Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Н.И., Родермель Т.А.

Цель исследования - изучение специфики деятельности тренера боевых единоборств как основы построения программы психолого-педагогического сопровождения. Методика и организация исследования. Практическая часть работы состояла из двух частей: 1) определение когнитивного, эмоционального компонентов деятельности тренеров; 2) разработка программы психолого-педагогического сопровождения тренера боевых единоборств. Использовались следующие методики: опросник уровня агрессивности Басса-Перри; тест жизнестойкости (адаптация Леонтьев Д.А., Рассказов Е.И.); опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что специфичными для тренеров боевых единоборств являются: трудности в выстраивании положительных отношений с другими; преобладание высокого уровня автономии тренеров; высокий уровень возможности управления окружением. На основе определенных тенденций авторами представлены направления психологической работы по сопровождению тренеров, в том числе и тренеров боевых единоборств, определять смыслообразующие мотивы как для спортсменов, так и для их тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлова Н.И., Родермель Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT SERVICE TO MARTIAL ARTS COACHES

Objective of the study was to assess the specific nature of coaching activities in martial arts as a basis for the development of the psychological and pedagogical support program. Methods and structure of the study. The study was conducted in two stages: 1) definition of the cognitive and emotional components of coaching activities; 2) development of the psychological and pedagogical support program for martial arts coaches. The methods applied during the study were as follows: the Buss-Perry Aggression Questionnaire; the Viability Test (adapted by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova); the C. Riff Psychological Well-being Rating Scale (adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko). The specific nature of coaching activities was assessed based on the results of the questionnaire survey of 50 martial arts coaches in kickboxing, hand-to-hand combat, MMA, etc. (21 subjects, hereinafter - Group 1) and coaches in individual sports such as swimming, ski sports, tennis, track and field athletics (29 subjects, hereinafter - Group 2). Results and Conclusion. Based on the data obtained, the activities of martial arts coaches will be characterized by such aspects as communication problems, a high level of autonomy; the ability to influence others. The support service to martial arts coaches should be focused on building communication processes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

психолого-педагогическое сопровождение деятельности тренера боевых единоборств

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 5.10.2021 г.

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1 Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1

Сургутский государственный университет, Сургут

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT SERvICE TO MARTIAL ARTS COACHES

PhD, Associate Professor N.I. Khokhlova1 PhD, Associate Professor T.A. Rodermel1

1Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: peshkova_ffk@mail.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - изучение специфики деятельности тренера боевых единоборств как основы построения программы психолого-педагогического сопровождения.

Методика и организация исследования. Практическая часть работы состояла из двух частей: 1) определение когнитивного, эмоционального компонентов деятельности тренеров; 2) разработка программы психолого-педагогического сопровождения тренера боевых единоборств. Использовались следующие методики: опросник уровня агрессивности Басса-Перри; тест жизнестойкости (адаптация Леонтьев Д.А., Рассказов Е.И.); опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленко-вой, П.П. Фесенко).

Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что специфичными для тренеров боевых единоборств являются: трудности в выстраивании положительных отношений с другими; преобладание высокого уровня автономии тренеров; высокий уровень возможности управления окружением. На основе определенных тенденций авторами представлены направления психологической работы по сопровождению тренеров, в том числе и тренеров боевых единоборств, определять смыслообразующие мотивы как для спортсменов, так и для их тренеров.

Ключевые слова: деятельность тренера, боевые единоборства, психологические факторы, целеполагание, агрессия.

Objective of the study was to assess the specific nature of coaching activities in martial arts as a basis for the development of the psychological and pedagogical support program.

Methods and structure of the study. The study was conducted in two stages: 1) definition of the cognitive and emotional components of coaching activities; 2) development of the psychological and pedagogical support program for martial arts coaches. The methods applied during the study were as follows: the Buss-Perry Aggression Questionnaire; the Viability Test (adapted by D.A. Leontiev and E.I. Rasskazova); the C. Riff Psychological Well-being Rating Scale (adapted by T.D. Shevelenkova and P.P. Fesenko).

The specific nature of coaching activities was assessed based on the results of the questionnaire survey of 50 martial arts coaches in kickboxing, hand-to-hand combat, MMA, etc. (21 subjects, hereinafter - Group 1) and coaches in individual sports such as swimming, ski sports, tennis, track and field athletics (29 subjects, hereinafter - Group 2).

Results and Conclusion. Based on the data obtained, the activities of martial arts coaches will be characterized by such aspects as communication problems, a high level of autonomy; the ability to influence others. The support service to martial arts coaches should be focused on building communication processes.

Keywords: coaching activity, martial arts, psychological factors, goal-setting, aggression.

Введение. Современный спорт требует от участников демонстрации максимального уровня своих физических и эмоциональных возможностей. Данная ситуация обуславливает необходимость постоянного психолого-педагогического сопровождения как спортсменов, так и их тренеров. В сфере спортивной деятельности под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [1, 4, 5].

В основе психолого-педагогического сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; пути решения проблемы; выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения [2]. Целью психологического сопровождения в спорте является обеспечение психического и психологического благополучия спортсменов и тренеров, т. е. соз-

дание условий для полноценного психического развития субъекта на всех этапах профессионального пути. «В связи с этим, центральным звеном психологического сопровождения выступает психологическая профилактика, заключающаяся в предупреждении нарушений психологического здоровья (включая снижение уровня тревожности, агрессии), прогнозировании возможных отклонений в становлении субъекта на своем профессиональном пути и повышении жизнестойкости тренера» [7, с. 97].

Принято выделять три варианта сопровождения: постоянное, этапное, ситуативное [5]. При этом особое внимание важно уделить двум сферам деятельности тренера: моти-вационно-потребностной и операционально-технической (цели, задача, действие и операция, контроль).

Цель исследования - изучение специфики деятельности тренера боевых единоборств как основы построения программы психолого-педагогического сопровождения.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Методика и организация исследования. Практическая часть работы состояла из двух частей: 1) определение когнитивного, эмоционального компонентов деятельности тренеров; 2) разработка программы психолого-педагогического сопровождения тренера боевых единоборств. Использовались следующие методики: опросник уровня агрессивности Басса-Перри; тест жизнестойкости (адаптация Леонтьев Д. А., Рассказов Е. И.); опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленко-вой, П. П. Фесенко). Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни и Фишера.

С целью определения специфики деятельности, нами был проведен опрос 50 тренеров, специализирующихся на боевых видах единоборств, таких как: кикбоксинг, рукопашный бой, ММА и др. (21 человек, далее - группа 1) и тренеров индивидуальных видов спорта, таких как плавание, лыжные виды спорта, теннис, легкая атлетика (29 человек, далее - группа 2). Опрос проводился в спортивных учреждениях гг. Сургута, Нижневартовска, Лангепаса как в онлайн -формате, так и при непосредственном взаимодействии.

Результаты исследования и их обсуждение. В группе 1 - стаж тренерской деятельности составил от 3 до 35 лет, возрастной диапазон - от 24 до 53 лет; в группе 2 - стаж тренерской деятельности от 3 до 32 лет, возрастной диапазон - от 23 до 49 лет. Сводные результаты результатов исследования представлены в таблице.

Согласно результатам, полученным по «Опроснику уровня агрессивности Басса-Перри», агрессия в большей степени выражена у представителей группы 2 (у 45 % респондентов преобладает высокий уровень), статистически значимо отличается от результатов группы 1 (критерий Фишера при р<0,01).Фактор агрессии выступает маркером затруднений в разрешении коммуникативных задач, а также регуляции психоэмоционального состояния.

Для уточнения возможностей тренеров справляться со стрессовыми ситуациями, был проведен опросник «Шкала психологического благополучия», «Тест жизнестойкости». Д. А. Леонтьев считает, что жизнестойкость является обобщенным личностным качеством, обуславливающим способность к переносу стрессовых ситуаций, при оптимальной работоспособности [3]. Жизнестойкость тренеров можно рассматривать как профессионально значимую характеристику личности тренера, позволяющую преодоле-

Средние показатели по исследуемым параметрам в группах (в баллах)

Методики Группа 1 Группа 2

Опросник уровня агрессивности Басса-Перри

Шкала «Физическая агрессия» 23,7 30,5

Шкала «Гнев» 14,7 22,7

Шкала «Враждебность» 13,5 25,2

Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф

Шкала «Положительные отношения с другими» 68,2 63,7

Шкала «Автономия» 71,5 63,7

Шкала «Управление окружением» 73,7 62,4

Шкала «Личностный рост» 52,7 51,9

Шкала «Цель в жизни» 50,4 48,3

Шкала «Самопринятие» 57,2 59,2

Тест жизнестойкости

Жизнестойкость 80,2 68,6

Вовлеченность 28,8 27,6

Уровень контроля 36,8 23,4

Уровень склонности к риску 18 17,5

вать профессиональные трудности и риски, трансформируя их в ситуации развития, сохраняя здоровье, устойчивость к эмоциональному выгоранию и удовлетворенность трудом. Жизнестойкость коррелирует с психологическим благополучием, включающим контроль над окружающей средой, самопринятие, цель в жизни, позитивные отношения с окружающими, личностный рост. Следует отметить, что в группе

1 преобладает высокий уровень жизнестойкости и отсутствуют низкие показатели. При этом 30 % группы обладают низким уровнем вовлеченности, высоким уровнем контроля и склонности к риску. В группе 2 - 10 0% респондентов обладают низким уровнем жизнестойкости, что свидетельствует о невозможности справляться со стрессовой ситуацией, низким уровнем вовлеченности, низким уровнем контроля и высоким уровнем склонности к риску. Следует отметить, что для обеих групп характерны: низкий уровень вовлеченности в деятельность, пассивность, низкая ориентация на личностной рост (отсутствие собственного развития, отсутствие интереса к жизни) и средний уровень противостояния стрессовым ситуациям.

На основе сопоставления данных, психолого-педагогические факторы, обуславливающие деятельность тренеров боевых единоборств, в отличие от деятельности тренеров других видов спорта, будут характеризоваться такими аспектами, как: выраженность (у 46,6 % респондентов) трудностей в выстраивании положительных отношений с другими (статистически значимо различие с группой 2 по критерию Фишера при р<0,05); высокий (у 40 % респондентов) уровень автономии тренеров (статистически значимо различие с группой 2 по критерию Фишера при р<0,05); выраженность (у 59,4 % респондентов) показателей по шкале «Управление окружением» (статистически значимо различие с группой

2 по критерию Фишера при р<0,01). Общими факторами, обуславливающими деятельность тренеров боевых единоборств и других видов спорта, являются: низкая ориентация на личностной рост (отсутствие собственного развития, отсутствие интереса к жизни), констатируется у 50 %, 60 % в группе 1 и группе 2 соответственно; низкий уровень вовлеченности в деятельность, констатируется у 20 %, 40 % в группах 1 и 2 соответственно.

Таким образом, при сопровождении тренеров боевых единоборств следует акцентировать внимание на выстраивании коммуникативных процессов со спортсменами и коллегами, вариации способов разрешения конфликтных ситуаций [6]. Учитывая высокий уровень автономии тренеров единоборств, следует уделить внимание повышению (актуализации) их рефлексивного уровня.

В рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности тренеров был разработан развивающий курс (8-10 встреч по 2 часа), состоящий из нескольких тематических блоков. Темы занятий: 1) Виды единоборств. История возникновения единоборств. Философия искусства; 2) Образ современного тренера - наставник и ученик; 3) Перспективное планирование собственного развития и спортивной деятельности подопечного; 4) Психолого-педагогические компоненты тренировочных занятий.

В процессе реализации курса выстраивается взаимодействие с тренерами, при этом они могут выступать как эксперты тренерской деятельности и наставники более молодых тренеров, задача - «научить других». Важно в беседе определить наиболее значимые проблемы, с целью их обсуждения и поиска способа решения. Далее - перспективное планирование: важно развернуть систему целеполагания сначала на примере личности тренера и его деятельности, а затем относительно личности и деятельности спортсмена. Особое внимание уделяется психологическому портрету тренера:

86

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

анализ сильных и слабых сторон на основе рассмотрения архетипов в контексте психоаналитической теории (К. Юнга), создание реального и идеального образа тренера. В корректировке идеального образа важны приемы групповой работы (рассмотрение неординарных ситуаций в тренировочном процессе, фильмы, экспериментальные исследования, результаты опроса спортсменов), разрешение конфликтных ситуаций с позиции различных ролей, например, в логике транзактного анализа (Э. Берна).

Выводы. На основе полученных результатов деятельность тренеров боевых единоборств будет характеризоваться такими аспектами, как: трудности в коммуникативных отношениях, высокий уровень автономии; способность оказывать влияние на других. При сопровождении тренеров боевых единоборств следует акцентировать внимание на выстраивании коммуникативных процессов со спортсменами и коллегами, расширении системы способов разрешения конфликтных ситуаций, повышении (актуализации) их рефлексивного уровня.

Литература

1. Гомельская Т.В. Структура и содержание психолого-педагогических взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Гомельская. - М.: ВНИИФК, 2005. - 23 с.

2. Каргапольцев А.В. Обеспечение готовности единоборцев к соревнованиям с учетом уровня их тревожности: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Каргапольцев. - Шадринск: ШПИ, 2018. - 152 с.

3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Расска-зова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

4. Неверкович С.Д. Теоретическая модель спортивной культуры спортивного педагога / С.Д. Неверкович, М.Г. Кошман // Мир психологии. — 2017. - Вып. 1 (91). - С. 146-157.

5. Уляева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Уля-евой. - М., 2014. - 236 с.

6. Хохлова Н.И. Психолого-педагогические компоненты тренировочного процесса каратистов / Н.И. Хохлова, Т.А. Родермель // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 99-101.

7. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-121.

References

1. Gomelskaya T.V. Struktura i soderzhaniye psikhologo-pedagogiches-kich vzaimootnosheniy v sisteme «trener-sportsmen» [Structure and content of psychological-pedagogical relationships in the system «coach-athlete»]. PhD diss. abstract. Moscow: RSRIPCS publ., 2005. 23 p.

2. Kargapoltsev A.V. Obespechenie gotovnosti edinobortsev k sorev-novaniyam s uchetom urovnya ikh trevozhnosti [Training combat athletes for competitions taking into account their level of anxiety]. PhD diss. Shadrinsk: SPI publ., 2018. 152 p.

3. Leontiev D.A., Novatova E.I. Test zhiznestoikosti [Viability Test]. Moscow: Smysl publ., 2006. 63 p.

4. Neverkovich S.D., Koshman M.G. Teoreticheskaya model kultury sportivnogo pedagoga [Theoretical model of sports culture of sports teacher]. Mir psikhologii. 2017. No. 1 (91). pp. 146-157.

5. Ulyaeva L.G., Melnik E.V. et al. Psikhologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie sportivnoy deyatelnosti v kontekste samorealizatsii li-chnosti [Psychological and pedagogical support of sports activities in the context of personal self-fulfillment]. Moscow, 2014. 236 p.

6. Khokhlova N.I., Rodermel T.A. Psikhologo-pedagogicheskie kom-ponenty trenirovochnogo protsessa karatistov [Psychological and pedagogical components of training of karatekas]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. 3. pp. 99-101.

7. Shevelenkova T.D. Fesenko T.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual]. Psikhologiches-kaya diagnostika. 2005. No. 3. pp. 95-121.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКОМ НАГРУЗКЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Копейкина1

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Быков1

1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск УДК/UDC 378:378.14

Ключевые слова: скандинавская ходьба, функциональное состояние, дыхание, адаптация, здоровье, студенты, прикладная нагрузка, физическая культура.

Ведение. Прикладная физическая культура в вузе входит в систему профессиональной подготовки студентов. Приоритетными прикладными задачами являются повышение уровня здоровья, формирование здорового образа жизни и физической культуры личности студентов. Первокурсникам сразу начать занятия с полной нагрузкой довольно трудно, к тому же большинство из них не владеют достаточными техническими и физическими качествами. В этой связи для повышения адаптации студентов к физическим занятиям в программный материал прикладной физической культуры был введен раздел скандинавской ходьбы.

Цель исследования - определить влияние занятий скандинавской ходьбой на функциональное состояние дыхательной системы организма студентов.

Методика и организация исследования. Измерения показателей функционального состояния дыхательной системы (проба Штанге) проводились до и после занятий скандинавской ходьбой в течение двух месяцев с сентября 2020 по ноябрь 2020 г на базе Гуманитарного института филиала САФУ в г. Северодвинске. В исследовании принимали участие 60 студентов 1-го курса. Занятия проводились в зоне парков в следующем порядке: общая дистанция -

NORDIC WALKING FOR ADAPTATION TO PHYSICAL ACTIVITY

PhD, Associate Professor T.E. Kopeikina1

PhD, Associate Professor A.V. Bykov1 1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

Поступила в редакцию 27.09.2021 г.

4,3-4,5 км. Время в пути составляло около 1 ч 10 мин. Зона нагрузки аэробного передвижения - 110 уд/мин. Через 2 км проводились комплекс дыхательных и развивающих упражнений, игра на воздухе. Затем студенты возвращались в обратном направлении.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования результаты пробы Штанге показали, что только у 20 % студентов результаты хорошие, у 80 % - ниже нормы. Второе исследование проводилось после двух месяцев занятий скандинавской ходьбой в ноябре 2020 г. Результаты исследования показали: функциональное состояние дыхательной системы у 70 0% студентов пришло в норму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Скандинавская ходьба благоприятно влияет на регуляцию дыхания, создает благоприятные условия для газообмена, укрепляет общее состояние здоровья студентов и повышает адаптацию к нагрузкам и систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Чеснокова В.Н. Показатели функции внешнего дыхания у студентов с разным типом гомеостатической организации при начальной адаптации к обучению в вузе / В.Н. Чеснокова, И.А. Ва-ренцова, Л.В. Соколова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2009. - № 2. - С. 32-38.

2. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. - М.: Советский спорт, 2004. - 480 с.

Информация для связи с автором: t.kopeykina@narfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.