Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шнирас Ш., Ушпурене А.Б.

Цель исследования - оценить соревновательно-социальные навыки у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта. Методика и организация исследования. Выборка исследования состояла из 180 спортсменов (100 - из командных видов спорта и 80 - из индивидуальных). Из командных видов спорта - 62 мужчины и 38 женщин, из индивидуальных видов спорта - 48 мужчин и 32 женщины. Соревновательно-социальные навыки спортсменов оценивались с помощью адаптированного опросника Y. Sugiyama. Для сравнения результатов двух групп была рассчитана статистическая достоверность различий в оценках средних значений показателей соревновательно-социальных навыков в командных и индивидуальных видах спорта. Для оценки статистической значимости различий между группами использовался t-критерий Стьюдента. Уровень значимости различий был выбран равным <0,05. Статистический анализ данных проводился при помощи программы SPSS 22.0. Результаты исследования и выводы. После анализа соревновательно-социальных навыков у испытуемых было выявлено, что спортсмены из командных видов спорта оценивают свои навыки более благоприятно (р<0,05) (индекс соревновательно-социальных навыков из командных видов спорта - 3,55, из индивидуальных видов спорта - 2,91). Во время соревнований им лучше получается передавать, получать и обрабатывать информацию от тренера, товарищей по команде, соперников. Также они лучше контролируют и регулируют свое эмоциональное состояние в ответ на действия соперников или товарищей по команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шнирас Ш., Ушпурене А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLS-SPECIFIC COMPETITIVE FITNESS OF ATHLETES FROM TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS

Objective of the study was to assess the level of development of the skills-specific competitive fitness of athletes from team and individual sports. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 180 athletes: 100 from team sports (62 males and 38 females) and 80 from individual sports (48 males and 32 females). The level of development of the athletes’ skills-specific competitive fitness was assessed using the questionnaire adapted by Y. Sugiyama. The data obtained in the two groups were compared based on the statistical significance of the differences in the average values of the skills-specific competitive fitness of the athletes from team and individual sports. The Student’s t-criterion was used to rate the statistical significance of the intergroup differences. The significance level was chosen to be <0.05. The statistical analysis of the data obtained was carried out using the SPSS 22.0 software. Results and conclusions. The analysis of the level of development of the subjects’ skills-specific competitive fitness revealed that the athletes from team sports rated their skills more favorably (p<0.05) (team sports index - 3.55, individual sports index - 2.91). During the competitions, the athletes were able to better transmit, receive, and process information from the coach, teammates, and opponents. They were also found to better control and regulate their emotional state in response to their teammates’ or opponents’ actions.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА»

соревновательно-социальные навыки у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 18.05.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ш. Шнирас1 Кандидат педагогических наук А.Б. Ушпурене1 'Литовский университет спорта, Каунас, Литва

SKILLS-SPECIFIC COMPETITIVE FITNESS OF ATHLETES FROM TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS

PhD, Associate Professor S. Sniras1 PhD A.B. Uspuriene1

'Lithuanian Sports University, Kaunas, Lithuania

Информация для связи с автором: sarunas.sniras@lsu.lt

Аннотация Annotation

Цель исследования - оценить соревновательно-социальные навыки у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта. Методика и организация исследования. Выборка исследования состояла из 180 спортсменов (100 - из командных видов спорта и 80 - из индивидуальных). Из командных видов спорта - 62 мужчины и 38 женщин, из индивидуальных видов спорта - 48 мужчин и 32 женщины. Соревновательно-социальные навыки спортсменов оценивались с помощью адаптированного опросника Y. Sugiyama.

Для сравнения результатов двух групп была рассчитана статистическая достоверность различий в оценках средних значений показателей соревновательно-социальных навыков в командных и индивидуальных видах спорта. Для оценки статистической значимости различий между группами использовался t-критерий Стьюдента. Уровень значимости различий был выбран равным <0,05. Статистический анализ данных проводился при помощи программы SPSS 22.0.

Результаты исследования и выводы. После анализа соревновательно-социальных навыков у испытуемых было выявлено, что спортсмены из командных видов спорта оценивают свои навыки более благоприятно (р<0,05) (индекс соревновательно-социальных навыков из командных видов спорта - 3,55, из индивидуальных видов спорта - 2,91).

Во время соревнований им лучше получается передавать, получать и обрабатывать информацию от тренера, товарищей по команде, соперников. Также они лучше контролируют и регулируют свое эмоциональное состояние в ответ на действия соперников или товарищей по команде.

Ключевые слова: соревновательно-социальные навыки, командные виды спорта, индивидуальные виды спорта.

Objective of the study was to assess the level of development of the skills-specific

competitive fitness of athletes from team and individual sports.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were 180 athletes:

100 from team sports (62 males and 38 females) and 80 from individual sports

(48 males and 32 females). The level of development of the athletes' skills-

specific competitive fitness was assessed using the questionnaire adapted by Y.

Sugiyama.

The data obtained in the two groups were compared based on the statistical significance of the differences in the average values of the skills-specific competitive fitness of the athletes from team and individual sports. The Student's t-criterion was used to rate the statistical significance of the intergroup differences. The significance level was chosen to be <0.05. The statistical analysis of the data obtained was carried out using the SPSS 22.0 software. Results and conclusions. The analysis of the level of development of the subjects' skills-specific competitive fitness revealed that the athletes from team sports rated their skills more favorably (p<0.05) (team sports index - 3.55, individual sports index - 2.91).

During the competitions, the athletes were able to better transmit, receive, and process information from the coach, teammates, and opponents. They were also found to better control and regulate their emotional state in response to their teammates' or opponents' actions.

Keywords: skills-specific competitive fitness, team sports, individual sports.

Введение. В современном обществе важность спорта очень велика, поэтому к спортсменам предъявляются все более высокие требования. Сложные тренировки и соревновательная деятельность оказывают существенное влияние на психологическое состояние спортсмена. Исследования [5, 6, 8, 9] предоставляют доказательства того, что спортсмены с более высоким эмоциональным интеллектом могут более эффективно применять социальные навыки в спортивной деятельности, которые определяют их успех в дальнейшей спортивной карьере. По мнению авторов [7], спортсмены, обладающие нужными социальными навыками, более точно выражают свои

чувства и лучше контролируют их в сложных ситуациях. Спортсмены с хорошо развитыми социальными навыками в большей степени удовлетворены спортивной деятельностью, решениями тренера, межличностными отношениями, способны быстрее контролировать тревогу, страх, негативные эмоции. Это увеличивает шансы спортсменов на победу в спортивных достижениях. Социальные навыки важны для спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Например, в командных видах спорта в большей степени необходимы совместимость и взаимодействие между игроками, более эффективное общение и сотрудничество [3]. В то время как спорт-

смены из индивидуальных видов спорта больше нуждаются в уверенности в себе и в других, а также в правильно принятых решениях в сложных ситуациях. Учитывая это, мы предполо-гаем, что по-прежнему недостаточно научных работ, которые предназначены для исследонания проблем соревновательно-социальных навыков у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта.

Цель исследования - оценить соревновательно-социальные навыки спортсменов командных и индивидуальных видов спорта.

Методика и организация исследования. В исследовании, которое проводилось в 2019 г. в период с марта по апрель, приняло участие 180 респондентов:

• 38 женщин и 62 мужчины из таких командных видов спорта,

как баскетбол, футбол, гандбол;

• 32 женщины и 48 мужчин из таких индивидуальных видов

спорта, как плавание, легкая атлетика, лыжи, биатлон, велосипедный спорт.

Соревновательно-социальные навыки спортсменов оценивались с помощью адаптированного опросника У Sugiyama [10]. Соревновательно-социальные навыки - это навыки, связанные с отправкой и получением вербальной и невербальной информации во время соревнований и сортивной деятельности. Анализировались следующие социальные навыки: кодирование, декодирование, самоконтроль в социальном взаимодействии и эмоциональная реакция на других. Для каждого из этих навыков принадлежащий ему средний балл показывает на его уровень (уровень здесь понимается как степень качества навыков, измеряемых баллами: от 1 до 1,4 балла - очень плохие навыки; 1,5-2,4 балла - плохие навыки; 2,5-3,4 балла - удовлетворительные навыки; 3,5-4,4 балла -хорошие навыки; 4,5-5 баллов - очень хорошие навыки). Навык кодирования - это способность передавать информацию товарищам по команде во время соревнования. Навык декодирования - это способность принимать и обрабатывать информацию от товарищей по команде и соперников во время соревнований. Самоконтроль в социальном взаимодействии - это способность регулировать и корректировать свои поступки и действия во время спортивной деятельности. Эмоциональная реакция на других - это способность контролировать эмоциональное состояние в ответ на влияние соперников или товарищей по команде.

Результаты исследования и их обсуждение. Навыки кодирования более благоприятно оценивают спортсмены из командных видов спорта (см. таблицу) по сравнению со спортсменами из индивидуальных видов спорта. Это означает, что спортсмены из командных видов спорта могут лучше передавать информацию своим друзьям по команде и соперникам во время соревновательной деятельности. Навыки декодирования более благоприятно оценивают спортсмены из командных видов спорта, чем из индивидуальных. Можно предположить, что спортсмены из командных видов спорта способны

лучше принимать и обрабатывать информацию от товарищей по команде, тренера или соперников во время соревновательной деятельности, чем спортсмены из индивидуальных видов спорта. После оценки способности самоконтроля в социальном взаимодействии статистически значимой разницы в обеих исследовательских группах не выявлено. Спортсмены как из командных, так и из индивидуальных видов спорта одинаково контролируют свои действия во время спортивной деятельности. Навык эмоциональной реакции на других статистически более благоприятно оценивался спортсменами из командных видов спорта, чем из индивидуальных. Это говорит о том, что спортсмены из командных видов спорта лучше реагируют на других во время спортивной деятельности.

Проведя данное исследование, было выявлено, что спортсмены из командных видов спорта обладают лучшими соревновательно-социальными навыками, чем спортсмены из индивидуальных видов спорта. Результаты этого исследования соответствовали выводам аналогичных исследований других авторов. Например, Т. М. Aghdas [1], опросив спортсменок из 11 различных видов спорта (легкая атлетика, плавание, катание на коньках, шахматы, стрельба, бадминтон, настольный теннис, футбол, баскетбол, волейбол, гандбол), обнаружил, что у женщин, занимающихся командными видами спорта, социальные навыки лучшие, чем у спортсменок из индивидуальных видов спорта. Между тем авторы S. Sniras ^ Т. Bakanauskas [11] исследовали соревновательно-социальные навыки у юношей и юниоров, занимающихся баскетболом. Исследование показало, что баскетболисты, которые постарше, лучше ценят свои соревновательно-социальные навыки. Научная гипотеза этого исследования была подтверждена лишь частично, потому что результаты исследования показали, что различие между двумя возрастными группами не является статистически значимым, баскетболисты в обеих группах одинаково оценивали свою уверенность, однако баскетболисты-юниоры статистически лучше оценивали другие навыки. Полученные результаты дают основания предположить, что при оценке этих навыков возраст имеет значение. Другие ученые [5, 7] установили значимую взаимосвязь между социальными навыками и эмоциональным интеллектом у спортсменов из разных возрастных категорий. Эмоциональные навыки спортсмена во многом зависят от общения и сотрудничества с членами команды, то есть от того, как члены команды работают вместе и реагируют на меняющиеся ситуации во время спортивной деятельности [4]. Выявленные различия в соревновательно-социальных навыках между спортсменами из командных и индивидуальных видов спорта позволяют утверждать, что спортивная деятельность способствует формированию личности. Спортивная деятельность - это отличный способ спортсменам раскрыть и развить свои социальные навыки. Есть основания полагать, что в будущем ученые должны проводить дополнительные исследования, которые не только дополнят теорию и практику спортивной науки, но и позволят более четко определить: могут ли

Средние оценки соревновательнo-социальных навыков в командных и индивидуальных видах спорта (M±SD)

Социальные навыки Виды спорта п M SD t P

Навык кодирования Командные 100 4,13 0,34 3,05 р<0,05

Индивидуальные 80 3,40 0,48

Навык декодирования Командные 100 3,13 0,59 2,20 р<0,05

Индивидуальные 80 2,41 0,78

Навык самоконтроля Командные 100 3,60 0,49 0,60 р>0,05

в социальном взаимодействии Индивидуальные 80 3,61 0,54

Навык эмоциональной реакции на Командные 100 3,20 0,66 2,95 р<0,05

других Индивидуальные 80 2,19 0,61

Индекс соревновательно- Командные 100 3,55 0,45 2,87 р<0,05

социального навыков Индивидуальные 80 2,91 0,57

соревновательно-социальные навыки у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта различаться в зависимости от продолжительности занятий спортом; какие приемы более эффективны для развития у спортсменов социальных навыков во время сортивной деятельности; как соревновательно-социальные навыки влияют на поведение спортсменов во время тренировок и соревнований.

Вывод. Спортсмены из командных видов спорта более благоприятно оценивают соревновательно-социальные навыки, чем спортсмены из индивидуальных видов спорта. Во время соревнований им лучше получается передавать, получать и обрабатывать информацию от тренера, товарищей по команде, соперников. Также они лучше контролируют и регулируют свое эмоциональное состояние в ответ на действия соперников или товарищей по команде.

References

1. Aghdasi T. M. Evaluating social skills of female athlete students in several sports // Journal of tourism, hospitality and sports, 2014, № 4, C. 134-142.

2. Bailey R. Physical Education and Sport in Schools: A Review of Benefits and Outcomes // Journal of School Health, 2006, № 8, C. 54-65.

3. Edwards D. J., Steyn B. J. M. The establishment of norms for the bull's mental skills questionnaire in South African university students:

An exploratory study // African journal for physical, health education, recreation and dance, 2011, №3, C. 526-534.

4. Elfenbein H. A., Polzer J. T., Ambady N. Can teams have emotional skills? The case of recognizing others' emotions. Research on emotion in organizations: Functionality, intentionality and moralyty. Oxford. -2007. C. 7-120.

5. Gill G. S., Lane A. M., Thelwell R. C., Devenport T. J. Relationships between emotional intelligence and psychological skills // International Journal of Fitness, 2011, № 2, C. 9-15.

6. Lane A. M., Thelwell R. C., Lowther J., Devenport T. J. Emotional intelligence and psychological skills use among athletes // Social behavior and personality, 2009, № 2, C. 195-202.

7. McCarhy P. J., Jones M. V., Harwood Ch. G., Olivier S. What do young athletes implicitly understand about psychological skills? // Journal of clinical sport psychology, 2010, № 4, C. 158-172.

8. Sari I. Effective communication for success in sport // International Sports Science Congress, 2010, № 10, C. 435-437.

9. Shatunova O.V., Merzon E.E. Social and psychological factors of influence on athletic progress of gifted students in non-sporting academic disciplines // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2018, № 3, C. 12-14.

10. Sugiyama Y. The effect of basic social skills and psychological competitive ability on competitive social skills // In the Dawn of the New Millennium. Proceedings of the 10th World Congress of Sport Psychology, 1999, № 3, C. 81-82.

11. Sniras S., Bakanauskas T. (2016). Competition-related social psychological skills of young basketball players participating in Lithuanian students basketball league // Sport Science, 2016, № 1, C. 28-33.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

методика тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки

А.И. Салмова1 2

1Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, Казань 2Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма, Казань

УДК/UDC 378.14

Ключевые слова: бильярдный спорт, спортсмены с нарушением слуха, тренировочный процесс, методика.

Введение. Проблема успешной социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в нашей стране. В данном процессе активно используются средства адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Несмотря на внедрение стандартов по адаптивному спорту по всем нозологическим группам, они включают не все спортивные дисциплины. Например, бильярдный спорт не входит ни в один из федеральных стандартов по спорту для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Цель исследования - обосновать эффективность методики спортивной тренировки бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки.

Методика и организация исследования. В организованном на базе СШОР «Спектр» (г Казань) педагогическом эксперименте (сентябрь 2018 г. - май 2020 г.) приняло участие 20 спортсменов с нарушением слуха 9-11 лет, обучающихся в отделении бильярда (КГ-10, ЭГ-10 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Разработана методика спортивной тренировки бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки, включающая: авторские жесты, определяющие систему основных ударов в бильярдном спорте, специальные упражнения для обучения техническим элементам с учетом особенностей восприятия лиц с нарушением слуха, средства оздоровительно-корригирующей направленности, средства ментальной тренировки, аэробные упражнения.

Оценка физического состояния спортсменов показала, что регулярное использование средств разработанной методи-

METHODOLOGY OF TRAINING PROCESS OF HEARING IMPAIRED BILLIARD PLAYERS AT BEGINNER TRAINING STAGE

A.I. Salmova1, 2

1Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan 2Volga Region State Academy of Physical culture, sport and tourism, Kazan

Поступила в редакцию 10.01.2021 г.

ки увеличило показатели ЖЕЛ на 35,7 % у девочек и на 31,3 % у мальчиков, кистевой динамометрии правой руки (у большинства спортсменов ведущей) - на 89,6 % у девочек и на 70 % у мальчиков в ЭГ, в КГ показатели ЖЕЛ увеличились на 17,3 % у девочек и на 14,9 % у мальчиков, показатели кистевой динамометрии - на 44,8 % у девочек и на 30 % у мальчиков. По тестам физической подготовленности прирост в ЭГ был значительно выше, чем в КГ. В тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (раз) - 109,5 % у девочек (КГ - 80,9 %), 56,2 % - у мальчиков (КГ - 18 %), в тесте «Приседания» (раз в минуту) - у девочек показатели улучшились на 101,4 % (КГ - 81,4 %), у мальчиков -на 79,2 % (КГ - 59 %), в тесте из Федерального стандарта спортивной подготовки по бильярдному спорту «Стойка на одной ноге, вторая нога поднята» (руки скрещены на груди) прирост составил 80,7 % у девочек (50 % - КГ) и 82,7 % у мальчиков (31 % - КГ), по тесту «Метание теннисного мяча в цель» (раз из 10 попыток) показатели улучшились на 123,5 % (64,7 % -КГ) у девочек и на 100 % (55 % КГ) у мальчиков. Во всех тестах, демонстрирующих прирост технической подготовленности («целенаправленность и прямолинейность удара», «меткость удара», «соразмерность удара») прирост у спортсменов ЭГ оказался в 2-3 раза выше, чем в КГ.

Вывод. Эффективность разработанной методики подтверждена экспериментальными данными. Продолжаются работы по разработке методического обеспечения на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Использованная литература

1. Салмова А.И. Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 6. - С. 60-63.

Информация для связи с автором: nastia_billiard@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.