Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ВЕРБАЛЬНАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрыгин С. В., Юрченко А. Л., Никишин И. В., Ануров В. Л.

Цель исследования - установление природы проявления агрессивности и выявление взаимосвязи перфекционизма и агрессии в служебных взаимоотношениях. Методика и организация исследования. Исследование организовано и проведено на базе Финансового университета при Правительстве РФ. В исследовании приняли участие 53 человека, из них 2 - МСМК, 17 - МС, 20 - КМС, 16 - спортсмены низших разрядов. Выборка для исследования состояла из 25 мужчин и 28 женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Методы исследования: социологический опрос (методика П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта); для выявления величины агрессии и ее направленности был использован метод Л.Г. Почебут; методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Доминирующим качеством невротической детерминации сотрудников являются два вида перфекционизма: перфекционизм, «адресованный себе», и перфекционизм, «адресованный другим». Первую группу перфекционистов составили 37,7% опрошенных с высоким уровнем перфектных установок, «адресованных другим». Вторую группу составили 62,3% респондентов с высоким уровнем перфекционизма, «адресованного себе». Установлена статистически значимая связь между вербальной и физической агрессией с показателями перфекционизма, «адресованного другим». Выявленная взаимосвязь двух видов перфекционизма с вербальной, физической, предметной и эмоциональной агрессией позволяет вырабатывать меры профилактики агрессивных проявлений в служебных взаимодействиях и повышать качество психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONS BETWEEN UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Objective of the study was to determine the origin and patterns of development of aggression, as well as identify the correlation between perfectionism and aggression in working relationships. Methods and structure of the study. The study was conducted at the Finance University under the Government of the Russian Federation and involved 53 athletes: 2 - WCMS; 17 - MS; 20 - CMS; and 16 - athletes of III, II, and I categories. The sample included 25 males and 28 females aged 25-65 years. The methods applied were as follows: sociological survey (P.L. Hewitt and G.L. Flett’s methodology); "Types of Aggression" questionnaire by L.G. Pochebut; mathematical statistics methods. Results and conclusions. The dominating quality of neuroticism of employees is perfectionism of two types: "self-addressed" perfectionism and "addressed" perfectionism. The first group of perfectionists comprised 37.7% of respondents with a high level of "addressed" affirmations for perfectionism. The second group comprised 62.3% of respondents with a high level of "self-addressed" perfectionism. There was a statistically significant correlation of verbal and physical aggression with the indicators of "addressed" perfectionism. The identified relationship between the two types of perfectionism and verbal, physical, mental, and emotional aggression makes it possible to develop measures to eliminate manifestations of aggression in working relationships and improve the quality of psychological relationships of physical education teachers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

УДК/UDC 796:658

Поступила в редакцию 20.12.2020 г.

Информация для связи с автором: nikita170697@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Скрыгин1

Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко1

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Никишин1

Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Ануров1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF iNTERPERSONAL RELATIONS BETWEEN UNiVERSiTY PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

PhD, Associate Professor S.V. Skrygin1 PhD A.L. Yurchenko1

PhD, Associate Professor I.V. Nikishin1 PhD, Associate Professor V.L. Anurov1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Аннотация

Цель исследования - установление природы проявления агрессивности и выявление взаимосвязи перфекционизма и агрессии в служебных взаимоотношениях.

Методика и организация исследования. Исследование организовано и проведено на базе Финансового университета при Правительстве РФ. В исследовании приняли участие 53 человека, из них 2 - МСМК, 17 - МС, 20 - КМС, 16 - спортсмены низших разрядов. Выборка для исследования состояла из 25 мужчин и 28 женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Методы исследования: социологический опрос (методика П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта); для выявления величины агрессии и ее направленности был использован метод Л.Г. Почебут; методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Доминирующим качеством невротической детерминации сотрудников являются два вида перфекционизма: перфекционизм, «адресованный себе», и перфекционизм, «адресованный другим». Первую группу перфекционистов составили 37,7% опрошенных с высоким уровнем перфектных установок, «адресованных другим». Вторую группу составили 62,3% респондентов с высоким уровнем перфекционизма, «адресованного себе». Установлена статистически значимая связь между вербальной и физической агрессией с показателями перфекционизма, «адресованного другим». Выявленная взаимосвязь двух видов перфекцио-низма с вербальной, физической, предметной и эмоциональной агрессией позволяет вырабатывать меры профилактики агрессивных проявлений в служебных взаимодействиях и повышать качество психологических взаимоотношений преподавателей физической культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, преподаватели, вербальная, физическая, предметная и эмоциональная агрессия.

Annotation

Objective of the study was to determine the origin and patterns of development of aggression, as well as identify the correlation between perfectionism and aggression in working relationships.

Methods and structure of the study. The study was conducted at the Finance University under the Government of the Russian Federation and involved 53 athletes: 2 - WCMS; 17 - MS; 20 - CMS; and 16 - athletes of III, II, and I categories. The sample included 25 males and 28 females aged 25-65 years. The methods applied were as follows: sociological survey (P.L. Hewitt and G.L. Flett's methodology); "Types of Aggression" questionnaire by L.G. Pochebut; mathematical statistics methods.

Results and conclusions. The dominating quality of neuroticism of employees is perfectionism of two types: "self-addressed" perfectionism and "addressed" perfectionism. The first group of perfectionists comprised 37.7% of respondents with a high level of "addressed" affirmations for perfectionism. The second group comprised 62.3% of respondents with a high level of "self-addressed" perfectionism. There was a statistically significant correlation of verbal and physical aggression with the indicators of "addressed" perfectionism. The identified relationship between the two types of perfectionism and verbal, physical, mental, and emotional aggression makes it possible to develop measures to eliminate manifestations of aggression in working relationships and improve the quality of psychological relationships of physical education teachers.

Keywords: physical education, teachers, verbal aggression, physical aggression, mental aggression, emotional aggression.

Введение. Впервые понятие «агрессия в служебных отношениях» было научно обосновано С.Л. Робинсоном и Л. Гринбергом [3, 7]. В отечественной социальной психологии этот вопрос исследован фрагментарно. В контексте проводимого исследования наиболее специфичными являются научные труды Т.Г. Румянцевой, В.В. Бойко [1, 6]. В подтверждение выводов перечисленных авторов можно воспользоваться результатами исследований Л.Г Почебут и Ю.П. Платонова [5, 6, 11]. По их мнению, агрессия способна проявляться в нескольких видах: вербальная, физическая, предметная, эмоциональная. Некоторые ученые считают, что предиктором неспецифической адаптационной реакции

человека выступают внешние обстоятельства [6]. По мнению других ученых, провоцирование агрессии зависит не столько от внешних условий, сколько от величины и направленности перфектных установок [5, 11]. В научной среде отношение к перфекционизму неоднозначное. Существует мнение, что в жизни человека данное качество может играть как положительную, так и отрицательную роль. О патологической форме стремления человека решить сверхзадачу писал Д.Е. Хама-чек (1978) и др. [4, 9]. В отличие от этой точки зрения имеются публикации с выводами о том, что перфекционизм может быть полезен не только для мобилизации возможностей, но и для достижения максимальных результатов [8, 10]. Итак,

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

рассматривая служебные отношения, можно сделать вывод, что актуальным является решение вопроса о причинах возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также роль индивидуально-личностных качеств сотрудников в продуцировании агрессии и дестабилизации образовательной деятельности.

На основании полученных данных стало очевидным, что доминирующим качеством невротической детерминации опрошенных является перфекционизм, «адресованный себе», и перфекционизм, «адресованный другим».

Цель исследования - установление природы проявления агрессивности и выявление взаимосвязи перфекционизма и агрессии в служебных взаимоотношениях.

Методика и организация исследования. Исследование организовано и проведено на базе Финансового университета при Правительстве РФ. В исследовании приняли участие 53 человека, из них 2 - МСМК; 17 - МС; 20 - КМС; 16 - спортсмены низших разрядов. Выборка для исследования состояла из 25 мужчин и 28 женщин в возрасте от 25 до 65 лет. Методы исследования: социологический опрос (методика П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта) [10]; для выявления величины агрессии и ее направленности был использован метод Л.Г. Почебут [6, 7]; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В первую группу вошли 37,7% опрошенных с высоким уровнем перфектных установок, «адресованных другим». Во вторую группу - 62,3% респондентов с высоким уровнем перфекционизма, «адресованного себе». Далее выявлялась величина взаимосвязи агрессивных проявлений с перфектными установками различной направленности. Данные представлены в таблице.

Описание результатов обследования сотрудников первой группы. Статистически значимая связь установлена между вербальной (r=0,761) и физической (r=0,817) агрессией с показателями перфекционизма, «адресованного другим». В этом случае определяется установка, которая отражает когнитивный параметр перфекционизма. Данная психологическая детерминация формирует особое отношение сотрудников первой группы к остальной части коллектива, ожидая от них высоких стандартов поведения и значимых достижений в работе. Желание решить свои проблемы за счет коррекции поведения других формируется на основе чувства собственной правоты в бескомпромиссной форме. При этом качество оценки окружающих управляется социальным стереотипом одностороннего жизненного опыта. Логика подобного образа мышления сводится к тому, что вверенное дело должно быть выполнено безупречно не одной частью коллектива, а всеми сотрудниками вместе. Основной причиной происходящего является негативный паттерн мышления, который зарождает психологическую потребность селектировать информацию о неудачах и ошибках коллег. Несоответствие ожиданий действительности вызывает состояние фрустрации. Как следствие, актуализируется враждебность. Причем вербальная агрессия при определенных условиях трансформируется в физическую. Изначальное словесное влияние в негативной форме можно расценить в качестве первого аргумента. В том случае, если слова не возымели действия, данный вид враждебных проявлений постепенно трансфор-

мируется в физическую агрессию. Силовое воздействие с непосредственным контактом приобретает значение косвенной субрепции в качестве доказательства. Подтверждением этому являются результаты статистической обработки данных (г=0,761; г=0,817). Таким образом, желание подчинить окружающих людей своей воле за счет специфических перфектных установок может являться причиной конфликтов в служебных отношениях.

Описание результатов исследования во второй группе. Статистически значимая связь установлена между показателями эмоциональной агрессии (г=0,725) с показателями перфекционизма, «адресованного себе». Иначе говоря, враждебность, выраженная в эмоциональной форме, коррелирует с восприятием собственных возможностей и личной ответственности как объекта интерполяции завышенных требований. Такая установка обусловлена когнитивным параметром перфекционизма и отражает субъективную потребность переживания успеха. Несоответствие ожиданий действительности культивирует чувство «вины». В этом случае происходит селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, что является негативным фактором, влияющим на мышление. Если отрицательная реакция на обстоятельства становится доминирующей, то в результате формируется состояние фрустрации. Оно становится предиктором самоагрессии, чтобы достичь намеченных целей. Враждебность у педагогов второй группы проявляется только в эмоциональной форме. Респонденты этой группы исключают в своем поведении проявления не только физической агрессии (г=0,133), но и предметной (г=0,451). Селектиро-вание информации только о собственных неудачах и ошибках тестирует величину личной ответственности без участия коллег в этом процессе. Из этого следует, что психическая детерминация педагогов второй группы не может являться причиной конфликта в служебных отношениях.

Выводы. Перфектные установки являются конструктивным фактором в процессе выполнения трудовых обязанностей. Педагоги, имеющие данный вид акцентуации, мотивированы на самосовершенствование и достижение более значимых результатов в работе. Селектирование информации о неудачах и ошибках отрывает человека от реальности. Он не способен к адекватному восприятию динамичной ситуации, что лишает его возможности к самосовершенствованию. Поэтому любая позитивная или негативная селекция поляризует психические установки, формируя безапелляционное суждение.

Вероятность конфликта в трудовом коллективе возрастает в случае, когда психическая детерминация сотрудников обусловлена сочетанием перфектных установок, «адресованных другим» и способностью проявлять вербальную и физическую агрессию. Адресация завышенных требований другим создает психологические условия для реализации враждебности по отношению к коллегам. Перфектные установки сотрудников, «адресованные себе», не являются причиной дестабилизации отношений в трудовом коллективе. Сотрудники с такой особенностью ментальных процессов способны проявлять агрессию только в эмоциональной форме. Когниция данного вида обеспечивает развитие требовательности к себе, что является благоприятным условием для сохранения конструк-

Корреляционная зависимость показателей перфекционизма и агрессии

Данные опроса по методике П. Хьюитта, Г. Флетта Данные опроса по методике Л.Г. Почебут

Вербальная агрессия Физическая агрессия Предметная агрессия Эмоциональная агрессия

Перфекционизм, «адресованный другим» (первая группа) 0,761 0,817 0,021 0,325

Перфекционизм, «адресованный себе» (вторая группа) 0,325 0,133 0,451 0,725

54

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

психология спорта

тивных отношений с коллегами. Эти перфектные установки

можно расценить как действенный фактор, лимитирующий

вербальную, физическую и предметную агрессию.

Литература

1. Бойко В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008.

2. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» / И.И. Грачева, П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. - 2007. - № 006 Vol. 27. - С. 73-81.

3. Гринберг Л.3. Введение в работы Биона: группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика / Леон Гринберг, Дарио Сор, Элизабет Табак де Бьянчеди; [пер. с англ. А. Шуткова]. - М.: Когито-Центр, 2007.

4. Павленко Т.А. Психологические предикторы агрессивного поведения подростков. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: матер. всерос. науч.-практ. конф. / Т.А. Павленко. - М., 2016. - С. 313-317.

5. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2003. - 452 с.

6. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы: монография / Л.Г. Почебут. - СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

7. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1992. - № 6. - С. 35-71.

8. Скрыгин С.В. Психологические особенности тренеров в области юношеского спорта / С.В. Скрыгин // Экстремальная деятельность человека, научно-методический журнал. - 2019. - № 1 (59). - С. 43-46.

9. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. [Текст] / Д.Н. Узнадзе / под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. - М.: Смысл, 2014. - 365 с.

References

1. Boyko V.V. Psikhoenergetika [Psychoenergetics]. St. Petersburg: Piter publ., 2008.

2. Gracheva I.I., Hewitt P., Flett G. Adaptatsiya metodiki «Mnogomemaya shkala perfektsionizma» [Adaptation of methodology of multi-level perfectionism scale]. Psikhologicheskiy zhurnal. 2007. No. 006 Vol. 27. pp. 73-81.

3. Greenberg L.Z., Sor Dario, Tabac de Bianchedi Elizabeth Vvedenie v raboty Biona: gruppy, poznanie, psikhozy, myshlenie, transformatsiya, psikhoanaliticheskaya praktika [introduction to Bion's work: groups, cognition, psychosis, thinking, transformation, psychoanalytic practice]; [Transl. from Engl. A. Shutkova]. M.: Kogito-Tsentr publ., 2007.

4. Pavlenko T.A. Psikhologicheskie prediktor agressivnogo povedeniya podrostkov. Rebenok v obrazovatelnom prostranstve megapolisa [Psychological predictor of aggressive behavior in adolescents. Child in educational environment of metropolis]. Proc. national research-practical conference. M., 2016. pp. 313-317.

5. PlatonovYu.P. Osnovy etnicheskoy psihologii [Fundamentals of Ethnic Psychology]. Study guide. St. Petersburg: Rech publ., 2003. 452 p.

6. Pochebut L.G. Sotsialnaya psikhologiya tolpy [Social crowd psychology]. St. Petersburg: Rech publ., 2004.

7. Rumyantseva T.G. Agressiya i kontrol [Aggression and control]. Voprosy psikhologii. 1992. No. 6. pp. 35-71.

8. Skrygin S.V. Psikhologicheskie osobennosti trenerov v oblasti yunosheskogo sporta [Psychological characteristics of coaches in youth sports]. Ekstremalnaya deyatelnost cheloveka, scientific and methodological journal. 2019. No. 1 (59). pp. 43-46.

9. Uznadze D.N., Imedadze I.V. [ed.], Sakvarelidze R.T. [ed.] Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika: nauka o psikhicheskoy zhizni. [Philosophy. Psychology. Pedagogy: science of mental life]. Moscow: Smysl publ., 2014. 365 p.

10. Frost R., Steketee G. Perfectionism in obsessive-compulsive disorder patients // Behavior Research and Therapy. 1997. V. 42. № 3. P. 291296.

11. Hamachek D. E. (1978). Psychodynamics of Normal and Neurotic Perfectionism. Psychology (Savannah, Ga.), 15, 27-33. 8.

из портфеля редакции

ПРОБЛЕМА НЕДОСТАТОЧНОЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Кандидат психологических наук, доцент Н.А. Филина1

1Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/UDC 796.011

Ключевые слова: спорт, мотивация достижения, спортивные соревнования, тренировки, спортивная подготовка, студент.

Введение. Студенческая жизнь, насыщенная событиями - активная пора жизни. В СМИ и в интернет-сообществах осуществляется активная пропаганда здорового образа жизни, которая влияет на развитие спортивной составляющей деятельности студента, развивает его здоровье и дарит энергию, однако не все студенты стремятся развиваться и состязаться в спортивных соревнованиях. При этом отмечается увлеченность студентов отдельными видами спорта и желание развиваться в определенном виде спорта.

Цель исследования - проанализировать и изложить необходимые и достаточные условия для формирования мотивации достижения у студентов при подготовке к соревнованиям различного уровня.

Методика и организация исследования. В процессе пилотажного исследования уровня мотивации достижения у студентов 1-го курса был применен метод анализа результатов анкетирования среди студентов различных направлений подготовки (психолого-педагогическое образование, педагогическое образование). Анкета состояла из вопросов, отражающих отношение студентов к спортивным соревнованиям, а также уровень их мотивации для участия в спортивных соревнованиях, факторы, влияющие на повышение мотивации студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в ходе исследования, показывают, что у 100 % опрошенных ключевым фактором к снижению мотивации к участию

PROBLEM OF iNSUFFiCiENT MOTiVATiüN FOR ACHiEVEMENT iN PRE-SEASON TRAiNiNG PROCESS OF STUDENTS

PhD, Associate Professor N.A. Filina1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 27.01.2021 г.

в соревнованиях является отсутствие стимула, а также невысокая психологическая составляющая в отношении тренеров или педагогов к студентам, хотя у 87 % респондентов отмечается тяга к спорту, а у 64 %% - увлечение отдельными видами спорта. Также отметим фактор низкой мотивации к участию в соревнованиях - боязнь конкуренции, собственного поражения.

Вывод. У большинства студентов вне зависимости от профиля обучения наблюдается недостаточный уровень мотивации достижения в процессе подготовки к участию в спортивных играх и соревнованиях, что сказывается на недостаточном уровне спортивной культуры среди молодежи, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на уровень здоровья современной молодежи, а также продолжительность и уровень жизни в ближайшем будущем. Это определяет необходимость изучения и формирования ряда факторов, способствующих усилению мотивации достижения в процессе подготовки студентов к соревнованиям и воспитания конкурентоспособности, а также спортивного духа, именно эта тема и будет рассмотрена в следующем номере...

Использованная литература

1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.

2. Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие / Ю.И. Гришина. - РнД.: Феникс, 2019. - 283 c.

3. Жилкин А.И. Спорт в физическом воспитании студентов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Муллер А.Б. Физическая культура студента: учеб. пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.

Информация для связи с автором: fil.natali5@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.