DO110.26170/2079-8717_2022_01 _19 ГРНТИ 15.21.51; 15.31.31
УДК 37.048.45 ББК Ч420.052.6
Код ВАК 19.00.07 (5.3.4)
Холодкова Ольга Геннадьевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Алтайский государственный педагогический университет; 656035, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55; e-mail: [email protected]
Полякова Марина Дмитриевна,
магистрант программы «Психологическое консультирование», Алтайский государственный педагогический университет; 656035, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; профессиональная направленность; профессиональная ориентация; профориентация подростков; профессиональное самоопределение; выбор профессии; старшие подростки.
АННОТАЦИЯ. В статье обсуждаются проблемы изменения в ценностно-смысловом поле современного общества, обусловленные кризисным состоянием социального и экономического контекста жизнеустройства. В большей степени трансформация ценностных образований затрагивает старший подростковый возраст как сензитивный для развития ценностно-смысловой сферы личности. Несомненно, эти трансформации затрагивают и ведущую деятельность возраста - учебно-профессиональную как деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Целью статьи является анализ взаимосвязи между ценностными ориен-тациями и профессиональной направленностью личности старших подростков. Методологическим основанием исследования послужили теория М. Рокича о дифференциации терминальных и инструментальных ценностей и концепция Е. А. Климова о выявлении сферы будущей профессиональной деятельности человека в зависимости от его индивидуальных возможностей. Результаты исследования показали связь ценностных ориентаций старших подростков с определенными типами профессиональной направленности, которые согласуются с требованиями предпочитаемых ими профессиональных сфер. Новизна исследования заключается в том, что были выявлены взаимосвязи между терминальными, инструментальными ценностями и определенными профессиональными предпочтениями старших подростков. Это может послужить основой для решения прикладной задачи исследования: разработки программы профессиональной ориентации старшеклассников в зависимости от доминирующих ценностей учащихся. Было выявлено, что для старших подростков с профессиональной направленностью «человек - художественный образ» большое значение имеет ценностное переживание красоты природы и искусства. Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек - человек» ценят качество межличностного общения. Работа в таких профессиях редко приносит высокий доход, и ребята понимают это, что подтверждается отрицанием ими цели «материально обеспеченная жизнь». Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек -знаковая система» ценят эффективность в деятельности. Учащиеся с профессиональной направленностью «человек - природа» и «человек - техника» не имеют выраженных ценностных ориентаций.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Холодкова, О. Г. Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности старших подростков / О. Г. Холодкова, М. Д. Полякова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 165-172. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_19.
Kholodkova Olga Gennadievna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia
Polyakova Marina Dmitrievna,
Master's Degree Student of the Program "Psychological Counseling", Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia
KEYWORDS: value orientations; professional orientation; professional orientation; vocational guidance for adolescents; professional self-determination; choice of profession; older teenagers.
ABSTRACT. The article discusses the problems of changes in the value-semantic field of modern society, caused by the crisis state of the social and economic context of life. To a greater extent, the transformation of value formations affects older adolescence, as it is sensitive for the development of the value-semantic sphere of the individual. Undoubtedly, these transformations also affect the leading activity of the age -educational and professional as an activity to master the system of scientific concepts in the context of preliminary professional self-determination. The purpose of the article is to analyze the relationship between value orientations and professional orientation of the personality of older adolescents. The methodological basis of the study was the theory of M. Rokeach about the differentiation of terminal and instrumental values, and the concept of E. A. Klimov on the identification of the sphere of future professional activity of a person, depending on his individual capabilities. The results of the study showed a connection between the value orientations of older adolescents with certain types of professional orientation, which are consistent
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
VALUE ORIENTATIONS AND PROFESSIONAL DIRECTION OF THE PERSONALITY OF OLDER TEENAGERS
© Холодкова О. Г., Полякова М. Д., 2022
with the requirements of their preferred professional spheres. The novelty of the study lies in the fact that the relationships were revealed between terminal, instrumental values and certain professional preferences of older adolescents. This can serve as a basis for solving an applied research problem: developing a vocational guidance program for high school students, depending on the dominant values of students. It was revealed that for older adolescents with a professional orientation "person - artistic image", the value experience of the beauty of nature and art is of great importance. Older adolescents with a person-to-person professional orientation value the quality of interpersonal communication. Working in such professions rarely brings a high income, and the guys understand this, which is confirmed by their denial of the goal of "materially secure life". Older adolescents with a professional orientation "person - sign system" value efficiency in their activities. Students with a professional orientation "man - nature" and "man - technology" do not have pronounced value orientations.
FOR CITATION: Kholodkova, O. G., Polyakova, M. D. (2022). Value Orientations and Professional Direction of the Personality of Older Teenagers. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 165-172. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_19.
Введение. Происходящие в нашей стране и в мире серьезные социальные и экономические изменения показывают, что некоторые нравственные, культурные ценности и ориентации общества требуют пересмотра, смены мировоззрения. Ценностные ориентации представляют собой одну из ведущих характеристик личности, уникальную форму познания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я». Ценностные ориентации характеризуют мировоззрение личности, выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех аспектах человеческой деятельности.
Для формирования ценностных ориен-таций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и деятельного отношения к окружающей человека действительности, наиболее благоприятным считается старший школьный возраст, ведь современные подростки являются носителями будущего, и выбор ими ценностей во многом определяет это будущее.
Поэтому школьное образование должно способствовать развитию личности учащихся так, чтобы выпускники хотели и могли самостоятельно ставить и достигать цели, умели ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Следовательно, на одно из первых мест выходит проблема становления каждого школьника как субъекта личностного и профессионального самоопределения.
Многие социологические и психологические исследования подтверждают важную роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности.
Системный, научно и методологически обоснованный подход к решению проблемы социальной и профессиональной самореализации личности снизит вероятность ошибок при выборе старшими подростками профессии и жизненного пути, позволит избежать или ослабить социальные последствия психологической неудовлетворенности, разочарования, порожденные круше-
нием жизненных планов молодых людей.
Вследствие этого становятся актуальными исследования формирования ценностных ориентаций и профессиональной направленности личности старших подростков, а также разработка программ, направленных на развитие личного и профессионального самоопределения.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и типов профессиональной направленности старших подростков.
Анализ последних исследований и публикаций. В современном мире все больше в обиход людей и в круг их жизненных интересов входит понятие ценностей. От чуждо теоретического, навеянного научной недоступностью, понятие «ценность» переходит в категорию привычных и привлекательных, так как открывает человечеству важные для него, значимые, жизненно необходимые, но в то же время допустимые и понятные смыслы, представления, чувства, ощущения, действия и предметы окружающей действительности.
Этимологическая многомерность понятия «ценность» дает нам возможность проследить различное отношение к нему, начиная от значения стоимости, цены, то есть материальной характеристики какого-либо явления, заканчивая духовно-нравственной категорией значимости, полезности, духовной доминанты, уникальной для каждого конкретного человека. Сегодня понятие «ценность» сверхмодно и отражает не только богатство внутреннего мира желаемого многими людьми образа эффективной человеческой жизни, но и является значимым приоритетом в стратегическом понимании развития любого уважающего себя государства.
Содержательное же богатство понятия «ценность» позволяет нам отнести данную смысловую характеристику практически к любому явлению жизни, также и к самому понятию Жизнь. Существует достаточно много классификаций ценностей по различным основаниям (Д. А. Леонтьев [7], В. Н. Мясищев [8], В. П. Тугаринов [12],
Б. А. Барабанщиков [2], А. Маслоу [17], В. Франкл [15], М. Рокич [18] и др.). Ценность отношений, когнитивного и поведенческого аспекта личности, деятельности, чувственной сферы, личностных качеств, ценность жизни как таковой наполняют смыслом наше существование и выстраивают линию нашей жизни. Ценность окружающих нас предметов, явлений, природных богатств и накопленных человечеством достижений дают нам возможность оценить качество нашей жизни и значимость наших усилий в профессиональной и других сферах деятельности.
Присвоение человеческих ценностей идет с самого детства, ребенок уясняет для себя их сущность и смысл в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системно-образующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой, и одновременно задает определенную иерархию ценностей [5].
Все нормы и ценности черпаются ребенком из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов. Однако, как отмечает В. Г. Асеев, «доминирующим является не какой-то отдельно взятый идеал, а обобщенный образ, синтезирующий в себе положительные черты и качества идеальной личности» [1, с. 115].
Осознание смысла человеческих ценностей активно происходит в подростковом возрасте, в период становления мировоззрения, различного рода убеждений и выстраивания картины мира. В поисках собственной идентичности и уникальности подростки прикладывают к себе и к другим людям психологические мерки, которые систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях и поведенческих кодах. Эти представления еще не интернализованы, их еще предстоит проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными [6].
Исследование формирования системы ценностных ориентаций личности особое значение приобретает в старшем подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность лично-
сти, ее активную социальную позицию. По мнению Е. Ф. Рыбалко, «усложнение комплекса личностных свойств в подростковом возрасте происходит за счет включения в систему ценностно-смысловых ориен-таций различного рода нравственных качеств» [11, с. 137].
Законодателями в психологии старшего подросткового можно назвать И. С. Кона [5], Д. И. Фельдштейна [13], В. С. Мухину [9], И. В. Дубровину [14]. Старший подростковый возраст или юность определяется Д. Б. Элькониным [16] как период между 15 и 17 годами, соответствующий переходу от младшего подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Этому периоду развития личности присущи следующие особенности:
1. Актуальная социальная ситуация: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
2. Ведущая деятельность: познавательная и учебная, начало профессионального самоопределения и наработки необходимых навыков.
3. Кризис: 17 лет - напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
4. Новообразования: определение собственных ценностей и планов на будущее, формирование личностного мировоззрения и навыков самообразования.
В. С. Мухина отмечает, что «с вступлением в старший подростковый возраст у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей» [9, с. 345], что говорит об активном этапе их становления. Ранняя юность стремится сформировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. В этот период увеличивается различие между подростками в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в других сферах, характеризующих личность [9].
В старшем подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций старших школьников. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Именно в рамках старшего школьного возраста происходит активное развитие профессионального самоопределения, которое вплетается в складывающуюся ценностно-смысловую сферу личности и формирует базовые цен-
ностные ориентации личности.
Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. И. С. Кон связывает переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности [6].
Для старших подростков становятся характерными тенденция к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления. Формируется принципиальность, развиваются убеждения, чувство долга и ответственности. Высокого уровня развития достигают волевые качества: самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка.
В раннем юношеском возрасте ведущей, определяющей развитие старшеклассников деятельностью является учебно-трудовая, направленная на выработку жизненных планов, поиск средств их реализации. В этот период у старших школьников складываются достаточно устойчивые мотивы, связанные с их представлением о своей будущей жизни и профессиональной деятельности.
Е. А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение как процесс, в котором человек сам проектирует и строит свой жизненный путь в этом мире. Самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека [4].
Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности. Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора.
Выбор профессии - это выбор трудового, жизненного пути, состоящий из цепочки взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее могут следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного решения [4].
Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов.
Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии.
Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, далее с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.
Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии.
Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференциро-ванность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами.
Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.
На профессиональный выбор старшеклассника влияют осознание собственной системы ценностей, знание об «объекте труда» и характеристиках самой профессии. Решающее значение в принятии решения о выборе профессии имеет сформированная система ценностей, действующая как субъективный стимул в отношении старшеклассника к реализуемым профессиям.
Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в подростковом возрасте. Однако данного уровня развития достигают немногие.
Подтверждением тому может служить исследование системы ценностно-смысловых ориентаций личности у старших школьников, проведенное под руководством И. В. Дубровиной [14].
Данное исследование показало, что ценностные ориентации как устойчивое свойство личности полностью сформирова-
ны у одной трети юношей и девушек, у 24% старших школьников ценностные ориентации только начинают формироваться и еще не превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (39%) еще не осознала свою жизненную позицию, не определила свое личное отношение к ценностям окружающего мира [14, с. 138]. Эти результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций старших подростков.
Личность человека, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития, в том числе и в профессиональном самоопределении [11].
Таким образом, психологическое содержание этапа старшего подросткового возраста связано с формированием системы ценностей, развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. Однако недостаточно остается ясным вопрос о существовании взаимосвязи между ценностями старшего подростка и особенностями его профессиональных предпочтений.
Методология и методы исследования. Исследование взаимосвязи между ценностями и профессиональными предпочтениями у старших подростков проводилось среди 60 учащихся 10-х классов школ г. Барнаула. В ходе эмпирического исследования на первом этапе нами были изучены основные терминальные и инструментальные ценности (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [10]) и профессиональные предпочтения старших подростков (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова [4]). Второй этап исследования заключался в подтверждении или опровержении гипотезы о наличии взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональными предпочтениями старших школьников.
Для выявления наиболее и наименее значимых ценностей у испытуемых были рассчитаны среднегрупповые ранговые показатели терминальных и инструментальных ценностей по всем испытуемым.
Изложение основных результатов исследования. Анализ полученных результатов показал, что для старших подростков ведущей терминальной ценностью является «здоровье». Интересно отметить тот факт, что во многих исследованиях структуры ценностей старших подростков
отмечается первостепенная значимость этой ценности у испытуемых. На втором месте по важности находятся такие ценности, как «наличие хороших друзей», «интересная работа». Такой выбор испытуемых согласуется с опубликованными ранее исследованиями. Наименее значимые терминальные ценности для старших школьников - «красота природы и искусства» и «счастье других людей».
Изучение результатов ранжирования инструментальных ценностей показало, что самыми важными для старшеклассников являются такие ценности-средства, как «ответственность» и «чуткость». На втором месте по значимости находится ценность «твердая воля». Не значима для старших подростков такая ценность, как «честность».
Тенденция отрицания молодежью ценности «честность» прослеживается в публикациях исследований ценностных ориента-ций последних лет. Такие результаты в полной мере отражают ситуацию кризиса нравственных ценностей в современном обществе [3; 15].
Качественный анализ ценностных ори-ентаций старших подростков проведен нами с помощью их классификаций по предложенным Д. А. Леонтьевым различным основаниям [7].
Анализ дихотомий терминальных ценностей позволил сделать ряд выводов.
На первое место в иерархии ценностей старшеклассники ставят конкретные цели -«здоровье», «наличие верных друзей», «интересная работа». Абстрактные ценности -«познание», «развитие», «свобода», «творчество» - не значимы для испытуемых и находятся в пределах средних значений.
В блок ценностей личной жизни попали такие значимые для подростков ценности, как «здоровье», «наличие друзей», «любовь». Ценности профессиональной реализации не интересны старшим школьникам, за исключением ценности «интересная работа».
Индивидуальные ценности значимы для оптантов только в части «здоровья», остальные - «активная жизнь», «продуктивная жизнь», «творчество», находятся в зоне индифферентных значений. Ценности межличностного общения важны для старших подростков только применительно к близкому окружению - это «наличие друзей» и «счастливая семейная жизнь», ценность же «счастье других» уверенно отвергается испытуемыми.
Активные ценности представлены в ценностной иерархии старшеклассников ценностью «интересная работа», остальные - «свобода», «продуктивная жизнь», «активная деятельная жизнь», не значимы
для старшеклассников. Среди пассивных ценностей наряду с равнодушным отношением к «познанию», «уверенности в себе», «жизненной мудрости» активно отвергается «красота природы и искусства».
Таким образом, в структуре терминальных ценностей старших подростков наиболее значимыми являются конкретные ценности-цели, ценности личной жизни, индивидуальные ценности, активные и профессиональной самореализации. Абстрактные ценности индифферентны для учащихся. Пассивные ценности отвергаются ими. В ценностях межличностного общения очевидно разделение на высокую значимость общения с близкими людьми и отрицание ценности «счастье людей».
Анализ инструментальных ценностей по предложенным Д. А. Леонтьевым основаниям показал следующие результаты. Этические ценности отвергаются старшими подростками. Среди ценностей межличностного общения учащиеся считают значимой ценность «чуткость»; «воспитанность» и «жизнерадостность» безразличны для них. В структуре ценностей профессиональной самореализации ценности-средства «ответственность» и «твердая воля» имеют большое значение для старшеклассников; «исполнительность» и «эффективность» вызывают равнодушное отношение.
Индивидуалистические ценности представлены в предпочтениях старших подростков ценности «твердая воля», конформистские - «ответственность», альтруистические - «чуткость». Остальные ценности этого блока: «независимость», «высокие запросы», «исполнительность», «самоконтроль», «широта взглядов», «терпимость» -непривлекательны для учащихся.
Ценности самоутверждения представлены в предпочтениях старшеклассников ценностью «твердая воля». Среди ценностей принятия других подростки выделяют ценность «чуткость». Индифферентное отношение у старших школьников к ценностям «терпимость», «высокие запросы», «независимость», «широта взглядов», «непримиримость к недостаткам в себе и в других».
Равнодушное отношение показали испытуемые к интеллектуальным ценностям. Эмоциональные ценности представлены в сознании старших подростков уверенным признанием ценности «чуткость» важной ценностью-средством и столь же уверенным отрицанием значимости ценности «честность».
Таким образом, в инструментальных ценностях старших подростков значимыми ценностями являются межличностные, ценности профессиональной самореализации, конформистские, альтруистические,
индивидуалистические, самоутверждения, ценности принятия других. Интеллектуальные ценности вызывают у старшеклассников индифферентное отношение. Этические ценности отрицаются учащимися. В эмоциональных ценностях видно противоречие между значимостью для испытуемых ценности «чуткость» и отрицанием ценности «честность».
Полученные с помощью теста ДДО Е. А. Климова данные о профессиональных предпочтениях старшеклассников послужили основанием для расчета среднегрупповых ранговых показателей по каждой системе профессиональной направленности. Наиболее привлекательными для старшеклассников являются профессии системы «человек -художественный образ», вторые по значимости - профессии системы «человек - человек». Значительно отстают по важности для старших подростков типы профессий систем «человек - знаковая система», «человек -природа», «человек - техника».
Стоит отметить, что испытуемыми являются учащиеся гуманитарных и социально-экономических классов, и приоритеты их профессиональных интересов вполне отвечают выбранному профилю обучения.
Изучение взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональными предпочтениями у старших подростков показало, что с вероятностью 95% существует как положительная, так и отрицательная корреляция между определенными ценностными ориентациями и профессиональными предпочтениями старших подростков.
При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что в ранжировании ценностей по методике М. Рокича самой значимой ценности присваивается наименьший ранг, а самой непривлекательной - наивысший, тогда как в опроснике ДДО ранжирование производится по возрастанию значимости параметров. Поэтому связь между исследуемыми признаками будет обратной. Следовательно, наличие положительной связи будет подтверждаться отрицательным значением коэффициента Спирмена, отрицательной связи - положительным.
Выявлены отрицательные корреляционные связи с вероятностью 95% между: терминальной ценностью «красота природы и искусства» и профессиональными интересами в системе «человек - художественный образ» (р=-0,34б); терминальной ценностью «творчество» и профессиональной направленностью в системе «человек -художественный образ» (р=-0,334); инструментальной ценностью «смелость в отстаивании своего мнения» и профессиональными интересами в системе «человек -
человек» (р=-0,299); инструментальной ценностью «эффективность в делах» и профессиональной направленностью в системе «человек - знаковая система» (р=-0,298); инструментальной ценностью «высокие притязания» и профессиональными интересами в системе «человек - художественный образ» (р=-0,319). Следовательно, можно сделать вывод о наличии положительной связи между этими признаками.
Отмечены положительные корреляционные связи с вероятностью 95% между: терминальной ценностью «материально обеспеченная жизнь» и профессиональными интересами в системе «человек - человек» (р=0,364); терминальной ценностью «познание, расширение кругозора» и интересами в системе «человек - природа» (р=0,322); терминальной ценностью «счастье других» и профессиональными интересами в системе «человек - знаковая система» (р=0,300); терминальной ценностью «удовольствия» и профессиональной направленностью в системе «человек - художественный образ» (р=0,319); инструментальной ценностью «высокие запросы» и интересами в системе «человек - знаковая система» (р=0,357). Следовательно, между этими признаками существует отрицательная связь.
Заключение. Полученные результаты позволяют составить некоторое представление о ценностных ориентациях старших подростков с определенными профессиональными предпочтениями.
Для подростков с профессиональной направленностью «человек - художественный образ» большое значение имеет ценностное переживание красоты природы и искусства. Возможность заниматься творчеством является для них важной ценностью. Старшеклассники с творческой профессиональной направленностью предъявляют высокие требования к жизни. Однако они не считают удовольствия, развлечения важными для себя.
Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек - человек»
считают важным умение смело отстаивать свою точку зрения. Это качество необходимо в межличностном общении. Взаимодействие между людьми является основным видом деятельности в профессиях системы «человек - человек». Работа в таких профессиях редко приносит высокий доход, и ребята понимают это, что подтверждается отрицанием ими цели «материально обеспеченная жизнь».
Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек - знаковая система» ценят эффективность в деятельности. Они не интересуются счастьем других людей и высоких требований к жизни не предъявляют. Такой выбор ценностей описывает человека, полностью увлеченного деятельностью.
Учащиеся с профессиональной направленностью «человек - природа» не имеют выраженных ценностных предпочтений, однако уверенно отвергают такую ценность, как стремление к развитию, познанию, образованности.
Старшие подростки с профессиональной направленностью «человек - техника» не имеют выраженных ценностных ориен-таций.
Подводя итоги, можно сказать, что гипотеза о существовании взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков нашла количественное и качественное подтверждение: ценностные ориентации старших школьников с определенными типами профессиональной направленности согласуются с требованиями предпочитаемых ими профессиональных систем.
Перспективой нашего дальнейшего исследования может быть изучение психолого-педагогических возможностей развития у старшеклассников ценностных ориента-ций, связанных с освоением будущей профессиональной деятельности. Данное направление может быть интересно практикующим психологам и педагогам среднего и старшего звена с точки зрения профессиональной ориентации старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. - Иркутск : Скиф, 1989. - 195 с.
2. Барабанщиков, Б. А. Системная организация и развитие психики / Б. А. Барабанщиков // Психологический журнал. - 1995. - № 5. - С. 28-38.
3. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньков-ский. - М. : Изд-во Свято-Владим. Братства, 1993. - 222 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - Москва : Академия, 2004. - 304 с.
5. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. - Москва : Фаир-Пресс, 1984. - 335 с.
6. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва : Фаир-Пресс, 2000. - 185 с.
7. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1992. - 17 с.
8. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; вступ. ст.: А. А. Бодалёв. - М. : Институт практической психологии, 1998. - 368 с.
9. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. -6о8 с.
10. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. А. Карелин. - Москва : Эксмо, 2009. - С. 26-28.
11. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1990. - 253 с.
12. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.
13. Фельдштейн, Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 26-34.
14. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва : Педагогика, 1997. - 184 с.
15. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
16. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эль-конин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 144 с.
17. Maslow, A. H. Motivation and Personality / А. Н. Maslow. - New York : Harper and Row, 1989. - 472 р.
18. Rokeach, M. Beliefs, Attitudes and Values / М. Rokeach. - San-Francisco : Josey-Bass Co, 1972. - 214 p.
REFERENCES
1. Aseev, V. G. (1989). Vozrastnayapsikhologiya [Age Psychology]. Irkutsk, Skif. 195 p.
2. Barabanshchikov, B. A. (1995). Sistemnaya organizatsiya i razvitie [System Organization and Development of the Psyche]. In Psikhologicheskii zhurnal. No. 5, pp. 28-38.
3. Zen'kovsky, V. V. (1993). Problemy vospitaniya v svete khristianskoi antropologii [Problems of Education in the Light of Christian Anthropology]. Moscow, Izdatel'stvo Svyato-Vladimirskogo Bratstva. 222 p.
4. Klimov, E. A. (2004). Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow, Akademiya. 304 p.
5. Kon, I. S. (1984). V poiskakh sebya [In Search of Yourself]. Moscow, Fair-Press. 335 p.
6. Kon, I. S. (2000). Psikhologiya rannei yunosti [Psychology of Early Youth]. Moscow, Fair-Press. 185 p.
7. Leont'ev, D. A. (1992). Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsii [Methods of Studying Value Orientations]. Moscow, Smysl. 17 p.
8. Myasishchev, V. N. (1998). Psikhologiya otnoshenii: izbrannyye psikhologicheskie trudy [Psychology of Relationships: Selected Psychological Works]. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii. 368 p.
9. Mukhina, B. C. (2006). Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya [Age Psychology. Phenomenology of Development]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 608 p.
10. Rokeach, M. (2009). Metodika «Tsennostnye orientatsii» [The Methodology of "Value Orientations"]. In Karelin, A. A. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow, Eksmo, pp. 26-28.
11. Rybalko, E. F. (1990). Vozrastnaya i differentsial'naya psikhologiya [Age and Differential Psychology]. Leningrad, Izdatel'stvo LGU. 253 p.
12. Tugarinov, V. P. (1968). Teoriya tsennostei v marksizme [The Theory of Values in Marxism]. Leningrad, Izdatel'stvo LGU. 124 p.
13. Fel'dshteyn, D. I. (1986). Psikhologicheskie problemy obshchestvenno poleznoi deyatel'nosti kak usloviya formirovaniya lichnosti podrostka [Psychological Problems of Socially Useful Activity as a Condition for the Formation of a Teenager's Personality]. In Voprosy psikhologii. No. 4, pp. 26-34.
14. Dubrovina, I. V. (Ed.). (1997). Formirovanie lichnosti v perekhodnyi period ot podrostkovogo k yunosheskomu vozrastu [Formation of Personality in the Transition Period from Adolescence to Youth]. Moscow, Pedagogika. 184 p.
15. Frankl, V. (1990). Chelovek vpoiskakh smysla [Man in Search of Meaning]. Moscow, Progress. 368 p.
16. El'konin, B. D. (2014). Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 144 p.
17. Maslow, A. H. (1989). Motivation and Personality. New York, Harper and Row. 472 p.
18. Rokeach, M. (1972). Beliefs, Attitudes and Values. San-Francisco, Josey-Bass Co. 214 p.