Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ПОДРОСТОК / ПОВЕДЕНИЕ / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД / ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД / ЦЕННОСТЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме детерминации социального аспекта в поведении современных подростков. Приводится характеристика подросткового периода, определяются его возрастные границы. На основании содержательного понятийного анализа было выявлено, что ценностные ориентации в полном объёме отражают комплекс социальных воззрений современных подростков. Было проведено эмпирическое исследование на предмет ценностных ориентаций современных подростков посредством методики М. Рокича. В результате исследования было выявлено, что существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. В результате проведенного анализа, было выявлено, что современные подростки испытывают на себе все трудности процесса своего становления в колоссально сложных условиях трансформации устаревших ценностей и формирования новых отношений в обществе. Этим и объясняется интерес к данной теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF ADOLESCENT BEHAVIOR IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to the problem of determining the social aspect in the behavior of modern adolescents. The characteristics of the adolescent period are given, its age limits are determined. Based on a meaningful conceptual analysis, it was revealed that value orientations fully reflect the complex of social views of modern adolescents. An empirical study was conducted on the subject of value orientations of modern adolescents using the method of M. Rokich. As a result of the study, it was revealed that significant shifts in the life of society are reflected in the formation of value orientations of modern adolescents, which is manifested in the predominance of values associated with the individual, personal life of a particular person, as well as in the significant variability of individual systems of value orientations. As a result of the analysis, it was revealed that modern teenagers are experiencing all the difficulties of the process of their formation in the enormously difficult conditions of the transformation of outdated values and the formation of new relationships in society. This explains the interest in this research topic.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Социальная педагогика

УДК 31.316

Social pedagogy

СОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Лопатина Т.А.

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Российская Федерация. E-mail: zta_09@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме детерминации социального аспекта в поведении современных подростков. Приводится характеристика подросткового периода, определяются его возрастные границы. На основании содержательного понятийного анализа было выявлено, что ценностные ориентации в полном объёме отражают комплекс социальных воззрений современных подростков. Было проведено эмпирическое исследование на предмет ценностных ориентаций современных подростков посредством методики М. Рокича. В результате исследования было выявлено, что существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций. В результате проведенного анализа, было выявлено, что современные подростки испытывают на себе все трудности процесса своего становления в колоссально сложных условиях трансформации устаревших ценностей и формирования новых отношений в обществе. Этим и объясняется интерес к данной теме исследования.

Ключевые слова: социальный аспект, пубертатный период, ценность, анализ.

Актуальность заключается в необходимости определения особенностей поведения современных подростков через призму ценностных ориентаций, обуславливающих отношение подростков к жизненным явлениям и обстоятельствам.

Перед началом исследования, необходимо рассмотреть теоретический аспект подросткового периода в научной литературе.

Под подростковым возрастом в психологии понимается условная граница между детством и взрослой жизнью, которая связана с возрастом обязательного процесса социализации и вовлечения человека в общественную жизнь [2. С.79].

По мнению исследователя - Выготского Л.С., психологический возраст - это качественно своеобразный период психического развития и становления, который характеризуется появлением новообразования,

подросток, поведение, возрастной период,

которое подготовлено всем ходом предшествующего развития [5. С.33].

Психологический возраст, зачастую не совпадает с реальным возрастом ребенка, который указан в соответствующем документе. Возрастной период имеет свои условные границы, однако рамки таких границ имеют свойство смещаться. Исходя из этого, один ребёнок вступает в новый возрастной период в более раннем возрасте, а другой - в более позднем. Многие исследователи в области психологии отмечают, что особенно существенно данные границы «плавают» в период подросткового созревания детей. В рамках психологической науки общепринятые возрастные границы подросткового возраста обусловлены определенными критериями. Так, А.Е. Кличко дифференцирует подростковый возраст на следующие три фазы [3]:

- младшая подростковая (первая пубертатная) - 12-13 лет;

- средняя подростковая (вторая пубертатная) - 14-15 лет;

- старшая подростковая (третья пубертатная) - 16-17 лет.

Стоит отметить, что критерием классификации подросткового периода выступила ведущая форма деятельности. В общем смысле, весь подростковый период характеризуется существенными изменениями нравственных установок и моделей поведения. Сформированная раннее в процессе учебной деятельности, способность «переориентируется» и рефлексируется школьником на самого себя. В данный период подростки начинают сравнивать себя со взрослыми и с более младшими детьми. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому и признали его состоятельность.

В подростковом периоде особое положение в развитии ребёнка отражается в названиях данного возрастного периода, как: «переходной», «переломный», «трудный» и т.п. И не случайно, поскольку в них отражается сложность и комплексность происходящих процессов развития и становления как личности.

Переход от детства к взрослому периоду формирует основное содержание и специфическое отличие всех граней развития в данный период: физического, умственного, нравственного и социального. По всем направлениям осуществляется процесс становления структурно и качественно новых образований, появляются усовершен-ственные элементы взрослости в результате не только физической перестройки организма в целом, но и самосознания и самопознания, отношений со сверстниками и взрослыми, а также способов коммуникации с ними, интересов, учебной и рекреационной деятельности, наполнения морально - этических норм, обуславливающих поведение, деятельность и социальные отношения.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть приня-

тым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью [4. С. 68]. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими.

Следует отметить, что социальный аспект поведения подростков в полном объёме раскрывается через понятие «ценностные ориентации», которое широко освещено в научной литературе [1]. Так, ценностные ориентации по своей сущности являются одними из наиболее многоуровневых аспектов личности, которые оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества. Ценностные ориентации берут свое начало в социальных группах -семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, рабочий коллектив и т.п. Все эти группы формируют ценностные ориентации каждого индивида и выступают сферой существования различных норм и ценностей.

Вопрос ценностной проблематики всегда приковывал внимания исследователей, рассматривающих отношение: человек -общество. В научной литературе существует достаточно большое количество интерпретаций понятий «ценности» и «ценностные ориентации».

Рассмотрев несколько определений, мы пришли к выводу, что наиболее подходящими и оптимальными понятиями будут следующие: «Ценность представляет собой базовые представления о том, что идеи, цели, мотивы, формы и виды поведения или институты являются более индивидуально или социально приоритетнее иных идейных форм, ценностей, представлений». «Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного». Следует

отметить, что проблема определения особенностей ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке.

Для комплексного анализа социального аспекта в поведении современных подростков, был проведен эмпирический анализ был направлен на выявление ценностей и ценностных ориентаций подростков возрастной категории (11-16 лет).

Исследование проводилось с использованием методики М. Рокича «Изучение ценностных ориентацию». Процедура проведения исследования заключалась в том, что испытуемым предлагалось заполнить бланк методики М. Рокича «Изучение ценностных ориентации». Процедура диагностики проводилась групповым способом.

Методика М. Рокича «Изучение ценностных ориентаций» представляет собой технику, направленную на исследование индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путем интерио-ризации групповых и общекультурных ценностей [3. С. 27].

Базой для разработки данного опросника стали теоретические положения самого М. Рокича. Он определяет понятие ценностей двояко. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей и определенного смысла жизни по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Исходя из этого, М. Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности - цели он называет «терминальными», в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных целей. Ценности -средства носят название «инструментальные», они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения,

ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.

Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных. Респондентам предлагают два списка ценностей. В результате процедуры тестирования испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Ранжирование обоих наборов занимает - 10-20 минут.

Процедура проведения. Исследование начинается с того, что респондентам предлагают два списка ценностей (по 18 в каждом) на листе бумаги в алфавитном порядке. Сначала предъявляется набор терминальных ценностей, затем - набор инструментальных. Далее дается инструкция следующего содержания:

Инструкция: «Перед вами на выбор из 18 ценностей в каждом списке. Ваша задача - распределить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите первой. Вслед за ней поместите ту ценность, которая занимает в вашей жизни не менее важное место. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее значимая для Вас займет 18-е место. Аналогично распределите ценности из второго списка».

Процесс обработки результатов. В итоге испытуемый присваивает каждой ценности из списка определенный ранговый номер. Далее производится подсчёт среднего балла для каждой ценности у определенных возрастных групп.

Анализ исследования ценностных ори-ентаций. Для выявления ценностей и ценностных ориентаций подростков было опрошено 50 учеников 6-11 классов. При этом следует отметить, что все опрошенные были разделены на три равные возрастные группы по классам: 6-7 классы, 89 классы, 10-11 классы (по 20 человек в каждой возрастной группе).

Представим анализ и интерпретацию результатов исследования по методике М. Рокича «Изучение ценностных ориен-таций». В результате проведенного исследования подростков, обучающихся полу-

чены следующие результаты, представ- ленные в таблице 1.

_Таблица 1. Терминальные ценностные ориентации подростков

Терминальные ценности 6-7 классы 8-9 классы 10-11 классы

Активная деятельная жизнь 12 10 9

Жизненная мудрость 16 15 14

Здоровье 15 14 15

Интересная работа 13 12 2

Красота природы и искусство 14 13 17

Любовь 8 2 3

Материально обеспеченная жизнь 2 4 8

Наличие хорошего окружения 7 5 4

Общественное признание 17 16 11

Познание 10 11 13

Продуктивная жизнь 18 17 16

Развитие 6 9 5

Развлечения 1 3 10

Свобода 11 7 1

Счастливая семейная жизнь 5 8 8

Творчество 3 6 18

Инструментальные ценности были также предложены опрошенным. Подростки должны по степени значимости ранжировать инструментальные ценности.

Таблица 2. Инструментальные ценностные ориентации подростков

Инструментальные ценности 6-7 классы 8-9 классы 10-11 классы

Аккуратность 8 13 13

Воспитанность 13 12 10

Высокие запросы 18 18 18

Жизнерадостность 7 15 14

Исполнительность 1 9 15

Независимость 10 8 12

Непримиримость к недостаткам к себе и другим 9 16 17

Образованность 12 5 2

Ответственность 5 10 10

Рациональность 17 7 7

Самоконтроль 16 14 9

Смелость в отстаивании своего 11 4 3

мнения

Твёрдая воля 4 6 4

Терпимость 14 3 5

Широта взглядов 15 1 1

Честность 3 2 6

Эффективность в делах 16 14 18

Чуткость 2 17 16

Из таблиц видно, что для подростков 12-13 лет основной предпочитаемой ценностью являются развлечения. Этой же позиции придерживаются и подростки 14-15 лет. При этом, следует отметить, что для старшеклассников предпочитаемой ценностью является свобода. Кроме этого ученики 6-7 классов основными ценностями являются материально обеспеченная жизнь, творчество, уверенность в себе. При этом отвергаются такие ценности как продуктивная жизнь, общественное признание, жизненная мудрость, красота природы и искусства, интересная работа. Подростки 8-9 классов считают основополагающими такие ценности как любовь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, творчество. Менее предпочитаемыми ценностями для них являются счастье других, общественное признание, жизненная мудрость, здоровье, красота природы и искусства. Для учеников старших классов к предпочитаемым ценностям можно отнести интересную работу, любовь, развитие, уверенность в себе. При этом совершенно отвергаются такие ценности как: красота природы и искусства, жизненная мудрость, продуктивная жизнь.

У подростков 6-7 классов предпочитаемыми инструментальными ценностями являются исполнительность, чуткость, честность, ответственность. При этом отвергаются такие ценности как высокие запросы, рационализм, самоконтроль, широта взглядов, а также терпимость и воспитанность. Подростки 8-9 классов считают основополагающими такие ценности как широта взглядов, честность, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения, образованность, твёрдая воля. Менее предпочитаемыми ценностями для них являются высокие запросы, чуткость, общественное признание, жизнерадостность, самоконтроль, аккуратность. Для учеников старших классов к предпочитаемым ценностям можно отнести широта взглядов, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, твёрдая воля, терпимость, честность. При этом совершенно отвергаются такие ценности как: высокие запросы,

непримиримость к недостаткам в себе и другим, чуткость, исполнительность, жизнерадостность, аккуратность.

На основании проведенного анализа, сделаем следующий вывод. Социально-психологический аспект поведения у подростков определяется приоритетными идеями, целями, мотивами и формами поведения в обществе. По своему содержанию, данный аспект реализуется через такое понятие, как «ценностные ориентации». «Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного».

В подростковый период происходят существенные изменения нравственных установок и моделей поведения. Сформированная раннее в процессе учебной деятельности, способность «переориентируется» и рефлексируется школьником на самого себя. Данный возрастной период характеризуется физиологической перестройкой организма, трансформация психологического фона, в частности переориентирование ценностных установок.

Таким образом, в процессе наблюдения и проведенного опроса было выявлено, что в сознании подростков наиболее важными терминальными ценностями являются хорошие друзья, любовь, свобода и материальная обеспеченность, а инструментальными - широта взглядов, честность, твёрдая воля и образованность.

Существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориен-таций.

В результате опроса подростков, обучающихся, были выявлены следующие основные терминальные ценности: хорошие друзья, любовь, свобода и материальная обеспеченность. Выявленные ценностные

ориентации и придают очертания фило- современных подростков.

софско-социальному облику поведения

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. М.: ТК Велби, 2003. 256 с.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. М. : Прогресс-Традиция, 2009. С. 79-85.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления подростков / А.В. Брушлинский. М.: ПРЕСС, 1983. 96 с.

4. Брыстров Б.И. Психология подростка / Б.И. Брыстров. М.: 1965. 471 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М. : Просвещение, 1996. 318 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лопатина Т.А. Социальный аспект поведения подростков в современном мире / Т.А. Лопатина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 8. С. 30-36.

Сведения об авторе

Лопатина Татьяна Александровна

Аспирант. Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: zta_09@mail.ru

Сведения о руководителе работы Скопа Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор исторических наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. E-mail: sverhtitan@rambler.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 8, pp. 30-36.

THE SOCIAL ASPECT OF ADOLESCENT BEHAVIOR IN THE MODERN WORLD

Lopatina T.A.

Graduate student

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: zta_09@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of determining the social aspect in the behavior of modern adolescents. The characteristics of the adolescent period are given, its age limits are determined. Based on a meaningful conceptual analysis, it was revealed that value orientations fully reflect the complex of social views of modern adolescents. An empirical study was conducted on the subject of value orientations of modern adolescents using the method of M. Rokich. As a result of the study, it was revealed that significant shifts in the life of society are reflected in the formation of value orientations of modern adolescents, which is manifested in the predominance of values associated with the individual, personal life of a particular person, as well as in the significant variability of individual systems of value orientations. As a result of the analysis, it was revealed that modern teenagers are experiencing all the difficulties of the process of their formation in the enormously difficult conditions of the transformation of outdated values and the formation of new relationships in society. This explains the interest in this research topic.

Keywords: social aspect, teenager, behavior, age period, puberty, value, analysis.

References

1. Alekseev P.V. Sotsialnaya filosofiya [Social philosophy]. Moscow, 2003. 256 p. (In

2. Barulin V.S. Sotsialno-filosofskaya antropologiya. Chelovek i obschestvennyiy mir [Socio-philosophical anthropology. Man and the social world]. Moscow, 2009. S. 79-85. (In Russ.).

3. Brushlinskiy A.V. Psihologiya myishleniyapodrostkov [Psychology of thinking of adolescents]. Moscow, 1983. 96 p. (In Russ.).

4. Bryistrov B.I. Psihologiya podrostka [Psychology of a teenager]. Moscow, 1965. 471 p. (In Russ.).

5. Vyigotskiy L.S. Pedagogicheskayapsihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1996. 318 p. (In Russ.).

Information about the author Lopatina Tatiana Alexandrovna

Graduate student. Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: zta_09@mail.ru

Information about the head of the work SkopaVitaly Aleksandrovich

Doctor of Historical Sciences, Professor Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: sverhtitan@rambler.ru

Поступила в редакцию 31.07.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.08.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.