Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / ценностные ориентации / подростки / взаимосвязь / агрессивное поведение.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевская М. А.

В статье рассматривается актуальная, на сегодняшний день, тема: «Взаимосвязь агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте». В статье рассматриваются такие понятия, как «агрессия», «агрессивное поведение», «ценностные ориентации». Представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котелевская М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 316. 6

Котелевская М.А.

студент Научный руководитель: Некрасова Е.В., канд. психол. наук

доцент

кафедра "Педагогика и психология " Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРЕНТАЦИЙ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная, на сегодняшний день, тема: «Взаимосвязь агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте». В статье рассматриваются такие понятия, как «агрессия», «агрессивное поведение», «ценностные ориентации». Представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

Ключевые слова: агрессия, ценностные ориентации, подростки, взаимосвязь, агрессивное поведение.

Kotelevskaya M.A.

student

Togliatti State University Russia, Togliatti

THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSION AND VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENCE

Annotation. The article deals with the actual, to date, topic: «The relationship between aggression and value orientations in adolescence». In the article such concepts as «aggression», «aggressive behavior», «value orientations» are considered. The results of the experimental study of the relationship between aggression and value orientations in adolescence are presented.

Key words: aggression, value orientations, adolescents, interrelation, aggressive behavior.

Введение. Агрессия и ценностные ориентации - два ключевых аспекта, которые имеют важное влияние на формирование личности подросткового возраста. В современном обществе проблема агрессии становится все более актуальной и требует глубокого понимания и разбора.

Исследование взаимосвязи агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте предоставляет нам возможность более глубокого погружения в проблематику формирования личности подростков и понимания факторов, влияющих на эти процессы.

Подростковый возраст - это период интенсивного развития личности, в котором особенно важно установление своего места в обществе и формирование собственных ценностей. Ценности, которым отдают предпочтение подростки, имеют важное значение в построении их мировоззрения и выборе пути развития. Именно на этой стадии формируется система ценностей, которая будет влиять на их будущую жизнь и поведение [1].

Однако, когда ценностные ориентации подростка не совпадают с общепринятыми нормами, возникает конфликт, который может проявляться в виде агрессивного поведения. Подростки, имеющие низкую осведомленность о собственных ценностях или испытывающие противоречия между своими ценностями и ценностями окружающей среды, могут часто проявлять агрессивное поведение в попытке утвердить себя и свою позицию. Это может привести к негативным последствиям, как для самих подростков, так и для общества в целом.

Изучение взаимосвязи агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте имеет большую актуальность, так как помогает понять механизмы формирования агрессивного поведения и найти способы его предотвращения. Более глубокое исследование данной темы может привести к разработке эффективных стратегий и программ, направленных на поддержку подростков в процессе формирования ценностей и определения пути своего развития.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение), эмпирические (тестирование подростков), математические (подсчёт и интерпретация полученных данных исследования).

Результаты исследования. Подростковый возраст - это период от 11 до 17 лет. Данный возраст является переходным между детством и началом взрослости. В силу такого промежуточного характера в данный период происходит большой скачок в развитии, как биологическом, так и психологическом.

Агрессивное поведение - это такой тип поведения, когда намеренно наносится моральный или физический вред другому человеку. Проявления агрессивного поведения могут разниться по гендерному и возрастному признаку [1].

Ценностные ориентации - это структурные элементы социально-нравственного сознания, которые формируются в результате индивидуального осмысления социально принятых ценностей, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации определяют характер постановки жизненных целей, принятия решений и мировоззрение в целом [3].

Формирование системы ценностей имеет большое значение для развития нравственного, морального и социального сознания. Основная проблема подростка в том, что он хочет поскорее стать взрослым, не понимая целостно, что это значит. Первый шаг к обретению взрослости -формирование своей системы координат, относительно которой будет выстраиваться собственная жизнь.

Социальная среда в детский период характеризуется высокой степенью гомогенности: детям комфортнее находится в однополых компаниях со схожими интересами и увлечениями. Так происходит в силу активной социализации ребенка. Но в подростковый период начинается этап индивидуализации - формирование индивидуального отношения к имеющимся в обществе ценностям, идеалам и убеждениям, то есть формирование ценностных ориентаций [4].

Одним из способов формирования собственной системы ценностей является копирование уже существующих способов отношения к действительности. Нередко подростки уходят в подражание: своим кумирам, авторитетным сверстникам или старшим людям. Это самый распространенный способ осознания себя - примерить «чужое пальто». Через такую «примерку» и копирование подростков формирует ценностные ориентации - свое индивидуальное отношение к имеющимся в обществе универсалиям, ценностям и идеалам.

Еще одним способом является увлечение философскими концепциями, эзотерическими направлениями, стремление к рассуждению. Не всегда эти увлечения носят глубокий характер, порой подростки опять же копируют какие-то идеи, чтобы отразить их в социальной коммуникации, например, в школе или в диалоге со взрослыми, и услышать реакцию на них, прочувствовать себя в них, насколько это им близко и комфортно быть в такой системе рассуждений. Часто бывает, что подростки уходят в гипертрофированные концепции, максимализм, чтобы на гранях ярче прочувствовать свое отношение, найти себя [2].

Ценностное самосознание, таким образом, является очень важным началом на пути взросления подростка.

С целью выявления взаимосвязи агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте, нами была проведена экспериментальная работа.

Экспериментальная работа была проведена на базе МБУ «Школа №13» г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие ученики 10-ых классов в количестве 40 человек.

Экспериментальная работа включала в себя следующие этапы:

1) на первом этапе выявили уровень склонности подростков к агрессивному поведению;

2) на втором этапе выявили ценностные ориентации у подростков;

3) на третьем этапе установили взаимосвязь агрессии и ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

Для диагностики склонности к агрессии у подростков был использован опросник Басса-Дарки. Результаты представим ниже (рисунок 1).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Низкий уровень

Средний уровень

30%

Высокий уровень

Рисунок 1 - Уровень склонности к агрессии у подростков

Как видно из рисунка 1, низкий уровень склонности к агрессии был выявлен у 12 (30%) подростков. Средний уровень склонности к агрессии был выявлен у 26 (40%) подростков, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании. Высокий уровень склонности к агрессии был выявлен у 12 (30%) подростков.

Таким образом, нами были определены две группы подростков: с высоким уровнем агрессии (первая группа) и с низким уровнем агрессии (вторая группа).

Далее были определены ценностные ориентации подростков. Для этого была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Для начала представим результаты, которые были получены в первой группе (у подростков с высоким уровнем склонности к агрессии) (Таблица 1).

Таблица 1 - Терминальные ценностиподростков с высоким уровнем

агрессии по результатам теста М. Рокича

Ценности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 2 3 4

1. Активная деятельная жизнь 30% 50% 20%

2. Жизненная мудрость 20% 40% 40%

3. Здоровье 80% 20% 0%

4. Интересная работа 30% 50% 20%

5. Красота природы и искусства 40% 30% 30%

6. Любовь 60% 30% 10%

7. Материально обеспеченная жизнь 40% 30% 30%

8. Наличие хороших и верных друзей 30% 40% 30%

9. Общественное признание 10% 40% 50%

10. Познание 20% 40% 40%

11. Продуктивная жизнь 50% 30% 20%

12. Развитие 20% 30% 50%

13. Развлечения 50% 30% 20%

14. Свобода 40% 30% 30%

15. Счастливая семейная жизнь 60% 20% 20%

16. Счастье других 30% 40% 30%

17. Творчество 30% 30% 40%

18. Уверенность в себе 40% 30% 30%

Таким образом, как видно из таблицы 1, у большинства подростков с высоким уровнем агрессии, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, по результатам тестирования по тесту М. Рокича, преобладает средний и высоким уровень терминальных ценностей. Для большинства из них наиболее значимы такие ценности, как: здоровье, любовь, счастливая семья, развлечение, красота; наименее значимы творчество, счастье других, развитие.

Далее в результате проведения методики М. Рокича, нами были выявлены инструментальные ценности подростков с высоким уровнем склонности к агрессии. Результаты представим ниже в таблице (таблица 2).

Таблица 2 - Инструментальные ценности подростков с высокким уровнем склонности к агрессии по результатам теста М. Рокича_

Ценности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Активная деятельная жизнь 20% 40% 40%

2. Жизненная мудрость 50% 40% 10%

3. Здоровье 80% 20% 0%

4. Интересная работа 50% 30% 20%

5. Красота природы и искусства 30% 20% 50%

6. Любовь 20% 30% 50%

7. Материально обеспеченная жизнь 60% 30% 10%

8. Наличие хороших и верных друзей 50% 40% 10%

9. Общественное признание 40% 40% 20%

10. Познание 20% 40% 40%

11. Продуктивная жизнь 20% 30% 50%

12. Развитие 40% 30% 30%

13. Развлечения 30% 50% 20%

14. Свобода 30% 30% 40%

15. Счастливая семейная жизнь 60% 20% 20%

16. Счастье других 30% 40% 30%

17. Творчество 10% 30% 60%

18. Уверенность в себе 30% 30% 40%

Таким образом, как видно из таблицы 2, у большинства подростков с высоким уровнем агрессии, принявших участие в нашем экспериментальном исследовании, по результатам тестирования по тесту М. Рокича, преобладает средний и низкий уровень инструментальных ценностей. Для большинства из них наиболее значимы такие ценности, как: высокие запросы, нетерпимость, честность, образованность, воспитанность; наименее значимы: самоконтроль, терпимость, широта взгляда, эффективность в делах.

Далее мы провели данное тестирование с подростками, имеющими низкий уровень склонности к агрессии. Также, как и в первом случае, сперва мы выявили терминальные ценности у данных подростков.

Результаты представлены ниже в таблице (таблица 3).

Таблица 3 - Терминальные ценности подростков с низким уровнем склонности к агрессии по результатам теста М. Рокича_

Ценности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Активная деятельная жизнь 60% 30% 10%

2. Жизненная мудрость 70% 30% 0%

3. Здоровье 80% 20% 0%

4. Интересная работа 70% 20% 10%

5. Красота природы и искусства 30% 20% 50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Любовь 50% 30% 20%

7. Материально обеспеченная жизнь 60% 30% 10%

8. Наличие хороших и верных друзей 80% 20% 0%

9. Общественное признание 30% 20% 50%

10. Познание 50% 40% 10%

11. Продуктивная жизнь 70% 20% 10%

12. Развитие 50% 30% 20%

13. Развлечения 50% 30% 20%

14. Свобода 80% 20% 0%

15. Счастливая семейная жизнь 80% 20% 0%

16. Счастье других 40% 30% 30%

17. Творчество 20% 50% 30%

18. Уверенность в себе 70% 30% 0%

Таким образом, как видно из таблицы 3, у большинства подростков с низким уровнем склонности к агрессии по результатам тестирования по

тесту М. Рокича, преобладает высокий уровень терминальных ценностей. Для большинства из них наиболее значимы такие ценности, как: здоровье, наличие хороших друзей, продуктивная жизнь, свобода, счастливая семейная жизнь; наименее значимы: красота природы и искусства, общественное признание, творчество.

Далее в результате проведения методики М. Рокича, нами были выявдены инструментальные ценности подростков данной группы. Результаты представим ниже в виде таблицы (таблица 4).

Таблица 4 - Инструментальные ценности подростков с низким уровнем агрессии по результатам теста М. Рокича_

Ценности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Активная деятельная жизнь 60% 30% 10%

2. Жизненная мудрость 70% 20% 10%

3. Здоровье 30% 20% 50%

4. Интересная работа 40% 30% 30%

5. Красота природы и искусства 30% 20% 50%

6. Любовь 70% 20% 10%

7. Материально обеспеченная жизнь 10% 30% 60%

8. Наличие хороших и верных друзей 80% 20% 0%

9. Общественное признание 80% 20% 0%

10. Познание 50% 40% 10%

11. Продуктивная жизнь 70% 20% 10%

12. Развитие 50% 30% 20%

13. Развлечения 50% 30% 20%

14. Свобода 80% 20% 0%

15. Счастливая семейная жизнь 80% 20% 0%

16. Счастье других 70% 20% 10%

17. Творчество 80% 20% 10%

18. Уверенность в себе 70% 30% 0%

Итак, как видно из таблицы 4, у большинства подростков с низким уровнем агрессии, по результатам тестирования по тесту М. Рокича, преобладает высокий уровень инструментальных ценностей. Для большинства из них наиболее значимы такие ценности, как: аккуратность, воспитанность, независимость, образованность, ответственность, терпимость, честность, широта взглядов; наименее значимы: высокие запросы, исполнительность, нетерпимость к недостаткам.

Подводя итог данному тестированию, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение влияет на выбор ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

Таким образом, взаимосвязь между агрессией и ценностными ориентациями в подростковом возрасте является сложной и варьирует в зависимости от множества факторов. Важно учесть, что формирование позитивных ценностей и сдерживание агрессии в подростковом возрасте играют решающую роль в формировании здоровой личности и успешной адаптации в обществе. Однако, для достижения этих целей необходимо сочетание усилий как образовательных учреждений, так и семьи, а также широкомасштабных мер, направленных на создание благоприятной социокультурной среды, способствующей формированию позитивных ценностей и предотвращению развития агрессии у подростков.

Использованные источники:

1. Лысенко А. В., Петров А. В. Ценностные ориентации подростков // Таврический научный обозреватель. 2018. №12-2 (29). С. 118-121.

2. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2019. №2. С. 37 -41.

3. Мурадова, В. И. Агрессивное поведение современных подростков / В. И. Мурадова. // Молодой ученый. 2021. № 15 (119). С. 413-415.

4. Чудова Н. В. Исследование ценностных оснований агрессивности // Прикладная юридическая психология. 2019. №3. С. 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.