СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ТРЕНЕРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО УЧЕНИКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)
А.В. Кушнирук, психолог
Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. В статье отражено исследование взаимосвязи ведущего стиля руководства тренера и эффективности его учеников на примере плавания. Исследование было проведено на стадии спортивного самоопределения или дифференциации. Выдвинута гипотеза о том, что эффективность спортсменов-пловцов связана со стилем руководства, используемым тренером. Спортсмены, чьи тренеры используют демократический стиль руководства, более эффективны, чем спортсмены более авторитарных тренеров.
Ключевые слова: стиль руководства, эффективность, результативность, ценностные ориентации, плавание.
Главный системообразующий фактор профессиональной спортивной деятельности - ее направленность на максимальный спортивный результат [1]. Соответственно изучение эффективности спортсменов является одной из первоочередных задач спортивной психологии. В спортивной психологии, эффективность понимают, как сравнительную оценку результативности, не только, как конечного итога, но и как способности стимулировать достижение большего результата [2]. В качестве основных компонентов эффективности спортивной деятельности выделяют - ценностные ориентации, как знаемые мотивы деятельности; особенности личности и эмоциональной сферы спортсменов; взаимодействие с тренером и командой. А так же наравне с психологическими компонентами выделяют физиологические факторы, как перетренированность, травмы, переутомление и показатели результативности [3]. Ценностные ориентации являются центральным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой и эмоциональной сфер субъекта [6], что дает нам основание полагать, что ценностные ориентации оказывают мощнейшее воздействие на эффективность и результативность спортсмена. Стадия спортивного самоопределения или стадия дифференциации имеет большое значение для построения успешной спортивной карьеры в будущем, поскольку на данном этапе проис-
ходит формирование основных спортивных навыков, рост результативности, формирование ценностных ориентаций спортивной деятельности [4]. Исходя из этого, на данном этапе формирование составляющих эффективности спортивной деятельности имеет первоочередное значение.
Поскольку спортсмены тренируются ежедневно на протяжении многих лет и большую часть времени проводят в плотном взаимодействии с тренером, не вызывает никаких сомнений, что именно тренер оказывает наибольшее влияние на формирование личности успешного спортсмена. Многие спортивные психологи в качестве основного фактора успешности взаимодействия в диаде «тренер-спортсмен» указывают стиль руководства, используемый тренером [2, 5]. В спортивной психологии сложилась традиция использования классической классификации К. Левина [1, 2]. Однако, единого мнения по поводу наиболее эффективного стиля руководства все еще нет [2, 3].
Все вышеизложенное послужило обоснованием нашего исследования. В исследовании приняли участие тренеры по плаванию со стажем работы не менее 10 лет (6), а так же их подопечные пловцы в возрасте от 12 до 18 лет с ведущим вольным стилем плавания (61). Исследование было проведено на базе РСДЮШОР по водным видам спорта.
Цель исследования - выявить различия в эффективности спортсменов, тренирую-
щихся под руководством авторитарных и демократичных тренеров. Гипотеза состоит в том, что спортсмены, занимающиеся плаванием под руководством тренеров с наиболее выраженным демократическим стилем руководства, демонстрируют большую эффективность на данном этапе спортивной карьеры.
Методы исследования. В качестве методов диагностики стилей руководства тренера были использованы: «Методика диагностики стилей руководства» А.Л. Журавлева (оценка спортсменами стиля руководства тренера, а так же самоотчет тренеров); «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда для оценок личности тренера спортсменами, а так же самоотчета тренера о себе. В качестве методов диагностики эффективности спортсменов были задействованы: методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича в модификации О.М. Румянцевой [6]; регистрация показателей результативности -время заплывов на тренировке и соревнованиях (50 м вольный стиль); регистрация наличия и количества травм.
Результаты исследования. По данным диагностики стилей руководства тренеров и проверки с помощью критерия Манна-Уитни выборка была разделена на 2 группы - авторитарные тренеры (3) и спортсмены, тренирующиеся под их руководством (30); тренеры с более выраженным демократическим стилем руководства (3) и их ученики (31). Оценки личностных качеств тренера, полученные с помощью «Семантического дифференциала»
Ч.Осгуда были обработаны с помощью факторного анализа. Были выделены факторы оценки спортсменами качеств своего тренера. Пловцы, тренирующиеся под началом авторитарных тренеров склонны оценивать тренера по факторам его авторитета (21,8%), отношения власти (16,43%) и силы (13,80%). Ученики демократичных тренеров наряду с авторитетом (32,11%) выделяют коммуникабельность (13,95%) и самообладание (10,44%). Проверка различий между оценками спортсменов своего тренера и самооценками тренеров не обнаружили значимых различий.
Данные по методике М.Рокича были проверены на значимые различия с помощью критерия Манна-Уитни. Значимые различия в сфере терминальных ценностных ориентаций затрагивают сферу развлечений и приятного времяпрепровождения (0,021), а в сфере инструментальных ценностных ориентаций - смелость в отстаивании своего мнения (0,032) и целеустремленность (0,021). Помимо этого мы выявили средние ранги ценностных ори-ентаций для двух выборок и выделили те, что имеют наибольшую значимость. Для учеников как авторитарных, так и демократичных тренеров наибольшую значимость имеют ценности здоровья, воспитанность и дружелюбие.
Показатели результативности были ка-тегорированы по половой принадлежности, а так же уровню спортивного мастерства (разряды) и стандартизированы с помощью Т-баллов, что позволит нам сравнивать показатели результативности вне зависимости от квалификации и пола. Оценки количества травм так же были преобразованы с помощью Т-баллов.
Результаты многомерного дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что на результативность в процессе тренировки оказывают воздействие такие факторы, как стиль руководства тренера (0,001) и взаимодействие факторов стиль руководства и разряд спортсмена (0,002), стиль руководства и пол спортсмена (0,046). На результативность во время соревнований оказывают воздействие факторы пола и разряда (0,000). Взаимодействие факторов пола, разряда и стиля руководства тренера имеют тенденцию к значимым различиям в показателях результативности трениро-вок(0,008) и значимости ценности здоровья (0,051).
Обсуждение результатов исследования. Гипотеза о существовании значимых различий в показателях эффективности спортсменов в зависимости от стиля руководства их тренера нашла частичное подтверждение. Значимые различия в показателях эффективности лежат в сфере факторов, снижающих эффективность, как травмы и недостаточная значимость ценностной ориентации здоровья. Это может
быть объяснено тем, что авторитет тренера и его стремление к единоличному контролю процесса, свойственное авторитарному стилю руководства, приводит к перекладыванию спортсменом ответственности, в том числе и за свои травмы на плечи наставника [2]. Наибольшее воздействие стиля руководства тренера на эффективность спортсменов наблюдается в процессе тренировок, в то время как на соревнованиях большее значение приобретают другие факторы. Результативность спортсменов обеих выборок не выявила значимых различий, что мы можем трактовать одним профессиональным уровнем. Однако, учитывая, что показатели травм у учеников авторитарных тренеров выше, можно предположить, что для достижения ак-
усилий и во главу угла ставится достижение результата здесь и сейчас, а не сохранение здоровья и плановое повышение эффективности деятельности спортсмена, необходимое на данном этапе спортивной карьеры [1, 2].
Таким образом, эффективность спортивной деятельности пловцов на этапе спортивного самоопределения зависит от таких факторов, как стиль руководства тренера, значимость ценности здоровья и количество травм. Авторитарный стиль руководства тренера может способствовать снижению значимости ценностной ориентации здоровья, что приводит к большему количеству травм, снижению результативности и эффективности в долгосрочной перспективе.
туального уровня прилагается больше
Библиографический список
1. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Методическое пособие. - М., 2010. - 115 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: AKADEMIA, 2000.
4. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981. - 375 с.
5. Sophia Jowett, David Clark-Carter Perceptions of empathie accuracy and assumed similarity in the coach-athlete relationship British Journal of Social Psychology (2006), 45, 617-637 q. 2006 The British Psychological Society.
6. Румянцева О.М. Ценностные ориентации, как фактор самореализации личности в спорте. [Электронный ресурс]: Дис. Канд. психол. Наук: 19.00.01. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
LEADERSHIP STYLE OF A COACH AND EFFECTIVENESS OF HIS STUDENTS
(CASE STUDY OF SWIMMING)
A.V. Kushniruk, psychologist
Republic specified children-youth sport school of olympic reserve in water sports (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article presents the research of correlation between leadership style of a coach and effectiveness of his students on the example of swimming. The research involved swimmers on differentiation stage of sport career. The hypothesis suggests that effectiveness of students-swimmers correlates with leadership style of their coach. Sportsmen whose coaches use democratic leadership style are more effective than students of authoritarian coaches.
Keywords: style of leadership, effectiveness, performance, value orientation, swimming.