ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
1 2 Серебренникова Н.А. , Шаган В.П.
1Серебренникова Николетта Александровна - старший преподаватель;
2Шаган Виктория Павловна - преподаватель, кафедра теории и методики волейбола и баскетбола, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Казань
Аннотация: психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и социально-психологического отношения личности. Изучение агрессии в спортивной сфере представляет интерес для психологических исследований - заметим, что в силу его цели - состязательности, невозможно представить без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. Основное содержание работы составляет анализ научно-методической литературы, на основании которого разработана анкета для изучения вопросов психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта.
Ключевые слова: психологическая подготовка, агрессивное поведение, эмоциональное выгорание, психолого-педагогическая работа, профилактика, регулирование, спортсмен.
УДК: 796.015, 796.323.2, 796.325 В01: 10.24411/2413-7111-2019-10601
Изучению агрессии в спорте стали уделять внимание сравнительно недавно. Интерес к исследованиям проблемы агрессии в спорте, объясняется насущными социокультурными факторами жизни и предъявляемыми высокими требованиями к спортсменам, характеризующимися ростом конкуренции, жестокости по отношению к другим спортсменам и окружающим людям. На наш взгляд, агрессия - это защитная установка, которая является следствием синдрома эмоционального выгорания спортсмена, так как агрессию часто рассматривают, как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Каждому спортсмену необходимо владеть и проявлять определенной степенью агрессии в поведении, так как полное отсутствие приводит к пассивной позиции и подчинению соперником в игровой ситуации, а чрезмерное развитие агрессии приводит к конфликтам, которые отвлекают от поставленных задач. Поэтому тренеру необходимо отслеживать и регулировать уровень агрессии в действиях подопечных спортсменов, принимая меры по ее минимизации и направлению в нужное русло в рамках проводимой психологической подготовки, так как психологическая подготовка спортсменов составляет существенную роль в формировании готовности к выполняемой деятельности и оказывает значимое влияние на успешное выступление и конечный результат - победу в соревнованиях. Актуальность психологической подготовки определена влиянием на результаты спортивной деятельности и подтверждается теоретическими аспектами, в связи с этим возникает необходимость изучения практических сторон психологической подготовки опираясь на отраженную реальность психолого-педагогической работы с помощью разработанной нами
анкеты, которая содержит вопросы о роли, целесообразности, направленности, планировании, форме, средствах, дозировки и т.д. [1, 2, 3, 4, 5].
Нами была разработана анкета для изучения вопросов психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, которая представляет собой опросник с 30 вопросами, для ответов на которые необходимо ознакомиться с вопросами и предлагаемыми ответами, в последующем, поле перед выбранным вариантом обозначить любым удобным знаком или также указать собственный вариант в предусмотренной графе для ответа, в котором можно также отразить сочетание представленных нами вариантов ответов. Вопросы анкеты:
1) Какую роль, по Вашему мнению, занимает психологическая подготовка в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) важную роль, так как она обеспечивает достижение стабильного и значимого результата,
б) второстепенную роль, она приветствуется, но не имеет главного значения в процессе достижения стабильного и значимого результата,
в) малосущественную роль, игровой результат зависит от технико-тактической и функциональной подготовки,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
2) Как Вы считаете, на какой период времени целесообразно осуществлять планирование психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) на год,
б) на месяц,
в) на турнир, несколько игр,
г) на конкретную игру.
3) На Ваш взгляд, психологическая подготовка спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, должна иметь направленность на:
а) собственную саморегуляцию,
б) на изменение психологического статуса соперника,
в) вариант «а» и «б»,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
4) На каком из представленных вариантов ответов Вы сделали бы акцент при разработке плана психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) проработка качеств спортсмена (моральных, волевых и др.), готовность к тренировочному и соревновательному процессу, понимание ответственности, целенаправленность на успех, стремление к победе.
б) развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, сосредоточенность и т.д.,
в) проработка и формирование эмоционально-волевой и чувственной сферы личности спортсмена, которая проявляется в эмоциональном возбуждении, решимости, уверенности, не уверенности, боязни или робости и т.п.,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
5) Как вы считаете, на что должна быть направлена работа в рамках психологической подготовки во время продолжительного спортивного сезона (долгосрочного периода / макроцикла) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) выработку устойчивой мотивации к тренировочному и соревновательному процессу;
6) формирование положительного социально-психологического климата спортивного коллектива (команды),
в) развитие стрессоустойчивости к невезенью-провалам и к разным отрицательным факторам возникающих на тренировках и соревнованиях,
47
г) Ваш (иной) вариант ответа.
6) Как вы считаете, на что первично должна быть направлена работа в рамках психологической подготовки во время среднесрочного периода (мезоцикла / нескольких недель) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе? Проранжируйте по важности представленные варианты (1 - наиболее значимая, 2 -значимость выше среднего, 3 - средняя значимость, 4 - наименее значимая):
а) тревожность и напряженность,
б) усталость и раздражительность,
в) агрессия и эмоциональность,
г) саморегуляция и сплоченность, (межличностная коммуникация всех членов спортивного коллектива).
7) На Ваш взгляд, когда нужно особенно уделять внимание психологической подготовке спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) непрерывно / всегда,
б) при подготовке к соревнованию / к определенным важным встречам,
в) эпизодически / к конкретному сопернику или игроку,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
8) По вашему мнению, когда необходимо выполнять работу, направленную на психологическую подготовку спортсменов (команды) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) во время тренировочного процесса,
б) во время теоретико-тактических собраний (статистическо-аналитического разбора тренировочной и соревновательной деятельности),
в) в удобное время, свободное от тренировочного процесса,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
9) На Ваш взгляд, какой «формат занятий» проведения психологической подготовки более эффективен в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) индивидуальный,
б) групповой,
в) командный,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
10) Для Вас приемлемо, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, проводить теоретические занятия в виде рассказа-объяснения, беседы или лекции?
а) да, дополнительная информация не помешает «ученье свет, а не ученье тьма»,
б) нет, не вижу в этом смысла и нет лишнего времени,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
11) Знаете ли Вы, что при психологической подготовке спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, можно применять психологические тренинги как групповые, так командные?
а) не знал,
б) слышал об использовании, но не сталкивался с их применением в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, на практике тренерами,
в) я знаю о тренингах, сталкивался с их применением на практике тренерами в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе,
г) в моей практике применятся.
12) Вы бы рассмотрели вариант применения психологических тренингов (как групповых, так командных) в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) да,
б) нет, не вижу в этом смысла и нет лишнего времени,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
13) Если в вопросе №12, Вы выбрали ответ «нет, не вижу в этом смысла и нет лишнего времени», перейдите к ответу №14 (на вопрос № 13 отвечать не нужно).
Проранжируйте по важности темы психологических тренингов (как групповых, так командных), которые можно проводить в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, для достижения общего успеха (1 - наиболее значимая, 2 - значимость выше среднего, 3 - средняя значимость, 4 - наименее значимая):
а) «Мотивация достижения успеха»,
б) «Профилактика эмоционального выгорания»,
в) «Сплочение коллектива»,
г) «Уверенность в себе».
14) Для вас приемлемо, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять психотехнические упражнения (Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, например «Муха», «Селентор», «Робот») определенные игры психологических приемов воздействия?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
15) В Вашей деятельности (игровой, тренерской) практикуется проведение психотехнических упражнений (игр) во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
16) Для вас приемлемо, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять дыхательные упражнения (гимнастика и саморегуляция)?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
17) В Вашей практике (игровой, тренерской) применяются дыхательные упражнения (гимнастика и саморегуляция) во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
18) Если в вопросе №17, Вы выбрали ответ «нет», перейдите к ответу №19 (на вопрос № 18 отвечать не нужно).
Если в Вашей практике (игровой, тренерской) применяются дыхательные упражнения (гимнастика и саморегуляция) во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите в какой части тренировки:
а) в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки),
б) в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки),
в) основной,
г) в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки.
19) Для вас приемлемо, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять звуковые упражнения?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
20) В Вашей практике (игровой, тренерской) применяются звуковые упражнения во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
21) Если в вопросе №20, Вы выбрали ответ «нет», перейдите к ответу №22 (на вопрос № 21 отвечать не нужно).
Если в Вашей практике (игровой, тренерской) применяются звуковые упражнения во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите в какой части тренировки:
а) в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки),
б) в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки),
в) основной,
г) в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки.
22) Для вас приемлемо, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять «моделирование ситуаций»?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
23) В Вашей практике (игровой, тренерской) практикуется «моделирование ситуаций» во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) да,
б) нет,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
24) Если в вопросе №23, Вы выбрали ответ «нет», перейдите к ответу №25 (на вопрос № 24 отвечать не нужно).
Если в Вашей практике (игровой, тренерской) практикуется «моделирование ситуаций» во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите в какой части тренировки:
а) в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки),
б) в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки),
в) основной,
г) в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки.
25) Как вы считаете, как часто необходимо прибегать к психодиагностике состояний спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) 2-3 раза за сезон (в начале, середине, перед серией «плей-офф»),
б) каждый месяц,
в) по необходимости,
г) не вижу в этом смысла.
26) Опираясь на ваш опыт (игровой, тренерский), в действительности на практике «проводится ли» и «как часто проводится» психодиагностика состояния спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) проводится только в начале сезона,
б) проводится 2-3 раза за сезон (в начале, середине, перед серией «плей-офф»),
в) проводится по необходимости, в крайних случаях, если есть видимые проблемы или спортсмен сам просит о помощи,
г) не проводится.
27) Как вы считаете, нужна ли систематизированная психодиагностика состояния спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) нужна, помогает корректировать весь процесс подготовки,
б) не нужна, не вижу в этом смысла,
в) не знаю, не могу ответить,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
28) На Ваш взгляд, какой формат проведения коррекции психологического состояния спортсменов более эффективен в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) индивидуальный,
б) групповой,
в) командный,
г) Ваш (иной) вариант ответа.
29) Управлять психологической подготовкой спортсмена и спортивного коллектива (команды) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, обязан:
а) тренер команды, так как он грамотный специалист, знающий свое дело и должен знать азы психологии и выполнять функции психолога,
б) доктор-врач команды - так как спортсмены рассказывают о своем состоянии, как о физическом, так и эмоциональном,
в) психолог команды
г) Ваш (иной) вариант ответа.
30) Как Вы относитесь к самостоятельной психологической подготовке спортсмена в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?
а) положительно, спортсмен должен самостоятельно изучать и расширять свои возможности, при условии отсутствия проблем,
б) положительно, если спортсмен самостоятельно консультируется и работает с профессиональным психологом,
в) нейтрально, не вижу в этом ничего «плохого» и «хорошего», так как осознанный самоконтроль и самоподготовка, на мой взгляд, является показателем ответственности к своему состоянию и к спортивной карьере, следует только вспоминать о принципе «не навреди!!!»,
г) отрицательно, спортсмен не может адекватно оценивать свое состояние, тем самым может навредить себе, а о полноценной подготовке естественно речи не идет, особенно когда это идет в разрез с требованиями тренера и общей командной работой.
Список литературы
1. Амплеева В.В. Психология общения в спорте. Учебно-методическое пособие.
Тольятти: ПВГУС, 2012. 132 с.
2. Гасанпур М.Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология, 2011. № 4. С. 70-72.
3. ИльинЕ.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
4. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта. Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2014. 292 с.
5. Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К. Мнение ведущих тренеров Республики Татарстан в игровых видах спорта по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина. (г. Казань, 2324 ноября 2017 г.). Казань: Издательство Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма, 2017. С. 226-229.