Научная статья на тему 'Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование'

Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11882
1486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / СЕМЬЯ / PARENTING / PARENTAL ATTITUDES / READINESS FOR PARENTING / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радостева Анна Геннадьевна

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Рождением, воспитанием и обеспечением психического, физического и социального благополучия детей занимаются в первую очередь родители. Поэтому психологические и социальные проблемы родительства становятся приоритетным направлением научных исследований и практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON. THE FACTORS INFLUENCING ITS FORMATION

Almost everyone at one time becoming a parent. Readiness for parenthood, parent awareness of themselves and how parenting is influenced by various factors. The quality of education, informed parental role performance, in turn, determines the state of society, the institution of the family and psychological health of the individual generations. Birth, education and the provision of mental, physical and social well-being of children is primarily the parents. Therefore, psychological and social problems of parenthood become a priority area of research and practical work.

Текст научной работы на тему «Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование»

8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - (Сер. «Детскому психологу»).

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.

10. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 406 с.

11. Соломатина Г.Н. Психологические барьеры, возникающие в патронатной семье в период адаптации // Детский дом. - 2009. - № 33(4). - С. 21-26.

УДК 159.922.6

А.Г. Радостева

РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

PARENTING AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON. THE FACTORS INFLUENCING ITS FORMATION

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей формируется под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Рождением, воспитанием и обеспечением психического, физического и социального благополучия детей занимаются в первую очередь родители. Поэтому психологические и социальные проблемы родительства становятся приоритетным направлением научных исследований и практической работы.

Ключевые слова: родительство, родительские установки, готовность к родительству, семья.

Almost everyone at one time becoming a parent. Readiness for parenthood, parent awareness of themselves and how parenting is influenced by various factors. The quality of education, informed parental role performance, in turn, determines the state of society, the institution of the family and psychological health of the individual generations. Birth, education and the provision of mental, physical and social well-being of children is primarily the parents. Therefore, psychological and social problems of parenthood -become a priority area of research and practical work.

Key words: parenting, parental attitudes, readiness for parenting, family.

© Радостева А.Г., 2013

Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно сказать, что будущее общества -это сегодняшнее состояние родительства.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований - как в отечественной, так и в зарубежной специальной и научной литературе: раскрыты различные характеристики семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к семье (Д. Вольф, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, М.И. Лисина, Э. Мэин и др.). При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно изучить детско-родительские отношения и их взаимовлияние, необходимо рассматривать семью не только со стороны ребенка, но и со стороны родителя.

Изучая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары еще и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования.

Таким образом, родительство понимается как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения феноменологического и системного подходов [5].

Феноменологический подход к пониманию сущности родительства

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1. Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2. Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь

приписать наблюдающиеся проявления феномена определенным структурам, а стараться лишь «вчувствоваться».

3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияние субъективного опыта исследователя.

4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Системный подход к пониманию сущности родительства

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1. Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

- как сложную комплексную структуру индивида;

- как надындивидуальное целое.

Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.

3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

- план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

- план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, т.е. анализ родительства по отношению к семейной системе;

- план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;

- план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4. Факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:

- макроуровень - это уровень общества;

- мезоуровень - это уровень родительской семьи;

- микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Что касается последнего положения системного подхода, то анализ литературы

показал, что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, до конца еще не решен. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя [2; 5].

В числе этих факторов наиболее изучены в отечественной психологии факторы воспроизводства [1]. Наиболее разработаны с точки зрения причинной и функциональной зависимости репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности.

Что касается репродуктивного поведения человека, то В.В. Бойко выделяет здесь три группы факторов [1]:

1) социально-психологическую адаптацию (посредством рождаемости) к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);

2) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);

3) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства, ценность личности детей).

Если обратиться к кросс-культурным исследованиям, касающимся объективных условий жизнедеятельности семьи [2], то к факторам, определяющим таковые, можно отнести следующие:

1) совокупность общественно-экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и т.п.);

2) совокупность факторов культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности);

3) совокупность естественно-географических условий [3].

Опираясь на положение Л.Ф. Обуховой [3] о том, что поуровневый анализ позволяет раскрыть многомерность исследуемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

1) макросистема, или уровень общественных влияний;

2) мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

3) микросистема, или уровень собственной семьи;

4) индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Факторы макросистемы реализуют свое воздействие непосредственно, путем социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.

Необходимо отметить, что в плане формирования родительства общественный уровень влияний задает для личности определенный образец родительства, дает отправную точку, которые, будучи переломлены через особенности личности обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало этому формированию в каждом конкретном случае.

Рассматривая влияние общества с точки зрения его осознания личностью, необходимо отметить следующее: социальное регулирование системы

общества по большей части осознается личностью, значит формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Опосредованное воздействие осознается слабо, однако его влияние на складывание родительства более сильно.

Факторы мезосистемы, или родительская семья, - это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определенных условиях и подражания.

Как правило, родители для индивида - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье. Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей. Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Дымнова, 1996).

С точки зрения И.В. Дубровиной (1981), только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства - это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.

На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары - мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье [6].

На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности;

согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.

Кроме того, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека. Данный уровень соотносим с факторами индивидуального уровня. Группа внешних факторов обусловлена

совокупностью внешних влияний. Их можно соотнести с факторами макро-, мезо- и микросистемы.

Итак, как мы видим, родительство является сложным образованием, которое поэтапно формируется на протяжении достаточно длительного времени. Следовательно, можно говорить о готовности или неготовности к родительству. Под термином «готовность к родительству» понимается в первую очередь готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни. Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка и родителей. На разных этапах этой последовательности соотношение ролей «природного обеспечения» и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей будет неодинакова. Но всегда будут существовать обе составляющие. Та и другая стороны этого тандема могут обладать большей или меньшей «готовностью», могут быть «подкорректированы» извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) или изнутри (физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а также некоторые сознательные усилия). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие («природное обеспечение» и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать.

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень готовности к родительству.

1. Желание иметь ребенка на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении ребенка. Родительство должно занять в системе ценностей достойное место, так как зачастую при появлении ребенка приходится жертвовать чем-то (личным временем, интересами, образом жизни, карьерой и т.п.).

2. Умение заботиться о ребенке. Для этого необходима предварительная подготовка к родительству.

3. Эмоциональная автономия от своих родителей, наличие своих взглядов и ценностей. Данный критерий необходим для того, чтобы родитель, при воспитании своего ребенка, не ориентировался во всем на своих родителей, иначе может произойти подмена - малыш получит «суррогатного» родителя в виде бабушки или дедушки.

4. Способность самостоятельно обеспечить ребенка. В данном случае предполагается материальная независимость как от родителей, так и от супруга. Данный критерий существует, к сожалению, в силу некрепости брачных отношений.

5. Наличие позитивного опыта любви, полученного в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт.

Существование родительства невозможно без родительских установок — определенного взгляда на свою роль родителя, включающего в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном,

эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Р.В. Овчарова [4] подчеркивает системный и многоплановый характер родительства и называет родительские установки и ожидания:

1) «мы - родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

2) «мы - родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

3) «это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Первый уровень характеризуется прежде всего наличием репродуктивной

установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин, 2000). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потребности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей сходятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую совокупность потребностей.

A.И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосредственно побуждающего к рождению детей. То есть потребность в детях не является биологически предопределенной, естественной. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, исключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях - это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, т.е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (Антонов, 1973).

B.В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродуктивной установки:

• поведенческий элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

• эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;

• когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору

в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т.д. (Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, т.е. здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей.

Второй уровень реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т.п.

В своей книге «Психотерапия нового решения» М. и Р. Гульдинги дают список основных родительских предписаний и установок и принятых на их основании детских решений.

Типы или виды родительских установок:

^ Предписание «не делай» обычно дают своему ребенку обуреваемые страхом родители, которые запрещают ему самые обычные вещи: лазать, ползать, бегать и т.д., заражая его неверием в собственные силы. Став взрослым, человек с таким предписанием не может принимать собственных решений.

^ Предписание «не будь» - одно из самых страшных, так как в дальнейшем может породить в человеке склонность к самоуничижению тем или иным способом. Звучит оно часто так: «Если бы не было тебя, я бы давно ушла от твоего отца», «Если бы тебя не было, я бы легче жила, а не тянула бы лямку», «Ты так тяжело рождался, что я с тех пор болею» и т.д.

> Предписание «не будь значимым» зарождается тогда, когда, одергивая ребенка, родители говорят: «Дети должны быть тихими и незаметными».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Предписание «не добейся» дается родителями часто во время игр. Когда в ответ на победу ребенка они обижаются, прерывают контакт, как бы сообщая: «Не будь выигрывающим, а не то ...».

^ Предписание «не будь собой» часто дают ребенку «не того» пола (например, ждали мальчика, а родилась девочка), чтобы удовлетворить свои несбывшиеся надежды начинают одевать и воспитывать девочку, как мальчика или наоборот.

^ Предписание «не будь нормальным» и «не будь здоровым» получают те дети, о которых заботятся или любят только тогда, когда они тяжело заболевают.

Третий уровень касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложенная в 1937 г. О. Коннер, приведена ниже в таблице.

Типология родительских позиций

Тип позиции Характерные словесные выражения Способ поведения с ребенком Влияние на развитие ребенка

Приятие и любовь «Ребенок — центр моих интересов» Нежность, занятия с ребенком Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное отвержение «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться» Невнимательность, жестокость, избегание контактов Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности

Излишняя требовательность «Не хочу ребенка такого, какой он есть» Критика, отсутствие похвал, придирчивость Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека «Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя» Чрезмерные поблажки или ограничения свободы Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что родительство

- это сложный социально-психологический феномен, формирующийся под влиянием трех основных групп факторов: макросистемы (общественное влияние), мезосистемы (влияние родительской семьи) и микросистемы (уровень конкретной личности); являющийся базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социальнопсихологической функцией каждого человека, представляющий собой эмоционально и оценочно-окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя. Готовность к родительству закладывается на протяжении длительного времени, и от того, насколько правильно и адекватно сформировано родительство, напрямую зависит эмоциональное, психическое и даже физическое состояние самих родителей и их детей.

Список литературы

1. Бойко В.В. Семейная психология. - СПб.,1989.

2. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.

3. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок. - М., 1999.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.

5. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2005.

6. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.