Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1519
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимоотношения тренера и спортсмена / успешность спортсмена / the relationship between the coach and the athlete / the success of the athlete

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мананкина Светлана Сергеевна, Филь Татьяна Александровна

В статье анализируется проблема взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» как одного из условий успешности спортсмена. Представлен обзор результатов исследований взаимоотношений тренера и спортсмена, представленных учеными в отечественной и зарубежной психологической науке. Обсуждается значение взаимоотношений для успешности спортсмена в его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP IN THE “TRAINER-SPORTSMAN” SYSTEM AS ONE OF THE ATHLETE’S SUCCESS CONDITIONS

The problem of relationships in the “trainer-athlete” system as one of the conditions for an athlete’s success is analyzed in the article. An overview of the studies’ results of the relationship between a coach and an athlete, presented by scientists in domestic and foreign psychological science, is presented. The importance of relationships for an athlete success in his professional activity is discussed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНА»

УДК 159.9

DOI 10.38163/978-5-6045317-2-3_2021_115

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНА

Мананкина Светлана Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», магистрант, manankina-svetlana@yandex.ru.

Филь Татьяна Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, педагогики и правоведения, t.a._fil@mail.ru.

Аннотация. В статье анализируется проблема взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» как одного из условий успешности спортсмена. Представлен обзор результатов исследований взаимоотношений тренера и спортсмена, представленных учеными в отечественной и зарубежной психологической науке. Обсуждается значение взаимоотношений для успешности спортсмена в его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: взаимоотношения тренера и спортсмена, успешность спортсмена.

RELATIONSHIP IN THE "TRAINER-SPORTSMAN" SYSTEM AS ONE OF THE ATHLETE'S SUCCESS CONDITIONS

Manankina Svetlana Sergeevna.

Novosibirsk, Russia, Novosibirsk State University of Economics and Management, master student, manankina-svetlana@yandex.ru.

Fil Tatyana Alexandrovna.

Novosibirsk, Russia, Novosibirsk State University of Economics and Management, Ph. Doctor (Psychology), Head of Novosibirsk State University of Economics and Management Department, t.a._fil@mail.ru

Abstract. The problem of relationships in the "trainer-athlete" system as one of the conditions for an athlete's success is analyzed in the article. An overview of the studies' results of the relationship between a coach and an athlete, presented by scientists in domestic and foreign psychological science, is presented. The importance of relationships for an athlete success in his professional activity is discussed.

Key words: the relationship between the coach and the athlete, the success of the athlete.

В современном спорте становится чрезвычайно важным понимание роли психологического фактора и условий в подготовке спортсмена к

115

соревновательной деятельности, достижения им высоких результатов, а, следовательно, формирование его индивидуальной успешности. В качестве необходимых условий успешности спортсмена в современной психологической науке, как правило, рассматриваются его индивидуально-типологические особенности, особенности нервной системы, профессионально важные качества спортсмена, его ценностно-смысловая и мотивационная сферы. Однако не только внутренние психологические характеристики спортсмена приводят его к успешности, но и внешние психологические условия являются существенными в достижении им высоких результатов в спортивной деятельности. К таким внешним условиям относятся взаимоотношения, складывающиеся в системе «тренер-спортсмен». Правильно и грамотно выстроенные межличностные отношения ведут к успеху спортсмена и тренера. Цель и задачи, которые ставит перед спортсменом тренер, приводят к достижению успеха в случае взаимопонимания и доверительных, согласованных взаимоотношений.

При очевидной важности данного вопроса в процессе выстраивания тренировочного процесса, прогнозировании возможностей спортсмена в соревновательной деятельности, он до сих пор не является достаточно изученным в отечественной психологической науке, не достаточно методов диагностики взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», нет выделенных и описанных эффективных моделей таких взаимоотношений, не разработаны психологические программы поддержки и сопровождения тренера и спортсмена, а также не уделяется должного внимания психологической подготовке тренеров к занятию ими своей профессиональной деятельностью.

Проблема взаимоотношений, отношений и межличностных отношений всегда интересовала как зарубежных, так и отечественных психологов. Рассматриваться данная проблема начала активно в XX веке в рамках социальной психологии в контексте изучения вопросов, связанных с психологией малых групп, что способствовало развитию экспериментальных исследований по проблеме межличностных отношений [1, 3]. Однако вопрос взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен» изучался не так активно. Среди наиболее известных ученых, занимающихся данным вопросом можно выделить таких отечественных ученых как Родионов А.В., Волков И.П., Стамбулов М.Б., среди зарубежных Brackenbridge C., Jowett S, Nezlek J. И т.д.

Анализ современных зарубежных и отечественных исследований говорит о том, что взаимоотношения являются особым феноменом в спортивной деятельности. Взаимоотношения являются основой в формировании социально-психологического климата в коллективе, играют немаловажную роль в росте спортивных достижений ее участников, являются показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, а также влияют на развитие групповых эмоций. Групповые эмоции играют важную роль в построении психологического климата в спортивном коллективе, что сказывается на тренировочном и соревновательном процессах. Когда команда побеждает это хорошо (шквал приятных поддерживающих, возбуждающих эмоций), хуже, когда она проигрывает (члены команды ищут виновного, каждый старается переложить уровень ответственности на своего товарища)

В зарубежной спортивной психологии вопрос взаимоотношений тренера и спортсмена является одним из центральных. При этом, как указывает S. Jowett [7, 8, 9, 10], значения взаимоотношений тренера и спортсмена признано рядом официальных спортивных организаций. Так, департамент культуры, СМИ и спорта Великобритании назвал взаимоотношения тренера и спортсмена, психологическую поддержку тренеров важными проблемами тренерского образования, а с 2012 года тренерская практика признана центральной профессией для развития спорта и для реализации индивидуального потенциала

[7].

Зарубежные исследователи S. Jowett, I.M. Cockerill, N. Ntoumanis [9] разработали концептуальную модель взаимоотношений тренера и спортсмена, которые определяются взаимной и причиной взаимозависимостью между чувствами, мыслями и поведением тренеров и спортсменов. Данная модель была операционализирована с помощью конструкций близости, приверженности и взаимодополняемости (комплементарности):

- первый компонент модели является аффективным и называется «близость», включает в себя следующие характеристики: эмоциональный тон, эмоциональная привязанность, симпатия, доверие, уважения, признательность

[9];

- второй компонент модели называется «приверженность», включает в себя следующие характеристики: желание сохранить «спортивную форму», партнерство с течением времени, когнитивные представления о связи между тренером и спортсменом [9];

- третий компонент модели называется «комплементарность», содержащий в себе эффективное взаимодействие, мотивацию межличностного поведения, а также поведенческие свойства - отзывчивость, дружелюбность, готовность, непринужденность [9];

- четвертый компонент автором был выделен позднее [7] и назван «совместная ориентация». Данный компонент отражает уровень взаимозависимости тренеров и спортсменов с точки зрения сходства и понимания их взглядов на качество их отношений.

Согласно исследованиям, проведенным G. Don Carolis, S. Jowett [11] высокие баллы по трем компонентам, составляющим модель взаимоотношений, связаны с более высоким уровнем удовлетворенности работой и личным отношением, более высоким уровнем сплоченности команды, более высоким уровнем гармоничной страсти к деятельности в отличии от навязчивой страсти (A.Olympiou, J. L. Duda [13]).

S. Jowett, L. Davis [12] в своем исследовании показывают, что качество взаимоотношений между тренером и спортсменом влияют на благополучие и успех спортсменов. Данные полученные учеными, говорят о том, что для наиболее благополучных и успешных спортсменов характерны такие качества взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», как социальная поддержка, глубина отношений и управление межличностных конфликтов [12].

Также интересными представляются исследования, рассматривающие успешность спортсмена и его удовлетворенность во взаимосвязи с качеством взаимоотношений тренера и спортсмена, продолжительностью данных

взаимоотношений и гендерным составом [10]. Результаты таких исследований показывают, что связь между взаимозависимостью и удовлетворенностью (успехом) слабее для спортсменов более низкого уровня, чем для спортсменов более высокого уровня, а также слабее для краткосрочных отношений между тренером и спортсменом по сравнению с долгосрочными отношениями. Также было обнаружено, что диады тренер - спортсмен более удовлетворены тренировочным процессом, а связь между взаимозависимостью взаимоотношений и удовлетворенностью в диадах женщины-тренера и спортсмена-мужчины слабее, чем в диадах других гендерных сочетаний [10].

В отечественной психологической науке успешность спортсмена рассматривается в работах А.В. Родионова [4, 5, 6], в которых ученый выделяет восемь основных критериев успешности личности:

1. Эффективность в принятии решений.

2. Полная отдача собственных сил для реализации целей.

3. Собственная личностная позиция.

4. Ответственность за свои поступки.

5. Умение публично высказывать отличное от большинства мнение;

6. Честность перед собой.

7. Наличие глубоких эмоциональных переживаний.

8. Построение и поддержание длительных контактов с другими людьми [4]. Данные критерии являются актуальными во всех видах деятельности, в

том числе спортивной деятельности. Благодаря отношениям тренера и спортсмена возможно формирование у спортсмена таких качеств, как ответственности, умение отстаивать собственное мнение, понимать собственные эмоции, нацеленность на результат. Так, в исследовании Ю.А. Коломейцева был установлена положительная взаимосвязь между отношением спортсмена к тренеру и такими качествами, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность [2]. Ученым были выявлены некоторые отличия в особенностях оценки качеств тренера и его отношении к спортсменам. Так, спортсмены-разрядники в качестве значимых коммуникативных качеств тренера выделяют доброту, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность [2]. Стоит отметить, что именно в этих качествах выражается отношение тренера к спортсмену. Спортсмены сборных команд в своей оценке тренера выделяют не столько коммуникативные, сколько профессионально-деловые качества тренера, такие как высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки и тактической подготовки, творческое отношение к работе. Но при этом, не маловажное значение отводят таким качествам как, умение настроить спортсмена на борьбу и поддерживать дисциплину на сборах, требовательность [2].

Таким образом, мы видим, что как зарубежными, так и отечественными учеными подчеркивается важность взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», их влияние на успешность спортсмена. Анализируя характеристики взаимоотношений и требования, предъявляемые к качествам тренера, можно предположить, что наиболее эффективными взаимоотношениями, ведущими к успешности спортсмена, будут те, которые

формируются по типу субъект-субъектных отношений. Именно такие отношения предполагают атмосферу взаимопонимания и взаимопринятия, учитывают особенности каждого участника отношений, обеспечивают возможность принятия решений как тренером, так и спортсменом. В рамках таких отношений возможно формировать индивидуальный подход к каждому спортсмену и реализовать творческий подход тренера, что в свою очередь выступает необходимым условием успешности спортсмена.

Библиографический список.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. -М.: Проспект, 2010. - 250 с.

2. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. Дис. ...канд. психол. Наук. Тарту, 1974. - 45 с.

3. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 176с.

4. Психологическое сопровождение детско-юношеского спорта: Учебное пособие / А. В. Родионов, В. А. Родионов, В. Г. Сивицкий [и др.]. - 2-е изд. -М.: Издательство Юрайт, 2019. - 211 с.

5. Психология детско-юношеского спорта / А. В. Родионов, В. А. Родионов, А. Л. Попов [и др.]. - М.: Физическая культура, 2013. - 277 с.

6. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 112 с.

7. Jowett S. Coaching effectiveness: the coach-athlete relationship at its heart //Current Opinion in Psychology. - 2017. - Т. 16. - С. 154-158.

8. Jowett S. The coach-athlete partnership //The psychologist. - 2005. - Т. 18. -№. 7. - С. 412-415.

9. Jowett, S.& Cockerill, I. M. (2003). Olympic medallists' perspective of the athlete- coach relationship. Psychology of Sport and Exercise, 4,313-331.,

10. Jowett, S.& Meek, G. A (2000). The coach-athlete relationship in married couples: An exploratory content analysis. The Sport Psychologist,14, 157-175.

11. Jowett S. & Don Carolis, G. (2003, July). The coach-athlete relationship and perceived satisfaction in team sports. In R. Stelter (Ed.) Xith European Congress of Sport Psychology proceedings (pp.83-84). Copenhagen: Det Samfundsvidenskabelige Fakultets.

12. Davis L., Appleby R., Davis P., Wetherell M. & Gustafsson H. (2018) The role of coach-athlete relationship quality in team sport athletes' psychophysiological exhaustion: implications for physical and cognitive performance, Journal of Sports Sciences, 36:17, 1985-1992, DOI: 10.1080/02640414.2018.1429176

13. Olympiou A., Jowett S., Duda J. L. The psychological interface between the coach-created motivational climate and the coach-athlete relationship in team sports //The sport psychologist. - 2008. - Т. 22. - №. 4. - С. 423-438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.