Научная статья на тему 'Особенности совладающего поведения и механизмов психологических защит у спортсменов дэюдоистов'

Особенности совладающего поведения и механизмов психологических защит у спортсменов дэюдоистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТРАПСИХИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / АГРЕССИЯ / INTRAPSYCHIC MECHANISMS / DEFENSE MECHANISMS / COPING STRATEGIES / VITALITY / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боровинских Владислав Эдуардович, Благовещенская Ирина Васильевна, Колупаев Виталий Анатольевич, Атаманов Алексей Анатольевич, Ледовских Антон Сергеевич

В данном исследовании нами был сделан акцент на проблематике особенностей интрапсихических механизмов у лиц активно занимающихся спортом. Проблема является актуальной, так как особенности интрапсихических механизмов у спортсменов в значительной мере обусловливают стратегию и тактику индивидуальной психологической подготовки к соревнованиям, тогда как эти особенности у спортсменов-дзюдоистов практически не подвергались анализу. В работе были использованы «Тест жизнестойкости Мадди», «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки», методика «Индекс жизненного стиля» и «Копинг-тест Лазаруса». Выявлены некоторые закономерности в особенностях проявления копинг стратегий у лиц активно занимающихся борьбой дзюдо. Результаты данного исследования могут быть полезны для внесения корректив в процесс психологической подготовки дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боровинских Владислав Эдуардович, Благовещенская Ирина Васильевна, Колупаев Виталий Анатольевич, Атаманов Алексей Анатольевич, Ледовских Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE IN SPORTSMEN OF JUDOKAS

In this study, we focused on the problems of the features of intrapsychic mechanisms in people actively involved in sports. The problem is relevant, since the peculiarities of the intrapsychic mechanisms in athletes largely determine the strategy and tactics of individual psychological preparation for the competition, while these features of the judo sportsmen were practically not analyzed. The work involved the “Maddy Vitality Test”, “The Bass Darki Aggression Level Questionnaire”, the “Life Style Index” methodology, and the “Lazarus Copy Test”. Some regularities in the features of the manifestation of coping strategies in individuals actively involved in the struggle of judo have been identified. The results of this study may be useful for making adjustments to the process of psychological preparation of judokas.

Текст научной работы на тему «Особенности совладающего поведения и механизмов психологических защит у спортсменов дэюдоистов»

УАК 616.89

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮШЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАШИТ У СПОРТСМЕНОВ ДЗЮДОИСТОВ

© В. З. Боровинских © И. В. Благовещенская © В. А. Колупаев © А. А. Атаманов © А. С. Ледовских

Боровинских Владислав Эдуардович студент

Южно-Уральский государственный медицинский университет (ЮУГМУ) г. Челябинск e-mail: v-borovinskikh@mail.ru

Благовещенская Ирина Васильевна кандидат биологических наук, доцент

(ЮУГМУ) г. Челябинск e-mail: v.blago@mail.ru

Колупаев

Виталий Анатольевич доктор биологических наук, доцент

(ЮУГМУ) г. Челябинск e-mail:

chel.med.fizkult@mail.ru

В ланном исслеловании нами был слелан акцент на проблематике особенностей интрапсихических механизмов у лиц активно занимающихся спортом. Проблема является актуальной, так как особенности интрапсихических механизмов у спортсменов в значительной мере обусловливают стратегию и тактику инливи-луальной психологической полготовки к соревнованиям, тогла как эти особенности у спортсменов-лзюлоистов практически не полвергались анализу. В работе были использованы «Тестжизнестойкости Малли», «Опросник уровня агрессивности Басса-Аарки», метолика «Инлексжизненного стиля» и «Копинг-тестЛазаруса». Выявлены некоторые закономерности в особенностях проявления копинг стратегий у лиц активно занимающихся борьбой лзюло. Результаты ланного ис-слелования могут быть полезны лля внесения корректив в процесс психологической полготовки лзюлоистов.

Ключевые слова: интрапсихические механизмы, защитные механизмы, копинг-стратегии, жизнестойкость, агрессия.

Интрапсихические механизмы спортсмена — это система процессов и способов психической саморегуляции сознания и поведения спортсмена в условиях спортивной деятельности. Индивидуальная психологическая саморегуляция является субъективным механизмом формирования и реализации состояния готовности спортсмена к достижению успеха [10].

Исследования проблемы стресса в значительной степени основываются на когнитивной сфере человека. Когнитивная теория изучает данный аспект и отвечает на многие вопросы познавательной деятельности. Основное содер-

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2019. No 1 (25)

Атаманов

Алексей Анатольевич доктор биологических наук, доцент

(ЮУГМУ) г. Челябинск e-mail: atamanov_psy@mail.ru

Дедовских Антон Сергеевич студент

(ЮУГМУ) г. Челябинск e-mail: ledovskikh7@mail.ru

жание данной теории вытекает в положение о том, что когнитивные процессы отвечают за интенсивность и качество эмоциональной реакции. Это происходит по причине включения механизма оценки значимости реальной и предваряющей деятельности человека и его взаимодействия со средой. Также, немаловажную роль играют личностные характеристики личности [3; 11].

Стоит отметить, что в когнитивной системе стресса существенное место занимают способы совладания со стрессом. Существуют положения, которые доказывают содержание компонентов коррекции процесса развития и совладания со стрессом. Одно из таких положений отражает понятие опасности экстремального воздействия. Субъект может предполагать возможные негативные последствия, которые могут возникнуть от воздействия, и далее преобразовывать эту информацию с помощью когниции. Следующее положение отражает суть стрессовых оценок, которые определяют важность и действие процесса, который будет устранять стресс. Первичная оценка будет характеризовать тип событий, вторичная определяет соответствие между требованиями конкретного события и способностью к их купированию. Далее следует переоценка, которая будет направлена на изменение первичной и вторичной оценок. Третье положение, которое говорит о типах ситуаций, характеризующих специфику стрессовых оценок, а именно, травмирующей потери и утраты, угрозы экстремального воздействия, сложности проблемы и задачи. Четвертое положение - обоснование факторов, которые к какой-либо степени влияют на стрессовые оценки, таких как: важность самой ситуации для личности, двойственность события и эмоции. Пятое положение отражает определенное воздействие индивидуальных качеств личности на стрессовые оценки и возможности субъекта преодолеть стресс с помощью когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных особенностей, знания копинг стратегий и способов регуляции своего поведения в экстремальных воздействиях на его личность [3; 11].

Протекание спортивного стресса схоже по специфике с другими видами стресса, где тяжелые нагрузки сопровождаются экстремальными эмоциональными переживаниями. Выделяют стрессы тренировочного и соревновательного периода. Стрессы тренировочного типа могут быть вызваны большими тренировочными нагрузками, травмируемостью, неадекватными ожиданиями будущих результатов в спорте, а также плохими отношениями с командой и тренером. Соревновательный стресс вытекает из собственных неудач на соревнованиях, чрезмерной напряженности и неадекватной оценки собственных возможностей. В первой группе ведущую роль играют когнитивно-эмоциональные факторы, а во второй экстремальное психическое, эмоциональное и физическое напряжение. Стоит отметить, что на соревновательный стресс также оказывает влияние несоответствие поставленных перед спортсменом задач и возможностями, которые имеются у спортсмена для их реализации. Здесь главную роль играет не цель, стоящая перед спортсменом, а его отношение и оценка к ней, а также готовность к преодолению трудностей. Неадекватная оценка своих возможность ведет к стрессу и, как следствие, снижение результативности, как на тренировках так и на соревнованиях [3].

Как особое психическое состояние, стресс является своеобразной формой отражения субъектом сложной экстремальной ситуации. Данная специфика

психического отражения обусловлена процессами деятельности и в большей степени определяется целями и мотивами деятельности. Человек, в отличие от животных реагирует не только на физическую опасность, действующую здесь и сейчас, но и на угрозу и напоминание о ней. Таким образом, одна лишь мысль о вероятной опасности или неудаче способно вызвать сильные вегетативные реакции. Это и обуславливает специфику человеческого психоэмоционального стресса. Вследствие чего, у человека включаются меха-низмы психологической защиты и формируется совладающее поведении. Совладающее поведение заключается в том, чтобы человек полностью преодолел жизненные трудности или свел к минимуму их отрицательное воздействие на организм. Это целенаправленное, осознанное поведение, позволяющее личности справится с трудными жизеннными ситуациями и стрессом через конструктивные и неконструктивные копингих [3; 11].

Совладающее поведение, как адаптивное поведение человека со стрессовой ситуацией относительно новое направление в психологии, которое находится на стыке личностной психологии, психологии развития, клинической и социальной психологией. В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам и качествам личности, а также ее самооценке [11].

Термин «защитный механизм» впервые появился в 1894 году в работах 3. Фрейда и был использован для описания борьбы против болезненных мыслей. Также 3. Фрейд научно раскрыл психологическое содержание этого понятия, а именно как специфический защитный процесс, протекающий за пределами сознания. 3ащитный механизм работает неосознанно и непроизвольно, то есть действует автоматически, чтобы достичь разрешения эмоционально конфликта и освобождает психику от напряжения и тревожности [9].

Цель данной работы — выявить посредством экспериментально-психологического исследования особенности интрапсихических характеристик спортсменов-дзюдоистов и проанализировать их взаимосвязи.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при проведении психологического сопровождения личности спортсмена, в решение гуманитарных проблем, связанных с индивидуализацией профессиональной подготовки и оказанием помощи каждому спортсмену, который нуждается в ней и испытывает трудности с преодолением стресса. Полученные данные могут иметь значение как одно из оснований для анализа и совершенствования практики профессиональной подготовки спортсменов в соответствующих областях видах спорта.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе учебной лаборатории Патопсихологической диагностики и психотерапии кафедры Клинической психологии и социальной работы ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. В эксперименте участвовало 70 респондентов, из которых 35 человек-спортсмены дзюдоисты и 35 человек — контрольная группа релевантная по полу и возрасту Возраст опрашиваемых от 18 до 30 лет.

Участие в эксперименте было добровольным. В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и уважения автономии.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе исследования выявлялись интрапсихические особенности респондентов. Испытуемым был предложен Тест жизнестойкости Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) [6, с. 10], «Индекс жизненного стиля (Life Style Index) Опросник Плутчика-Келлермана-Конте» [4, с. 36], «Опросник о способах копинга (Р. Лазарус, С. Фолкман)» [8, с. 110]. Так же в исследовании был использована «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» [7, с. 87]

На втором этапе были проанализированы полученные результаты и выявлены наиболее явные и значимые закономерности и взаимосвязи.

Математическая обработка эмпирических данных исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6,0. Для математико-статистической обработки полученных данных были использованы U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ (непараметрический критерий Спирмена), корреляционная матрица.

Результаты исследования

Сравнительное изучение уровня агрессии у экспериментальной и контрольных групп с помощью данных, полученных при проведении методики диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки показало следующие результаты, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Анализ показателей и форм агрессии у экспериментальной группы

и группы контроля

Достоверные различия были получены по шкалам «физическая агрессия», «негативизм», «обида», «подозрительность» и «вербальная агрессия».

У спортсменов уровень физической агрессии выше на 8%, чем у группы контроля. Также уровень вербальной агрессии выше на 7%. У группы контроля уровень негатива выше на 20%, нежели у спортсменов. Уровень обиды выше на 26%. И уровень подозрительности выше на 12%.Таким образом, спорт служит своеобразным механизмом сдерживания распространения агрессивности у спортсменов, так как физическая нагрузка способствует психоэмоциональной разгрузке. С другой стороны спорт, очевидно, может стимулировать уровень агрессии у спортсменов.

При статистической обработке данных, полученных при проведении методики «Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика-Келлермана-Конте», были получены следующие результаты представленные на рис. 2.

Рис. 2. Соотношение защитных механизмов у экспериментальной группы

и группы контроля

Достоверные различия были получены по шкалам, «замещение», «отрицание», «компенсация», «гиперкомпенсация», «рационализация».

У людей, не занимающимся спортивной деятельностью выявлены более низкие показатели, относящиеся к общей напряженности и психологических защит, нежели у людей, занимающиеся спортивной деятельностью по шкалам: «замещение» на 5%, «отрицание» — 9%, «компенсация» — 6%, «гиперкомпенсация» — 7% и «рационализация» — 5%. Спортсмены чаще испытывают возбуждение и напряжение по причине повышенной выраженности психических состояний во время регулярных тренировок.

Результаты статистической обработки данных, полученных при проведении методики тест жизнестойкости Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рас-сказовой) представлены на рис. 3.

Рис. 3. Соотношение уровня жизнестойкости между экспериментальной группой

и группой контроля

Достоверные различия были получены по всем шкалам данной методики: вовлеченность, контроль, принятие риска и жизнестойкость.

Уровень вовлеченности выше у спортсменов на 3%, чем у людей, не занимающимся спортом. Уровень контроля выше на 4%. Уровень принятия риска выше на 4%. Общий уровень жизнестойкости спортсменов выше на 9%, чему у людей, которые не занимаются спортом. Спортсмены способны лучше контролировать свои психические состояния, препятствуя внутреннему напряжению в стрессовых ситуация, за счет вовлеченности в деятельность и убежденности в том, что из любой стрессовой ситуации можно извлечь необходимый опыт. Жизнестойкость является личностным ресурсом спортсмена, что позволяет ему не только справляться со стрессом, но достигать определенных результатов в том или ином виде спорта.

При статистической обработке данных по опроснику «О способах копинга» (Р. Лазарус, С. Фолкман) были получены следующие результаты, представленные на рис. 4.

Рис. 4. Оценка способов копинга у экспериментальной группы и группы контроля

Достоверные различия были получены по шкалам: «положительная переоценка», «планирование решения проблемы», «принятие ответственности», «поиск социальной поддержки» и «самоконтроль».

Уровень положительной переоценки у спортсменов выше на 20%, чем у людей, не занимающимся спортом. Уровень планирование решения проблемы выше на 25%. Уровень принятия ответственности выше на 13%. Уровень поиска социальной поддержки выше на 12%. Уровень самоконтроля выше на 35%. Спортсмены в большей степени положительно переосмысливают проблему и целенаправленно и планомерно ее решают, нежели люди, не занимающиеся спортом. Также спортсмены в большей степени осознают значимость собственной роли в возникновении актуальных трудностей и способны рациональными способами решать их. В тоже время спортсмены нуждаются во внешнем ресурсе для преодоления стрессовой ситуации.

Коэффициенты взаимосвязи личностных характеристик спортсменов продемонстрированы на рисунке 5, где представлены показатели связи между оцениваемыми показателями агрессивности с показателями жизнестойкости и способами совладающего поведения.

Рис. 5. Коэффициенты взаимосвязи личностных характеристик спортсменов

Шкала «рационализация», обозначающая преодоление личностью конфликтных ситуаций через логическое обдумывание, даже при доказательствах в пользу противоположного, находится в прямой взаимосвязи со шкалой «компенсация». Это может говорить о том, что рациональное преодоление ситуации часто пересекается с фантазированием и присвоением личности себе положительных качеств другого человека, а также решением личности проблемы за счет чужих поведенческих характеристик.

В свою очередь, шкала «компенсация» находится в связи со шкалой «отрицание», что может говорить об отрицании тревожного импульса через фантазирование или замены отрицательного чувства, положительным.

Шкала «отрицание» находится в взаимосвязи со способом совладающего поведения «дистацирование». Это говорит о том, что отрицание фрустрирующей ситуации параллельно снижает ее значимость и степень эмоциональной вовлеченности личности в нее.

В обратной связи находятся шкалы «дистанцирование» и «раздражение». Из этого следует, что при дистанцировании снижается значимость стрессовой ситуации и, таким образом, предотвращение негативных эмоций и чувств при малейшем раздражении.

Шкала «раздражение» находится во взаимосвязи со шкалами: «гиперкомпенсация», «регрессия» и «агрессивность». Это может говорить о том, что

личность, по средству перехода на более ранние стадия развития, пытается занять доминирующее и враждебное положение по отношению к другим.

Следующую группу шкал объединяет шкала «агрессивность». Ее взаимосвязь со шкалами «физическая агрессия», «косвенная агрессия» и «враждебность» можно объяснить суммарным проявлением общей агрессивности у личности, через использование физической силы напрямую и проявление гнева прямо ненаправленное на другое лицо.

Шкала «враждебность» имеет взаимосвязь со шкалами «обида» и «подозрительность», что говорит о проявлении личностью общей враждебности к другим, по причине недоверия и осторожности, а также зависти и ненависти к окружающим, основываясь на убеждении, что люди могут причинить вред.

Выводы

Нет единого мнения по поводу влияния спорта на общий уровень агрессии и враждебности. Спортивная деятельность может как способствовать проявлению агрессивного поведения, так и снижать агрессивные тенденции спортсмена.

Психологическая адаптация спортсмена заключается в преобладании защитных механизмов, таких как отрицание. Влияние на самооценку оказывают такие психологические защиты, как замещение и регрессия. Через механизм гиперкомпенсации спортсмен достигает результата, который позволяет занять ему доминирующую позицию. Вытеснение препятствует осознанию отрицательных мыслей о неудачи в спортивной деятельности.

Общий уровень жизнестойкости у спортсменов выше, чем у группы контроля. Высокий уровень этого показателя базируется у них на убеждении в том, что развитие происходит за счет знаний, извлекаемых из опыта, негативного или позитивного, а также на вовлеченности в спортивную деятельность и уверенности в своих силах и действиях.

У спортсменов преобладают конструктивные копинг-стартегии, такие как: «положительная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль», что говорит о высоком уровне развития эмоционального интеллекта. Уровень поиска социальной поддержки у спортсменов показывает значимость командной работы и ее целостности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарчук Т. В, Жиряков Р. А. Коррекция агрессивных проявлений у гандболистов-подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2014. № 2. С. 14—18.

2. Босенко Ю. М., Берилова Е. И. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2015. Том 21. № 2. С. 106—110.

3. Вяткин Б. Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. Москва, 1981. 112 с.

4. Деларю В. В. Защитные механизмы личности : методические рекомендации / сост. проф. В. В. Деларю. Волгоград : ВолгГАСА, 2004. 48 с.

5. Кузьмин Д. В., Беглое М. В., Кульчицкая Ю. К. Особенности механизмов психологической адаптации спортсменов и их влияние на самооценку качества жизни, связанного со здоровьем // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 370—374.

6. Леонтьее Д. А., Рассказоеа Е. И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. Москва : Смысл, 2006. С. 10—21.

7. Платоноеа Н. М. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. Санкт-Петербург : Речь, 2006. С. 87—93.

8. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: сб. научн. тр. / отв. ред. И. В. Дубровина. Москва : Изд-во АПН СССР, 1988. С. 110—128.

9. Субботина Л. Ю. Психология защитного поведения. Ярославль : ЯрГУ, 2006.

220 с.

10. Уляееа Л. Г., Мельник Е. В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 298—303.

11. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. Санкт-Петербург : Питер, 2006. 256 с.

REFERENCES

1. Bondarchuk T.V, ZHiryakov R.A Vestnik YUUrGU. Seriya "Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura" [The Bulletin of SUSU. Series "Education, health, physical culture"]. 2014. No 2. Pp. 14—18 (in Russian).

2. Bosenko YU.M., Berilova E.I. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Seriya Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika [Vestnik KSU. N. A. Nekrasova. Series Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile. Sotsiogenetiki]. 2015. V. 21. No 2. Pp. 106—110 (in Russian).

3. Vyatkin B.L. Upravlenie psihicheskim stressom v sportivnyh sorevnovaniyah [Management of mental stress in sports competitions]. Moskva, 1981. 112 p. (in Russian).

4. Delaryu V.V Zashchitnye mekhanizmy lichnosti: Metodicheskie rekomendacii / Sost. prof. V.V.Delaryu [Protective mechanisms of personality: Methodical recommendations / Comp. Prof. V. V. Delarue]. Volgograd: VolgGASA, 2004. 48 p. (in Russian).

5. Kuz'min D. V., Beglov M. V., Kul'chickaya YU. K. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes University of P. F. Lesgaft]. 2018. No 3 (157). Pp. 370—374 (in Russian).

6. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Metodicheskoe rukovodstvo po novoj metodike psihologicheskoj diagnostiki lichnosti s shirokoj oblastyu primeneniya. Prednaznachaetsya dlyaprofessionalnyhpsihologov-issledovatelej ipraktikov [Test of resilience. Methodological guide to the new method of psychological diagnosis of personality with a wide range of applications. It is intended for professional psychologists-researchers and practitioners]. Moskva: Smysl, 2006. Pp. 10—21 (in Russian).

7. Platonova N.M Agressiya u detej i podrostkov: Uchebnoe posobie / pod red. N. M. Platonovoj [Aggression in children and adolescents: Textbook / ed. N. M. Platonova]. Sankt-Peterburg: Rech', 2006. Pp. 87—93 (in Russian).

8. Prihozhan A.M. Nauchno-metodicheskie osnovy ispol'zovaniya v shkol'nojpsihologicheskoj sluzhbe konkretnyh psihodiagnosticheskih metodik: sb. nauchn. tr. / otv. red. I. V. Dubrovina [Scientific and methodological foundations of the use in the school psychological service of

specific psychodiagnostic techniques: sat. nauchn. tr. / OTV. edited by I. V. Dubrovina], Moskva: Izd-vo APN SSSR, 1988. Pp. 110—128 (in Russian).

9. Subbotina L.YU. Psihologiya zashchitnogo povedeniya [The Psychology of protective behavior]. YAroslavl': YArGU, 2006. 220 p. (in Russian).

10. Ulyaeva L.G., Mel'nik E.V. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes University of P. F. Lesgaft]. 2017. No 2 (144). Pp. 298—303 (in Russian).

11. SHCHerbatyh YU.V. Psihologiya stressa i metody korrekcii [Psychology of stress and methods of correction]. Sankt-Peterburg: Piter, 2006. 256 p. (in Russian).

PECULIARITIES OF COPING BEHAVIOR AND MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE IN SPORTSMEN OF JUDOKAS

V. Borovinsky, I. Blagoveshchenskaya, V. Kolupaev, A. Atamanov, A. Ledovsky

In this study, we focused on the problems of the features of intrapsychic mechanisms in people actively involved in sports. The problem is relevant, since the peculiarities of the intrapsychic mechanisms in athletes largely determine the strategy and tactics of individual psychological preparation for the competition, while these features of the judo sportsmen were practically not analyzed. The work involved the "Maddy Vitality Test", "The Bass -Darki Aggression Level Questionnaire", the "Life Style Index" methodology, and the "Lazarus Copy Test". Some regularities in the features of the manifestation of coping strategies in individuals actively involved in the struggle of judo have been identified. The results of this study may be useful for making adjustments to the process of psychological preparation of judokas.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: intrapsychic mechanisms, defense mechanisms, coping strategies, vitality, aggression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.