Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ БОРЦОВ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ'

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ БОРЦОВ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ / СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ / РИСК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куванов В.А., Симаков А.М., Куванов Я.А., Коростелев Е.Н.

Цель исследования - определить влияние способов регуляции агрессивности борцов на их спортивную деятельность. Методика и организация исследования. Психодиагностика 50 спортсменов-борцов высокой квалификации проводилась с использованием методики изучения жизнестойкости («Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), агрессии личности («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки», «Фрайгбургкий опросник исследования факторов агрессии (FAF)», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). Результаты исследования и выводы. Данные, полученные в результате исследования, характеризуют высокий уровень жизнестойкости борцов с развитым компонентом вовлеченности и принятия риска. Испытуемые борцы успешно справляются со стрессовыми ситуациями, получают удовлетворение от своей деятельности, вовлечены в рабочие задачи, готовы к проявлению активных действий, даже когда не гарантирован положительный результат и успех в достижении цели. В стрессовых ситуациях испытуемым свойственно уходить в оппозицию и использовать вербальную агрессию, которая характеризуется либо пассивным сопротивлением, либо активными действиями. Присутствует склонность к контролю проявления агрессивных действий, подавлению агрессии, предрасположенность переносить агрессию на другой объект, не причастный к ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куванов В.А., Симаков А.М., Куванов Я.А., Коростелев Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS IN THE BEHAVIOR OF WRESTLERS AND WAYS OF ITS REGULATION

Objective of the study was to determine the influence of wrestlers' aggressiveness regulation methods on their sports activity. Methods and structure of the study. Psychodiagnostics of 50 highly qualified wrestlers was carried out using the methodology for studying hardiness (“Test of hardiness” by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova), personality aggression (“Questionnaire for the level of aggressiveness of Bass-Darky”, “Fraigburg questionnaire for the study of aggression factors ( FAF)”, “Motivation for success and fear of failure” (A.A. Rean). Results and conclusions. The data obtained as a result of the study characterize the high level of resilience of wrestlers with a developed component of involvement and risk taking. The tested wrestlers successfully cope with stressful situations, get satisfaction from their activities, are involved in work tasks, are ready to take active actions, even when a positive result and success in achieving the goal are not guaranteed. In stressful situations, subjects tend to go into opposition and use verbal aggression, which is characterized by either passive resistance or active actions. There is a tendency to control the manifestation of aggressive actions, suppression of aggression, a predisposition to transfer aggression to another object that is not involved in the situation.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ БОРЦОВ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ»

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ БОРЦОВ И СПОСОБЫ ЕЕ РЕГУЛЯЦИИ

УДК/UDC 796.81

Поступила в редакцию 09.02.2022 г.

Я

л!Я

W

Информация для связи с автором: kuwanov@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Куванов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Симаков1 Я.А. Куванов1 Е.Н. Коростелев1

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

MANiFESTATiON OF AGGRESSiVENESS iN THE BEHAViÜR OF WRESTLERS AND WAYS OF iTS REGULATiON

PhD, Associate Professor V.A. Kuvanov1 PhD, Associate Professor A.M. Simakov1 Ya.A. Kuvanov1 E.N. Korostelev1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определить влияние способов регуляции агрессивности борцов на их спортивную деятельность.

Методика и организация исследования. Психодиагностика 50 спортсменов-борцов высокой квалификации проводилась с использованием методики изучения жизнестойкости («Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), агрессии личности («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки», «Фрайгбургкий опросник исследования факторов агрессии (FAF)>^ «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). Результаты исследования и выводы. Данные, полученные в результате исследования, характеризуют высокий уровень жизнестойкости борцов с развитым компонентом вовлеченности и принятия риска. Испытуемые борцы успешно справляются со стрессовыми ситуациями, получают удовлетворение от своей деятельности, вовлечены в рабочие задачи, готовы к проявлению активных действий, даже когда не гарантирован положительный результат и успех в достижении цели. В стрессовых ситуациях испытуемым свойственно уходить в оппозицию и использовать вербальную агрессию, которая характеризуется либо пассивным сопротивлением, либо активными действиями. Присутствует склонность к контролю проявления агрессивных действий, подавлению агрессии, предрасположенность переносить агрессию на другой объект, не причастный к ситуации.

Ключевые слова: спортивная борьба, проявление агрессии, способы регуляции, риск.

Abstract

Objective of the study was to determine the influence of wrestlers' aggressiveness regulation methods on their sports activity.

Methods and structure of the study. Psychodiagnostics of 50 highly qualified wrestlers was carried out using the methodology for studying hardiness ("Test of hardiness" by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova), personality aggression ("Questionnaire for the level of aggressiveness of Bass-Darky", "Fraigburg questionnaire for the study of aggression factors ( FAF)", "Motivation for success and fear of failure" (A.A. Rean).

Results and conclusions. The data obtained as a result of the study characterize the high level of resilience of wrestlers with a developed component of involvement and risk taking. The tested wrestlers successfully cope with stressful situations, get satisfaction from their activities, are involved in work tasks, are ready to take active actions, even when a positive result and success in achieving the goal are not guaranteed. In stressful situations, subjects tend to go into opposition and use verbal aggression, which is characterized by either passive resistance or active actions. There is a tendency to control the manifestation of aggressive actions, suppression of aggression, a predisposition to transfer aggression to another object that is not involved in the situation.

Keywords: wrestling, manifestation of aggression, methods of regulation, risk.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В современных условиях спортивной деятельности проблема активности занимает особое место [2, 3, 7]. Становление борца высокой квалификации, способного осознанно ставить цели и добиваться их, брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано стратегией и тактикой поединка, которые формируются в процессе тренировок [4, 6]. Такую стратегию поведения, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение спортсмена к себе как личности и субъекту деятельности. Достижение цели - это столкновение с препятствием. Иногда для преодоления препятствия необходимо быть не только твердым и решительным, но и агрессивным [5]. В нашем исследовании предполагалось, что регуляция агрессивности борцов положительно влияет на уровень спортивных результатов.

Цель исследования - определить влияние способов регуляции агрессивности борцов на их спортивную деятельность.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 борцов. На первом этапе был проведен подбор методик с последующей диагностикой степени агрессивности. Для изучения жизнестойкости использовалась методика «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. Для диагностики агрессии личности использовались методики: «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки» и «Фрайгбургкий опросник исследования факторов агрессии (FAF)», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). На втором этапе проведены математическая обработка, анализ полученных результатов и их интерпретация с последующими выводами и рекомен-

66

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

дациями. Исследование проходило в два этапа на базе НГУ им. П. Ф. Лесгафта.

Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения шкал по методике «Тестжизнестойкости» Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой распределились следующим образом. Шкала «Общий уровень жизнестойкости» имеет значение выше нормы (М=105 при среднем показателе 62-99 баллов), что может характеризовать испытуемых борцов как умеющих справляться с трудными жизненными ситуациями. Развитая жизнестойкость способствует извлечению и накоплению опыта даже из негативных событий в жизни личности и возникновению ощущения личной ответственности за решения, принимаемые индивидом. В этой связи можно отметить высокий уровень самоэффективности и самоорганизации спортсменов, студентов различных вузов Санкт-Петербурга [1].

Если рассматривать средние значения отдельных компонентов жизнестойкости, то можно увидеть, что средние значения по шкале «Вовлеченность» также имеют высокий показатель (М=47 при среднем значении 29-46 баллов).

На основании полученных результатов можно заключить, что участники исследования удовлетворены своей деятельностью, своим состоянием постоянной занятости и испытывают удовлетворение от знакомства с новыми людьми. Личность с развитым компонентом вовлеченности убеждена, что занятость и включенность в спортивную деятельность дает возможность найти для себя что-то интересное и добиться успеха.

Также высокий результат был получен по шкале «Принятие риска» (М=22 при среднем показателе 9-18 баллов), что характеризует выборку личностей, которые готовы совершать активные действия при отсутствии гарантии успеха и достижения результата. Высокий уровень развития по шкале «Принятие риска» определяет склонность к неожиданностям, нестандартным жизненным ситуациям, в которых личность ранее не оказывалась, а также наличие убеждения, что из любых ситуаций, даже негативных, можно извлечь опыт, который преобразуется в знания. По шкале «Контроль» результат находится в среднем диапазоне (М=35 при среднем показателе 21-37 баллов), что характеризуется средним уровнем контроля над происходящей ситуацией. Такие личности убеждены, что активные действия влияют на результат происходящего, когда они соответствуют ситуации. Они могут ставить себе цели, учитывая их реалистичность и упорно идти к их достижению.

Усредненные результаты выборки по опроснику уровня агрессивности Басса-Дарки распределились следующим образом по шкалам: «Индекс агрессивности» (М=15,8) и «Индекс враждебности» (М=8,4). Оба результата попадают в диапазон среднего уровня. Испытуемым свойственно умеренное недоверие к окружающим, враждебное отношение к некоторым событиям, происходящим с ними и другими участниками данных событий. Средний результат по индексу агрессивности свидетельствует о проявлении агрессивных действий в определенных ситуациях.

По субшкалам опросника средние результаты представлены на рисунке. Наибольшее среднее значение получено по шкале «Негативизм» (М=10,6), что характеризует испытуемых как склонных уходить в оппозицию в стрессовых ситуациях и использовать действия в диапазоне от пассивного сопротивления до активных действий. Также получены высокие показатели по шкале «Вербальная агрессия» (М=7,3), на основании чего можно сделать вывод о том, что в стрессовых ситуациях испытуемые прибегают к выражению негативных эмоций посредством речи. Значения, находящиеся в пределах среднего, получены по шкалам «Чувство вины» (М=5,3), «Раздражительность» (М=5,2) и «Подозрительность» (М=4,9).

12 10 8 Б 4 2 0

7,3

5<2 ■ 4.9 ■ 5<3

■ I I | ■ I | I

Средние значения субшкал по методике «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки

Полученные данные свидетельствуют о том, что этим испытуемым менее свойственно винить себя в происходящих событиях, считать себя плохим, несостоявшимся человеком, проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении и осторожно относиться к окружающим.

Наименее значимые средние результаты представлены по шкалам «Косвенная агрессия» (М=3,8), «Физическая агрессия» (М=3,3) и «Обида» (М=3,2). На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что представителям из данной выборки не свойственно использовать физическую силу против другого человека, вымещать не него агрессию и негативно относиться к окружающим.

Результаты, полученные по методике «Фрайбургский опросник исследования факторов агрессии (FAF)» показали, что наибольшее среднее значение получено по шкале «Торможение агрессии» (М=5,7), что свидетельствует о склонности испытуемых борцов подавлять агрессивную энергию, а также о высоком уровне сдержанности. Соответственно, по шкалам «Спонтанная агрессия» - М=5,2 и «Реактивная агрессия» -М=5,4. Данные свидетельствуют о том, что испытуемые борцы одинаково склонны проявлять агрессивные реакции при наличии непосредственного раздражителя и без него. Результаты соответствуют среднему уровню данных показателей. Наименьшие результаты были получены по шкалам «Возбудимость» (М=2,9) и «Самоагрессия» (М=2,8), что говорит о низком уровне проявления раздражительности и агрессии, направленной на себя (аутоагрессии).

Выводы. Выборку характеризует высокий уровень жизнестойкости с развитым компонентом вовлеченности и принятия риска. Испытуемые успешно справляются со стрессовыми ситуациями, получают удовлетворение от своей деятельности и вовлечены в рабочие задачи. Также испытуемые готовы к проявлению активных действий, даже когда не гарантирован положительный результат и успех в достижении цели. В стрессовых ситуациях испытуемым борцам свойственно уходить в оппозицию и использовать вербальную агрессию, которая характеризуется либо пассивным сопротивлением, либо активными действиями. Также присутствует склонность к контролю проявления агрессивных действий, подавлению агрессии, средняя предрасположенность переносить агрессию на другой объект, не причастный к ситуации. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке борцов высокой квалификации к ответственным турнирам.

Литература

1. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А, Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 28-30.

2. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин, М.Н. Ларионова, М.В. Мурашева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 5-7.

№4 • 2022 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

3. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-39.

4. Кузьмин М.А. Технология психологической адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их личных особенностей / М.А. Кузьмин, Н.Н. Смирнова, О.В. Костромин // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 39-41.

5. Руденко Г.В. Проявление свойств нервной системы в соревновательной деятельности спортсменов-единоборцев / Г.В. Руденко, В.А. Куванов, Д.А. Симаков // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 4. - С. 59-60.

6. Савельев Д.С. Влияние занятий спортивными единоборствами на психофизический потенциал студентов-первокурсников / Д.С. Савельев, С.А. Сидоренко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 43-45.

7. Ткачук М.Г. Влияние соматотипа на свойства личности борцов / М.Г. Ткачук, И.А. Панченко, Я.А. Куванов // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 4. - С. 58-60.

References

1. Vakhnin N.A., Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoy kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniyem v universitete [Rating students' satisfaction with academic service quality on the whole and physical education and sport service in particular]. Teo-riya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30.

2. Kuzmin M.A., Larionova M.N., Murasheva M.V. Differentsialnaya sportivnaya psikhologiya [Differential sports psychology]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 4. pp. 5-7.

3. Kuzmin M.A., Dorofeev V.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya k uslovi-yam sorevnovaniy v yedinoborstvakh [Psychological adaptation to the conditions of competitions in martial arts]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. pp. 37-39.

4. Kuzmin M.A., Smirnova N.N., Kostromin O.V. Tekhnologiya psik-hologicheskoy adaptatsii sportsmenov k usloviyam sorevnovaniy s uchetom ikh lichnykh osobennostey [Technology of psychological adaptation of athletes to the conditions of competitions, taking into account their personal characteristics]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 39-41.

5. Rudenko G.V., Kuvanov V.A., Simakov D.A. Proyavleniye svoystv nervnoy sistemy v sorevnovatel'noy deyatel'nosti sportsmenov - yedi-nobortsev [Manifestation of the properties of the nervous system in the competitive activity of athletes - martial artists]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 4. pp. 59-60.

6. Saveliev D.S., Sidorenko S.A. Vliyaniye zanyatiy sportivnymi yedinoborst-vami na psikhofizicheskiy potentsial studentov-pervokursnikov [The impact of martial arts classes on the psychophysical potential of first-year students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. pp. 43-45.

7. Tkachuk M.G., Panchenko I.A., Kuvanov Ya.A. Vliyaniye somatotipa na svoystva lichnosti bortsov [Influence of somatotype on personality traits of wrestlers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 4. pp. 58-60.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

программно-нормативное и методическое обеспечение дисциплины «теория и методика обучения базовым видам спорта» при подготовке бакалавров по направлению «спорт»

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин2 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Зайнетдинов3 1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва 2Смоленский государственный университет спорта, Смоленск 3Московский государственный университет спорта и туризма, Москва УДМ^С 796.071

Ключевые слова: спортивный вуз, бакалавр, направление «Спорт», базовые виды спорта, спортивные и подвижные игры.

Цель исследования - теоретически обосновать научно-методическое обеспечение дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта», «Спортивные и подвижные игры» при подготовке бакалавров по направлению «Спорт».

Результаты исследования и их обсуждение. Запросы современного общества и практика подготовки высококвалифицированных тренеров по спортивным играм свидетельствуют о ключевой роли дисциплин обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.04 - «Спорт». Тренерская, педагогическая, организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность является приоритетным направлением, обеспечивающим эффективное решение задач и формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению «Спорт».

В процессе преподавания дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта», «Спортивные и подвижные игры (волейбол, подвижные игры, баскетбол)» преподаватель должен владеть информацией о современном развитии волейбола, баскетбола, сущности подвижной и спортивной игры. Необходимо учитывать современные тенденции техники и тактики игры, а также развития общих и специальных физических качеств и способностей. Учебная

program-normaiwe and METHoooLoGicAL support

of THE DiSCiPLiNE "THEoRY AND METHoDoLoGY of TEACHiNG BASiC KiNDS of SPoRT" iN THE PREPARATioN oF BACHELoRiES iN THE DiRECTioN "SPoRT"

Dr. Hab., Professor V.P. Guba1 PhD, Associate Professor A.V. Rodin2 PhD, Associate Professor M.V. Zainetdinov3 1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Smolensk State University of Sports, Smolensk 3Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

Поступила в редакцию 11.02.2022 г.

практика позволяет овладеть профессиональными компетенциями, включающими планирование структуры занятия, а также критическим и конструктивным анализом проводимых педагогических мероприятий. Для усвоения программно-нормативного материала по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта» «Спортивные и подвижные игры (волейбол, подвижные игры, баскетбол)» студенту необходимо владеть междисциплинарными знаниями, обеспечивающими формирование методической базы, применительно к профессиональной деятельности тренера в избранном виде спорта.

Вывод. Качество современной подготовки тренеров в избранном виде спорта определяется программно-нормативным и методическим обеспечением дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта», «Спортивные и подвижные игры», которая в полной мере способствует формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению 49.03.04 - «Спорт». Литература

1. Губа, В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В.П. Губа.

- М.: Спорт, 2020. - 720 с.

2. Кулишенко, И.В. Особенности программно-нормативного обеспечения дисциплины «Спортивные игры» в вузах различного профиля / И.В. Кулишенко, А.В. Антипов, А.В. Родин // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 6. - С. 56-60.

3. Родин, А.В. Основы методики спортивных игр: учебное пособие / А.В. Родин, А.Б. Самойлов, К.Н. Ефременков. - Смоленск, 2020.

- 194 с.

Информация для связи с автором:smolguba67@mail.ru

68

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.