Научная статья на тему 'Подготовка молодёжи к родительству'

Подготовка молодёжи к родительству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2601
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСТВУ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Оксана Германовна

В статье определяется готовность к родительству, влияние атмосферы внутрисемейных отношений на воспитание детей; личностная зрелость родителей, умение строить взаимоотношения с ребёнком, выделены три компонента личностной зрелости родителей: когнитивный, поведенческий, эмоциональный. Воспитание родителей рассматривается как часть социальной политики, как социальная проблема общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Оксана Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка молодёжи к родительству»

ПЕДАГОГИКА

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К РОДИТЕЛЬСТВУ

О.Г. Прохорова

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому: Родители — пример тому.

С. Брандт

Универсального рецепта, который бы избавил от разнообразнейших и многочисленных ошибок в семейном воспитании детей нет и быть не может. Исправление каждой родительской ошибки требует своего особого решения, а чаще всего выбора оптимального средства из нескольких возможных. Подготовка к выполнению роли матери, отца должна вестись как в родительской семье, так и в образовательном учреждений и предупредить педагогические ошибки - вот наиболее верный путь совершенствования подготовки молодежи к воспитанию детей.

Связи «родитель — ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и направлений будущего развития. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается начиная с 20-х гг. XX в. В целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Готовность к родительству определяется не только физиологическими и нравственными факторами, но и способностью личности понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и семье, в результате чего возникает готовность к содержанию, воспитанию, формированию ребенка. Успешное воспитание детей в большей мере зависит от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу внутрисемейных отношений, умножая воспитательное влияние на ребенка, отец и мать создают необходимые условия для его нормального развития, и в частности для становления (закрепления) уважительных отношений между полами, готовят к общению с представителями мужского и женского пола. Родителям важно знать, что отсутствие наглядного образа взаимоотношений мужа и жены порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи.

Личностная зрелость родителей может быть охарактеризована как осознание ответственности за реализуемые ими воспитательные воздействия, такие как умение гибко строить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества и отношение к родительству как к творчеству и возможности самореализации. В структуре личностной зрелости родителей выделяются три компонента:

- когнитивный - представление о себе как ответственном человеке, представление о ребенке как равноправном члене семьи, представление о воспитании как позитивном развитии личности, а не исправлении ее недостатков;

- поведенческий - деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, навыки сотрудничества с ребенком (умение говорить о своих чувствах, слышать то, что говорит ребенок, решать конфликт по типу «выиг-рать-выиграть»);

- эмоциональный - безоценочное, безусловное принятие ребенка, сообщение ему о том, что он дорог, нужен, важен, что он просто хороший, выражение, в случае необходимости, недовольства отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Программа формирования личностной зрелости родителей направлена на развитие личности родителя и обучение его основным приемам сотрудничества с детьми - активное слушание, умение говорить о своих чувствах, решать конфликт по типу «выиграть-выиграть». Подобная программа должна решать следующие задачи:

- проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);

- формирование мотивации на личностные изменения;

- осознание личностных проблем, блокирующих взаимопонимание с ребенком и другими членами семьи;

- принятие «авторства собственной жизни» (Р. Кочюнас, 2000);

- формирование представления об ответственности как свободе;

- развитие рефлексии;

- расширение осознанности мотивов воспитания;

- формирование навыков сотрудничества с ребенком;

- активизация творческого потенциала;

- развитие гибкости мышления и поведения;

- преодоление ригидных стереотипов воспитания;

- формирование чувства любви к себе и принятия себя.

Основной принцип такой программы может быть сформулирован высказыванием К. Юнга: «Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих» [Юнг 1997]. Необходимость создания подобной программы обусловлена противоречием между безусловным влиянием личности родителя на личность ребенка и отсутствием в большинстве программ для работы с родителями задачи личностного развития участников.

Ответственность - одна из важнейших характеристик личностной зрелости, поэтому целесообразно в работе с родителями делать акцент на развитии именно этого качества. Большинство людей воспринимают ответственность как нечто тягостное, связанное со словом «должен», с отсутствием выбора и свободы.

Человек ответственен, а значит, свободен, т. е. он обладает свободой выбора, т. к. именно он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не обстоятельства, не судьба, не другие люди). Нести ответственность - это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошибки в воспитании. А умение найти компромисс между свободой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей, и в первую очередь в собственной жизни, поможет становлению здоровых, ответственных и свободных личностей.

О необходимости подобной работы с родителями и ее влиянии на развитие общества говорится давно, однако она до сих пор не приобрела плановый характер. Так, еще в 1912 г. вышла статья А. Адлера «Воспитание родителей», в которой автор рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества. Воспитание родителей должно являться частью социальной политики, т. к. многие социальные проблемы общества, например алкоголизм, преступность, наркомания, психические расстройства, вырастают из проблем семьи. Однажды родители спросили мудреца:

- Когда же начинать воспитывать нашего новорожденного младенца?

- Вы опоздали ровно на девять месяцев, - ответил он им.

Родительская любовь - важное условие надлежащей морально-психологической атмосферы в семье, эффективного воспитательного влияния родителей на детей. Любовь родителей - это естественное чувство, совершенно необходимое детям, она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь не может быть «слепой», она должна проявляться на разумной основе с объективным учетом реальных интересов ребенка, что особенно важно для неполных семей.

Именно в первые три-пять лет у детей формируются основы личности. Собственно воспитание новорожденного начинается даже независимо от воли и желания родителей: их отношение к ребенку, вся окружающая обстановка, режим бодрствования, сна, кормления и многое другое - все это так или иначе влияет на малыша, оставляет следы в его пробуждающихся чувствах и сознании, закладывается в фундамент формирующейся личности.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть такое утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют родители детям, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Если родитель воспитывает ребенка один, ему необходимо формировать определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, совместный труд и отдых, трезвый образ жизни, гостеприимство и многое другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них моральных качеств. Родитель может успешно выполнить свои функции воспитателя лишь, если пользуется у ребенка авторитетом.

Авторитет родителей - это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительно-доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери. Подлинный авторитет родителей можно завоевать лишь в результате постоянной, настойчивой и успешной работы над собой. Он основывается на трезвой оценке своих знаний и умений создавать доверительные, уважительные отношения в семье. Это труд упорный, требующий терпения и тактичности, эффективность его зависит от характера отношений с детьми, понимания их интересов и потребностей.

Также авторитет родителей зависит от характера их личных взаимоотношений и от соблюдения единых требований в воспитании детей. Авторитет родителей органически связан с личным примером и приобретает воспитательное значение лишь при наличии истинного признания детьми роли отца и матери.

Родительское честолюбие - это стремление отцов и матерей к всеобщему признанию их заслуг в воспитании детей, которые, по их мнению, обладают особыми достоинствами, способностями. Родительское честолюбие - социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, направленных на достижение родителями первенства в выполнении материнского и отцовского долга.

На первом этапе развития это чувство может играть положительную роль, стимулируя активность воспитательной деятельности родителей. У многих родителей (особенно занимающих солидные должности) честолюбие гипертрофированно, часто оно усиливается властолюбием. Обожествляя собственное дитя, они не уважают его товарищей и их родителей, пренебрежительно отзываются о школе и учителях. Такое положение деформирует развитие личности ребенка, а иногда приводит его к глубокому конфликту с родителями. Каждому родителю необходимо следить за честолюбием, сознательно корректируя его и удерживая в допустимых рамках.

Взаимоотношения в семье - форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции - воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов.

Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, они накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хо-

зяйстве и общественном производстве; от типа семьи - многодетная, малодетная; ее структуры (главенство и подчинение); психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.

Воспитательная ситуация в семье - это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава, в котором реализуется влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.

Доверие в воспитании - это проявление уважения к ребенку, предоставление ему большей самостоятельности, вера в его силы, честность, доброту, порядочность, вера в то, что он сможет преодолеть трудности в учении, исправить поведение. Доверие окрыляет ребенка, вселяет уверенность в своих силах, ему хочется быть лучше.

Достоинство ребенка - осознание им ценности своей личности, своих высоких моральных качеств и уважение их в самом себе. Чувство собственного достоинства формируется в процессе самопознания и оценочной деятельности растущего человека, в его общении с другими людьми, а также в результате воспитания и самовоспитания.

Родитель должен много внимания уделять нравственному воспитанию детей. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, учатся проявлять доброжелательность к людям. В неполной семье родитель несет двойную ответственность за воспитание своего ребенка.

Родительская позиция и её динамика связаны с этнопсихологическими и социокультурными особенностями общества (И.А. Хоменко, И.С. Кон). Если исходить из исследований установочных диспозиций личности и стратегий поведения, то динамичность, статичность, вариабельность-стабильность и вариабельность-лабильность установок личности зависит также от возраста родителей. Высокая степень динамичности присуща возрасту 18-29 лет, что обусловливает такие свойства поведения, как гибкость и приспособляемость к среде. Периоды возрастных кризисов (30-35 лет и более 50 лет) показывают высокий уровень статической установки, что указывает на стереотипность поведения, в том числе и родительского, высокую степень его конфликтности и эмоциональной напряженности. Следовательно, на практике часто имеет место столкновение двух кризисов - детей (подростковый кризис) и родителей (кризис 30-35 лет), вследствие которых может возникнуть конфликтная воспитательная ситуация.

Родительская позиция - это социально-ролевая характеристика, связанная со статусом человека, родившего (или усыновившего) и воспитывающего ребенка, которая определяет роль и место человека в конкретной социальной (воспитательной) ситуации. Родительская позиция, представленная двумя компонентами - материнством и отцовством, формируется под влиянием личностной, жизненной, социальной и других ролевых позиций. Родительская позиция не только имеет индивидуальные различия, но и трансформируется и изменяется у родителя в разные моменты его жизни. Она определяется двумя основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, внутренней противоречивостью или гармоничностью, а также степенью устойчивости личности. При нарушениях устойчивости личности родительская позиция может быть отвергнута, либо носить деструктивный характер.

Как социально-ролевая характеристика родительская позиция связана с ожиданиями, предъявляемыми обществом в качестве одобряемых норм родительского поведения. Роль предполагает наличие у отца и матери соответствующих ей желаний, целей, убеждений, чувств, ценностей, установок, действий. И если роли отца и матери нарушаются, то родительская позиция также носит деструктивный характер. Родительская позиция представляет собой интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, систему установок, которая определяет глобальное отношение к родительству в целом, к себе как родителю, к своему ребенку: способы реального взаимодействия с ним, и обусловливает тип родительского поведения и характер семейного воспитания

Таблица 1

Типология родительских позиций

Критерии Хар актер истики

Жизненные позиции родителей Активная — пассивная. Репродуктивная - творческая

Личностные позиции родителей Властно-лидирующая - покорно-застенчивая; независимо-доминирующая — зависимо-послушная; прямолинейно-агрессивная — сотрудничающе-конвенциональная; недоверчиво-скептическая - ответственновеликодушная

Социально-ролевые позиции родителей Отцовская — материнская

Степень согласованности Согласованная — противоречивая

Характер воздействия на ребенка Конструктивная — деструктивная

Время действия Ситуативная — фиксированная

Характер родительских установок Актуальная — ресурсная

Тип родительских установок Гиперопекающая — гипоопекающая; демократичная — авторитарная; диктаторская — лояльная

Тип эмоционального отношения к ребенку Отстраненная — симбиотическая, принимающая — отвергающая, партнерская — индивидуализации

Прогностичность Оптимистическая — пессимистическая

Тип воспитательной практики Позитивный интерес — враждебная; директивная — автономная; последовательная — непоследовательная

Изменяемость позиций Динамичная — статичная, вариабельно-стабильная — вариабельно-лабильная

Воспитательная эффективность Адекватная — неадекватная

Степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя Формирующая, актуализирующая, редукционная, конфликтная

Основой формирования родительской позиции являются личностная, социально-ролевая и жизненная позиция личности родителя. Как регулятивный компонент родительства родительская позиция — это система отношения к себе как родителю, к своему ребенку и родительству в целом; совокупность родительских установок и мотивов, которыми он руководствуется в воспитании ребенка; система целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, обусловливающие характер воспитательной практики в семье.

В качестве основных критериев для типологизации родительских позиций могут быть предложены следующие: жизненные, социально-ролевые и личностные позиции родителей, степень согласованности родительских позиций, характер их воздействия на ребенка, время действия, характер и тип родительских установок, эмоционального отношения к ребенку, тип воспитательной практики, изменяемость позиций, их воспитательная эффективность, а также степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя.

Основными критериями, определяющими эффективность родительских позиций, являются:

— динамичность - учет общей ситуации развития, особенностей социального пространства личности (этнокультурные, национальные и др.), возрастных индивидуально-типологических особенностей воспитываемого ребенка и других ситуативных факторов;

— согласованность - соответствие социально-половым ролям отца и матери и комплементарность в плане их личностных особенностей.

Данная характеристика позволяет прогнозировать позитивное изменение негативных родительских позиций через введение ресурсной установки, опирающейся на опыт успешной воспитательной практики.

Роль семьи в развитии личности огромна. Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. «У хороших родителей вырастают хорошие дети», как часто слышим это утверждение, но затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

Родители составляют первую общественную среду ребенка, личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, под-

держания его телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, могут стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие других детей, любовь к детям других родителей и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей и их родителей.

Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя -одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. «Горячая и прочная привязанность членов семьи - это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», - отмечает чешский психолог З. Матвейчик, глубоко исследовавший проблему психического здоровья детей [Матвейчик 1992].

Библиографический список

1. Матвейчик, З. Родители и дети / З. Матвейчик. - М., 1992.

2. Прохорова, О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О.Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2007.

3. Юнг, К. Г. Психология переноса. Статьи: сборник: пер. с англ. / К. Г. Юнг. - М.: Рефл-

бук; Киев: Веклер, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.