Научная статья на тему 'Взаимопонимание в семьекак основа нравственного воспитанияполикультурной личности'

Взаимопонимание в семьекак основа нравственного воспитанияполикультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТ РОДИТЕЛЕЙ / АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ / ЗАБОТА / ЛЮБОВЬ / ДОБРО / УВАЖЕНИЕ / ТРУДОЛЮБИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МНОГОЯЗЫЧИЕ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / АТА-АНА / БАЛА / НЕМЕРЕ / АСқАР ТАУ / ТәРБИЕ / ОТБАСЫ / АНА ТіЛі / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айткалиева Алмагуль Салыковна

Рассматриваются актуальные проблемы нравственного воспитания поликультурной личности в условиях современного общества. Автор стремится решить данный вопрос с позиции формирования личности в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимопонимание в семьекак основа нравственного воспитанияполикультурной личности»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК8Г42

ВЗАИМОПОНИМАНИЕВ СЕМЬЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙЛИЧНОСТИ

А. С. Айткалиева

Рассматриваются актуальные проблемы нравственного воспитания поликулътурной личности в условиях современного общества. Автор стремится решить данный вопрос с позиции формирования личности в семье.

Ключевые слова: нравственность, духовность, семья, семейное воспитание, культ родителей, авторитет родителей, забота, любовь, добро, уважение, трудолюбие, поликультурная личность, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность, межкультурная коммуникация, межнациональное общение, многоязычие, благоприятный моральнопсихологический климат, ата-ана, бала, немере, аскар тау, тэрбие, от-басы, ана тт, национальная культура, познание окружающего мира.

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений, на поддерживание уважительного отношения к окружающим ставит в число актуальных проблем дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания, создание максимальных условий для формирования, развития и нравственного воспитания поликультурной личности.

В этой связи ученые определяют три группы факторов, влияющих на нравственное воспитание в семье:

• социальная микросреда семьи, где осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям;

• внесемейная деятельность, т.е. совместный труд;

• собственно семейное воспитание как средство целенаправленных педагогических воздействий [1. С. 5].

Казахский национально-традиционный семейный уклад помогает ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учит вклю-

чаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Следует отметить, что одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является несоблюдение традиционных устоев семьи, хотя именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей продолжает получать не только азы, но и саму культуру.

Семья - это определенный морально-психологический климат для ребенка, школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам страны, чувство коллективизма, правдивость, честность, скромность, верность в дружбе и любви - таковы основные черты нравственной личности в понимании казахского народа. Много интересного содержится в этнопеда-гогике о физическом и эстетическом воспитании молодежи. Любовь к детям, постоянная забота о них в семье впоследствии сказываются в благотворных результатах воспитания молодого поколения. Одной из характерных черт казахской народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Об этой специфике свидетельствуют следующие пословицы-поговорки: Эке - асцар тау, ана - мвлд1р булац, бала - жагасындагы цурац, что в переводе означает: Отец - высокая гора, мать - прозрачный родник, ребенок - зеленый тростник. Ата-ананыц цадгрт балалы болганда бглесгц - Цену родителям узнаешь, когда сам станешь отцом. Баланыц тглгн тек анасы гана тусгнедг - Язык ребенка поймет только мать. Царты бар уйдгц цазынасы бар - Слово дедов - источник разума. Также казахи верно подмечают, что Ананыц квцл балада, баланыц квцш далада - Сердце матери в детях, сердце детей в играх [2. С. 8].

В традиционной казахской семье отец и мать - это первые воспитатели, бабушка и дедушка - это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели, аккумулирующие семейные традиции воспитания. Поэтому казахи и в шутку и в серьез изрекают:

Балацды вскенше багасыц, немерецдг влгенше багасыц. О детях заботишься, пока они не вырастут, о внуках заботишься до конца дней своих.

Семейное воспитание начинается с привития простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физическими факторами. Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, родители передают свой моральный кодекс, формируют систему определенных принципов, которой руководствуются сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

Нравственность как состояние духа регулирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Внутренние нравственные убеждения, высокие гуманные принципы делают человека духовным существом и обеспечивают уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень, и что выражается в ее принципах жизнедеятельности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе; отношения и общение на улице; общение с товарищами; отношение

к себе; отношение к природе, к внешнему миру; отношение к общественным требованиям; отношения в семье, которое является самым важным пространством в этом процессе.

Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребенка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро. В казахском языке есть такая пословица: Тэрбие тал бесгктен басталады - Воспитание начинается с колыбели. Казахи часто вспоминают такой поучительный рассказ: «К мудрецу приходит один человек и просит совета, как нужно правильно воспитывать сына. Мудрец спросил: - Сколько же лет Вашему ребенку? Ему ответили - 5 лет. Тогда мудрец сказал: - Уважаемый, Вы опоздалировно на пять лет» [3. С. 25].

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей, без которого воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть трудовая деятельность родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.

Все правила нравственности и доброжелательности должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна. Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим

фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то , чтобы способствовать самосовершенствованию ребенка в его стремлениии стать полноценной высоконравственной личностью. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношением любви, взаимопонимания, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни. Приобщение детей к рачительному ведению хозяйства, т.е. воспитание трудолюбия также накладывает положительный отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны. В нравственном воспитании личности необходимо приобщить к народной культуре, через знакомство с национальной литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательные и поучительные воздействия. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Такое же положительное квлияние на духовный рост личности оказывают казахская национальная музыка, искусство, культура, спорт, традиции и обычаи.

Таким образом, проблема семейного воспитания - это наиболее острая проблема нашего времени. И в данной ситуации именно взаимопонимание в семье, достойный пример родителей способствуют формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина будущего общества.

Список литературы

1. Кожахметова, К. Поликуль-турное образование в условиях многоэтнического Казахстана. Алматы, 2008.

2. Кенжеахметов, С. Жет казына. Алматы: Атам^ра, 2006.

List of literature

1. Kozhahmetova, К. Polikul'tumoe obrazovanie v uslovijah mnogojetnicheskogo Kazahstana. Almaty, 2008.

2. Kenzheahmetov, S. Zheti Kazyna. Almaty: Atam^ra, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.