Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД)'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / МЕТОДИКА / БАСКЕТБОЛ / БАСКЕТБОЛИСТЫ / СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебренникова Н.А., Шаган В. П., Самойленко П. М.

Изучение эмоционального интеллекта остается малоразвитым направлением. Изучение эмоционального интеллекта в спорте тесно связано со спецификой видов спорта, насыщенных стрессовыми и соревновательными ситуациями, которые предполагают, с одной стороны, развитие высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой - умение управлять эмоциональными состояниями спортсменов со стороны тренера. Отсутствие способности управлять эмоциями приводит к проявлению у спортсменов деструктивного поведения, а именно агрессивного поведения во время соревновательной деятельности, что может негативно сказаться на соревновательном результате. Несмотря на то, что многие работы в спортивной педагогике и психологии посвящены проявлениям агрессивного поведения у спортсменов, стоит обратить внимание на то, что его структурообразующий компонент "эмоциональный интеллект" и их взаимосвязь остаются малоизученными. Материалы . Экспериментальная проверка эффективности методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта. Методы исследования . Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование (опросник "Эмоциональный интеллект" Д. В. Люсина; методика определения уровня агрессивности и форм ее проявления А. Басса и А. Дарка; методика "Совладающее поведение в стрессовых ситуациях" адаптированная версия Т. А. Крюковой), методы математической статистики. Результаты . В статье представлены результаты исследования эффективности включения разработанной методики, направленной на развитие эмоционального интеллекта баскетболистов и профилактику агрессивного поведения, в тренировочную деятельность баскетболистов. Разработанная методика содержит 5 модулей, направленных на следующее: введение в проблему эмоционального интеллекта; изучение "восприятия, оценки и выражения эмоций"; изучение "использования эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности"; изучение "понимания и анализа эмоций"; изучение "сознательного управления эмоциями". Методика помогла снизить агрессивное поведение баскетболистов в соревновательной деятельности. Заключение . Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмоциональный интеллект влияет на проявление агрессивного поведения спортсменов, проявляется в готовности открыто выражать свои чувства и позиции. Результаты исследования свидетельствуют о том, что управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в проявлении агрессивного поведения, а понимание эмоций играет второстепенную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебренникова Н.А., Шаган В. П., Самойленко П. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A CROSS-LINKING COMPONENT OF AGGRESSIVE BEHAVIOR PREVENTION IN BASKETBALL PLAYERS (BY THE EXAMPLE OF STUDENTS’ BASKETBALL TEAMS)

Emotional intelligence study is not developed enough. Emotional intelligence study in sport is closely connected with the specificity of the kinds of sport. Different kinds of sport are full of stress and competitive situations. They provide, on the one hand, high level of emotions self-control development in athletes, on the other hand, the ability of a coach to control emotional state of athletes. The absence of the ability to control emotions leads to destructive behavior in athletes, in particular aggressive behavior during competitive activity. It can lead to negative result during the competitions. In spite of the fact that many works in sports pedagogics and psychology are dedicated to aggressive behavior demonstration in athletes, special attention should be paid to cross-linking component of “emotional intellect” and their interconnection are not studied enough. Materials . Experimental effectiveness check of aggressive behavior prevention methodology in basketball players, based on emotional intelligence development. Research methods . Information sources and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment, psychological testing (“Emotional intellect” questionnaire by D.V. Lyusin; methodology of aggression level and its forms determination by A. Buss and A. Durkey; “Conterminous behavior in stress situations” methodology adapted version by T.A. Kryukova), methods of mathematical statistics. Results . The article presents the results of studying the effectiveness of the created methodology use, directed toward basketball players’ emotional intelligence development and aggressive behavior prevention. The created methodology includes 5 modules, directed toward the following: introduction into the problem of emotional intellect; studying “emotions perception, evaluation and expression”; studying “emotions use for thinking and activity effectiveness increase”; studying “emotions understanding and analysis”; studying “deliberate emotions control”. The methodology helped to decrease aggressive behavior of basketball players in competitive activity. Conclusion . The held research reveals that emotional intelligence influences athletes’ aggressive behavior demonstration. It is demonstrated in readiness to express own feelings and positions directly. The research results prove that emotions control is the leading component of emotional intelligence in aggressive behavior demonstration and emotions understanding takes a subordinate role.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД)»

УДК 796.01:159.9; 796.323.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-92-99

Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент профилактики агрессивного поведения баскетболистов (на примере

студенческих баскетбольных команд)

Серебренникова НА.'*, Шаган В. П.', Самойленко П. М. 2

1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия ORCID: 0000-0002-2138-0511, nikoletta_sudden@mail.ru* ORCID: 0000-0002-3496-038X, v.shagan79@mail.ru 2 Казанский федеральный университет Казань, Россия ORCID: 0000-0002-3496-038X, petr-samosa@mail.ru

Аннотация: Изучение эмоционального интеллекта остается малоразвитым направлением. Изучение эмоционального интеллекта в спорте тесно связано со спецификой видов спорта, насыщенных стрессовыми и соревновательными ситуациями, которые предполагают, с одной стороны, развитие высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой - умение управлять эмоциональными состояниями спортсменов со стороны тренера. Отсутствие способности управлять эмоциями приводит к проявлению у спортсменов деструктивного поведения, а именно агрессивного поведения во время соревновательной деятельности, что может негативно сказаться на соревновательном результате. Несмотря на то, что многие работы в спортивной педагогике и психологии посвящены проявлениям агрессивного поведения у спортсменов, стоит обратить внимание на то, что его структурообразующий компонент "эмоциональный интеллект" и их взаимосвязь остаются малоизученными. Материалы. Экспериментальная проверка эффективности методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование (опросник "Эмоциональный интеллект" Д. В. Люсина; методика определения уровня агрессивности и форм ее проявления А. Басса и А. Дарка; методика "Совладающее поведение в стрессовых ситуациях" адаптированная версия Т. А. Крюковой), методы математической статистики. Результаты. В статье представлены результаты исследования эффективности включения разработанной методики, направленной на развитие эмоционального интеллекта баскетболистов и профилактику агрессивного поведения, в тренировочную деятельность баскетболистов. Разработанная методика содержит 5 модулей, направленных на следующее: введение в проблему эмоционального интеллекта; изучение "восприятия, оценки и выражения эмоций"; изучение "использования эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности"; изучение "понимания и анализа эмоций"; изучение "сознательного управления эмоциями". Методика помогла снизить агрессивное поведение баскетболистов в соревновательной деятельности. Заключение. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмоциональный интеллект влияет на проявление агрессивного поведения спортсменов, проявляется в готовности открыто выражать свои чувства и позиции. Результаты исследования свидетельствуют о том, что управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в проявлении агрессивного поведения, а понимание эмоций играет второстепенную роль.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, агрессия, агрессивное поведение, профилактика, методика, баскетбол, баскетболисты, спорт, спортсмены, спортивная команда, спортивная подготовка, психологическая подготовка.

Для цитирования: Серебренникова Н.А.*, Шаган В.П., Самойлов П.М. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент профилактики агрессивного поведения баскетболистов (на примере студенческих баскетбольных команд). Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 92-99. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-3-92-99

Emotional intelligence as a cross-linking component of aggressive behavior prevention in basketball players (by the example of students' basketball

teams)

Nikoletta A. Serebrennikova'*, Viktoriya P. Shagan1, Petr M. Samoylenko2

1Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism,

Kazan, Russia

ORCID: 0000-0002-2138-0511, nikoletta_sudden@mail.ru* ORCID: 0000-0002-3496-038X, v.shagan79@mail.ru 2 Kazan Federal University Kazan, Russia ORCID: 0000-0002-3496-038X, petr-samosa@mail.ru

Abstract: Emotional intelligence study is not developed enough. Emotional intelligence study in sport is closely connected with the specificity of the kinds of sport. Different kinds of sport are full of stress and competitive situations. They provide, on the one hand, high level of emotions self-control development in athletes, on the other hand, the ability of a coach to control emotional state of athletes. The absence of the ability to control emotions leads to destructive behavior in athletes, in particular aggressive behavior during competitive activity. It can lead to negative result during the competitions. In spite of the fact that many works in sports pedagogics and psychology are dedicated to aggressive behavior demonstration in athletes, special attention should be paid to cross-linking component of "emotional intellect" and their interconnection are not studied enough. Materials. Experimental effectiveness check of aggressive behavior prevention methodology in basketball players, based on emotional intelligence development. Research methods. Information sources and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment, psychological testing ("Emotional intellect" questionnaire by D.V. Lyusin; methodology of aggression level and its forms determination by A. Buss and A. Durkey; "Conterminous behavior in stress situations" methodology adapted version by T.A. Kryukova), methods of mathematical statistics. Results. The article presents the results of studying the effectiveness of the created methodology use, directed toward basketball players' emotional intelligence development and aggressive behavior prevention. The created methodology includes 5 modules, directed toward the following: introduction into the problem of emotional intellect; studying "emotions perception, evaluation and expression"; studying "emotions use for thinking and activity effectiveness increase"; studying "emotions understanding and analysis"; studying "deliberate emotions control". The methodology helped to decrease aggressive behavior of basketball players in competitive activity. Conclusion. The held research reveals that emotional intelligence influences athletes' aggressive behavior demonstration. It is demonstrated in readiness to express own feelings and positions directly. The research results prove that emotions control is the leading component of emotional intelligence in aggressive behavior demonstration and emotions understanding takes a subordinate role. Keywords: emotional intellect, aggression, aggressive behavior, prevention, methodology, basketball, basketball players, sport, athletes, sports team, sports training, psychological training.

For citation: Nikoletta A. Serebrennikova*, Viktoriya P. Shagan, Petr M. Samoylenko. Emotional intelligence as a cross-linking component of aggressive behavior prevention in basketball players (by the example of students' basketball teams). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 9299. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-92-99

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время интерес к изучению эмоционального интеллекта и его влияния на агрессивное поведение значительно возрастает. Понимание и управление собственными эмоциями, а также понимание эмоций других людей особенно важны для спортсменов, поскольку спортсмен постоянно

находится в стрессовых условиях, связанных с соревновательной деятельностью, и, следовательно, способность контролировать собственные эмоции является одним из важных ключей к успеху соревновательной деятельности.

Проблема изучения эмоционального интеллекта в спорте остается малоразвитой областью. Изучение эмоционального интеллекта

в спорте тесно связано со спецификой видов спорта, насыщенных стрессово-соревновательными ситуациями, которые предполагают развитие, с одной стороны, высокого уровня самоконтроля эмоций у спортсменов, а с другой - способности управлять эмоциональными состояниями.

С учетом вышесказанного определена исследовательская проблема: необходимость создания методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики

профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта.

Гипотеза исследования основана на предположении, что включение в тренировочную деятельность баскетболистов методики, направленной на развитие эмоционального интеллекта баскетболистов, поможет снизить их агрессивное поведение в соревновательной деятельности. В своей работе мы исходили из следующих предположений: 1) эмоциональный интеллект и его отдельные компоненты определяют индивидуальную меру выраженности агрессивного поведения баскетболиста; 2) различия в направленности эмоционального интеллекта, которые влияют на выбор форм стратегий совладания и могут определять выраженность агрессивного поведения; з) эмоциональный интеллект является структурообразующим компонентом в системе личностных ресурсов для профилактики агрессивного поведения баскетболистов; 4) развитие эмоционального интеллекта с использованием разработанной методики может оказать положительное корректирующее влияние на уровень выраженности агрессивного поведения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1) изучить теоретические подходы к развитию эмоционального интеллекта как компонента профилактики агрессивного

поведения в спорте в научных исследованиях; 2) разработать методику профилактики агрессивного поведения баскетболистов, направленную на развитие эмоционального интеллекта спортсменов; 3) эмпирически доказать эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование (опросник "Эмоциональный интеллект" Д. В. Люсина; методика определения уровня агрессивности и форм ее проявления А. Басса и А. Дарка; методика "Совладающее поведение в стрессовых ситуациях" адаптированная версия Т. А. Крюковой), методы математической статистики.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие две студенческие баскетбольные команды. Выборку испытуемых составили баскетболисты в возрасте 18-24 лет: контрольная группа - 15 баскетболистов мужской студенческой команды "Университет спорта-1", экспериментальная группа - 15 баскетболистов мужской студенческой команды "Университет спорта-2".

Исследование проводилось в три этапа: 1) анализ и обобщение теоретических подходов к проблеме эмоционального интеллекта и эмпирические исследования его роли в проявлении агрессивного поведения; 2) изучение психологических особенностей эмоционального интеллекта и проявления агрессии субъектами, внедрение методологии и ее апробация; 3) анализ и интерпретация результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научно-методической

литературы по проблеме исследования позволил нам выявить основные подходы к изучению эмоционального интеллекта, рассмотреть проблему агрессивного поведения спортсменов в тренировочном и соревновательном

процессах. Особенности эмоционального интеллекта описаны в моделях Дж. Майера и П. Саловея, модели Р. Бар-Он и Д. Гоулмана. Основой эмоционального интеллекта является понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта является его направленность на анализ информации, значимой для индивида. Эмоциональный и социальный интеллект имеют общие черты, отличающие их от других типов интеллекта: связь с личностными характеристиками, в частности с нравственным развитием личности, с ценностными ориентациями личности, с системой отношений личности с самим собой и другими людьми. Эмоциональная составляющая является важной составляющей профилактики агрессивного поведения. Этот аспект важен для личностных причин агрессии, в профилактике агрессивного поведения спортсменов. Для разработки методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов в соревновательной деятельности, основанной на развитии эмоционального интеллекта, была выбрана базовая модель эмоционального интеллекта способностей Д. Майера и П. Саловея. Выбор данной модели эмоционального интеллекта обусловлен тем, что по сравнению с другими моделями она имеет наибольшую когнитивную направленность, связанную с обработкой информации, содержащейся в эмоциях, и в меньшей степени содержит в своей структуре личностные характеристики [1, 2, 3,4,5,6,7].

На основе анализа литературных данных мы разработали метод профилактики агрессивного поведения баскетболистов, направленный на развитие эмоционального интеллекта спортсменов. Разработанная методика содержит 5 модулей: модуль 1 - введение в проблему эмоционального интеллекта; модуль 2 - изучение первого компонента эмоционального интеллекта "восприятие, оценка и выражение эмоций"; модуль 3 - изучение второго компонента эмоционального интеллекта "использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности"; модуль 4 -

изучение третьего компонента эмоционального интеллекта "понимание и анализ эмоций"; модуль 5 - изучение четвертого компонента эмоционального интеллекта "сознательное управление эмоциями".

Каждый модуль содержит теоретический материал для расширения и систематизации знаний участников тренинга в области рассматриваемого вопроса. Кроме того, для приобретения новых навыков и укрепления связи между теорией и практикой модули включают практические упражнения, отобранные в соответствии с когнитивной теорией эмоций. Кроме того, некоторые модули содержат дополнительные упражнения, которые участникам рекомендуется выполнять вне основных занятий, что способствует выработке новых поведенческих паттернов.

Объем методики (время обучения) - 10 занятий. Рекомендуемое время для одного урока составляет 2 академических часа с перерывом в 5 минут в середине урока. В качестве учебных пособий использовались раздаточные материалы, аудиовизуальные средства (слайды), а также практические упражнения и тренинги. Форма организации обучения: групповая.

Проведенный эксперимент по апробации разработанной методики профилактики агрессивного поведения баскетболистов, основанной на развитии эмоционального интеллекта, показал, что до внедрения методики (в начале эксперимента) все баскетболисты подвергались различным проявлениям агрессивного поведения (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели агрессивного поведения в группах баскетболистов в начале эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Хср.±8Х

Физическая агрессия 6,6±0,13 6,4±0,07 0,14 >0,05

Косвенная агрессия 7,3±0,11 7,4±0,11 0,58 >0,05

Раздражение 9,3±о,о6 9,4±0,13 2,03 >0,05

Негативизм 4,1±0,1б 4,2±0,14 1,69 >0,05

Негодование 6,7±0,12 6,6±0,09 1,20 >0,05

Подозрение 8,0±0,10 7,8±0,12 0,58 >0,05

Вербальная агрессия 5,3±0,13 5,6±0,09 0,19 >0,05

Чувство вины 8,6±0,09 8,4±О,11 1,55 >0,05

В обеих группах эмоциональный интеллект был зафиксирован на среднем уровне (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели выраженности эмоционального интеллекта в группах баскетболистов в начале эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Хср^Х

Межличностный интеллект 40,24±0,15 40,18±0,16 0,28 >0,05

Межличностный интеллект 39,94±0,21 40,04±0,24 0,31 >0,05

Понимание эмоций 39,82±0,13 39,87±0,13 0,27 >0,05

Управление эмоциями 39,51±0,13 39,59±0,13 0,44 >0,05

Также была проведена диагностика совладающего поведения (таблица з). Согласно исследованию совладающего поведения баскетболистов, его можно охарактеризовать следующим образом: в конфликтных ситуациях они не ищут решения сложной задачи; конфликты принимаются на очень высоком Таблица 3 - Показатели совладающего поведения

эмоциональном уровне; они стараются избегать конфликтных ситуаций, не отвлекаются на другие важные вопросы, не подчеркивают свое эмоциональное состояние во время конфликтов; социальная рассеянность находится на высоком уровне, они не думают постоянно о работе.

в группах баскетболистов в начале эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Хср^Х

Решение проблем 8,8±0,1 8,9±0,1 0,71 >0,05

Эмоции 49,8±0,9 52,4±1,0 1,93 >0,05

Уклонение 34,0±0,9 34,1±0,9 0,08 >0,05

Отвлечение 9,9±0,1 9,1±0,4 1,94 >0,05

Социальное отвлечение 33,9±1,9 36,2±1,6 0,93 >0,05

В начале эксперимента не наблюдается статистических различий по всем показателям, что свидетельствует об однородности групп.

В конце эксперимента по внедрению в тренировочныйпроцессметодикипрофилактики агрессивного поведения баскетболистов,

основанной на развитии эмоционального интеллекта, мы обнаружили, что в контрольной группе все показатели практически не изменились. В экспериментальной группе показатели агрессивного поведения значительно снизились (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели агрессивного поведения в группах баскетболистов в конце эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Хср.±8Х

Физическая агрессия 7,5±0,12 6,6±0,14 4,88 <0,05

Косвенная агрессия 7,8±0,05 7,5±0,0б 3,84 <0,05

Раздражение 10,1±0,09 9,5±0,13 3,79 <0,05

Негативизм 4,8±0,15 4,4±0,11 2,15 <0,05

Негодование 7,4±0,12 6,8±0,15 3,12 <0,05

Подозрение 8,8±0,11 7,9±0,12 2,46 <0,05

Вербальная агрессия 7,5±0,3 6,6±0,2 2,5 <0,05

Чувство вины 8,8±0,14 8,4±0,11 2,25 <0,05

Также в экспериментальной группе статистически значимо повысились значения эмоционального интеллекта спортсменов (таблица 5). После применения методики было выявлено, что спортсмены считают себя

компетентными в определении как своих эмоций, так и эмоций других людей. Кроме того, они считают себя способными управлять как своими собственными эмоциями, так и эмоциями других людей.

Таблица 5 - Показатели выраженности эмоционального интеллекта в группах баскетболистов по окончании эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Межличностный интеллект 42,б4±0,15 42,0±0,18 2,73 <0,05

Межличностный интеллект 42,13±0,04 40,24±0,5 2,95 <0,05

Понимание эмоций 42,82±0,15 40,05±1,10 2,50 <0,05

Управление эмоциями 42,54±0,5 40,12±0,7 2,81 <0,05

Статистически значимые различия между группами были также получены по всем показателям совладающего поведения (таблица 6).

Таблица 6 - Показатели совладающего поведения в экспериментальной и контрольной группах баскетболистов по окончании эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

Хср^Х

Решение проблем 11,9±0,5 10,1±0,7 2,09 <0,05

Эмоции 59,9±1,2 55,1±1,1 2,95 <0,05

Уклонение 42,6±1,1 38,5±0,8 3,01 <0,05

Отвлечение 12,0±0,6 10,2±0,3 2,68 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное отвлечение 40,4±0,4 38,8±0,5 2,5° <0,05

Спортсмены экспериментальной группы в стрессовых ситуациях принимают конфликт без лишних эмоций, не стремятся избежать конфликтных ситуаций, но отвлекаются на другие важные вопросы, сосредоточиваются на своем эмоциональном состоянии в состоянии стресса, социальное отвлечение не для них.

Расчет коэффициента ранговой р зоизводится по формуле:

для определения взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, агрессивностью и совладающим поведением.

По результатам идентификации взаимосвязи было выявлено, что взаимосвязь достоверна между: 1) абсолютно внутриличностными эмоциями и их пониманием и раздражением, вербальной агрессией, виной, физической агрессией, негативизмом; 2) пониманием эмоций и физической агрессии, раздражения, негативизма, вербальной агрессии, вины; 3) управлением эмоциями и раздражением, обидой, вербальной агрессией, виной; 4) эмоциями и физической агрессией, раздражением, негативизмом, виной; 5) избеганием и раздражением и вербальной агрессией, 6) отвлечением и вербальной агрессией, негативизмом, подозрением, вербальной агрессией, чувством вины; 7) социальным отвлечением и обидой, подозрением, вербальной агрессией, чувством вины.

Таким образом, было установлено, что частота агрессии и соответствующий компонент эмоционального интеллекта взаимосвязаны. Они также указывают на то, что управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в проявлении агрессивного поведения, а понимание эмоций играет второстепенную роль, что подтверждает гипотезу исследования и эффективность разработанной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет утверждать, что эмоциональный интеллект влияет на проявление агрессивного поведения

спортсменов, проявляется в готовности открыто выражать свои чувства и позиции. Управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в профилактике агрессивного поведения и положительно влияет на готовность к сотрудничеству, к открытому выражению своих чувств и позиций, что подтверждается результатами эксперимента и свидетельствует об эффективности разработанной методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопес П.Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие. Перс.и соц. Психол. Бюллетень. 2014; 30: 1018-1034.

2. Майер Дж.Д. Полевое руководство по эмоциональному интеллекту. Эмоциональный интеллект в повседневной жизни. Филадельфия, П. А.: Психология Пресс. 2013: 3-24.

3. Яковлев Б.П., Прибега А.В., Корчсар И.В. Эмоциональное напряжение в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 1(8): 110-124.

4. Garefis A., Xiromeritis C., Tsitskaris G., Mexas K. The one on one situation as a important factor in modern basketball. Inquiries in Sport and Physical Education. 2006; 4(3): 462-466.

5. Huston R.L., Grau C.A. Basketball shooting strategies - the free throw, direct shot and layup. Sports Engineering. 2003; 6: 49-64.

6. Maxwell T. A progressive decision options approach to coaching invasion games: Basketball as an example. Journal of Physical Education New Zealand. 2006; 39(1): 58-71.

7. Левент Акыджы, Джулия Манискалко, Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. Форум по этноспорту - возрождение народных видов спорта. Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 5-8. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-2-5-8.

Статья поступила в редакцию: 10.08.2021

Серебренникова Николетта Александровна - старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, Казань, деревня Универсиады, дом 35, e-mail: nikoletta sudden@mail.ru

Шаган Виктория Павловна - старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420010, Казань, деревня Универсиады, дом 35, e-mail: v.shagan79@ mail.ru

Самойленко Петр Михайлович - преподаватель, Казанский федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, дом 18, e-mail: petr-samosa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.