конкретной направленности, но теоретические и практические знания из области психологии. Чрезвычайно полезными являются знания об особенностях формирования и развития положительной мотивации младших школьников, являющейся стартовой площадкой всего последующего отношения школьника к процессу образования, к способу получения знаний. Мотивация учения младших школьников является тем зерном, создав положительные условия, для которого, можно вырастить интересующуюся, любознательную, ищущую и непременно находящую личность. Поскольку мотивация учения напрямую связана с вовлеченностью учеников в учебный процесс, задача педагога заключается в создании условий, активизирующих состояние вдумчивости и размышлений над учебной деятельностью, интереса и вовлеченности. Важно побуждать учеников к активной деятельности, активному мыслительному процессу. Задача современного педагога - растить положительную мотивацию учения младших школьников, способствовать ее формированию и развитию. Исследователи, занимавшиеся и занимающиеся проблемой мотивации учения младших школьников, сходятся во мнении главенствующей роли поддержания интереса к учению у младших школьников, состояния вовлеченности в учебный процесс путем создания возможности удовлетворения собственных потребностей ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 502 с.
2. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 87-96.
3. Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт. - М. : Прогресс, 1970. - 684 с.
4. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
5. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - 2-е изд., испр. - М. : Генезис, 2003. - 128 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2004), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
2. Leontiev, D.A. (1997), "Dynamics of semantic processes", Psychological journal, No 6, pp. 8796.
3. Lingardt, I. (1970), The process and structure of human teaching, Progress, Moscow.
4. Matyuhina, M.V. (1984), Motivation of younger pupils teaching, Pedagogy, Moscow.
5. Zuckerman, G.A. and Polivanova, K.N. (1997), Introduction into school life, Genesis, Moscow.
Контактная информация: evgrogova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.06.2019
УДК 159.9+796.3
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ВСЛЕДСТВИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ
Николетта Александровна Серебренникова, старший преподаватель, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(ПГАФКСиТ), г. Казань
Аннотация
Психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и
социально-психологического отношения личности. Изучение агрессии в спортивной сфере представляет интерес для психологических исследований - заметим, что в силу его цели -состязательности, невозможно представить без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. В частности, эмоциональное выгорание у спортсменов - ни что иное, как реакция на стресс, который представляет собой наличие отрицательных корреляций между физическими и психическими компонентами. Разработанная нами методика направлена на регулирование проявлений агрессивного поведения вследствие проявления эмоционального выгорания спортсменов в игровых видах спорта. Вся психолого-педагогическая работа по регулированию психоэмоционального состояния спортсменов подразделена на общую работу всего спортивного коллектива в рамках психологической подготовки и работу в отдельных группах, направленную на коррекцию и профилактику психоэмоционального состояния отдельных спортсменов.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, личность, баскетбол, волейбол, агрессия, агрессивность, социально-психологические отношения, физический компонент, психический компонент, методика, спорт, психолого-педагогическая работа, профилактика, спортсмен.
TECHNIQUE OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL REGULATION OF MANIFESTATIONS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SPORTSMEN IN GAME SPORTS DUE TO EMOTIONAL EMERGING BURNING OUT
Nicoletta Aleksandrovna Serebrennikova, the senior teacher, Robert Kabirovich Bikmuhametov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The psychoemotional state of the person is recognized as a phenomenon of psychology due to the integrating nature of the processes of the emotional state, psychological properties and the socio-psycholog-ical relationship of the individual. The study of aggression in the sports field is of interest for psychological research; we note that due to its goal - competitiveness, it is impossible to imagine it without the desire to limit the opponent's ability to win. The presented aspect of psychoemotional states and psychological personality traits is relevant in the practice of game sports. In particular, emotional burnout of athletes is nothing more than a reaction to stress, which is the presence of negative correlations between the physical and mental components. The method developed by us is aimed at regulating the manifestations of aggressive behavior due to the manifestation of the emotional burnout of athletes in team sports. All psychological and pedagogical work on the regulation of the psycho-emotional state of athletes is divided into the general work of the entire sports team as a part of psychological training and work in separate groups, aimed at correcting and preventing the psycho-emotional state of individual athletes.
Keywords: psychoemotional state, personality, basketball, volleyball, aggression, aggressiveness, socio-psychological relations, physical component, psychological component, method, sport, psychological and pedagogical work, prophylaxis, sportsman.
Результаты изучения научно-методической литературы, анализ материалов анкетирования и интервьюирования экспертов-специалистов, ведущих тренеров и действующих спортсменов баскетболистов и волейболистов, а также эмпирического исследования личностных детерминант эмоционального выгорания спортсменов в данных видах спорта, позволили определить основные позиции в спортивной деятельности по проявлению агрессии вследствие проявления эмоционального выгорания у спортсменов в исследуемых видах спорта, которые положены в основу разработки методики психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта вследствие проявления эмоционального выгорания.
Актуальность методики психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в исследуемых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания объясняется тем, что агрессия и эмоциональное выгорание у спортсменов является реакцией на стресс, которое включает в себя как физические, так и психологические компоненты. К физическим компонентам были отнесены нарушение сна,
головные боли, хроническая усталость, физическая и психологическая изнеможенность. А к психологическим компонентам были отнесены депрессия, раздражительность, тревожность и агрессия. Состояние выраженного психоэмоционального напряжения приводит к характерным дисфункциям эмоционально-когнитивной сферы личности, которые требует коррекции стрессогенных расстройств и должны быть представлены такими основными направлениями работы как релаксация и воздействия на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы. Озвученные направления работы отражены в разработанной нами методике, которая является результатом синтеза ранее известных методов коррекции, адаптированных к определенному контингенту лиц с учетом специфичности их вида деятельности, т.е. для спортсменов, занимающихся баскетболом и волейболом.
Целью разработанной методики является улучшение психологической подготовки и психолого-педагогическое регулирование проявлений агрессивного поведения спортсменов в баскетболе и волейболе.
Задачи методики:
1. Систематизировать диагностику и мониторинг психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов;
2. Обучить навыкам (техникам):
- выявления и устранения очагов напряжения и раздражения;
- саморегуляции психоэмоционального и психофизического состояния личности;
- самоанализу деятельности личности, который состоит из: выявления положительных и отрицательных сторон, разбора и анализа ошибок, устранения ошибок и разработка способов достижения положительного эффекта.
3. Систематизировать коррекцию психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов:
- проработать и снизить уровень проявления агрессии;
- проработать и снизить высокий уровень личностной тревожности и мотивации избегания неудач;
- проработать и повысить самооценку и смысложизненные ориентации;
- проработать и повысить уровень распознавания эмоций других людей;
- проработать и повысить уровень управления эмоциями;
- проработать и повысить устойчивость к эмоциональному выгоранию.
4. Создать условия для сплоченности, уважения и понимания, т.е. позитивной межличностной коммуникации всех членов спортивного коллектива;
5. Создать условия для поддержки высокого уровня «спортивной формы» на протяжении всего сезона.
Методика психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания предназначена для:
- диагностики и мониторинга психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов;
- обучения навыкам (техникам): выявления и устранения очагов напряжения и раздражения, саморегуляции психоэмоционального и психофизического состояния личности, самоанализу деятельности личности;
- консультирования по психоэмоциональному и психофизическому состояниям спортсменов;
- профилактики отклонений психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов;
- коррекции отклонений психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов;
- создания условий сплоченности спортивного коллектива и поддержки высокого уровня «спортивной формы» на протяжении всего сезона.
Предложенная методика содержит комплекс и блок средств психоэмоциональных и психофизических воздействий для коррекции психоэмоционального напряжения, нарушений эмоционально-когнитивной и личностной сфер личности и включает в себя следующие средства: диагностика и мониторинг; психологические тренинги; теоретические занятия (беседа, рассказ-объяснения, лекции); упражнения из техник арт-терапии; упражнения из метода чувственного осознания; упражнения из метода креативной визуализации; упражнения релаксационные и дыхательные; упражнения на развитие внимания, памяти, рефлексивного мышления, воображения, навыков самоконтроля, саморегуляции и невербального общения из методик психотехнических игр в спорте; упражнения для создания работоспособности в группе и команде.
Представленные средства подобраны по определенной нами направленности воздействия:
- мобилизующая направленность (повышающая психологический тонус, формирующая установки, повышающая интеллектуальную деятельность);
- корригирующая направленность (исправляющая, корректирующая);
- релаксирующая направленность (расслабляющая, снижающая напряжение).
Методика психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания применяется:
- спортсменами без нарушений психоэмоционального состояния (профилактика);
- спортсменами, испытывающих дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств (коррекция);
- специалистами тренерского штаба (профилактика, коррекция и предупреждение отрицательного переноса дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств в работе со спортсменами).
Психолого-педагогическое регулирование проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания разделено на общую работу всего спортивного коллектива в рамках психологической подготовки (командная форма организации регулирования) и работу в группах по 5-6 человек (групповая форма организации регулирования), направленную на коррекцию и профилактику отдельных спортсменов, а также индивидуальное консультирование по необходимости (индивидуальная форма организации регулирования), так как нами учитывается специфика игровых и командных видов спорта, в которой важна сплоченность и согласованность действий игроков, в связи с этим подчеркивается необходимость проведения работы с отдельными игроками или группой, а также команды в целом.
Структура разработанной нами методики отражена на рисунке 1.
Реализация методики осуществлялась в период с августа 2017 года по май 2018 года со спортсменами баскетболистами, согласно графику, представленному в таблицах (таблицы 1 и 3).
Командная форма организации психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов всего спортивного коллектива, включает в себя мероприятия, которые проводятся вне тренировочного времени: диагностику, мониторинг, тренинги. А также комплекс упражнений, применяемый в тренировочное время и содержащий такие упражнения как:
- упражнения релаксационные и дыхательные;
- упражнения из метода чувственного осознания;
- упражнения на развитие внимания, памяти, рефлексивного мышления, воображения, навыков самоконтроля, саморегуляции и невербального общения из методик
психотехнических игр в спорте;
- упражнения для создания работоспособности в группе и команде.
Рисунок 1 - Структура методики психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания
Подробнее рассмотрим содержание общекомандной работы в рамках психологической подготовки спортсменов, который отражен в таблице (таблица 1).
Диагностический блок (диагностика и мониторинг), позволяет оценить индивидуально-психологические особенности и состояния спортсменов, и способствует решению первой задачи, разработанной нами методики, а именно: «систематизировать диагностику и мониторинг психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов». Диагностическая работа проводится три раза:
- первичная диагностика (начало сезона);
- повторная диагностика (середина сезона);
- итоговая диагностика (завершение сезона).
Таблица 1 - Цикл психолого-педагогической работы спортивного коллектива по регулированию проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов (командная форма организации психолого-педагогического
регулирования)
Август 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Первичная диагностика
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Психологический тренинг «Мотивация достижения успеха» Мониторинг (первое анкетирование)
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение комплекса Применение комплекса
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение комплекса Применение комплекса
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение комплекса Психологический тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Применение комплекса Мониторинг (второе анкетирование)
Повторная диагностика
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Психологический тренинг «Уверенность в себе»
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Мониторинг (третье анкетирование) Применение комплекса Психологический тренинг «Сплочение коллектива» Применение комплекса
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Мониторинг (четвертое анкетирование) Применение комплекса Психологический тренинг «Мотивация достижения успеха» Применение комплекса
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Мониторинг (пятое анкетирование) Применение комплекса Применение комплекса
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Итоговая диагностика
Блок психологических тренингов, позволяет решать вторую и четвертую задачи разработанной методики:
- «обучить навыкам (техникам): выявления и устранения очагов напряжения и раздражения, саморегуляции психоэмоционального и психофизического состояния личности, самоанализу деятельности личности»;
- «создать условия для сплоченности, уважения и понимания, т.е. позитивной межличностной коммуникации всех членов спортивного коллектива».
Блок имеет мобилизующую и корригирующую направленность воздействия, а также объединяет в себе виды деятельности: обучение, общение, игру, анализ, труд. Подобрано 4 психологических тренинга:
- «Мотивация достижения успеха»;
- «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»;
- «Уверенность в себе»;
- «Сплоченность коллектива».
Во время тренингов проводилось анкетирование участников, а также после каждого проведенного психологического тренинга через неделю проводилось повторно
анкетирование:
- «первое анкетирование», после проведения тренинга «Мотивация достижения успеха»;
- «второе анкетирование», после проведения тренинга «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»;
- «третье анкетирование», после проведения тренинга «Уверенность в себе»;
- «четвертое анкетирование», после проведения тренинга «Сплоченность коллектива»;
- «пятое анкетирование», после проведения тренинга «Мотивация достижения успеха».
Анкетирование проводилось с целью мониторинга состояний спортсменов и оценки эффективности проведенных тренингов. Данная работа подтверждает взаимосвязь указанных задач (вторая и четвертая) и блоков (диагностический и тренинговый).
Комплекс упражнений имеет мобилизующую, корригирующую и релаксирующую направленность воздействия на спортсменов в рамках психологической подготовки спортивного коллектива, и содействует решению нескольких задач:
- «обучить навыкам (техникам) выявления и устранения очагов напряжения и раздражения, саморегуляции состояния личности, самоанализу деятельности личности» (вторая задача),
- «систематизировать коррекцию психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов» (третья задача),
- «создать условия для сплоченности, уважения и понимания всех членов спортивного коллектива» (четвертая задача).
Комплекс упражнений предназначен для «общей подготовки», спортсменов команды и специалистов тренерского штаба, который проводится вовремя учебно-тренировочного занятия в рамках психологической подготовки. Работа проводится согласно циклу «1х1», то есть 10 учебно-тренировочных занятий с упражнениями комплекса и 10 учебно-тренировочных занятий без упражнений комплекса. Комплекс имеет особенность, которая заключается в изменении дозировки и части занятия для проведения:
а) каждое нечетное учебно-тренировочное занятие - 5 минут в подготовительной и 10 минут в заключительной части занятия,
б) каждое четное учебно-тренировочное занятие - 5 минут в основной и 10 минут в заключительной части занятия.
Комплекс упражнений командной работы для регулирования проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов представлен в таблице 2
Таблица 2 - Содержание комплекса упражнений
Комплекс упражнений для регулирования проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов (проводится во время учебно-тренировочных занятий)
№ Четное / нечетное занятие Часть занятия Дозировка (время) Содержание
1 Нечетное Подготовительная 5 мин. - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; - Упражнение «фокусировка»; - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; - Упражнение «Мысленное движение» (Эмоционально- мышечная релаксация); - Упражнение «Муха».
2 Четное Основная 5 мин. - Дыхательная саморегуляция «Дыхание - ХА» - Упражнение «Карусель».
Комплекс упражнений для регулирования проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов (проводится во время учебно-тренировочных занятий)
№ Четное / нечетное занятие Часть занятия Дозировка (время) Содержание
Заключительная 10 мин. - Дыхательная саморегуляция «Дыхание на счет»; - Упражнение «Робот»; - Упражнение «Кто когда-ни будь...».
3 Нечетное Подготовительная 5 мин. - Упражнение «Звуковая гимнастика»; - Упражнение «Дюжина»; - Упражнение «хлопки».
3 Нечетное Заключительная 10 мин. - Дыхательная саморегуляция «Дыхание для активации полушарий головного мозга»; - Упражнение «Лабиринт»; - Упражнение «Укажи ошибки, отметь лучшее».
4 Четное Основная 5 мин. - Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох» по схеме: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2);4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(2); 6+10(3); 7+10(3); 8+10(3); 9+10(4); 10+10(5); - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; - Упражнение «Уставшая рука» (Эмоционально- мышечная релаксация); - Упражнение «Бег ассоциаций».
5 Нечетное Подготовительная 5 мин. - Упражнение «Звуковая гимнастика»; - Упражнение «Счет»; - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Упражнение «Снятие зажимов»; - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
6 Четное Основная 5 мин. - Упражнение «Пальцы»; - Дыхательная саморегуляция «Дыхание на счет».
Заключительная 10 мин. - Упражнение «Найди свою пару»; - Дыхательная саморегуляция «укрепляющая нервную систему»; - Упражнение «Хромая обезьяна».
7 Нечетное Подготовительная 5 мин. - Упражнение «Звуковая гимнастика»; - Упражнение «Дюжина»; - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Упражнение «Дыхание» - Похвала самому себе»
8 Четное Основная 5 мин. - Упражнение «Продумай заранее»; - Упражнение «Кривая прямая»; - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; - Упражнение «Расслабление под музыку».
9 Нечетное Подготовительная 5 мин. - Дыхательная саморегуляция «Дыхание на счет»; - Упражнение «Счет»; - Упражнение «Кривая прямая».
Заключительная 10 мин. - Дыхательная гимнастика «Вдох-выдох» по схеме: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2); 4+7(2); 4+8(2);4+9(2); 5+9(2); 5+10(2); 6+10(2); 6+10(3); 7+10(3); 8+10(3); 9+10(4); 10+10(5); - Упражнение «Пульс»
Комплекс упражнений для регулирования проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов (проводится во время учебно-тренировочных занятий)
№ Четное / нечетное занятие Часть занятия Дозировка (время) Содержание
10 Четное Основная 5 мин. - Дыхательная саморегуляция «Дыхание - ХА»; - Упражнение «Уставшая рука» (Эмоционально- мышечная релаксация); - Упражнение «хлопки».
Заключительная 10 мин. - Упражнение «Звуковая гимнастика»; - Упражнение «Лентяй и труженик»; - Упражнение «Похвала самому себе».
Все блоки и описанная психолого-педагогическая работа спортивного коллектива по регулированию проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов имеет мобилизующую, корригирующую и ре-лаксирующую направленность и решает пятую задачу: «создать условия для поддержки высокого уровня «спортивной формы» на протяжении всего сезона».
Групповая форма организации психолого-педагогического регулирования со спортсменами, испытывающими дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрес-согенных расстройств преимущественно имеет корригирующую (исправляющую, корректирующую) направленность воздействия средств, объеденных в блок «групповая коррекция и профилактика», так как акцент ставится на решении третьей задачи разработанной нами методики: «систематизировать коррекцию психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов». График групповой работы отражен в таблице (таблица 3).
Блок «групповой коррекции и профилактики» включает в себя мониторинг, психологические тренинги, теоретические занятия, упражнения из техник арт-терапии, упражнения из метода чувственного осознания, упражнения из метода креативной визуализации, упражнения релаксационные и дыхательные, упражнения на развитие внимания, памяти, рефлексивного мышления, воображения, навыков самоконтроля, саморегуляции и невербального общения из методик психотехнических игр в спорте, упражнения для создания работоспособности в группе. Содержание описываемого блока «групповая коррекция и профилактика» представлено в таблице 4 (таблица 4).
Групповая форма организации психолого-педагогического регулирования, проводится в свободное время от тренировочного процесса, в группах по 5-6 человек с применением выше указанного блока «групповой коррекции и профилактики», со спортсменами:
- испытывающих дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств (группа коррекции),
- спортсменов, прошедших коррекцию нарушений психоэмоционального состояния и предотвращения развития расстройств (группа профилактики).
Таблица 3 - Цикл психолого-педагогической работы спортивного коллектива по регулированию проявлений агрессивного поведения и предотвращения формирования эмоционального выгорания у спортсменов (групповая форма организации психолого-педагогического
регулирования)
Август 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Применение блока «групповой коррекции и профилактики»
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение блока Мониторинг Применение блока
«групповой коррекции и профилактики» (анкетирование) «групповой коррекции и профилактики»
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Применение блока «групповой коррекции и профилактики»
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Применение блока «групповой коррекции и профилактики»
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Мониторинг (анкетирование) Применение блока «групповой коррекции и профилактики»
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Применение блока «групповой коррекции и профилактики» Мониторинг (анкетирование)
Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Таблица 4 - Содержание блока «групповой коррекции и профилактики»
№ п/п НАЗВАНИЕ СРЕДСТВ
МОДУЛЬ «ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРЕСС »
1 Методика диагностики уровня стресса «шкала психологического стресса - Р8М-25 (авторы Л. Лемур, Р. Тесьер, Л. Филлион, адаптация Н.Е. Водопьяновой)»
2 Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера-Ханина
3 Беседа о тревожности стрессе
4 Тренинг «Снижение уровня тревожности и стресса»
5 Упражнение «Рисунок страха»
6 Упражнение «Даже если.» - «В любом случае.»
7 Упражнение «Продумай заранее»
8 Упражнение «Четыре стихии»
9 Упражнение «Выпускание пара»
10 Медитация «Чистое горное озеро».
МОДУЛЬ «АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ»
11 Методика диагностики уровня агрессии Басса-Дарки, адаптация А. К Осницкого (1998 год).
12 Беседа о агрессии и агрессивности
13 Упражнение «Пара ласковых»
14 Упражнение «Рисунок»
15 Упражнение «Фигура»
16 Игра «Агрессию - в клочки»
17 Игра «Агрессивная фигура»
18 Игра «Поругай с закрытыми глазами»
19 Тренинг (выбирается специалистом с учетом отработки заданий)
20 Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения
МОДУЛЬ «САМООЦЕНКА»
21 Методика диагностики уровня «самооценки» С. В. Ковалёв
22 Беседа о самооценки
23 Упражнение «Каким я себя вижу, каким я буду в будущем»
24 Упражнение «Поиск реальной надежды»
25 Упражнение «Крылья уверенности»
26 Упражнение «Ода о себе»
27 Техника «Ощущения уверенности»
28 Упражнение на повышение уверенности в себе
№ п/п НАЗВАНИЕ СРЕДСТВ
29 Упражнение «Стань уверенным»
30 Упражнение «Уверен на все 100»
МОДУЛЬ «СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ»
31 Методика диагностики уровня «смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева
32 Методика диагностики уровня мотивации личности к успеху Т. Элерса
33 Беседа о смысло-жизненных ориентациях личности
34 Беседа о мотивации личности
35 Тренинг «Личностный рост»
36 Упражнение «Укажи ошибки, отметь лучшее»
37 Упражнение «Похвала самому себе»
38 Упражнение на самомотивацию «Попроси самого себя»
39 Упражнение на самомотивацию «Источник энергии»
40 Упражнение на самомотивацию «Позитивное отношение к ошибкам (не ошибается только тот, кто ничего не делает)»
МОДУЛЬ «РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ»
41 Методика диагностики «эмоционального интеллекта» (опросник ЕО) Н. Холла
42 Беседа о распознании эмоций людей и о управлении эмоциями
43 «Бумажные мячики»
44 Упражнение «Мое настроение»
45 Игра «Пиктограммы»
46 Упражнение «Зеркало»
47 Игра «Я радуюсь, когда...»
48 Упражнение «Музыка и эмоции»
49 Упражнение «Способы повышения настроения»
50 Игра «Испорченный телефон»
МОДУЛЬ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
51 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
52 Беседа о синдроме эмоционального выгорания
53 Тренинг «синдром эмоционального выгорания»
54 Составление индивидуальных правил для предупреждения «синдрома эмоционального выгорания»
55 Упражнение «Тряпичная кукла»
56 Упражнение «Удовольствие»
57 Упражнение «Помоги себе сам»
58 Упражнение «Лестница»
59 Упражнение «Огонь - лед»
60 Упражнение «Мобилизующее дыхание»
Психолого-педагогическая работа со спортсменами с использованием блока «групповой коррекции и профилактики», характеризуется разделением на 2 формата работы: «коррекцию» и «профилактику», с учётом показателей диагностики спортсменов.
Формат психолого-педагогической работы «коррекция» со спортсменами испытывающих дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств, организуется в два этапа:
- «1 этап - помощь», количество занятий - 3 раза в неделю, на протяжении 3 недель, продолжительность занятий - 40-60 минут;
- «2 этап - беседа-обучение», количество занятий - 3 раза в неделю, на протяжении 3 недель, продолжительность занятий - 40-60минут.
Формат психолого-педагогической работы «профилактика» со спортсменами организуется по двум параметрам:
- «поддержка результата» - психолого-педагогической работа проводится со спортсменами, прошедшими «коррекцию», 2 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут, для контроля состояния и предотвращения повторных отклонений (дисфункции
эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств);
- «предотвращение изменений» - психолого-педагогическая работа проводится со спортсменами с пограничными состояниями (полностью не сформированых нарушений психоэмоционального состояния), 1 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут, для контроля состояния и своевременной коррекции отклонений (дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств).
Также в рамках групповой работы проводилось анкетирование согласно графику для мониторинга состояний спортсменов, отслеживания динамики и коррекции работы, что способствует закреплению положительного воздействия на состояние спортсмена.
Индивидуальная форма организации психолого-педагогического регулирования проводится в свободное время от тренировочного процесса со спортсменами, осуществляется при выраженной потребности самого спортсмена (личное обращение спортсмена) или при очевидной необходимости с учетом анализа диагностических показателей и педагогического наблюдения за спортсменом специалистами тренерского штаба и проводится в форме личной консультации по следующим вопросам:
- помощь в осознании затруднений при анализе проблем и их решении,
- помощь в осознании понимания приобретенного опыта,
- помощь в актуализации личностных особенностей,
- помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений,
- помощь в решении проблем, связанных с самосознанием и саморазвитием,
- помощь в решении вопросов, связанных с трудностями в межличностных отношениях.
Методика психолого-педагогического регулирования проявлений агрессивного поведения спортсменов в игровых видах спорта в следствии проявления эмоционального выгорания не будет полной без «рекомендаций» для специалиста (тренера, психолога, инструктора-психолога, доктора) проводящего работу со спортсменами.
Во время проведения психолого-педагогических занятий специалист (тренер, психолог, инструктор-психолог, доктор) должен:
- не забывать о правиле «не навреди», соблюдая этические правила профессии «психолог»;
- не оскорблять, не выделять кого-либо из спортсменов и не употреблять в групповой работе личные данные диагностики и личную информацию об участниках группы при рассмотрении какого-либо примера или ситуации, а также умышленно для воздействия на личность;
- слышать и слушать каждого спортсмена по отдельности и группу в целом;
- не забывать про индивидуальный подход к каждому даже при групповой работе;
- использовать комплексный и дифференцированный подход, проявлять гибкость, в каждом конкретном случае, уметь применять то, что будет наиболее эффективно;
- не зацикливаться на «идеальной методике» (тренинг, тест, игра, упражнение) и не применять ее во всех случаях как «ключ» для решения любых диагностических и корректирующих задач;
- не допускать коллекционирования методик (тренинг, тест, игра, упражнение) и включение их в работу без соответствия поставленным задачам диагностики, коррекции, профилактики психоэмоциональных состояний спортсменов;
- должен только направлять спортсмена или группу, - участники делают выводы самостоятельно;
- должен только резюмировать результат упражнений;
- никогда не использовать манипуляции при воздействии на группу и, особенно, на личность;
- в групповой отработке должен добиться совместной, одновременной сплоченной работы группы с активной дискуссией (односложного ответа одного-двух участников недостаточно).
ЛИТЕРАТУРА
1. Амплеева, В.В. Психология общения в спорте : учебно-методическое пособие / В.В. Ам-плеева, Д.И. Сурнин. - Тольятти : [б.и.], 2012. - 132 с.
2. Серебренникова, Н.А. Мнение ведущих тренеров Республики Татарстан в игровых видах спорта по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина. - Казань, 2017. - С. 226-229.
REFERENCES
1. Ampleeva, V.V. and Sumin, D.I. (2012), Century Psychology of communication in sport: educational-methodical manual, Togliatti.
2. Serebrennikova, N.A., and Bikmuhametov R.K. (2017), "A lot of leading coaches of the Republic of Tatarstan in team sports on various issues causing the manifestation of aggression and emotional burnout in team sports", Physiological and biochemical principles and pedagogical technologies adapt to the greatest physical loads: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with the participation of the INF Committee devoted to the memory of professor A.S. Chinkin, Kazan, pp. 226-229.
Контактная информация: nikoletta_sudden@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.05.2019
УДК 159.923
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Лариса Вадимовна Шатохина, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Мария Михайловна Калашникова, кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры, Татьяна Геннадьевна Авдеева, кандидат психологический наук, старший преподаватель, Академия права и управления (Академия ФСИН России), Рязань
Аннотация
В статье обоснована актуальность и необходимость изучения мотивационной сферы личности. Получены и проинтерпретированы результаты пилотажного исследования особенностей гендерных различий мотивационной сферы личности на примере обучающихся образовательных организаций высшего образования. Выявлены и обоснованы закономерности изучаемого феномена, которые необходимо учитывать профессорско-преподавательскому составу в образовательном процессе. В качестве психодиагностического инструментария авторы использовали тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО), адаптированный Д.А. Леонтьевым, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса.
Ключевые слова: мотивационная сфера, психология личности, мотивация, профессия, образовательная деятельность, гендерные различия, жизненные ориентации.
FEATURES OF FORMATION OF MOTIVATION OF THE PERSONALITY OF TRAINEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Larisa Vadimovna Shatokhina, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, Maria Mikhaylovna Kalashnikova, the candidate ofpsychological sciences, deputy head of department, Tatyana Gennadyevna Avdeeva, the candidate psychological sciences, senior