Выводы. В ходе теоретического исследования было выявлено, что в организациях, где проводится эффективная адаптация персонала, работники гораздо быстрее и качественнее осваивают профессиональные навыки и обязанности, достаточно легко находят общий язык с коллегами, что в свою очередь повышает продуктивность работы всей организации в целом.
Тем не менее, в соответствии с быстрым ритмом жизни, изменением требований к персоналу, существует необходимость поиска и реализации в современных организациях инновационных технологий, подходов и средств работы с человеческими ресурсами, в том числе по организационной социализации.
Литература:
1. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект,
2015. - 96 с.
2. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Ивановская Л.В., Эсаулова И.А. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие; Проспект - М., 2014. - 619 с.
3. Лапочкина А. Что нужно знать про онбординг? [Электронный ресурс] - URL: https://hr-portal.ru/blog/chto-nuzhno-znat-pro-onbording (дата обращения: 10.10.2019).
4. Матюк А. Онбординг в кадровой политике: раскрываем таланты [Электронный ресурс] - URL: https://netology.ru/blog/onbording (дата обращения: 15.10.2019).
5. Маясова Т.В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость // Вестник Мининского университета. 2014 - №4 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/534/510 (дата обращения 06.10.19).
6. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 с.
7. Никулина Я. Онбординг: как вовлечь, удержать и покорить пользователя [Электронный ресурс] -URL: https://www.carrotquest.io/blog/onboarding-chto-eto/ (дата обращения: 15.10.2019).
8. Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход; Мир - Москва, 2017. - 752 c.
9. «Onboarding» как механизм корпоративной социализации: типы и факторы успешности [Электронный ресурс] - URL: https://old.ht-lab.ru/cms/new/102011-16042013 (дата обращения: 15.11.2019).
10. Сотникова С.И. Управление персоналом. Деловая карьера. Учебное пособие; РИОР, Инфра-М - М.,
2016. - 328 c.
11. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015 - №3 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/86/87 (дата обращения 07.10.19).
12. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.
13. Яшкова Е.В., Павлова Ю.А. Внедрение компетентностного подхода в управление персоналом организации в период модернизации российской экономики // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 2 (42). С. 124-129.
Психология
УДК:159.9
кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической профилактики деформации ценностных ориентаций у подростков. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательной школы учитывать специфику социально-психологических условий для профилактики деформации ценностных ориентаций подростков и применять программу по профилактике деформации ценностных ориентаций у подростков. Это позволило значительно улучшить результаты, и соответственно, минимизировать признаки наличия деформации ценностных ориентаций у подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации, подростки, деформация, профилактика, личность, агрессивность, тревожность, нормы поведения.
Annotation. This study is devoted to the problem of socio-psychological prevention of deformation of value orientations in teen-agers. The paper actualizes to take into account the specifics of socio-psychological conditions for the prevention of deformation of value orientations of teen-agers under the conditions of general school and apply the program for the prevention of deformation of value orientations in teen-agers. This is resulted in significantly improved results, and accordingly, minimize the signs of deformation of value orientations in in teen-agers.
Keywords: value orientations, teen-agers, deformation, prevention, personality, aggressiveness, anxiety, norms of behavior.
Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательной школы является работа по профилактике деформации ценностных ориентаций у подростков. В современном обществе наблюдается социальная нестабильность, распад привычного уклада жизни, отказ от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентаций. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, но зачастую подростки выбирают ошибочные ценностные приоритеты, вследствие чего их поведение становится асоциальным, нарушаются взаимоотношения с другими людьми.
Формирование ценностных ориентаций, интенсивно происходит в подростковом возрасте - этапе, являющимся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в выборе профессии. Наличие ценностных ориентаций в мировоззрении позволяет не только отражать реальность, но и направляет личность на трансформирование и развитие, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Ценностные ориентации причисляют к наиболее сложным психологическим образованиям личности. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает подросток с окружающими его людьми и условиями, которые ведут к резкой смене существующих ценностных ориентиров, тем самым ставя их перед дилеммой.
Вопросами ценностных ориентаций личности занимались выдающие психологи - Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.
Несмотря на теоретическую и практическую разработанность данной проблемы, возникло противоречие в том, что социальные педагоги, психологи и педагоги в общеобразовательных школах сталкиваются с все более увеличивающийся агрессивностью подростков, тревожностью и враждебностью, что становиться нормой поведения, которые нарушают нормальных ход личностного становления. так как используют не все способы профилактики деформации ценностных ориентаций.
Изложение основного материала статьи. Нынешнее молодое поколение воспитывается в социокультурных условиях ценностно-нормативной нестабильности. Вследствие этого оно является носителем не только возможностей прогрессивных перемен в обществе, но и социальной неустойчивости. Знание того, каких ценностей придерживаются подростки, позволяет предсказать дальнейшие перспективы развития российского общества и в конечном итоге предугадать и ближайшее, и крайне отдаленное будущее страны [41.
Ценность - это представление того, что священно для человека, коллектива, общества в целом, их взгляды и суждения, проявленные в поведении. В узком значении под ценностью подразумевают требования, которые выступают в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно предположить, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.
Деформация ценностных ориентаций - это снижение значения системы ценностей и идеалов, связанных с активностью, творчеством, духовным удовлетворением и т.д.
В своих научных трудах К.А. Альбуханова - Славская и А.В. Брушлинский говорят о роли смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая выражается в следующих функциях: принятии (или отвержении) и осуществлении определённых ценностей; усилении (или уменьшении) их важности; удержании (или утрате) этих ценностей во времени [11. Б.С. Братусь обусловливает личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Он проводит разделение личных ценностей как постигнутых смыслов жизни и декларируемых, «называемых» внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова утверждают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект сделал выбор», концентрируя внимание на важности осознания не только смыслов, но и решения об их принятии или непринятии [31.
Изучая работы В. Франкла можно понять, что человек получает смысл жизни, только пережив определенные ценности [91. Г.Е. Залесский объединяет ценности и смыслы через понятие «убеждение». По его мнению, убеждениям свойственны побуждающая и в то же время когнитивная функции [71.
Стремительно быстрый и резкий перелом общественно-политической системы привел к значительным изменениям в социокультурной преемственности поколений. Образование и воспитание - стержневые составляющие механизма преемственности, но они за недавнее время сильно потеснены в системе социализации подрастающего поколения институтами и ценностями культуры массового общества [81.
Социальное становление человека совершается в течение всей жизни и в различных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, группа сверстников - все это социальные группы, составляющие самое близкое окружение индивида и выступающие в качестве носителей разнообразных норм и ценностей. Очень большое значение при построении системы ценностей подростка имеют образовательное учреждение и учитель, который должен быть носителем и транслятором истинно гуманистических, конструктивных ценностей и примером ценностно-самоопределившейся личности. Обучение в школе - переломный момент в жизни ребенка. В школе формируется новая система отношений. В ходе учения происходит развитие интеллектуальных и познавательных способностей. Происходит дальнейшее усвоение моральных и этических норм, строится фундамент нравственного поведения. Высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, моральные и др., развиваются и способствуют формированию ценностных ориентаций личности.
Современные подростки наиболее мобильны и восприимчивы ко всевозможным новым новациям. Средства массовой информации и интернет становятся сегодня для молодежи единственной средой обитания. Однако не все, что предлагают нашим подросткам СМИ, положительно влияет на них. Они потеряли свою воспитательную функцию и заменили ее на функции развлечения и ублажения потребительских желаний. Подростки отторгнуты от высоких образцов культуры и нравственности в силу того, что настоящее искусство стоит дорого, а то, что предлагает СМИ не всегда бывает эстетично и часто показывает дурной вкус и безнравственность. Все это оказывает негативное воздействие на формирование ценностных ориентаций подростков [21.
Существенную роль в формировании ценностных ориентаций подростков играет досуг. Его особая значимость состоит в том, что он может помочь подростку воплотить в реальность то лучшее, что в нем есть. Досуг - это сфера, где дети выступают в новых ролях, раскрывают свои естественные потребности в активной деятельности и самовыражении. Свой досуг подростки обычно проводят в компании со сверстниками. Чаще всего эти встречи происходят во дворах, спортивных площадках, компьютерных клубах, торговых центрах и др. Но если досуг подростка не организован и не контролируется старшими, то дети вступают во всевозможные неформальные группы и организации где бесцельно, порой даже опасно проводят свое время. Причин для деформации ценностных ориентаций в сфере досуга много: расслоение общества, отсутствие хорошо оборудованных площадок, неразвитость интересов, недоступные по ценам для многих клубы и секции [61.
Важнейшим аспектом повышенной деформации ценностных ориентаций у подростков является отрицательное воздействие взрослых на их психику, СМИ, групп сверстников, развивающих у них
антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят к совершению подростком асоциальных поступков, к агрессивному поведению.
Психологи, социальные педагоги проводят диагностику по определению ценностных ориентаций подростков, анализируют полученные данные, затем совместно с учителями и родителями проводят профилактику деформации ценностных ориентаций у подростков [5].
В диагностике принимали участие 25 учеников 9 «А» класса МОУ СОШ 22 г. Орехово-Зуево. С ними были проведены методики: «Методика ценностных ориентаций М.Рокича», «Диагностика уровня агрессии А.Басса и А.Дарки», «Тест смысложизненные ориентации Д.А.Леонтьева», «Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столина». Были получены следующие результаты.
Таблица 1
Результаты исследования терминальные ценности подростков по методике ценностных
ориентаций М. Рокича
Наиболее значимые терминальные ценности подростков Наиболее значимые терминальные ценности подростков (%)
1. Любовь 25
2. Материально обеспеченная жизнь 26
3. Творчество 19
4. Развлечения 30
Таблица 2
Результаты исследования инструментальные ценности подростков по методике ценностных
ориентаций М. Рокича
Наиболее значимые инструментальные ценности подростков Наиболее значимые инструментальные ценности подростков (%)
1. Воспитанность 47
2. Аккуратность 29
3. Жизнерадостность 24
Таблица 3
Результаты исследования состояния агрессии по тесту Басса-Дарки
Формы агрессии Показатель среднего балла
Физическая агрессия 6,8
Косвенная агрессия 4,9
Раздражительность 8,7
Негативизм 3,8
Обида 4,6
Подозрительность 5,7
Вербальная агрессия 9,1
Чувство вины 7,7
Таблица 4
Результаты исследования смысложизненных ориентаций по тесту Д.А. Леонтьева
Шкалы Уровни
Низкий Средний Высокий
Цели в жизни 50% 30% 20%
Процесс жизни 15% 55% 30%
Результативность жизни 35% 45% 20%
Локус контроля - Я 10% 50% 40%
Локус контроля -жизнь 15% 50% 35%
Таблица 5
Результаты исследования детско-родительских отношений по тесту А.Я. Варга, В.В. Столина
Шкалы Уровни
Высокий Средний Низкий
«принятие -отвержение» 15% 35% 50%
«кооперация» 30% 35% 35%
«симбиоз» 30% 23% 47%
«авторитарная гиперсоциализация» 44% 31% 25%
«маленький неудачник» 57% 20% 23%
Исходя из данных диагностического обследования по вышеуказанным методикам, можно сделать следующие выводы:
В подростковом возрасте достаточно высокий уровень деформации ценностных ориентаций.
Враждебность и агрессивность подростков выше нормы, которые приводят к конфликтным ситуациям.
Большинство родителей некомпетентны в вопросах воспитания в своих детях верных ценностных ориентиров.
По результатам, полученным в ходе исследования, нами была разработана программа «Социально-психологическая профилактика деформации ценностных ориентаций подростков в условиях общеобразовательной школы». Основной целью данной программы является профилактика деформации ценностных ориентаций подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи программы: 1. Создание условий для формирования стремления к самопознанию. 2. Улучшение детско-родительских отношений. 3. Снижение уровня конфликтности и агрессивного поведения. 4. Обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с подростками.
После проведенных занятий была произведена повторная диагностика по тем же методикам. Получены следующие результаты.
Таблица 7
Результаты повторного исследования терминальные ценности подростков по методике ценностных ориентаций М. Рокича
Наиболее значимые терминальные ценности подростков Наиболее значимые терминальные ценности подростков (%)
1. Счастливая семейная жизнь 35
2. Здоровье 35
3. Любовь 30
Таблица 8
Результаты повторного исследования инструментальные ценности подростков по методике ценностных ориентаций М. Рокича
Наиболее значимые инструментальные ценности подростков Наиболее значимые инструментальные ценности подростков (%)
1. Воспитанность 49
2. Чуткость 15
3. Жизнерадостность 23
4. Честность 13
Таблица 9
Результаты повторного исследования состояния агрессии по тесту Басса-Дарки
Формы агрессии Контрольный показатель среднего балла
Физическая агрессия 5,3
Косвенная агрессия 4,7
Раздражительность 7,0
Негативизм 3,3
Обида 3,7
Подозрительность 4,9
Вербальная агрессия 8,7
Чувство вины 6,7
Таблица 10
Результаты повторного исследования смысложизненных ориентаций по тесту Д.А. Леонтьева
Шкалы Уровни
Низкий Средний Высокий
Цели в жизни 25% 55% 20%
Процесс жизни 10% 70% 20%
Результативность жизни 15% 75% 10%
Локус контроля - Я 15% 25% 60%
Локус контроля - жизнь 10% 25% 65%
Таблица 11
Результаты повторного исследования детско-родительских отношений по тесту А.Я. Варга, В.В. Столина
Шкалы Уровни
Высокий Средний Низкий
«принятие -отвержение» 50% 35% 15%
«кооперация» 60% 25% 15%
«симбиоз» 65% 20% 15%
«авторитарная гиперсоциализация» 20% 65% 15%
«маленький неудачник» 25% 15% 60%
Выводы. Таким образом, после проведения занятий по программе «Социально-психологической профилактики деформации ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы», а также исходя из повторной диагностики по тем же методикам, мы можем сделать следующий вывод: совместная работа психолога, социального педагога, учителей, родителей оказала действенную помощь в профилактике и предупреждении у подростков деформации в ценностных ориентациях.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: 2007. - 230 с.
2. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. - С. 120-123.
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М.: 2006. - С. 110.
4. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. 2009. № 4. - С. 53-57.
5. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка: монография / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 с.
6. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 522 с.
7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений личности. - М.: 2002. - С. 46.
8. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. - 438 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: 1990. - 349 с.
Психология
УДК 37.015.31
аспирант, ассистент кафедры психологии Боваева Алина Вадимовна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены социально-психологические особенности многодетной семьи как особого социального института. Семья, являясь пространством формирования личности, занимает важное место в жизни человека. Многодетная семья отличается множеством межличностных эмоциональных связей, которые задают полярность психологическому климату в семье. Психологический климат в семье зависит от детско-родительских отношений. В статье представлены результаты исследования психологического климата в многодетной современной семье.
Ключевые слова: психология семьи, многодетная семья, типы семей, особенности, психологический климат, детско-родительские отношения.
Annоtation. The article considers the socio-psychological characteristics of a large family as a special social institution. The family, being the space of personality formation, occupies an important place in human life. A large family is characterized by many interpersonal emotional connections that set the polarity of the psychological climate in the family. The psychological climate in the family depends on the parent-child relationship.
Keywords: family psychology, large family, family types, features, psychological climate, parent-child relationships.
Введение. Семья как социальный институт, как малая группа и психолого-педагогический феномен является уникальным явлением. Соловьев Н.Я. пишет: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на личном союзе и родственных связах, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живучими вместе и ведущими общее хозяйство» [8].
Особенности развития семьи зависит от важнейших характеристик и показателей, к которым исследователи относят следующие: структура семьи, ее функции и динамика развития.
Для раскрытия феномена семьи необходимо рассмотреть содержательное наполнение всех вышеперечисленных параметров.
Изложение основного материала статьи. Одним из важных параметров, определяющим особенности семьи является параметр, который характеризует жизнедеятельность, направленную на удовлетворение потребностей, на достижение целей; параметр, который также определяет общую направленность семьи не только в индивидуальной, личностной форме, но и в общественном формате. Данным параметром выступает функция семьи. Соловьев Н.Я. указывал, что каждая семья имеет столько функций, сколько потребностей она