. Она активизирует умственную активность молодых самбистов, дает возможность сократить количество практических повторений при освоении нового сложного приема.
Модифицированным вариантом идеомоторной тренировки является гипноидеомоторная тренировка, разработанный в СССР В. П. Некрасовым. Данная методика эффективна для устранения ошибок и автоматизации какого-нибудь технико-тактического действия в соревновательных ситуациях схватки. Суть ее заключается в том, что спортсмена «погружают» в состояние релак-
156 PEDAGOGICAL
сации, а тренер или психолог при этом, словесно описывает соревновательную схватку, делая акцент на необходимое поведение борца.
Во время соревнований (соревновательный период) каждый спортсмен чувствует психофизическое напряжение в той или иной степени проявления, и в зависимости от его индивидуальных особенностей. Для того чтобы спортсмен мог контролировать собственное психофизическое состояние и эффективно выступать на соревнованиях, целесообразно использовать методику А. В. Алексеева «Оптимальное боевое состояние (ОБС)» [1], которую молодые спортсмены должны осваивать во время тренировочного периода, чтобы подойти к соревнованиям в полной мобилизации. Данное состояние можно описать как «состояние вдохновения», когда у спортсмена на соревнованиях получается все и без напряжения, все функции физического, эмоционального и мыслительного компонентов реализуются максимально эффективно.
Активизация указанных компонентов происходит за счет проговаривания соответствующих текстовых формул. При этом для каждого молодого самбиста текстовая формула будет индивидуальной, составленной по определенным принципам. В качестве примера введения спортсмена в ОБС приведем следующие текстовые формулы:
- «все функции тела в оптимальной готовности!»;
- «настроение праздничное, бодрое!»;
- «готов к предстоящей схватке полностью!»;
- «веду схватку инициативно и активно!»;
- «мгновенно мобилизуюсь при любых трудностях и в конце схватки!»;
- «вперед!».
Полное осознание и ощущение содержимого данных формул поможет молодым самбистам демонстрировать высокие результаты на соревнованиях [8].
Кроме методики вхождения в оптимальное боевое состояние есть и другие, которые можно использовать как в тренировочном, так и в соревновательном периодах. Например, для быстрого восстановления психофизических функций спортсмена от чрезмерной нагрузки полезна методика «Самовнушенный сон» [5, с. 64]. Данная методика используется спортсменами непосредственно сразу после проведения схваток во время соревнований или на учебно-тренировочных сборах после тренировки. Также можно применять и другие психорегулирующие методики: аутогенную тренировку, десенсибилизацию, переключение внимания, дыхательные упражнения и другие.
В соревновательном периоде должны быть мобилизованы психофизические системы спортсмена непосредственно перед стартом и во время поединка. Ведение поединка связано с постоянным реагированием на разнообразные внезапно возникающие раздражители, которые спортсмен должен быстро улавливать и оценивать, своевременно применяя адекватные данной ситуации боевые действия. Это требует высоких показателей скорости и точности двигательных реакций, связанных с быстрым выбором ответных действий
SCIENCES
и точным согласованием их по времени, направлению, скорости и амплитуде. В единоборствах на исход поединка часто влияют различные факторы, к которым относится время, затраченное спортсменом на принятие тактически правильного решения, высокий уровень распределения и переключения внимания способствует скорейшему исполнению спортсменом технически верного действия.
Заключительный период - это восстановительно-оздоровительный, который подразумевает восстановление психофизических функций спортсмена и развитие функциональных способностей.
Существуют различные средства восстановления спортсменов как непосредственно после спортивных состязаний, так и после тренировочно-соревновательного цикла в условиях межсезонья: педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические [9]. Конечно, процесс восстановления будет более эффективным, когда эти средства используются комплексно. Вместе с тем, в настоящее время на практике, как показало наше анкетирование, психологические техники восстановления используются редко.
Данные восстановительные мероприятия для максимальной эффективности логически и целесообразно проводить в условиях летнего спортивного лагеря, где соблюдаются правила режима дня, сна и отдыха, рационального питания, умеренных восстановительных и развивающих тренировок.
Привлекаются к указанным мероприятиям спортивные психологи, которые профессионально помогают спортсменам справиться с психологическими и психофизическими проблемами.
Также необходимо отметить, что рациональное использование естественных сил природы (солнце, чистый воздух, вода), процедур закаливания, посещение бани, сауны, применение массажа, самомассажа, ускоряют восстановительно-оздоровительный процесс и развитие функциональных качеств самбистов. Указанные факторы восстановления кратно усиливаются, когда дополняются различными методиками психорегуляции.
Психологические средства восстановления сегодня очень разнообразны. К ним относятся: психорегулиру-ющая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, релаксация, психическое воздействие, специальные дыхательные упражнения, аутотренинг, снижение отрицательных эмоций, различные психорегулирую-щие игры и т. п. [3].
Наиболее подходящими и результативными в условиях спортивного лагеря являются комплексы упражнений йоги, которые отображают восстановительные процессы организма, гармоничного взаимодействия физических упражнений с медитативными практиками.
А вот использование психорегулирующих игр в условиях спортивного лагеря помогают молодым спортсменам понять, как сам процесс психофизической саморегуляции, так и решить вопросы эмоционального подъема, общения в коллективе, преодоления внутренних и внешних барьеров. Большинство психорегули-
рующих игр проводится в рамках групповых занятий, что открывает большие возможности для обучения молодых спортсменов навыкам владения собственным телом. Так, например, заслуженный тренер Российской Федерации, мастер спорта международного класса Российской Федерации, пятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе А. В. Голец в учебном пособии «Тактико-техническая и волевая подготовка в саморегуляции эмоционального состояния борцов греко-римского стиля» приводит несколько подобных игр: «Пульс», «Дыхание», «Шарик и гиря», «В гостях у Морфея», «Декада», «Пальцы», «Фокусировка», «Я на твоем месте», «Анабиоз», «Зеркало». Как отмечает автор пособия, данные игры являются очень результативными при подготовке молодых спортсменов в условиях летнего спортивного лагеря [3].
Раскроем содержание некоторых из перечисленных психорегулирующих игр. Игра «Пульс» направлена на развитие способности контроля за ритмом сердечных сокращений в состояниях покоя, физической нагрузки и эмоционального возбуждения. Цель игры - научиться ощущать пульсацию в определенных участках тела. Группа спортсменов удобно рассаживаются или ложатся. По команде руководителя направляют свое внимание на указанный участок тела (запястье правой руки, стопа левой ноги, голова, живот и др.), пытаются ощутить в нем пульсацию, и вслух проговаривают счет ударов пульса. Части тела меняются примерно с интервалом в 2-3 мин.
Игра «Я на твоем месте» способствует развитию рефлексивных качеств молодых спортсменов. Ее цель заключается в научении борцов «чувствовать соперника», предугадывать его тактико-технические действия во время поединка, эффективно обороняться и маскировать свои предстоящие атаки. «Победить в современном спорте - значит запутать, сбить с толку, поймать на обманное движение, неожиданным действием поставить в тупик» [3, с. 158]. Подобные психорегу-лирующие игры относятся к специальной подготовке молодых самбистов и являются методами развития их рефлексивного мышления.
В заключение сосредоточимся на выводах. Во-первых, как показали результаты анализа литературы по проблеме исследования и данные нашего анкетирования зачастую в процессе подготовки молодых спортсменов самбистов, тренерами не уделяется должного внимания психологической подготовке, использованию в спортивной деятельности различных методов и приемов психологической саморегуляции. Во-вторых, повышение качества спортивной деятельности в процессе подготовки молодых самбистов зависит от грамотного применения психорегулирующих методик в соответствии с периодами подготовки спортсмена: тренировочного, соревновательного и восстановительно-оздоровительного. В-третьих, во время тренировочного периода целесообразно использовать такие методы саморегуляции как визуализация и идеомоторная тренировка, в рамках соревновательного периода - методики «Оптимальное боевое состояние (ОБС)» и «Самовнушен-
СКИЕ НАУКИ 157
ный сон», а в восстановительно-оздоровительном периоде эффективными будут: психорегулирующая тренировка, самовнушение, релаксация, дыхательные упражнения, аутотренинг, психорегулирующие игры и др. В-четвертых, эффективность процесса восстановления молодых спортсменов-самбистов повысится при условии его организации и осуществления в условиях летнего спортивного лагеря, где есть возможность соблюдения режима дня, питания, тренировок и групповых психотренинговых занятий.
Список источников
1. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 352 с.
2. Багадирова С. К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности : учебное пособие. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2015. 148 с.
3. Голец А. В. Тактико-техническая и волевая подготовка в саморегуляции эмоционального состояния борцов греко-римского стиля : учебное пособие. Иркутск : Изд-во ИГСХА, 2013. 244 с.
4. Кратко об у-шу // URL:https://pikabu.ru/ story/kratko_ob_ushu_ 8116522?ysclid=lbomngp0 ат547854821.
5. Мостовая Т. Н., Старовойтов Ю. Н. Психологические средства восстановления физической работоспособности спортсменов // НАУКА-2020. 2017. № 1. С. 62-65.
6. Никифоров Ю. Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов // Спортив. борьба: Ежегодник. М., 1985. С. 57-61.
7. Рыбин Д. Н., Хромов В. А., Тюкин В. Г. Формирование готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий посредством использования методов психологической саморегуляции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 145-151.
8. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М. : Кафедра психологии РГУФКСиТ, 2010. 120 с.
9. Средства восстановления работоспособности
тод. Пособие / сост.: А. Н. Кутасин, Н. В. Морозова, Н. Н. Устюхова. Н. Новгород : Изд-во ННГУ 2019. 54 с.
10. Тюкин В. Г. Анализ единоборств самбо и алтайской борьбы «куреш» // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции / под ред. Д. Л. Прокази-на. Барнаул, 2022. С. 423-425.
References
1. Alekseev A. V. Overcome yourself! Mental preparation in sports. Rostov-on-Don : Phoenix, 2006. 352 p.
2. Bagadirova S. K. Fundamentals of psychoregulation in sports activity: textbook - Maykop: Publishing house «Magarin O. G.», 2015. 148 p.
3. Golets A. V. Tactical, technical and volitional training in self-regulation of the emotional state of Greco-Roman style wrestlers: A textbook. Irkutsk: IGSHA Publishing House, 2013. 244 p.
4. Briefly about u-shu // https://pikabu.ru/story/kratko_ ob_ushu_ 8116522?ysclid=lbomngp0dm547854821
5. Mostovaya T. N., Starovoitov Yu. N. Psychological means of restoring physical performance of athletes // NAUKA-2020. 2017. No. 1. Р. 62-65.
6. Nikiforov Yu. B. Experience of the use of psychoregulation in the training of judoists // Sport. wrestling: Yearbook. M., 1985. Р. 57-61.
7. Rybin D. N., Khromov V A., Tyukin V G. Formation of readiness of a police officer to suppress illegal actions through the use of methods of psychological self-regulation // Psychology and pedagogy of official activity. 2022. No. 1. Р. 145-151.
8. Sopov V. F. Theory and methodology of psychological training in modern sports. M.: Department of Psychology RSUFKSiT, 2010. 120 p.
9. Means of restoring the athlete's performance after physical exertion: educational method. Manual / comp.: A. N. Kutasin., N. V. Morozova., N. N. Ustyukhova. N. Novgorod : Publishing House of UNN, 2019. 54 p.
1 0. Tyukin V. G. Analysis of sambo martial arts and Altai wrestling «kuresh» // State and law in the era of global changes: materials of the international scientific and practical conference edited by D. L. Prokazin. Barnaul, 2022. Р. 423-425.
спортсмена после физических нагрузок : учебно-ме-
Информация об авторах
Д. Н. Рыбин - кандидат психологических наук, доцент;
В. Г. Тюкин - доцент кафедры физического подготовки, кандидат педагогических наук;
В. Н. Косякин - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки.
Information about the authors
D. N. Rybin - candidate of psychological sciences, associate professor;
V. G. Tyukin - Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences;
V. N. Kosyakin - senior lecturer of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Author Contributions: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 19.04.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.
The article was submitted 19.04.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023. 158 PEDAGOGICAL SCIENCES