Научная статья на тему 'Стиль руководства тренера и эффективность его учеников (на примере плавания)'

Стиль руководства тренера и эффективность его учеников (на примере плавания) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1111
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА / STYLE OF LEADERSHIP / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушнирук А. В.

В статье отражено исследование взаимосвязи ведущего стиля руководства тренера и эффективности его учеников на примере плавания. Исследование было проведено на стадии спортивного самоопределения или дифференциации. Выдвинута гипотеза о том, что эффективность спортсменов-пловцов связана со стилем руководства, используемым тренером. Спортсмены, чьи тренеры используют демократический стиль руководства, более эффективны, чем спортсмены более авторитарных тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP STYLE OF A COACH AND EFFECTIVENESS OF HIS STUDENTS (CASE STUDY OF SWIMMING)

The article presents the research of correlation between leadership style of a coach and effectiveness of his students on the example of swimming. The research involved swimmers on differentiation stage of sport career. The hypothesis suggests that effectiveness of students-swimmers correlates with leadership style of their coach. Sportsmen whose coaches use democratic leadership style are more effective than students of authoritarian coaches.

Текст научной работы на тему «Стиль руководства тренера и эффективность его учеников (на примере плавания)»

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ТРЕНЕРА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО УЧЕНИКОВ

(НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)

А.В. Кушнирук, психолог

Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта (Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация. В статье отражено исследование взаимосвязи ведущего стиля руководства тренера и эффективности его учеников на примере плавания. Исследование было проведено на стадии спортивного самоопределения или дифференциации. Выдвинута гипотеза о том, что эффективность спортсменов-пловцов связана со стилем руководства, используемым тренером. Спортсмены, чьи тренеры используют демократический стиль руководства, более эффективны, чем спортсмены более авторитарных тренеров.

Ключевые слова: стиль руководства, эффективность, результативность, ценностные ориентации, плавание.

Главный системообразующий фактор профессиональной спортивной деятельности - ее направленность на максимальный спортивный результат [1]. Соответственно изучение эффективности спортсменов является одной из первоочередных задач спортивной психологии. В спортивной психологии, эффективность понимают, как сравнительную оценку результативности, не только, как конечного итога, но и как способности стимулировать достижение большего результата [2]. В качестве основных компонентов эффективности спортивной деятельности выделяют - ценностные ориентации, как знаемые мотивы деятельности; особенности личности и эмоциональной сферы спортсменов; взаимодействие с тренером и командой. А так же наравне с психологическими компонентами выделяют физиологические факторы, как перетренированность, травмы, переутомление и показатели результативности [3]. Ценностные ориентации являются центральным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой и эмоциональной сфер субъекта [6], что дает нам основание полагать, что ценностные ориентации оказывают мощнейшее воздействие на эффективность и результативность спортсмена. Стадия спортивного самоопределения или стадия дифференциации имеет большое значение для построения успешной спортивной карьеры в будущем, поскольку на данном этапе проис-

ходит формирование основных спортивных навыков, рост результативности, формирование ценностных ориентаций спортивной деятельности [4]. Исходя из этого, на данном этапе формирование составляющих эффективности спортивной деятельности имеет первоочередное значение.

Поскольку спортсмены тренируются ежедневно на протяжении многих лет и большую часть времени проводят в плотном взаимодействии с тренером, не вызывает никаких сомнений, что именно тренер оказывает наибольшее влияние на формирование личности успешного спортсмена. Многие спортивные психологи в качестве основного фактора успешности взаимодействия в диаде «тренер-спортсмен» указывают стиль руководства, используемый тренером [2, 5]. В спортивной психологии сложилась традиция использования классической классификации К. Левина [1, 2]. Однако, единого мнения по поводу наиболее эффективного стиля руководства все еще нет [2, 3].

Все вышеизложенное послужило обоснованием нашего исследования. В исследовании приняли участие тренеры по плаванию со стажем работы не менее 10 лет (6), а так же их подопечные пловцы в возрасте от 12 до 18 лет с ведущим вольным стилем плавания (61). Исследование было проведено на базе РСДЮШОР по водным видам спорта.

Цель исследования - выявить различия в эффективности спортсменов, тренирую-

щихся под руководством авторитарных и демократичных тренеров. Гипотеза состоит в том, что спортсмены, занимающиеся плаванием под руководством тренеров с наиболее выраженным демократическим стилем руководства, демонстрируют большую эффективность на данном этапе спортивной карьеры.

Методы исследования. В качестве методов диагностики стилей руководства тренера были использованы: «Методика диагностики стилей руководства» А.Л. Журавлева (оценка спортсменами стиля руководства тренера, а так же самоотчет тренеров); «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда для оценок личности тренера спортсменами, а так же самоотчета тренера о себе. В качестве методов диагностики эффективности спортсменов были задействованы: методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича в модификации О.М. Румянцевой [6]; регистрация показателей результативности -время заплывов на тренировке и соревнованиях (50 м вольный стиль); регистрация наличия и количества травм.

Результаты исследования. По данным диагностики стилей руководства тренеров и проверки с помощью критерия Манна-Уитни выборка была разделена на 2 группы - авторитарные тренеры (3) и спортсмены, тренирующиеся под их руководством (30); тренеры с более выраженным демократическим стилем руководства (3) и их ученики (31). Оценки личностных качеств тренера, полученные с помощью «Семантического дифференциала»

Ч.Осгуда были обработаны с помощью факторного анализа. Были выделены факторы оценки спортсменами качеств своего тренера. Пловцы, тренирующиеся под началом авторитарных тренеров склонны оценивать тренера по факторам его авторитета (21,8%), отношения власти (16,43%) и силы (13,80%). Ученики демократичных тренеров наряду с авторитетом (32,11%) выделяют коммуникабельность (13,95%) и самообладание (10,44%). Проверка различий между оценками спортсменов своего тренера и самооценками тренеров не обнаружили значимых различий.

Данные по методике М.Рокича были проверены на значимые различия с помощью критерия Манна-Уитни. Значимые различия в сфере терминальных ценностных ориентаций затрагивают сферу развлечений и приятного времяпрепровождения (0,021), а в сфере инструментальных ценностных ориентаций - смелость в отстаивании своего мнения (0,032) и целеустремленность (0,021). Помимо этого мы выявили средние ранги ценностных ори-ентаций для двух выборок и выделили те, что имеют наибольшую значимость. Для учеников как авторитарных, так и демократичных тренеров наибольшую значимость имеют ценности здоровья, воспитанность и дружелюбие.

Показатели результативности были ка-тегорированы по половой принадлежности, а так же уровню спортивного мастерства (разряды) и стандартизированы с помощью Т-баллов, что позволит нам сравнивать показатели результативности вне зависимости от квалификации и пола. Оценки количества травм так же были преобразованы с помощью Т-баллов.

Результаты многомерного дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что на результативность в процессе тренировки оказывают воздействие такие факторы, как стиль руководства тренера (0,001) и взаимодействие факторов стиль руководства и разряд спортсмена (0,002), стиль руководства и пол спортсмена (0,046). На результативность во время соревнований оказывают воздействие факторы пола и разряда (0,000). Взаимодействие факторов пола, разряда и стиля руководства тренера имеют тенденцию к значимым различиям в показателях результативности трениро-вок(0,008) и значимости ценности здоровья (0,051).

Обсуждение результатов исследования. Гипотеза о существовании значимых различий в показателях эффективности спортсменов в зависимости от стиля руководства их тренера нашла частичное подтверждение. Значимые различия в показателях эффективности лежат в сфере факторов, снижающих эффективность, как травмы и недостаточная значимость ценностной ориентации здоровья. Это может

быть объяснено тем, что авторитет тренера и его стремление к единоличному контролю процесса, свойственное авторитарному стилю руководства, приводит к перекладыванию спортсменом ответственности, в том числе и за свои травмы на плечи наставника [2]. Наибольшее воздействие стиля руководства тренера на эффективность спортсменов наблюдается в процессе тренировок, в то время как на соревнованиях большее значение приобретают другие факторы. Результативность спортсменов обеих выборок не выявила значимых различий, что мы можем трактовать одним профессиональным уровнем. Однако, учитывая, что показатели травм у учеников авторитарных тренеров выше, можно предположить, что для достижения ак-

усилий и во главу угла ставится достижение результата здесь и сейчас, а не сохранение здоровья и плановое повышение эффективности деятельности спортсмена, необходимое на данном этапе спортивной карьеры [1, 2].

Таким образом, эффективность спортивной деятельности пловцов на этапе спортивного самоопределения зависит от таких факторов, как стиль руководства тренера, значимость ценности здоровья и количество травм. Авторитарный стиль руководства тренера может способствовать снижению значимости ценностной ориентации здоровья, что приводит к большему количеству травм, снижению результативности и эффективности в долгосрочной перспективе.

туального уровня прилагается больше

Библиографический список

1. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Методическое пособие. - М., 2010. - 115 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: AKADEMIA, 2000.

4. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981. - 375 с.

5. Sophia Jowett, David Clark-Carter Perceptions of empathie accuracy and assumed similarity in the coach-athlete relationship British Journal of Social Psychology (2006), 45, 617-637 q. 2006 The British Psychological Society.

6. Румянцева О.М. Ценностные ориентации, как фактор самореализации личности в спорте. [Электронный ресурс]: Дис. Канд. психол. Наук: 19.00.01. - М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).

LEADERSHIP STYLE OF A COACH AND EFFECTIVENESS OF HIS STUDENTS

(CASE STUDY OF SWIMMING)

A.V. Kushniruk, psychologist

Republic specified children-youth sport school of olympic reserve in water sports (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article presents the research of correlation between leadership style of a coach and effectiveness of his students on the example of swimming. The research involved swimmers on differentiation stage of sport career. The hypothesis suggests that effectiveness of students-swimmers correlates with leadership style of their coach. Sportsmen whose coaches use democratic leadership style are more effective than students of authoritarian coaches.

Keywords: style of leadership, effectiveness, performance, value orientation, swimming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.